Дидактический материал по теме «Союз». 7 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Дидактический материал для самостоятельной работы по теме «Союз»
Предлагаемые упражнения позволяют отрабатывать навыки грамматического анализа различных по значению сочинительных и подчинительных союзов, навыки грамматического конструирования, усвоить синонимию союзов, тренировать навыки правописания.
Упражнение 1
Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Подчеркните союзы и укажите, какие синтаксические единицы они связывают.
1. Тёмная грозовая туча уже ушла д..леко и ун..сла (с)собой грозу.(А. Чехов) 2. Ночь уже л..жилась на горы, и туман нач..нал бр..дить по ущельям. (М. Лермонтов) 3. Чтобы вода
(не)залила огонь, пр..шлось подкладывать в костры больше дров. (В. Арсеньев) 4. Солнце село, но в лесу ещё светло. 5. Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморо..ь. (В. Арсеньев) 6. Если ты что(нибудь) делаешь, делай это хорошо. (.Л. Толстой) 7. Бим увидел, что здесь (ни)кто (ни)кого (не)трогает, (ни)кто ни(в)кого (не)стреляет. (Г.Троепольский)
Упражнение 2
Прочитайте. Определите основную мысль текста, озаглавьте его. Определите стиль и тип речи. Спишите текст. Укажите союзы и их функции.
Крупная земл..ника и клубника всюду алели так ярко, что казались рубинами на тёмной зелени травы. Ребята работали ловко, я (ТО ЖЕ, ТОЖЕ) ни(от)кого (не)отставал. Нагибался к земле и бегал я (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ) проворно, как самые шустрые ягодники. (В)течени.. нескольких часов моё ведёрко было (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ) полно, как и у ребят. Ближе к полудню мы уже соб..рали ягоды себе в рот или кепку. Ржаной хлеб, свежие ягоды, отдых на травке быстро восстанавливали наши силы. Через (пол)часа отдыха мы мчались к лесной реч..нке, которая (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ) служила одной из пр..манок нашего путешествия.
К вечеру мы торопились домой, (ЧТО БЫ, ЧТОБЫ) на следующий день повторить (ТО ЖЕ, ТОЖЕ) путешествие. За день мы чу..ствовали усталость. (ЗА ТО, ЗАТО) как пр..ятно быть в лесу и соб..рать ягоды!
Продолжите предложения дважды: чтобы получилось сначала предложение с однородными членами, затем сложное предложение. В каком случае нужно запятая перед союзом И? Правильно расставьте знаки препинания.
Образец: Листья пожелтели и …
1. Листья пожелтели и опали. 2. Листья пожелтели, и ветер сорвал их с деревьев.
1. Воздух прохладен и …
2. Клубника у нас крупная и …
3. В садах цвели яблони и .
4. День солнечный и …
Закончить пословицы, употребляя противительные союзы.
1. В гостях хорошо…
2.Гора с горой не сходится …
5.Книга в счастье украшает …
Упражнение 5
Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Сделайте морфологический разбор союзов из первого и второго предложения.
1. Я вертела шкатулочку (и)так (и)этак, но (не)смогла её открыть. 2. (И)так, сегодня мы нач..наем изучать тему «Правописание союзов». 3. Выуч..те правило о правописани.. союзов так(же) сделайте два упражнения на эту тему. 4. Мы отдохнём (за)тем холмом, а (за)тем продолжим наш поход. 5. Мы то(же) были вчера в парке. 6. Так(же), как и вчера хлестал дождь.
7. Вы пришли сюда, что(бы) выбрать что-то из произведений В. Астафьева? 8. Что(бы) мне вам предложить? 9. (По)тому переулку проехать мы (не)смогли, (по)тому поехали в об..езд. 10. Мы сильно устали (по)этому легли спать, даже (не)поужинав. 11. Зазвенел будильник, (по)этому звуку я поняла, что пора вставать.
Прочитайте текст и укажите сочинительные и противительные союзы. Проведите морфологический разбор союзов.
ОБРАЗЕЦ : Что – служебная часть речи, союз. Это союз простой, так как состоит из одного слова. Союз подчинительный, потому что соединяет придаточное предложение с главным; изъяснительный, так как указывает на то, о чём говорят. Служит для связи простых предложений в составе сложного.
Как часто приходится слышать суждение о том, что жестоко держать собаку в городской квартире, но я никогда не слышал, чтобы то же самое говорили о кошке. В действительности квартира лишь только просторная конура для собаки, так как она обычно сопровождает своего хозяина на прогулках, в то же время для кошек квартира не что иное, как большая клетка.
Упражнение 7
Спишите предложения, соединяя однородные члены подходящими по смыслу сочинительными союзами. Графически покажите, какими членами предложения являются однородные члены.
1) Он смеётся . плачет.
2) Куртка дорожная .. некрасивая
3) Он красив. умён.
4) Он красив. неумён.
5) Он умён . хитёр.
6) Он глуп. хитёр.
7) Река широкая . неглубокая.
8) Река неглубокая . широкая.
9) Река не глубокая . мелкая.
Упражнение 8
Закончите начатые предложения так, чтобы получились сложноподчиненные предложения. Запишите предложения, постройте их схемы. Обозначьте союзы. Определите их разряд по значению.
1) Каждый день родители ожидали, . .
2) В сказке говорится о том, .
3) Илья подошёл к окну и увидел, .
4) Я так ничего и не понял, . .
5) Друзья часто спрашивают о том, . .
Упражнение 9
Спишите, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки. Составьте схемы каждого предложения. Найдите сочинительные и подчинительные союзы, определите, что соединяет каждый союз.
Было такое светлое, чистое праз(?)ничное утро как (будто) кто(то) за ночь взял и вымыл заботливыми руками и бережно ра(с, сс)тавил по местам и это голубое небо и пушистые белые облака на нем и высокие старые тополи трепетавшие молодой, клейкой, бл..гоухающ..й листвой. Днепр ра(с, сс)тилался перед нами на (не)обозримом пространстве. (А. Куприн)
Упражнение 10
Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.
1. (За)что же, (не)боясь греха, кукушка хвал..т петуха? 2. (За)то, что хвал..т он кукушку.
3. Змея хоть в новой коже, нутро у ней всё то(же). 4. Как много ручейков текут так смирно, гладко
(и)так журчат для сердца сладко лишь только (от)того, что мало в них воды! 5. Берись за(то), к чему ты сроден, коль хочешь, что(б) в делах успешный был конец. 6) Смотри, кума, что(бы) (не)осрамит..ся. 7. «Вот друга я люблю!- вскричал Демьян.- За(то) уж чванных не терплю». 8. И в людях так(же) говорят»: «Кто посмирней, так тот и виноват». (Из басен И. Крылова)
Таблица «Правописание союзов»
ТОЖЕ (союз) = ТАКЖЕ= И
Дождь прекратил ся, ветер тоже затих.
ТО ЖЕ (местоимение с частицей)
Вокруг было всё то же, те же горы, те же реки и травы. (Ч. Айтматов)
ТАКЖЕ (союз) = ТОЖЕ = И
После длительного перехода люди очень уста- ли, лошади также нуждались в отдыхе. (В. Ар-сеньев)
ТАК ЖЕ (местоимение с частицей)
Он опять повторил то же самое. То же слово, да не так бы ты молвил.
ЧТОБЫ ( ЧТОБ ) (союз) = ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ
Природе надо, чтоб её любили. (Е. Евтушенко)
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Посл.)
ЧТО БЫ (местоимение с частицей)
Что бы такое почитать? И что бы мы ни делали, всегда мы заодно. (О. Высотская)
ЗАТО (союз) = НО
Дорого, зато мило. (Пословица) Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою. (В. Короленко)
ЗА ТО (предлог с местоимением)
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. (Пословица)
ИТАК (союз) = СЛЕДОВАТЕЛЬНО
Итак, давайте подведём итоги.
И ТАК (союз с наречием)
Ему казалось, что всё ясно и так.
ПРИЧЁМ (союз) = ПРИТОМ = вместе с тем
Он много работает, причём это доставляет ему удовольствие.
ПРИ ЧЁМ (предлог с местоимением)
Он тут ни при чём. При чём же ты останешься?
ПРИТОМ (союз) = ПРИЧЁМ = вместе с тем
Цветок был редким и притом необычайно красивым.
ПРИ ТОМ (предлог с местоимением)
Вам не случалось быть при том, когда в ваш дом родной входил, гремя ружьём, солдат земли иной. (А. Твардовский)
ОТТОГО (наречие) = по причине
Дети испугались оттого, что сверкнула молния.
ОТ ТОГО (предлог с местоимением)
От того дома до нашего всего пять минут ходьбы.
Пишутся раздельно составные союзы так как, так что, потому что, для того чтобы, тогда как, как будто, то есть и другие.
Правописание союзов: слитное или раздельное
Содержание:
Употребление таких служебных частей речи, как союзы, может вызывать сложности во время письма. Чтобы этого не происходило, следует разобраться с их понятием и определением, написанием, а также выяснить отличительные черты союзов и их омонимов среди прочих частей речи.
Понятие и определение союза
Союз – это служебная часть речи. Она не склоняется и не является членом предложения, но соединяет его синтаксические элементы.
По строению известны типы союзов:
- простые: и, а, да, что и т.д.;
- составные: так как и т.д.;
- повторяющиеся: ни – ни и т.д.;
- двойные: чем – тем, как – так и т.д.
По значению выделяются:
Сочинительные союзы | |
Соединительные | и, да, ни – ни |
Противительные | а, но, зато |
Разделительные | или, либо, то – то |
Пояснительные | то есть |
Присоединительные | да и |
Подчинительные союзы | |
Временные | когда, едва, пока |
Причинные | потому что, так как |
Целевые | чтобы, для того чтобы |
Условные | если, раз |
Уступительные | несмотря на то, что |
Сравнительные | как будто, словно |
Следственные | так что |
Изъяснительные | что, будто, чтобы |
Слитное написание союзов
Сложные союзы «чтобы», «зато», «тоже», «также», также», «потому», «поэтому», «оттого», «причем», «притом», «итак» требуется писать слитно. Чтобы отличать их от созвучных слов или сочетаний, следует выполнять синтаксический разбор предложения. Местоимения и местоименные слова входят в ряд членов предложения и к ним удается задать соответствующий вопрос. Союзы же не выступают в роли членов предложения.
Примеры союзов и созвучных сочетаний указаны в таблице.
Союз
Созвучное сочетание
Также, тоже
Эти союзы легко заменяются синонимичными союзами: Мы тоже желаем отправиться в Москву – Мы также желаем отправиться в Москву
Так же (наречие + частица)
То же (местоимение + частица)
Частицу, как правило, можно убрать, а вместо нее добавить иное слово («самое», «что и как», «то самое»): Мне предложили то же, что и ты – Мне предложили то самое, что и ты.
Чтобы
Я желаю, чтобы это поскорее произошло.
Что (местоимение) + бы (частица)
Частица может быть отделена от местоимения и перенесена в иную часть предложения или вовсе убрана: Что бы ты мне мог порекомендовать? – Что ты мне мог бы порекомендовать?
Зато, притом, причем, поэтому, затем, зачем, оттого, потому, поэтому, почему. К ним подбираются синонимичные союзы: Дорого, зато (но) качественно. Книга интересная, притом (причем) полезная.
Местоимения с предлогами: за то, при том, при чем, по этому, за тем, за чем, от того, по тому, по этому, по чему. В случае употребления таких сочетаний местоимения заменяются иными словами в контексте предложения: его уволили за то (за это) опоздание. Также к местоимению задается вопрос: уволили (за что?) за то опоздание. При том университете можно пройти курсы переквалификации.
Итак
Итак, мы отправились в путь.
И (союз) + так (наречие). К такому сочетанию в контексте предложения допускается задать вопрос – и как? так: Я отвлекся и так задумался, что прослушал оставшуюся часть доклада.
Раздельное написание союзов
Раздельно нужно писать такие союзы, состоящие из нескольких частей, как «не то» и «то есть», «при этом» и «однако же», «словно бы» и «потому то», «оттого что» и «как будто», «так что» и «так как», «как только и «лишь только», а также будто бы. Правописание этих союзов нужно запомнить.
Отличие союзов от омонимичных частей речи
При написании союзов стоит знать, что у некоторых из них встречаются омонимы среди иных частей речи.
Чтобы не путать такие союзы, как «что», «как», «когда» с омонимичными местоимениями (или местоименными наречиями), нужно задать к слову вопрос. Если это удастся сделать, то слово – местоимение или местоименное наречие, которое может входить в состав придаточного приложения. Иначе это союз. Пример: «Мы уверены, что письмо не придет» («что» — союз) и «Мы не забывали о том, что произошло в начале года» («что» – союзное слово, местоимение).
У союза «ни – ни» есть омоним в ряду усилительных частиц. Чтобы их разграничить, нужно знать, что союз — повторяющийся и может быть заменен союзом-синонимом «и – и»: «Я не смог ему дозвониться ни утром, ни вечером» («ни – ни» — союз) и «где бы ты ни находился, звони» («ни» — частица со значением усиления).
«Несмотря на» — это предлог, встречающийся в простых предложениях (Он пошел дальше, несмотря на темноту). «Несмотря на то, что» — союз в сложноподчиненном предложении, имеющем уступительное придаточное значение (Он двигался дальше, несмотря на то, что быстро стемнело).
Урок русского языка по теме «Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато, итак, притом, причем, оттого». 7-й класс
Класс: 7
Презентация к уроку
Цели и задачи урока:
- Повторить и закрепить знания о союзах.
- Познакомиться с правописанием союзов тоже, также, чтобы, зато (итак, притом, причем, оттого).
- Учить аргументировать свои высказывания.
- Повторить постановку знаков препинания при однородных членах предложения.
- Повторить постановку знаков препинания в сложном предложении.
- Совершенствовать степень владения нормами литературного языка.
- Развивать коммуникативно-речевые умения.
- Уметь работать с текстовыми фрагментами различного характера.
- Уметь сравнивать сопоставлять, делать выводы.
- Воспитывать уважительное отношение к родному языку;
- Обучать умению работать самостоятельно и в команде.
- Формировать толерантное отношение к людям.
Тип урока: объяснение нового материала.
Вид урока: урок-практикум.
Технология: коллективное обучение с применением метапредметного подхода и ИКТ.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал для учащихся.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент.
Здравствуйте, ребята, садитесь!
Давайте начнем нашу работу. Тема нашего урока «Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО, ИТАК, ОТТОГО, ПРИТОМ, ПРИЧЕМ». (Слайд 1)
Задачи сегодняшнего урока: (Слайд 2)
1. Познакомиться с правилом слитного написания союзов тоже, также, чтобы, зато, итак, притом, причем, оттого.
2. Познакомиться с раздельным правописанием омонимичных частей речи.
3. Отработать навыки слитного правописания союзов и раздельного написания омонимичных частей речи.
Открываем тетради. С красной строки записываем число, классная работа.
II. Объяснение нового учебного материала.
Наша задача сегодня научиться отличать союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО и часто встречающиеся союзы ПРИТОМ, ПРИЧЕМ, ИТАК, ОТТОГО от омонимичных частей речи. Эти союзы всегда пишутся слитно, их можно заменить синонимами той же части речи. А вот сходные с этими союзами слова других частей речи ЧТО БЫ, ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ, ЗА ТО, ПРИ ТОМ, ПРИ ЧЕМ, И ТАК ОТ ТОГО пишутся раздельно. Давайте рассмотрим таблицы. (Слайд 3)
ЧТОБЫ (союз)
БЫ нельзя убрать из предложения или переставить в другую часть предложения.
Простой союз ЧТОБЫ можно заменить синонимичными составными союзами:
ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ, С ТЕМ ЧТОБЫ
ЧТО БЫ (местоимение с частицей)
БЫ можно убрать из предложения или переставить в другую часть предложения.
Местоимение ЧТО можно заменить именем существительным.
ТОЖЕ, ТАЖЕ (союзы) Слайд 4)
ЖЕ нельзя опустить или переставить без искажения смысла предложения.
Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ можно заменить союзом И, поставив его в начало предложения.
ТО ЖЕ (местоимение с частицей)
ТАК ЖЕ (наречие с частицей)
Частицу ЖЕ можно отбросить или переставить в другое место без искажения смысла предложения.
К местоимению ТО и наречию ТАК можно задать вопрос.
Местоимение ТО можно заменить местоимением ЭТО.
Наречию ТАК соответствует слово КАК, ТАК ЖЕ…, КАК
Запомнить! Всегда пишутся раздельно: (Слайд 5)
ТОЧНО ТАК ЖЕ, КАК
ЗАТО (союз) (Слайд 6)
Союз ЗАТО можно заменить союзом НО.
ЗА ТО (местоимение с предлогом)
Местоимение ТО можно заменить существительным.
На ТО падает логическое ударение.
ПРИТОМ, ПРИЧЕМ (союзы)
Союзы ПРИТОМ, ПРИЧЕМ имеют присоединительное значение.
ПРИТОМ, ПРИЧЕМ= К ТОМУ ЖЕ, ВМЕСТЕ С ТЕМ.
ПРИ ТОМ, ПРИ ЧЕМ (предлог с местоимением)
Местоимение с предлогом пишется раздельно в вопросе или ответе.
ИТАК (союз) (Слайд 7)
Союз ИТАК употребляется в качестве вводного слова в значении: подводя итог, возвращаясь к нашему разговору, следовательно. Вводное слово ИТАК стоит в начале и присоединяет предложение, которое содержит вывод, заключение.
ИТАК= СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ПОДВОДЯ ИТОГ
И ТАК (наречие с союзом)
Наречие ИТАК близко по значению к наречию ОЧЕНЬ.
ОТТОГО (союз)
Союз ОТТОГО имеет значение причины.
ОТТОГО = ТАК КАК
ОТ ТОГО (предлог с местоимением)
Местоимение с предлогом ОТ ТОГО можно заменить существительным с предлогом.
Делаем вывод: союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО, ИТАК, ПРИТОМ, ПРИЧЕМ, ОТТОГО – всегда пишутся слитно. Омонимичные с ними части речи (местоимение с предлогом, наречие с союзом, местоимение с частицей, наречие с частицей) пишутся раздельно.
III. Закрепление изученного материала.
А теперь давай закрепим сегодняшний новый материал. Для того, чтобы было легче работать над этой орфограммой, я предлагаю вам использовать таблицы. У вас это приложение 1.
Упражнение 1 (Слайд 8).
Чей гол будет засчитан? Объясните свой ответ.
Что (бы) мне съесть на завтрак?
Дверь закрыли, что (бы) никто не входил.
Упражнение 2 (Слайд 9)
Прочитайте предложения, раскройте скобки. Выберите нужное ведерко.
Крупная земляника и клубника всюду алели так ярко, что казались рубинами на тёмной зелени травы. Ребята работали ловко, я (ТО ЖЕ, ТОЖЕ) ни от кого не отставал. Нагибался к земле и бегал я (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ) проворно, как самые шустрые ягодники. В течение нескольких часов моё ведёрко было (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ) полно, как и у ребят. Ближе к полудню мы уже собирали ягоды себе в рот или кепку. Ржаной хлеб, свежие ягоды, отдых на травке быстро восстанавливали наши силы. Через полчаса отдыха мы мчались к лесной речонке, которая (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ) служила одной из приманок нашего путешествия.
ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ ТАКЖЕ, ТАКЖЕ |