Игра по правописанию 1 класс

Дидактические игры при обучении орфографии в начальной школе

Выбранный для просмотра документ Дидактические игры при обучении орфографии в начальной школе.doc

Выступление на ШМО по теме «Развитие орфографической зоркости у младших школьников».

Составитель: Медведева Е.Г.

при обучении орфографии в начальной школе.

Обучение орфографии осуществляется наилучшим образом при использовании дидактических игр, направленных на усвоение орфографических правил, алгоритмов их применения, способов проверки орфограмм, а также на развитие орфографической зоркости.

Дидактические игры воспитывают в учениках доброжелательность, инициативность, высокую работоспособность; стимулируют и активизируют познавательные процессы: мышление, память, воображение; создают условия для формирования положительной мотивации учебной деятельности, что способствует повышению качества знаний учащихся.

Предлагаю описание некоторых игр при обучении орфографии.

Когда заканчивается обучение грамоте, учитель каждому ученику выдает «волшебный квадрат» (квадрат со стороной 5см, украшенный аппликацией). Этот квадрат лежит у ученика в тетради. Учитель поясняет, что квадрат будет обладать волшебной силой, если дети научатся им правильно пользоваться. Для этого квадрат накладывается на первое слово предложения. Постепенно, двигая его вправо, ученик открывает первый слог, потом второй и т.д. Таким образом, он легко обнаруживает пропуск буквы. Квадрат как бы притормаживает движение глаза, не дает ему скользить по строке, заставляет быть внимательнее. Этот простой прием дает хорошие результаты. Дети учатся контролировать себя и, как правило, почти не допускают ошибок на пропуск букв.

Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записано предложение. Ученики «зажигают» огоньки под изученными орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружки, а затем записывают предложение в тетрадь.

а доске записаны слова. В слове на месте орфограммы через горизонтальную черту записаны две буквы возможного написания, т.е. буквы «спорят». Ученикам нужно выбрать верное написание, доказывая его. Например: тр а ва, ска з ка

При изучении темы «Непроизносимые согласные» предложить детям написать по памяти 5 слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчеркивать. Это упражнение можно продолжить. После того как учащиеся написали 5 слов по памяти, учитель открывает запись на доске где написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчеркивают непроизносимые согласные. Это упражнение можно использовать при изучении любой темы.

Написанные на карточках предложения нужно записать, употребляя, где нужно, заглавные буквы (задание на время). Рядом записываются три подобранных похожих примера.

серёжа морозов не боится морозов. витя васильков набрал букет васильков. иванова поля возвращалась с поля. лева скворцов сде­лал домик для скворцов. гена ростов приехал в ростов. Наша марта вернулась из Москвы в конце марта. толя огурцов собрал больше всех огурцов.

Похожие примеры подбираются само­стоятельно: остров в море — город Остров (Псковской области); алая роза — девочка Роза (имя человека); воздушный шарик — собака Шарик (кличка животного) и т.д.

Помоги белочкам взять нужные ореш­ки-слова (одна белочка собирает слова-орешки с безударной гласной а в корне, другая — с о или я — ё ). Объясни правопи­сание слов.

Используемые слова: дожди, стволы, доброта, скворцы, гора, тропинка, волна, сторожка, полевые, конюшня, стоял, ряды, тяжёлый, вытянулся, ковёр, лесная, пля­сать, бежим.

Две корзины, в одну складываются гри­бы-слова, в которые вставлена буква о , а в другую — буква а . В какой корзине слов больше? Объясните правописание слов.

Используемые слова: кв..ртира, комн..та, к..вёр, ск..ворода, к..стрюля, к..пуста, м..рковь, к..ртофель, ябл..ко, вин..град.

На доске отмечаются берега: берег Е и берег И . К какому берегу пристанут лодки-слова и почему?

Используемые слова: с..нева, веч..р, в..шнё­вый, встр..пенулся, ш..лестел, прибл..жался, обл..гчение.

«Поставь цветок в вазу»

Поставь цветы-слова в вазы. В одной ва­зе — слова с ь, в другой — без мягкого знака. В какой вазе больше цветов-слов? Объясни правописание.

Используемые слова: помощ. ландыш. печ. душ. пейзаж. карандаш. молодёж. лож. брош. силач. чертёж. скрипач. то­варищ.

«Посади рыбку в аквариум»

Два аквариума, на одном табличка — сн -, — зн -, на другом — стн -, — здн -. Рыбки-слова необходимо поместить в нужный аквариум.

Используемые слова: звёздный, груст­ный, капустный, праздник, опасный, пре­красный, чудесный, ужасный, свистнул, поздно, интересный, полезный, грозный.

Изображено колесо, на нем по кругу за­писаны приставки. Пользуясь «колесом приставок», ученики образуют возможные слова, которые вставляются в центр круга.

Например: бежал — побежал, перебе­жал, убежал, сбежал, выбежал.

Упражнение выполняется на двух строчках. На первой строчке записан ь , на второй — ъ . Учитель читает слова, ученики слова не записывают, а ставят порядковый номер слова на нужной строчке. По завер­шении работы слова соединяются, и полу­чается дорожка.

Например: 1) льёт, 2) вьют, 3) съедоб­ный, 4) листья, 5) обезьяна, 6) объявление, 7) съезд, 8) ручьи.

ь

ъ

Изображение трех ворот, на которых на­писаны родовые окончания имен прилага­тельных: 1) -ый, -ий; 2) -ая, -яя; 3) -ое, -ее. Мячи — словосочетания необходимо за­бить в нужные ворота (окончания имен прилагательных пропущены).

Используемые словосочетания: вкусн.. яблоко, кожан.. мяч, весенн.. солнце, сладк.. пирог, домашн.. работа, аккуратн.. девочка, син.. платье, утренн.. заря.

Вставьте пропущенные буквы и составь­те из них новое слово.

Какое слово получилось?

Сколь..кий, ск..мья, ло..кий, ..сенний, сла..кий —. (завод).

Здра..ствуй, д..кабръ, курор.. — . ка (ветка).

Ги..кий, т..щил, лё..кий, пл..тил, мор. — . (багаж).

Ло..кий, д..рога, ло..ка, ш..рокий, ве..ка, вет..р —. ль (водитель).

Сер. с..рока, л..сной, у..кий, гла..кий —. (поезд).

— Сегодня в сказочном дворце «Состав слова» состоится бал, в котором примут участие все части слова. Они мечтают по­пасть на бал, мы с вами должны помочь им осуществить эту заветную мечту.

Отгадайте, кто нуждается в нашей помощи.

1. Я главная часть слова, без меня нет слова. Но чтобы меня узнать, надо родствен­ные слова подобрать. (Корень)

2. После корня он стоит,

Его я если заменю,

Другое слово получу. (Суффикс)

3. Я к корню приставлена и навсегда у него оставлена.

Значение слова меняю я, но без корня — никуда.

Нельзя нас с корнем разделять и ничего между нами вставлять.

4. Я изменяемая часть, с другим словом держу связь.

Если бы не я, была бы сущая ерунда.

Я люблю слова конец.

Вот ведь какая вещь: я регулирую всю речь. (Окончание)

— Теперь выполним задания, предло­женные будущими участниками бала.

1. Выберите слова с приставками: прин­цесса, приплыл, догорал, дорогой, ореховый, оберегает, подружился, пользовался.

2. Назовите 8 слов с суффиксом -ист. (Хоккеист, шахматист, футболист, фигу­рист, баскетболист, волейболист, гандбо­лист, биатлонист.)

3. Угадайте слово: а) корень такой же, как в слове дарить , приставка — как в сло­ве побежал , суффикс — как в слове дружок (подарок); б) корень такой же, как в слове садовник , приставка — как в слове покрас­нел , суффикс — как в слове скользкий , окон­чание — как в слове рыбалка (посадка).

4. Подберите 6 слов к схеме

(Сельский, апрельский, городской, испан­ский, тульский, пассажирский.)

5. Соедините слова со схемами. Какое слово лишнее?

«Кто быстрее наполнит топливные баки ракеты».

На доске прикреплены три бумажные ракеты со словарными словами.

В игре участвуют три команды. По очереди (в виде эстафеты) вписывают букву в слова, начиная с последнего.

Спишите слова с планеты «О». (Девочка, коньки, морковь и т.д.)

К теме «Гласные и согласные звуки и буквы»

Выпишите те слова, в которых первая и последняя буквы обозначают:

II вариантсогласные звуки.

П..тух, уч..ники, ..рбуз, в..р..бей, к..р..ндаш, учит..льница, п..льто.

«Помоги собрать слова».

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Собрать слово из частей:

(Спасибо, одежда, товарищ, скоро, русский, тетрадь)

К теме «Безударные гласные, проверяемые ударением»

Разделите слова на две группы. В первую группу напишите слова, в которых безударную гласную можно проверить, во вторую — слова, безударную гласную в которых нужно запомнить.

Бревно, глаза, заяц, дворы, капуста, ученик, кроты, карандаш, мосты, ряды, хорошо, ребята.

Как мы называем слова второй группы?

К теме «Парный согласный на конце слова»

Выпишите слова с парной согласной на конце слова.

Арбуз, фамилия, морковь, карандаш, русский, коньки, медведь, мальчик, язык, ученик, заяц.

В каких словах происходит оглушение? Как проверить эти слова? Сделайте это.

К теме « Словарные слова»

Из каких слов выпали согласные? Напишите эти слова.

_ е _ ё _ а -____ (береза)

_ е _ е _ о — _____ (весело)

_о _ о _ а — ____ (сорока, ворона)

_о _ а _ а- ____ (лопата)

_ о _о _ о — _____ (молоко, хорошо)

К теме «Словарные слова»

Из каких слов выпали гласные? Напишите эти слова.

ф _ м _ л _ _ -______ (фамилия)

вдр _ г- _______ (вдруг)

з _ в _ д — _______ (завод)

_ д _ жд _ — ______ (одежда)

р _ б _ т _ — (работа)

х _ р _ ш _(хорошо)

«Кто секреты отгадает?»

На доске записаны «заколдованные слова», в каждое из которых вставлен лишний слог.

Сарипог, восугрона, посуширда, осурожай, субмалбота.

(Сапог, ворона, посуда, урожай, суббота)

К теме «Непроверяемые безударные гласные»

Мы играем в буквобол,

Не в хоккей, не в волейбол.

Все ребята — игроки

Забивать будут голы.

В те ворота, что левее

Буква «О» пускай влетит.

В сетку справа — остальные

Можно запросто забить.

Ни секунды не теряйте.

Голы, скорее, посчитайте.

Каков счет в игре? (5 : 5)

К теме «Непроверяемые безударные гласные»

Снежинки с неба опустились

И быстро в буквы превратились.

Им укажите верный путь,

В слова их надо вам вернуть.

(Соедините снежинку с буквой и слово)

Попробуйте составить небольшой текст, используя эти слова. Назовите текст.

Перед тобой в столбце слова,

Хвост одного — другому голова.

Слова сумейте точно прочитать,

Запомнить их и записать!

Быстродина (быстро, Родина) Паль m оварищ (пальто, товарищ) Народежда (народ, одежда) Собакарандаш (собака, карандаш) Здравствутетрадь (здравствуйте, тетрадь)

К теме «Правописание фамилий»

Прочитайте слова, вставьте нужные буквы образуйте от этих слов фамилии. Напишите.

На доске записаны слова с пропущенными буквами. Над словами капельки-буквы. Ученики прикрепляют каплю-букву в слово.

Падают капли дождя.

В ладошку поймаю их я.

Какие из них попросить,

Чтоб эти слова оживить?

Ур. жай, т. традь, скор. пл. ток, . зык.

К теме «Деление слов на слоги»

На доске написаны слова:

ф. милия, п. льто, п. суда, сп. сибо, су. ота, к. ньки, в. село.

Вставьте пропущенные буквы.

Запишите только те слова, которые соответствуют схеме:

(Посуда, спасибо, суббота, весело)

К теме «Предлоги»

Соедините при помощи предлога пары слов так, чтобы получились словосочетания.

На доске записаны слова:

Медведь, заяц, петух, собака, корова, воробей, ворона, сорока.

Ученики читают слова, затем слова убираются. Вместо слов вывешиваются рисунки этих предметов, но одного не хватает.

1. Напишите слово, которое осталось без фотографии.

2. Напишите слова с сочетанием -оро- .

3. Напишите слова с безударной гласной «е».

4. Напишите слова с одинаковым количеством гласных и согласных букв. (Учитель убирает картинки)

5. Попробуйте восстановить порядок слов по памяти, запишите, (Для учителя: эти задания можно использовать отдельно каждое.

№ 1 — для ознакомления с новым словарным словом.

№ 2 — к теме «Звуки и буквы» и др.)

Журнал «Начальная школа» №4, 1992 год, Н.А. Савельева, И.В. Зинченко «Работа над формированием навыков грамотного письма».

Журнал «Начальная школа» №6, 1989 год, Б.Ф. Одегова «Развитие орфографической зоркости».

Журнал «Начальная школа» №10, 2009 год, Л.А. Фролова, Е.А. Котельникова «Использование дидактической игры при обучении орфографии».

И.В. Мукашева «Нестандартные уроки по русскому языку». Волгоград: Экстримум, 2004 год.

Онлайн-тренажер по русскому языку — 1 класс

Онлайн-тренажер по русскому языку 1 класс поможет школьникам не только проверить свои знания школьной программы, но и потренироваться, выполняя различные задания. В конце каждого тренажера ребенок увидит свой результат.

Максимальный результат — 100%. Именно этого результата школьник должен пытаться достичь. Но не нужно расстраиваться, если сразу у ребенка не получится. Ведь это не контрольная работа, а тренажер, который поможет подготовиться к ней.

Чем полезен онлайн-тренажер по русскому языку для 1 класса?

  • Дети могут выполнять задания, которые помогут им лучше усвоить темы и правила русского языка.
  • Все задания составлены с учетом школьной программы для 1 класса — ничего лишнего!
  • Дети смогут понять, насколько хорошо они знают ту или иную тему, а также готовы ли они к олимпиаде по этому предмету.
  • Онлайн-тренажер представлен в ярком дизайне и с приятной озвучкой, чтобы сделать обучение более интересным.

Онлайн-тренажер по русскому языку для детей 1 класса будет постоянно пополняться новыми заданиями. Так что следите за обновлениями!

Сборник дидактических игр по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в 1 классе «Пишем без ошибок»
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Материалы данного сборника призваны помочь учителям начальных классов и студентам педагогических колледжей, обучающихся на отделении Преподавание в начальных классах при подготовке и проведении уроков по русскому языку в 1 классе, а также сборник будет интересен ученикам и их родителям для организации домашней работы, так как материал изложен в доступной для понимания форме. В сборнике представлены разработанные дидактические игры для учащихся 1 класса, обучающихся по УМК «Школа России» (учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий).

Скачать:

ВложениеРазмер
sbornik_did_igra_po_russkomu_yazyku_v_1_klasse.pdf858.84 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном выступлении описан опыт по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах. .

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС.

Повышение грамотности учащихся, способы решения данной проблемы.

В начальных классах мы видим три линии овладения правописанием (они разумеется взаимосвязаны):- обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука (фонемы)и буквы, с учёто.

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач учителя начальных классов на уроках русского языка. И меня, как и всех учителей начальных классов, волнуют вопросы: «Как научить учеников .

Методы и приемы для формирования орфографической зоркости на уроках руского языка в начальной школе.

Дидактический материал для развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.


источники:

http://bibusha.ru/onlajn-trenazher-po-russkomu-yazyku-1-klass

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2020/12/27/sbornik-didakticheskih-igr-po-formirovaniyu