Грамматически правильное продолжение предложения с деепричастием

ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 8. Синтаксические нормы. Употребление деепричастного оборота.

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

Синтаксические нормы. Употребление деепричастного оборота.

Задание № 8. Синтаксические нормы.

Предложения с деепричастными оборотами.

Начнём повторение теории.

Деепричастие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие по отношению к основному, выраженному глаголом.

Деепричастие не изменяется, в предложении бывает обстоятельством.

Суффиксы деепричастия: -Я, — В, -А, -ВШИ, — ШИ

Итак, деепричастие обозначает ДОБАВОЧНОЕ действие. Это значит, что в предложении должно быть лицо ( предмет), выполняющее ОСНОВНОЕ действие.

Рассмотрим пример.

Готовясь к экзамену, он повторял весь теоретический материал.

Сказуемое «повторял»- основное действе,

Он что делал? – повторял. Он одновременно что делал? — готовился.

( Деепричастие всегда можно заменить глаголом.)

Помните: оба действия (и основное, и добавочное) выполняет одно и то же лицо ( или предмет)

Делаем вывод: в предложении должно быть подлежащее, выражающее лицо (или предмет), которое ОДНОВРЕМЕННО выполняет ОБА действия— и основное , и добавочное.

Таким образом, в предложении должно быть подлежащее.

Однако есть случаи, когда можно употреблять деепричастный оборот, хотя в нём НЕТ подлежащего.

Случаи употребления деепричастного оборота в предложениях БЕЗ подлежащего.

  • Определённо- личные предложения (в них нет подлежащего, но легко подставить слова: я, мы, ты, вы).

Приехав в Москву, обязательно сходим на Красную площадь. (Мы приедем, мы сходим)

  • Неопределённо-личные предложения (в них нет подлежащего, но легко подставить слова: он, оно, оно, они. Если глагол в прошедшем времени, то можно подставить любое личное местоимение).

Приехав в Москву, решили пойти на Красную площадь.( Они (мы, вы) приехали и решили пойти).

  • Запомните: в безличном предложении (где нет и не может быть подлежащего) деепричастный оборот может употребляться только в тех случаях, когда в нём есть слова : нужно, можно, нельзя, возможно, следует и пр. + ИНФИНИТИВ.

Готовясь к экзаменам, нужно обязательно повторять теоретический материал.

Итак, ребята, мы разобрались, в каких случаях МОЖНО использовать в речи деепричастный оборот.

В задании № 8 будут даны предложения с ОШИБКОЙ в употреблении деепричастного оборота. Разберём их.

Типичные ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами.

  • Если действие, которое выражено глаголом, и действие, выраженное деепричастием, выполняют РАЗНЫЕ лица (или предмет).

Пример.

Подъезжая к городу, начался сильный дождь.

(К городу подъезжали люди, а не дождь, который начался).

Верно.

Когда мы подъезжали к городу, начался дождь.

  • Если в безличном предложении НЕТ инфинитива.

Пример.

Приехав в город, мне стало грустно.

Верно.

Когда я приехала в город, мне стало грустно.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Предложения с причастными оборотами.

  • Найдите грамматическую основу предложения.
  • Найдите деепричастный оборот.
  • Посмотрите, чем выражено сказуемое.
  • Если сказуемое- это глагол, то замените деепричастие глаголом. Если оба действия выполняет лицо (предмет), выраженное подлежащим, то это верный ответ. Если нет- неверный.
  • Если НЕТ подлежащего, то посмотрите, какое это предложение. Если безличное и в нём есть ИНФИНИТИВ, то это верный ответ. Если нет инфинитива — неверный.
  • Если это односоставное предложение определённо-личное и неопределённо-личное и оба действия выполняет лицо, которое легко восстановить в тексте, то это верный ответ.

Рассмотрим примеры.

  1. Выполняя упражнение, ученик сначала изучает его задание.

(Верно. Он выполняет, и он изучает)

  1. Выполняя упражнение, вдумываемся в его задание.

(Верно. Легко подставит слово «мы». Мы вдумываемся, мы выполняем)

  1. Выполняя упреждение, нужно внимательно изучать задание к нему.

(Верно. Есть инфинитив «изучать»).

  1. Взобравшись на курган, ему стало видно всю панораму боя.

(Неверно. Это безличное предложение, в нём нет инфинитива.

Верно. Когда он взобрался на курган, то увидел всю панораму боя).

  1. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

(Неверно. Действие глагола и деепричастия выполняет не одно лицо. Шляпа слетала, но она не может подъезжать к станции.

Верно. Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа.)

Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть предложение с ошибкой, связанной с употреблением деепричастного оборота.

Деепричастный оборот, примеры предложений

Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. Всегда обособляется. Отвечает на вопрос «что делая?» или «что сделав?». Действие обычно относится к подлежащему, например: подводя итоги встречи, министр поздравил всех учителей с началом учебного года.

Деепричастие — это самостоятельная часть речи в русском языке, которая обозначает добавочное действие при основном. В этой части речи сочетаются признаки глагола (вид, залог и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол-сказуемое, обозначающий основное действие. Возможно, на 5-ege.ru вас также заинтересует причастный оборот с примерами.

Правило.

При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что:

  1. основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету
  2. часто деепричастный оборот употребляется в односоставном определенно-личном предложении, в том числе и при глаголе в форме повелительного наклонения (где подлежащее легко восстанавливается)
  3. возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве

Предложения с деепричастным оборотом (примеры)

  • Я смотрел на восходящее солнце, не отрывая глаз.
  • В избушке, распевая, дева прядёт.
  • Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.
  • Гусь, увидя детей, улетел.
  • Все овцы кинулись к ней, лишь малыш не справился с разгоном, едва сумев затормозить.

Ловушка!

Деепричастный оборот нельзя употреблять в следующих случаях:

если действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам):

Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (НЕЛЬЗЯ, так как «шляпа не может прыгнуть с трамвая»!)

если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения.

Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне)

если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не совпадают:

Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)

Синтаксические нормы. Алгоритм действий.

1) В обороте, выделенном жирным шрифтом, найди деепричастие (отвечает на вопросы: что делая? что сделав?)

2) Выдели в каждом варианте основы.

3) Если в предложении нет подлежащего, попытайся восстановить его по сказуемому.

4) Если в предложении невозможно восстановить подлежащее, посмотри, не указан ли производитель действия в косвенном падеже.

5) Соотнеси в каждом варианте подлежащее с деепричастием.

6) Тот вариант, где подлежащее выполняет действие и деепричастия, и сказуемого, является правильным.

Разбор задания.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Не рассчитывая на помощь,

1) меня начали покидать силы.

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна.

4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

Находим деепричастие: не рассчитывая на помощь – что делая? не рассчитывая.

В каждом варианте найдем грамматическую основу:

1) меня начали покидать силы .

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна .

4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

Соотносим деепричастие и подлежащие, ответив на вопрос: кто может не рассчитывать на помощь? Это не силы, не самостоятельность и не учебник. Только ученики могут справиться с заданием и не рассчитывать на помощь.

Правильный ответ – вариант №2.

Также посмотрите видео, если что-то непонятно.

Потренируйся.

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Анализируя поэму Пушкина «Полтава»,

1) критиками отмечалось обилие разговорных выражений.

2) ее «очевидным» недостатком считалось обилие разговорных выражений.

3) современники упрекали поэта в злоупотреблении «бурлацкими» выражениями.

4) она была принята критиками без восторга.

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Начиная работу с текстом,

1) у нас завязался спор.

2) постарайтесь внимательно прочитать его.

3) мной был неверно определен размер.

4) учениками часто не учитывается деление на абзацы.

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Выстроившись в колонны,

1) вожак подает сигнал, и муравьи отправляются в путь.

2) длина их может достигать 100-200 метров.

3) кочевые муравьи отправляются в двух-трехнедельный поход.

4) начинается двух-трехнедельный поход муравьев.

Главная » Подготовка к ЕГЭ по русскому языку » Деепричастный оборот, примеры предложений

Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием)
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций – словосочетаний и предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
metodrekomendacii.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

А4: Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием)

Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций – словосочетаний и предложений.

Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, следует учитывать , что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом. Следовательно, как основное, так и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом.

Деепричастный оборот не употребляется:

1) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам): Подъезжая к городу, начался сильный ветер (правильно: Когда мы подъезжали к городу… или Подъезжая к городу, мы почувствовали, что… ) ;

2) если в безличном предложении нет инфинитива: Приехав в Москву, ему стало грустно (правильно: Когда он приехал в Москву… или Приехав в Москву, он загрустил );

3) в пассивной конструкции: Уходя домой, оборудование проверяется рабочими (правильно: Уходя домой, рабочие проверяют оборудование ).

Грамматически верные продолжения предложения:

  1. Подлежащее выполняет основное действие (сказуемое) и дополнительное (деепричастие).
  2. Деепричастие и сказуемое относится к одному и тому же подлежащему.

Если нет подлежащего, то сказуемое (глагол) может:

  1. стоять в форме повелительного наклонения;
  2. стоять в форме 1 – го и 2 – го лица изъявительного наклонения (к глаголу можно подставить местоимения я, мы, ты, вы);
  3. быть составным глагольным сказуемым (вспомогательный глагол + инфинитив)
  1. В каком предложении нарушена синтаксическая норма?
  1. Проснувшись на другой день, я сразу же подумал о предстоящем походе.
  2. Предположив, что это последний поезд, я совсем расстроился.
  3. Схватив ребенка в охапку, мать побежала на другую сторону улицы.
  4. Возвращаясь с выставки, ему пришлось заехать к родителям.
  1. В каком предложении нарушена синтаксическая норма?
  1. Слушая эту волнующую музыку, я представляю бушующее море.
  2. Зная о его приезде, мы смогли к этому подготовиться.
  3. Подъезжая к городу, начался сильный ветер.
  4. Сбегая по откосам оврагов, звенели ручьи.
  1. Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?

Расставив знаки препинания неправильно,

  1. вы рискуете получить неудовлетворительную отметку.
  2. мне было обидно.
  3. Маша закрыла тетрадь.
  4. я ничуть не расстроился.
  1. Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?

Путешествуя по разным странам,

  1. мой фотоальбом заметно пополнялся.
  2. следует для сохранения впечатлений вести дневник.
  3. я заметно расширил свои представления о мире.
  4. мой друг всегда мечтал о возвращении на родину.
  1. Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?
  1. мы двинулись в обратный путь.
  2. следует вернуться к упражнениям.
  3. альпинисты продолжили восхождение.
  4. мысли лучше идут на ум.
  1. Какой из данных вариантов продолжения предложения синтаксически неверен?
  1. студенты обращались к справочной литературе.
  2. вы часто встречаетесь с новыми словами и выражениями.
  3. мне потребовался словарь.
  4. я никогда не отвлекался.
  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
  1. для Бродского начинается новый период жизни.
  2. И. Бродский пошел рабочим на завод, потом – в больничный морг.
  3. желание писать стихи не покидало поэта никогда.
  4. вскоре, в 1963 году, И. Бродского объявили тунеядцем и отдали под суд.
  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Сделав Ириша Хулигэна персонажем множества пародий и рисунков,

  1. это слово английского происхождения.

2) в комической песенке 90-х годов 19 века упоминается его имя.

3) у его семейства была дурная слава.

4) одна из газет создала ему невольную рекламу.

  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Забыв пригласить на свою свадьбу богиню раздора Эриду,

  1. памятью об этом мифе осталось выражение яблоко раздора.
  2. греками овладело желание отомстить троянцам.
  3. родители героя Троянской войны Ахилла были жестоко наказаны.
  4. судьей между ними был избран троянский юноша Парис.
  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Обладая чудесным пламенем,

  1. об античном мифе известно всем и сегодня.
  2. у титана Прометея возникла мысль помочь людям.
  3. в мифах Древней Греции упоминается много имен реальных исторических деятелей.
  4. люди перестали подчиняться небожителям.
  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Решив отомстить одесскому градоначальнику Зеленому,

  1. у известного всей Одессе самодура не нашлось ни одного защитника.
  2. знаменитый дрессировщик Дуров вывел на арену цирка свинью, покрашенную в зеленый цвет.
  3. всем хотелось попасть на вечернее цирковое представление.
  4. в Одессе не хотелось долго задерживаться.
  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Стоя по горло в воде,

  1. фригийского царя ждало наказание.
  2. муки Тантала – страшная кара.
  3. тантал так и не смог утолить жажду.
  4. вода уходила из-под его губ.
  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Слушая устную речь,

  1. она заставляет нас задуматься.
  2. мы не задумываемся над ее звучанием, а непосредственно воспринимаем смысл.
  3. необходимо единство правил произношения.
  4. каждое отклонение при этом от привычного орфоэпического произношения отвлекает слушающего от смысла.
  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Воюя постоянно с соседними народами и побеждая их,

  1. от Романа Волынского власть перешла к его сыновьям.
  2. у Романа Волынского было много побед, поэтому его называют самодержцем всей Руси.
  3. захваченных земель у Романа Волынского стало больше.
  4. Роман Волынский так прославился своими завоеваниями, что некоторые историки называют его самодержцем всей Руси.
  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Благословляя своего избавителя,

  1. изменения к лучшему произошли в Галиче, из которого бежали венгры и поляки.
  2. жителями города было сделано много для его защиты.
  3. жители Галича называли Мстислава Храброго красным солнышком.
  4. у жителей Галича появился защитник и могущественный покровитель.

Ответы: 1 – 4, 2- 3, 3- 2, 4 – 1, 5 – 4, 6 – 3, 7 – 2, 8 – 4, 9 – 3, 10 — 4, 11 – 2, 12 – 3, 13 – 2, 14 – 4, 15 – 3.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный ресурс закрепляет умение правильно строить предложения с деепричастным оборотом. Дан алгоритм выполнения заданий данного типа. (Подготовка к ЕГЭ — выполнение задания А-4).

Учебный тренажёр помогает выработать навык построения предложения с деепричастным оборотом. Только вначале нужно составить алгоритм выполнения задания, а после этого приступать к работе с тренажёром.

Благодаря данному тренажеру можно отработать умение выбирать грамматически правильное продолжение предложения с деепричастным оборотом.

Данный алгоритм призван помочь учащимся опознавать (находить) грамматически правильно построенные предложения с деепричастным оборотом.

Данный урок относится к урокам открытия нового знания.

Данная презентация в полном объеме дает материал для повторения синтаксических норм. Дана теория и несколько вариантов заданий.

В данной презентации дан материал для поготовке к ЕГЭ при повторении синтаксических норм. Дана теория и практических материал, которы можно дополнить.


источники:

http://5-ege.ru/sintaksicheskie-normy/

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/03/27/sintaksicheskie-normy-postroenie-predlozheniya-s