Виды сказуемых в русском языке (примеры)
Укажем типы сказуемых, которые различают в грамматической основе предложения.
Сказуемое является таким же равноправным членом предложения, как и подлежащее.
Вдруг к нашему костерку выкатились два медведя-подростка (В. Песков).
Выясним грамматическую основу этого простого предложения:
- (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
- два медведя-подростка что сделали? выкатились — сказуемое.
Сказуемое может быть выражено как глаголами, так и словами именных и других частей речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное и пр.), поэтому различают
- глагольные сказуемые;
- именные сказуемые.
Сказуемое и способы его выражения
В зависимости от того, какой глагольной формой или словами других частей речи обозначен этот главный член предложения, различают три способа выражения сказуемого:
- простое глагольное;
- составное глагольное;
- составное именное.
Таблица
Виды | Способ выражения | Примеры |
---|---|---|
П Г С | Выражено глаголом в форме одного из наклонений | Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов) Ещё я долго буду петь (С. Есенин) |
С Г С | Состоит из вспомогательного слова (выражает грамматическое значение) и неопределенной формы глагола (выражает основное лексическое значение) | По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский) Я был рад помочь вам. |
С И С | Состоит из глагола-связки (выражает грамматическое значение) и именной части (выражает основное лексическое значение) | Она была не тороплива , не холодна , не говорлива . (А. Пушкин) Слово — серебро , молчание — золото . (Поговорка) |
Простое глагольное сказуемое
Этот вид сказуемых выражается глаголом любого наклонения, времени и числа, например:
Буйство разных цветов у растений привлекает (гл. изъяв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насекомых сладостью внутри цветка (В. Песков).
Восходившее солнце золотило (гл. изъяв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сосновые вершины (И. Соколов-Микитов).
Я уж буду знать (гл. изъяв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что дальше делать (Чарльз Диккенс).
Отдай (гл. повел. накл.) обещанную розу! (Белла Ахмадулина).
Что сказал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).
Акцентируем внимание, что простым глагольным сказуемым являются сложные формы глаголов будущего времени и повелительного наклонения:
- я буду рассказывать;
- мы будем говорить;
- они будут отдыхать;
- вы будете собирать и т. п.;
- пусть уйдет;
- пускай спляшет;
- да отпустите его.
Укажем, что простым глагольным сказуемым бывает инфинитив в роли глагола изъявительного наклонения и фразеологические глагольные сочетания, которым присуще значение действия:
Как его ни спрашивают, а он молчать себе (молчит).
Будешь ты ещё мне тянуть душу !
Не выходите из себя по такому пустяковому поводу.
Составное глагольное сказуемое
К типу составных глагольных сказуемых отнесем сказуемые, выраженные вспомогательным глаголом (или элементами, заменяющими глагол) в спрягаемой форме и инфинитивом:
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо (Д. Лихачёв).
Вспомогательные глаголы в СГС
В качестве вспомогательного глагола используются:
1. фазовые глаголы, обозначающие начало, продолжение и конец действия
Бледный свет короткого тусклого дня начал меркнуть , когда в окружающей тишине пронесся слабый, отдалённый вой (Джек Лондон).
Генри перестал жевать , посмотрел через костер на собак и пересчитал их (Джек Лондон).
2. модальные глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления, способности
К концу лета он ухитрился всё-таки купить у цыган за полтинник худого, с горбом, как у свиньи, медвежонка (Алексей Толстой. Петр Первый).
3. глаголы, выражающие эмоциональное состояние
Мне стало жаль старика, я твердо решил остаться в родительском доме и не думать более о морских путешествиях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
4. некоторые безличные глаголы
Да, над этим решительно следует подумать (Александр Беляев).
5. краткие прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её с другим лексическим значением
Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души (Вениамин Каверин).
6. слова состояния
По праздникам можно было понежиться в постели подольше (Борис Пастернак).
Обратим внимание на роль инфинитива в предложении и не путаем его с составным глагольным сказуемым, например:
Пойду в огород (зачем?) собрать зелени (обстоятельство).
Мама попросила Машу (о чём?) быстрее собираться в школу (дополнение).
Составное именное сказуемое
Этот тип сказуемых состоит из глагола-связки в личной форме, выражающей грамматическое значение, и именной части, обозначенной словами разных частей речи:
- имя существительное в форме Им. п. или Тв. п. (примеры);
- имя прилагательное в полной и краткой форме, в формах степеней сравнения;
- имя числительное или количественное сочетание;
- местоимение;
- наречие;
- причастия в полной и краткой форме, действительные и страдательные;
- междометия;
- неразложимые словосочетания.
Связка составного именного сказуемого
В роли связки часто употребляется
1. глагол «быть» в разных формах времени и наклонения , в том числе
«есть» — форма настоящего времени глагола «быть», которая часто бывает нулевой (отсутствует), например:
Он был похож на маму (Борис Пастернак).
Но они совсем не размокли: сумка была новая, кожаная и плотно запиралась (Вениамин Каверин).
Море было спокойно , и с капитанского мостика было нетрудно следить за всеми движениями акулы (Жюль Верн).
Они уже не были переведены с немецкого (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Счастье есть удовольствие без раскаяния (Л. Н. Толстой).
Доброта — качество , излишек которого не вредит (Д. Голсуорси).
2. глагол с ослабленным лексическим значением — полуотвлечённая или полузнаменательная связка, которая выражает грамматические значения и только частично вносит в сказуемое лексическое значение, но не может самостоятельно выражать значение сказуемого без именной части:
И как теперь она стала чужда и далека ему! (Лев Толстой).
С этой минуты стало ясно , кто является главным человеком в доме (Вениамин Каверин).
И вдруг он полковником становится , этот мальчик, сын дворника (Борис Пастернак).
Конечно, теперь он не казался мне таким загадочным , как в деревне, в детстве (Вениамин Каверин).
3. знаменательная или полузнаменательная связка, обозначенная глаголом движения или состояния:
Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
Мать лежала спокойная , такая же бледная , как всегда (Вениамин Каверин).
Я жил недорослем , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).
Алгоритм определения вида сказуемого
Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»
Урок по русскому языку в 8 классе «Сказуемое и его виды»
Урок № Дата проведения: ______________
Тема : Сказуемое и его виды.
Образовательные : формирование орфоэпических и синтаксических навыков;
обобщение сведений о сказуемом, знакомых учащимся по курсу V-VII классов; ознакомление с разными типами сказуемых; формирование умений: находить сказуемое, определять форму сказуемого;
Развивающие: развитие умения выполнять комплексный анализ текста;
Воспитательные: воспитание уважение к товарищу, самоуважение, аккуратность.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: рассказ учителя с элементами беседы, индивидуальная работа, орфоэпическая разминка, работа по учебнику, творческое задание.
Оборудование: учебник, тетрадь, тест, карточки,
Приветствие, постановка цели и темы урока, психологический настрой:
Прозвенел для всех звонок
Приглашая на урок
Все у парт красиво встали
Здравствуйте, мы все сказали
Сосчитали до 5-ти
И присели за столы
Я, с улыбкой вас встречая
И к вниманью призывая, Вам желаю от души
Домой с 5-ми прийти.
2. Проверка домашнего задания.
— Актуализация имеющихся знаний.
1. Проверка домашнего задания.
2. Индивидуальная работа. Задание: вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, подчеркните главные и второстепенные члены предложения, сделайте синтаксический разбор 1 предложения.
От каждого г.ризонта ух.дили (в)даль д.роги. И по ним то (в)одиночку то (не)большими коло(н; нн)ами ползли гружё(н; нн)ые самосвалы. Машины с трудом выб.рались из к.тлована. М.торы надсадно гудели и ревели (в)разнобой. Стрела экск.ватора поплыла (в)право (в)верх и наблюдать стало ещё удобнее. (В)скоре гул л.бёдки нашего экск.ватора остался где(то) (по)зади а (с)низу с земли всё нар.стая и множась уже н.слись новые звуки.
3. Орфоэпическая разминка. Проставить ударения.
Торты, свекла, звонит, включит, квартал, договор, каталог, намерение, обеспечение, творог, эксперт, оптовый, принять, начался, ободрить, пломбировать, феномен, ходатайство, яслей.
3.Изучение новой темы.
— Вступительное слово учителя:
Сообщение темы и цели урока:
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи: И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. (В. Жуковский.)
Сказуемое отвечает на общий вопрос: ч т о г о в о р и т с я о предмете речи? Этот вопрос можно уточнить вопросами: ч т о д е л а е т предмет? к а к о й он? к т о он т а к о й? ч т о т а к о е предмет? к а к о в он? Выбор частного вопроса зависит от типа сказуемого. Общий смысл сказуемого совмещает лексическое и грамматическое значения. Грамматическое значение – это значение наклонения и времени.
По строению и значению сказуемые разнообразны: Деревья желтеют. – Деревья продолжают желтеть. – Деревья становятся жёлтыми. Эти предложения близки по значению, но не равнозначны. Различия создаются строением и значением сказуемых. В первом предложении сказуемое выражено одним словом – глаголом желтеют. Оно передаёт и лексическое, и грамматическое значения (изъявительное наклонение и настоящее время). Во втором и третьем предложениях сказуемые выражены двумя словами: слова продолжают и становятся передают грамматическое значение, а основные лексические значения этих сказуемых заключены в инфинитиве желтеть и прилагательном жёлтыми.
Сказуемое может быть простым и составным.
П р о с т о е с к а з у е м о е может быть только глагольным, так как спрягаемый глагол выражает и лексическое, и грамматическое значение: Брат учится в институте.
С о с т а в н о е с к а з у е м о е составляется из нескольких слов (не менее двух), которые образуют две части: основную и вспомогательную. Основная часть выражает основное лексическое значение сказуемого, вспомогательная – грамматическое значение и добавочные лексические значения.
По способу выражения основной части составное сказуемое делится на г л а г о л ь н о е (основная часть – инфинитив) и и м е н н о е (основная часть – имя): Деревья продолжают желтеть. Брат стал учиться в институте. – Деревья становятся жёлтыми. Брат стал студентом института.
Простое глагольное сказуемое
Глагол в форме какого-либо наклонения
Танцевала осень вальс-бостон.
Составное глагольное сказуемое
Вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола
Девушка стала рассказывать о поездке в осенний лес.
Составное именное сказуемое
Глагол-связка + именная часть
Турист был очарован рябинами у озера.
1. Простое глагольное
— глагол * Ласточки летают низко.
— фразеологический оборот * Не заговаривай мне зубы. (= не запутывай)
— будущее составное время * Он не будет на меня сердиться?
2. Составное глагольное
Вспомогательный глагол или слова:
начать, продолжать, кончать, хотеть, мочь; + инфинитив
должен, рад, нужно, надо, готов, намерен * Друзья (были) готовы помочь.
* Мы начинаем понимать.
Глагол-связка: быть, казаться, являться, Может быть нулевой в наст. времени.
+ именная часть: имя существительное * Этот сад – моя гордость.
имя прилагательное * Он огромен.
имя числительное * Любимое ее число – семь.
наречие, категория состояния * Было тихо.
инфинитив * Долго спать – время терять.
Знакомство с новым материалом в учебнике стр. 65-66.
1. Тест «Определите тип сказуемого» (ученики подчёркивают сказуемое, определяют его тип, обосновывают свой ответ)
Вечером с высоких берёз Тетерева начали нырять в снег
Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь.
Профессор был заметно взволнован.
Сюда приезжали директора предприятий
Тропа здесь проложена по увалам с правой стороны долины.
2. Игра «Третий лишний». (ученики подчёркивают сказуемое, определяют его тип, находят «лишнее» предложение, обосновывают свой ответ)
А.Медный ствол сосны порозовел на солнце. Дорожка была запружена людьми. Корабль был очень большой и очень прочный.
Б.Солнце начало пригревать землю. Лес — наше богатство. Мы стали подниматься в горы.
1. Выделите грамматическую основу и определите тип сказуемого.
1) К вечеру буря стала стихать.
2) Я вам советую взять зонт.
3) Волшебники могут исполнять любые желания.
4) Вечер обещал быть теплым.
5) Я предложил ему поехать ко мне обедать.
2. Укажите словосочетания, которые в предложении могут быть составным именным сказуемым.
1) Завтра приеду;
4) был задумчивым;
6) станет понятно;
7) явилась утром;
8) явилась результатом.
Работа по учебнику: упр. 130 (устно), 132, 133,134.
Списать с доски предложения : 1 вариант — с составными глагольными сказуемыми, 2 вариант — с составными именными сказуемыми.
Распахнулись двери школы для весёлой детворы.
Вася хотел первым рассказать всё брату.
Дорожки не расчищены.
Нельзя есть немытые фрукты.
Чтение — лучшее учение.
Ручьи и реки русские весною хороши.
Митя был добрым и жалостливым.
Олени не могут защищаться в одиночку.
Собачонка старалась привлечь внимание мальчика.
Он должен был скрываться от врагов.
Он был вторым в классе.
— Какое предложение из списка вы не выписали? Почему?
(Проверка правильности выполнения работы проводится устно).
— Записать предложения под диктовку , объяснить пунктуацию в них, определить тип сказуемого (работа на доске и в тетрадях).
П отемнеть заря уже готова, тихо всё, час ночи недалёк.
Дни мои как маленькие волны, на которые гляжу с моста.
Грустно жить тебе, о друг, я знаю, и понятна мне твоя печаль.
Тяжёл наш путь, твой бедный мул устал топтать терновник злобный.
Творческое задание. Составить предложения со следующими сказуемыми:
начал вспоминать, была видна, словно бисер, озарены, как дым, должен сознаться, тяжела и горька.
Я всё-таки должен сознаться открыто, что завидую им. 2) Туман как дым. 3) Он начал вспоминать свою прошлую жизнь, заново переживая горестные и счастливые её минуты. 4) На лепестках роса словно бисер. 5) Макушки деревьев озарены лучами восходящего солнца. 6) Тяжела и горька доля сироты.
— Назовите, чем вы занимались на уроке?
— Какие трудности вы испытывали?
— Хорошо работали следующие учащиеся….
— Порадовали своими работами такие учащиеся…
Объявление оценок за урок, с занесением в журнал.
Домашнее задание. Упр. 137, 138 (устно), стр. 70. Выучить правило.
На доске рисунки «чемодан», «мясорубка», « корзина».Ученикам предлагается выбрать , как они поступят с информацией, полученной на уроке.
« Чемодан»- положу все, что пригодится в дальнейшем.
« Мясорубка»- информацию переработаю.
« Корзина»- все выброшу.
***
Русский язык. 8 класс
Конспект
Ключевые слова:
Грамматическая основа, типы сказуемых, согласование подлежащего со сказуемым.
Основные понятия: Сказуемое – главный член предложения, обозначающий действие или признак того, что выражено подлежащим, отвечает на вопросы «Что делает предмет?» , «Что с ним происходит?» , «Каков он?» , «Что он такое?» .
Существуют особые случаи согласования подлежащего и сказуемого:
1. Если подлежащее выражено сочетанием собирательного существительного («большинство» , «меньшинство» , «множество» , «ряд» , «группа» ) с существительными в родительном падеже, то сказуемое ставится в форме единственного числа (в прошедшем времени оно согласуется в роде с первым из этих существительных).
2. Однако если собирательное существительное сочетается с несколькими существительными в родительном падеже множественного числа, то и сказуемое может быть поставлено в форме множественного числа.
3. Сказуемое во множественном числе допускается, если подлежащее – это сочетание собирательного существительного с одушевлённым существительным в родительном падеже.
4. Если подлежащее выражено словами «много» , «немного» , «несколько» или числительными в сочетании с родительным падежом существительного, то сказуемое ставится в единственном числе (в прошедшем времени – в среднем роде).
5. Однако при существительном в родительном падеже, обозначающем лицо, глагол-сказуемое ставится во множественном числе.
Подберите к каждому предложению сказуемое в правильной форме.
http://infourok.ru/urok-po-russkomu-yaziku-v-klasse-skazuemoe-i-ego-vidi-834377.html
http://resh.edu.ru/subject/lesson/2255/main/