Группы сказуемого 3 класс

Конспект урока по русскому языку по теме «Сказуемое» (3 класс)

Конспект урока по русскому языку по программе «Школа 21 века».

1. учить находить сказуемое в предложении и видеть, что сказуемое не всегда выражено глаголом;

2. развивать умение находить подлежащее и сказуемое, умение выделять главные члены в предложениях, в которых сказуемое выражено разными частями речи.

Развивать у учащихся орфографическую зоркость.

3. Воспитывать культуру общения, умение доказывать свою точку зрения.

Планируемый результат обучения

Познавательные УУД: сформировать умение находить в простом предложении грамматическую основу.

Коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение.

Личностные УУД: формировать умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Грамматическая основа предложения, подлежащее, сказуемое.

Ознакомление с новым материалом.

Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Встали все у парт красиво,

Тихо сели. Не лениться!

Начинаем мы учиться

ска з ка, кр а сивый, арбуз и к, звёз д ный, у з кий, еж и , м о рщинка, опа сн ый, е ловый

Прочитайте слова. Спишите слова, вставьте пропущенные буквы самостоятельно.

Поменяйтесь тетрадями и давайте проверим работу. (коллективная проверка). Оцените.

Не справился с работой – поставьте «минус»

III . Постановка учебной задачи. Актуализация знаний

— Из первых букв написанных слов составьте новое слово (сказуемое). Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Сказуемое) Тема: Сказуемое

— Вспомните всё, что вы знаете о сказуемом. (Главный член, связан с подлежащим) Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет то, что совершает предмет, его состояние, его чувства. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? Что делал? Что будет делать? Каков? Сказуемое подчёркивается двумя чертами.

— Чем выражено сказуемое в предложении? Предположите, на какой вопрос нам необходимо найти ответ?

— Какой частью речи является сказуемое?

— Всегда ли сказуемое выражено глаголом?

— Значит, на уроке мы узнаем новое, какой частью речи выражено сказуемое в предложении.

2) Откройте учебник на стр. 72 упр.2. Какое задание предлагают выполнить авторы?

— Прочитайте текст упражнения. О чем говорится в нём? (об окончании шторма) Какие непонятные слова встретились? (гребни волны, волнорезы)

Гребень волны – это верхняя точка волны

Волнорезы – сооружение на воде предназначенное для защиты берегов от шторма, цунами, течений льда.

— Спишите текст. Что необходимо найти? (глаголы и определить, какой это член предложения). Как это сделать? ( Найдите глагол. Найти подлежащее, затем сказуемое). Найдите глагол в первом предложении…

Выполнение задания с комментированием с места.

— Каким членом предложения являются глаголы? Чем выражены сказуемые? (глаголами)

— Как вы думаете, всегда ли сказуемое выражено глаголом (проблема). Напомните мне вопросы глагола (Что делать? Что делал? Что сделал?)

Напомните цель нашего урока.

lV. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения.

Соедините слова первого и второго столбика по смыслу по смыслу, составьте предложения (устно).

Моя сестра звёздная.

Составим и запишем предложения.

— Найдите подлежащее. Найдите сказуемое. (Проблема)

— Поставьте вопрос к следующему члену предложения. (какая?)

— Какая часть речи, отвечают на вопрос какая? (прил.)

Разберемся, каким членом предложения является имя прилагательное?

— Для этого вспомним, что называет сказуемое? (называет то, что говорится о подлежащем)

— Что говорится о ночи? (что она звёздная, значит это сказуемое, выражено именем прилагательным)

На самом деле глагол здесь есть, но он спрятан под шапкой невидимкой, как спрятано нулевое окончание. Чтобы убедиться, что это сказуемое, нужно изменить предложение

так, как будто то, о чём говорится уже было, есть или будет. на доске

Ночь (будет) звёздная.

Нужно вставить между словами какой либо глагол – невидимку.

— Вывод в чём может выражаться сказуемое? (глаголом, им. прилагательным). Составление схемы

сказуемое

глагол имя существительное

— Составьте следующее предложение.

Цветы красивы. Разберите по членам предложения.

Что сказано о цветах? Поставьте вопрос. Каковы? ( красивы). Выражены краткой формой им. прил. Сказано, что они красивы, значит это сказуемое.

-Давайте убедимся, измените предложение, чтобы появился глагол-невидимка.

— Вывод в чём может выражаться сказуемое? (глаголом, им. прилагательным, кр. прил.)

Составьте следующее предложение

Моя сестра художница .

— Что говорится о сестре, поставьте вопрос?

— Измените предложение, поставьте глагол. Моя сестра (будет ) художницей.

Вывод в чём может выражаться сказуемое? (глаголом, им. прилагательным, кр. прил., им. существительным)

Прочитайте правило на странице 73, выделенное коричневым цветом.

Если согласны с утверждением –приседаем, если не согласны – поднимаем руки.

Предложение – это слово или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

Предложение не может состоять из одного слова.

Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

Слова в предложении не связаны по смыслу.

В конце предложения ставятся знаки — . ! ? :

V. Первичное закрепление.

Выберите по желанию и по цвету предложения: жёлтый листок — слабый уровень; зелёный листок — средний; красный листок – сильный

В лесу выросли грибы

Деревья нарядились в яркую листву.

Осенние листья шуршат под ногами.

Золотая осень пришла в лес.

Птицы улетели в дальние края.

Утро сегодня солнечное.

Наша бабушка – рукодельница.

Дедушка и бабушка приехали в гости.

Выделите грамматическую основу предложений. Попробуйте определить, чем являются подлежащее и сказуемое.

Передайте листочки с вашей работой на проверку. Я проверю и поставлю вам оценки.

Vl. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1. Разбор предложений в упражнении 3 (учебник). с. 74 (3-4 тетради на проверку)

Какое задание мы должны выполнить? Прочитайте текст. Как бы вы его озаглавили? (После дождя).

Давайте проверим как справились Даша и Валера с этим заданием. Поднимите руки, кто выполнил задание также как Даша? Поднимите руки, кто выполнил также как Валера? Давайте вместе разберём и выясним кто же прав.

2. Исправление ошибок в упражнении 4 (учебник).

Расскажите алгоритм нахождения сказуемого. Сравните ваш вариант с алгоритмом в учебнике на с. 73.

Vll . Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Что нового мы узнали о сказуемом?

— Чему научились на сегодняшнем уроке?

— Чем может быть выражено сказуемое в предложении?

Vl l l . Домашнее задание: с. 72 упр. 1 или составьте и запишите 4–5 предложений, в которых сказуемое выражено разными частями речи; выделите сказуемое.

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

Члены предложения бывают главными и второстепенными. К главным членам предложения относят подлежащее и сказуемое. Они составляют его грамматическую основу.

Птицы осенью улетают на юг.

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает о ком или о чем говорится в предложении. Подлежащим может быть слово или даже группа слов, отвечающих на вопрос кто? или что? Подлежащее графически подчеркивается одной чертой.

Береза стоит у ручья.

Три сестры любят играть в прятки.

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? что (кто) это такое? При разборе сказуемое подчеркивается двойной линией. Чаще всего сказуемое бывает глаголом:

Мы (что делаем?) разжигаем костер спичками.

Реже сказуемое бывает именем существительным (в этом случае между главными членами ставится тире) или именем прилагательным:

Знание (что это такое?) – сила .

Сегодня закат (каков?) особенно красив .

Сегодня он (какой?) весёлый .

Предложение, состоящее только из главных членов, называется нераспространённым.

По тому, какая грамматическая основа в предложении, предложения бывают двусоставные (есть подлежащее и сказуемое) и односоставные (есть только подлежащее или только сказуемое).

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

О чем эта статья:

1 класс, 2 класс

Понятие предложения

Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным.

Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна грамматическая основа.

Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две или более грамматических основы.

Есть три типа предложений по цели высказывания:

  • повествовательное (сообщение);
  • вопросительное (вопрос, проблема);
  • побудительное (совет).

Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. В каждом предложении есть грамматическая основа — обычно это подлежащее и сказуемое.

У грамматической основы есть две функции:

Смысловой центр. Если отбросить второстепенные и оставить только главные члены, смысл предложения останется понятным.

Грамматический центр. Именно основа привязывает предложение к реальности и времени. Точнее, это функция сказуемого, подлежащее указывает на субъект действия.

Члены предложения

Члены предложения — это слова, которые входят в состав предложения. Они делятся на главные и второстепенные. Каждый член предложения отвечает на какой-нибудь вопрос.

Для примера рассмотрим предложение:

Наша родня зимой переезжает из дома в квартиру.

Кто переезжает? — Родня.

Когда переезжает? — Зимой.

Семья что делает? — Переезжает.

Откуда переезжает? — Из дома.

Куда переезжает? — В квартиру.

Давайте узнаем, на какие вопросы отвечают главные и второстепенные члены предложения.

Главный член предложения: подлежащее

К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Они связаны друг с другом по смыслу и грамматически.

Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопросы: «кто?», «что?».


Подлежащее называет субъект, который производит действие, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком. Подлежащее подчеркивается одной чертой.

Выделим предлежащее в предложениях:

  • Снег шел все выходные. Что шло? — Снег.
  • Мы бежим в школу. Кто бежит? — Мы.

Главный член предложения: сказуемое

Сказуемое — это главный член предложения, который отвечает на один из вопросов: «что делает?», «что делается?», «каков?», «кто он?», «что такое?».

Сказуемое связано с подлежащим и называет его действие, состояние или признак. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, как и наоборот. Сказуемое подчеркивается двумя чертами.

Выделим сказуемое в предложениях:

  • Луна ярко (что делает?) светит.
  • На улице (что делается?)светлеет.
  • Цветок (каков?) красив.
  • Фрейд — (кто он?) психолог.

Сказуемое может быть выражено любой самостоятельной частью речи, кроме деепричастия.

На рисунке изображены примеры предложений с разными частями речи в роли сказуемого.

Сказуемые делятся по типам на простые и составные. А составные сказуемые делятся на глагольные и именные.

Простое глагольное сказуемое состоит из одного глагола в любой форме, который выполняет и грамматическую, и смысловую функции.

Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола с фазовым (начать, продолжить) или модальным (хотеть, мочь) значением или краткого прилагательного с модальным значением (должен, рад) + смысловой глагол.

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки (быть, есть) и именной части. Именная же часть может быть выражена существительным, прилагательным, числительным, инфинитивом глагола, синтаксически неделимым сочетанием и даже наречием.

Простое глагольное сказуемое

Они работают стоя.

Он боится темноты.

Составное глагольное сказуемое

Они продолжают работать стоя.

Он стал бояться темноты недавно.

Составное именное сказуемое

Они стали ночными рабочими.

Он так и остался трусом.

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.

Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку.

Подлежащее — щенок, сказуемое — разглядывал.

Второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.

  • Слово «озорной» поясняет подлежащее «щенок», показывая, с каким настроением щенок разглядывал игрушку.
  • Слово «любопытно» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, как щенок разглядывал игрушку.
  • Слово «игрушку» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, что разглядывал щенок.
  • Слово «новую» поясняет второстепенный член предложения «игрушку» и показывает, какую игрушку разглядывал щенок.

Как относятся друг к другу члены предложения схематически:

У каждого второстепенного члена есть слово, от которого оно зависит. При этом подлежащее и сказуемое не зависят от других слов, поэтому их называют основой предложения.

Второстепенные члены предложения делятся на определения, дополнения и обстоятельства. В таблице отразили, от чего они зависят и как поясняют другие члены предложения.

Я отдал кислую и горькую конфету.

У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка.

Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? (Вопросы косвенных падежей)

Дедушка починил лук и стрелы.

На холсте художник отразил небо и океан.

Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему?

Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи.

Дорога идет то направо, то налево.


источники:

http://budu5.com/manual/chapter/16

http://skysmart.ru/articles/russian/glavnye-chleny-predlozheniya