Графически объясните правописание слов с орфограммами

Урок на тему«Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания»(с презентацией)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Данный урок позволяет развить умение детей писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. У учащихся развивается орфографическая зоркость. Разнообразие форм и методов работы позволяет заинтересовать детей в изучении данной темы, делает урок занимательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_po_rus._yaz._orfogrammy.docx25.37 КБ
prezentaciya_po_rus._yaz._orfogrammy.ppt1.6 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания»

  1. Совершенствовать знания и способы деятельности учащихся в нахождении слов с изученными орфограммами корня, их последующей проверке и обозначении.
  2. Развивать внимание, мышление, орфографическую зоркость, познавательную активность.
  3. Воспитывать взаимоуважение, потребность в самовыражении.
  1. Организационный момент.
  1. У нас урок русского языка.
  2. Хочешь грамотным быть – учись думать .(слайд 1)

— Ребята, давайте посмотрим на барометр настроения (слайд 2).
— Кто считает, что с хорошим настроением получается любое дело?
— Чтобы наше настроение оставалось на протяжении всего урока таким же, нужно соблюдать 3 важных правила (слайд 3):

  1. Хочешь ответить — подними руку!
  2. Работай молча, не мешай другим!
  3. Уважай мнение товарища!

2. Орфографическая зарядка «Буквы спорят» (слайд 4).

Ска_ка, х_лодный, тр_ва, пры_ки, вх_дной, др_зды, варе_ки,сугро_.

— Нужно выбрать нужную букву, распределить слова по группам и обосновать свой ответ (слайд 5).
— 3. Формулирование темы. Определение задач урока.

— Как вы думаете, какова тема нашего урока? (слайд 6)
— Предположите, какие задачи будут стоять перед нами?

  1. Научиться видеть орфограмму в слове.
  2. Определять в какой части слова находится орфограмма.
  3. Вспомнить правило правописания.
  4. Графически обозначить эту орфограмму.

4.Актуализация опорных знаний

1.Какие разделы русского языка вы знаете?

2.В каких разделах русского языка изучаются эти понятия ( работа с блок – сигналами)

  1. звук – ( фонетика)
  2. запятая – (графика )
  3. ударение – (фонетика )
  4. орфограмма –буква –(орфография)
  5. слог – (фонетика)
  6. буква – (графика)

— Давайте вспомним, что называется орфограммой (это такое написание буквы в слове, которое нельзя определить на слух, написание по орфографическому правилу).
— Где встречаются орфограммы? (в словах и между словами).
— Как графически обозначаются орфограммы?
— Все ли орфограммы можно проверить?
— А теперь сами попробуйте сформулировать, что такое «орфография» (слайд 7)

Гг Вв вы ву ув вл ре ро

Гром в с…нт…бре предв…щает тёплую ос…нь.В л…су р…бята собирают маслята,б…ровики,сырое…ки.4(повест.,невоскл.,простое,распрост.,

  1. Назовите орфограммы, объясните написание.
  2. О чем надо помнить,собирая грибы?
  3. Выполните разбор предложения.
  4. (несколько учеников в это время работают с индивидуальными карточками)

Робко месяц смотрит в очи.(4.)

Вставь пропущенные буквы, запиши проверочные слова, выдели орфограммы.

Д…ждливый, захв…тить, ч…тать, просл…влять, площа…ка, ш…ептать, н…зина, з…рнистый.

6. Словарная работа.

1.- По известной поговорке именно к этому приёму пищи бывает «дорога ложка» (обед).
2.- Что грызла белка в «Сказке о царе Салтане…» ? (орехи).
3- Сторона горизонта, противоположная югу (север).
4.- Этот красный круглый овощ в сказке итальянского писателя Дж. Родари носит титул синьора? (помидор).
5.- Командир морского судна (капитан).
6.- Антоним слова «плохой» (хороший).
7.- Наука, изучающая взаимосвязи между живыми организмами и окружающей средой (экология).
8.- Назовите одним словом: тарелка, чашка, кастрюля (посуда).

— Какое слово лишнее? Почему? (хороший ).
9.- Синоним слова «починка» (ремонт) .(Знакомство с написанием, значением) (слайд 9).
— Запишите однокоренные слова .Выделите корень. Что можно сказать о правописании безударных гласных в однокоренных словах? (ремонтный, отремонтировать).
— Какие вывески можно увидеть в городе с этим словом?

(ремонт часов,авторемонт,ремонт обуви)

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе — хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

Мы дорожки подметаем (имитация движений)

Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)

Чтоб гуляя, малыши

Веселились от души! (подскоки на месте)

Ох, устали («обтереть пот со лба»)

домой скорей пойдем (шаги на месте

7.Работа с учебником (групповая работа) (с.25 №30).

Как-то ночью пришёл первый заморозок. Он надышал холодом на стёкла в доме, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звёзды как будто обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука — пастуший рожок пел в темноте. Я оделся и вышел в сад.

(По К. Паустовскому)

— Определите тему текста.
— Озаглавьте текст («Первый заморозок», «Холодное дыхание зимы»).
— Какой изобразительно – выразительный литературный прием использует писатель в первом абзаце? (олицетворение).

Паустовский необычно описал наступление первых заморозков. — Назовите глаголы, которые использует для этого автор. Заморозок изображен как живое существо: он (что сделал?) пришел, надышал, посыпал, захрустел). Звезды , как люди (что сделали?) обрадовались, сверкали

В каком значении употреблены все глаголы? (в переносном)

Работать будем в группах по четыре человека по заданию.(в учебнике)

8. Игра «Угадай слово» (слайд 10)

— Прочитайте транскрипцию, правильно запишите данные слова.

[кан’эц], [м’эсный], [нарошна], [пахот], [шыр’], [ч’эсный’].

9.Работа с тестом.

Какие умения вы развивали сегодня на уроке?(умения писать слова с изученными орфограммами)

— Назовите эти орфограммы.
— Что показалось наиболее трудным во время работы на уроке?
— У кого не изменилось положение стрелки на барометре настроения? (слайд 11)

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания».

Тема урока: « Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания ».

1. Учить детей различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения, научить учащихся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных.

2. Отрабатывать умение распознавать тип склонения, падеж существительных. Систематизировать существенные признаки имени существительного как части речи

3. Развивать умение применять полученные теоретические знания в стандартных и нестандартных ситуациях.

4. Создавать условия для развития творческого потенциала учащихся, их логического мышления, памяти, внимания через организацию дифференцированной и групповой работы на уроке, использование средств обратной связи, обучение выбору рационального способа для решения учебных задач, через смену видов деятельности.

5. Развивать речь детей через работу с пословицами , при объяснении выбора буквы в орфограмме.

6. Формировать эмоциональное отношение к изучению родного языка через игровой сюжет.

7. Совершенствовать каллиграфические умения.

8. Развивать прогностическую самооценку детей, итоговый взаимо- и самоконтроль.

9. Провести пропедевтическую работу по профориентации через знакомство с профессией учитель.

10. Воспитывать чувство взаимопомощи, сочувствия к чужим ошибкам, ответственности за порученное дело.

-совершенствовать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных;

— усвоить особенности родительного, дательного и предложного падежей;

— закрепить знания об именах существительных.

развивать орфографическую зоркость;

— развивать устную и письменную речь;

— развивать внимание, словесно-логическую память.

— воспитывать интерес к предмету;

-воспитывать здоровый образ жизни;

— воспитывать умение слушать и слышать одноклассников.

— воспитывать навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе.

— откорректировать пробелы в знаниях по теме: «Безударные окончания имён существительных».

Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, задания н а доске, карточки, памятки для слабых детей.

Этап подготовки к восприятию нового материала на уроке.

Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:

«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».( слайд 1)

− Как вы ее понимаете?

Дети. Мы узнаем что-то новое.

У. Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобиться этот сундучок, чтобы пользоваться нашими знаниями.

2. Проверка домашнего задания.

На дом дети получили задание «Конкурс почерков». На листочках нужно было красиво и грамотно выполнить упражнение. Работа оценивается жюри.

Учитель: Открываем тетради, записываем число, классная работа.

3 . Актуализация опорных знаний. Словарно-орфографическая работа.

Цель: создание условий для совершенствования знаний об изученных орфограммамах .

-А начнём мы с коррекции своего почерка. Сегодня мы вспомним способы соединения букв в сочетании «оро».

(Учитель показывает на доске написание сочетания букв «оро» с нижним и верхним соединением)

— Прочитайте предложение, обратите внимание на соединение букв:

Сто сор…к и сто сор…к будет двести сор…к. (слайд 2)

-Верно ли это высказывание? (Ответы детей)

-Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным? ( Сделать в слове «сорок» ударение на второй слог, тогда это слово будет обозначать не число, а название птицы)

-Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без постановки ударения непонятно было, что обозначает слово «сорок»; слова имеют разное значение, читаются по-разному, а пишутся одинаково)

— Красиво запишите всё предложение в тетрадочку. (Дети пишут)

— Не забудьте себя проконтролировать.

1). Предлагаю вам зашифрованные слова. Попробуйте их расшифровать

а) налп. , синр. ка, бл. яко, порт. , род.н, т.ресин, плёц.нок, р.сад, шёл.п

( ПЕНАЛ, РОСИНКА, ЯБЛОКО, ТОПОР, НАРОД, ИНТЕРЕС, ЦЫПЛЁНОК,АДРЕС, ПОШЁЛ ) (СЛАЙД)

— Какое правило объединяет данные слова? (безударные гласные)

— Подумайте и назовите слово, которое по – вашему мнению,«лишнее».

-Обоснуйте ответ. ( пошёл)

— А на какие группы можно разделить оставшиеся слова? ( Безударные гласные проверяемые и непроверяемые)

б) Работаем со словами, которые на доске.

— Выделите слова 2 склонения ( пенал, яблоко, топор, народ, интерес, цыплёнок, адрес)

— Соедините первые буквы имён существительных 2 склонения по порядку их написания.

— Какое слово получилось? ( ПЯТНИЦА) (СЛАЙД)

— Охарактеризуйте это слово: ( сущ. , ж. р. , 1скл.)

-Запишите это слово.

— Можно ли проверить написание гласной в корне слова?

— Какую крылатую фразу вы знаете со словом «ПЯТНИЦА» ?

Семь пятниц на недел.. (СЛАЙД)

— Когда так говорят? (когда человек часто меняет своё решение)

-Всё ли написано на доске? ( нет, в последнем слове нет окончания)

4. Повторение теоретических сведений об имени существительном

1. Какая часть речи называется именем существительным?

а) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?;

б) Имя существительное – это часть слова, которая обозначает предмет.

а) Изменение имен существительных по падежам;

б) Изменением имен существительных по родам?

3. Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?

а) с помощью рода и окончания.

б) с помощью проверочного слова

4.Какая группа слов относится к 1 склонению ?

а) яблоко, лимон, помидор

б) слива, дядя, вишня.

5 .Какая группа слов относится ко 2 склонению?

а) окно, автомобиль, товарищ

б) зима, весна, суббота

6.Какая группа слов относится к 3 склонению?

а) морковь, печь, степь

б) снегирь, день, пень

Таблица раздается каждому учащемуся.

5.Работа по теме урока.

1. Подготовительная работа ( помогает ученикам освоить признаки проверочных слов и собрать нужные примеры)

– Распределите слова по столбикам в соответствии со склонением. Выделите в них окончания и покажите, где возможно, что они ударные.

Печь, земля, окно, стена, стол, степь, огонь, рука, рукав.

2.Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи

Рука, плечо, грудь, бочка, небо, шерсть

Внимательно прочитайте задание и “шаг за шагом” выполните работу.

Укажите склонение, к которому относится слово.

Измените данные существительные по падежам.

Выделите окончания. Если не знаете, какую букву писать, ставьте знак “?”

— Легко ли было определить, какую букву писать в окончании существительных? (предположение детей)

— В каких словах окончание не вызвало затруднений? Почему? (Рука, плечо, грудь. В данных словах окончание ударное, мы ясно слышим звук.)

— В каких словах появилось сомнение в написании окончаний? Почему? (Бочка, небо, шерсть. Окончания безударные, на месте безударного гласного звука при письме есть опасность выбрать не ту букву)

— В каких падежах легче всего допустить ошибку? ( В родительном, творительном, дательном и предложном падежах.)

— Где еще может находиться безударная гласная? (В корне)

— Как вы будете действовать? ( подобрать такое слово, в котором тот же корень, что и в проверяемом, но опасное место стало безопасным )

— Правильно, узнав букву в проверочном слове, надо написать ту же букву в проверяемом.

— А как проверить её в окончании? Можем сразу ответить на этот вопрос? Почему? ( Нет, не знаем правило проверки.)

— Определите цель нашего урока. (Узнать правило проверки безударных падежных окончаний имён существительных.)

— Давайте воспользуемся уже знакомым нам способом действия – безударный гласный проверяю ударным — для решения орфографической задачи не только в корне, но и в окончании. Для этого мы должны действовать по алгоритму:

1. Определить тип склонения.

2. Подставить на место проверяемого проверочное слово того же склонения в той же форме.

3.Написать в окончании слова ту же букву, что и в окончании проверочного.

Вывод: Проверочным для безударного окончания имени существительного будет слово того же склонения, в том же падеже, что и проверяемое, но с ударным окончанием.

— Как будем действовать, чтобы решить орфографическую задачу в окончании имен существительных?

3.Работа с учебником: сверим полученные знания с правилом в учебнике. ( Дети читают правило и сравнивают свои выводы с ним ).

4.Работа по применению алгоритма решения орфографических задач в безударных падежных окончаниях имен существительных

Мальчик – иностранец не воспользовался памяткой «Как узнавать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных» и допустил ошибку в рассуждениях, что привело к неверному написанию:

6.Физкультминутка для глаз.

— Вы согласны с такой проверкой? Какое различие между проверочным словом и проверяемым он не учел?

5.Работа с пословицами. Упражнение в проверке безударных падежных окончаний имен существительных.

А теперь давайте поиграем.

Игровая задача: Найти окончания некоторых слов в поговорках.

Содержание игры: “Окончание – очень изменяемая, подвижная часть слова. Она легко может потеряться. Применив новые знания, решите орфографическую задачу. Для нахождения верного ответа, выполните вслух (шепотом) развернутое рассуждение ”.

Собирай по ягодк_ – наберёшь кузовок. Без букваря и грамматик_ не учатся и математик_ . Капля по капл_ и камень точит. Букварь – к мудрост_ ступенька.

— Какие правильно действовать, чтобы не ошибиться в написании безударного падежного окончания имен существительных ?

— Кому было легко выполнить это задание, поставьте на полях отметку зеленого цвета, а кому трудно – красного.

— Молодцы! Вы очень внимательны.

1.- Что ж, отдохнули и со свежими силами продолжаем работу. Разделимся на группы. Чтобы мы могли, как можно лучше ориентироваться в материале, некоторым из вас будут выполнять роль ученика. А те, кто умеют и любят исправлять чужие орфографические ошибки, попробуют себя в роли зам.учителя. Не останутся без работы и учителя. Вы получите индивидуальные задания. Подходите к столу и выбирайте себе любое задание. Задания выполняли ученики других классов. На доске прикреплены конверты с заданиями.

1.Прочитай и отметь орфограммы _ или .

Утром выпал снег. Закружились в воздухе пушистые снежинки. Они укутали белым покрывалом землю. Тонким ледком покрылась речка. Она притихла и уснула, как в сказке.

2. Запиши предложения, оставляя «окошки» на месте орфограмм гласных и согласных слабых позиций.

3. Посмотри нужные буквы и ручкой другого цвета вставь их в «окошки»

После окончания относите свои работы жюри и переходите к тексту № 188, с.21

1.Исправь ошибки, запиши правильно словосочетания.

Красная помидора, новый полотенец, упала грабля, вкусный вермишель, серый мышь, новый туфель, мое фамилие, много пальтов.

2. Разбери одно из существительных как часть речи.

После окончания относите свои работы жюри и переходите к тексту № 188, с.21

1.Дополни предложения подходящими по смыслу существительными, чтобы получился связный рассказ. Озаглавь.

Брат меня и маму катал на ___________ по тихой реке. Брат ловко работал ______. На воде тихо качались белые __________, желтые _________. Берега реки утопают в __________. Хорошо летом на реке!

2.Выполни звуко –буквенный разбор слова белые.

После окончания относите свои работы жюри и переходите к тексту № 188, с.21

Проверка: Кто хочет отдать свою работу на проверку жюри? (выборочно 3-4 тетрадочки, у жюри есть правильные варианты текстов).

1)На доске записаны словосочетания с пропущенными окончаниями. Решите орфографическую задачу, определите, какая гласная пропущена. Эту гласную напишите под соответствующей цифрой.

На ветк_ сирен_, в театр_ на спектакл_, из жизн_ девочк_, от пристан_ до деревн_, около грядк_, по тропинк_ к дач_.

(1 Е, 2 И, 3 Е, 4 Е, 5 И, 6 И, 7 И, 8 И, 9 И, 10 Е, 11 Е)

2) Мы уже говорили, что быть внимательным надо всем. Но, к сожалению, таким не оказался тот, кто писал следующее предложение. (Оно записано или на доске ). Что же здесь должно быть написано? Догадались?

— о – ч – л д- л — г – л – й — м – л — ! (Кончил дело – гуляй смело!)

— Я думаю, ваше настроение не изменится и при выполнении домашнего задания, потому что оно тоже сегодня интересное и необычное: подобрать четверостишие, в котором есть существительные с безударным падежным окончанием . А еще расскажите дома, как узнать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных?

10.Подведение итогов урока Рефлексия

— Кто не боится безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных?

— Кто научился решать орфографическую задачу в безударных падежных окончаниях имен существительных?

— Как будете действовать, если у существительного безударное окончание?

— Как узнать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных?

— Чья работа на уроке заслуживает высокой оценки? А кому надо быть активнее?

— Напоследок мне бы хотелось узнать ваше мнение об этом уроке. Покажите жюри, что вам понравилось? Если ответ неоднозначный, можно показать сразу несколько оценок.

У каждого на парте лежат оценки и соответствующие высказывания:

Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 1. Лекции по орфографии

Зачем нужны учебники по орфографии? С одной стороны, правила письма под ред. Лопатина или Розенталя всегда можно найти на сайте ГРАМОТА.РУ, но это всего лишь справочник, то есть сборник частных ответов (как писать?) обычно безо всякой мотивации принятого решения. В то же время русское письмо имеет строго системное построение, и лучший способ изучить предмет – это понять законы его устройства. Тогда вы будете знать правила, не заучивая их, и успешно пользоваться ими на практике.

Оглавление

  • О новой школе орфографии
  • Вводная лекция.. Основы русской орфографии
  • Лекция 1. Графические орфограммы
  • Лекция 2. Правописание гласных и согласных в корне слова

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 1. Лекции по орфографии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция 1. Графические орфограммы

Графические орфограммы, или орфограммы письма, связаны с системой обозначения звук-буква Причиной графических орфограмм является неоднозначное соответствие между звуком и его буквенным обозначением в ряде частных случаев. К тематике графических орфограмм относится: особенности употребления гласных О/Ё и Э/Е, гласные после шипящих и Ц, разделительные мягкий и твердый знаки.

Материал состоит из трех разделов:

1. Особенности употребления гласных букв О/Ё и Э/Е

2. Гласные после шипящих и Ц

3. Мягкий и твердый знаки в русской графической системе

Раздел 1. Особенности употребления гласных О/Ё и Э/Е

Раздел включает следующие темы:

С одной стороны, парные гласные буквы в русском языке составляют симметричную систему А/Я, О/Ё, У/Ю, Э/Е, Ы/И, с другой стороны, «молодые» гласные буквы Э и Ё не справляются со своей работой в полной мере, поэтому между парными гласными О/Ё и Э/Е существуют дополнительные связи: чередование Е/Ё и О/Е (темнеть — тёмный, красного/синего), а также написание буквы Е, а не Э после твёрдых согласных (кафе, теннис).

Буква Ё была создана для обозначения мягкого варианта ударного звука О, который появился в результате окончательного закрепления в языке особого фонетического чередования гласных звуков, например: село — сёла, ледяной — лёд (раньше говорили ледяной — лед).

Возникнув в разговорной речи, новое произношение во второй половине XVIII века стало активно проникать в литературный язык. В жанрах высокого стиля, например в трагедии, оно долгое время считалось недопустимым, дольше других чтение Е сохраняется и в философской лирике. Но постепенно вариативность исчезает, мягкий ударный звук О окончательно закрепляется в языке.

Сначала для обозначения мягкого ударного звука применяли сочетание букв IO. Как считается, буква Ё стала известной благодаря Карамзину, который первым стал использовать ее в своих произведениях. Звук, обозначаемый буквой Ё, в конце концов утвердился в языке, что нельзя сказать о букве Ё. С одной стороны, «неблагородное» происхождение буквы не способствовало ее распространению. Кроме того, чередование Е/Ё можно было просто не отражать на письме, да и для набора буквы Ё требовались дополнительные материальные затраты.

Таким образом, в текстах конца 19 века буква Ё, как правило, читается, но не пишется. Реформа орфографии 1918 года закрепила за буквой Ё седьмое место в русском алфавите из 33 букв, однако обязательной она так и не стала. Правила русской орфографии и пунктуации 1956 года обязали использовать букву Ё только при наличии вариантов при её чтении.

Тема 2. Гласные О/Е/Ё

Пока в русском языке не было гласной Ё, гласные О/Е составляли фонетическую пару, где О использовалась после твердых, а Е — после мягких согласных, что сохраняется и в современном языке: красного — синего (окончание ОГО/ЕГО), сосновый — тюлевый (суффикс ОВ/ЕВ). Таким образом, гласные О/Е обеспечивают возможность присоединения окончания или суффикса к любой основе — мягкой или твердой.

Буква Ё фактически просто дополнила группу букв О/Е, которая теперь стала включать три буквы О/Е/Ё: О пишется после твердых согласных в ударной и безударной позиции, Е — после мягких согласных без ударения, а Ё — после мягких согласных под ударением.

Практически в современном языке взаимосвязь трех букв О/Е/Ё используется в двух случаях: для проверки безударной гласной Е в корнях с чередованием Е/Ё, например: метель — мёл, нести — нёс, а также для проверки безударных окончаний существительных и прилагательных: в синем море (каком?) — из окончаний ОМ/ЕМ выбираем мягкий вариант ЕМ, но: за синим (каким?) морем — окончание ИМ.

Проверка в данном случае является косвенной, а не прямой. Это означает, что мы не пишем в безударной позиции буквы О или Ё, как в ударной позиции, а просто относим проверяемый смысловой звук О к группе гласных букв О/Е/Ё и поэтому обозначаем его буквой Е.

Тема 3. Гласные Э/Е

§1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Буква Э (так называемое «Э оборотное») — сравнительно «молодая» буква в русском алфавите: она появилась лишь в XVIII веке, вскоре после установления гражданской азбуки, при этом, по сравнению с буквой Е, она стала обозначать чистый, нейотированный звук.

Первоначальное назначение Э — это употребление в начале слова или после гласной (этот, эх, поэтому, поэт), в том числе в иноязычных собственных именах (Эдисон, Суэц). Несмотря на неприятие этой буквы некоторыми писателями и учеными, она не только закрепилась в русской графике, но и стала писаться после согласных в иноязычных словах (мэр, сэр). В то же время буква Э так и осталась буквой с ограниченными возможностями, так как в большинстве случаев для обозначения звука Э после согласных ее заменяет буква Е.

2. В исконно русских словах мягкий вариант звука Э употребляется после мягких согласных и обозначается буквой Е, например: лес, дети. Твердое произношение гласного Э характерно для заимствованных слов, с чем и связано ограничение возможностей буквы Э. Заимствованное слово в начальный период обычно произносится с твердым Э и как бы примеряет для себя письменную форму Э или Е.

Окончательный выбор зависит от многих причин — фонетических и графических. В некоторых случаях (достаточно редко) письменная форма Э закрепляется в языке (как и твердое произношение), в других — пишется буква Е, а произношение гласного может меняться от твердого к мягкому. В заключение делается и этот выбор — слово окончательно вписывается в фонетическую и графическую систему языка.

Именно подобные колебания при выборе фонетической формы заимствованных слов не позволяет навести строгий порядок в написании букв Э и Е, а также в произношении соответствующих им звуков.

§2. ГРАФИЧЕСКАЯ ОРФОГРАММА: ПРАВИЛО ВЫБОРА ПАРНЫХ БУКВ Э/Е

1. Общий принцип решения

Общее решение орфограммы состоит в следующем. Из слов, в которых встречаются буквы Э и Е, следует выделить те варианты, в которых эти буквы пишутся по слуху и поэтому не являются орфограммами. Далее для всех остальных случаев, где произношение не совпадает с написанием, устанавливается правило выбора нужной буквы.

2. Написание буквы Э по слуху

А) Буква Э в начале слова и после гласных обозначает гласный звук Э:

этот, экран, эпитет, эра, эта, этикет — в начале слова,

маэстро, поэма, менуэт — после гласных,

антиэстетический, полиэфирный — в том числе после приставок на гласную И.

Б) Буква Э после согласных обозначает звук Э и твердость предыдущего согласного:

пэр, сэр, мэр, пленэр, рэкет, фэнтези — после твёрдых согласных в мало обрусевших словах иноязычного происхождения,

сэкономить — после приставки на согласный,

бромэтил, трёхэтажный — в сложных словах,

политэкономия, медэксперт, санэпидемстанция — в сложносокращённых словах,

нэп — в аббревиатурах.

3. Написание буквы Е по слуху

А) Буква Е в начале слова и после гласных обозначает йотированный гласный звук Э:

ель, ездить, единый — в начале слова, приехать, поездка — после гласных.

Б) Буква Е после согласных обозначает звук Э и мягкость предыдущего согласного: дети, тема, река, сеть.

4. Буква Е заменяет букву Э (написание не соответствует произношению)

А) Буква Е после твёрдого согласного

Буква Е используется для обозначения гласного звука после твердых согласных во многих словах иноязычного происхождения, например:

адекватный, альтернатива, антенна, артерия, ателье, атеист, бижутерия, бизнес, бифштекс, бренди, бутерброд, гротеск, детектив, идентичный, инертный, индекс, интервал, интенсивность, интервью, картель, кабаре, конденсат, контейнер, компьютер, лазер, лотерея, модель, панель, пантера, партер, продюсер, регби, реле, свитер, стенд, тезис, тембр, тенденция, темп, турне, тире, шедевр, шимпанзе, шоссе, эстет.

В случае затруднения следует уточнить выбор мягкого или твердого варианта чтения буквы Е по словарю.

Б) Буква Е после гласных для обозначения нейотированного звука Э

В соответствии с правилами графики, нейотированный гласный звук Э после гласной обозначается буквой Э: поэт, менуэт, маэстро, каноэ.

Однако и здесь буква Е стремится потеснить букву Э, а именно: буква Е пишется после гласного при отсутствии звука Й, характерного для этой позиции, при этом возможны следующие варианты:

проект, проекция, траектория — после гласного нет звука Й, произносится «смягченный» вариант звука Э,

Смягченный» вариант звука Э обычно произносится после гласной верхнего подъема И: пациент произносится Э после И;

аудиенция, реквием, иероглиф — вариантное произношение (Э или Е) после И.

5. Как эти правила применяются на практике

Буква Е обычно пишется как после твердых, так и после мягких согласных, небольшое количество слов с буквой Э после согласной (пэр, сэр, мэр, пленэр, рэкет, фэнтези) следует считать словарными и держать под контролем. В каждом случае лучше понять, почему выбран графический вариант Э, при этом чаще всего слово с Э необходимо отличить от парного фонетического слова с Е, например сер — сэр.

После гласной буква Э также встречается не часто (маэстро, поэма, менуэт), в этом случае йотированный или смягченный вариант произношения исключены.

Раздел 2. Гласные после шипящих и Ц

Раздел включает следующие темы:

1. Общий принцип решения

2. Выбор О (Ё) /Е после шипящих и Ц

4. Сочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ

Тема 1. Общий принцип решения

1. Как уже говорилось, твёрдость или мягкость согласных звуков в русском языке обозначается с помощью парных гласных букв А — Я, О — Ё, У — Ю, Э — Е, Ы — И, если за согласным звуком следует гласный звук: мал — мял, вол — вёл, лук — люк, сэр — сер, мил — мыл. После всегда твёрдых Ж, Ш, Ц и всегда мягких Ч, Щ гласный звук может быть обозначен любой из парных гласных букв, что и является причиной орфограммы. Таким образом, появляется определенная степень свободы, с которой неизвестно что делать.

2. Общий принцип решения орфограммы заключается в том, что для шипящих и Ц действует единое правило выбора гласных, при этом твердость или мягкость непарных звуков Ж, Ш, Ч, Щ, Ц не обозначается на письме.

Правила выбора гласных удобно показать с помощью таблицы, на которой изображаются пять гласных звуков: А, О, У, Э и Ы/И и под ними гласные буквы 1-го и 2-го ряда. Первый ряд составляют буквы А, О, У, Е, И, это основной ряд. Туда вошли нейотированные гласные А, О, У, гласная Е (она главная в паре Э/Е) и гласная И, которая соотносится с фонемой И, состоящей из двух звуков Ы/И. Фактически первый ряд гласных — это 5 гласных фонем. Во второй ряд входят йотированные гласные Я, Ё, Ю, а также буквы Э и Ы.

Формулировка общего решения следующая:

Для обозначения гласных звуков после шипящих и Ц в основном используются буквы первого ряда, как основного; употребление букв второго ряда требует обоснования (речь идет о буквах Ё и Ы).

Буквы второго ряда Э, Ю, Я после шипящих практически не употребляются, кроме трех слов-исключений: жюри, брошюра, парашют, а также некоторых имен собственных (на схеме эти буквы можно зачеркнуть).

Особое место в таблице занимает буква Е, которая в группе гласных О/Ё/Е используется для обозначения безударного мягкого варианта звука О в окончаниях и суффиксах ОМ/ЕМ, ОГО/ЕГО, О/Е, ОВ/ЕВ, при этом в правилах обычно указывается, что буква Е пишется в безударной позиции после мягких и шипящих согласных.

Тема 2. Выбор О (Ё) /Е

после шипящих и Ц

§1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Эта орфограмма считается самой сложной из всех графических орфограмм и для решения, и для применения. Но решение уже состоялось, и это блестящее решение, что-либо менять в нем не имеет смысла.

А) В этой орфограмме соединены две нестандартные темы: неполная симметрия гласных О/Ё/Е и непарные по мягкости/твердости звуки шипящие и Ц. В конечном счете в правиле было учтено действие всех факторов.

Во-первых, правила соответствуют современной трактовке, а именно при отсутствии необходимости обозначать мягкость/твердость предыдущего согласного буквами обозначаются гласные фонемы, соответствующие 1-му ряду гласных букв.

Во-вторых, была учтена историческая традиция написания гласных после шипящих, а также частные особенности: историческое чередование Е/Ё в корне слова, отсутствие буквы О в глагольных окончания (несёт, течёт).

В-третьих, была сохранена историческая общность пяти звуков: все они когда-то были мягкими, и память об этом сохраняется в языке в виде редукции гласных после шипящих и Ц по мягкому варианту, когда звук О после твердых Ж, Ш, Ц в безударном положении произносится как Ы вместо ожидаемого А (ж (ы) леть, рыж (ы) ватый).

Б) Обобщенная формулировка решения довольно проста, ею удобно пользоваться. Правило звучит следующим образом:

Выбор гласной в ударной позиции

При выборе О/Ё после шипящих и Ц под ударением гласная второго ряда Ё пишется в двух случаях:

во-первых, в корне слов с чередованием Е/Ё: шёпот — шептать, щёки — щека.

во-вторых, в суффиксах и окончаниях глаголов и глагольных форм: бережёт, печёный, освещённый.

В остальных случаях под ударением пишется гласная первого ряда О, а именно:

в корнях без чередования Е/Ё (шорох, шов),

в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий (снежок, горячо),

а также во всех случаях после Ц (цокот, танцор, перцовый).

Выбор гласной в безударной позиции

В безударной позиции произносится редуцированный гласный звук И Э (Ы Э ), который на письме обозначается буквой Е: снежок — овражек, танцевать — пританцовывать.

В) Обоснование правила

В обоих случаях при выборе гласной 2-ого ряда Ё после шипящих применяется так называемый «интегрирующий» принцип орфографии (выбор одинаковой формы написания для слов со сходными грамматическими признаками):

Написание буквы Ё в корнях с чередованием Е/Ё позволяет выбирать гласные после шипящих по общему правилу для корней такого вида (чёрный — чернеть, тёмный — темнеть). Эти гласные взаимно проверяют друг друга в двух орфограммах: «Выбор О/Ё после шипящих в корне слова» и «Проверка безударной гласной Е».

Написание буквы Ё в суффиксах и окончаниях глаголов и глагольных форм соответствует их общей форме написания (буква О никогда не пишется в глаголах, причастиях и отглагольных прилагательных, при этом твердый согласный в основе всегда заменяется мягким): несёт — течёт, унесённый — отвлечённый.

Рассмотренный принцип позволяет встроить шипящие в общую систему правописания, используя минимальное количество специальных правил и сохраняя привычный зрительный образ слова.

В практической орфографии общее правило выбора О (Ё) /Е после шипящих и Ц удобно разделить на две отдельные темы: О/Ё после шипящих и О/Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях различных частей речи. В то же время следует помнить, что эти орфограммы составляют единое правило с приведенной выше обобщенной формулировкой.

§2. ГРАФИЧЕСКАЯ ОРФОГРАММА: О/Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ УДАРНОГО ЗВУКА О

Выбор гласной О/Ё в корнях и суффиксах делается по разным правилам.

1. Выбор О/Ё после шипящих в корне слова

Буква Ё в корне слова пишется при наличии чередования Е/Ё, что характерно для большинства корней (около 40 морфем), например: дешёвый — дешевле, жёлудь — желудевый, причёска — причесать, щёлкать — щелчок.

Буква О пишется в остальных случаях, то есть при отсутствии чередования Е/Ё. Таких корней меньшинство (около 20 морфем), например: крыжовник, капюшон, шов, шорох, чопорный.

2. Выбор О/Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях (зависит от части речи)

А) Буква Ё пишется в суффиксах и окончаниях глаголов и глагольных форм:

зажжёшь, испечём, течёт окончание глаголов,

выкорчёвывать, растушёвывать суффикс глаголов ЁВ +ЫВА,

учёный, бережёный, тушёный, зажжённый, запрещённый суффиксы ЁН/ЁНН отглагольных прилагательных и причастий,

зажжён, запрещён, испечён суффикс ЁН кратких причастий,

В том числе буква Ё пишется в существительных, в основе которых сохраняются глагольные суффиксы: ночевать ночёвка, выкорчёвывать выкорчёвка, тушёный тушёнка, жжёный жжёнка.

Б) Буква О пишется в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий:

крючок, медвежонок, девчонка, одежонка, трещотка, мелочовка, чащоба — суффиксы существительных ОК, ОНОК, ОНК, ОТК, ОВК, ОБ,

грошовый, парчовый суффикс прилагательного ОВ,

плащом, этажом, свечой окончания существительных ОМ, ОЙ.

3. Выбор О после Ц во всех формах

После Ц ударный звук О обозначается только буквой О:

цокот, цоколь — корень слова,

пританцовывать, развальцовывать глагольный суффикс ОВ+ЫВА,

танцор, танцовщик суффиксы существительных ОР, ОВ+ЩИК,

перцовый, свинцовый суффикс прилагательных ОВ,

кольцом, озерцо, мудрецов окончания существительных ОМ, О, ОВ,

4. Исключения и особые случаи

Буква Ё как исключение пишется в наречии ещё, а также в слове учёба и в существительных с суффиксом ЁР, образованных от глаголов (стажёр, ретушёр, дирижёр). Эти слова предлагается запомнить.

Но новая школа объясняет все исключения, причины же здесь разные.

ЕЩЁ. В непроизводном наречии «ещё» буква Ё пишется в корне, а не в суффиксе. Для сравнения: общий — общо (суффикс О пишется по правилам).

УЧЁБА. Для образования существительных, называющих действие и мотивированных глаголами, используются суффиксы Б/ОБ: бороться — борьба, молить — мольба, злиться — злоба, поэтому этот суффикс не относится к группе суффиксов с чередованием О/Ё/Е. (Следует отметить, что существовал начальный вариант слова с кратким гласным: учить — учьба).

СТАЖЁР, РЕТУШЁР, ДИРИЖЁР в этих словах буква Ё пишется по аналогии со словами гравёр, боксёр, лифтёр после мягких согласных.

5. Парные буквы О/Ё применяются для различения форм глагола ЖЕЧЬ и однокоренных с ним существительных, при этом буква Ё пишется в глаголах, а буква О пишется в существительных, а также в образованных от них словах:

ожёг руку, сжёг рукопись, поджёг сарай — буква Ё в корне глаголов,

ожог на руке, поджог сарая, ожоговый центр, изжога — буква О в корне существительных и прилагательных.

§3. ГРАФИЧЕСКАЯ ОРФОГРАММА: О/Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

1. Буква Е является универсальной заменой гласной фонемы О в безударной позиции после шипящих и Ц, то есть пишется во всех частях слова и во всех частях речи. Но это правило особенно актуально именно для суффиксов и окончаний, так как в корне слова встречается написание безударной гласной О, не имеющей отношения к этому правилу (шоколад, шофер).

Как уже говорилось, в определенный исторический период шипящие и Ц были мягкими, и «мягкие» привычки они сохранили до нашего времени. Общий характер шипящих и Ц проявляется в том, что в большинстве случаев они редуцируются в безударных позициях по мягкому варианту: ударный звук О чередуется с безударным редуцированным звуком И Э (Ы Э )на письме он соответствует букве Е: жёлтый — ж (ы Э ) лтеть, чёрный — ч (и э ) рнеть, горош (ы Э ) к, рыж (ы Э ) ватый.

Примечание. В то же время для шипящих возможно и «твердое» поведение: твердый вариант редукции О→ Λ в корне, а также написание О не только в ударной, но и в безударной позиции:

шок — Ш (Λ) кировать, ш (Λ) колад. Эти варианты характерны для слов более позднего происхождения, когда Ж, Ш, Ц стали «считать» себя твердыми.

2. При выборе О/Е (для наглядности применения правила) можно составить парные варианты слов для ударной и безударной позиции гласных, например:

холщовый вещевой, ежовый ножевой, образцовый ситцевый, рыжеватый — молодцеватый суффиксы прилагательного ОВ/ЕВ, ЕВАТ,

мышеловка, лучезарный — соединительная гласная Е,

В суффиксах глаголов после Ц также пишется О или Е: танцевать — пританцовывать. Для сравнения: в суффиксах глаголов после шипящих происходит чередование Е/Ё: корчевать — выкорчёвывать, растушевать — растушёвывать — здесь выделяются суффиксы ЕВА и ЁВ+ЫВА.

3. Проверка безударной гласной Е после шипящих и Ц

Согласно общему принципу русской орфографии, гласные в безударной позиции обязательно проверяются. Как уже говорилось, в русском языке большинство окончаний и суффиксов на О имеют парный мягкий безударный вариант на Е: ОГО/ЕГО, ОВ/ЕВ, ОВА/ЕВА, О/Е, которые следует отличать от окончаний и суффиксов на И, например:

в свежем сене (в каком?) из ОМ/ЕМ выбираем ЕМ как мягкий вариант после шипящих, но: со свежим хлебом (с каким?), пишется окончание ИМ.

Тема 3. Графическая орфограмма: Ы/И после Ц

1. О традиции написания

Звук Ц в древнерусском языке был мягким, его отвердение началось в 14—15 веках и к 17 веку отразилось на письме: отцы, улицы, бледнолицый, лисицын, а также цыган, цыпленок, на цыпочках. Однако в словах, пришедших в русский язык позже (цирк, циркуль), а также в основе слов на ИЯ (станция, милиция) пишется буква И.

Таким образом, выбор буквы второго ряда Ы после Ц для обозначения звука Ы является чисто традиционным: буква Ы пишется в корнях 4-х исконно русских слов, а также в некоторых русских морфемах. В остальных случаях звук Ы после Ц обозначается буквой первого ряда И. Современное употребление буквы Ы частично соответствует дифференцирующему принципу, отличая русскую лексику от заимствованной.

2. Немного истории

Отметим, что написание И в таких словах, как циновка, цирюльник, цифра, панцирь, было установлено только Правилами 1956 года, а в проекте реформы 2001 года рекомендовалось вовсе исключить все написания Ы после Ц: циган, огурци. Также интересно, что до реформы 1918 года на месте современной буквы И после Ц писалась буква I с точкой (И десятеричное): медицiна, станцiя.

3. Правило выбора Ы/И после Ц

Правило выбора Ы/И после Ц запомнить несложно, ввиду его симметрии (по три позиции в каждом случае):

А) Буква Ы после Ц пишется:

В 4-х словах-исключениях цыган, цыплёнок, цыц, на цыпочках, а также в производных словах: цыганский, цыплячий, цыкнуть.

В суффиксе прилагательных ЫН: лисицын, царицын.

В окончаниях существительных и прилагательных: бойцы, страницы, молодцы, смуглолицый.

Б) Буква Ы после Ц пишется в остальных случаях, а именно:

В корнях остальных слов: цирк, циркуль, медицина, мотоцикл, дефицит.

В основе слов на ИЯ: акация, станция, демонстрация (буква И входит в основу слова).

В суффиксах ИСТ, ИЗМ, ИРОВА: публицист, классицизм, практицизм, провоцировать.

Безударный гласный после Ц следует проверять всегда, кроме тех слов, которые указаны в правиле (цыган и существительные на ИЯ).

Орфограмма «Выбор Ы/И после Ц» в безударной позиции гласного совмещает фонетическую и графическую орфограммы. В этом случае после Ц слышится звук Ы Э , который на письме может соответствовать букве И или букве Е. Поэтому безударный гласный звук проверяется ударением или контролируется по словарю, например:

Циферблат цифра проверка ударением, цистерна, дециметр контроль по словарю.

Оцепенеть цепь, целительный целый проверка ударением, цемент, процедура контроль по словарю.

Будем ли мы когда-нибудь писать «циган, огурци, смуглолиций» с букой И?

Это вполне возможно, ведь мы пишем «лыжи, рыжий, хороший». Традиционный принцип письма — это не слишком надежный довод в пользу сохранения этого правила.

Тема 4. Графическая орфограмма: сочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ

1. Немного истории

Орфограмма ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ одна из первых изучается в школе, и при выборе корневых гласных ошибки бывают редко. Чаще всего неправильное написание гласных встречается в суффиксах и окончаниях различных частей речи, где выбор парных букв часто делается по аналогии с общими правилами письма.

Написание ЖИ-ШИ отражает древнерусское произношение, когда шипящие согласные звуки Ж и Ш были мягкими. В 13 веке произошло отвердение звуков Ж и Ш, но написание слов сохранилось прежним.

2. Общий принцип решения

Выбор И после Ж и Ш является традиционным, однако в современной орфографии правило получает следующее объяснение: после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ из парных гласных А — Я, У—Ю, Ы—И выбираются буквы первого ряда А, У, И, которые являются гласными фонемами.

3. Как применяется правило в ударной позиции звука

Выбор ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ в ударной позиции гласного делается без предварительной проверки, например:

Выбираем гласные в корне слова:

жизнь, пружина, шифр — буква И, часть, часто, пощада, щавель — буква А, чуять, чувство, щука, кощунство — буква У.

Выбираем гласные в суффиксах и окончаниях:

чижи, камыши; ночами, вещами, при свечах, свечу — окончания существительных, кричу, тащу — окончания глаголов, ночует, ночующий, кричащий, кружившие — суффиксы глаголов и причастий, крича, сгоряча, сплеча — суффиксы деепричастий и наречий.

4. Как применяется правило в безударной позиции звука

Орфограмма ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ может применяться и для безударной позиции звука, но при этом безударные гласные после шипящих следует предварительно проверить ударением или определить путем грамматического анализа.

Безударные гласные А, И после шипящих произносятся как звук И Э (Ы Э ) редукция по мягкому варианту. Отметим, что хотя звук У в безударной позиции не меняется качественно, в послеударном слоге он произносится очень кратко, и поэтому также требует проверки.

Проверка корневой гласной:

Если проверку сделать нельзя, гласная выбирается по словарю (это орфограмма «Безударные гласны в корне, не проверяемые ударением»): жираф, шимпанзе буква И, но: железо, жеребёнок, шезлонг буква Е.

Проверка безударных гласных в суффиксах и окончаниях делается также с помощью ударения или используется грамматический анализ, например:

свежие, хорошие, увядшие, оставшиеся (какие?) окончание прилагательных ИЕ,

но: свежее молоко, хорошее настроение (какое?) окончание прилагательных ЕЕ,

плещут, скачут окончание УТ глаголов 1-ого спряжения, но: тащат, точат — окончание АТ глаголов 2-ого спряжения,

5. Правило имеет исключения

Гласная буква 2-го ряда Ю пишется в словах жюри, брошюра, парашют, в этом случае на письме отражено их мягкое французское произношение. В то же время «брошюра» и «парашют» давно обрусели и мягкого Ш никто в них не произносит, а в слове «жюри» мягкое произношение Ж имеет архаичный характер.

Также гласные Я и Ю могут использоваться в иноязычных именах собственных.

Раздел 3. Мягкий и твердый знаки в русской графической системе

Раздел включает следующие темы:

1. Грамматический мягкий знак на конце слова после шипящих

2. Разделительные знаки

Тема 1. Грамматический мягкий знак на конце слова после шипящих

1. Причина орфограммы

В соответствии с правилами современного русского письма, Ь на конце слова обозначает мягкость согласного. После всегда твердых Ж, Ш и всегда мягких Ч, Щ, когда не требуется обозначение мягкости-твердости, Ь может писаться или не писаться, что является причиной орфограммы.

2. Общий принцип решения

Хотя выбор Ь в различных частях речи складывался исторически, в современной орфографии Ь после шипящих приобретает грамматическую функцию.

Во-первых, с помощью Ь различается женский и мужской род существительных (вещь, но: плащ). Во-вторых, наличие или отсутствие Ь определяет сходное написание некоторых частей речи.

К примеру, мягкий знак всегда пишется в повелительном наклонении глаголов, поэтому он используется и после шипящих: спрячь — спрячьте, порежь — порежьте, для сравнения: брось — бросьте, встань — встаньте.

В других случаях — в кратких прилагательных и существительных в Р. падеже множественного числа — мягкий знак обычно не пишется, соответственно, после шипящих в сходных грамматических формах он также отсутствует, например: город малвоздух свеж, много сил — много туч.

3. Формулировка правила

А) Мягкий знак после шипящих пишется:

Во-первых, в существительных женского рода 3-его склонения в начальной форме): рожь, тишь, речь, вещь.

Во-вторых, мягкий знак пишется во всех глагольных формах, сохраняя обычное для данной формы написание:

беречь, стричь (для сравнения: говорить) неопределенная форма глагола,

бережёшь, стрижёшь, говоришь 2-ое лицо, единственное число,

спрячь, отрежь (для сравнения: встань) повелительное наклонение,

беречься, несёшься, спрячься, отрежьте, спрячьте Ь перед окончанием ТЕ и частицей СЯ.

В-третьих, мягкий знак традиционно пишется в большинстве наречий и в частицах:

прочь, сплошь, настежь, наотмашь, невмочь наречия, ишь, лишь — частицы,

Придется запомнить исключения: наречия уж, замуж, невтерпёж пишутся без мягкого знака, так как эти наречия соотносятся с существительными мужского рода.

Б) Мягкий знак после шипящих не пишется:

Во-первых, мягкий знак не пишется в существительных мужского рода в начальной форме: гараж, шалаш, луч, плащ.

Отметим, что существительные мужского рода с нулевым окончанием чаще имеют твердую основу, но могут оканчиваться и на мягкий согласный, например: стол, ветер, снег, но: дождь, олень, путь.

Во-вторых, нет мягкого знака в существительных в форме Р. п. множественного числа: несколько тысяч, из-за туч.

Существительные в Р. п. мн. числа обычно оканчиваются на твердые согласные (хотя встречаются и варианты с мягкими согласными), например: много трав, несколько слов, но: часть земель.

В третьих, в кратких прилагательных: могучий — могуч, свежий — свеж.

Отсутствие мягкого знака на конце кратких прилагательных соответствует обычной форме их написания, например: тихийтих, маленькиймал.

4. История грамматического мягкого знака

Грамматическая роль мягкого знака после шипящих имеет исторические предпосылки.

А) Редуцированные гласные Ь и Ъ

В определённый исторический период буквы Ь и Ъ обозначали редуцированные (очень короткие) гласные, сходные с О и Е; они соответственно употреблялись после твёрдых и мягких согласных. После исчезновения из языка этих кратких гласных буквами Ь и Ъ стали обозначать только твёрдость и мягкость предыдущих согласных.

После реформы 1918 года Ъ после твёрдых согласных больше не употреблялся, а мягкость или твёрдость согласного обозначалась наличием или отсутствием Ь.

Б) Как Ь и Ъ стали грамматическими

Написание Ь после шипящих имеет свою историю, связанную и с падением редуцированных Ь и Ъ, и с изменением мягкости шипящих Ж, Ш (13 веке произошло отвердение этих звуков). Но фактически Ъ после Ж, Ш никогда не писался для обозначения их твердости, а писался по традиции Ь.

Ъ стали сознательно использовать на конце слова только в 18 веке уже в качестве грамматического знака для обозначения мужского рода существительных для всей группы шипящих (Ж, Ш, Ч, Щ). На конце существительных женского рода писался грамматический Ь.

— Можно ли отменить грамматический Ь и писать «рож, знаеш, береч» без Ь?

— Это очень нежелательно, так как в этом случае трудно определить глагол перед нами или существительное мужского или женского рода. Конечно, хорошо иметь простую и однозначную графику, но это не должно являться самоцелью. В данном случае написание грамматического Ь является обоснованным и необходимым.

Тема 2. Разделительные знаки

Разделительными называют буквы Ь и Ъ (мягкий и твердый знаки), которые пишутся перед Е, Ё, Ю, Я, И для обозначения звука Й в положении между согласным и гласным, например: объявление — разделительный Ъ, гостья — разделительный Ь.

Название это в значительной мере условно: знак как бы разделяет согласный и примыкающий к нему гласный, при этом буквы Е, Ё, Ю, Я читаются так же, как в начале слова или после гласного. В этом случае буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают не мягкость предыдущего согласного, а йотированный гласный (сравнить: солю — солью).

Разделительный Ъ действительно пишется только после твердых согласных. Что касается разделительного Ь, то он используется как после твердых, так и после мягких согласных, например: льет — Ь после мягкого Л, пьет, вьетЬ после твердых П и В.

2. Немного истории

«После того как орфографической реформой 1917—1918 годов буква Ъ была отменена на конце слов, разделительному твердому знаку было очень трудно удержаться в нашей орфографии. Чуть ли не сразу после реформы его стали заменять апострОфом: с’ъезд, об’ём, из’ятие, и так продолжалось примерно три десятилетия. Постепенно от апострофа отказались, и буква Ъ как разделительный знак была узаконена орфографическим сводом 1956 г».

3. Общий принцип решения

Разделительные знаки не различаются по фонетическим позициям (что является причиной орфограммы), а выбираются по правилу.

Разделительный Ь можно считать основной формой, а разделительный Ъ используется в виде исключения и пишется в определенных случаях.

Разделительный Ъ используется для обозначения звука Й между согласным и гласным звуком в виде исключения в двух случаях:

Во-первых, разделительный Ъ пишется после приставок на согласную перед Е, Ё, Ю, Я: отъезд, объединение, въедливый съёжиться, предъюбилейный разъярённый, изъявить.

Во-вторых, разделительный Ъ пишется в сложных словах после Х: трёхъязычный, двухъярусный сверхъестественный. Это правило объясняется тем, что после заднеязычных гласных Г, К, Х мягкий знак никогда не встречается.

А) Разделительный Ъ пишется не только после русских приставок, но и после иноязычных значащие части слова; эти приставки желательно запомнить: адъютант, субъективный, трансъевропейский, конъюнктура, инъекция.

Б) Также особое внимание следует обратить на устаревший глагол ЯТЬ/ИМАТЬ со значением взять, брать, корень которого употребляется во многих современных словах, но при этом не всегда распознаётся его значение: объём, подъём, съёмка, необъятный, объятый, изъян.

Разделительный Ь используется для обозначения звука Й между согласным и гласным звуком в качестве основного знака, при этом употребление разделительного Ь не зависит от твёрдости или мягкости предыдущего согласного.

А) Разделительный Ь пишется в исконно русских словах в различных ситуациях, например:

вить вьёт, вьюга — в глаголах при наличии беглой гласной И,

воробей воробьи, лист листья — в существительных в форме мн. числа

воробей воробьиный, лисий лисьи, лисьего — в притяжательных прилагательных с суффиксами ИН и ИЙ,

ожерелье, поместье, побережье — в существительных среднего рода на ЬЕ.

Б) Разделительный Ь пишется также в заимствованных словах:

фортепьяно, фельетон, портьера, интерьер, арьергард но: адъютант — разделительный Ь в основе следует отличать от Ъ после приставки.

В) Разделительный Ь пишется в словах на ЬОН:

бульон, батальон, медальон, почтальон.

В русском языке существует ряд слов иноязычного происхождения на ЬОН, где разделительный Ь употребляется перед буквой О, а не перед буквой Ё. В данном случае русская графика отражает особенности произношения этих слов во французском языке.

6. Зачем нам два разделительных знака

Во-первых, большинство русских приставок оканчиваются на твердый согласный, и писать Ь после твердого согласного не слишком удобно.

Во-вторых, разделительный Ъ дополнительно обозначает стык приставки и корня, что, напротив, очень удобно.

Дело в том, что разделительный мягкий знак используется только в середине корня, поэтому мы чисто визуально различаем написания вида въехал и вьётся, при этом буква В в одном случае является приставкой, а в другом — входит в состав корня.

7. Отсутствие разделительных знаков

Следует отметить два случая, когда разделительные знаки не пишутся:

А) Довольно часто разделительный Ъ необоснованно используется после приставок на согласную перед гласными А, О, У, Э, а не Я, Ё, Ю, Е, что является грамматической ошибкой. В этих словах отсутствует звук Й, поэтому разделительный знак в них не пишется: сагитировать, пододеяльник, сузить, сэкономить.

Б) В сложносокращённых словах после согласной перед гласными Е, Ё, Ю, Я разделительный знак также не пишется (таких слов в русском языке немного): детясли, иняз, партячейка. В этом случае не требуется никакого предупредительного знака.

А нельзя ли всё-таки отменить разделительный Ъ?

Здесь примерно та же история, что и с грамматическим Ь. Графическое оформление слов с двумя разделительными знаками удобнее для чтения: разделительный Ъ пишется между приставкой и корнем, а разделительный Ь всегда находится внутри корня.


источники:

http://infourok.ru/razvitie-umeniya-pisat-slova-s-izuchennoy-orfogrammoy-graficheski-obyasnyat-vibor-napisaniya-390476.html

http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9D%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0_%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83_2/3