Доклад «Некоторые приёмы орфографической грамотности на уроках русского языка»
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
В докладе излагается как теоретический материал,так и некоторые практические задания по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_o_nekotoryh_priyomah_orfograficheskoy_gramotnosti.doc | 68 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Логинова Юлия Алексеевна
Обобщение опыта по теме:
«О некоторых приёмах работы по формированию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся».
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике. Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами. Уровень грамотности учащихся средней школы — одна из острейших проблем народного образования.
Как научить учащихся грамотно писать, и умело применять орфографические и пунктуационные правила? Эти вопросы постоянно возникают у учителя.
Современная методика предлагает достаточно активные методы и приемы обучения. Заниматься выработкой орфографических и пунктуационных навыков необходимо постоянно: при изучении всех разделов языка (морфологии, словообразования, синтаксиса и т. д.) и на всех этапах обучения (объяснения нового материала, закрепление, повторение и т. д.).
Начинать нужно с развития морфологических навыков. Школьники должны уметь различать части речи и их формы. Учеными установлено, что в формулировках орфографических и пунктуационных правил содержится указание на принадлежность слова к определенной части речи. Для того чтобы научиться грамотно писать, надо уметь мгновенно “опознавать” и отличать части речи.
В правилах употребления знаков препинания тоже содержатся указания на части речи: например, правило о постановке тире, между подлежащим и сказуемым. Чтобы воспользоваться правилом, надо уметь точно находить в предложении подлежащее и сказуемое и знать способы их выражения. Основное условие для постановки тире – это три способа выражения подлежащего и сказуемого: именем существительным, именем числительным и неопределенной формой глагола.
Начать знакомство с морфологическими понятиями необходимо еще при изучении темы “Слово и его лексическое значение” в разделе “Лексика”, где наряду с понятием лексическое значение слова, дается понятие “Морфологическое понятие слова”. Морфологические трудности связаны, во-первых, с омонимией частей речи, во-вторых, с семантическими (смысловыми) критериями разграничения категорий. С этой целью в дополнение к тому, что рекомендовано методическими указаниями к учебнику, проводится беседа:
– Играет ли роль лексическое значение слова в его правописании?
– От чего зависит правописание данных слов?
– Хорошим упражнением является следующее – определение морфологических признаков на противопоставлении форм слов: поет – поешь; поет – поете; поет – пел.
– Чем различаются эти слова?
– По какому признаку противопоставлены эти формы слов? (Лицо, число, время)
– Учитывая особенности возрастного воспитания учеников,является важным введение на уроках игр. Игровые методы и приемы позволяют сделать уроки русского языка интересными и содержательными.
Игра “Третий лишний”. В каждом ряду укажите слово, “лишнее” с точки зрения орфографии.
- реч..нка, девч..нка, печ..нка;
- отгад..вать, завед..вать, провед..вать;
- пр..зумпция, пр..зидиум, пр..ложение.
– Поиграем в обгонялки?
За определенное время подберите слова с указанными выше словосочетаниями согласных (чк, чн, чт и т. д.) и составьте с ними примеры. За каждый правильный ответ – один балл. Подсчитайте в конце игры свои баллы.
– Поиграйте с друзьями.
– Разделитесь на две команды, возьмите себе по суффиксу: одна команда – чик, другая – щик. Образуйте с этими суффиксами слова, обозначающие профессию, род деятельности. Побеждает та команда, которая не только больше составит слов, но и сформулирует правило правописания согласных перед этими суффиксами.
– Чья радуга ярче?
– Перед вами текст, состоящий из повествовательных предложений. Добавьте в него вопросительные и побудительные предложения, чтобы рассказ получился ярким, “ожил”
Невидимки бывают не только в сказках. В небе плывут облака. Их несет невидимка – ветер, воздух. За невидимками следят метеорологи. Везде у них есть метеорологические станции, где метеорологи наблюдают за погодой. У них есть помощники – флюгер, показывающий направление ветра, градусник, определяющий температуру воздуха, и влагомер, который устанавливает влажность воздуха. Есть еще барометр, измеряющий атмосферное давление.
- Объясните, почему не обособляются деепричастия в следующих предложениях:
- а) Затем странный человек не торопясь обошел нижние палубы.
- б) Швейцар решил идти не спеша.
- в) Повертелась лиса у курятника и ушла несолоно хлебавши.
- Укажите ошибки в употреблении деепричастных оборотов:
а) Приехав домой, его никто не встретил.
б) Читая повесть, перед нами встает яркий образ предводителя народного восстания.
- Составьте предложения с фразеологизмами, указав, какие из них обособляются: сломя голову, спустя рукава, не разгибая спины, держа курс на что-либо, не покладая рук, не долго думая, скрепя сердце, положа руку на сердце.
Основным условием формирования орфографических навыков является изучение орфографических правил. Чтобы писать в соответствии с орфографическим правилом, ученик должен:
- увидеть орфограмму;
- установить, какое орфографическое правило необходимо принять в данном случае;
- решить вопрос о конкретном написании
Например. Буквы о-ё после шипящих (в корне, окончаниях и суффиксах). Ход рассуждения при их применении связан с такими действиями, как установление морфемы, постановка ударения; затем применяются правила, которые различны для корня и других морфем. Можно составить алгоритм. Далее школьник, применяя выбранное им правило к данному конкретному случаю.
Орфографическое правило только тогда сможет быть руководством к действию, когда все необходимые и достаточные признаки орфограммы названы в его формулировке.
Как особый вид контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся используют разные виды диктантов (зрительные, с комментированием, объяснительные, выборочные (по орфограммам), предупредительные, картинные, диктанты по памяти и т.д.)
Например: диктант “Проверю себя” – вид обобщающего диктанта, отличающийся высоким уровнем самоконтроля учащихся; разрешается спрашивать учителя, пользоваться словарем, справочником и прочим. Вопросы и другие способы самопроверки поощряются (если вопросы задаются не ради показной активности), исправления тоже. Диктант “Проверяю себя” способствует выработке орфографической зоркости, критического отношения к собственному тексту. Вызывает у учащихся интерес. После написания диктанта учащиеся получают задание сгруппировать слова по каким-то общим признакам: по типам орфограмм, видам орфограмм, их местоположению.
Дочь, муж, горяч, дач, крепыш, могуч, силач, молодежь, врач, ткач, ковш, обруч, плащ, туч, карандаш, борщ, чуваш, хорош, ключ и т.д.
Составьте предложения со следующими словосочетаниями: отец с матерью, мы с сестрой, масса народу, большинство отдыхающих, много людей, один из многих, поехать в Крым, бежать к морю, плыть к берегу, лететь самолетом, ходить в походы.
Посетить зоопарк, веселые медвежата, интересные малыши, съехать с горки, напиться из-под крана, полез на прутья, радостно визжать, черная шубка, вкусное молоко, плескаться в бассейне, схватить добычу.
- Найдите четыре слова с безударной гласной в корне слова, проверьте их правописание.
- Найдите два слова, в корнях которых согласные буквы не соответствуют звукам, подчеркните эти согласные, подберите к этим словам проверочные.
Для определения у учащихся уровня относительной орфографической грамотности представляется перспективным использование тестов. В английском языке слово тест обозначает “испытание, проба, эксперимент, проверка”. Из всего многообразия тестов можно выделить тесты для проверки знания определений и правил. Например, при изучении темы “Орфография и пунктуация” можно предложить следующие задания:
1. В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква Ы?
а) пред..стория, с..грать, без..скусный
б) меж..нститутский, пред..юльский, раз..грать
в) сверх..нтересный, подтожить, от..скать
2. В каком слове на месте пропуска пишется И?
а) врем..чко, б) луков..ца, в) Тан..чка, г) блюд..чко
3. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Обреченный судьбой на постоянную праздность(1) я (2) уходя иногда из дому(3) бродил где-нибудь до позднего вечера.
4. В этом предложении нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым:
А) Тигренок Васька был еще ребенок.
Б) Взрослые тигры опасные хищники.
В) Ежик был ручной.
5. В этом предложении обращение надо выделить запятыми:
А) Скажи мне кудесник любимец богов…
Б) Запевает тихо мой ямщик спросонок.
В) Спой ямщик мне песню удалую!
Особую проблему учащиеся видят в усвоении пунктуационных правил. В 8–9-х классах учащиеся наряду с известными правилами должны усвоить большое количество новых.
Например, в 8-м классе расширяется представление учащихся о способах выражения главных членов предложения; дается понятие о лексическом и грамматическом значениях сказуемого и на основе различения способов выражения этих значений– классификация видов сказуемых; продолжается работа над правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Главными мотивами изучения данной темы, наряду с формированием грамматических и пунктуационных умений, предполагается выдвинуть развитие языкового чутья учащихся, совершенствование умений воспринимать в готовом тексте оттенки значений, передаваемые разными способами выражения главных членов.
На 1-м уроке повторяется понятие грамматической основы предложения, акцентируется внимание на синтаксическом характере подлежащего и сказуемого как главных членов предложения, рассматриваются основные способы выражения подлежащего.
На 2-м уроке в центре внимания– грамматические значения сказуемого.
На 3-м уроке дается ключ к различению типов сказуемого: они различаются в зависимости от способа выражения лексического и грамматического значений сказуемого.
На 4-м уроке большую часть времени и внимания придется уделить обобщению правил постановки тире между подлежащим и сказуемым. Наиболее характерны и частотны три случая:
сущ. в им. п. – сущ. в им. п.
сущ. в им. п. – инф; инф. – сущ. в им. п.
5-й урок отводится проверочной работе.
Например: перепишите, ставя, где нужно, тире.
Тамань самый скверный городишко из всех приморских городов России. Полог единственное спасение от вечерних и ночных нападений комаров. Малайские жилища просто сквозные клетки из бамбуковых тростей, прикрытые сухими кокосовыми листьями. Все богачи скряги. Поэзия та же добыча радия и т.д.
Правильно организовать работу над пунктуационным правилом можно при условии, если учитель будет знать, чем отличается одно правило от другого и что их объединяет.
Единого метода или приема работы над правилом нет. Необходимо учитывать, в какой мере рассматриваемое правило является для учеников новым, насколько оно знакомо им.
Если пунктуационное правило ученику известно, то работу надо начинать с повторения. Но если правило ученикам незнакомо, то работа над ним обычно проходит три этапа: подготовительный, объяснение пунктуационного правила, применение правила.
Цель подготовительного этапа – создание синтаксической базы для осознания пунктуационного правила. Так, например, с двоеточием после обобщающего слова перед однородными членами учащиеся 5-го класса знакомятся впервые. Осознать употребление двоеточия ученик может при условии, если он будет знать, что обобщающее слово по отношению к однородным членам имеет более общее значение, узнавать в тексте обобщающие слова и видеть место обобщающего слова по отношению к однородным членам.
Объяснение правила начинается с анализа примера. Обобщающее слово заключается в прямоугольник, однородные члены подчеркиваются условными обозначениями. Вот так выглядит пример:
Дети, старики, женщины – [ все] смешалось в живом потоке.
Полезно показать, что обобщающее слово и однородные члены являются одним и тем же членом предложения.
После того как дети научаться видеть знаки на правило, объяснять их постановку, можно переходить к новому виду упражнений – расстановке пропущенных знаков.
Например: перепишите, ставя нужные знаки препинания. Начинать нужно с примеров, в которых пропущены только изучаемые в данный момент знаки препинания.
Всюду вверху и внизу пели жаворонки. И все это и река и прутья верболаза и этот мальчишка напоминало мне далекие дни детства. Две девушки доярка Маша и трактористка Настя вели беседу. Бричка бежит, а Егорушка видит все одно и то же небо, равнину холмы.
Затем даются предложения, требующие применения правил, изученных ранее.
– Найдите предложение, строение которого соответствует схеме:
, и . (Знаки препинания не проставлены.)
Вот показалось солнце и залило всю окрестность ярким светом. Вдруг вспыхнула молния и осветила окрестность. Ветер засвистал и поднялась страшная буря. Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птенцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование орфографической грамотности на уроках русского языка.
Точная, грамотная и выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи, владение разными видами чтения воспринимаются как признаки о.
Использование алгоритмов как средство повышения орфографической грамотности на уроках русского языка».
Алгоритм-(программа) способ решения вычислительных и других задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат. А алгоритм на уроке русского языка – это.
Формирование медийно-информационной грамотности грамотности на уроках русского языка
Задача преподавателя русского языка, наврное, одна из самых непростых в достижении формирования у современного студента навыков грамотной речи, а урок по-настоящему привлекательным. Ведь сегодня за ст.
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Методы и приёмы развития пунктуационной грамотности на уроках русского языка
Презентация мастер-класса имеет практическую направленность. Здесь рассматриваются приёмы, способствующие формированию пунктуационной грамотности обучающихся.
Проблема формирования орфографической грамотности на уроках русского языка в 5 классе и ее решение в свете ФГОС
В последние годы основные пробелы педагогического процесса связаны с дальнейшим совершенствованием процесса образования, направленным на развитие личности школьников. Формирование орфографического нав.
Разнообразие приёмов работы для развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся среднего звена пятого вида.
Разнообразие приёмов работы для развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся среднего звена пятого вида.
Формирование орфографических и пунктуационных навыков на уроках русского языка
Проблема орфографической и пунктуационной грамотности учащихся является одной из ведущих в курсе русского языка. Как научить учащихся грамотно писать, и умело применять орфографические и пунктуационные правила? Эти вопросы постоянно возникают у учителя.
Современная методика предлагает достаточно активные методы и приемы обучения. Заниматься выработкой орфографических и пунктуационных навыков необходимо постоянно: при изучении всех разделов языка (морфологии, словообразования, синтаксиса и т. д.) и на всех этапах обучения (объяснения нового материала, закрепление, повторение и т. д.).
Начать хотелось бы с развития морфологических навыков. Школьники должны уметь различать части речи и их формы. Учеными установлено, что в формулировках орфографических и пунктуационных правил содержится указание на принадлежность слова к определенной части речи. Подсчитано, что ученики знакомятся в школе с 71 орфограммой, а в 50 формулировках орфографических правил содержится указание на принадлежность слова к определенной части речи. Для того чтобы научиться грамотно писать, надо уметь мгновенно “опознавать” и отличать части речи.
В правилах употребления знаков препинания тоже содержатся указания на части речи: например, правило о постановке тире, между подлежащим и сказуемым. Чтобы воспользоваться правилом, надо уметь точно находить в предложении подлежащее и сказуемое и знать способы их выражения. Основное условие для постановки тире – это три способа выражения подлежащего и сказуемого: именем существительным, именем числительным и неопределенной формы глагола.
Начать знакомство с морфологическими понятиями необходимо еще при изучении темы “Слово и его лексическое значение” в разделе “Лексика”, где наряду с понятием лексическое значение слова, дается понятие “Морфологическое понятие слова”. Морфологические трудности связаны, во-первых, с омонимией частей речи, во-вторых, с семантическими (смысловыми) критериями разграничения категорий. С этой целью в дополнение к тому, что рекомендовано методическими указаниями к учебнику, проводится беседа:
– Играет ли роль лексическое значение слова в его правописании?
– От чего зависит правописание данных слов?
пол…скать разв…вается ум…лять ув…дать | зап…вать сл…зать скр…пя отв…рить |
– Хорошим упражнением является следующее – определение морфологических признаков на противопоставлении форм слов: поет – поешь; поет – поете; поет – пел.
– Чем различаются эти слова?
– По какому признаку противопоставлены эти формы слов? (Лицо, число, время)
– Учитывая особенности возрастного воспитания учеников, считаю важным введение на уроках игр. Игровые методы и приемы позволяют сделать уроки русского языка интересными и содержательными
Игра “Третий лишний”. В каждом ряду укажите слово, “лишнее” с точки зрения орфографии.
- реч..нка, девч..нка, печ..нка;
- отгад..вать, завед..вать, провед..вать;
- пр..зумпция, пр..зидиум, пр..ложение.
– Поиграем в обгонялки?
За определенное время подберите слова с указанными выше словосочетаниями согласных (чк, чн, чт и т. д.) и составьте с ними примеры. За каждый правильный ответ – один балл. Подсчитайте в конце игры свои баллы.
– Поиграйте с друзьями.
– Разделитесь на две команды, возьмите себе по суффиксу: одна команда – чик, другая – щик. Образуйте с этими суффиксами слова, обозначающие профессию, род деятельности. Побеждает та команда, которая не только больше составит слов, но и сформулирует правило правописания согласных перед этими суффиксами.
– Чья радуга ярче?
– Перед вами текст, состоящий из повествовательных предложений. Добавьте в него вопросительные и побудительные предложения, чтобы рассказ получился ярким, “ожил”
Невидимки бывают не только в сказках. В небе плывут облака. Их несет невидимка – ветер, воздух. За невидимками следят метеорологи. Везде у них есть метеорологические станции, где метеорологи наблюдают за погодой. У них есть помощники – флюгер, показывающий направление ветра, градусник, определяющий температуру воздуха, и влагомер, который устанавливает влажность воздуха. Есть еще барометр, измеряющий атмосферное давление.
- Объясните, почему не обособляются деепричастия в следующих предложениях:
а) Затем странный человек не торопясь обошел нижние палубы.
б) Швейцар решил идти не спеша.
в) Повертелась лиса у курятника и ушла несолоно хлебавши. - Укажите ошибки в употреблении деепричастных оборотов:
а) Приехав домой, его никто не встретил.
б) Читая повесть, перед нами встает яркий образ предводителя народного восстания. - Составьте предложения с фразеологизмами, указав, какие из них обособляются: сломя голову, спустя рукава, не разгибая спины, держа курс на что-либо, не покладая рук, не долго думая, скрепя сердце, положа руку на сердце.
Основным условием формирования орфографических навыков является изучение орфографических правил. Чтобы писать в соответствии с орфографическим правилом, ученик должен:
- увидеть орфограмму;
- установить, какое орфографическое правило необходимо принять в данном случае;
- решить вопрос о конкретном написании
Например. Буквы о-ё после шипящих (в корне, окончаниях и суффиксах). Ход рассуждения при их применении связан с такими действиями, как установление морфемы, постановка ударения; затем применяются правила, которые различны для корня и других морфем. Можно составить алгоритм. Далее школьник, применяя выбранное им правило к данному конкретному случаю.
Орфографическое правило только тогда сможет быть руководством к действию, когда все необходимые и достаточные признаки орфограммы названы в его формулировке.
Как особый вид контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся
используют разные виды диктантов (зрительные, с комментированием, объяснительные, выборочные (по орфограммам), предупредительные, картинные, диктанты по памяти и т.д.)
Например: диктант “Проверю себя”– вид обобщающего диктанта, отличающийся высоким уровнем самоконтроля учащихся; разрешается спрашивать учителя, пользоваться словарем, справочником и прочим. Вопросы и другие способы самопроверки поощряются (если вопросы задаются не ради показной активности), исправления тоже. Диктант “Проверяю себя” способствует выработке орфографической зоркости, критического отношения к собственному тексту. Вызывает у учащихся интерес. После написания диктанта учащиеся получают задание сгруппировать слова по каким-то общим признакам: по типам орфограмм, видам орфограмм, их местоположению.
Дочь, муж, горяч, дач, крепыш, могуч, силач, молодежь, врач, ткач, ковш, обруч, плащ, туч, карандаш, борщ, чуваш, хорош, ключ и т.д.
Составьте предложения со следующими словосочетаниями: отец с матерью, мы с сестрой, масса народу, большинство отдыхающих, много людей, один из многих, поехать в Крым, бежать к морю, плыть к берегу, лететь самолетом, ходить в походы.
Посетить зоопарк, веселые медвежата, интересные малыши, съехать с горки, напиться из-под крана, полез на прутья, радостно визжать, черная шубка, вкусное молоко, плескаться в бассейне, схватить добычу.
- Найдите четыре слова с безударной гласной в корне слова, проверьте их правописание.
- Найдите два слова, в корнях которых согласные буквы не соответствуют звукам, подчеркните эти согласные, подберите к этим словам проверочные.
Для определения у учащихся уровня относительной орфографической грамотности представляется перспективным использование тестов. В английском языке слово тест обозначает “испытание, проба, эксперимент, проверка”. Из всего многообразия тестов можно выделить тесты для проверки знания определений и правил. Например, при изучении темы “Орфография и пунктуация” можно предложить следующие задания:
1. В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква Ы?
а) пред..стория, с..грать, без..скусный
б) меж..нститутский, пред..юльский, раз..грать
в) сверх..нтересный, подтожить, от..скать
2. В каком слове на месте пропуска пишется И?
3. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Обреченный судьбой на постоянную праздность(1) я (2) уходя иногда из дому(3) бродил где-нибудь до позднего вечера.
4. В этом предложении нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым:
А) Тигренок Васька был еще ребенок.
Б) Взрослые тигры опасные хищники.
В) Ежик был ручной.
5. В этом предложении обращение надо выделить запятыми:
А) Скажи мне кудесник любимец богов…
Б) Запевает тихо мой ямщик спросонок.
В) Спой ямщик мне песню удалую!
Особую проблему учащиеся видят в усвоении пунктуационных правил. В 8–9-х классах учащиеся наряду с известными правилами должны усвоить большое количество новых.
Например, в 8-м классе расширяется представление учащихся о способах выражения главных членов предложения; дается понятие о лексическом и грамматическом значениях сказуемого и на основе различения способов выражения этих значений– классификация видов сказуемых; продолжается работа над правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Главными мотивами изучения данной темы, наряду с формированием грамматических и пунктуационных умений, предполагается выдвинуть развитие языкового чутья учащихся, совершенствование умений воспринимать в готовом тексте оттенки значений, передаваемые разными способами выражения главных членов.
На 1-м уроке повторяется понятие грамматической основы предложения, акцентируется внимание на синтаксическом характере подлежащего и сказуемого как главных членов предложения, рассматриваются основные способы выражения подлежащего.
На 2-м уроке в центре внимания– грамматические значения сказуемого.
На 3-м уроке дается ключ к различению типов сказуемого: они различаются в зависимости от способа выражения лексического и грамматического значений сказуемого.
На 4-м уроке большую часть времени и внимания придется уделить обобщению правил постановки тире между подлежащим и сказуемым. Наиболее характерны и частотны три случая:
сущ. в им. п. – сущ. в им. п.
инф.– инф.
сущ. в им. п. – инф; инф. – сущ. в им. п.
5-й урок отводится проверочной работе.
Например: перепишите, ставя, где нужно, тире.
Тамань самый скверный городишко из всех приморских городов России. Полог единственное спасение от вечерних и ночных нападений комаров. Малайские жилища просто сквозные клетки из бамбуковых тростей, прикрытые сухими кокосовыми листьями. Все богачи скряги. Поэзия та же добыча радия и т.д.
Правильно организовать работу над пунктуационным правилом можно при условии, если учитель будет знать, чем отличается одно правило от другого и что их объединяет.
Единого метода или приема работы над правилом нет. Необходимо учитывать, в какой мере рассматриваемое правило является для учеников новым, насколько оно знакомо им.
Если пунктуационное правило ученику известно, то работу надо начинать с повторения. Но если правило ученикам незнакомо, то работа над ним обычно проходит три этапа: подготовительный, объяснение пунктуационного правила, применение правила.
Цель подготовительного этапа – создание синтаксической базы для осознания пунктуационного правила. Так, например, с двоеточием после обобщающего слова перед однородными членами учащиеся 5-го класса знакомятся впервые. Осознать употребление двоеточия ученик может при условии, если он будет знать, что обобщающее слово по отношению к однородным членам имеет более общее значение, узнавать в тексте обобщающие слова и видеть место обобщающего слова по отношению к однородным членам.
Объяснение правила начинается с анализа примера. Обобщающее слово заключается в прямоугольник, однородные члены подчеркиваются условными обозначениями. Вот так выглядит пример:
Дети, старики, женщины – [все] смешалось в живом потоке.
Полезно показать, что обобщающее слово и однородные члены являются одним и тем же членом предложения.
После того как дети научаться видеть знаки на правило, объяснять их постановку, можно переходить к новому виду упражнений – расстановке пропущенных знаков.
Например: перепишите, ставя нужные знаки препинания. Начинать нужно с примеров, в которых пропущены только изучаемые в данный момент знаки препинания.
Всюду вверху и внизу пели жаворонки. И все это и река и прутья верболаза и этот мальчишка напоминало мне далекие дни детства. Две девушки доярка Маша и трактористка Настя вели беседу. Бричка бежит, а Егорушка видит все одно и то же небо, равнину холмы.
Затем даются предложения, требующие применения правил, изученных ранее.
– Найдите предложение, строение которого соответствует схеме:
Вот показалось солнце и залило всю окрестность ярким светом. Вдруг вспыхнула молния и осветила окрестность. Ветер засвистал и поднялась страшная буря. Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птенцы.
Данные методические рекомендации апробированы мною в течение ряда лет на уроках русского языка.
Урок 2. Лексика и фразеология
УРОК 2. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
Цель урока: повторить понятия — лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы; закрепить знания, умения и навыки в постановке знаков препинания в сложном предложении, в предложении с прямой речью, в обозначении орфограмм. Оборудование: схемы знаков препинания при прямой речи.
I. Проверка домашнего задания — упр. 11.
— Какие предложения упр. 11 соответствуют данным схемам?
— Взаимопроверка (по «закону четырех» — четырех знаков препинания в предложениях с прямой речью).
Примечание. Правильная расстановка знаков препинания при прямой речи зависит не только от знаний, но и от внимательности. Поэтому подсчет знаков препинания здесь оказывается организующим моментом.
Прочитайте 3-е предложение. Объясните, в каком значении употреблено слово золотая.
— Какие еще значения имеет слово золотой?
— Каково значение слов вожатый, благородие в 4-м и 5-м предложениях? Откуда вы узнали значение этих слов?
— Какой раздел науки о языке изучает лексическое значение слова? Что еще изучается в лексике? (Словарный состав. Однозначные — многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Общеупотребительные, профессиональные, диалектные, устаревшие слова и неологизмы. Прямое и переносное значение слов.)
II. Подбор синонимов к словам.
I вариант II вариант III вариант
ляпсус крохотный исступление
— Чем отличаются эти синонимы? (Оттенками значения, стилевой окраской.)
III. Анализ предложения с объяснением орфограмм и пункто-грамм.
Моя подруга рассердилась на учителя и теперь на уроках,
когда ее спрашивают, молчит, словно в рот воды набрала.
— Что значит словно в рот воды набрала? Как называется такое неразложимое словосочетание? Каким синонимичным фразеологизмом можно его заменить? (Будто язык проглотила.)
— Приведите примеры фразеологизмов, составьте и запишите с ними предложения.
В это время группа из четырех учащихся, сидящих рядом за партами, выполняет упр. 16. Учащиеся должны выразительно прочитать текст, найти фразеологизмы, выписать их и объяснить значение. В случае необходимости обратиться к фразеологическому словарю, сделать сообщение классу.
IV. Вопросы классу.
— Играет ли роль лексическое значение слова в его правописании?
— От чего зависит правописание данных слов?
V. Дифференцированные задания по группам.
Примечание. Здесь и далее: 1-я группа — учащиеся со стандартным мышлением; 2-я группа — с более развитым логическим мышлением; 3-я группа — с творческими способностями.
1-я группа на карточке получает задание подобрать проверочное слово к безударной гласной в корне.
задавать разъединить преподаватель
очаровательный захромал обнажили
удивительный раскаленный признавать
столпиться смятение остановить
висит иссякал морщинки
далеко задрожал взлохмаченный преодолеть просвещение кедровка
Примечание. В задание включены слова, в которых ранее ученики допускали ошибки, и слова, которые встретятся в ближайшем диктанте.
2-я группа списывает эти же слова с доски, где они даны с пропуском орфограммы; обозначает орфограмму и условия ее выбора:
преподаватель очаровательный и т. д.
3-я группа составляет предложения или текст, стремясь ис-пользовать как можно больше слов из данных на доске.
Затем следует фронтальная проверка, начиная с 3-й группы. VI. Упр. 13 (устно).
Домашнее задание: упр. 14, с. 9 — вопросы; упр. 15.
УРОК 3. ФОНЕТИКА И ОРФОГРАФИЯ
Цель урока: повторить трудные вопросы темы (роль букв е, ё, ю, я), порядок и особенности фонетического разбора, соотнесенность произношения и написания слов в русском языке, орфограммы, связанные с безударными гласными, проверяемыми согласными, правописанием ъ, ь.
I. Запись темы урока. Сообщение его цели.
— Что изучается в разделе «Фонетика»? Индивидуальные задания (выполняются на доске): сделать фонетический разбор слов семья, семя, объезд, весна.
Класс проверяет фонетический разбор слов землю, твоя домашнем задании.
— Сколько в слове слогов? Какой ударный? Переносится ли слово по слогам?
— Сколько гласных? Сколько согласных? Какие они?
— Совпадает ли количество букв и звуков?
По вариантам делается разбор слов ель, вью, ночь.
II. Беседа с учащимися по материалу домашнего задания.
— Какими пунктуационными правилами вы пользовались, выполняя домашнее задание? (Знаки препинания при прямой речи, при обращении. О запятой при деепричастном обороте провожая глазами голубой цветок поздней осени скажет сам учитель.)
— Каково лексическое значение слова кудрявый? Какой синоним из данных к нему не употребляется при характеристике астений? Когда он употребляется?
— Какие орфограммы в упражнении доказывают, что в рус-ком языке слово не всегда пишется так, как слышится? (Бездарные гласные, гласные после шипящих, проверяемые соглас-ые, непроизносимые.)
Самостоятельная работа по вариантам: I вариант— 1-й столик; II вариант — 2-й столбик.
Фонетический разбор слов: I вариант — звёзды, берёзки; \ вариант — серёжки, ярким.
IV. Запись слов по данной транскрипции.
[с й ‘эст] (съезд или съест) [нач’ной’] (ночной)
[дал’ина] (долина) [й’асна] (ясно)
— О каком законе русской орфографии это свидетельствует?
— Обозначьте орфограммы в записанных словах и условия их выбора.
V, Упр. 18 (устно 1-е предложение). Самостоятельная работа (2—6-е предложения).
VI. Вопрос классу: каким законам правописания подчиняются слова упр. 19?
Гласные после шипящих
Ш ё (шепот)
о
крючок
кумачовый
врачом
большого
ё (печёт )
Записываются примеры: шёлковый шарф (шелка), шорты,
ловкий бельчонок, бережет, грачом
Домашнее задание: 1) упр. 19 (по группам): 1-я — обозначить орфограммы; 2-я — по заданию к упр.; 3-я — классифицировать по орфограммам и составить словосочетания; 2) просмотреть в справочных тетрадях страницы «Мои ошибки», повторить правила, на которые допущены ошибки.
http://urok.1sept.ru/articles/560181
http://pandia.ru/text/79/166/15331.php