И казнили степана калашникова смертью лютою позорною м лермонтов сказуемое выражено глаголом в форме

Подчеркните № 190 ГДЗ Русский язык 8 класс Тростенцова Л.А. Часть 2

В каких предложениях автор сосредоточил внимание на самом действии и не называет действующее лицо? В неопределённо-личных предложениях подчеркните главный член и укажите, чем он выражен.
1. Уж роща отряхает последние листы с нагих1 2 своих ветвей. 2. Дни поздней осени бранят обыкновенно. 3. Ведут ко мне коня; в раздолии открытом, махая гривою, он всадника несёт. (А. Пушкин) 4. Три дня все поиски по нём напрасны были; но потом его в степи без чувств нашли. 5. И казнили Степана Калашникова смертью лютою, позорною; и головушка бесталанная во крови на плаху покати- лася. (М. Лермонтов)

И казнили степана калашникова смертью лютою позорною м лермонтов сказуемое выражено глаголом в форме

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!

Про тебя нашу песню сложили мы,

Про твово любимого опричника

Да про смелого купца, про Калашникова;

Мы сложили ее на старинный лад,

Мы певали ее под гуслярный звон

И причитывали да присказывали.

Православный народ ею тешился,

А боярин Матвей Ромодановский

Нам чарку поднес мёду пенного,

А боярыня его белолицая

Поднесла нам на блюде серебряном

Полотенцо новое, шелком шитое.

Угощали нас три дни, три ночи,

И всё слушали — не наслушались.

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники,

Супротив его всё бояре да князья,

По бокам его всё опричники;

И пирует царь во славу божию,

В удовольствие свое и веселие.

Улыбаясь, царь повелел тогда

Вина сладкого заморского

Нацедить в свой золоченый ковш

И поднесть его опричникам.

И все пили, царя славили.

Лишь один из них, из опричников,

Удалой боец, буйный молодец,

В золотом ковше не мочил усов;

Опустил он в землю очи темные,

Опустил головушку на широку грудь, —

А в груди его была дума крепкая.

Вот нахмурил царь брови черные

И навел на него очи зоркие,

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На младого голубя сизокрылого, —

Да не поднял глаз молодой боец.

Вот об землю царь стукнул палкою,

И дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил оконечником, —

Да не вздрогнул и тут молодой боец.

Вот промолвил царь слово грозное, —

И очнулся тогда добрый молодец.

«Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,

Аль ты думу затаил нечестивую?

Али славе нашей завидуешь?

Али служба тебе честная прискучила?

Когда всходит месяц — звезды радуются,

Что светлей им гулять по поднебесью;

А которая в тучку прячется,

Та стремглав на землю падает.

Неприлично же тебе, Кирибеевич,

Царской радостью гнушатися; —

А из роду ты ведь Скуратовых,

И семьею ты вскормлен Малютиной. »

Отвечает так Кирибеевич,

Царю грозному в пояс кланяясь:

«Государь ты наш, Иван Васильевич!

Не кори ты раба недостойного:

Сердца жаркого не залить вином,

Думу черную — не запотчевать!

А прогневал я тебя — воля царская:

Прикажи казнить, рубить голову;

Тяготит она плечи богатырские

И сама к сырой земле она клонится».

И сказал ему царь Иван Васильевич:

«Да об чем бы тебе, молодцу, кручиниться?

Не истерся ли твой парчевой кафтан?

Не измялась ли шапка соболиная?

Не казна ли у тебя поистратилась?

Иль зазубрилась сабля закаленная?

Или конь захромал худо кованый?

Или с ног тебя сбил на кулачном бою,

На Москве-реке, сын купеческий?»

Отвечает так Кирибеевич,

Покачав головою кудрявою:

«Не родилась та рука заколдованная

Ни в боярском роду, ни в купеческом;

Аргамак ‘ мой степной ходит весело;

Как стекло горит сабля вострая;

А на праздничный день твоей милостью

Мы не хуже другого нарядимся.

Как я сяду поеду на лихом коне

За Москву-реку покататися,

Кушачком подтянуся шелковым,

Заломлю на бочок шапку бархатную,

Черным соболем отороченную, —

У ворот стоят у тесовыих

Красны девушки да молодушки

И любуются, глядя, перешептываясь;

Лишь одна не глядит, не любуется,

Полосатой фатой ‘ закрывается.

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно — будто лебёдушка,

Смотрит сладко — как голубушка,

Молвит слово — соловей поет,

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе божиим;

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетенные,

По плечам бегут, извиваются,

С грудью белою цалуются.

Во семье родилась она купеческой, —

Прозывается Аленой Дмитревной.

Как увижу ее, я и сам не свой:

Опускаются руки сильные,

Помрачаются очи бойкие;

Скучно, грустно мне, православный царь,

Одному по свету маяться.

Опостыли мне кони легкие,

Опостыли наряды парчевые,

И не надо мне золотой казны:

С кем казною своей поделюсь теперь?

Перед кем покажу удальство свое?

Перед кем я нарядом похвастаюсь?

Отпусти меня в степи Приволжские,

На житье на вольное, на казацкое.

Уж сложу я там буйную головушку

И сложу на копье бусурманское;

И разделют по себе злы татаровья

Коня доброго, саблю острую

И седельце браное черкасское.

Мои очи слезные коршун выклюет,

Мои кости сирые дождик вымоет,

И без похорон горемычный прах

На четыре стороны развеется. »

И сказал, смеясь, Иван Васильевич:

«Ну, мой верный слуга! я твоей беде,

Твоему горю пособить постараюся.

Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый

Да возьми ожерелье жемчужное.

Прежде свахе смышленой покланяйся

И пошли дары драгоценные

Ты своей Алене Дмитревне:

Как полюбишься — празднуй свадебку,

Не полюбишься — не прогневайся».

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!

Обманул тебя твой лукавый раб,

Не сказал тебе правды истинной,

Не поведал тебе, что красавица

В церкви божией перевенчана,

Перевенчана с молодым купцом

По закону нашему христианскому.

Ай, ребята, пойте — только гусли стройте!

Ай, ребята, пейте — дело разумейте!

Уж потешьте вы доброго боярина

И боярыню его белолицую!

За прилавкою сидит молодой купец,

Статный молодец Степан Парамонович,

По прозванию Калашников;

Шелковые товары раскладывает,

Речью ласковой гостей он заманивает,

Злато, серебро пересчитывает.

Да недобрый день задался ему:

Ходют мимо баре богатые,

В его лавочку не заглядывают.

Отзвонили вечерню во святых церквах;

За Кремлем горит заря туманная;

Набегают тучки на небо,

Гонит их метелица распеваючи;

Опустел широкий гостиный двор.

Запирает Степан Парамонович

Свою лавочку дверью дубовою

Да замком немецким со пружиною;

Злого пса-ворчуна зубастого

На железную цепь привязывает,

И пошел он домой призадумавшись

К молодой хозяйке за Москву-реку.

И приходит он в свой высокий дом,

И дивится Степан Парамонович:

Не встречает его молода жена,

Не накрыт дубовый стол белой скатертью,

А свеча перед образом еле теплится.

И кличет он старую работницу:

«Ты скажи, скажи, Еремеевна,

А куда девалась, затаилася

В такой поздний час Алена Дмитревна?

А что детки мои любезные —

Чай, забегались, заигралися,

Спозаранку спать уложилися?» —

«Господин ты мой Степан Парамонович,

Я скажу тебе диво дивное:

Что к вечерне пошла Алена Дмитревна;

Вот уж поп прошел домой с молодой попадьей,

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения». (Русский язык, 8 класс).

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения».

(Русский язык, 8 класс).

-повторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях; учиться различать их виды.

— закрепить полученные знания об односоставных предложениях;

— отработать пунктуационные навыки — правильно ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях, в состав которых входят односоставные предложения;

— сформулировать умение находить различные типы односоставных предложений в тексте художественного стиля (в лирике М.Ю.Лермонтова);

— развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение анализировать, сравнивать;

-продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

— учить детей делать выводы и выражать свое мнение;

— развивать орфографическую зоркость;

— развивать творческую сторону мышления;

— формировать навыки умственного труда – поиск рациональных путей решения;

— воспитывать положительное отношение к изучению русского языка и литературы;

— воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм;

-воспитывать любовь к художественной литературе.

Комбинированный урок с применением ИКТ.

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.

Межпредметные связи: русский язык, литература.

Учебник, тетрадь, презентация «Односоставные предложения».

Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, и др. 34-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Вступительное слово учителя. Слайд №1

Обратимся к эпиграфу: «Этой жизни суждено было проблеснуть блестящим метеоритом, оставив после себя длинную струю света».

Это слова великого критика о поэте М.Ю. Лермонтове. Мы знаем, что в этом году исполняется 200 лет со дня рождения великого поэта. С поэзией М.Ю. Лермонтова мы знакомимся в раннем детстве, а постигаем её истинный, глубокий смысл уже зрелом возрасте.

Сегодня мы перелистываем страницы поэзии, наблюдая за удивительным языком, за которым скрыта гордая, мятежная, одинокая душа поэта.

Наш урок завершает тему «Односоставные предложения».

Итак, попытаемся обобщить изученное: Слайд №2

Какие предложения называются односоставными?

На какие 2 типа они делятся?

( на слайде высказывание М.В. Ломоносова). Слайд №3

«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит».

О каком типе односоставных предложений идёт речь?

Расскажите об определенно- личных предложениях.

Чем выражено в них сказуемое?

Какую роль они играют в текстах художественного стиля.

Приведите примеры односоставных предложений в лирике М.Ю. Лермонтова. Определите способ выражения сказуемого.

/индивидуальная творческая работа/.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

Люблю тебя, булатный мой кинжал!

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня!

Молча сижу под окошком темницы

Кто б ни был ты, печальный мой сосед,

Люблю тебя, как друга юных лет.

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали

Вывод : в определенно – личных предложениях на первый план выдвигаются действия, деятель же не назван, но форма глагола указывает, что его производит сам говорящий М.Ю. Лермонтов, используя определенно- личные предложения, передает определенное состояние души, избегает повторения местоимений в предложениях с обращением к собеседнику, слушателю.

Обратимся к следующему высказыванию. Слайд №4

Л.М. Пешковский говорил:

«… действующее лицо в предложениях устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределённое».

— О каком типе предложений идет речь?

— Что важно в неопределённо – личных предложениях? /само действие, а не лица, которые его производят.

— В какой форме стоит в них сказуемое?

( 3л., мн.ч., настоящее и будущее время и во мн.ч. прошедшее время)

— приведите примеры, определите способ его выражения.

Индивидуальное творческое задание.

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле,

И казнили Степана Калашникова

Смертью лютою, позорною.

( « Песнь про купца…»)

Схоронили его за Москвой- рекой.

Его в степи без чувств нашли.

— Определённо- личные и неопределённо- личные предложения могут иметь значение обобщенного лица. В таких предложениях особое внимание уделяется порядку слов в предложениях.

« Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думая о нём, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка»

— Объясните постановку знаков препинания, слова с трудными орфограммами.

— Определите стиль речи.

А теперь я буду называть действия, а вы их выполняйте.

— Положите руки на парты, поднимите правую руку, а теперь левую, хлопните в ладоши. Положите руки на парт,. посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь, а теперь посмотрите в другую сторону и тоже улыбнитесь.

Выпрямите спинки, приподнимите подбородочки и, не поворачивая головы, посмотрите на окно, на дверь, на потолок, и ещё раз: окно, дверь, потолок. Закройте глаза. Положите головы на руки, досчитайте до десяти и приготовьтесь к следующей работе.

-Какими были по структуре предложения? (односоставные, определённо- личные, сказуемые выражены глаголом в повелительном наклонении).

— Какой тип односоставных предложений с главным членом сказуемым мы не назвали? (Безличные предложения).

Безличные предложения в лирике М.Ю. Лермонтова особенно разнообразны не только по своей форме, но и по значению.

— Записать эпиграф к уроку, сделать синтаксический разбор предложения, определить способ выражения сказуемого.

— Из каких произведений М.Ю. Лермонтова эти строки. Определите способ выражения сказуемого.

1). Вот смерклось («Бородино»)

2). Вам не видать таких сражений! («Бородино»)

3). И скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуты душевной невзгоды.

4). С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко.

/ Подвести учащихся к выводу о разнообразии форм сказуемого в безличных предложениях и особенностях употребления их в речи/.

— Обобщить ответы учащихся.

Итак, безличные предложения сообщают о различных состояниях природы или душевном, физическом состоянии человека.

Интересны и назывные предложения – единственный тип односоставных предложений с главным членом – подлежащим.

Докажите, что с их помощью легко создать сценарий любого эпизода произведения. /Они точно рисуют место, время действия, пейзаж, обстановку/.

Творческое задание . Слайд №6

— Попробуем создать сценарий к любому произведению М.Ю. Лермонтова.

I вариант («Бородино»)

Гора кровавых тел.

Залпы тысячи орудий.

II вариант (« Мцыри»)

Поляна, озарённая тонким лучом месяца.

Подведение итогов урока.

М.Ю. Лермонтову было дано тонко чувствовать, глубоко переживать боль и выразить всё это средствами родного языка, одним из которых и были односоставные предложения. Он «творил с языком чудеса».

8. Задание на дом . Слайд №7

Комплексная работа с текстом.

Его тело привезли поздно вечером.(4). Извозчики (2) не желали ехать в такую даль и в такую грозу. По тем же причинам не могли раздобыть лекаря, чтобы оказать помощь тому, кто лежал на траве под Машуком.

Потом положили на диван, позже перенесли (2) на стол.

Рана была смертельной (2).

Хорошо целил Мартынов!

«Милая бабушка, не убивайся слишком по мне. С меня хватит тупой жестокости одних, рабьего смирения других…»

Найти односоставные предложения, подчеркнуть в них грамматическую основу, определить способ выражения сказуемого.

Выполнить задания по цифрам.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 330 человек из 61 региона

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 743 человека из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 321 человек из 66 регионов

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения».

(Русский язык, 8 класс).

-повторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях; учиться различать их виды.

— закрепить полученные знания об односоставных предложениях;

— отработать пунктуационные навыки — правильно ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях, в состав которых входят односоставные предложения;

— сформулировать умение находить различные типы односоставных предложений в тексте художественного стиля (в лирике М.Ю.Лермонтова);

— развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение анализировать, сравнивать;

-продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

— учить детей делать выводы и выражать свое мнение;

— развивать орфографическую зоркость;

— развивать творческую сторону мышления;

— формировать навыки умственного труда – поиск рациональных путей решения;

— воспитывать положительное отношение к изучению русского языка и литературы;

— воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм;

-воспитывать любовь к художественной литературе.

Комбинированный урок с применением ИКТ.

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.

Межпредметные связи: русский язык, литература.

Учебник, тетрадь, презентация «Односоставные предложения».

Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, и др. 34-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

1. Вступительное слово учителя. Слайд №1

Обратимся к эпиграфу: «Этой жизни суждено было проблеснуть блестящим метеоритом, оставив после себя длинную струю света».

Это слова великого критика о поэте М.Ю. Лермонтове. Мы знаем, что в этом году исполняется 200 лет со дня рождения великого поэта. С поэзией М.Ю. Лермонтова мы знакомимся в раннем детстве, а постигаем её истинный, глубокий смысл уже зрелом возрасте.

Сегодня мы перелистываем страницы поэзии, наблюдая за удивительным языком, за которым скрыта гордая, мятежная, одинокая душа поэта.

2. Наш урок завершает тему «Односоставные предложения».

Итак, попытаемся обобщить изученное: Слайд №2

v Какие предложения называются односоставными?

v На какие 2 типа они делятся?

( на слайде высказывание М.В. Ломоносова). Слайд №3

«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит».

§ О каком типе односоставных предложений идёт речь?

§ Расскажите об определенно- личных предложениях.

§ Чем выражено в них сказуемое?

§ Какую роль они играют в текстах художественного стиля.

§ Приведите примеры односоставных предложений в лирике М.Ю. Лермонтова. Определите способ выражения сказуемого.

/индивидуальная творческая работа/.

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

Люблю тебя, булатный мой кинжал!

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня!

Молча сижу под окошком темницы

Кто б ни был ты, печальный мой сосед,

Люблю тебя, как друга юных лет.

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали

Вывод : в определенно – личных предложениях на первый план выдвигаются действия, деятель же не назван, но форма глагола указывает, что его производит сам говорящий М.Ю. Лермонтов, используя определенно- личные предложения, передает определенное состояние души, избегает повторения местоимений в предложениях с обращением к собеседнику, слушателю.

3. Обратимся к следующему высказыванию. Слайд №4

Л.М. Пешковский говорил:

«… действующее лицо в предложениях устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределённое».

— О каком типе предложений идет речь?

— Что важно в неопределённо – личных предложениях? /само действие, а не лица, которые его производят.

— В какой форме стоит в них сказуемое?

( 3л., мн.ч., настоящее и будущее время и во мн.ч. прошедшее время)

— приведите примеры, определите способ его выражения.

Индивидуальное творческое задание.

§ И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле,

§ И казнили Степана Калашникова

Смертью лютою, позорною.

( « Песнь про купца…»)

§ Схоронили его за Москвой- рекой.

§ Его в степи без чувств нашли.

— Определённо- личные и неопределённо- личные предложения могут иметь значение обобщенного лица. В таких предложениях особое внимание уделяется порядку слов в предложениях.

« Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думая о нём, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка»

— Объясните постановку знаков препинания, слова с трудными орфограммами.

— Определите стиль речи.

А теперь я буду называть действия, а вы их выполняйте.

— Положите руки на парты, поднимите правую руку, а теперь левую, хлопните в ладоши. Положите руки на парт,. посмотрите на соседа по парте, улыбнитесь, а теперь посмотрите в другую сторону и тоже улыбнитесь.

Выпрямите спинки, приподнимите подбородочки и, не поворачивая головы, посмотрите на окно, на дверь, на потолок, и ещё раз: окно, дверь, потолок. Закройте глаза. Положите головы на руки, досчитайте до десяти и приготовьтесь к следующей работе.

-Какими были по структуре предложения? (односоставные, определённо- личные, сказуемые выражены глаголом в повелительном наклонении).

— Какой тип односоставных предложений с главным членом сказуемым мы не назвали? (Безличные предложения).

Безличные предложения в лирике М.Ю. Лермонтова особенно разнообразны не только по своей форме, но и по значению.

— Записать эпиграф к уроку, сделать синтаксический разбор предложения, определить способ выражения сказуемого.

— Из каких произведений М.Ю. Лермонтова эти строки. Определите способ выражения сказуемого.

1). Вот смерклось («Бородино»)

2). Вам не видать таких сражений! («Бородино»)

3). И скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуты душевной невзгоды.

4). С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко.

/ Подвести учащихся к выводу о разнообразии форм сказуемого в безличных предложениях и особенностях употребления их в речи/.

— Обобщить ответы учащихся.

Итак, безличные предложения сообщают о различных состояниях природы или душевном, физическом состоянии человека.

5. Интересны и назывные предложения – единственный тип односоставных предложений с главным членом – подлежащим.

Докажите, что с их помощью легко создать сценарий любого эпизода произведения. /Они точно рисуют место, время действия, пейзаж, обстановку/.

6. Творческое задание . Слайд №6

— Попробуем создать сценарий к любому произведению М.Ю. Лермонтова.

I вариант («Бородино»)

Гора кровавых тел.

Залпы тысячи орудий.

II вариант (« Мцыри»)

Поляна, озарённая тонким лучом месяца.

7. Подведение итогов урока.

М.Ю. Лермонтову было дано тонко чувствовать, глубоко переживать боль и выразить всё это средствами родного языка, одним из которых и были односоставные предложения. Он «творил с языком чудеса».

8. Задание на дом . Слайд №7

Комплексная работа с текстом.

Его тело привезли поздно вечером.(4). Извозчики (2) не желали ехать в такую даль и в такую грозу. По тем же причинам не могли раздобыть лекаря, чтобы оказать помощь тому, кто лежал на траве под Машуком.

Потом положили на диван, позже перенесли (2) на стол.

Рана была смертельной (2).

Хорошо целил Мартынов!

«Милая бабушка, не убивайся слишком по мне. С меня хватит тупой жестокости одних, рабьего смирения других…»

1. Найти односоставные предложения, подчеркнуть в них грамматическую основу, определить способ выражения сказуемого.


источники:

http://www.litmir.me/br/?b=272276&p=3

http://infourok.ru/obobschayuschiy_urok_po_teme_odnosostavnye_predlozheniya._russkiy_yazyk_8_klass.-355614.htm