Грамматические признаки глагола правописание личных окончаний глагола

Личные окончания глаголов

О чем эта статья:

Лицо и окончания глаголов

Для начала вспомним определение глагола.

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».

Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:

Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.

С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.

В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:

1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:

  • я плаваю — мы плаваем;
  • я смеюсь — мы смеемся.

2. Второе лицо отражает действие собеседника:

  • ты плаваешь — вы плаваете;
  • ты смеешься — вы смеетесь.

3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:

  • он, она, оно плавает — они плавают;
  • он, она, оно смеется — они смеются.

Правописание личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов — это система окончаний спрягаемых форм глаголов, которые отражают лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения.

Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Глаголы не спрягаются в прошедшем времени, а также в сослагательном и повелительном наклонениях.

В русском языке у глаголов два типа спряжения — первое и второе. Так выглядит парадигма личных окончаний глаголов:

  • I спряжение: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют);
  • II спряжение: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -aт (-ят).

Приведем примеры личных окончаний глаголов в таблице:

Управляю

Выберу

Управляем

Выберем

Спорю

Понравлюсь

Спорим

Понравимся

Управляешь

Выберешь

Управляете

Выберете

Споришь

Понравишься

Спорите

Понравитесь

Управляет

Выберет

Управляют

Выберут

Спорит

Понравится

Спорят

Понравятся

Алгоритм написания личных окончаний глаголов:

  1. Убедиться, что глагол употреблен не в форме повелительного наклонения или прошедшего времени — для них действуют другие правила. Личные окончания есть только у глаголов в форме настоящего или будущего времени.
  2. Если в слове есть приставка вы-, нужно ее убрать, проверить ударное окончание и написать ту букву, которую мы слышим под ударением. Например, если убрать приставку у глагола выбер_шь, получится берешь. Под ударением в окончании буква е, значит, ее мы и пишем: выберешь.
  3. Если приставки вы- нет, нужно поставить глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?) и определить спряжение. Дальше остается выбрать из соответствующего столбика нужное окончание.

Чтобы писать личные окончания глаголов правильно, нужно:

  • отличать личные формы глагола от других;
  • уметь ставить глагол в неопределенную форму;
  • знать глаголы-исключения;
  • уметь определять тип спряжения;
  • помнить, что в I спряжении в личных окончаниях стоят буквы е, ю, у, а во II спряжении — и, а, я.

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными.

Глаголы с ударными личными окончаниями не требуют дополнительной проверки, их спряжение определяется сразу. Безударные личные окончания мы проверяем инфинитивом глагола.

По правилу безударных личных окончаний глаголов ко II спряжению относятся:

  • Глаголы с инфинитивом на -ить (исключения: брить, зиждиться, стелить);
  • Семь глаголов с инфинитивом на -еть: вертеть, терпеть, обидеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть;
  • Четыре глагола с инфинитивом на -ать: слышать, гнать, держать, дышать.

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов:

  1. Ставим глагол в неопределенную форму («что делать?», «что сделать?»).
  2. Выясним, какая гласная буква стоит перед окончанием -ть (ать, оть, уть, ить).
  3. По этой гласной букве определяем I или II спряжение (учитываем глаголы-исключения).
  4. Выбираем гласную букву е/и, а/я или у/ю в безударном окончании.

Безударные личные окончания глаголов школьники проходят в 4 классе. Если вы только начали изучать эту тему и хотите запомнить, как определить безударное личное окончание глагола — чаще обращайтесь к правилам и словарю.

Правописание разноспрягаемых глаголов

Разноспрягаемые глаголы — особый вид глаголов, которые при изменении по лицам и числам имеют окончания то I, то II спряжения. К ним относятся глаголы бежать, хотеть, чтить.

Хочу

Бегу

Чту

Хотим

Бежим

Чтим

Хочешь

Бежишь

Чтишь

Хотите

Бежите

Чтите

Хочет

Бежит

Чтит

Хотят

Бегут

Чтут (чтят)

Также есть два глагола, которые спрягаются по архаическому типу: есть, дать. Посмотрите на парадигму их спряжения в таблице:

Дам

Ем

Дадим

Едим

Дашь

Ешь

Дадите

Едите

Даст

Ест

Дадут

Едят

Некоторые глаголы невозможно употребить в форме 1-го лица единственного числа, например: победить, гудеть.

Правописание неопределенной формы глагола

Напомним: чтобы определить, к какому спряжению относится глагол, нужно поставить его в начальную форму («что делать?», «что сделать?») и посмотреть, на что этот глагол заканчивается.

Конспект урока. «Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание глагола. Морфологический разбор».

Тема урока: «Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание глагола. Морфологический разбор».

Тип урока: к омбинированный.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о глаголе как самостоятельной части речи.

обобщить и систематизировать знания о грамматических признаках глагола;

сформировать умения употреблять глаголы в устной и письменной речи;

сформировать учебные навыки самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью.

способствовать развитию интереса к изучению русского языка;

содействовать развитию внимания, памяти; умения анализировать текст с точки зрения наличия в нем грамматических и орфографических ошибок.

создать условия для развития навыков работы в группе (в команде).

обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;

способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности;

обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения обучающихся, уважения друг к другу;

создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии.

Оборудование урока: презентация PowerPoint , раздаточный материал (кластер, кроссворд, карточки с заданиями), Рабочие тетради, учебник.

— предметно-ориентированные технологии обучения

— технология дифференцированного обучения;

— игровые технологии, элементы квеста.

Организационный момент. 2 мин.

Притча. У людей, занятых одним и тем же делом, спросили, что они делают. Один сказал: «Я таскаю камни». Другой ответил: «Зарабатываю на пропитание». А третий промолвил: «Строю храм».

Как видите , одна и та же работа для одного становится смыслом жизни, а для другого – обузой, непосильной ношей.

Мне бы хотелось, чтобы уроки русского языка для вас не были наказанием, не прошли даром, а помогли в будущем утвердиться, чувствовать себя уверенными. В любом обществе всегда ценятся люди грамотные, хорошо знающие свое дело.

Урок-игра . 3 команды. Капитаны представляют команды (девиз), называют отсутствующих.

Вспомним правила работы:

* Быть позитивным.
* Внимательно выполнять задания.
* Ценить время.
*Говорить по делу.
* Помнить, что вы – команда.

Проверка домашнего задания. 10 мин

По 3 человека от команды выполняют компьютерный тест. Другие – фронтальный опрос и кроссворд.

Какой раздел языка мы сейчас изучаем? (Морфология)

Основными единицами морфологии являются…? (Части речи)

На какие группы делятся все части речи? (Самостоятельные, служебные, междометия)

На какие группы делятся самостоятельные части речи? (Изменяемые и неизменяемые)

Какая самостоятельная часть речи не изменяется? (Наречие)

Какие части речи относятся к склоняемым? (Существительное, прилагательное, числительное, местоимение)

Учитель. Ребята, стоп. Подскажите мне, что мы забыли сделать? (Назвать тему урока). Правильно. Только на этот раз тему сообщу вам не я, а вы сами ее откроете. Для этого необходимо мобилизовать знания, полученные при изучении морфологии, и разгадать кроссворд.

Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет речи и отвечает на вопрос к т о ? или ч т о ?

Имена существительные, обозначающие людей или животных, у которых форма В.п. мн.ч. совпадает с формой Р.п мн.ч.

Изменение имен существительных по падежам и числам.

Имена существительные, обозначающие реально существующие предметы, происходящие явления, события, подлежащие счету.

Степень сравнения качественных прилагательных, которая показывает, что обозначаемый прилагательным признак характерен для одного предмета в большей степени, чем для другого.

Самостоятельная часть речи, которая обозначает количество или порядок предметов при счете.

Местоимение (разряд), указывающее на лицо, которое совершает действие, направленное на самого себя.

Имена числительные, отвечающие на вопросы к о т о р ы й ? к а к о й ?

Степень сравнения имен прилагательных, которая указывает на высшую степень качества, присущего предмету в ряду однородных.

Части речи, которые имеют лексическое значение (называют предметы, их признаки, действия и т.д), являются членами предложения.

Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы к а к о й ? к а к о е ? к а к и е ?

Имена прилагательные, которые указывают на принадлежность предмета лицу или животному.

Имена существительные, обозначающие различные вещества – химические элементы, различные пищевые продукты, стройматериалы.

Местоимения, указывающие на отсутствие лица, предмета, признака, количества.

Имена существительные, обозначающие множество одинаковых предметов или лиц как неделимое целое.

Имена числительные, отвечающие на вопрос с к о л ь к о ?

Имена прилагательные, указывающие на принадлежность предмета лицу или животному.

Знаменательная часть речи, которая, не называя предметов, указывает на них, их признаки, количество.

Местоимения, которые указывают на лицо или предмет.

Части речи, которые служат для связи слов в предложении, для соединения слов и частей предложения, придают предложениям различные оттенки.

Имена прилагательные, которые указывают на отношение определяемого предмета к другому предмету, действию, месту, времени и т.д.

Изучение нового материала

Определение целей и задач урока. 4 мин.

Какие цели и задачи мы определим для урока?

(Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Глагол»

Систематизировать знания о грамматических признаках глагола, повторить правописание глаголов; формировать представления о роли и употреблении глаголов в речи).

Актуализация опорных знаний. 9 мин.

Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова русского писателя Алексея Николаевича Толстого:

Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы –

это значит дать движение фразе

Как вы понимаете это высказывание Толстого?

Что такое глагол? (Самостоятельная часть речи)

Что обозначает глагол? (Действие)

На какие вопросы отвечает глагол? (Что делать? Что сделать?)

На какие группы делятся грамматические признаки глагола? (Постоянные и непостоянные)

Задание: Запишите в тетрадь те признаки глагола, которые вы помните.

Студенты зачитывают то, что они написали.

Вид итогового кластера

3) Работа по теме урока (с первичным проверкой понимания и закрепления новых знаний). 45 мин.

-Какие виды глагола существуют в русском языке?

-На какой вопрос отвечают глаголы несовершенного вида? Что они обозначают? (Что делать? Незаконченность действия)

— На какой вопрос отвечают глаголы совершенного вида? Что они обозначают? (Что сделать? Законченность действия)

Задание: Образуйте видовые пары глагола: оправдать, рисовать, класть, разрезать, встречать.

Сделайте вывод: Какими способами в русском языке могут образовываться видовые пары глагола?

1. Замена суффиксов

Шаг а ть, брос а ть, разрабат ыва ть

Шаг ну ть, брос и ть, разработ а ть

2. Прибавление приставок

3. Чередование звуков и замена суффиксов

Про щ ать, кри ч ать

Про ст ить, кри к нуть

4. Изменение ударения

Обрез а ‘ть, ссып а ‘ть

Обр е ‘зать, сс ы ‘пать

5. Изменение основы слова

Задание на оценку: Образуйте видовые пары от следующих глаголов (задание выполняется по цепочке без подготовки):

Вывод: Чему способствует такое многообразие способов образования видовых пар в русском языке?

Разные виды глагола нужны для того, чтобы мысль наша оформлялась точно, красиво, интересно, разнообразно. Очень важно правильно употреблять форму того или иного вида глагола, чтобы фраза была логически правильной и понятной!

Общие вопросы от преподавателей.

Б) Переходность глагола

Записать словосочетания в два столбика: косить траву, брал кредит, помириться с партнером, сшить костюм, расти на поляне, ринуться в бой, звенят в воздухе, любить работу, помогать другу, слышать пение, одевать брата, распахнуть дверь, браться за дело, загореться от искры, сорвать поставку, украсть деньги, рассчитаться с поставщиком.

Гл+сущ. в остальных косвенных падежах

Проверка выполнения задания (Посмотрите на экран и проверьте правильность выполнения задания. Кто не сделал ни одной ошибки? Молодцы!)

Гл+сущ. в остальных косвенных падежах

помириться с партнером

расти на поляне

звенят в воздухе

браться за дело

загореться от искры

рассчитаться с поставщиком

П первом столбике расположились переходные глаголы. Сделайте вывод : Какие глаголы называются переходными?

Задание на оценку:

Превратите словосочетания с непереходными глаголами в словосочетания с переходными глаголами по образцу: подниматься на лифте — использовать лифт.

Заниматься физикой, увлекаться спортом, владеть языком, обзавестись голубями, беседовать о содержании книги, участвовать в переговорах.

Исправьте ошибки в употреблении существительных:

Настоять о пересмотре дела, призывать о помощи, смириться перед неудачей, разъяснить о вреде курения, отдать все силы для работы, преклоняться его авторитету.

Вставьте пропущенные буквы.

Озёра обезрыб .. ли.

Браконьеры обезрыб .. ли озёра.

Испытания обессил .. ли путников.

Путники обессил .. ли от жажды.

Раненый обескров .. л.

Войны обескров .. ли страну.

Общие вопросы от преподавателей.

В) Возвратность глагола

Вопрос: Какие глаголы называются возвратными?

Вопрос: Как связаны переходность и возвратность глагола? (Все возвратные глаголы являются непереходными)

Задание команде 1. Заменить сочетания возвратными глаголами:

Прийти к соглашению путем переговоров –

Испытывать чувство волнения –

Говорить друг с другом шепотом –

Посмотреть друг на друга –

Совершать круговые обороты вокруг своей оси –

Испытывать чувство надежды –

Быть нерешительным в своём мнении –

Прийти к соглашению путем переговоров – договориться

Испытывать чувство волнения – волноваться

Говорить друг с другом шепотом – шептаться

Посмотреть назад – оглянуться

Посмотреть друг на друга – переглянуться

Совершать круговые обороты вокруг своей оси – вращаться

Испытывать чувство надежды – надеяться

Быть нерешительным в своём мнении – колебаться

Задание команде 2. Данные фразеологические обороты заменить возвратными глаголами (или словосочетаниями с ними).

бежать со всех ног –

не сварить каши

Совать нос – вмешиваться;

надуть губы – обидеться;

попасть впросак – оказаться в смешном положении ;

бежать со всех ног – мчаться;

распускать руки – драться ;

повесить голову – огорчиться ;

сложить оружие – сдаться ;

не сварить каши – не сговориться, не договориться.

Задание команде 3. Вставить в пословицы возвратные глаголы.

Скоро сказка . да не скоро дело .

Волков . — в лес не ходить.

Умный у огня согреется, глупый – .

Трус . даже своей тени.

Пуганый заяц и пенька .

Не за свое дело не берись, а за своим не.

Трусы грозят друг другу, а храбрецы .

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Дело мастера боится.

Волков бояться — в лес не ходить.

Умный у огня согреется, глупый – обожжется.

Трус страшится даже своей тени.

Пуганый заяц и пенька боится.

Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.

Трусы грозят друг другу, а храбрецы сражаются.

Вопрос: Какие трудности у вас возникли при выполнении этих заданий? (Где писать ТСЯ и ТЬСЯ)

Как определить: нужен ли Ь в сочетаниях ТЬСЯ и ТСЯ ?

Общие вопросы от преподавателей.

Г) Спряжение глагола.

Что называется спряжением глагола? (Изменения глаголов по лицам и числам).

Глаголы какого спряжения существуют в русском языке? (1,2, разноспрягаемые)

Глаголы с суффиксами инфинитива: -О-, -А-, -Е-, -Я-, -У-, -Ы-:

влавАть, полОть, паЯть и др.

Глаголы с суффиксом инфинитива –И-:

учИть, обеспечИть и др.

Задание. Запишите в два столбика: глаголы I спряжения и глаголы II спряжения. (Каждой команде выдается лист с одинаковым заданием).

Учить, кормить, одевать, дышать, обидеть, жалеть, бежать, полоть, бороться, мерзнуть, веять, мыть, хотеть, посмотреть, вытерпеть, резать, крутить, думать, любить, водить

Общие вопросы от преподавателей.

Вопрос: Для чего надо знать спряжение глаголов? (Чтобы грамотно писать слова). Правильно, но нам необходимо помнить и другие правила.

Д) Правописание глаголов.

Повторение правописания глаголов (работа с таблицами)

Проверка усвоения материала (10 мин.)

Задания для капитанов:

(Исправить ошибки в тексте, объяснить орфограммы)

«Организацыя перивозок и управление на транспорте» – это спецыальность в области транспорта и транспортных линий.

Она представляит собой целый комплекс действий по организацыи перивозок, в том числе обеспечение их безопастности.

В целом работа эта не простая, но в то же время интерестная и нескучная . По транспортной линии всей страны ежедневно движится огромное колличество машин, осуществляються крупные грузоперевозки. Во всей этой сети задействованы тысячи машин и еще больше, этого колличества, людей.

Организовать четкое движение , устранять проблемы, состовлять графики, и прочая работа требуит от спецыалистов на транспорте высоких знаний и ответствености. Бесграмотные действия работников способны привисти к сбою на больших участках и даже во всей транспортной сети.

Основная задача спецыалиста заключаиться в создание и функционировании целый системы транспортной системы, которая будет работать как часы.

(15 ошибок (неповторяющихся)

«Организац и я пер е возок и управление на транспорте» – это спец и альность в области транспорта и транспортных линий.

Она представля е т собой целый комплекс действий по организации перевозок, в том числе обеспечение их безопа сн ости.

В целом работа эта неп ростая, но в то же время интере сн ая и нескучная . По транспортной линии всей страны ежедневно движ е тся огромное ко л ичество машин, осуществляю тся крупные грузоперевозки. Во всей этой сети задействованы тысячи машин и еще больше, этого ко л ичества, людей.

Организовать четкое движение , устранять проблемы, сост а влять графики, и прочая работа требу е т от специалистов на транспорте высоких знаний и ответстве нн ости. Бе з грамотные действия работников способны прив е сти к сбою на больших участках и даже во всей транспортной сети.

Основная задача специалиста заключа ется в создани е и функционировании целый системы транспортной системы, которая будет работать как часы.

(Вставить глаголы на место пропусков)

Специальность «Организация перевозок и управление на транспорте» ………….. одной из перспективных специальностей техникума. Эта специальность всегда ………….. своей актуальностью и востребованностью.

Говоря о месте будущей работы, ………….. не приходится. Во-первых, полученная специальность ………….. отличной основой для открытия своего бизнеса .

Выпускники ………….. хорошие результаты при открытии логистических частных компаний, маршрутных такси, фирм по грузоперевозкам и прочее. Высокий финансовый доход не ………….. работой только в России, но и ………….. за ее пределы.

Во-вторых, специалисты по транспорту и перевозкам …………..свое место в уже существующих крупных компаниях, которые ………….. хорошую репутацию, …………..достойную заработную плату и лояльные условия работы.

В-третьих, в каждом крупном или маленькой городе и даже в небольшом населенном пункте ………….. сеть перевозок. Каждая из них ………….. в обслуживании и регулировании (авто станции, маршрутные такси). Это говорит о том, что специалисты нужды везде.

Как видно, возможность ………….. свое место в будущей профессии есть у каждого выпускника. Специальность эта достаточно актуальна на сегодняшний день, …………..перспективы роста и скорее всего еще долгое время ………….. востребована.

Специальность «Организация перевозок и управление на транспорте» является одной из перспективных специальностей техникума. Эта специальность всегда отличалась своей актуальностью и востребованностью.

Говоря о месте будущей работы, скупиться не приходится. Во-первых, полученная специальность является отличной основой для открытия своего бизнеса .

Выпускники показывают хорошие результаты при открытии логистических частных компаний, маршрутных такси, фирм по грузоперевозкам и прочее. Высокий финансовый доход не ограничится работой только в России, но и выходит за ее пределы.

Во-вторых, специалисты по транспорту и перевозкам могут найти свое место в уже существующих крупных компаниях, которые имеют хорошую репутацию, предоставляют достойную заработную плату и лояльные условия работы.

В-третьих, в каждом крупном или маленькой городе и даже в небольшом населенном пункте имеются сеть перевозок. Каждая из них нуждается в обслуживании и регулировании (авто станции, маршрутные такси). Это говорит о том, что специалисты нужды везде.

Как видно, возможность найти свое место в будущей профессии есть у каждого выпускника. Специальность эта достаточно актуальна на сегодняшний день, имеет перспективы роста и скорее всего еще долгое время будет востребована.

Дополнительное задание: Определить спряжение глаголов.

Задание: Написать поздравление с 8 Марта, используя следующие глаголы и глагольные сочетания:

Поздравить, сходить с ума, улыбаться, веселиться, сбываться, радоваться, выбросить фартук, спешить, принимать, выводить трели, восхищаться, дать, желать, нестись ввысь, усыпать лепестками, возрасти, подарить, приносить радость, петь, улыбаться, смеяться, наслаждаться.

Команды выполняют задание:

1) Упр. 197 (1 команда: 1-2 предложение; 2 команда: 3-4; 3 команда: 5-6).

2) Выполнить упражнения в РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ (проверка по цепочке внутри команды: другие команды следят по своим тетрадям)

1 команда – упражнение № 9.

2 команда — упражнение № 10.

3 команда — упражнение № 11.

Проверка задания для капитанов.

Что было самым важным на уроке?

Что для тебя было легко (трудно)?

Доволен ли ты своей работой?

Пригодятся ли нам знания и умения, полученные на уроке в учебе?

Нам пригодятся наши знания обязательно! При изучении особых форм глагола (причастий и деепричастий), наречия.

Домашнее задание. § 33, стр.215, упр. 197, 199 [1].

сегодня я узнал…

я выполнял задания…

я понял, что…теперь я могу…

я почувствовал, что…я приобрел…

у меня получилось …

За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

Личные окончания глаголов

Личные окон­ча­ния гла­го­лов — это сло­во­из­ме­ни­тель­ные мор­фе­мы, кото­рые выра­жа­ют кате­го­рию лица и чис­ла. Личные окон­ча­ния гла­го­лов зави­сят от того, к како­му спря­же­нию при­над­ле­жит глагол.

Узнаем, какие окон­ча­ния име­ют гла­го­лы 1 и 2 спря­же­ния, какой алго­ритм при­ме­нить, что­бы пра­виль­но напи­сать без­удар­ные лич­ные окон­ча­ния глаголов.

Грамматический тер­мин «окон­ча­ние» по отно­ше­нию к гла­го­лам ука­зы­ва­ет, что сло­ва этой само­сто­я­тель­ной части речи изме­ня­ют­ся. В рус­ском язы­ке гла­го­лы изме­ня­ют­ся по лицам и чис­лам в фор­мах насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни. Что это зна­чит? Разберемся, что такое лич­ные окон­ча­ния глаголов.

Лицо и окончания глаголов

Глагол как само­сто­я­тель­ная часть речи обо­зна­ча­ет дей­ствие или про­цесс по отно­ше­нию к дей­ству­ю­ще­му лицу или пред­ме­ту. Каждый гла­гол в фор­ме насто­я­ще­го или буду­ще­го вре­ме­ни мож­но соот­не­сти с опре­де­лен­ным лицом, выпол­ня­ю­щим то или иное дей­ствие, или с участ­ни­ком речи:

Грамматическая кате­го­рия лица выра­жа­ет­ся с помо­щью окон­ча­ний гла­го­лов, кото­рые назы­ва­ют­ся лич­ны­ми. Личные окон­ча­ния гла­го­лов сопря­же­ны с место­име­ни­я­ми, с помо­щью кото­рых мож­но обо­зна­чить лицо, выпол­ня­ю­щее дей­ствие или участ­ву­ю­щее в нём.

В рус­ской грам­ма­ти­ке раз­ли­ча­ют три фор­мы лица гла­го­ла в един­ствен­ном и мно­же­ствен­ном числе:

1. Первое лицо обо­зна­ча­ет непо­сред­ствен­но­го субъ­ек­та действия

2. Второе лицо обо­зна­ча­ет дей­ствие собеседника

3. Третье лицо ука­зы­ва­ет на того, о ком идет речь

  • он, она, оно пла­ва­ет — они плавают;
  • он, она, оно кра­сит — они красят.

Спряжение и личные окончания глаголов

Форма лица, соот­не­сен­ная с дея­те­лем, выра­жа­ет­ся с помо­щью лич­ных окон­ча­ний, кото­рые раз­ли­ча­ют­ся у раз­ных глаголов.

Способность гла­го­лов изме­нять­ся по лицам и чис­лам назы­ва­ет­ся спря­же­ни­ем.

В зави­си­мо­сти от систе­мы лич­ных окон­ча­ний боль­шин­ство гла­го­лов рус­ско­го язы­ка отно­сят к пер­во­му или вто­ро­му спряжению.

Таблица

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е-у (-ю)-ем (-ём)иду, узнаюидем, узна­ем2-е-ешь (-ёшь)-ете (-ёте)идешь, узна­ешьиде­те, узнаете3-е-ет (-ёт)-ут (-ют)идет, узна­етидут, узна­ют

Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е-у (-ю)-имслав­лю, научусла­вим, научим2-е-ишь-итесла­вишь, научишьсла­ви­те, научите3-е-ит-ат (-ят)сла­вит, научитсла­вят, научат

Личные окончания глаголов 1 спряжения

Спряжение гла­го­ла мож­но опре­де­лить по лич­ным удар­ным окон­ча­ни­ям. Первое спря­же­ние объ­еди­ня­ет гла­го­лы, кото­рые име­ют лич­ные окончания:

  • 1 лицо -у/ю (ед.ч.) — -ем/ём (мн. ч.)
  • 2 лицо -ешь/-ёшь (ед.ч.) — -ете/-ёте (мн. ч.)
  • 3 лицо -ет/-ёт (ед.ч.) — -ут/-ют (мн. ч.)

Понаблюдаем, как изме­ня­ет­ся по лицам и чис­лам гла­гол «беречь»:

  • 1 лицо я берег у́ — мы береж ём
  • 2 лицо ты береж ёшь — вы береж ёте
  • 3 лицо он береж ёт — они берег у́т

Глаголы пер­во­го спря­же­ния в лич­ных окон­ча­ни­ях име­ют удар­ные глас­ные, обо­зна­чен­ные бук­ва­ми «ё», «у», «ю».

Личные окончания глаголов второго спряжения

Ко вто­ро­му спря­же­нию отно­сят­ся гла­го­лы, име­ю­щие удар­ные лич­ные окончания:

  • 1 лицо -у/-ю (ед.ч.) — -им (мн. ч.)
  • 2 лицо -ишь (ед.ч.) — -ите (мн. ч.)
  • 3 лицо -ит (ед.ч.) — -ат/-ят (мн. ч.)

Посмотрим, как изме­ня­ет­ся по лицам и чис­лам гла­гол «кро­ить»

  • 1 лицо я кро ю́ — мы кро и́м
  • 2 лицо ты кро и́шь — вы кро и́те
  • 3 лицо он кро и́т — они кро я́т

Итак, гла­го­лы вто­ро­го спря­же­ния име­ют лич­ные окон­ча­ния с глас­ны­ми, обо­зна­чен­ны­ми бук­ва­ми «и», «а», «я».

Безударные личные окончания глаголов

У мно­гих гла­го­лов лич­ные окон­ча­ния явля­ют­ся без­удар­ны­ми, из-за чего воз­ни­ка­ют сомне­ния в выбо­ре букв «и» или «е», «у» или «а», «ю» или «я».

Как пра­виль­но пишут­ся лич­ные окон­ча­ния глаголов:

  • ты пля́ш е шь или пля́ш и шь;
  • снег сы́пл е т или сы́пл и т;
  • мы гуля́ е м или гуля́ и м;
  • муравьи тащ а т или тащ у т;
  • зер­но се́ ю т или се́ я т?

Если у гла­го­ла без­удар­ное лич­ное окон­ча­ние, сле­ду­ет опре­де­лить его спря­же­ние. Спряжение гла­го­ла с без­удар­ны­ми лич­ны­ми окон­ча­ни­я­ми выяс­ня­ют по неопре­де­лен­ной фор­ме.

Ко вто­ро­му спря­же­нию отно­сят­ся все гла­го­лы с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -ить, кро­ме слов «брить» и «сте­лить»:

В эту груп­пу доба­вим семь гла­го­лов с конеч­ным -еть (смот­реть, видеть, нена­ви­деть, вер­теть, зави­сеть, тер­петь, оби­деть) и 4 гла­го­ла, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ать (гнать, дер­жать, дышать, слы­шать). Их мож­но запом­нить с помо­щью стишка-подсказки:

К пер­во­му спря­же­нию, невзи­рая на конеч­ное бук­во­со­че­та­ние -ить, отне­сем глаголы-исключения «брить» и «сте­лить» и все сло­ва, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся соче­та­ни­я­ми -ать, -ять, -еть, -оть, -уть, -ыть, -ти, -чь, напри­мер:

Чтобы пра­виль­но напи­сать без­удар­ные лич­ные окон­ча­ния гла­го­лов, вос­поль­зу­ем­ся без­оши­боч­ным алгоритмом.

Алгоритм написания безударных личных окончаний

В опре­де­ле­нии без­удар­но­го лич­но­го окон­ча­ния гла­го­ла дей­ству­ем пошагово:

  1. ста­вим гла­гол в неопре­де­лен­ную форму;
  2. выяс­ним, какая глас­ная бук­ва обо­зна­ча­ет суф­фикс гла­го­ла перед окон­ча­ни­ем -ть ( а ть, о ть, у ть, и ть и пр.);
  3. по этой глас­ной опре­де­ля­ем I или II спря­же­ние, учи­ты­вая глаголы-исключения;
  4. выби­ра­ем глас­ную бук­ву «е» или «и», «а»/»я» или «у»/»ю» в без­удар­ном окончании.

Образец рассуждения

Неопределенная фор­ма гла­го­ла «мол о ть» име­ет суф­фикс, обо­зна­чен­ный бук­вой «о». По конеч­но­му бук­во­со­че­та­нию -оть отне­сем этот гла­гол к I спря­же­нию. Следовательно выбе­рем бук­ву «е» в напи­са­нии без­удар­но­го окон­ча­ния гла­го­ла 3 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го времени:

Ты как сле­ду­ет разгон…шься и быст­ро спуст…шься с горы.

Слово «раз­го­нишь­ся» (что сде­ла­ешь?) име­ет началь­ную фор­му «разо­гнать­ся». В этом при­ста­воч­ном гла­го­ле сле­ду­ет уви­деть про­из­во­дя­щее сло­во «гнать»:

гнать → разо гнать → разо­гнать ся .

Значит, это глагол-исключение, кото­рый окру­жен сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми мор­фе­ма­ми: при­став­кой и пост­фик­сом. Наличие этих мор­фем не меня­ет спря­же­ния гла­го­ла.«Разогнаться» — это гла­гол II спря­же­ния, как и про­из­во­дя­щее сло­во «гнать».

Напишем бук­ву «и» в окон­ча­нии фор­мы 2 лица един­ствен­но­го чис­ла гла­го­ла буду­ще­го вре­ме­ни «разго́н и шь ся».

Слово «спу­стишь­ся» (что сде­ла­ешь?) име­ет началь­ную фор­му «спу­стить­ся». Наличие воз­врат­но­го пост­фик­са -ся не вли­я­ет на спря­же­ние гла­го­ла. В неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­ла «спуст и ться» выявим суф­фикс -и- перед окон­ча­ни­ем -ть. Слово закан­чи­ва­ет­ся на -ить. Значит, это гла­гол II спряжения.

Выберем бук­ву «и» в без­удар­ном окон­ча­нии фор­мы 2 лица един­ствен­но­го чис­ла буду­ще­го вре­ме­ни — спу́ст и шь ся.

Презентация «Правописание личных окончаний глаголов»

Видеоурок


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-glagol-grammaticheskie-priznaki-glagola-pravopisanie-glagola-morfologicheskij-razbor-4554465.html

http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/lichnye-okonchaniya-glagolov.html