Грамматическая основа сказуемое 8 класс

Виды сказуемых в русском языке (примеры)

Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве предложения.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и подлежащее.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го предложения:

  • (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — сказуемое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му различают

  1. гла­голь­ные сказуемые;
  2. имен­ные сказуемые.

Сказуемое и способы его выражения

В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния сказуемого:

  1. про­стое глагольное;
  2. состав­ное глагольное;
  3. состав­ное именное.

Таблица

ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
П
Г
С
Выражено гла­го­лом в форме
одно­го из наклонений
Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
С
Г
С
Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го слова
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы глагола
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
Я был рад помочь вам.
С
И
С
Состоит из глагола-связки
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское значение)
и имен­ной части
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

Простое глагольное сказуемое

Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, например:

Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го наклонения:

  • я буду рассказывать;
  • мы будем говорить;
  • они будут отдыхать;
  • вы буде­те соби­рать и т. п.;
  • пусть уйдет;
  • пус­кай спляшет;
  • да отпу­сти­те его.

Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние действия:

Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

Будешь ты ещё мне тянуть душу !

Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му поводу.

Составное глагольное сказуемое

К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфинитивом:

Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

Вспомогательные глаголы в СГС

В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла используются:

1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец действия

Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, способности

К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состояние

Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

4. неко­то­рые без­лич­ные глаголы

Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским значением

Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

6. сло­ва состояния

По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, например:

Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

Составное именное сказуемое

Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
  • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней сравнения;
  • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное сочетание;
  • место­име­ние;
  • наре­чие;
  • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и страдательные;
  • меж­до­ме­тия;
  • нераз­ло­жи­мые словосочетания.

Связка составного именного сказуемого

В роли связ­ки часто употребляется

1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том числе
«есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), например:

Он был похож на маму (Борис Пастернак).

Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состояния:

Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).

Алгоритм определения вида сказуемого


Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»

Урок по русскому языку в 8 классе «Сказуемое и его виды»

Урок № Дата проведения: ______________

Тема : Сказуемое и его виды.

Образовательные : формирование орфоэпических и синтаксических навыков;
обобщение сведений о сказуемом, знакомых учащимся по курсу V-VII классов; ознакомление с разными типами сказуемых; формирование умений: находить сказуемое, определять форму сказуемого;

Развивающие: развитие умения выполнять комплексный анализ текста;

Воспитательные: воспитание уважение к товарищу, самоуважение, аккуратность.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: рассказ учителя с элементами беседы, индивидуальная работа, орфоэпическая разминка, работа по учебнику, творческое задание.

Оборудование: учебник, тетрадь, тест, карточки,

Приветствие, постановка цели и темы урока, психологический настрой:

Прозвенел для всех звонок

Приглашая на урок

Все у парт красиво встали

Здравствуйте, мы все сказали

Сосчитали до 5-ти

И присели за столы

Я, с улыбкой вас встречая

И к вниманью призывая, Вам желаю от души

Домой с 5-ми прийти.

2. Проверка домашнего задания.

— Актуализация имеющихся знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Индивидуальная работа. Задание: вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания, подчеркните главные и второстепенные члены предложения, сделайте синтаксический разбор 1 предложения.
От каждого г.ризонта ух.дили (в)даль д.роги. И по ним то (в)одиночку то (не)большими коло(н; нн)ами ползли гружё(н; нн)ые самосвалы. Машины с трудом выб.рались из к.тлована. М.торы надсадно гудели и ревели (в)разнобой. Стрела экск.ватора поплыла (в)право (в)верх и наблюдать стало ещё удобнее. (В)скоре гул л.бёдки нашего экск.ватора остался где(то) (по)зади а (с)низу с земли всё нар.стая и множась уже н.слись новые звуки.

3. Орфоэпическая разминка. Проставить ударения.
Торты, свекла, звонит, включит, квартал, договор, каталог, намерение, обеспечение, творог, эксперт, оптовый, принять, начался, ободрить, пломбировать, феномен, ходатайство, яслей.

3.Изучение новой темы.

— Вступительное слово учителя:

Сообщение темы и цели урока:

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи: И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. (В. Жуковский.)
Сказуемое отвечает на общий вопрос: ч т о г о в о р и т с я о предмете речи? Этот вопрос можно уточнить вопросами: ч т о д е л а е т предмет? к а к о й он? к т о он т а к о й? ч т о т а к о е предмет? к а к о в он? Выбор частного вопроса зависит от типа сказуемого. Общий смысл сказуемого совмещает лексическое и грамматическое значения. Грамматическое значение – это значение наклонения и времени.
По строению и значению сказуемые разнообразны: Деревья желтеют. – Деревья продолжают желтеть. – Деревья становятся жёлтыми. Эти предложения близки по значению, но не равнозначны. Различия создаются строением и значением сказуемых. В первом предложении сказуемое выражено одним словом – глаголом желтеют. Оно передаёт и лексическое, и грамматическое значения (изъявительное наклонение и настоящее время). Во втором и третьем предложениях сказуемые выражены двумя словами: слова продолжают и становятся передают грамматическое значение, а основные лексические значения этих сказуемых заключены в инфинитиве желтеть и прилагательном жёлтыми.
Сказуемое может быть простым и составным.
П р о с т о е с к а з у е м о е может быть только глагольным, так как спрягаемый глагол выражает и лексическое, и грамматическое значение: Брат учится в институте.
С о с т а в н о е с к а з у е м о е составляется из нескольких слов (не менее двух), которые образуют две части: основную и вспомогательную. Основная часть выражает основное лексическое значение сказуемого, вспомогательная – грамматическое значение и добавочные лексические значения.
По способу выражения основной части составное сказуемое делится на г л а г о л ь н о е (основная часть – инфинитив) и и м е н н о е (основная часть – имя): Деревья продолжают желтеть. Брат стал учиться в институте. – Деревья становятся жёлтыми. Брат стал студентом института.

Простое глагольное сказуемое

Глагол в форме какого-либо наклонения

Танцевала осень вальс-бостон.

Составное глагольное сказуемое

Вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола

Девушка стала рассказывать о поездке в осенний лес.

Составное именное сказуемое

Глагол-связка + именная часть

Турист был очарован рябинами у озера.

1. Простое глагольное

— глагол * Ласточки летают низко.

— фразеологический оборот * Не заговаривай мне зубы. (= не запутывай)

— будущее составное время * Он не будет на меня сердиться?

2. Составное глагольное

Вспомогательный глагол или слова:

начать, продолжать, кончать, хотеть, мочь; + инфинитив

должен, рад, нужно, надо, готов, намерен * Друзья (были) готовы помочь.

* Мы начинаем понимать.

Глагол-связка: быть, казаться, являться, Может быть нулевой в наст. времени.

+ именная часть: имя существительное * Этот сад – моя гордость.

имя прилагательное * Он огромен.

имя числительное * Любимое ее число – семь.

наречие, категория состояния * Было тихо.

инфинитив * Долго спать – время терять.

Знакомство с новым материалом в учебнике стр. 65-66.

1. Тест «Определите тип сказуемого» (ученики подчёркивают сказуемое, определяют его тип, обосновывают свой ответ)
Вечером с высоких берёз Тетерева начали нырять в снег
Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь.
Профессор был заметно взволнован.
Сюда приезжали директора предприятий
Тропа здесь проложена по увалам с правой стороны долины.
2. Игра «Третий лишний». (ученики подчёркивают сказуемое, определяют его тип, находят «лишнее» предложение, обосновывают свой ответ)
А.Медный ствол сосны порозовел на солнце. Дорожка была запружена людьми. Корабль был очень большой и очень прочный.
Б.Солнце начало пригревать землю. Лес — наше богатство. Мы стали подниматься в горы.

1. Выделите грамматическую основу и определите тип сказуемого.

1) К вечеру буря стала стихать.

2) Я вам советую взять зонт.

3) Волшебники могут исполнять любые желания.

4) Вечер обещал быть теплым.

5) Я предложил ему поехать ко мне обедать.

2. Укажите словосочетания, которые в предложении могут быть составным именным сказуемым.

1) Завтра приеду;

4) был задумчивым;

6) станет понятно;

7) явилась утром;

8) явилась результатом.

Работа по учебнику: упр. 130 (устно), 132, 133,134.

Списать с доски предложения : 1 вариант — с составными глагольными сказуемыми, 2 вариант — с составными именными сказуемыми.

Распахнулись двери школы для весёлой детворы.

Вася хотел первым рассказать всё брату.

Дорожки не расчищены.

Нельзя есть немытые фрукты.

Чтение — лучшее учение.

Ручьи и реки русские весною хороши.

Митя был добрым и жалостливым.

Олени не могут защищаться в одиночку.

Собачонка старалась привлечь внимание мальчика.

Он должен был скрываться от врагов.

Он был вторым в классе.

— Какое предложение из списка вы не выписали? Почему?

(Проверка правильности выполнения работы проводится устно).

— Записать предложения под диктовку , объяснить пунктуацию в них, определить тип сказуемого (работа на доске и в тетрадях).

П отемнеть заря уже готова, тихо всё, час ночи недалёк.

Дни мои как маленькие волны, на которые гляжу с моста.

Грустно жить тебе, о друг, я знаю, и понятна мне твоя печаль.

Тяжёл наш путь, твой бедный мул устал топтать терновник злобный.

Творческое задание. Составить предложения со следующими сказуемыми:

начал вспоминать, была видна, словно бисер, озарены, как дым, должен сознаться, тяжела и горька.

Я всё-таки должен сознаться открыто, что завидую им. 2) Туман как дым. 3) Он начал вспоминать свою прошлую жизнь, заново переживая горестные и счастливые её минуты. 4) На лепестках роса словно бисер. 5) Макушки деревьев озарены лучами восходящего солнца. 6) Тяжела и горька доля сироты.

— Назовите, чем вы занимались на уроке?

— Какие трудности вы испытывали?

— Хорошо работали следующие учащиеся….

— Порадовали своими работами такие учащиеся…

Объявление оценок за урок, с занесением в журнал.

Домашнее задание. Упр. 137, 138 (устно), стр. 70. Выучить правило.

На доске рисунки «чемодан», «мясорубка», « корзина».Ученикам предлагается выбрать , как они поступят с информацией, полученной на уроке.

« Чемодан»- положу все, что пригодится в дальнейшем.

« Мясорубка»- информацию переработаю.

« Корзина»- все выброшу.

***

Русский язык. 8 класс

Конспект
Ключевые слова:
Грамматическая основа, типы сказуемых, согласование подлежащего со сказуемым.

Основные понятия: Сказуемое – главный член предложения, обозначающий действие или признак того, что выражено подлежащим, отвечает на вопросы «Что делает предмет?» , «Что с ним происходит?» , «Каков он?» , «Что он такое?» .

Существуют особые случаи согласования подлежащего и сказуемого:

1. Если подлежащее выражено сочетанием собирательного существительного («большинство» , «меньшинство» , «множество» , «ряд» , «группа» ) с существительными в родительном падеже, то сказуемое ставится в форме единственного числа (в прошедшем времени оно согласуется в роде с первым из этих существительных).
2. Однако если собирательное существительное сочетается с несколькими существительными в родительном падеже множественного числа, то и сказуемое может быть поставлено в форме множественного числа.
3. Сказуемое во множественном числе допускается, если подлежащее – это сочетание собирательного существительного с одушевлённым существительным в родительном падеже.
4. Если подлежащее выражено словами «много» , «немного» , «несколько» или числительными в сочетании с родительным падежом существительного, то сказуемое ставится в единственном числе (в прошедшем времени – в среднем роде).
5. Однако при существительном в родительном падеже, обозначающем лицо, глагол-сказуемое ставится во множественном числе.

Подберите к каждому предложению сказуемое в правильной форме.


источники:

http://infourok.ru/urok-po-russkomu-yaziku-v-klasse-skazuemoe-i-ego-vidi-834377.html

http://resh.edu.ru/subject/lesson/2255/main/