Грамматика правописание развитие речи 1 класс

Задания по русскому языку 1 класс: для самостоятельной работы

Родители вчерашних первоклассников облегченно выдохнули, так как начались долгожданные для всех летние каникулы. И действительно, какая радость для всех: можно отдыхать, веселиться и резвиться. Но чтобы за лето не забылось все то, что с таким трудом дети учили весь год, нужно понемногу заниматься дома. В материалах этой статьи вы найдете задания для самостоятельной работы для первоклашек по русскому языку.

Задания по теме «Слово. Предложение»

Задания и упражнения, размещенные в этом разделе, способствуют развитию речи и формированию графических навыков первоклассников, дают возможность выполнять индивидуальные формы работ, приобщают школьников к творческой и познавательной деятельности.

Задание 1.

Нужно назвать представленные на рисунках предметы. Рассказать, как они связаны между собой. Какие новые слова можно добавить к предложенному слову?

Ответ: На рисунке изображены каштаны: плоды каштана, дерево каштана, листья каштана.

Задание 2.

Из предложенных слов составить правильные предложения и записать их в тетради в нужном порядке.

крыльце, На, уселся, кот.
блестела, пушистая, Его, шубка.
глазки, Зеленые, зажмурились.
добрый, Это, самый, кот.

Задание 3.

Необходимо дополнить предложения таким образом, чтобы получился связный рассказ.

Я живу в________. Мой город расположен _______. Я учусь в школе номер___. Моя школа самая_______. Мои одноклассники_________. Летом я буду отдыхать______.

Задание 4.

Среди предложенных букв нужно найти слова – названия животных, которые обитают в Российской Федерации.

Ответ: заяц, кот, лисица, волк.

Задание 5.

В два столбика записаны слова и фразы. Нужно записать их таким образом, чтобы получились правильные выражения.

Что взял взаймы, исполни.
Что обещал, за то благодари.
Что получил даром, отдай.

Что взял взаймы, отдай.
Что обещал, исполни.
Что получил даром, за то благодари.

Задание 6.

Самодиктант. Ребенку необходимо прочитать предложенные слова, запомнить их правописание, а затем постараться записать их без ошибок по памяти.

Благодарю, извините, пожалуйста, до встречи, до свидания, простите, пожалуйста.

Задание 7.

Необходимо прочитать зашифрованную фразы, разбить ее на слова и записать в тетрадь.

Добродобромвернется.
Учисьценитьдоброеслово.
Золотоесердцедоброесердце.
Яблонястоитпосредиогорода.
Медведьоченьлюбитмед.

Задание 8.

Необходимо переписать предложенные слова и разбить их на слоги.

Пчела, нос, вертолет, шарики, ножки, ножницы, корзинка, листочки, хлеб, мед, булочка, дудочка, светлячок, муравей.

Задания по теме «Звуки речи. Буквы. Алфавит»

В первом классе дети учат алфавит, буквы и звуки. Они уже знают, что такое звуковые схемы слов и умеют их составлять. Особое внимание следует обратить на буквы, которые передают сразу два звука. Ниже приведем несколько задания для самостоятельной работы для первоклассников.

Задание 1.

Необходимо прочитать текст и попытаться составить связный рассказ по прочитанному.

Слово «библиотека» произошло от греческого слова «библион», что означает «книга». Таким образом, можно утверждать, что библиотека – это место, в котором хранятся книги. Кроме книг в библиотеке хранятся газеты и журналы, каждый желающий может прийти в библиотеку и взять что-нибудь почитать.

Задание 2.

Необходимо переписать текст, и объяснить, каким звукам соответствуют буквы, выделенные жирным шрифтом.

С давних пор на Руси дети учились грамоте по букварю. Каждая буква в букваре была обозначена словом. Письмо – одно из самых великих изобретений человечества.

Задание 3.

Ниже приведены звуковые схемы слов. Нужно подобрать слова, которые соответствуют этим схемам.

Где – знак, передающий твердый согласный звук.
= знак, передающий мягкий согласный звук.
о знак, передающий гласный звук.

Примеры слов к первой схеме: кот, пот, рот, раб, сад и т.д.
Примеры слов ко второй схеме: часы, чудо, щука и т.д.
Примеры слов к третьей схеме: нога, нора, руно и т.д.
Примеры слов к четвертой схеме: ноги, буки, лоси и т.д.

Задание 4.

Необходимо дописать слова, по предложенным рисункам. Подчеркнуть те буквы, которые передают гласные звуки.

Огурец, Перец, Морковка, Помидор.

Задание 5.

Составить предложения по предложенным ниже схемам.

I______, ______, _______, _______ — это _______.
I______ _______ _______ _______?
I______ _______ _______ _______!
I______ _______ _______ _______.

Где I_____ — заглавное слово в предложении.
_____ — остальные слова в предложении.

Задание 6.

Необходимо прочитать слова парами так, чтобы при замене одной буквы в предыдущем слове можно было получить новое слово по значению и написанию.

Коса – ко(?)а, удочка – у(?)очка, стог – сто(?), вол – (?)ол.

Записать слова в тетрадь, подчеркнуть заменяемые буквы в каждом слове.

Задание 7.

Необходимо переписать текст, вставив пропущенные буквы.

На дворе ма_т. За окном холо_но. А в клас_е тепло. На ок_е буке_. В бан_ах с водой стоят ве_ки вербы. На вет_ах зеленые ли_точки.

Задание 8.

Необходимо прочитать слова и выписать из них названия городов России.

Самара, Москва, Киев, Харьков, Воронеж, Львов, Нью-Йорк, Мехико, Симферополь, Севастополь.

Слова, которые обозначают названия городов Украины – разделить на слоги.

Задание 9.

Необходимо переписать текст, вставив пропущенные буквы.

Щегол – ловкая, про_орная птица. У нее я_кий краси_ый окрас. Селится ще_ол в сада_ и парках. П_тается эта пти_а семенами и нас_комыми. Поет гр_мко, весело и к_асиво.

Задание 10.

Ниже приведен отрывок из стихотворения Корнея Чуковского, но в нем пропущены все гласные буквы. Если правильно расставить нужные буквы, то можно прочитать этот отрывок.

Д_ здр_вств_ _ т а а у е
М_л_ д_ш_ст_ _ ы о у и о е
_ п_л_т_нц_ п_ш_ст_ _ и о о е е у и о е
_ з_бн_й п_р_ш_к и у о о о о
_ г_ст_й гр_б_ш_к и у о е е о

Задания по теме «Слоги и ударения»

Перед началом выполнения заданий следует запомнить: слогом называется часть слова. В слове содержится столько слогов, сколько в нем гласных звуков. Например, О-ля, бе-ре-за, пче-ла и т.д.

Задание 1.

Ниже предложены слова. Нужно записать из в три столбика: в первый – слова, имеющие один слог, во второй – слова, имеющие два слога, в третий – слова, имеющие три слога.

Рог, капуста, нога, год, сад, Ира, мальчик, картофель, чайка, майка, помидор, огурец, перец, мед.

Ответ: первый столбик – рог, год, сад, мед. Второй столбик – нога, Ира, мальчик, чайка, майка, перец. Третий столбик – капуста, картофель, помидор, огурец.

Задание 2.

Необходимо переписать текст, изменяя слова в скобках по смыслу. Слова из скобок разбить на слоги карандашом.

Хорошо (лето). Я хожу на (река) купаться и ловить (рыба). А еще я читаю интересные (книга).

Ответ (слова из скобок сразу изменяем по смыслу и делим на слоги): ле-том, ре-ку, ры-бу, кни-ги.

Задание 3.

Ниже представлены слова. Необходимо выписать только те, в которых ударение падает на второй слог.

Синица, ласточка, ворона, сорока, дятел, скворец, гвоздика, дорога, кувшинка, лепесток, цепочка, телефон.

Безударные слоги в этих словах подчеркнуть карандашом.

Ответ: синица, ворона, сорока, скворец, гвоздика, дорога, кувшинка, цепочка.

Задание 4.

Переписать текст в тетрадь, разбить слова на слоги карандашом.

Днем кувшинка нежится на воде. А ночью ныряет под воду. Стиснет лепестки в кулачок и нырнет с головой. Утром вынырнет из воды. Снова развернет лепесточки навстречу солнцу.

Днем кув-шин-ка не-жит-ся на во-де. А ночь-ю ны-ря-ет под во-ду. Стис-нет ле-пест-ки в ку-ла-чок и ныр-нет с го-ло-вой. Ут-ром вы-ны-рнет из во-ды. Сно-ва раз-вер-нет ле-пес-точ-ки на-встре-чу солн-цу.

Задание 5.

Необходимо переписать текст.

На горе стоял старый замок. К замку вела узкая дорога. Справа от дороги – пропасть. Около замка стоит старый фонарь.

Предложите ребенку устно изменить ударение в словах, выделенных жирным шрифтом. Как изменился смысл написанного? Объясните, почему.

Задание 6.

Необходимо ответить на вопросы, используя справочные слова из скобок.

Целью этого задания является развитие речи школьника. Согласно школьной программы изучения русского языка, первоклассники должны уметь правильно составлять ответы на поставленные им вопросы. Чем полнее и развернутее ответы на вопросы, тем лучше.

Куда пошли товарищи? (удить рыбу) – Ответ: Товарищи пошли удить рыбу.

Где находилось озеро (за полем) – Ответ: Озеро находилось за полем.
Что сделали ребята (закинули удочки) – Ответ: Ребята закинули удочки.
Какая рыба поймалась (ерш и лещ) – Ответ: Поймались ерш и лещ.

Задание 7.

Необходимо списать слова, вставляя пропущенные буквы. Карандашом подчеркнуть сочетание «жи» и «ши».

Ш_шки, луж_, ш_ло, груш_, ш_рокий, мащ_на, ш_на, наж_вка, карандаш_, полож_ть, ж_знь, хорош_е, малыш_.

Задание 8.

Необходимо списать слова, вставляя пропущенные буквы. Карандашом подчеркнуть сочетание «ча», «ща», «чу» и «щу».

Рощ_, щ_вель, плач_, ч_до, угощ_, щ_ка, ч_йка, лещ_, ч_жи, ч_й, нач_ло, ч_йник, ч_шка, щ_т, ч_дак, щ_чий, ч_десный, ч_довище, ч_деса, ч_щ_, гущ_, сч_т.

Задания по теме «Твердые и мягкие согласные»

Здесь важно понимать, что твердыми согласными считаются не только те, после которых следуют гласные о, а, у, э, ы, а мягкими – после которых следуют гласные ё, я, ю, е, и. Первоклассники уже должны хорошо понимать, что согласные ц, ж и ш всегда твердые, а согласные ч и щ – всегда мягкие, независимо от того, какая гласная за ними следует.

Задание 1.

Необходимо переписать текст в тетрадь, все цифры записать словами.

Жили-были цифры. Каждая из них знала, кто за кем стоит. Однажды они разбежались. После 3 встала цифра 5, а после 5 – 9. Цифра 1 очутилась перед 6. Соседями 2 стали 8 и 7. Беда!

Подсказка: «после тройки встала цифра пять, а после пятерки – девять. Цифра один очутилась перед шестеркой. Соседями двойки стали восемь и семь».

Подчеркнуть слоги с ж, ц, ч.

Задание 2.

Необходимо переписать текст в тетрадь. Обратить внимание на написание слов «животные», «птицы», «месяцы», «овощи».

Лоси, олени, медведи – это дикие животные.
Куры, утки, индюки – это домашние птицы.
Сентябрь, октябрь, ноябрь – это осенние месяцы.
Морковь, картофель, фасоль – это овощи.

Задание 3.

Необходимо переписать текст в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

Лос_ — лесной жител_. Он есть траву и ветки. Ему нужна сол_. Лесники кладут сол_ на пен_ или камен_. Лоси приходят лизат_ сол_. Тк люди помогают животным.

Подчеркнуть слова с мягким знаком на конце.

Задание 4.

Необходимо прочитать текст и выписать слова, содержащие мягкий знак «ь».

Летом муравьи строят муравейник. Муравьишка нашел шишку. Он позвал братьев. Вся муравьиная семья собирает иголки. Будет у ручья дом.

Сделать звуковой анализ выписанных слов.

Подсказка: мягкий знак звука не передает, но делает мягкий звук буквы, стоящей перед ним.

Задание 5.

По предложенному образцу дописать недостающие слова.

Образец: колос – колосья.

Ручей – _______ (ручьев), дерево – ______ (деревьев), перо – _______ (перьев), кол – ______ (кольев), стул – _______ (стульев).

Подчеркнуть буквосочетания с мягким знаком.

Задания по теме «Коварные звонкие и глухие звуки»

Под «коварными» звуками здесь подразумеваются те, которые передают другой звук. Например, в слове «пруд» на конце пишется звонкая «д», а слышится глухая «т». Задания и упражнения, приведенные ниже, помогут первоклассникам усвоить материал и понять, когда и как следует писать.

Задание 1.

Необходимо записать слова и подчеркнуть карандашом коварные звуки (т.е. безударные глухие и звонкие).

Грядка – грядочка, пруд – пруди, прут – прутик, еж – ежи, уж – ужи, снежки – снежок, лужки – лужок, арбуз – арбузик.

Задание 2.

Прочитать слова и записать их парами в тетрадь. Подчеркнуть в каждом слове звуки, которые выделены жирным шрифтом. Назвать звонкие и глухие звуки.

Тень – день, трава – дрова, коса – коза, пыль – быль, голос – колос, жить – шить.

Задание 3.

Необходимо переписать текст в тетрадь. Подчеркнуть карандашом глухие звуки в коварных словах.

Хорош пруд около нашего села. К пруду ведет узкая дорожка. Вдоль дорожки растут березки и дубки. В тихой воде мелькают рыбки.

Задание 4.

Необходимо переписать пары слов, вставляя пропущенные буквы.

Сле_ — следы, во_ — возы, рука_ — рукава, сне_ — снега, тру_ — труды, моро_ — морозы, ду_ — дубы, са_ — сады.

Подсказка: правильность написания пропущенной буквы нужно проверять ударением.

Задания для диктантов

Школьники, окончившие первый класс, должны уметь писать на слух небольшие диктанты. Чтобы за лето вчерашние первоклассники не утратили этот навык, родителям рекомендуется хотя бы раз в 1-2 недели проводить для детей диктанты. Ниже мы представляем несколько текстов для самоподготовки.

Задание 1.

Все реки текут в моря. Куда девается вода из моря?
Вода из моря поднимается туманов. Из туч вода падает на землю. С земли она стекает в болота, ручьи, реки. Из рек вода снова попадает в моря.

Задание 2.

Вы видели одуванчик?

Цветы одуванчика похожи на солнце. Лепестки одуванчика как золотые лучики. Они цветут все лето. Созревшие их семена собраны в пушистый шарик. Дунешь на шарик – полетят в воздух легкие летучие семена.
Поэтому и называется цветок одуванчиком.

Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.

Задание 3.

Хамелеон – маленький потомок динозавров. Это животное умеет менять свою окраску. Обычный цвет хамелеона – зеленый. Но он может стать фиолетовым, красным, коричневым и даже черным.

Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.

Задание 4.

Весна. Журчат вечевые ручьи. Проснулась пчелка от зимнего сна. Прочистила глазки мохнатыми лапками. Разбудила подругу. Полетят мед собирать. Пчелки – труженицы.

Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.

Задание 5.

Школьники едут отдыхать в летний лагерь. Утром автобус подъехал к школе. Отъезду радовались все. Машины выехали за город. Они объехали поле и въехали в лес. Учитель объявил остановку. Он объяснил школьникам, где они будут жить.

Задание 6.

Первобытные люди охотились и работали вместе. Чтобы охота была успешной, им нужно было общаться. И у людей развилась особая система общения – язык. Он стал позволять выражать мысли с помощью слов и выражений.

Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.

Задание 7.

Письменная речь – это речь написанная. Люди не сразу придумали буквы. В древние времена они писали рисунками. Сейчас такое письмо можно увидеть на дорожных знаках, вывесках магазинов, кафе.

Задание 8.

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика. Они прогнали собаку и спасли котенка.

Задание 9.

Дуют холодные ветры. Выпал первый снег. Многие птицы улетели в теплые края. Воробьи, голуби и синицы остались. Мальчик сделал кормушку для птиц и насыпал в нее зерен и крошек хлеба. Птицам будет что поклевать зимой.

Задание 10.

Стала желтой от горячего солнца скошенная трава. Как хорошо в тени строго клена! Его зеленые листья словно шепчут, что до осени еще далеко.

Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.

Пропедевтика орфографических и грамматических заданий, развитие речи первоклассника. Дидактические материалы

Грамматика – орфографическая пропедевтика-подготовка детей к дальнейшему изучению грамматики и орфографии. В более широком смысле грамматики изучает языковую теорию. ГОП осуществляется на уроках чтения и письма.

Орфографическая работа в период ОГ строится главным образом на фонетической и семантической основе.

Приемы орфографической работы

1-звукобуквенный анализ и синтез

2-составление слов на наборном полотне

3-отчётливое проговаривание слов

4-смысловой анализ слов и предложений

Особенности речи первоклассника

1-развитие фонетического слуха

2-учточнение обогащение словаря. Новые слова вводим в словарь-обогащение

3-обучение выделению существенных признаков вещей и явлений

4-учить строить высказывания в соответствии с синтаксическими нормами

5-учить излагать свои мысли по определенному плану

6-учить детей понимать прочитанное или услышанное и на этой основе воспроизводить содержание текста, развивать логическое мышление

Условие развития речи

1-возрастает волевой фактор

2-в жизни ребёнка появляется письменная речь

3-с первых дней обучения начинается работа над культурой речи

4-в речевой деятельности появляется монологическая речь

5-речь в школе становится объектом обучения

Развитие речи осуществляется на 4-х уровнях

1- Произносительный (звуковой) – развитие дикие, слуха: упражнения в громкости произношения, упражнения в темпе произношения, отработка произнесения отдельных согласных звуков (которые дети произносят с дефектом), артикуляционная гимнастика, упражнения на произнесение трудных сочетаний слов (скороговорки, чистоговорки)

2- Лексический (работа над словами). Направления работы: наблюдение над многозначными словами и над омонимами, работа с синонимами, наблюдение над фразеологизмами, работа с пословицами и поговорками, анализ со словами, встречающимися в тексте, работа с предшествующими иллюстрациями.

3- Синтаксический (работа над словосочением и предложением): осознание предложения как самостоятельной единицы речи, выделение предложения в устной речи, составление предложений, чтение предложений по букварю и запись предложений, переход от односложных высказываний к высказываниям развёрнутым (при составлении предложений и ответых на вопросы), установка простейших связей между словами в предложении

4- Текстовый (работа над связой речью). Варианты связной речи: научный стил- связные ответы по звуковому анализу, некоторые рассказы по наблюдениям ( рассказы по сюжетным иллюстрациям, по серии картинок, по наблюдениям, по воспоминаниям, по основе творческого воображения, декламация заученных предложений, описание предметов).

1.Наблюдение над лексическим и грамматическим значением слова.

Карточка (1 уровень)

Цель: формировать умение определять слово по его значению.

Назови слово по его значению .

Вечнозеленое хвойное дерево с конусообразной хвоей и длинными чешуйчатыми шишками_________________________________

Особая загадка, в которой надо отгадать слово по его частям_____________________

Детеныш лошади ____________________________

Линейка, тетрадь, ручка- это_______________________

Деревья, которые не имеют листвы _________________________

Карточка (2 уровень)

Цель: формировать умение находить слова в переносном значении и объяснять их.

Прочитать и объяснить значение каждого словосочетания.

Хрустальная ваза хрустальная вода
Туча пыли грозовая туча
Хмурый день хмурый взгляд
Играть в футбол играть с огнём

В каких словосочетаниях выделенные слова употреблены в переносном значении? Подчеркните эти слова.

2. Сравнение однокоренных слов и наблюдение за ними.

Карточка (1 уровень)

Цель: формировать умение находить однокоренные слова.

Найди ряд, где есть однокоренные слова:

Коля, укол, колоть; зуб, зубной, зубик; дом, домино, димишко.

Составь из одного слова предложение.

Карточка (2 уровень)

Цель: формировать умение подбирать однокоренные слова.

Допиши однокоренные слова : дом, домик, кот, котик, трава, травушка

3.Наблюдение за словами с одинаковыми суффиксами или приставками .

Цель: формировать умение выделять суффиксы у слов.

Отметь суффиксы в словах : глубина, северяне, быстренький, сероватый, стрельба.

Цель: формировать умение выделять суффиксы у слов, находить слова одинаковые по значению и звучанию.

Выпиши слова с одинаковыми по значению и звучанию суффиксами. Отметь суффиксы: летчик, ключик, переводчик, колокольчик, разведчик, заказчик.

4.Наблюдение за частями речи, постановка вопросов .

Карточка (1 уровень)

Цель: формировать умение находить среди частей речи имя существительное, задавать к нему вопрос.

Запишите слова в два столбика: в первые слова, которые отвечают на вопрос КТО? во второй, слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?

Москва, одежда, девочка, дежурный, собака, корова, сапоги, платье, коньки, ворона.

Карточка ( 2 уровень)

Цель: формировать умение находить среди одинаковых частей речи «лишнее», задавая к нему вопрос.

Подчеркни, какое слово «лишнее»? Придумай с каждым «лишним» словом предложение

2. Глупый, речь, строить, кричать, читать

Сравнение звукового и буквенного состава слова, обнаружение случаев несовпадение звукового и буквенного состава .

Цель: формировать умение сравнивать звуковой состав с буквенным.

Сравните буквенный состав слова в словах : вьюга и уют

В слове вьюга: букв ____, звуков _____

В слове уют: букв _____, звуков_______

Карточка( 2 уровень)

Цель: формировать умение находить слова, в котором звуков больше, чем букв.

Спиши. Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков . Сирень, яблоко, тигр, банька, ягода, ряд, Егор, Элина, Елена, роль, письмо, ель, парта, моль, уголь, фонарь.

6.Работа над соотношением звука и буквы, обозначение звука на письме.

Цель: формировать умение соотносить звуки с буквами, находить среди предложенных слов, слова, в котором количество букв не совпадает с количеством звуков.

В каком слове количество букв не совпадает с количеством звуков.

самолёт 2) поезд 3) домики 4) комната

Карточка (2 уровень)

Цель: формировать умение соотносить звуки с буквами, делая фонетический разбор.

Сделай фонетический разбор слова : ямщик, елка

7. Усвоение над графическим нарушением.

Карточка (1 уровень)

Цель: формировать умение обводить слова каллиграфическим подчерком, не допуская графических нарушений.

Напиши каллиграфическим подчерком.

Карточка (2 уровень)

Цель: формировать умение списывать предложения каллиграфическим подчерком, не допуская графических нарушений.

Напиши предложения каллиграфическим подчерком

8.Усвоение раздельного написания слов.

Цель: формировать умение разбивать зашифрованные фразы на отдельные слова.

Необходимо прочитать зашифрованную фразы, разбить ее на слова и записать в тетрадь.

Цель: формировать умение писать раздельно предлоги со словами.

Раскрой скобки, определи слитное или раздельное написание слов.

(На)ужин, (к)морю,(в)двоем, (к)берегу

Составь предложение с одним из слов.

9.Усвоение простейших правил переноса.

Карточка (1 уровень)

Цель: формировать умение разделять слова на слоги, ставить ударения.

Спиши слова и раздели их на слоги, поставь ударение.

Сено, стена, веник, прутик, ирис, нора, сумка, Рома, парта, морковка, капуста.

Карточка (2 уровень)

Цель: формировать умение разделять слова на слоги, находить слова, которые переносить нельзя.

10. Употребление заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных.

Карточка (1 уровень)

Цель: формировать умение правильного употребления в письменной речи заглавной буквы в именах собственных.

Вставьте в “окошки” пропущенные буквы Н,н

Книгу про …езнайку …аписал …иколай …осов.

… икита всё лето жил у бабушки …асти в городе

Карточка (2 уровень)

Цель: формировать умение правильного употребления в письменной речи заглавной буквы в именах собственных и в начале предложения.

Исправь ошибки. Спиши текст правильно

Сегодня родители все чаще дают детям имена, заглядывая в календарь. В нашем классе учится (М,м)атвей, родившийся в ноябре в день (А,а)постола и (Е,е)вангелиста (М,м)атфея, а самые популярные имена для девочек напоминают нам о (В,в)еликомученице (А,а)настасии и (М,м)ученице (Т,т)атиане.

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Пропедевтика орфографических и грамматических заданий, развитие речи первоклассника. Дидактические материалы

студентка группы Ш-41

Печерская Алена преподаватель: Голоскок Г.Н.

Карточки по русскому языку 1 класс

Научиться работать со своими орфографическими ошибками — необходимое умение для каждого ученика, который хочет быть грамотным и хорошо учиться. В этой статье приведены правила, алгоритмы и тренировочные упражнения для закрепления полученных знаний на уроках русского языка в посбукварный период.

Мало знать правило! Его нужно уметь применять на практике.

ПАМЯТКА

Как работать с орфографическими ошибками

  1. Если в слове пропущена, переставлена или не дописана буква, запиши это слово правильно, разделив его на слоги.
  2. Если допущена ошибка на правило, определи на какое. Вспомни это правило или посмотри его в учебнике.
  3. Запиши слово правильно, подчеркни одной чертой орфограмму и объясни графически её написание.
  4. Подбери 2—3 примера на то же правило и запиши эти слова.
  1. Допустим, ты пропустил ьв слове деньки. Записываешь это слово правильно, деля его на слоги: день-ки.
  2. Допустим, ты написал с маленькой буквы название города. Вспоминаешь правило: названия городов пишутся с большой буквы. Записываешь слово правильно, рядом пишешь 2—3 своих примера и подчёркиваешь орфограмму: Москва, Тамбов, Ярославль, Самара.
  3. Допустим, ты сделал ошибку в слове сугроб: вместо бнаписал п. Вспоминаешь правило: чтобы проверить парный согласный на конце слова , нужно изменить словотак, чтобы после согласного звука стоял гласный. Запи- сываешь слово правильно, пишешь проверочное слово. Подбираешь 2—3 своих примера: сугроб— сугробы,огород— огороды, гараж— гаражи.

Разберем все орфограммы 1 класса по русскому языку, а также выполним необходимые упражнения.

Мягкий знак на конце слова

Буква ь не обозначает звука.

Ь показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко: соль, тень, букварь.

Это простая орфограмма, но нужно отнестись к ней серьёзно. Мягкий знак на конце слова не только делает согласный звук мягким, он может полностью изменить значение слова, поменять часть речи и т.д.

Карточка 1

Измени слова так, чтобы на конце их был согласный мягкий звук .

Например: да л — да л ь

угол — …, ел — …, кон — …, брат — … , дан — …, пар — … .

Карточка 2

Вставь подходящие по смыслу слова. Подчеркни мягкий знак на конце слова.

  • У Даши сильный____________. блины.
  • Определи___________арбуза. Дождь шёл день.
  • — хищный зверёк. Хорошо поёт школьный_____________.

Слова для справок: жарь, жар, вес, весь, хор, хорь.

Карточка 3

Спиши скороговорку, деля слова на слоги.

Сидят на пне тихонько опять пять опят, пять опёнков.

Мягкий знак в середине слова

Буква ь не обозначает звука.

Ь показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко: тюльпан, зорька, коньки.

Карточка 4

Измени слова так, чтобы выделенный согласный звук стал мягким.

Полка — …, уголки — …, банка — …, галка — … .

Карточка 5

Вставь пропущенные буквы. Раздели слова для переноса.

пузыр..ки, огон..ки, ден…ки, тюл…пан, пен…ки, звер…ки, кон…ки, гор…кий, мален..кий.

Карточка 6

Измени слова по образцу. Раздели их на слоги.

слабый — сла-бень-кий, хороший — …, синий — …, малый — …, серый — …, белый — …, узкий — …, толстый — … .

Сочетания ЧК, ЧН, НЧ

В сочетаниях чк, чн, нч мягкий знак (ь) не пишется: кошечка, печник, кончик.

Карточка 7

Выполни задание по образцу. Подчеркни сочетаниячк.

Туча — маленькая тучка. Облако — лёгкое… .Курица — пёстрая … . Ветка гибкая … .

Карточка 8

Запиши слова в три столбика (ЧК, ЧН, НЧ)

Снегурочка, одуванчик, птенчик, сказочный, цветочки, отлично, Ирочка, венчик, молочный, пончики, курочка.

Карточка 9

Допиши предложения, используя слова из упражнения.

(кто?) пьёт (какой?) коктейль. (кто?) — (какой?) персонаж.

Сочетание ЖИ — ШИ

ЖИ, ШИ всегда пиши с буквой И.

Карточка 10

Вставь пропущенные буквы. Раздели слова на 2 столбика и спиши.

Ж..знь, ж..р, пуш..нка, кувш..н, луж. ш..рота, стриж. камыши, лыж. ш..пы, пуш..стый, чиж..к, душ..стый, ж..вотное, мыш. чуж..е, снеж..нка, уш..б, друж..ть, ош..бка, ш..шка, верш..на.

Карточка 11

Напиши по образцу. Обозначь орфограмму.

Спелая груша — спелые груши, белый ландыш — …, весёлый чиж — …, колючий ёж — …, серая мышь — …, высокий камыш — …, быстрый стриж — …, большая лужа — … .

Карточка 12

Ответь одним словом. Спиши.

Что растёт на сосне? Ш…

Утром — завтрак, днём — обед, а вечером?

Как ещё называют дикую розу?

Какое длинношеее животное живёт в Африке?

Карточка 13

Вставь жи или ши.

  1. Ды.. полной грудью. 2. ..ла в мешке не утаишь. Клубника любит ..рную почву. 4. Данила сделал в диктанте одну о..бку. 5. У лисы ры..й пу..стый хвост. 6. В кув..не пенился ..пучий квас. 7. Я умею дру..ть.

Сочетания ЧА, ЩА

ЧА, ЩА всегда пиши с буквой А.

Карточка 14

  1. Запиши слово, в котором 2 слога, 4 буквы и есть сочетания и ЧА, и ЩА.
  2. Вставь ча или ща. Обозначь орфограмму.

Обещай, ов..рка, уда. уго..й, кроль..та, защи..й, тыся. ко..н, пло..дка, отве..й, ка..ет, сквор..та, зай..та, ..вель.

Карточка 15

Вставь пропущенные буквы.

Не трещ…т больше морозы. На стене висят ..сы .Солнце ярко освещ…ет землю. Оживает наша рощ… . Журч…т вовсю ручьи. Сегодня мы видели первого грач… . Прощ…й, зима! Мы встреч…ем долгожданную весну.

Карточка 16

Догадайся, какое слово пропущено. Напиши.

Удивляется наш Сашка:

— Блюдце есть, а где же ?

Плывёт по небу дождь плакучий.

Сочетания ЧУ, ЩУ

ЧУ, ЩУ всегда пиши с буквой У.

Карточка 17

Вставь чу или щу. Обозначь орфограмму. Спиши.

Я тебя и. кри.. .
Так тебя найти хо.. .
И я больще не вор.. .
Тихо так сижу. Мол.. .

Карточка 18

Вставь чу или щу. Обозначь орфограмму.

Мальчуган, ..ка, ..дак, ..кчи, ..пальца, коль..га, ..рилась, ..гун, .. десный, ..пать, ..вство, ..чело, ..лки.

Карточка 19

Что я делаю (сделаю)? Допиши слова. Вставь ЧУ или ЩУ:

И.. друга, вскипя.. чай, громко кри. чполо.. бельё, опу..сь на дно, расчи.. двор, лихо прока. вкручу лампу, начи.. до блеска, опла.. покупку, напу.. страху, нау.. читать, нато.. нож. выу.. стихотворение.

Карточка 20

Произнеси скороговорку быстро и чётко. Выпиши слово с сочетанием щу и раздели его для переноса всеми возможными способами.

Не тот товарищи товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот товарищи товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.

Большая буква в именах, отчествах и фамилиях.

Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы: поэт Александр Сергеевич Пушкин

Карточка 21

Запиши полные имена.

Например: Даша — Дарья; Ваня — Иван.

Света, Андрюша, Ксюша, Илюша, Серёжа, Оля, Коля, Алёша Вика, Володя.

Карточка 22

Запиши фамилии писателей в алфавитном порядке. Подчеркни заглавную букву.

Чехов, Сутеев, Носов, Пришвин, Андерсен, Сладков, Пушкин, Чуковский, Бианки.

Карточка 23

Запиши своё полное имя (имя, отчество и фамилию). Если сможешь, то напиши имя, отчество и фамилию мамы и папы.

Большая буква в кличках животных

Все клички животных пишутся с заглавной буквы.

Карточка 24

Придумай и запиши клички животных.

Корова __________ , конь ___________ , коза _________ , поросёнок _________ , курочка _________ , хомяк _________ , попугай _________ , черепаха __________ .

Карточка 25

Подбери клички котятам.

У кошки Мурки родились пять чудесных котят. Мы дали им клички: … , … , … , … , … .

Карточка 26

В левый столбик выпиши клички собак, а в правый — клички кошек.

Барсик, Дружок, Трезор, Мурзик, Каштанка, Лайка, Васька, Пушок, Жучка, Мурка, Бобик, Шакира, Тузик.

Большая буква в названиях городах, деревень, сёл и рек.

Названия улиц, деревень, сёл, городов и рек пишутся с заглавной буквы.

Карточка 27

Вставь подходящие по смыслу слова.

Моя подруга Ксюша живёт в красивом городе … . Он расположен на реке … . Летом Ксюша уезжает к бабушке в деревню … . Там она купается в речке … , загорает.

Слова для справок: Санкт-Петербурге, Неве, Жуковку, Клязьме.

Карточка 28

Объедини слова в пары по смыслу и напиши через запятую.

Суздаль. Река. Садовая. Улица. Город. Деревня. Волга. Гавриловка.

Предлоги

Предлоги с другими словами пишутся раздельно: на крыше, в марте, под окном.

Как узнать предлог в предложении?

В небе летали стрижи.

В голубом небе летали стрижи.

Между предлогом и именем существительным можно вставить другое слово:

в небе, в голубом небе

Карточка 29

Ссоставь и спиши предложения. Выдели предлоги.

Карточка 30

Вставь между предлогом и именем существительным другое слово. Выдели предлоги.

Над цветами — над душистыми цветами. В кувшине —… . Под сосной —… . За домом — . У колодца —… . На поляне —… . По улице —… . К маме — … . С сестрой — … .

Карточка 31

Выполни задание по образцу.

Молочные продукты — продукты из молока. Грибной суп — … . Земляничное варенье — … . Каменный дом — … . Овощной салат — … . Хрустальная ваза — … . Деревянные игрушки — … . Ягодный компот — … .

Парные согласные на конце слова

Чтобы проверить парный согласный на конце слова, нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный:

арбуз — арбузы, шарф — шарфы

Карточка 32

Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Сугро.. —…, жёлу…ь — …, моро… — …, шала… —…, клю… —…, гри.. — …, холо —…, ду.. — …, сторо.. —…, шка.. —…, жира.. —…, мы..ь —… .

Карточка 33

Вставь пропущенные буквы и закончи предложения.

  • Ду.. — это .
  • Ястре. стри. голу..ь, лебе..ь, дроз. чи.. — это .
  • Медве..ь и вол.. — это .
  • Морко..ь — это .
  • Четвер.. — это .
  • Сель..ь, кара..ь, кар. ёр.. — это .
  • Шка.. и комо.. — это .
  • Дож..ь и сне.. — это .
  • Люти.. и ланды.. — это .

Родственные слова

Слова, которые имеют одинаковый корень , называются родственными:

зелень, зеленый, зеленеть.

Не путай. Сад, садовник, садовый — это родственные слова, а в саду, садом, о саде — это формы слова сад.

Карточка 34

Зачеркни в каждой строке «лишнее» слово.

  • Голубь, голубка, голубика, голубятня.
  • Пятнышко, пять, пятно, пятнистый.
  • Оса, осина, осинка, осиновый.

Карточка 35

Выпиши сначала родственные слова, а затем формы слова облепиха.

Этот куст облепихи
И оранжев, и густ.
Облепихой облеплен
Облепиховый куст.

Карточка 36

Вставь, где нужно, пропущенные буквы. Спиши.

Пришла весна. Ст..ят отлич…ные солнеч…ные ден…ки. В л..су нач…л т..мнеть сне.. . На д..ревьях появилис… поч…ки. Вот под с..сной зашевелился сугро… . Выле.. медве…ь. Он зевнул, пот..нулся и заш..гал в чащ… леса. Какой он худой! Ещё осенью он лёг в берлогу и заснул. Шумела метел…, а косолапый крепко спал.

Безударные гласные в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова , нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной:

трав á— травы, снежо́к — снег, волнá— волны.

Карточка 37

Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова. Поставь ударение и подчеркни безударную гласную в корне слова.

Гл…за, п…роход, н…чной, в…лчонок, пл…хой, д…ждливый, тр…винка, п…левой, с…ва, с..харок, м…рской, пл…щадка, т…хонько, б…льчонок, м…довый, т…шина, ст…на, р…чной, м..ховой, см…яться, ц…почка, д…ревья.

Карточка 38

Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова. Поставь ударение и подчеркни безударную гласную в корне слова.

М…лыш, р…га, …зёрный, кр…ты, пов..р, м…стовая, хв…статый, п…стовой, к..лосья, дв..ровый, ст…рик, стр…ка, к…пьё, пл…ды, п…ляна, п..лезный, ств…лы, б…леет, ч…щоба, на кр…ю, с…довый.

Карточка 39

Вставь пропущенные буквы и напиши проверочные слова. Поставь ударение и подчеркни безударную гласную в корне слова.

С…лонка, м…слёнка, пог…ворить, м…его, выс…та, к…роткий, вд…хнуть, з…вут, к…мок, ск..зать, спр…сить, к…льцо, п…стух, стр…на, г…лодный, др…жать, прик…зать, позв…нить, х..лодный, ст…рона, к…тёнок.

Полезные статьи для 1 класса

Предлагаю также вам скачать тексты для улучшения техники чтения, развития речи, внимания и мышления ребенка.

Хорошая техника чтения и понимание прочитанного — залог успешной учёбы!

Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.

Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.

Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.

Ольга Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи» скачать

Регулярно грамотно проверяйте скорость чтения своего ребёнка. И помните, что регулярные ежедневные занятия дадут самый заметный результат. Желаю удачи!

С уважением, Ольга Наумова

Заходите также в КНИЖНУЮ ЛАВКУ!

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!


источники:

http://infourok.ru/propedevtika-orfograficheskih-i-grammaticheskih-zadaniy-razvitie-rechi-pervoklassnika-didakticheskie-materiali-2815073.html

http://naymenok.ru/kartochki-po-russkomu-yazyku-1-klass/