Игра на развитие правописание и знаков препинания

Игры и нестандартные задания при изучении разделов «Синтаксис и пунктуация»

Игры и нестандартные задания

При изучении разделов «Синтаксис и пунктуация»

Задание: Ведущий предлагает загадки, в которых даны сказуемые, но нет подлежащего. Дети отгадывают каждую загадку и вставляют отгадку- слово- подлежащее- в текст загадки. 1.Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. ( Дерево ) 2.По земле ходит, неба не видит, ничего не болит, а все стонет. ( Свинья ) 3.Крыльями машет, а улететь не может. ( Ветряная мельница) 4.Летом вырастают, а осенью опадают. ( Листья) 5.Не лает, не кусает, а в дом не пускает. ( Замок) 6.Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает. ( Ухват) Условие: Дети должны соблюдать очередность, не выкрикивать, т.к. ответ не будет засчитан.

Придумать небылицу за 10 минут. Задание: Учитель пишет какую- либо фразу (или несколько), затем загибает листок, чтобы не было видно написанного, и передает ученику. Теперь на чистом месте ученик пишет свою фразу. Тоже загибает листок и отдает его другому.

Условие: Писать разрешается все, что угодно, но есть одна тонкость, которую нужно помнить: все эти фразы должны отвечать ( по порядку ) на такие вопросы:

Кто это был ( или была)?

Кого встретил (-а)?

Что ему (ей) сказал (-а)?

Что он (она) ответил (-а)?

Что ему (ей) сделали?

Какова была его (её) реакция?

Чем вся история закончилась?

Вывод или мораль.

Когда записан ответ на последний вопрос, листок весь разворачивается и с выражением читается получившаяся небылица. Данная речевая игра может проводиться и как соревнование между девочками и мальчиками, (между рядами класса)

1. Вы должны правильно написать слова и расставить знаки препинания.

1 команда 1. Язык (до) Киева (до) ведет.

2. Мой сын (–) летчик.

3. Я побывал в городах (:) Ростове, в Москве, в Киеве.

2 команда 1. Хорошее слово (до) сердца (до) йдет.

2. Пословица (–) народная мудрость.

3. В корзине лежали ягоды (:) малина, земляника.

Составьте предложение, выполнив предварительные действия:

1. Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2. Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3. Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4. Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5. Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

6. Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

Игра “Определи количество запятых”

Эта игра особенно эффективна при изучении темы “Синтаксис”. Суть ее такова: учитель зачитывает предложение, а дети определяют количество запятых и либо устно отвечают, либо записывают в тетрадь соответственно номеру прочитанного предложения. Данный вид устной работы рассчитан на пять – семь минут и зависит от количества предложений, запланированных учителем.

Орфографические игры
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Орфографические игры по русскому языку позволят развить орфографию у младших школьников, могут быть использованы при составлении олимпиадных заданий, при работе в малых группах, во внеурочных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
orfograficheskie_inry_po_russkomu_yazyku.docx41.65 КБ

Предварительный просмотр:

Незнайка играл в слова, составляя из двух слов одно. Проверьте, правильно ли он

2.Кто быстрее исправит ошибки. (Тема: Большая буква)

На карточках текст с ошибками.

Задание: Как можно быстрее найти и исправить все ошибки в написании прописной буквы.

3.Прочти предложение. (Тема: Падежные окончания.)

Из альбомного листа изготовляются карты, на которых записаны предложения, но вместо существительных помещены соответствующие рисунки.

Задание: читая предложение, учащиеся по рисункам называют имена существительные в соответствующем падеже, подбирая правильное окончание.

4. «Выбери три слова» (Игра используется для закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор : подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.

5 . Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

Дидактическая задача: Повторить формулирование уточняющих вопросов и падежные окончания.

Игровая задача: Помоги предложениям попасть на Бал.

В королевстве Грамматики сегодня Бал. На него явилось много предложений. Но часовой не пропустит их во дворец до тех пор, пока у каждого существительного из явившихся не будет указано его спряжение. Помоги предложениям попасть на Бал. Какие вопросы задает часовой существительным?

На доске рисуется таблица, половины которой разделены часовым. Предложение разбирается одним учеником, принимаются подсказки из класса.

В мае цветет черемуха Мама подарила сыну книгу Ласточки возвращаются из Африки Заяц кормится корой дерева Сестра приехала к брату Саша написал письмо Лисица спряталась за кустом и т.д. Ч а с о в о й В (чем?) мае цветет (что?) черемуха. и т.д.

7. Игра «Найди окончание»

Дидактическая задача: Повторить падежные окончания имен существительных.

Игровая задача: Найти окончания некоторых слов в поговорках.

“Окончание – очень изменяемая, подвижная часть слова. Она легко может потеряться. Найди потерянные окончания для этих пословиц”.

  • Собирай по ягодк. – найдешь кузовок.
  • Капля по капл. и камень долбит.

Без букваря и грамматик. не учатся и математик.

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

9 . Игра «Командная игра-цепочка»

Дидактическая задача: Дописать подходящие по смыслу существительные в винительном падеже.

Игровая задача: Сделать цепочку как можно длиннее.

Содержание игры и Материалы:

  • Слушаю музыку, маму.
  • Пишу диктант, письмо.
  • Строят башню, дом. и т.д.

10.Игра «Твердый – мягкий»

Цель: создать условия для повторения правописания твердого и мягкого знаков.

Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата».Команда «Камень» встает, если я прочитаю слово с твердым знаком, если читаю слово с мягким знаком, встает команда «Вата».

Слова: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.

11.Игра: Будь внимателен.

Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил.
Из предложенных стихотворений выписать с сочетаниями жи, ши:
1. Жили в хижине чижи,
Мыши, ежики, стрижи,
В гости к ним идут моржи
И жирафы и ужи.
2. Жилет, животное, живот,
Жирафы, живопись, живет,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши,
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, смешить,
Шипеть и шить.
Все сочетания ЖИ и ШИ
Только с буквой И пиши!

12.Игра: Словознайкин, дай ответ.

Цель: определить уровень развития детей, развивать память, мышление, речь.
Детям предлагается за определенное время вспомнить и записать как можно больше пословиц и поговорок, загадок и четверостиший, в которых встречаются слова и заданное правило – «Правописание слов с сочетаниями жи, ши». Например:
Пословицы и поговорки:
Жизнь дана на добрые дела.
Шила в мешке не утаишь.
Поспешишь –людей насмешишь.
Жизнь прожить — не поле перейти.
Дружба как стекло, разобьешь – не склеишь.
Загадки:
Два березовых коня
Через лес несут меня.
Кони эти рыжие,
А зовут их…(лыжами).

Он высокий и пятнистый

С длинной, длинной шеей,

А питается он листьями,

Листьями деревьев (жираф)
Четверостишье:
Шила шубку – сшила юбку,
Шила шапку – сшила тапку!
Хорошая швея Наташа!

13.Игра: Замени букву.

Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление.
Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.

Дочка ручка
бочка речка
ночка свечка
кочка печка
точка почка
тучка дочка
тачка ночка

14.Игра: Назови один предмет.

Цель: отработка способов проверки безударных гласных.
Учитель говорит слово, обозначающее много одинаковых предметов, а ученики называют один такой предмет и объясняют какую гласную надо писать в корне слова. За правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков.
Примерный материал: слова: врачи, глаза, грачи, сады, тазы, шары, бока, дожди, дворы, кроты, моря, ножи, плоды, поля, рога и т. д.

15.Игра: Большая буква.
Цель: закрепление правила написания заглавной буквы в словах.
Оборудование: у каждого ученика набор сигнальных карточек.
Учитель предлагает классу внимательно послушать стихотворение. Затем учащиеся отмечают сигнальными карточками, все правила написания большой буквы, о которых говориться в стихотворении. Далее нужно защитить каждый свой ответ, т. е. объяснить какое правило зафиксировано. Выигрывает тот, кто сумеет защитить все сигнальные карточки.

Буква обычная выросла вдруг, Ставится буква
Выросла выше букв – подруг У строчки в начале,
Смотрят с почтением Чтобы начало мы замечали.
На букву подруги, Имя, фамилия
Но почему? Пишутся с нею,
За какие заслуги? Чтобы заметнее быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Буква расти не сама захотела, Имя твое
Букве поручено важное дело: Имя улицы, города.
Ставиться в слове Буква большая —
Не зря и непросто Совсем не пустая,
Буква такого высокого роста.

В букве большой —
Уважения знак.(С. Измайлов)

16.Игра: Пол-минутки для шутки.

Цель: закрепить правописание заглавной буквы в кличках животных.
Оборудование: на доске записаны названия тех животных, которые встречаются в стихотворении Ю. Черных: собака, курица, корова, кошка, лошадь.
Учитель просит детей внимательно послушать стихотворение и сказать, что в нем не так. Правильный ответ поощряется игровым жетоном. Одни дети дописывают на доске к названиям животных — клички, а остальные выполняют эту работу в тетради.
Жили — были дед, да баба
С маленькою внучкою.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкою,
А Хохлатой они
Звали жеребенка,
А еще у них была
Курица Буренка,
Собачонка Мурка,
А еще два козла,-
Сивка и Бурка.

17.Дидактическая игра «Будь внимателен».
Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил.
Из предложенных стихотворений выписать слова с сочетаниями жи, ши:
1. Жили в хижине чижи,
Мыши, ежики, стрижи,
В гости к ним идут моржи
И жирафы и ужи.
2. Жилет, животное , живот,
Жирафы, живопись, живет,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши,
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, смешить,
Шипеть и шить.
Все сочетания ЖИ и ШИ
Только с буквой И пиши!

Игра по синтаксису»Точка, точка, запятая. «

В данной разработке представлена игра для старшеклассников по синтакису и пунктуации.Данная игра проводилась на неделе русского языка и литературы. можно проводить при повторении синтаксиса в 9 классе на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Игра по синтаксису»Точка, точка, запятая. «»

«Точка, точка, запятая… »

(Лингвистическая игра для старшеклассников)

Цель игры: в занимательной форме расширить и закрепить знания учащихся о правилах постановки знаков препинания в предложениях. В ходе игры познакомить учеников с этимологией ряда синтаксических терминов и историей развития пунктуации как разделе науки о языке.

Ведущий: Наша лингвистическая игра посвящена предложению и знакам препинания в нём.

Я буду вести игру. Помогать мне будет архивариус, специалист в области русского языка, его роль исполнит..

Перед нами две команды. Им предстоит отвечать на предложенные вопросы или выполнять какие – либо задания. За правильный ответ я буду вручать жетон. По окончании игры мы посчитаем жетоны и объявим победителей.

Итак, игра начинается. Удачи вам!

Вы хорошо знаете единицы языка. Назовите самую маленькую и самую большую из них. (Звук и предложение)

Сегодня все задания и вопросы будут посвящены предложению. Какие разделы лингвистики изучают предложение? (Синтаксис изучает словосочетание и предложение, пунктуация – постановку знаков препинания.)

Архивариус: Синтаксис (учение о строе предложения и сочетаниях слов в нём) – от греческого sintaxis – строй, построение, составление. У греков слово синтаксис употреблялось в военном деле в значении «строй войск».

Пунктуация – правила постановки знаков препинания. Термин пунктуация происходит от латинского слова punktum.

Ведущий: Знатоки, что означает латинское слово punktum?

Если вы затрудняетесь с ответом. То можете взять подсказку. (За ответ без подсказки 2 балла, с подсказкой 1 балл.)

Подсказка: так называется один из знаков препинания.

(Ответ: Точка. Пунктуация – буквально «наука о точка».)

Архивариус: Пунктуация изучает постановку знаков препинания. Слово препинание исконно русского происхождения. Помимо синтаксического термина оно употребляется в значении «препятствие». Тот же корень в слове запинаться.

Ведущий: Назовите знак препинания, в основе которого такой же корень, как в словах препятствие, препинание. (Ответ: запятая, запинаться и препинание – слова одного корня.)

«Знаки препинания» — так называется стихотворение С. Я. Маршака, которое вам приготовили наши ребята из младших классов.

Автор: Маршак – «Знаки препинания».

На последней строчке

Никогда он не молчит,

Задаёт он всем вопросы:

Живут они в диктовке

На каждой остановке.

— Мы — особы занятые,

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.

Отозвалась с той же строчки

Тетя точки с запятой:

Точка с запятой:

— Если нет над вами точки,

Запятая – знак пустой!

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой,

В оба глаза я гляжу.

За порядком я слежу.

Но сказало многоточие,

Еле глазками ворочая:

— Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие,

Там, где нечего сказать,

И сказала точка

— Мной кончается рассказ,

Значит я важнее вас.

Ведущий: Вы посмотрели инсценировку о споре знаков препинания. Как вы думаете, кто из них прав? Какой знак важнее? (Это стихотворение – шутка. Каждый знак важен по — своему).

Архивариус: Знаки препинания – это своеобразные нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться. Ещё А. С. Пушкин говорил, что знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание.

Ведущий: Знатоки, прав ли был Маршак, когда в своём стихотворении писал о запятых:

Живут они в диктовке

На каждой остановке.

Всегда ли знаки препинания соответствуют остановкам голоса? Можно ли расставлять знаки препинания только по слуху? (Нет, не всегда.)

А сейчас полторы минутки для пунктуационной шутки. Помните стихотворение:

… кисель там варят из резины

там шины делают из глины

кирпич там жгут из молока

творог готовят из песка

стекло там плавят из бетона

плотины строят из картона

обложки там из чугуна

там варят сталь из полотна

кроят рубахи из пластмассы

посуду делают из мяса

котлеты стряпают из сажи

там ваксу делают из пряжи

прядут там нитки из сукна

костюмы шьют из толокна.

— Расставьте правильно запятые и прочитайте выразительно вслух данное стихотворение.

Архивариус: Знаки препинания могут о многом рассказать. Говорят, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет новой книги «Отверженные», желая узнать, как идёт распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один вопросительный знак. Ответ издателя был не менее остроумным и кратким.

Ведущий: Что написал в ответ Виктору Гюго издатель? («!») Считается, что первоначально пунктуация возникла в одной европейской стране. В какой? Какую страну принято считать родиной пунктуации? Выберите один из предложенных вариантов:

а) Англия; б) Франция; в) Германия; г) Греция; д) Испания; е) Польша.

Подсказка: Имейте в виду, страна должна быть с самой древней культурой. (Ответ: Греция)

Архивариус: Родиной пунктуации принято считать Грецию. Во многих древнегреческих рукописях употреблялись «разделения». Каждая отдельная фраза начиналась с новой строки, поэтому строки были разные по длине и текст приобретал вид неравномерного (белого) стиха. В других языках все слова писались слитно. И в древнерусских рукописях до конца ХV века текст писался без промежутков между словами или делился на нерасчленённые отрезки.

Ведущий: Давайте попробуем прочитать текст, не расчленённый на слова. Знатоки, прочитайте текст, разделите его на слова, поставьте знаки препинания, определите автора текста. (Выдаётся текст на листочках)

(С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в окружающей нас жизни, в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки и спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия.- К.Г.Паустовский)

Ведущий: Зрители, давайте и мы попробуем прочитать текст, не разделённый на отдельные слова.

(Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню.- И. С. Тургенев.)

Архивариус: Жизнь показала. Что слова надо писать раздельно. Впервые в истории русского письма слова были напечатаны отдельно в первой печатной книге, выпущенной первопечатниками Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем в 1564 году.

Ведущий: Как называлась первая печатная русская книга? (Ответ: «Апостол».)

Когда впервые были сформулированы правила русской пунктуации?

а) 1564 г.; б) 1596 г.; в) 1644 г.; г) 1755 г. (Ответ: 1596)

Архивариус: До середины 16 века знаки препинания существовали, но не было правил их употребления. Впервые правила русской пунктуации были сформулированы в «Грамматике словесной», написанной Лаврентием Зизанием и изданной в городе Вильно в 1596 году, в главе «Правила употребления точков». Система в употреблении знаков препинания установилась в 17 веке, после введения гражданской азбуки.

Ведущий: Как вы думаете, какой знак препинания появился первым? (Точка)

Архивариус: Точка – древнейший пунктуационный знак. Когда точка появилась, она ставилась не внизу строки, как сейчас, а посреди строки. Кроме того, употребление точки не регламентировалось правилами. Точка – основной знак препинания. Образовалось это слово от глаголов ткнуть, тыкать; точка – след от названия действия «ткнуть» (чем – либо).

Ведущий: От точки образовались названия некоторых других знаков препинания в названиях которых есть точка. (ДвоеТОЧИЕ, многоТОЧИЕ, ТОЧКА с запятой).

Назовите ещё два знака препинания, в написании которых есть точка (Вопросительный знак, восклицательный знак).

Слова точка входит в состав многих устойчивых выражений, например, попасть в точку. Назовите, как можно больше фразеологических выражений со словом точка. (Точка равновесия, точка зрения, начальная точка, конечная точка, точка наблюдения, радиоточка, поставить точку над «и», жирная точка, точка отсчёта, последняя точка, точка возврата; физики пользуются таки выражениями, как точка горения, точка замерзания, матеатики – из точки А в точку Б.)

Архивариус: С восьмидесятых годов 15 века была введена точка, затем запятая. Постепенно появлялись и другие знаки препинания. В то время они носили другие названия, непохожие на наши современные. В первом учебнике русского языка «Грамматике словенской» Метелия Смотрицкого, в 1619 году был знак, который назывался вместительным знаком.

Ведущий: Как называется этот знак препинания в современной пунктуации? (Круглые скобки). А какие скобки вы ещё знает? (Квадратные, фигурные, угловые).

В середине 17 века появилась книга «Российская грамматика», ставшая первым научным трудом по русскому языку, в том числе по пунктуации. Кто автор этой книги? (М. В. Ломоносов).

Архивариус: Начало научного изучения было положено М. В. Ломоносовым в 1755 году. В главе «О знаках» автор приводит перечень знаков препинания. Всего этих знаков восемь. Названия первых четырёх не расходятся с современными: точка, запятая, точка с запятой, вопросительный знак. Остальные четыре мы употребляем и сейчас, но называем их по – другому: две точки, удивительный, или удивный знак; вместительный знак; единительный, или единитный знак.

Ведущий: Знатоки, подумайте и дайте современное название этих знаков. (Удивительный, или удивный – восклицательный знак; две точки – двоеточие; вместительный знак – скобки; единительный, или единитный – перенос.)

В 18 веке появился знак «молчанка», так назвал его А. Барсов, ученик Ломоносова. Какой это знак? (Тире или черта.)

Первым знак «тире» применил известный русский писатель и историк. Назовите фамилию литератора, который первым начал применять тире.

Подсказка: Он является автором исторического романа «Марфа – посадница, или покорение Новгорода». (Н. М. Карамзин.)

Архивариус: Другие знаки препинания раньше тоже имели иные наименования: точку с запятой называли «полуточием», кавычки – «пресекательным» или «отенительным» знаком, перенос называли «единительным». Был даже такой знак препинания, которого сейчас нет, назывался он «приечательный».

Ведущий: Что это за знак? Имейте в виду, сейчас этого знака нет, да и знаком – то его назвать сложно. Как выглядел этот знак препинания? Пофантазируйте. (Ответ: подчёркивание или шрифтовое выделение.)

А сколько знаков препинания существует сейчас в русском языке? Перечислите их. (В русском языке 10 основных знаков препинания: точка, запятая, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, скобки, кавычки, одиночная скобка, знак сноски, двойное тире.)

Архивариус: Лингвисты считают, что знаков больше – 17. Есть даже пунктуационный алфавит. (Открыть на слайде.)

Обратите внимание: у каждого знака препинания есть своё место, порядок при их перечислении, так же как в буквенном алфавите.

Точка с запятой (;)

8. Вопросительный знак (?)

9. Восклицательный знак (!)

10. Дефис, или чёрточка (в пунктуационной роли) (-)

12. Двойное тире (- -)

13. Дробная черта (/)

17. Абзац, абзацный отступ.

Ведущий: Вы, наверно, обратили внимание на то, что некоторые знаки даны в пунктуационном алфавите дважды, например, запятые (№ 5 и 6). Почему? Что это за знаки? Чем они различаются? (Знаки разделения и знаки выделения).

Архивариус: Все знаки препинания делятся на две группы: знаки выделения и знаки разделения.

Знаки разделения служат для разграничения независимых предложений, их частей, однородных членов предложения, а также для указания на тип предложения по цели высказывания, интонации, на перерыв в речи.

Знаки выделения служат для обозначения границ синтаксической конструкции, которая вводится в предложение для дополнения, пояснения, поэтому они работают в парах.

Ведущий: Знатоки, назовите знаки выделения. Под какими они находятся номерами в пунктуационном алфавите? (Запятые, тире, кавычки, скобки, сноска; № 6, 7, 12, 15, 16.)

Приведите примеры предложений, в которых используются знаки выделения.

С какой целью введены два вида кавычек? (Встречаются случаи, когда надо употребить кавычки внутри текста, уже заключённого в кавычки.)

Архивариус: Некоторые знаки препинания имеют вариантные названия: кавычки – ёлочки, кавычки – лапки. В книгах употребляются обычно кавычки – ёлочки, а в рукописях – кавычки – лапки. В издательском деле используются так называемые марровские кавычки (‘ ) (при переводе иностранных слов). Марровские кавычки (по фамилии академика Н. Я. Марра) – парный знак в виде запятых, проставляемый в верху строки для указания, что имеется в виду: инициатива значит почин.

Ведущий: Посмотрите внимательно на пунктуационный алфавит. Какой из этих знаков называется АСТЕРИСКОМ?

Подсказка: Астериск образовано от греческого слова aster, сто значит «звезда». Астериск – знак, похожий на звезду. (Знак сноски *.)

Ведущий: Сейчас вы хорошо знаете знаки препинания. Послушайте стихотворение Ванды Хотомской «Кризис жанра» и помогите чтецу. В ходе чтения он будет показывать знаки препинания, а вы хором называйте их.

Чтец: Ванда Хотомская – «Кризис жанра».

Был у поэта письменный стол.

Ящиков было в нём чуть ли не сто.

В ящиках тех помещались коробки;

В одной запятые, в другой были скобки,

В третьей – тире, в остальных – многоточия,

Чёрточки, точки, кавычки и прочее.

Свой письменный стол содержал он опрятно,

Стихи сочинял он весьма аккуратно.

Пригоршней знаки берёт из коробки,

Иное словечко поставит он в (),

Также частенько и этак, и так

Если вдруг встретится образ сомнительный,

Сразу же ставится знак ?

В напрасных усилиях, чтоб лоб не тереть,

Поэт вместо мыслей ставит –

И не жалел для концов …

Ведущий: Есть в синтаксисе такое понятие, как логическое ударение.

Архивариус: Один из крупнейших режиссёров К. С. Станиславский назвал логическое ударение «указательным пальцем», отмечающим самое главное слово во фразе или в тексте.

Логическое ударение уточняет речь, что чрезвычайно важно для нашего общения. Поэтому надо уметь точно находить и выделять главные по смыслу слова.

Ведущий: Сколько ответов можно дать на вопрос: Мы поедем зимой на экскурсию в музей?

(Вопрос нужно дать в письменном виде или прочитать предложение медленно.) (Ответ: 5 ответов.)

Произносится вопрос и ответ.

Поедем. 2. Нет. 3. Да, мы. 4. Да. На экскурсию. 5. Да, в музей.)

Прочитайте предложение дважды, вкладывая в них разный смысл. (Предложения написать на доске.)

В эту ночь холодную печь растопили.

На утёс одинокий орёл садится.

Как обрадовали его успехи товарища.

Назовите художественный приём, который используется в этих предложениях. (Инверсия, обратный порядок слов.)

Расставьте шестью разными способами знаки препинания в предложении:

Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.

Внезапно проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.

Внезапно проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.

Внезапно проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.

Внезапно, проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.

Внезапно, проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.

Внезапно, проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.)

Ведущий: А сейчас снова отдохнём и послушаем чтеца.

Чтец: А знаете ли вы, что от одной запятой может зависеть жизнь человека? Бесславно и трагически закончил своё правление английский король Эдуард II. Он пал жертвой заговора, во главе которого стояла его жена – Изабелла. Король был взят в плен и с согласия парламента низложен. Его заключили в замок, где он долго ожидал решения своей судьбы. История свидетельствует, что его участь решило коварное письмо без запятой. Тюремщики получили записку: «Эдуарда II убить не смейте помиловать». Всё зависело от того, как тюремщики прочтут это письмо. Они хорошо знали волю королевы и прочли письмо так, как ей хотелось: король был убит.

Ведущий: «Сконструируйте» текст записки для тюремщиков Эдуарда II так, чтобы король остался жив.

Ведущий: А сейчас послушаем рассказ А. Каневского:

«Человек потерял (что?), стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял (какой знак?) и начал говорить с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял (какой знак?) и перестал задавать вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили — в космосе, на Земле или даже в собственной квартире…

Ещё через пару лет он потерял (что?) и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал — так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки.»

А сейчас послушаем стихотворение на эту же тему Ю. Киреева:

Человек потерял запятую,
Предложений бояться стал сложных.
Подыскать хочет фразу простую,
Иллюстрацию мыслей несложных.

Восклицательный знак потерял он,
Говорит с интонацией тихой.
Ничего его не возмущало,
Даже самое горькое лихо.

Вопросительный знак вдруг утратив,
Перестал задаваться вопросом.
А ведь был любопытен когда-то,
Но теперь позабыл и про космос.

Двоеточие где-то посеял
И не смог объяснить свой поступок.
В голове лишь кавычки имея,
Сыпал всюду цитатами тупо.

Скучен стал и во всём одинаков,
И дошёл наконец-то до точки.

Ведущий: Уважаемые знатоки, сконструируйте» текст «О пользе знаков препинания.

(Ответ: все знаки препинания нужны и важны. Без умения пользоваться ими невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию – раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе нашу жизнь сегодня.)

Ведущий: Знатоки, в каком году увидели свет «Правила русской орфографии и пунктуации»?

а) 1917; б) 1956; в) 2002 (Ответ: в 1956 году)

Архивариус: В 1956 году Академией наук СССР был выпущен полный свод орфографических и пунктуационных правил – «Правила русской орфографии и пунктуации». Это пособие служит обязательным руководством при составлении учебников, словарей русского языка, энциклопедий и справочников. Сейчас идёт подготовка нового свода правил.

Ведущий: Нам, ученикам, учителям и всем русским людям, нужно знать правила постановки знаков препинания и беречь их.

И в былые времена пунктуация была трудна.

Пока жюри подводит итоги, чтец читает рассказ Корнея Ивановича Чуковского.

Когда — то Корней Иванович Чуковский написал удивительную книгу о своём гимназическом детстве: «Серебряный герб». В этом произведении есть глава, которая называется «Телефон». Рассказывалось в ней о том, как накануне диктанта, которого боялся весь класс, главный герой придумал, как ему казалось, универсальный способ спасти от неминуемой двойки своего друга. Он предложил привязать к своей ноге верёвочку, с помощью которой собирался сообщать товарищу о постановке необходимых знаков препинания: «Дёрну раз – запятая. Два – восклицательный. Три – вопросительный. Четыре – двоеточие. Понял?»

Воспользоваться «телефоном» решили и остальные учащиеся класса.

Во время диктанта наш герой работал не покладая не только рук, но и ног, дёргая за верёвочку, и был уверен, что его друзья напишут всё правильно. Диктовка была такая:

«В тот день (дёрг!), когда доблестный Игорь (дёрг!), ведущий войска из лесов и болот (дёрг!), увидел (дёрг!), что в поле (дёрг!), где стояли враги (дёрг!), поднялось зловещее облако пыли (дёрг!), он сказал (дёрг! дёрг! дёрг! дёрг!): «Как сладко умереть за отчизну!» (дёрг! дёрг!)».

Через неделю должны были объявить результаты диктовки.

Но оказалось, что диктант был записан совсем не так, как нужно. Один из вариантов написанного выглядел так:

«В тот день когда : доблестный Игорь ведущий? Войска из лесов и болот увидели что в поле где? Стояли, враги поднялось!? Зловещее облако пыли?».

Другой вариант был ещё хуже:

«В тот день когда доблестный Игорь веду, щий вой! ска из ле?сов и бо,лот уви,дел что в поле где стояли, враги поднялось!? Зловещее об, лако пы, ли он сказал как слад, ко умереть: за от, чизну.»

Ведущий: Знатоки, подумайте, почему произошла эта беда?

(Ответ: темп письма у героя был медленный, а у товарищей по классу – быстрый. Понадеявшись на «телефон», друзья по несчастью отключили мышление и слепо следовали дёрганью верёвочки, ставя знаки где попало, разрезая слова на части, бездумно кромсая предложения.)

Какой делаем вывод.

Ведущий: Помните, как называется наше мероприятие? «Точка, точка, запятая – вышла рожица кривая». Могли знать автор этих строк, что «рожица» реально родится и станет весёлым, жизнерадостным символом Интернета – Его Величеством Улыбкой, а иначе говоря, просто смайликом?! Правда сначала он так не назывался. Имя его было ЭМОТИКОН. Сейчас уже просто невозможно представить себе переписку в интернете без смайликов, которые сопровождают авторские послания в изобилии.

Архивариус: «Породил» смайлики Скотт Фалман. Время рождения точно известно: 11 часов 44 минуты 19 сентября 1982 года. Место рождения Университет Карнеги Меллона. Кстати, сам создатель назвал смайлики smiley face («улыбающееся лицо»). Поначалу это и был рисунок улыбающегося лица. Для более точного выражения эмоций появился смайлик – антагонист. Позднее лицо стало складываться из … знаков препинания.

Ведущий: У каждого из вас на столе лежат смайлики. Вам осталась на их лицах нарисовать ту эмоцию, которая у вас осталась после нашей недели, после наших мероприятий.


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/07/08/orfograficheskie-igry

http://multiurok.ru/files/igra-po-sintaksisu-tochka-tochka-zapiataia.html