I русский язык орфография правописание морфология

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Морфология и орфография

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

1. Морфология – раздел языкознания.

2. Части речи: самостоятельные и служебные.

3. Морфологические признаки самостоятельных частей речи.

4. Орфография – раздел языкознания.

Морфология – раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки.

Самостоятельные части – это слова, называющие предметы, их действия и самые различные признаки. Без самостоятельных частей речи не могут строиться словосочетания и предложения. В предложении самостоятельные слова являются членами предложения.

Служебные части речи – это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними.

Орфография – раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила.

Орфограмма – это правильное написание какого-либо слова.

1. Ладыженская Т. А. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2018. – 175 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019. С. 32

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что такое морфология? Морфология – это раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки.

Мы знаем, что в русском языке есть самостоятельные части речи и служебные. Самостоятельные части речи – это слова, называющие предметы, их действия и самые различные признаки. Без самостоятельных частей речи не могут строиться словосочетания и предложения.

Чтобы определять части речи и отличать их друг от друга, необходимо учитывать морфологические и синтаксические признаки.

Рассмотрите таблицу. В ней наглядно представлены основные морфологические и синтаксические признаки таких самостоятельных частей речи, как существительное, прилагательное, местоимение и глагол.

Возьмём для примера предложение: «По весеннему небу плывут белые облака». Разберём из этого предложения прилагательное и глагол.

I. Облака (что делают?) плывут

Начальная форма – плыть

II. Постоянные признаки: несовершенный вид, 1 спряжение, невозвратный, непереходный. Непостоянные признаки: употреблён в форме изъявительного наклонения, в настоящем времени, в третьем лице, множественном числе.

III. Облака (что делают?) плывут (в предложении является сказуемым).

I. Облака (какие?) белые

Начальная форма – белый.

II. Постоянные признаки: качественное. Непостоянные признаки: употреблено во множественном числе, в именительном падеже.

III. Облака (какие?) белые (в предложении является определением).

Мы обобщили свои знания, вспомнили основные признаки самостоятельных частей речи. Но кроме самостоятельных частей речи в русском языке есть и служебные. Это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними. К ним относятся предлоги, союзы, частицы.

И самостоятельные, и служебные части речи необходимо писать правильно, без ошибок. Орфография – это раздел языкознания, который изучает систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Орфограмма – это правильное написание какого-либо слова по определённому правилу или по традиции.

Перед вами небольшой текст, на примере которого постараемся вспомнить изученные ранее орфограммы.

Из деревьев на Севере чаще всего увидишь ель и сосну. Это вечные соперницы. Ель растёт на более влажных местах. Корни её неглубоки, и на Крайнем Севере это помогает ей бороться с мертвящим прикосновением вечной мерзлоты. Ель теневынослива и легко уживается под пологом более высокой, менее густой сосны. Но ветви ели плотно застилают солнце, и в еловом лесу всегда темно. Сосна любит сухие песчаные пригорки. Деревья стоят небольшими группами, и в сосновом бору всегда торжественно и светло.

Уже из первого предложения мы можем назвать несколько орфограмм:

1) деревьев – проверяемая безударная гласная в корне слова (деревьев – дерево).

2) Севере – имя собственное, пишется с заглавной буквы;

3) увидишь – в этом слове 2 орфограммы: безударная гласная в личных окончаниях глагола, правописание которой зависит от спряжения глагола; ь на конце слова после шипящего указывает на то, что это глагол 2 лица, единственного числа.

В 3-м предложении в слове растёт мы отметим чередующуюся гласную в корне слова.

Будьте внимательны при написании каждого слова. Постоянно развивайте навык грамотного письма.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выбор элемента из выпадающего списка

Укажите строки с чередующимися гласными в корне слова.

А) г..релый, прик..сались, подб..рать;

Б) р..сток, прил..жить, утв..рждать;

В) к..сить, выр..щенный, прил..гать;

Г) расст..лить, з..рница, предл..жить.

Комментарий к заданию: необходимо вспомнить изученные ранее чередующиеся гласные в корне слова и уметь их отличать от других орфограмм.

Выделите цветом слова с ошибками в написании.

1) Над рекой расстелается туман;

2) Мы прикоснулись к белоствольной берёске;

3) На каникулах дети хорошо оддохнули.

Комментарий к заданию. Во-первых, чтобы успешно выполнить это задание, необходимо вспомнить правописание чередующихся гласных е – и в корнях слов, оглушение и озвончение согласных, а также правописание согласных на конце приставок.

Правильный ответ: расстелается, берёске, оддохнули.

Курс русского языка. Фонетика, словообразование, морфология и орфография

Первая часть книги «Курс русского языка» включает в себя правила русского языка по фонетике, орфографии, морфемике, словообразованию и морфологии. Теоретический материал иллюстрируется примерами из живой речи и художественной литературы.

Представлены образцы выполнения фонетического, морфемного, словообразовательного разбора слова, а также морфологического разбора каждой из частей речи.

К каждой теме даны практические упражнения с ответами.

Шпаргалки по русскому языку. Справочные материалы

В книге обобщён и систематизирован основной теоретический и практический материал по орфографии и пунктуации школьного курса русского языка, а также даны некоторые необходимые сведения по орфоэпии и культуре речи. Цель справочника – оказать помощь в самостоятельной работе по изучению русского языка, в овладении грамотным письмом и в повышении языковой культуры в целом. Пособие адресовано учащимся образовательных учреждений.

Оглавление

  • I. Орфография

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шпаргалки по русскому языку. Справочные материалы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Наталья Григорьевна Детюк, 2018

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Перед вами громада — русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.

Краткие сведения о русской орфографии

Орфография — это раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов. Орфография — это система правил, устанавливающая единообразное написание морфем (корней, приставок, суффиксов и окончаний); слитное, раздельное и дефисное написание слов и их частей; написание заглавной и прописной буквы; правила переноса слов с одной строки на другую. Орфограмма — это такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу. Орфографическое правило — это инструкция, в которой указываются условия выбора правильных написаний в словах. Условия выбора — это фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и смысловые особенности слов, которые и определяют, что следует писать в том или ином случае. В современной русской орфографии выделяют три главных принципа, которыми руководствуются при установлении орфографических норм: морфологический, предполагающий единообразное написание морфем; фонетический принцип, при котором пишущий следует звучанию морфемы в данном слове (предыстория, хотя образовано от слова история); традиционный принцип, согласно которому выбор буквы определяется не каким-то орфографическим правилом, а этимологией и традицией написания, а также семантический принцип, предполагает учёт значения слова или словосочетания; синтаксический (заглавная буква в начале предложения).

Правила переноса основываются на делении слова на слоги с учётом состава слова. Выбор правильного переноса зависит от правильного деления слова на слоги и правильного определения частей слова. В русском языке существуют определённые правила переноса слов:

1. Слова переносятся по слогам (по-ле, кни-га);

2. Одну букву не переносят на следующую строку и не оставляют на предыдущей строке, т.е. нельзя переносить слова, состоящие из одного слога (мрак, полк);

3. Если слово состоит из двух слогов, но один из них гласная, такие слова не переносятся (Оля, моя, осень);

4. Буквы ь, ъ, й не переносятся на следующую строку (паль-то, боль-шой, подъ-езд, край-ний);

5. При переносе слов с удвоенной согласной в середине слова, одна из них остаётся на строке, а другая переносится (Ал-ла, шос-се, мас-са);

6. При переносе нельзя отрывать одну букву от приставки, корня, суффикса (неправильно по-дписали, нужно под-писали, неправильно гру-зчик, нужно груз-чик, неверно гречес-кий, нужно грече-ский);

7. Правила переноса допускают варианты переноса при стечении согласных в корне слова (сест-ра и сестра).

Написание заглавных букв

С большой буквы пишется:

1. начало каждого предложения: Наступила золотая осень. Падают с деревьев листья. Птицы улетают в тёплые края;

2. начало каждой стихотворной строки:

Как ты мне родна:

Полная луна. (А. Фет);

3. имя собственное (имя, отчество, фамилия человека), а также его уменьшительно-ласкательные формы: Степан, Ольга Владимировна, Исаев, Мишутка, Василёк, — кличка животного: собака Жучка, кот Пушок, медведь Бумба, попугай Кузя;

4. название реки, озера, моря, океана, горы, страны, области, района, города, улицы, части света, планеты, созвездия. Например: река Енисей, озеро Байкал, Красное море, Атлантический океан, гора Эльбрус, страна Россия, Новгородская область, Московский район, город Вологда, улица Некрасова, материк Америка, планета Марс, Млечный путь.

5. Названия журналов, газет, музыкальных произведений, кинофильмов, картин, стихотворений, фабрик, заводов, магазинов, гостиниц, кулинарных и кондитерских изделий, автомобилей, телевизоров, часов, телефонов пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки. Например, роман «Три мушкетёра», журнал «Огонёк», газета «Родина», песня «Для тебя», фильм «Дождь», картина «Золотая осень», стихотворение «Бородино», завод «Невский», телевизор «Рубин», торт «Старый замок», салат «Весенний», конфеты «Белочка», часы «Слава», автомобиль «Мерседес».

Правописание гласных букв в разных частях слова

Выбор гласных букв зависит от ударения, особенностей структуры слова и от традиции письма.

Буквы и, у, а после шипящих.

После шипящих ж, ш, ч, щ не пишутся буквы ы, ю, я, а пишутся — и, у, а.

Ча-ща: счастье, часы, чаща, щавель. Исключениями являются заимствованные слова и собственные имена: брошюра, жюри, парашют, Жюль.

Правописание безударных гласных в корне слова. Способы проверки

Безударные гласные в корне слова пишутся так, как они произносятся под ударением. Например, слова волы и валы произносятся одинаково, а пишутся по-разному, так как под ударением в первом слове будет о (вол), во втором слове — а (вал).

Правило: Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.

Способы проверки безударных гласных:

1. Измените форму слова:

а) число у существительных —

б) род у глаголов прошедшего времени —

в) время глагола —

а) Нельзя проверять безударную гласную в корне глагола одного вида подбором проверочного слова — глагола другого вида: упросить (совершенный вид) — упрашивать (несовершенный вид), следует проверить словом просит;

б) Нельзя проверять безударную гласную ударением, если есть чередование гласных, которое не зависит от ударения, например, подкопать — подкапывать; колоть — выкалывать.

Соединительные гласные «о» и «е» в сложных словах

В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединительная гласная о — самолет, снегопад, вертолёт, пароход, а после мягких согласных, шипящих и ц пишется соединительная е: пылесос, пешеход, птицеферма, овощехранилище.

Чередование гласных в корне слова

При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Эту замену называют чередованием звуков. Чтобы при письме не делать ошибок в правописании безударных гласных в этих случаях, необходимо знать правила. Правила написания корней с чередованием гласных а — о делятся на две группы:

1) правописание корней зависит от ударения;

2) правописание корней зависит от звука, следующего за корнем.

Правописание корней с чередованием гласных а — о.

1) От места ударения зависит правописание корней

— — гар — (-гор-), — зор — (-зар-), — клон — (-клан-), — твор — (-твар-).

Правило: В корне -гар — (-гор-) под ударением пишется а, без ударения — о, например, загар, угар — загорелый, сгореть.

В корне -зор — (-зар-) под ударением пишется о, без ударения — а: зорька, зори — заря, зарница, озарённый, зарево.

В корнях -клон — (-клан-), — твор — (-твар-) под ударением может быть и а, и о, без ударения — только о!

2) От звука, следующего за корнем, зависит правописание корней: — кас — (-кос-), — лаг — (-лож-), — раст — (-рос-, — ращ-).

Правило: В корнях -лаг — (-лож-), — кас — (-кос-) пишется буква а, если за корнем следует суффикс — -а-. Например:

Правило: В корне -лаг — (-лож-) безударная а пишется перед буквой г, а безударная буква о — перед буквой ж. Например:

Правило: В корне -раст — (-рос-, — ращ-) безударная буква а пишется перед буквами ст, щ, буква — о пере с:

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • I. Орфография

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шпаргалки по русскому языку. Справочные материалы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Смотрите также

Согласование времен в испанском языке. Правила и упражнения

Татьяна Олива Моралес

Слово живое и мертвое

Теория литературы. Проблемы и результаты

С. Н. Зенкин, 2018

Учимся писать сочинение. Методическое руководство для школьников

English for sound operators. Английский язык для звукооператоров. Сборник текстов и упражнений по английскому языку

Ирина Ивановна Борисова

Профессиональный русский язык. Дидактические материалы для самостоятельной работы

The Adjective and the Adverb in the English Language. 300 tests & Grammar

Дополнительное чтение по английскому языку для студентов гуманитарных специальностей

Tales of the unexpected by Roald Dahl. Пособие по домашнему чтению (уровень В2)

Ксения Эдуардовна Болотина

Английский легко и просто: тренажер по говорению «Numbers/Questions». Часть 1

Г. А. Хабибуллина

The Noun and the Article in the English Language. 300 tests & Grammar

Валентин Викторович Матвиенко

Основы древнегреческого языка. Учебное пособие

Слово в современных текстах и словарях

Л. П. Крысин, 2008

Англо-русский словарь военно-технической и сопутствующей лексики и сокращений с комментариями. 2-е издание. Часть I: A – R

Перевод фразеологических единиц с китайского на русский язык: учебное пособие. Теоретический и практический аспекты


источники:

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya.html

http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9D%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0_%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%8E%D0%BA_%D0%A8%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B8_%D0%BF%D0%BE_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D1%83_%D0%A1%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B/1