Грамматическая основа предложения тире между подлежащим и сказуемым 8 класс

Простое предложение. Грамматическая основа. Тире между подлежащим и сказуемым.

Лекционный материал на тему: Простое предложение. Грамматическая основа. Тире между подлежащим и сказуемым. Для студентов первого курса.

Просмотр содержимого документа
«Простое предложение. Грамматическая основа. Тире между подлежащим и сказуемым.»

Простое предложение. Грамматическая основа. Тире между подлежащим и сказуемым.

Предложение – это основная единица речи и языка, которая служит для оформления и выражения мысли, обладает коммуникативной функцией, то есть функцией общения и сообщения, имеет грамматическую основу и характеризуется смысловой и интонационной законченностью.

Простое предложение – это минимальная единица языка и речи с одной грамматической основой, оформляющая законченную мысль.

Простое предложение имеет одну грамматическую основу, которая может состоять из двух главных членов – подлежащего и сказуемого (Наступила чудесная пора юности.) или из одного подлежащего (Чудесная пора!) или сказуемого (Зимой рано темнеет).

Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).

Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже, но и:

1) числительным, прилагательным и причастием в И.П. в роли существительного;
Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось.

— числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.;

У князя в сакле собралось множество народа. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке.

— кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.;
Лучший из учеников быстро решил эту задачу.

— кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного;
Что-то такое ничтожное завязано в платке.

— существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе!).
Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч.).
Анна с дочкой на руках вошла в комнату(сказуемое в ед.ч.).

3) инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие.
Прожить по-барски – это дворянское дело.

Сказуемое.
В русском языке выделяют три типа сказуемых: глагольное, именное и наречное.

Глагольное сказуемое может быть выражено спрягаемой формой глагола или инфинитивом: Читать – это не только знавать факты. Сын стал учиться в колледже.

В позиции глагольного сказуемого могут использоваться устойчивые словосочетания возникающие в предложении: Учеба играет большую роль.

Именное сказуемое может быть выражено именительным падежом существительного, местоимения, прилагательного числительного: Мой друг – врач. Погода – теплая. Это занятие второе.

А также именное сказуемое может быть выражено кратким прилагательным и кратким причастием: Он внимателен. Материал выучен.

Наречное сказуемое может быть выражено наречием разными лексическими значениями: Учиться интересно.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Существует несколько случаев, когда для интонационно-логического членения фразы между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.

Если оба главных члена выражены существительными в именительном падеже, например: Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России (Лермонтов).

2. Если оба главных члена выражены глаголами в неопределенной форме (инфинитивами), например: Ученого учить – только портить (пословица).

3. Если оба главных члена выражены числительными, например: Пятью три – пятнадцать.

4. А также если подлежащее и сказуемое выражены всеми возможными сочетаниями этих частей речи:

существительным и инфинитивом, например: Наша задача – отразить атаку;

инфинитивом и существительным, например: Помогать инвалидам – наш долг;

числительным и существительным, например: Четыре – четное число;

существительным и словосочетанием с числительным, например: Площадь треугольника – пять квадратных сантиметров.

5. Кроме этого, тире ставится перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом: Пирог – пальчики оближешь; Ночь – хоть глаз выколи.

6. Если в составе сказуемого есть указательные слова ЭТО, ВОТ или ЗНАЧИТ, тире надо ставить перед ними всегда, вне зависимости от того, какой частью речи выражены главные члены предложения. Например: Париж – это столица Франции; Понять – значит простить; Все прошедшее, настоящее, будущее – это мы, а не слепая сила стихий (Горький).

К этому правилу есть три примечания. Тире между подлежащим и сказуемым, которые выражены существительными, глаголами в неопределенной форме, числительными или сочетаниями этих частей речи, НЕ ставится, если

1. Перед сказуемым, которое выражено существительным, числительным или фразеологическим оборотом, стоит отрицательная частица НЕ, например: Старость не радость (посл.).

Обратите внимание: это не касается предложений со сказуемым-инфинитивом (например: Чай пить – не дрова рубить) и предложений со словами ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ (например: Аналогия – это не доказательство);

2. Перед сказуемым стоит сравнительный союз (КАК, СЛОВНО, БУДТО), например: Закат словно зарево пожара.

3. Между подлежащим и сказуемым-существительным стоит вводное слово, обстоятельство или дополнение, а также союз или частица: Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у него нет (Паустовский); Москва теперь порт пяти морей; Этот ручей лишь начало реки.

Список использованных источников

Горбацевич, О.Е. Русский язык : общеобразовательная подготовка : учебное пособие для колледжей / О.Е. Горбацевич, Т.В. Ратько. – Ростов н/Д : Феникс, 2017. – 446 с.

Греков, В.Ф. Русский язык. 10-11 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 368 с.

Рубцова, Т.А. Русский язык : учебник / Т.А. Рубцова, Т.А. Тришкина. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 384 с.

Урок русского языка по теме «Тире между подлежащим и сказуемым». 8-й класс

Класс: 8

Презентация к уроку

Цели:

  • Повторить ранее изученный материал по определению типов связи в словосочетании, по теме “Главные члены предложения”
  • Углубить знания учащихся о постановке тире в простом предложении
  • Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас
  • Воспитывать бережное отношение к слову, любовь и уважение к патриотам своей Родины, к предмету

Оборудование: Презентация, карточки для индивидуальной самостоятельной работы за партой и у доски, таблички с героями сказки, сведения из истории русской пунктуации

Ход урока

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

2. Проверка знаний.

Открыли тетради, записали число, классная работа

1) Словарная работа. Слово Аттестат, диплом. (Презентация)

Запишите слова в тетрадь. Выделите орфограмму.

2) На прошлых уроках мы работали по теме “Главные члены предложения. Виды сказуемого”. Повторим теорию, отвечая только на вопрос

1. Главные члены предложения – это.

2. Подлежащее и сказуемое другими словами – это.

3. Подлежащее – это.

4. Подлежащее чаще всего выражается.

5. Сказуемое – это главный член предложения, который.

6. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется.

7. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются.

8. Составными сказуемыми называются такие сказуемые, в которых.

9. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое.

10. Составное именное сказуемое – это.

Задание. Определите тип сказуемого в предложениях.

Дверь была приоткрыта.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Болота лежали перед нами пустынные и зловещие.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Утки начинают купаться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Куда-то попрятались все птицы.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Вода всё ещё не могла успокоиться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Ключ к тесту “Типы сказуемых”: количество правильных ответов соответствует вашей оценке

Тест 1. в в б а б

3. Лингвистическая разминка.

На утренн. з. ре скалы окрашивают(?)ся в (нежно)розовые и красноватые т. на и приобретают теплый корич(?)неватый оттенок.(на доске)

— Запишите предложение в тетрадь, вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.

— Найдите грамматическую основу в этом предложении. (Скалы окрашиваются и приобретают).

— Укажите вид сказуемого.

— Устно сделаем синтаксический разбор.

Создание проблемной ситуации.

— Ребята, а что такое оттенок?

Оттенок – разновидность одного и того же цвета. (Учащиеся записывают определение в тетрадях и на доске)

— Подчеркните грамматическую основу.

— Чем выражены подлежащее и сказуемое? (Именем существительным в И.п.)

— Что мы знаем о расстановке знаков препинания в таких случаях? (Необходимо поставить тире)

— Обратите внимание на экран (слайд). Вы видите предложения, записанные в два столбика.

Венера – самая яркая звезда ночного неба.

Чужим умом жить – добро не нажить.Её глаза как яркие звёзды.

Бедность не порок.

— Сравните эти предложения.

— Объясните, почему в одних случаях поставлено тире, а в других не поставлено. Можем мы объяснить?

— Все ли мы знаем о постановке тире между подлежащим и сказуемым? (Нет)

— Значит, о чем мы будем говорить на уроке. Назовите тему нашего урока. (Тире между подлежащим и сказуемым). Запишите тему в тетрадь (слайд)

— Какие цели поставим на сегодняшний урок? (Узнать еще случаи, когда ставится тире, а когда нет)(слайд)

4. Изучение нового материала.

1. Самостоятельное чтение теоретического материала параграф 15, стр. 80

2. Обобщение основных случаев постановки тире и его отсутствие.

(у детей на парте карточка-таблица, ее нужно заполнить предложениями, которые учитель будет читать)

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ (слайд)

Тире ставится:1. Существительное + существительноеЛесдруг человека.2. Числительное + числительноеДважды двачетыре.3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.Охранять природулюбить родину.4. Существительное + н. ф. глаг.Наша задачахорошо учиться.5. Н. ф. глаг. + существительноеХодить босикомудовольствие.6. Это, вот, значитЧтениевот лучшее учение.

Тире не ставится:1. При сказуемом есть неСтарость не радость.2. При сказуемом есть как, будтоПруд как зеркало.3. Подлеж. = местоим.Он врач.Если на местоимение падает логическое ударение, то тире может ставитьсяТы — лучший человек на свете.

— Проверьте запись предложений в карточке. Эту карточку приклеить в тетрадь конспектов.

— Давайте вернемся к нашим примерам из таблицы. Зная правило, объясните, почему в предложениях первого столбика стоит тире, а в предложениях второго столбика оно не стоит.

5. Физкультминутка

6. Закрепление материала.

1. Выполнение упр.153 (1 часть) с проверкой по цепочке.

2. Самостоятельная работа (работа в парах по вариантам: 1 в – 1-5 предложения; 2 в – 6 – 10 предложения) (слайд)

1. Язык есть сама жизнь.

2. Наши души зеркала, отражающие нас.

3. В бою побывать цену жизни узнать.

4. Воздух как роза.

5. Этот день словно праздник.

6. Бедность не порок.

7. Наша Волга самая красивая река.

8. Великое дело новость.

9. Природа не храм, а мастерская.

10. Пятью пять двадцать пять.

1. Язык есть сама жизнь.

2. Наши души — зеркала, отражающие нас.

3. В бою побывать — цену жизни узнать.

4. Воздух как роза.

5. Этот день словно праздник.

6. Бедность не порок.

7. Наша Волга — самая красивая река.

8. Великое дело — новость.

9. Природа не храм, а мастерская.

10. Пятью пять — двадцать пять.

3. Исследование синтаксического материала.

Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.

Что для этого нужно сделать?

Повесть “Капитанская дочка” — историческое произведение.

Основа повести — картины восстания Пугачева.

Маша Миронова — любимый женский образ автора.

4. Письмо со вставками

— Сейчас вам предстоит самим конструировать предложения из нескольких компонентов. Первая часть ваших предложений — это названия цветов, которые вы увидите на слайдах. Вторая часть предложений будет мною прочитана. Вам нужно записать предложения полностью, поставив, где это необходимо, тире.

1) Подарить букет тюльпанов (слайд) — значит, на языке цветов признаться в любви.

На языке цветов тюльпан означает объяснение в любви, и этому предшествует легенда о персидском принце Фархаде. Влюблённый в красавицу Ширин, принц мечтал о счастливой жизни с любимой. Однако завистливые соперники пустили слух, будто Ширин убита. Обезумевший от горя Фархад погнал своего коня на скалы и разбился насмерть. В том месте, где кровь несчастного принца попала на землю, выросли яркие красные цветы, символ страстной любви – тюльпаны.

2) Астра (слайд) — это последняя улыбка осени.

Астра в переводе с греческого означает “звезда”. Взгляните, её лепестки и впрямь напоминают лучики звезды. Недаром астру называют “последней улыбкой осени”: эти цветы выдерживают морозы до 7 градусов! Запах поздних астр неподражаем: он доносит и сырость осеннего дождя, и увядание листвы, и горечь хвои.

3) Сирень (слайд) точно нежное душистое море.

Древнегреческая легенда повествует, что молодой Пан, бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную лесную нимфу Сирингу и так залюбовался её красотой и грацией, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но она испугалась и убежала. Пан помчался следом, но нимфа превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги дало название цветку — сирень.

7. Если время остается Тренажер для экзамена. (слайд на выбор)

8. Подведение итогов. (рефлексия)

9. Домашнее задание: параграф 15, упр 153 (2, 3 часть)

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Тире между подлежащим и сказуемым

Существует несколько случаев, когда для интонационно-логического членения фразы между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.

1. Если оба главных члена выражены существительными в именительном падеже, например:
Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России (Лермонтов).

2. Если оба главных члена выражены глаголами в неопределенной форме (инфинитивами), например: Ученого учить – только портить (пословица).

3. Если оба главных члена выражены числительными, например: Пятью три – пятнадцать.

4. А также если подлежащее и сказуемое выражены всеми возможными сочетаниями этих частей речи:

5. Кроме этого, тире ставится перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом: Пирог – пальчики оближешь; Ночь – хоть глаз выколи.

6. Если в составе сказуемого есть указательные слова ЭТО, ВОТ или ЗНАЧИТ, тире надо ставить перед ними всегда, вне зависимости от того, какой частью речи выражены главные члены предложения. Например: Париж – это столица Франции; Понять – значит простить; Все прошедшее, настоящее, будущее – это мы, а не слепая сила стихий (Горький).

К этому правилу есть три примечания. Тире между подлежащим и сказуемым, которые выражены существительными, глаголами в неопределенной форме, числительными или сочетаниями этих частей речи, НЕ ставится , если

1. Перед сказуемым, которое выражено существительным, числительным или фразеологическим оборотом, стоит отрицательная частица НЕ, например: Старость не радость (посл.).
Обратите внимание: это не касается предложений со сказуемым-инфинитивом (например: Чай пить – не дрова рубить ) и предложений со словами ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ (например: Аналогия – это не доказательство );

2. Перед сказуемым стоит сравнительный союз (КАК, СЛОВНО, БУДТО), например: Закат словно зарево пожара .

3. Между подлежащим и сказуемым-существительным стоит вводное слово, обстоятельство или дополнение, а также союз или частица: Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у него нет (Паустовский); Москва теперь порт пяти морей; Этот ручей лишь начало реки .


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/652365

http://gramota.ru/class/coach/punct/45_172