Грамматические ошибки однородные сказуемые

Ошибка в построении предложения с однородными членами

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 257.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 257.

В статье рассмотрены частые грамматические ошибки, которые встречаются в предложениях с однородными членами. Приведены правила, которые касаются употребления однородных членов с союзами, предлогами, обобщающими словами

Частые нарушения в построении предложений с однородными членами

Однородные члены предложения – члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую и грамматическую функцию, отвечающие на один вопрос. Наиболее частые случаи и примеры ошибок в построении предложений с однородными членами приведены в таблице.

ПравилоПримеры неправильного построенияПримеры правильного построения
В однородный ряд нельзя объединять:

1) именные и глагольные сказуемые;

2) части простого (слова, словосочетания) и сложного (целые предложения) предложений;

3) слова, обозначающие родовые и видовые понятия;

4) инфинитив (глагол) и существительное;

5) разные формы прилагательных (в том числе полные и краткие);

6) разные видо-временные формы глаголов;

7) существительные в разных падежных формах.Он купил яблоки, орехи, продукты ( яблоки, орехи – видовое понятие, продукты – родовое).

Здание было обветшалое, старо и недостроенное ( обветшалое – полное прилагательное, старо – краткое прилагательное, недостроенное – причастие).

Мне не нравится ждать и когда люди опаздывают (слово ждать и часть сложного предложения когда люди опаздывают не могут быть однородными членами предложения)Он купил яблоки, орехи, другие продукты.

Недостроенное здание было старое и обветшалое.

Мне не нравится ждать. Я не люблю, когда люди опаздывают.

Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах предложения, требующих разного управления.В гостиной я увидел и обрадовался старому другу ( увидел (кого?), обрадовался (кому?) – слова с разным управлением).

Она услышала и ответила на вопрос ( услышала (что?), ответила (на что?) – слова с разным управлением).В гостиной я увидел старого друга и обрадовался ему.

Она услышала вопрос и ответила на него.Важно соблюдать правильный порядок слов при двойных союзах между однородными членами предложения. Однородные члены предложения должны стоять строго после частей двойного союза.Учительница рассказала как о существительных, а также о прилагательныхых (однородные члены существительных, прилагательных неверно употреблены с двойным союзом).

Эти книги не только предназначены для преподавателей, но и для студентов (обе части двойного союза не только, но и должны стоять перед однородными членами для преподавателей, для учителей).Учительница рассказала как о существительных, так и о прилагательных. (Учительница рассказала о существительных, а также о прилагательных).

Эти книги предназначены не только для преподавателей, но и для студентов.Обобщающее слово должно относиться ко всем однородным членам предложения.

Обобщающее слово должно быть в том же падеже, что и относящиеся к нему однородные члены предложения.На столе были разные напитки: сок, вода, компот и сыры (слово сыры не относится к обобщающему слову напитки).

Он был известен двумя чертами: разговорчивость и доброта (слово чертами употреблено в Т. п., слова разговорчивость и доброта в И. п.)На столе были сыры и разные напитки: сок, вода, компот.

Он был известен двумя чертами: разговорчивостью и добротой.Если однородные члены предложения употребляются с одинаковыми предлогами, перед вторым и последующими однородными членами предлог можно опустить.

Если однородные члены употребляются с разными предлогами, пропуск предлога является грамматической ошибкой.Петя побывал в Африке, Австралии, Мадагаскаре (слова Африке, Австралии требуют предлога в, Мадагаскаре – предлога на).Петя побывал в Африке, Австралии, на Мадагаскаре.

Рассказ о мужчинах, женщинах.Нежелательно употребление нескольких рядов однородных членов в одном предложении.Мальчики и девочки прыгали, кричали, смеялись, рисовали на доске домики, цветочки, фигурки людей.Мальчики и девочки прыгали, кричали, смеялись. Они рисовали на доске домики, цветочки, фигурки людей.

Как видно из таблицы, ошибка в построении предложения с однородными членами может быть допущена только в случае, когда ученик не понимает, что такое однородные члены предложения, ставит в однородный ряд слова с разными грамматическими и синтаксическими признаками.

Презентация. Грамматические ошибки в предложениях с ОЧП.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Грамматические ошибки Нарушения в построении предложений с однородными членами предложения

Предложения, в которых однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово Неправильно: Раскольников придумал и восхищается своей теорией. Правильно: Раскольников придумал свою теорию и восхищается ею. Предложение с однородными сказуемыми и ОДНИМ и ТЕМ ЖЕ дополнением при них построено правильно, если от ОБОИХ сказуемых к этому дополнению можно задать ОДИН и ТОТ ЖЕ падежный вопрос. В противном случае предложение построено с ошибкой.

Я восхищаюсь и любуюсь морем. Петя был знаком и дружил с Васей. Мы ждали и звонили ему весь вечер. Дети редко прислушиваются и следуют советам взрослых. Мы достигли и водрузили на горной вершине флаг экспедиции. Сажать цветы и ухаживать за ними совсем не так просто. Организовать и руководить детским театром – дело увлекательное. Проанализируйте примеры, найдите среди них предложения с грамматическими ошибками (нарушения в построении предложений с ОЧП)

Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами: не только…, но и…; если не…, то…; как… так и … и др. В таких предложениях нужно обращать внимание на два момента: Части двойного союза должны соединять именно однородные члены. НЕПРАВИЛЬНО: Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для его читателей. (Слова «главным» и «для читателей» не являются ОЧП). ПРАВИЛЬНО: Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для его читателей. (Слова «для создателя» и «для читателей» являются ОЧП).

Школьники не только наблюдали солнечное затмение, но и приливы воды в океане. Школьники не только наблюдали солнечное затмение, но и снимали о нём фильм. В доме жили как сиамский кот, так и персидская кошка. Писатель как придумывает своих героев, так и все сюжетные ходы в произведении. Мы достигли не только горной вершины, но и водрузили на ней флаг экспедиции. Как сажать цветы, так и ухаживать за ними совсем не просто. Надо не только освоить теорию, но и практику. Проанализируйте примеры, найдите среди них предложения с грамматическими ошибками (нарушения в построении предложений с ОЧП)

Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами: не только…, но и…; если не…, то…; как… так и … и др. В таких предложениях нужно обращать внимание на два момента: 2. Части двойного союза являются постоянными, их нельзя заменять другими словами. НЕПРАВИЛЬНО: Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, а также для его читателей. Союза не только. а также. нет. ПРАВИЛЬНО: Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для его читателей. Союз не только. но и. есть.

Школьники не только сажали яблони, а также ухаживали за ними. Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, так и ученики девятых классов. Он не только любил природу, но и знал её отлично. Митрофанушка не знает как грамматики, также и математики. Проанализируйте примеры, найдите среди них предложения с грамматическими ошибками (нарушения в построении предложений с ОЧП)

Наш язык не только заслужил бережное отношение к себе, но и общенародную защиту. Я всегда любил и интересовался музыкой. Тютчев тонко чувствовал красоту мира и писал о ней. Мой отец хорошо знал повадки не только зверей, но и голоса птиц. Задача учёного состоит не только в собирании, а также в систематизации научных фактов. Сестра занималась как музыкой, так и хореографией. Обещаю с уважением относиться и беречь русский язык. Тренируемся на ВСЕ типы ошибок в построении предложений с ОЧП. Проанализируйте примеры, найдите среди них предложения с грамматическими ошибками (нарушения в построении предложений с ОЧП)

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

В презентации содержится как теоретический, так и практический материал для работы над одним из тестовых заданий единого государственного экзамена по русскому языку. Рассматриваются три основные выда ошибок в построении предложений с однородными членами. Это ошибки при употреблении дополнений в предложениях с однородными сказуемыми, ошибки в употреблении двойных союзов и однородных членов предложения, соединяемых ими.

Презентацию можно использовать не только при подготовке старшеклассников к ЕГЭ, но и в работе с учениками 8 класса при изучении темы «Однородные члены предложения».

  • Григорьева Ирина ВладимировнаНаписать 1570 24.01.2015

Номер материала: 334395

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    24.01.2015 514
    24.01.2015 1145
    24.01.2015 2162
    24.01.2015 1367
    24.01.2015 927
    24.01.2015 2496
    24.01.2015 1246

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Названы лучшие по качеству проведения ЕГЭ регионы России

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки внедрит в программы вузов модуль по Великой Отечественной войне

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки намерено ввести углубленное изучение климата в вузах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

3.4. Предложения с однородными членами

В устной и письменной речи наблюдается много ошибок и недочётов, связанных с использованием однородных членов. Можно выделить несколько типов таких ошибок.

1. Главное правило построения предложения с однородными членами заключается в том, что сочинительной связью объединяются компоненты, обозначающие логически сопоставимые понятия. Речевым недочётом является объединение слов, обозначающих родовые и видовые понятия, скрещивающиеся (частично совпадающие по объему) понятия (люди и женщины, овощи и морковь, женщины и редакторы), а также слов, далёких друг от друга по значению (если, конечно, это не делается намеренно):

Больше всего люблю бананы, субботу и телевизор .

2. Следует избегать конструкций, в которых управляемое слово может быть отнесено к разным рядам однородных членов.

Например: Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. В данном случае предложение содержит три существительных в родительном падеже (ликвидации, неполадок, ремонта). Поэтому союз и может объединять как формы ликвидации и ремонта, так и формы неполадок и ремонта. Поскольку в непосредственной близости находятся формы неполадок и ремонта, то можно решить, будто жильцы требовали ликвидации ремонта.

3. Однородные члены могут быть выражены одинаковыми и разнотипными морфологическими формами.

Ср.: красные и белые розы – высокая, со стройной фигурой девушка.

Однако предпочтительным в речевой практике является употребление однородных членов с однотипными морфологическими формами. В ряде случаев использование одинакового морфологического выражения считается обязательным с точки зрения норм литературного языка.

Так, не допускается объединение в ряду однородных членов полной и краткой формы прилагательных или причастий:

Он худ и высокий ; Он ранен и контуженный .

Не рекомендуется объединение в одном ряду инфинитива и существительного:

Я люблю чистоту и читать книги.

4. Достаточно часто в речи нарушается порядок слов при использовании двойных сопоставительных союзов (не только. но и; не столько. сколько; как. так и; хотя. но и др.), повторяющихся союзов (то. то; не то. не то и др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами!

Например, нежелательным с точки зрения порядка слов будет такое предложение: Мы осмотрели не только древнюю часть города, но и побывали в новых районах. Однородными в этом предложении являются сказуемые – осмотрели и побывали. Поэтому части двойного союза должны находиться непосредственно перед каждым из них: Мы не только осмотрели древнюю часть города, но и побывали в новых районах.
Нарушен порядок расположения повторяющегося союза то. то в предложении: То проедет подвода , то машина . Однородными здесь являются подлежащие. Поэтому союз должен стоять непосредственно перед ними: Проедет то подвода, то машина .

Например: Не только мы, но наши гости были удивлены (опущено и ); Не только мы, а и наши гости были удивлены (вместо но и используется а ).

5. Обратите внимание на использование предлогов при однородных членах. Если все однородные члены употребляются с одним и тем же предлогом, то они нередко опускаются, чтобы избежать их «назойливого» повторения:

Вот уездный городок с деревянными кривыми домишками , бесконечными заборами , купеческими необитаемыми каменными строениями , старинным мостом над глубоким оврагом (Тургенев).

Предлог повторяется, если его отсутствие может вызвать неясность в понимании смысла предложения: В библиотеку поступили учебники по выразительному чтению и по литературе. При пропуске второго предлога можно было бы подумать, что речь идёт о нескольких экземплярах одного учебника по двум предметам, не об отдельных учебниках.

Обычно не опускается предлог в официально-деловом стиле.

Не рекомендуется опускать одинаковый предлог:

если однородные члены соединены повторяющимися или двойными союзами:

Книги лежали и на полу, и на столе, и на диване; Книги лежали не только на полу, но и на диване;

если надо подчеркнуть, что определение относится только к ближайшему однородному члену:

работать без лишней суетливости и без нервозности;

если однородные члены соединены противительными союзами а, но, однако, зато (хотя это требование не является столь же обязательным, как предыдущие):

Книги лежали не на столе, а на полке.

Если однородные члены имеют разные предлоги, то пропуск одного из них недопустим!

Например: На заводах и научно-исследовательских институтах вновь проходят стихийные митинги. В данном случае первый однородный член (на заводах) употребляется с предлогом на , а второй требует предлога в (в научно-исследовательских институтах), поэтому грамматически верной будет только конструкция: На заводах и в научно-исследовательских институтах вновь проходят стихийные митинги.

6. Если однородные члены имеют общий главный член, необходимо учитывать, что каждый из однородных членов должен быть лексически и грамматически соотнесён с этим общим главным членом. В речи наиболее распространено два типа недочётов.

Во-первых, нарушаются нормы лексической сочетаемости: Надо больше прислушиваться к мнению ребят и их запросам . В данном случае главное слово – глагол прислушиваться может сочетаться только с первым из однородных членов (прислушиваться к мнению ребят). Со вторым однородным членом глагол сочетаться не может (прислушиваться к запросам), поскольку мнение услышать можно, а запросы услышать нельзя!

Во-вторых, в речи часто нарушаются нормы синтаксической сочетаемости. Достаточно частотной в речи является ошибка, связанная с использованием одной управляемой формы при однородных членах. Это возможно, если оба однородных члена имеют одинаковое управление (Он прекрасно знал и ценил творчество этого драматурга). Если однородные члены имеют разное управление, то использование одного дополнения неправомерно.

Так, предложение: Декабристы любили и восхищались русским народом – содержит одно дополнение в творительном падеже, но глаголы любить и восхищаться имеют разное управление: любить кого-либо/что-либо; восхищаться кем-либо/чем-либо. Чтобы избавиться от такого рода ошибок и избежать тавтологии (повтора), можно, например, использовать в одном случае существительное, а в другом – местоимение: Декабристы любили русский народ и восхищались им.

7. Не следует соединять как однородные члены разнотипные синтаксические конструкции:

член предложения и придаточное предложение:

Я не люблю войну и когда получаю двойку;

обособленное определение и определительное придаточное:

В жюри избрали Попова, занявшего первое место в турнире и который отличался спокойствием;

обособленное обстоятельство (в частности, деепричастный оборот) и обстоятельственное придаточное предложение:

Когда гулял по городу и увидев несчастных детей, он задумал написать картину;

обособленные обстоятельства и обособленные определения:

Изменивший присяге и общаясь с Пугачёвым, Швабрин проявил себя как низкий человек.

Упражнения к теме «3.4. Предложения с однородными членами»

Читайте также другие темы раздела 3 «Синтаксические нормы»:


источники:

http://infourok.ru/prezentaciya._grammaticheskie_oshibki_v_predlozheniyah_s_ochp.-334395.htm

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/41-kurs_russkogo_yazyka_russkii_yazyk_i_kultura_obscheniya/stages/784-34_predlozheniya_s_odnorodnymi_chlenami.html