Грамматические признаки глагола правописание суффиксов и личных окончаний глагола

12. Правописание глаголов

§48. Личные окончания глаголов

Различается написание личных окончаний глаголов в настоящем или будущем простом времени:

а) в I спряжении: шь, -ет, -ем, -ете-, -ут или -ют;

б) во II спряжении: шь, -ит, -им, -ите, -aт или -ят.

У глаголов с безударным окончанием спряжение определяется так:

ко II спряжению от) носятся глаголы на ть в инфинитиве, кроме глаголов брить, зиждиться, зыбиться (бреешьбреют, зиждется – зиждутся, зыблется), и следующие 11 глаголов: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, держать, дышать, слышать,а также производные от них. Глагол брезжить имеет разноспрягаемые формы брезжит брезжут. Остальные глаголы относятся к I спряжению (ср.: молоть– мелешь – мелют, сеять – сеешь – сеют).

При определении спряжения надо правильно соотносить интересующую форму с инфинитивом (прогонит от прогнать, прогоняет от прогонять).

Примечание 1. Глагол стелить употребляется только в неопределенной форме и прошедшем времени, личные глагольные формы образуются от глагола I спряжения стлать(стелешьстелют).

Примечание 2. Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь и некоторые другие этого типа спрягаются в литературном языке по I спряжению: выздоровеешь выздоровеют, опостылеешь опостылеют, опротиветь опротивеют.

Примечание 3. Переходные глаголы с приставкой обез (обес-) спрягаются по II спряжению, а непереходные – по I спряжению. Ср.:

а) обессилить (кого-нибудь): обессилю обессилишь обессилят;

б) обессилеть (самому): обессилею обессилеешь обессилеют.

Соответствующие суффиксы инфинитива и -е- сохраняются в формах прошедшего времени. Ср.: Потеря крови обессилила раненого. Больная девочка обессилела.

Примечание 4. Различаются в написании близкие по звучанию безударные окончания будущего времени совершенного вида те и повелительного наклонения -ите, например:выберете выберите, выйдете выйдите, выметете выметите, выпишете выпишите, вытрете вытрите, вышлете вышлите, крикнете крикните, стукнете стукните.

Примечание 5. Прошедшее время глагола образуется от основы инфинитива с сохранением той гласной, что была перед суффиксом инфинитива, и никак не зависит от принадлежности глагола к I или II спряжению, например: обидеть – обидел, слышать – слышал, сеять – сеял, обессилеть – обессилел, обессилить – обессилил.

Примечание 6. Необходимо обратить внимание на образование разговорных форм глаголов сыпать, трепать, щипать. В отличие от относящихся к I спряжению нейтральных форм сыплешь, сыплет, сыплем, сыплете, сыплют, разговорные формы сыпешь, сыпет, сыпем, сыпете, сыпят (аналогично трепать и щипать) относятся к смешанному спряжению– все личные формы единственного числа и формы 1-го и 2-го лица множественного числа относятся к I спряжению а форма 3-го лица множественного числа – ко II спряжению.

§49. Употребление буквы ь в глагольных формах

Буква ь пишется:

1) в неопределенной форме глагола, например: умывать – умываться, беречь – беречься;

2) в окончании 2-го лица единственного числа настоящего или будущего простого времени, например: купаешь – купаешься, возвратишь –возвратишься;

3) в повелительном наклонении после согласных, например: исправь – исправьте, спрячься – спрячьтесь (но: ляг – лягте);

4) в возвратной частице (суффиксе), стоящей после гласного звука, например: вернусь, вернитесь, вернулись.

Примечание 1. Необходимо различать написание инфинитива глагола и формы 3-го лица настоящего и будущего времени. Ср.: трудно согнуться все согнутся. Он мне нравится— Скоро мне будет нравиться кататься на коньках. Для проверки можно использовать вопросы: что делать? что сделать? и что делают? что сделают? что делает? что сделает?

Примечание 2. У глаголов типа удаться (задаться, предаться, раздаться и др.) различаются формы инфинитива и 3-го лица единственного числа; ср.: это должно удаться это ему удастся.

§50. Суффиксы глаголов

1. В неопределенной форме и в прошедшем времени пишутся суффиксы ва-, -ева-, если в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю, и суффиксы -ыва, -ива-, если в указанных формах глагол оканчивается на -ываю, -иваю.Например:

а) заведую – заведовать, заведовал; исповедую – исповедовать, исповедовал; проповедую – проповедовать, проповедовал; воюю – воевать, воевал; кочую – кочевать, кочевал;

б) закладываю закладывать, закладывал; разведываю разведывать, разведывал; настаиваю настаивать, настаивал.

Указанные глагольные суффиксы сохраняются в формах действительных причастий прошедшего времени; ср.: завед-ова-вш-ий (от завед-ова-ть),бесед-ова-вш-ийзаклад-ыва-вш-ий (от заклад-ыва-ть), подгляд-ыва-вш-ий.

1. Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые ать, -ваю, имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса, например: залитьзаливать, заливаю; преодолетьпреодолевать, преодолеваю.

Исключения: застрять – застревать, застреваю; затмить – затмевать, затмеваю; продлить – продлевать, продлеваю и некоторые другие.

Примечание. Различается написание глаголов увещевать увещеваю (с ударяемым а) и усовещивать усовещиваю (с безударным -ва-, ср.: усовестить).

2. В глаголах (о)деревенеть, (о)леденеть, (о)костенеть, (о)кровенеть, (о)-стекленеть, (о)столбенеть имеется составной суффикс -енеть.

Конспект урока. «Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание глагола. Морфологический разбор».

Тема урока: «Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание глагола. Морфологический разбор».

Тип урока: к омбинированный.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о глаголе как самостоятельной части речи.

обобщить и систематизировать знания о грамматических признаках глагола;

сформировать умения употреблять глаголы в устной и письменной речи;

сформировать учебные навыки самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью.

способствовать развитию интереса к изучению русского языка;

содействовать развитию внимания, памяти; умения анализировать текст с точки зрения наличия в нем грамматических и орфографических ошибок.

создать условия для развития навыков работы в группе (в команде).

обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;

способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности;

обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения обучающихся, уважения друг к другу;

создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии.

Оборудование урока: презентация PowerPoint , раздаточный материал (кластер, кроссворд, карточки с заданиями), Рабочие тетради, учебник.

— предметно-ориентированные технологии обучения

— технология дифференцированного обучения;

— игровые технологии, элементы квеста.

Организационный момент. 2 мин.

Притча. У людей, занятых одним и тем же делом, спросили, что они делают. Один сказал: «Я таскаю камни». Другой ответил: «Зарабатываю на пропитание». А третий промолвил: «Строю храм».

Как видите , одна и та же работа для одного становится смыслом жизни, а для другого – обузой, непосильной ношей.

Мне бы хотелось, чтобы уроки русского языка для вас не были наказанием, не прошли даром, а помогли в будущем утвердиться, чувствовать себя уверенными. В любом обществе всегда ценятся люди грамотные, хорошо знающие свое дело.

Урок-игра . 3 команды. Капитаны представляют команды (девиз), называют отсутствующих.

Вспомним правила работы:

* Быть позитивным.
* Внимательно выполнять задания.
* Ценить время.
*Говорить по делу.
* Помнить, что вы – команда.

Проверка домашнего задания. 10 мин

По 3 человека от команды выполняют компьютерный тест. Другие – фронтальный опрос и кроссворд.

Какой раздел языка мы сейчас изучаем? (Морфология)

Основными единицами морфологии являются…? (Части речи)

На какие группы делятся все части речи? (Самостоятельные, служебные, междометия)

На какие группы делятся самостоятельные части речи? (Изменяемые и неизменяемые)

Какая самостоятельная часть речи не изменяется? (Наречие)

Какие части речи относятся к склоняемым? (Существительное, прилагательное, числительное, местоимение)

Учитель. Ребята, стоп. Подскажите мне, что мы забыли сделать? (Назвать тему урока). Правильно. Только на этот раз тему сообщу вам не я, а вы сами ее откроете. Для этого необходимо мобилизовать знания, полученные при изучении морфологии, и разгадать кроссворд.

Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет речи и отвечает на вопрос к т о ? или ч т о ?

Имена существительные, обозначающие людей или животных, у которых форма В.п. мн.ч. совпадает с формой Р.п мн.ч.

Изменение имен существительных по падежам и числам.

Имена существительные, обозначающие реально существующие предметы, происходящие явления, события, подлежащие счету.

Степень сравнения качественных прилагательных, которая показывает, что обозначаемый прилагательным признак характерен для одного предмета в большей степени, чем для другого.

Самостоятельная часть речи, которая обозначает количество или порядок предметов при счете.

Местоимение (разряд), указывающее на лицо, которое совершает действие, направленное на самого себя.

Имена числительные, отвечающие на вопросы к о т о р ы й ? к а к о й ?

Степень сравнения имен прилагательных, которая указывает на высшую степень качества, присущего предмету в ряду однородных.

Части речи, которые имеют лексическое значение (называют предметы, их признаки, действия и т.д), являются членами предложения.

Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы к а к о й ? к а к о е ? к а к и е ?

Имена прилагательные, которые указывают на принадлежность предмета лицу или животному.

Имена существительные, обозначающие различные вещества – химические элементы, различные пищевые продукты, стройматериалы.

Местоимения, указывающие на отсутствие лица, предмета, признака, количества.

Имена существительные, обозначающие множество одинаковых предметов или лиц как неделимое целое.

Имена числительные, отвечающие на вопрос с к о л ь к о ?

Имена прилагательные, указывающие на принадлежность предмета лицу или животному.

Знаменательная часть речи, которая, не называя предметов, указывает на них, их признаки, количество.

Местоимения, которые указывают на лицо или предмет.

Части речи, которые служат для связи слов в предложении, для соединения слов и частей предложения, придают предложениям различные оттенки.

Имена прилагательные, которые указывают на отношение определяемого предмета к другому предмету, действию, месту, времени и т.д.

Изучение нового материала

Определение целей и задач урока. 4 мин.

Какие цели и задачи мы определим для урока?

(Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Глагол»

Систематизировать знания о грамматических признаках глагола, повторить правописание глаголов; формировать представления о роли и употреблении глаголов в речи).

Актуализация опорных знаний. 9 мин.

Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова русского писателя Алексея Николаевича Толстого:

Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы –

это значит дать движение фразе

Как вы понимаете это высказывание Толстого?

Что такое глагол? (Самостоятельная часть речи)

Что обозначает глагол? (Действие)

На какие вопросы отвечает глагол? (Что делать? Что сделать?)

На какие группы делятся грамматические признаки глагола? (Постоянные и непостоянные)

Задание: Запишите в тетрадь те признаки глагола, которые вы помните.

Студенты зачитывают то, что они написали.

Вид итогового кластера

3) Работа по теме урока (с первичным проверкой понимания и закрепления новых знаний). 45 мин.

-Какие виды глагола существуют в русском языке?

-На какой вопрос отвечают глаголы несовершенного вида? Что они обозначают? (Что делать? Незаконченность действия)

— На какой вопрос отвечают глаголы совершенного вида? Что они обозначают? (Что сделать? Законченность действия)

Задание: Образуйте видовые пары глагола: оправдать, рисовать, класть, разрезать, встречать.

Сделайте вывод: Какими способами в русском языке могут образовываться видовые пары глагола?

1. Замена суффиксов

Шаг а ть, брос а ть, разрабат ыва ть

Шаг ну ть, брос и ть, разработ а ть

2. Прибавление приставок

3. Чередование звуков и замена суффиксов

Про щ ать, кри ч ать

Про ст ить, кри к нуть

4. Изменение ударения

Обрез а ‘ть, ссып а ‘ть

Обр е ‘зать, сс ы ‘пать

5. Изменение основы слова

Задание на оценку: Образуйте видовые пары от следующих глаголов (задание выполняется по цепочке без подготовки):

Вывод: Чему способствует такое многообразие способов образования видовых пар в русском языке?

Разные виды глагола нужны для того, чтобы мысль наша оформлялась точно, красиво, интересно, разнообразно. Очень важно правильно употреблять форму того или иного вида глагола, чтобы фраза была логически правильной и понятной!

Общие вопросы от преподавателей.

Б) Переходность глагола

Записать словосочетания в два столбика: косить траву, брал кредит, помириться с партнером, сшить костюм, расти на поляне, ринуться в бой, звенят в воздухе, любить работу, помогать другу, слышать пение, одевать брата, распахнуть дверь, браться за дело, загореться от искры, сорвать поставку, украсть деньги, рассчитаться с поставщиком.

Гл+сущ. в остальных косвенных падежах

Проверка выполнения задания (Посмотрите на экран и проверьте правильность выполнения задания. Кто не сделал ни одной ошибки? Молодцы!)

Гл+сущ. в остальных косвенных падежах

помириться с партнером

расти на поляне

звенят в воздухе

браться за дело

загореться от искры

рассчитаться с поставщиком

П первом столбике расположились переходные глаголы. Сделайте вывод : Какие глаголы называются переходными?

Задание на оценку:

Превратите словосочетания с непереходными глаголами в словосочетания с переходными глаголами по образцу: подниматься на лифте — использовать лифт.

Заниматься физикой, увлекаться спортом, владеть языком, обзавестись голубями, беседовать о содержании книги, участвовать в переговорах.

Исправьте ошибки в употреблении существительных:

Настоять о пересмотре дела, призывать о помощи, смириться перед неудачей, разъяснить о вреде курения, отдать все силы для работы, преклоняться его авторитету.

Вставьте пропущенные буквы.

Озёра обезрыб .. ли.

Браконьеры обезрыб .. ли озёра.

Испытания обессил .. ли путников.

Путники обессил .. ли от жажды.

Раненый обескров .. л.

Войны обескров .. ли страну.

Общие вопросы от преподавателей.

В) Возвратность глагола

Вопрос: Какие глаголы называются возвратными?

Вопрос: Как связаны переходность и возвратность глагола? (Все возвратные глаголы являются непереходными)

Задание команде 1. Заменить сочетания возвратными глаголами:

Прийти к соглашению путем переговоров –

Испытывать чувство волнения –

Говорить друг с другом шепотом –

Посмотреть друг на друга –

Совершать круговые обороты вокруг своей оси –

Испытывать чувство надежды –

Быть нерешительным в своём мнении –

Прийти к соглашению путем переговоров – договориться

Испытывать чувство волнения – волноваться

Говорить друг с другом шепотом – шептаться

Посмотреть назад – оглянуться

Посмотреть друг на друга – переглянуться

Совершать круговые обороты вокруг своей оси – вращаться

Испытывать чувство надежды – надеяться

Быть нерешительным в своём мнении – колебаться

Задание команде 2. Данные фразеологические обороты заменить возвратными глаголами (или словосочетаниями с ними).

бежать со всех ног –

не сварить каши

Совать нос – вмешиваться;

надуть губы – обидеться;

попасть впросак – оказаться в смешном положении ;

бежать со всех ног – мчаться;

распускать руки – драться ;

повесить голову – огорчиться ;

сложить оружие – сдаться ;

не сварить каши – не сговориться, не договориться.

Задание команде 3. Вставить в пословицы возвратные глаголы.

Скоро сказка . да не скоро дело .

Волков . — в лес не ходить.

Умный у огня согреется, глупый – .

Трус . даже своей тени.

Пуганый заяц и пенька .

Не за свое дело не берись, а за своим не.

Трусы грозят друг другу, а храбрецы .

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Дело мастера боится.

Волков бояться — в лес не ходить.

Умный у огня согреется, глупый – обожжется.

Трус страшится даже своей тени.

Пуганый заяц и пенька боится.

Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.

Трусы грозят друг другу, а храбрецы сражаются.

Вопрос: Какие трудности у вас возникли при выполнении этих заданий? (Где писать ТСЯ и ТЬСЯ)

Как определить: нужен ли Ь в сочетаниях ТЬСЯ и ТСЯ ?

Общие вопросы от преподавателей.

Г) Спряжение глагола.

Что называется спряжением глагола? (Изменения глаголов по лицам и числам).

Глаголы какого спряжения существуют в русском языке? (1,2, разноспрягаемые)

Глаголы с суффиксами инфинитива: -О-, -А-, -Е-, -Я-, -У-, -Ы-:

влавАть, полОть, паЯть и др.

Глаголы с суффиксом инфинитива –И-:

учИть, обеспечИть и др.

Задание. Запишите в два столбика: глаголы I спряжения и глаголы II спряжения. (Каждой команде выдается лист с одинаковым заданием).

Учить, кормить, одевать, дышать, обидеть, жалеть, бежать, полоть, бороться, мерзнуть, веять, мыть, хотеть, посмотреть, вытерпеть, резать, крутить, думать, любить, водить

Общие вопросы от преподавателей.

Вопрос: Для чего надо знать спряжение глаголов? (Чтобы грамотно писать слова). Правильно, но нам необходимо помнить и другие правила.

Д) Правописание глаголов.

Повторение правописания глаголов (работа с таблицами)

Проверка усвоения материала (10 мин.)

Задания для капитанов:

(Исправить ошибки в тексте, объяснить орфограммы)

«Организацыя перивозок и управление на транспорте» – это спецыальность в области транспорта и транспортных линий.

Она представляит собой целый комплекс действий по организацыи перивозок, в том числе обеспечение их безопастности.

В целом работа эта не простая, но в то же время интерестная и нескучная . По транспортной линии всей страны ежедневно движится огромное колличество машин, осуществляються крупные грузоперевозки. Во всей этой сети задействованы тысячи машин и еще больше, этого колличества, людей.

Организовать четкое движение , устранять проблемы, состовлять графики, и прочая работа требуит от спецыалистов на транспорте высоких знаний и ответствености. Бесграмотные действия работников способны привисти к сбою на больших участках и даже во всей транспортной сети.

Основная задача спецыалиста заключаиться в создание и функционировании целый системы транспортной системы, которая будет работать как часы.

(15 ошибок (неповторяющихся)

«Организац и я пер е возок и управление на транспорте» – это спец и альность в области транспорта и транспортных линий.

Она представля е т собой целый комплекс действий по организации перевозок, в том числе обеспечение их безопа сн ости.

В целом работа эта неп ростая, но в то же время интере сн ая и нескучная . По транспортной линии всей страны ежедневно движ е тся огромное ко л ичество машин, осуществляю тся крупные грузоперевозки. Во всей этой сети задействованы тысячи машин и еще больше, этого ко л ичества, людей.

Организовать четкое движение , устранять проблемы, сост а влять графики, и прочая работа требу е т от специалистов на транспорте высоких знаний и ответстве нн ости. Бе з грамотные действия работников способны прив е сти к сбою на больших участках и даже во всей транспортной сети.

Основная задача специалиста заключа ется в создани е и функционировании целый системы транспортной системы, которая будет работать как часы.

(Вставить глаголы на место пропусков)

Специальность «Организация перевозок и управление на транспорте» ………….. одной из перспективных специальностей техникума. Эта специальность всегда ………….. своей актуальностью и востребованностью.

Говоря о месте будущей работы, ………….. не приходится. Во-первых, полученная специальность ………….. отличной основой для открытия своего бизнеса .

Выпускники ………….. хорошие результаты при открытии логистических частных компаний, маршрутных такси, фирм по грузоперевозкам и прочее. Высокий финансовый доход не ………….. работой только в России, но и ………….. за ее пределы.

Во-вторых, специалисты по транспорту и перевозкам …………..свое место в уже существующих крупных компаниях, которые ………….. хорошую репутацию, …………..достойную заработную плату и лояльные условия работы.

В-третьих, в каждом крупном или маленькой городе и даже в небольшом населенном пункте ………….. сеть перевозок. Каждая из них ………….. в обслуживании и регулировании (авто станции, маршрутные такси). Это говорит о том, что специалисты нужды везде.

Как видно, возможность ………….. свое место в будущей профессии есть у каждого выпускника. Специальность эта достаточно актуальна на сегодняшний день, …………..перспективы роста и скорее всего еще долгое время ………….. востребована.

Специальность «Организация перевозок и управление на транспорте» является одной из перспективных специальностей техникума. Эта специальность всегда отличалась своей актуальностью и востребованностью.

Говоря о месте будущей работы, скупиться не приходится. Во-первых, полученная специальность является отличной основой для открытия своего бизнеса .

Выпускники показывают хорошие результаты при открытии логистических частных компаний, маршрутных такси, фирм по грузоперевозкам и прочее. Высокий финансовый доход не ограничится работой только в России, но и выходит за ее пределы.

Во-вторых, специалисты по транспорту и перевозкам могут найти свое место в уже существующих крупных компаниях, которые имеют хорошую репутацию, предоставляют достойную заработную плату и лояльные условия работы.

В-третьих, в каждом крупном или маленькой городе и даже в небольшом населенном пункте имеются сеть перевозок. Каждая из них нуждается в обслуживании и регулировании (авто станции, маршрутные такси). Это говорит о том, что специалисты нужды везде.

Как видно, возможность найти свое место в будущей профессии есть у каждого выпускника. Специальность эта достаточно актуальна на сегодняшний день, имеет перспективы роста и скорее всего еще долгое время будет востребована.

Дополнительное задание: Определить спряжение глаголов.

Задание: Написать поздравление с 8 Марта, используя следующие глаголы и глагольные сочетания:

Поздравить, сходить с ума, улыбаться, веселиться, сбываться, радоваться, выбросить фартук, спешить, принимать, выводить трели, восхищаться, дать, желать, нестись ввысь, усыпать лепестками, возрасти, подарить, приносить радость, петь, улыбаться, смеяться, наслаждаться.

Команды выполняют задание:

1) Упр. 197 (1 команда: 1-2 предложение; 2 команда: 3-4; 3 команда: 5-6).

2) Выполнить упражнения в РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ (проверка по цепочке внутри команды: другие команды следят по своим тетрадям)

1 команда – упражнение № 9.

2 команда — упражнение № 10.

3 команда — упражнение № 11.

Проверка задания для капитанов.

Что было самым важным на уроке?

Что для тебя было легко (трудно)?

Доволен ли ты своей работой?

Пригодятся ли нам знания и умения, полученные на уроке в учебе?

Нам пригодятся наши знания обязательно! При изучении особых форм глагола (причастий и деепричастий), наречия.

Домашнее задание. § 33, стр.215, упр. 197, 199 [1].

сегодня я узнал…

я выполнял задания…

я понял, что…теперь я могу…

я почувствовал, что…я приобрел…

у меня получилось …

За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Содержание:

От чего зависит выбор гласной в личных окончаниях глаголов, суффиксах причастий?

Когда буква зависит от спряжения

Спряжение пригодится для выбора буквы, если глагол или причастие НЕ в прошедшем времени:

  • он кле(И/Е)т, они кле(Я/Ю)т, кле(Я/Ю)щий, кле(И/Е)мый;
  • он стел(Е/И)т, они стел(Ю/Я)т, стел(Ю/Я)щийся;
  • он слыш(И/Е)т, они слыш(А/У)т, слыш(А/У)щийся, слыш(И/Е)мый.

Подборки слов в задании состоят из подобных примеров, когда на слух правильный вариант подобрать трудно, а иногда и невозможно. Чтобы решить задачу, определяем спряжение глагола.

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?

  1. Поставим глагол в неопределенную форму: пилит — (что делать?) пилить.
  2. Определить, какая гласная стоить перед — ть.

I спряжение

Глаголы на -ить (кроме брить, стелить), например: пилить, клеить

II спряжение

Все остальные глаголы, например: паять, таять, сеять, краснеть, открыть, бороться, танцевать + брить, стелить.

Определяя спряжение глаголов, не забываем про следующие тонкости:

1. Правильно поставить глагол в неопределенную форму (инфинитив) – это значит сохранить вид – совершенный/несовершенный, например:

(он) улов…т: вопрос к слову – что сделает? (сов.в), начальная форма – (что сделать?) – уловить II спр.

Если «потерять» вид, то получим ошибочный вариант :улавливать (что делать? – несов.в), в котором окончание пишется по I спр.

2. Спряжение не зависит от постфикса СЯ/СЬ – если эта часть мешает разобраться, ее убирают, но на результате это не сказывается.

Вернувшись к примерам, приведенным выше, получаем ответ:

  • он кле…т – клеИТЬ – II спр.;
  • он стел…т – стелИТЬ (искл.) – I спр.;
  • он слыш…т – слышАТЬ (искл.) – II спр.

Следующий шаг – выбор гласной.

Гласная в личных окончаниях

Зная спряжение глагола, букву выбирают, как показано в таблице:

Если слово начинается с приставки ВЫ-, попробуйте эту часть отбросить: чаще сразу получаем ударное окончание, например:

ВЫшь…шь – шЁшь, ВЫбер…шь – берЁшь, ВЫлет…т – летИт.

Возвращаясь к примерам, вписываем букву в окончание:

  • он клеИт, они клеЯт;
  • он стелЕт, они стелЮт,
  • он слышИт, они слышАт.
  • в окончаниях глаголов I спр. встречаются только гласные Е/У(Ю);
  • в окончаниях глаголов II спр. встречаются только гласные И/А(Я),

выпускник без труда разберется с суффиксами причастий наст. вр.

Гласная в суффиксах причастий настоящего времени

Причастия наст. вр. всегда образовываются от глаголов в той же форме с помощью суффиксов, в которых стоит та же гласная, что и в личных окончаниях глаголов:

  1. Страдательные причастия от глаголов I спр. – ЕМ: забываЕмый (забывать), читаЕмый (читать);
  2. Страдательные причастия от глаголов II спр. – ИМ: ненавидИмый (ненавидеть).
  3. Действительные причастия от глаг. I спр. – УЩ (ЮЩ): колЮщий (колоть);
  4. Действительные причастия от глаг. II спр. – АЩ (ЯЩ): строЯщий (строить).

Запомни слова, написание букв в суффиксе которых вызывают затруднения:

приемлЕМый, неотъемлЕмый, незыблЕмый.

Слово движимый пишется с ИМ, так как образовано не от слова «двигать» а от ныне устаревшего глагола второго спряжения движити.

Закончим с примерами из начала статьи:

Итак, в настоящем времени в глаголах I спр. и причастиях, образованных от них, пишем Е/ У(Ю), проще запомнить по одному соединению в букве. в остальных случаях – И/ А(Я). Две соединительные линии в буквах

Когда буква НЕ зависит от спряжения

Глаголы и причастия прошедшего времени пишут по другим правилам. Глаголы перед -Л- всегда сохраняют гласную инфинитива, а в причастиях все зависит от залога (действительные/страдательные):

  1. От инфинитива на -АТЬ, -ЯТЬ гласная перед ТЬ сохраняется в основе глаголов, действительных и страдательных причастий:
    • услышАть – услышАл, услышАвший, услышАнный;
    • посеЯть – посеЯл, посеЯвший, посеЯнный.
  2. Действительные причастия перед суффиксами Ш, ВШ сохраняют гласную инфинитива. По этому же правилу пишут деепричастия:
    • построИть – построИл, построИвший, построИв;
    • увидЕть – увидЕл, увидЕвший, увидЕв.
  3. В страдательных причастиях прошедшего времени перед НН никогда не встречается И, даже если исходный глагол на ИТЬ. Если слово не относится к первому пункту (АТЬ, ЯТЬ), то в суффиксе пишем Е.
    • простроИть – построЕнный;
    • увидЕть – увидЕнный.

Ряд слов, образованных от Похожих глаголов нужно отметить особо.

  • выкачАнная (качАть) из колодца вода — выкачЕнная из подвала бочка (выкатИть).
  • развешАнное бельё (развешАть) — навешЕнная дверь (навесИть); взвешЕнный товар (взвесИть);
  • замешАнный в авантюру (замешАть) — замешЕнное тесто (замесИть);
  • вывалЯнный в грязи (вывалЯть) — вывалЕнный мусор (вываЛить).

Знание правильной формы инфинитива помогает и в написании слов:

  • измучЕнный (измуЧить), слова «измучанный» нет.
  • измерЕнный (измерИть, что сделать?, от измерять причастия прошедшего времени не образуется).

Практика ЕГЭ по русскому языку:


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-glagol-grammaticheskie-priznaki-glagola-pravopisanie-glagola-morfologicheskij-razbor-4554465.html

http://bingoschool.ru/manual/206/