Грушницкий юнкер подлежащее сказуемое

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Тире между подлежащим и сказуемым

Существует несколько случаев, когда для интонационно-логического членения фразы между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.

1. Если оба главных члена выражены существительными в именительном падеже, например:
Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России (Лермонтов).

2. Если оба главных члена выражены глаголами в неопределенной форме (инфинитивами), например: Ученого учить – только портить (пословица).

3. Если оба главных члена выражены числительными, например: Пятью три – пятнадцать.

4. А также если подлежащее и сказуемое выражены всеми возможными сочетаниями этих частей речи:

5. Кроме этого, тире ставится перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом: Пирог – пальчики оближешь; Ночь – хоть глаз выколи.

6. Если в составе сказуемого есть указательные слова ЭТО, ВОТ или ЗНАЧИТ, тире надо ставить перед ними всегда, вне зависимости от того, какой частью речи выражены главные члены предложения. Например: Париж – это столица Франции; Понять – значит простить; Все прошедшее, настоящее, будущее – это мы, а не слепая сила стихий (Горький).

К этому правилу есть три примечания. Тире между подлежащим и сказуемым, которые выражены существительными, глаголами в неопределенной форме, числительными или сочетаниями этих частей речи, НЕ ставится , если

1. Перед сказуемым, которое выражено существительным, числительным или фразеологическим оборотом, стоит отрицательная частица НЕ, например: Старость не радость (посл.).
Обратите внимание: это не касается предложений со сказуемым-инфинитивом (например: Чай пить – не дрова рубить ) и предложений со словами ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ (например: Аналогия – это не доказательство );

2. Перед сказуемым стоит сравнительный союз (КАК, СЛОВНО, БУДТО), например: Закат словно зарево пожара .

3. Между подлежащим и сказуемым-существительным стоит вводное слово, обстоятельство или дополнение, а также союз или частица: Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у него нет (Паустовский); Москва теперь порт пяти морей; Этот ручей лишь начало реки .

Урок русского языка на тему ««Тире между подлежащим и сказуемым»» (5 класс)

Русский язык. 5 класс. Урок № 141.

Повторение темы «Тире между подлежащим и сказуемым»

Задание № 1: не записывая предложений, поставьте «+», если тире ставится, «-», если тире не ставится.

(1) Дон река капризная. (2) Июньская ночь коротка. (3) Труд всему основа. (4) Цена человеку дело его. (5) Прямая обязанность художника изображение действительности. (6) Понимание окружающего моя цель. (7) Грузоподъемность судна велика. (8) Первая и главная прелесть рассказа это простота и искренность. (9) Ласковое слово это большая помощь в беде. (10) Книга источник знания. (11) Любовь к своей Родине это пламенное желание ее процветания. (12) Правда это победа совести в человеке. (13) Озеро изумрудное. (14) Художественная литература это искусство слова. (15) Дорога грязная. (16) Степь большой солнечный диск.

(1) Дон — река капризная. (2) Июньская ночь коротка. (3) Труд — всему основа. (4) Цена человеку — дело его. (5) Прямая обязанность художника — изображение действительности. (6) Понимание окружающего — моя цель. (7) Грузоподъемность судна велика. (8) Первая и главная прелесть рассказа — это простота и искренность. (9) Ласковое слово — это большая помощь в беде. (10) Книга — источник знания. (11) Любовь к своей Родине — это пламенное желание ее процветания. (12) Правда — это победа совести в человеке. (13) Озеро изумрудное. (14) Художественная литература — это искусство слова. (15) Дорога грязная. (16) Степь — большой солнечный диск.

Закрепление темы «Тире между подлежащим и сказуемым»

Задание № 2: спишите, расставляя недостающие знаки препинания; подчеркните грамматическую основу, надпишите, чем она выражена; составьте схемы предложений:

(1) Книга источник знания. (2) Грушницкий юнкер. (3) Приезд на Кавказ это следствие его романтического воображения. (4) Люнда извилистая неглубокая река. (5) Путь в лесах это километры тишины, безветрия. (6) «Евгений Онегин» это самое задушевное произведение Пушкина. (7) Мое занятие изучение жизни русских людей. (8) Слово одежда всех фактов, всех мыслей. (9) Слово важное орудие для писателя.

(3) Приезд на Кавказ — это следствие его романтического воображения. [ — ].

(4) Люнда — извилистая неглубокая река. [ — ].

(5) Путь в лесах — это километры тишины, безветрия. [ — , ].

(6) «Евгений Онегин» — это самое задушевное произведение Пушкина. [ — ].

(7) Мое занятиеизучение жизни русских людей. [ — ].

(9) Слово — важное орудие для писателя. [ — ].

Задание № 3: из данных предложений выпишите только грамматическую основу; объясните постановку тире:

(1) Ловля на спиннинг интересная и увлекательная спортивная охота. (2) Зяблик защитник садов, парков, лесов, степных дубрав, неутомимый певец. (3) Сорока самая болтливая птица на свете. (4) Сова житель полярных стран. (5) Рысь свирепая лесная кошка. (6) Лошадь травоядное животное. (7) Конец зимы самое голодное время в лесу. (8) Волга великая река России. (9) Лягушки хладнокровные животные. (10) Крапива очень любопытное растение. (11) Первая цель искусства воспроизведение действительности. (12) Речевая культура человека это зеркало его духовной жизни. (13) Наше знамя это мир. (14) Творческая работа это тяжелый и радостный труд. (15) Природа кормилица и поилица.

(1) Ловля на спиннинг — интересная и увлекательная спортивная охота.

(2) Зябликзащитник садов, парков, лесов, степных дубрав, неутомимый певец.

(3) Сорока — самая болтливая птица на свете.

(7) Конец зимы — самое голодное время в лесу.

(11) Первая цель искусства — воспроизведение действительности.

(12) Речевая культура человека — это зеркало его духовной жизни.

(14) Творческая работа — это тяжелый и радостный труд.

Задание № 4: спишите, расставляя знаки препинания; подчеркните грамматическую основу предложений и составьте их схемы; надпишите над подлежащим, какой частью речи оно выражено:

(1) Царь с царицею простился в путь-дорогу снарядился. (2) Он рад но мы не рады. (3) Входят семь богатырей семь румяных усачей. (4) На него она взглянула тяжелехонько вздохнула… (5) Прозрачен воздух даль чиста. (6) И никто с начала мира не видал такого пира.

(1) Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился.

(Подлежащие 1), 2) — личные местоимения).

(3) Входят семь богатырей, семь румяных усачей.

(Подлежащее — сочетание числительного с существительным в род. п.).

(4) На него она взглянула, тяжелехонько вздохнула

(Подлежащее — личное местоимение).

(Подлежащие 1), 2) — существительные).

(6) И никто с начала мира не видал такого пира.

Задание № 1: не записывая предложений, поставьте «+», если тире ставится, «-», если тире не ставится.

Задание № 2: спишите, расставляя недостающие знаки препинания; подчеркните грамматическую основу, надпишите, чем она выражена; составьте схемы предложений:

(1) Книга источник знания. (2) Грушницкий юнкер. (3) Приезд на Кавказ это следствие его романтического воображения. (4) Люнда извилистая неглубокая река. (5) Путь в лесах это километры тишины, безветрия. (6) «Евгений Онегин» это самое задушевное произведение Пушкина. (7) Мое занятие изучение жизни русских людей. (8) Слово одежда всех фактов, всех мыслей. (9) Слово важное орудие для писателя.

Задание № 3: из данных предложений выпишите только грамматическую основу; объясните постановку тире:

(1) Ловля на спиннинг интересная и увлекательная спортивная охота. (2) Зяблик защитник садов, парков, лесов, степных дубрав, неутомимый певец. (3) Сорока самая болтливая птица на свете. (4) Сова житель полярных стран.

Задание № 1: не записывая предложений, поставьте «+», если тире ставится, «-», если тире не ставится.

Задание № 2: спишите, расставляя недостающие знаки препинания; подчеркните грамматическую основу, надпишите, чем она выражена; составьте схемы предложений:

(1) Книга источник знания. (2) Грушницкий юнкер. (3) Приезд на Кавказ это следствие его романтического воображения. (4) Люнда извилистая неглубокая река. (5) Путь в лесах это километры тишины, безветрия. (6) «Евгений Онегин» это самое задушевное произведение Пушкина. (7) Мое занятие изучение жизни русских людей. (8) Слово одежда всех фактов, всех мыслей. (9) Слово важное орудие для писателя.

Задание № 3: из данных предложений выпишите только грамматическую основу; объясните постановку тире:

(1) Ловля на спиннинг интересная и увлекательная спортивная охота. (2) Зяблик защитник садов, парков, лесов, степных дубрав, неутомимый певец. (3) Сорока самая болтливая птица на свете. (4) Сова житель полярных стран.

Задание № 1: не записывая предложений, поставьте «+», если тире ставится, «-», если тире не ставится.

Задание № 2: спишите, расставляя недостающие знаки препинания; подчеркните грамматическую основу, надпишите, чем она выражена; составьте схемы предложений:

(1) Книга источник знания. (2) Грушницкий юнкер. (3) Приезд на Кавказ это следствие его романтического воображения. (4) Люнда извилистая неглубокая река. (5) Путь в лесах это километры тишины, безветрия. (6) «Евгений Онегин» это самое задушевное произведение Пушкина. (7) Мое занятие изучение жизни русских людей. (8) Слово одежда всех фактов, всех мыслей. (9) Слово важное орудие для писателя.

Задание № 3: из данных предложений выпишите только грамматическую основу; объясните постановку тире:

(1) Ловля на спиннинг интересная и увлекательная спортивная охота. (2) Зяблик защитник садов, парков, лесов, степных дубрав, неутомимый певец. (3) Сорока самая болтливая птица на свете. (4) Сова житель полярных стран.

Задание № 1: не записывая предложений, поставьте «+», если тире ставится, «-», если тире не ставится.

Задание № 2: спишите, расставляя недостающие знаки препинания; подчеркните грамматическую основу, надпишите, чем она выражена; составьте схемы предложений:

(1) Книга источник знания. (2) Грушницкий юнкер. (3) Приезд на Кавказ это следствие его романтического воображения. (4) Люнда извилистая неглубокая река. (5) Путь в лесах это километры тишины, безветрия. (6) «Евгений Онегин» это самое задушевное произведение Пушкина. (7) Мое занятие изучение жизни русских людей. (8) Слово одежда всех фактов, всех мыслей. (9) Слово важное орудие для писателя.

Задание № 3: из данных предложений выпишите только грамматическую основу; объясните постановку тире:

(1) Ловля на спиннинг интересная и увлекательная спортивная охота. (2) Зяблик защитник садов, парков, лесов, степных дубрав, неутомимый певец. (3) Сорока самая болтливая птица на свете. (4) Сова житель полярных стран.

Задание № 1: не записывая предложений, поставьте «+», если тире ставится, «-», если тире не ставится.

Задание № 2: спишите, расставляя недостающие знаки препинания; подчеркните грамматическую основу, надпишите, чем она выражена; составьте схемы предложений:

(1) Книга источник знания. (2) Грушницкий юнкер. (3) Приезд на Кавказ это следствие его романтического воображения. (4) Люнда извилистая неглубокая река. (5) Путь в лесах это километры тишины, безветрия. (6) «Евгений Онегин» это самое задушевное произведение Пушкина. (7) Мое занятие изучение жизни русских людей. (8) Слово одежда всех фактов, всех мыслей. (9) Слово важное орудие для писателя.

Задание № 3: из данных предложений выпишите только грамматическую основу; объясните постановку тире:

(1) Ловля на спиннинг интересная и увлекательная спортивная охота. (2) Зяблик защитник садов, парков, лесов, степных дубрав, неутомимый певец. (3) Сорока самая болтливая птица на свете. (4) Сова житель полярных стран.

(5) Рысь свирепая лесная кошка. (6) Лошадь травоядное животное. (7) Конец зимы самое голодное время в лесу. (8) Волга великая река России. (9) Лягушки хладнокровные животные. (10) Крапива очень любопытное растение. (11) Первая цель искусства воспроизведение действительности. (12) Речевая культура человека это зеркало его духовной жизни. (13) Наше знамя это мир. (14) Творческая работа это тяжелый и радостный труд. (15) Природа кормилица и поилица.

Задание № 4: спишите, расставляя знаки препинания; подчеркните грамматическую основу предложений и составьте их схемы; надпишите над подлежащим, какой частью речи оно выражено:

(1) Царь с царицею простился в путь-дорогу снарядился. (2) Он рад но мы не рады. (3) Входят семь богатырей семь румяных усачей. (4) На него она взглянула тяжелехонько вздохнула… (5) Прозрачен воздух даль чиста. (6) И никто с начала мира не видал такого пира.

(5) Рысь свирепая лесная кошка. (6) Лошадь травоядное животное. (7) Конец зимы самое голодное время в лесу. (8) Волга великая река России. (9) Лягушки хладнокровные животные. (10) Крапива очень любопытное растение. (11) Первая цель искусства воспроизведение действительности. (12) Речевая культура человека это зеркало его духовной жизни. (13) Наше знамя это мир. (14) Творческая работа это тяжелый и радостный труд. (15) Природа кормилица и поилица.

Задание № 4: спишите, расставляя знаки препинания; подчеркните грамматическую основу предложений и составьте их схемы; надпишите над подлежащим, какой частью речи оно выражено:

(1) Царь с царицею простился в путь-дорогу снарядился. (2) Он рад но мы не рады. (3) Входят семь богатырей семь румяных усачей. (4) На него она взглянула тяжелехонько вздохнула… (5) Прозрачен воздух даль чиста. (6) И никто с начала мира не видал такого пира.

(5) Рысь свирепая лесная кошка. (6) Лошадь травоядное животное. (7) Конец зимы самое голодное время в лесу. (8) Волга великая река России. (9) Лягушки хладнокровные животные. (10) Крапива очень любопытное растение. (11) Первая цель искусства воспроизведение действительности. (12) Речевая культура человека это зеркало его духовной жизни. (13) Наше знамя это мир. (14) Творческая работа это тяжелый и радостный труд. (15) Природа кормилица и поилица.

Задание № 4: спишите, расставляя знаки препинания; подчеркните грамматическую основу предложений и составьте их схемы; надпишите над подлежащим, какой частью речи оно выражено:

(1) Царь с царицею простился в путь-дорогу снарядился. (2) Он рад но мы не рады. (3) Входят семь богатырей семь румяных усачей. (4) На него она взглянула тяжелехонько вздохнула… (5) Прозрачен воздух даль чиста. (6) И никто с начала мира не видал такого пира.

(5) Рысь свирепая лесная кошка. (6) Лошадь травоядное животное. (7) Конец зимы самое голодное время в лесу. (8) Волга великая река России. (9) Лягушки хладнокровные животные. (10) Крапива очень любопытное растение. (11) Первая цель искусства воспроизведение действительности. (12) Речевая культура человека это зеркало его духовной жизни. (13) Наше знамя это мир. (14) Творческая работа это тяжелый и радостный труд. (15) Природа кормилица и поилица.

Задание № 4: спишите, расставляя знаки препинания; подчеркните грамматическую основу предложений и составьте их схемы; надпишите над подлежащим, какой частью речи оно выражено:

(1) Царь с царицею простился в путь-дорогу снарядился. (2) Он рад но мы не рады. (3) Входят семь богатырей семь румяных усачей. (4) На него она взглянула тяжелехонько вздохнула… (5) Прозрачен воздух даль чиста. (6) И никто с начала мира не видал такого пира.

(5) Рысь свирепая лесная кошка. (6) Лошадь травоядное животное. (7) Конец зимы самое голодное время в лесу. (8) Волга великая река России. (9) Лягушки хладнокровные животные. (10) Крапива очень любопытное растение. (11) Первая цель искусства воспроизведение действительности. (12) Речевая культура человека это зеркало его духовной жизни. (13) Наше знамя это мир. (14) Творческая работа это тяжелый и радостный труд. (15) Природа кормилица и поилица.

Задание № 4: спишите, расставляя знаки препинания; подчеркните грамматическую основу предложений и составьте их схемы; надпишите над подлежащим, какой частью речи оно выражено:

(1) Царь с царицею простился в путь-дорогу снарядился. (2) Он рад но мы не рады. (3) Входят семь богатырей семь румяных усачей. (4) На него она взглянула тяжелехонько вздохнула… (5) Прозрачен воздух даль чиста. (6) И никто с начала мира не видал такого пира.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Грушницкий юнкер подлежащее сказуемое

Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в приведенном фрагменте, и их характеристикой, данной в романе.

В) Печорин

ПЕРСОНАЖИХАРАКТЕРИСТИКА
1) «Производить эффект — их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия».
2) «. взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен».
3) «Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому ВИДУ».
4) «Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием».

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВ

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Разговор наш начался злословием: я стал перебирать присутствующих и отсутствующих наших знакомых, сначала выказывал смешные, а после дурные их стороны. Желчь моя взволновалась. Я начал шутя — и кончил искренней злостью. Сперва это ее забавляло, а потом испугало.

— Вы опасный человек! — сказала она мне, — я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок. Я вас прошу не шутя: когда вам вздумается обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, — я думаю, это вам не будет очень трудно.

— Разве я похож на убийцу.

Я задумался на минуту и потом сказал, приняв глубоко тронутый

— Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние — не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, — тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна — пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало.

В эту минуту я встретил ее глаза: в них бегали слезы; рука ее, опираясь на мою, дрожала; щеки пылали; ей было жаль меня! Сострадание — чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце. Во все время прогулки она была рассеянна, ни с кем не кокетничала, — а это великий признак!

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»


источники:

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazyka-na-temu-tire-mezhdu-podlezhashim-i-skazuemym-5-klass-5230326.html

http://lit-ege.sdamgia.ru/problem?id=702