Игры на образование новых слов с помощью суффикса

Дидактические игры на словообразование.
картотека по развитию речи (старшая группа)

Дидактические игры и упражнения на формирование словообразования существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
didakticheskie_igry_na_slovoobrazovanie.docx35.08 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на словообразование.

Дидактические игры и упражнения на формирование словообразования существительных.

Подготовила: воспитатель Иванова И.В.

Упражнения для закрепления формы множественного числа:

Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.

Ход: Воспитатель показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.

Картинки: шар – шары, дом – дома, ведро – ведра и т.д.

Воспитатель показывает картинку и называет: шар.

— А у тебя, — спрашивает воспитатель, — что на картинке?

Ответ ребенка: У меня на картинке шары.

Таким образом предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).

Воспитатель: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.

Эта игра напоминает нам правила игры «Один много».

Воспитатель бросает мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок возвращает мяч, называя слово «дома». Учить ребенка сочетать движение со словом. Воспитатель называет от пяти до восьми слов.

  1. О бразование формы множественного числа слов с использованием картинок , на которых изображен один предмет (машина, парта, сосна, гора, дуб, береза). При этом подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием «ы».
  2. «Измени слово». Воспитатель называет слово в единственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.
  3. Придумывание слов, обозначающих несколько предметов.

Упражнения для уточнения формы родительного падежа:

1) Игра «Угадай, чьи это вещи ». Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Воспитатель называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).

2) Игра «Угадай, чьи это хвосты». На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой – изображения хвостов. Воспитатель показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост.

Упражнения для формирования умения употреблять уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы.

Дидактическая игра «Большой маленький».

Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.

Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.

Ход: Красные кружки – большой и маленький. Воспитатель предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.

Воспитатель предлагает ребенку назвать кружки без слов «большой» и «маленький».

Это? – показывает на маленький кружок.

Ответ ребенка: кружок.

А это? – показывает логопед на большой круг.

Ответ ребенка: круг.

Воспитатель: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.

Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы – под кругом.

Воспитатель ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.

Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик.

Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.

Воспитатель предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.

Ответ ребенка: елка, шар, мяч; елочка, шарик, мячик.

Дидактическое упражнение «Сложные слова»

Цель: учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.

Сам ходит — самоход

Снег падает — снегопад

Звонит попусту — пустозвон

Звезды падают — звездопад

Сено косит — сенокос

Разводит сады — садовод

Везде ходит — вездеход

Разводит леса — лесовод

База для нефти — нефтебаза

Перевозит лес — лесовоз

Ходит на атомной энергии — атомоход

Сам летит — самолет

Пыль сосет — пылесос

Воду возит — водовоз

Рыбу ловит — рыболов

Дидактическое упражнение «Спортсмены»

Цель: учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов.

Наглядный материал: картинки с изображением спортсменов.

Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают.

Спортсмен, который ходит на лыжах, — …(лыжник).

Спортсменка, которая ходит на лыжах, — …(лыжница).

Прыгает в воду… (прыгун, прыгунья).

Словарный материал: бегун – бегунья, гимнаст – гимнастка, пловец – пловчиха.

Дидактическое упражнение «Кто служит в нашей армии»

Цель: учить детей словообразованию при помощи суффиксов.

Оборудование: картинки с изображением воинов разных родов войск.

Дидактическая игра «У кого какая мама»

Цель: Учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов (- иц, — их, — ок).

Оборудование: картинки с изображением животных.

львица зайчиха теленок (корова)

тигрица олениха ягнёнок (овца)

лисица ежиха жеребенок (лошадь)

волчица поросенок (свинья)

медведица цыпленок (курица)

Дидактическая игра «Назови профессию»

Цель: учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов — щик, — тель, — ист.

часовщик строитель пианист

крановщик учитель бульдозерист

Дидактические упражнение «Назови машину одним именем»

Цель: Упражнять детей в образовании сложных слов.

Воспитатель рассказывает детям: «Машина, которая чистит картофель, — картофелечистка».

Словарный материал: кофеварка, кофемолка, овощерезка, соковыжималка, пылесос, полотер, глиномешалка.

Дидактическое упражнение «Скажи, что они делают»

Цель: Учить детей образовывать слова по объяснению.

Воспитатель спрашивает детей:

  • Кто выращивает хлеб? (Хлеборобы.)
  • Кто выращивает виноград? (Виноградари.)
  • Кто выращивает чай? (Чаеводы.)
  • Кто выращивает свеклу? (Свекловоды.)
  • Кто выращивает хлопок? (Хлопкоробы.)

Игры на образование новых слов с помощью суффикса.

Цель игры: образовать новые слова с помощью суффиксов.

Ход игры: Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий.

Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.

«Дом – домик – домишко – домище»

Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов

-ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р.п.; развивать умение слышать грамматически правильную речь.

Материал: карточка, разделённая на 4 части, в каждой из которых изображения дома, домишки, домика и домищи; маленькие карточки разных цветов (жёлтого, голубого, красного) с изображением животных, мебели, посуды и др. предметов, имеющихся в доме; цветные квадратики (по 3 шт. каждого цвета)

Ход: к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т.д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и животными, рядом с изображением разных домов, затем объясняют свои действия и называют полученные слова. Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому что можно образовать слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т.к. слова «лисик» не существует».

Дидактические игры и упражнения на формирование словообразования глаголов

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Воспитатель предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается:

Дидактическое упражнение «Что делают дети?»

Цель: ввести в речь детей глаголы с приставками.

Оборудование : парные сюжетные картинки.

Вопросы к детям:

  • Что делает мальчик? (Рисует.)
  • Что сделал мальчик? (Нарисовал.)

Пары глаголов: лепит — слепил, моет — вымыл, пел — спел, играет – поиграл, гулял – погулял.

Игры на образование приставочных глаголов.

«Что сделал Незнайка»

Цель: учить образовывать глаголы с помощью приставок.

Ход игры: педагог задает вопросы детям, демонстрируя детям действие Незнайки.

-Что делает Незнайка?

— За что забежал Незнайка?

— Незнайка забежал за дом.

— К чему подбежал Незнайка?

— Незнайка подбежал к дому.

— Откуда выбежал Незнайка?

— Незнайка выбежал из дома.

Грач с юга …..(прилетел).

Грач через гнездо ……(перелетел).

Грач от гнезда…… (отлетел).

Грач к гнезду ….. (подлетел).

Грач с дерева …… (слетел).

Грач из гнезда ….. (улетел).

Грач в гнездо ….. (залетел).

Дидактические игры и упражнения на формирование словообразования прилагательных

Игры на образование относительных прилагательных.

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам; в составлении простых предложений с однородными членами.

Материал: карта с изображением сказочного Волшебника и вращающимися вокруг своей оси четырьмя кругами, на одной стороне которых – приспособление для картинки с изображением предметов. На большой карте есть место для прикрепления небольшого кусочка материала, из которого Волшебник будет «создавать» предметы. Предлагаемые вещества и материалы: дерево, фарфор, стекло, пластмасса, кожа, картон, бумага, резина, металл, пластик, поролон, шерсть, пух, разные ткани.

Количество игроков: индивидуально, парами и в подгруппе до 4 чел.

Ход: В чащобе, вдали от людей,

Волшебник живёт, чародей.

Волшебною палочкой чудной своей

Он делает массу полезных вещей.

Из материалов обычных

Много предметов различных

Создаст чародей за мгновенье

Лишь палочки прикосновеньем.

Из хрусталя, поролона и кожи

Он сотворить очень многое может.

Вам нужно круги «золотые» вращать,

Картинки в кругах важно чётко назвать.

На карту выкладывается материал. Ребёнок вращает круги с прикреплёнными на них картинками, называя предметы и образовывая прилагательные от названия материала, изменяя их по родам и числам, в соответствии с тем, какой предмет изображён на карточке.

Например: «Это кожа. Из кожи Волшебник сделал…(переворачивает картинку) сумку. Сумка из кожи – кожаная. Волшебник сделал из кожи кожаную сумку».

Затем открываются следующие картинки. Когда все картинки открыты, ребёнок составляет обобщающее предложение. «Из кожи Волшебник сделал кожаную сумку, кожаный портфель, кожаное кресло, кожаные перчатки».

После этого изображения, прикрепляемые к обратной стороне кругов, и материал заменяются.

Ход игры: день с солнцем – солнечный день, день с дождем – дождливый день, день с ветром – ветреный день, лист березы – березовый лист.

Игры на образование притяжательных прилагательных.

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений.

Материал: картинки с изображением фантастических зверей, составленных из частей разных животных (например: голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост петуха, ноги кабана).

Ход: Ребёнок рассматривает картинку и описывает «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному.

Например: «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост, кабаньи ноги».

Ход игры: Чей сын Ваня? Ваня – папин и мамин сын. Чья дочка Таня? Таня – папина и мамина дочка. Чье ухо? Ванина ухо.

Иры на образование сравнительной степени прилагательных.

« В гостях у матрёшек»

Цель: упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных, в составлении сложноподчинённых предложений с союзом «а»; развивать навык соотношения предметов по величине, зрительное восприятие.

Материал: три карты в виде домиков, разных по высоте; на каждой — в соответствии с их размером изображены матрёшки: большая, средняя и маленькая; наборы карточек с изображениями предметов, отличающихся по размеру.

Ход: «Мы в гостях у матрёшек. В их домах находится много разных предметов. Догадайся, из дома какой матрёшки эта тарелка?». Ребёнок раскладывает карточки с предметами в дом каждой из матрёшек.

«У маленькой матрёшки тарелка мелкая, а у средней какая. (глубокая),а у большой. (ещё глубже). Каша в тарелке маленькой матрёшки вкусная (горячая), а у средней. (вкуснее, горячее), а у большой. (ещё вкуснее (горячее) или самая вкусная)».

Сравнивать предметы можно в разной последовательности.

Когда ребёнок освоит алгоритм игры, он может самостоятельно определять качества предметов для сравнения. Например, кровать можно сравнить по высоте, ширине, длине, степени удобства, красоте и т.д.

Иры на образование сравнительной степени прилагательных.

Дидактическая игра «Назови какой дом?»

Цель: учить образовывать прилагательное от имени существительного.

Ход игры: педагог бросает мяч ребенку, задавая вопросы.

Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом.

из бетона – из пластмассы — из бумаги —

из камня – из металла — изо льда —

из глины — из стекла — из дерева –

Дидактические упражнения «Скажи одним словом»

Словарный материал: длинное ухо – длинноухий, короткий хвост – короткохвостый, длинные рога – длиннорогий, рыжий хвост – рыжехвостая, любит труд – трудолюбивый, ходит быстро – быстроходный. И так далее.

Дидактическая игра «Продуты питания»

Цель: Согласование прилагательных с существительными среднего рода.

Воспитатель: Сегодня утром почтальон принес посылку с вареньем (показывает банку с вареньем). А какое оно, мы не знаем.

Воспитатель: Давайте попробуем догадаться. Варенье из яблок? Какое?

Дети: Яблочное варенье. Из груши какое варенье? Грушевое варенье.

Из клюквы? Клюквенное варенье. Из сливы? Сливовое варенье. Из клубники? Клубничное варенье. Из малины? Малиновое варенье. Из вишни? Вишневое варенье. Из банана? Банановое варенье. Из ананаса? Ананасовое варенье.

Воспитатель: Повтори за мной: грушевое, малиновое, вишневое, банановое, ананасовое варенье.

Дидактическая игра «Найди ошибку»

Цель: обучение образованию имени прилагательного от имени существительного.

Воспитатель называет предложение, где одно прилагательное заменено тем существительным, от которого оно образовано.

На улице льет (осень) дождь.

Какой льет на улице дождь? (Осенний.) И т. д.

Выигрывает тот ребенок, который больше других найдет и исправит «ошибок».

Дует теплый (весна) ветер.

Мама купила (апельсин) сок

Скоро наступит первый (зима) день.

Папа купил сыну (мех) шапку.

В саду собрали (богатство) урожай.

«Путешествие в изумрудный город»

Цель: формирование навыка образования относительных прилагательных от существительных.

Материал: плакат с изображением Изумрудного города, улица Молодежная, Дом моды. Кусочки тканей.

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по Изумрудному городу. «Сегодня мы отправимся в Дом моды на улицу Молодежную. Что же мы здесь увидим? Это Дом моды для детской и взрослой одежды. Модели сшиты из разных тканей (ситец, бархат, драп, кожа, нейлон, фланель, мех, сатин, сукно, шерсть, кружево, тюль, трикотаж, шелк)». Организуется диалог: «Это ситец. Платье сшито из ситца, платье ситцевое».

«Экскурсия в сад»

Цель: формирование практических навыков образования и употребления относительных прилагательных.

Материалы: предметные картинки, корзинки.

«Дети взяли корзинки и собрались на экскурсию в сад, доехали до остановки «Фруктовая» и стали в саду собирать яблоки, груши, виноград, малину, смородину и т. д. Устали, отдохнули на поляне и разделили все собранное на фрукты и ягоды».

Воспитатель задает вопрос, что можно сварить из них (сок, компот, варение, морс и т. д.). Воспитатель обращает внимание детей на то, как будут называться напитки, сваренные из фруктов — фруктовые, а из ягод — ягодные (дети проговаривают хором и индивидуально). На поляне оборудован «прилавок», где размещены фрукты, овощи, кувшины, стаканы, банки. Детям предлагают выбрать фрукт или ягоду и назвать сок, сделанный из них. Воспитатель дает образец ответа: я взяла малину, сделаю сок малиновый (образец повторяется детьми) ; я взяла виноград — сок сделаю виноградный. Каждый ребенок определяет, как называется его сок. (Фрагмент занятия представлен в Приложении 4)

Цель: развитие навыков словообразования, обучение детей составлению словосочетаний с включением относительных прилагательных.

Материалы: банка с вареньем, одноразовые ложки по числу детей, розетки с разными вареньями.

Воспитатель показывает банку с вареньем и просит детей догадаться, какое варенье, если оно из клюквы, из виктории, из абрикосов, из вишни, из сливы и т. п. Ребенок отвечает: «Сливовое варенье»; «Вишневое варенье» и т. д. Правильно ответившие дети с закрытыми глазами с помощью воспитателя отгадывают по вкусу какое варенье пробуют.

«Путешествие в изумрудный город»

Цель: упражнение детей в образовании относительных прилагательных от существительных и составлении простого предложения.

Материал: плакат с изображением Изумрудного города, улицы Фруктово-ягодная и витаминно-овощная.

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по Изумрудному городу. «Сегодня мы отправимся на улицу Фруктово-ягодную и витаминно-овощную. Давайте посмотрим, какие предметы встретятся нам здесь. Фруктово-ягодная улица с вкусными сладкими садовыми плодами и ягодами (груша, яблоко, виноград, слива, малина, крыжовник, вишня, смородина, арбуз, дыня, ананас, лимон, апельсин, мандарин и т. д.) ». Организуется диалог: «Это яблоко. Из яблок делают сок. Сок яблочный». Ребенок составляет простое предложение с новым словом: «Я люблю яблочный сок»; «Бабушка варит вишневый компот» и т. д.

«А это Витаминно-овощная улица с крупными спелыми, выросшими на грядках помидорами, огурцами, баклажанами, картофелем, репой, свеклой, морковью, капустой (цветной и белокочанной, редиской, петрушкой, укропом, хреном, горохом, фасолью, луком». Организуется диалог: «Это морковь. Из моркови делают салат. Салат морковный». (если слово сложное и от него невозможно образовать нужную форму, то ребенку это не сообщается, а воспитатель получает возможность проверить степень сформированности данного словообразовательного умения). Аналогично, как и на предыдущей улице детям предлагается составить короткую фразу.

Цель: развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных, умения включать их в короткую фразу.

Материалы: предметные картинки.

Воспитатель выставляет на полотно картонный контур дома и предлагает догадаться, какой это дом, если он из бревен, досок, камней, кирпича, блоков, соломы и т. п. Дети образуют соответствующие прилагательные.

Воспитатель выставляет схему предложения из четырех слов, где полосками разных цветов обозначены слово-действие, слово-определение, слова-предметы. Первое предложение, показывая на схему, составляет воспитатель: Рабочие построили блочный дом. Затем предлагает детям вспомнить о строительных профессиях и составить по схеме свои предло-жения. Например: Каменщики выстроили кирпичный дом. Плотники построили бревенчатый дом. И т. п.

«Путешествие в Изумрудный город»

Цель: упражнение в образовании относительных прилагательных от существительных, составлении словосочетаний.

Материал: плакат с изображением Изумрудного города, соответствующих улиц.

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по Изумрудному городу. «Сегодня мы отправимся на улицу Строительную. Давайте посмотрим, какие предметы встретятся нам здесь. На Строительной улице продаются разные материалы (алюминий, бумага, войлок, вата, дерево, картон кожа, железо, солома, кирпич, камень, металл, песок, резина, чугун, сталь, цемент; металлическая дверь, железная труба, кирпичная перегородка, деревянная лестница, чугунная печка и т. д., предметы, сделанные из этих материалов для возведения домов и инструменты».

Организуется диалог: воспитатель спрашивает, как называется предъявляемый материал, что из него делают, какой предмет получился. Например, это кирпич, из кирпича строят дом, дом кирпичный. Затем детям предлагается составить словосочетания с новыми словами: соломенная крыша, железный замок, кирпичная стена и т. д.

Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных, составлении предложений с относительными прилагательными.

Ход игры: воспитатель говорит: «Сейчас мы с вами будем придумывать смешные предложения. К каждому новому слову вы будете добавлять слово «тарелка» и «чайник»». Например, Снег. А тарелка из снега какая? Снежная. Снежная тарелка. Снежный чайник.

Резина. А предмет из резины какой? Резиновый. Резиновый мяч.

Примерный лексический материал

Кирпич, ситец, шелк, дерево, стекло, кожа, железо, сталь, пластмасса, мех, бумага, песок.

С наиболее интересными словосочетаниями предлагается составить предложение: Снежная тарелка растаяла на столе, Резиновый мяч высоко подпрыгнул.

Игра с мячом «Ответь одним словом»

Цель: развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных, закрепление умения использовать образованные слова в словосочетаниях.

Материалы: мяч среднего размера.

Воспитатель бросает мяч по очереди детям и при этом произносит словосочетания с предлогами: пирог с яблоками, котлеты из курицы, бульон из мяса, оладьи из картофеля, запеканка из творога и т. п. Поймав мяч, ребенок отвечает словосочетанием с относительным прилагательным: яблочный пирог и т. д.

«Что сегодня на обед?»

Цель: закрепление навыка употребления относительных прилагательных во фразовой речи.

Материал: полиэтиленовые мешочки 10*10 см с разными сыпучими продуктами (вермишель, кофе, пшено, гречневая крупа, горох и т. п.) .

Дети по указанию воспитателя называют свои продукты. Воспитатель спрашивает: «Какую кашу можно сварить из вашего продукта? (Гречневую, пшенную, манную и т. п.). Какой суп можно сварить? (Вермишелевый, гороховый и т. п.). Какой напиток можно приготовит? (Кофейный). Какую запеканку можно сделать? (Вермишелевую, манную)». Воспитатель помогает детям при затруднениях с ответами. Наиболее сложные прилагательные проговариваются хором. С образованными словами дети составляют предложения: Мама приготовила манную запеканку, Бабушка сварила гороховый суп и т. д.

«Путешествие в Изумрудный город»

Цель: закрепление навыка образования относительных прилагательных от существительных с включением их в предложение, состоящее из 3-5 слов.

Материал: плакат с изображением Изумрудного города, аллеи Сладкоежек.

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по Изумрудному городу. «Сегодня мы отправимся на аллею Сладкоежек. Давайте посмотрим, что встретится нам здесь. На аллее Сладкоежек клумбы из зефира, скамеечки из шоколада, дорожки из леденцов, фонтаны из крема, бассейны из сливок, ручьи из молока, тропинки из вафель, домики из мармелада, окна из бисквита». Организуется диалог: «Эта клумба из зефира. Это зефирная клумба» и т. д. Дети составляют предложения с новыми словами: Сливочный бассейн прозрачный и глубокий, Леденцовые дорожки извивались маленькими змейками и т. д

Цель: закрепление навыка образования прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением, составление предложения с образованными словами.

Воспитатель произносит предложение, а ребенок добавляет нужное слово и проговаривает предложение целиком.

Заяц белый, а зайчонок. (беленький).

Шарф синий, а шарфик. (синенький)

Береза тонкая, а березка (тоненькая).

Дом низкий, а домик. (низенький).

Примерный лексический материал:

С некоторыми словами воспитатель предлагает детям составить предложения: Беленький зайка скакал между деревьями.

Дидактические игры на словообразование

Дидактические игры на словообразование

Дидактические игры и упражнения на формирование словообразования существительных

Упражнения для закрепления формы множественного числа:

Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.

Ход: Воспитатель показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.

Картинки: шар – шары, дом – дома, ведро – ведра и т.д.

Воспитатель показывает картинку и называет: шар.

— А у тебя, — спрашивает воспитатель, — что на картинке?

Ответ ребенка: У меня на картинке шары.

Таким образом предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).

Воспитатель: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.

Эта игра напоминает нам правила игры «Один много».

Воспитатель бросает мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок возвращает мяч, называя слово «дома». Учить ребенка сочетать движение со словом. Воспитатель называет от пяти до восьми слов.

  1. Образование формы множественного числа слов с использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, парта, сосна, гора, дуб, береза). При этом подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием «ы».
  2. «Измени слово». Воспитатель называет слово в единственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.
  3. Придумывание слов, обозначающих несколько предметов.

Упражнения для уточнения формы родительного падежа:

1) Игра «Угадай, чьи это вещи». Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Воспитатель называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).

2) Игра «Угадай, чьи это хвосты». На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой – изображения хвостов. Воспитатель показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост.

Упражнения для формирования умения употреблять уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы.

Дидактическая игра «Большой маленький».

Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.

Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.

Ход: Красные кружки – большой и маленький. Воспитатель предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.

Воспитатель предлагает ребенку назвать кружки без слов «большой» и «маленький».

Это? – показывает на маленький кружок.

Ответ ребенка: кружок.

А это? – показывает логопед на большой круг.

Ответ ребенка: круг.

Воспитатель: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.

Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы – под кругом.

Воспитатель ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.

Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик.

Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.

Воспитатель предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.

Ответ ребенка: елка, шар, мяч; елочка, шарик, мячик.

  1. Упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных и пренебрежительно-увеличительных суффиксов соревнование двух команд: Мальчика-с-пальчика и Ивана-богатыря:

Дидактическое упражнение «Сложные слова»

Цель: учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.

Сам ходит — самоход

Снег падает — снегопад

Звонит попусту — пустозвон

Звезды падают — звездопад

Сено косит — сенокос

Разводит сады — садовод

Везде ходит — вездеход

Разводит леса — лесовод

База для нефти — нефтебаза

Перевозит лес — лесовоз

Ходит на атомной энергии — атомоход

Сам летит — самолет

Пыль сосет — пылесос

Воду возит — водовоз

Рыбу ловит — рыболов

Дидактическое упражнение «Спортсмены»

Цель: учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов.

Наглядный материал: картинки с изображением спортсменов.

Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают.

Спортсмен, который ходит на лыжах, — …(лыжник).

Спортсменка, которая ходит на лыжах, — …(лыжница).

Прыгает в воду… (прыгун, прыгунья).

Словарный материал: бегун – бегунья, гимнаст – гимнастка, пловец – пловчиха.

Дидактическое упражнение «Кто служит в нашей армии»

Цель: учить детей словообразованию при помощи суффиксов.

Оборудование: картинки с изображением воинов разных родов войск.

Дидактическая игра «У кого какая мама»

Цель: Учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов (- иц, — их, — ок).

Оборудование: картинки с изображением животных.

львица зайчиха теленок (корова)

тигрица олениха ягнёнок (овца)

лисица ежиха жеребенок (лошадь)

волчица поросенок (свинья)

медведица цыпленок (курица)

Дидактическая игра «Назови профессию»

Цель: учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов — щик, — тель, — ист.

часовщик строитель пианист

крановщик учитель бульдозерист

Дидактические упражнение «Назови машину одним именем»

Цель: Упражнять детей в образовании сложных слов.

Воспитатель рассказывает детям: «Машина, которая чистит картофель, — картофелечистка».

Словарный материал: кофеварка, кофемолка, овощерезка, соковыжималка, пылесос, полотер, глиномешалка.

Дидактическое упражнение «Скажи, что они делают»

Цель: Учить детей образовывать слова по объяснению.

Воспитатель спрашивает детей:

  • Кто выращивает хлеб? (Хлеборобы.)
  • Кто выращивает виноград? (Виноградари.)
  • Кто выращивает чай? (Чаеводы.)
  • Кто выращивает свеклу? (Свекловоды.)
  • Кто выращивает хлопок? (Хлопкоробы.)

Игры на образование новых слов с помощью суффикса.

Цель игры: образовать новые слова с помощью суффиксов.

Ход игры: Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий.

Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.

«Дом – домик – домишко – домище»

Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов

-ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р.п.; развивать умение слышать грамматически правильную речь.

Материал: карточка, разделённая на 4 части, в каждой из которых изображения дома, домишки, домика и домищи; маленькие карточки разных цветов (жёлтого, голубого, красного) с изображением животных, мебели, посуды и др. предметов, имеющихся в доме; цветные квадратики (по 3 шт. каждого цвета)

Ход: к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т.д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и животными, рядом с изображением разных домов, затем объясняют свои действия и называют полученные слова. Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому что можно образовать слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т.к. слова «лисик» не существует».

Дидактические игры и упражнения на формирование словообразования глаголов

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Воспитатель предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается:

Дидактическое упражнение «Что делают дети?»

Цель: ввести в речь детей глаголы с приставками.

Оборудование: парные сюжетные картинки.

Вопросы к детям:

  • Что делает мальчик? (Рисует.)
  • Что сделал мальчик? (Нарисовал.)

Пары глаголов: лепит — слепил, моет — вымыл, пел — спел, играет – поиграл, гулял – погулял.

Игры на образование приставочных глаголов.

«Что сделал Незнайка»

Цель: учить образовывать глаголы с помощью приставок.

Ход игры: педагог задает вопросы детям, демонстрируя детям действие Незнайки.

-Что делает Незнайка?

— За что забежал Незнайка?

— Незнайка забежал за дом.

— К чему подбежал Незнайка?

— Незнайка подбежал к дому.

— Откуда выбежал Незнайка?

— Незнайка выбежал из дома.

Грач с юга …..(прилетел).

Грач через гнездо ……(перелетел).

Грач от гнезда…… (отлетел).

Грач к гнезду ….. (подлетел).

Грач с дерева …… (слетел).

Грач из гнезда ….. (улетел).

Грач в гнездо ….. (залетел).

Дидактические игры и упражнения на формирование словообразования прилагательных

Игры на образование относительных прилагательных.

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам; в составлении простых предложений с однородными членами.

Материал: карта с изображением сказочного Волшебника и вращающимися вокруг своей оси четырьмя кругами, на одной стороне которых – приспособление для картинки с изображением предметов. На большой карте есть место для прикрепления небольшого кусочка материала, из которого Волшебник будет «создавать» предметы. Предлагаемые вещества и материалы: дерево, фарфор, стекло, пластмасса, кожа, картон, бумага, резина, металл, пластик, поролон, шерсть, пух, разные ткани.

Количество игроков: индивидуально, парами и в подгруппе до 4 чел.

Ход: В чащобе, вдали от людей,

Волшебник живёт, чародей.

Волшебною палочкой чудной своей

Он делает массу полезных вещей.

Из материалов обычных

Много предметов различных

Создаст чародей за мгновенье

Лишь палочки прикосновеньем.

Из хрусталя, поролона и кожи

Он сотворить очень многое может.

Вам нужно круги «золотые» вращать,

Картинки в кругах важно чётко назвать.

На карту выкладывается материал. Ребёнок вращает круги с прикреплёнными на них картинками, называя предметы и образовывая прилагательные от названия материала, изменяя их по родам и числам, в соответствии с тем, какой предмет изображён на карточке.

Например: «Это кожа. Из кожи Волшебник сделал…(переворачивает картинку) сумку. Сумка из кожи – кожаная. Волшебник сделал из кожи кожаную сумку».

Затем открываются следующие картинки. Когда все картинки открыты, ребёнок составляет обобщающее предложение. «Из кожи Волшебник сделал кожаную сумку, кожаный портфель, кожаное кресло, кожаные перчатки».

После этого изображения, прикрепляемые к обратной стороне кругов, и материал заменяются.

Ход игры: день с солнцем – солнечный день, день с дождем – дождливый день, день с ветром – ветреный день, лист березы – березовый лист.

Игры на образование притяжательных прилагательных.

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений.

Материал: картинки с изображением фантастических зверей, составленных из частей разных животных (например: голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост петуха, ноги кабана).

Ход: Ребёнок рассматривает картинку и описывает «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному.

Например: «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост, кабаньи ноги».

Ход игры: Чей сын Ваня? Ваня – папин и мамин сын. Чья дочка Таня? Таня – папина и мамина дочка. Чье ухо? Ванина ухо.

Иры на образование сравнительной степени прилагательных.

«В гостях у матрёшек»

Цель: упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных, в составлении сложноподчинённых предложений с союзом «а»; развивать навык соотношения предметов по величине, зрительное восприятие.

Материал: три карты в виде домиков, разных по высоте; на каждой — в соответствии с их размером изображены матрёшки: большая, средняя и маленькая; наборы карточек с изображениями предметов, отличающихся по размеру.

Ход: «Мы в гостях у матрёшек. В их домах находится много разных предметов. Догадайся, из дома какой матрёшки эта тарелка?». Ребёнок раскладывает карточки с предметами в дом каждой из матрёшек.

«У маленькой матрёшки тарелка мелкая, а у средней какая. (глубокая),а у большой. (ещё глубже). Каша в тарелке маленькой матрёшки вкусная (горячая), а у средней. (вкуснее, горячее), а у большой. (ещё вкуснее (горячее) или самая вкусная)».

Сравнивать предметы можно в разной последовательности.

Когда ребёнок освоит алгоритм игры, он может самостоятельно определять качества предметов для сравнения. Например, кровать можно сравнить по высоте, ширине, длине, степени удобства, красоте и т.д.

Иры на образование сравнительной степени прилагательных.

Дидактическая игра «Назови какой дом?»

Цель: учить образовывать прилагательное от имени существительного.

Ход игры: педагог бросает мяч ребенку, задавая вопросы.

Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом.

из бетона – из пластмассы — из бумаги —

из камня – из металла — изо льда —

из глины — из стекла — из дерева –

Дидактические упражнения «Скажи одним словом»

Словарный материал: длинное ухо – длинноухий, короткий хвост – короткохвостый, длинные рога – длиннорогий, рыжий хвост – рыжехвостая, любит труд – трудолюбивый, ходит быстро – быстроходный. И так далее.

Дидактическая игра «Продуты питания»

Цель: Согласование прилагательных с существительными среднего рода.

Воспитатель: Сегодня утром почтальон принес посылку с вареньем (пока­зывает банку с вареньем). А какое оно, мы не знаем.

Воспитатель: Давайте попробуем догадаться. Варенье из яблок? Какое?

Дети: Яблочное варенье. Из груши какое варенье? Грушевое варенье.

Из клюквы? Клюквенное варенье. Из сливы? Сливовое варенье. Из клубники? Клубничное варенье. Из малины? Малиновое варенье. Из вишни? Вишневое варенье. Из банана? Банановое варенье. Из ананаса? Ананасовое варенье.

Воспитатель: Повтори за мной: грушевое, малиновое, вишневое, банано­вое, ананасовое варенье.

Дидактическая игра «Найди ошибку»

Цель: обучение образованию имени прилагательного от имени существительного.

Воспитатель называет предложение, где одно прилагательное заменено тем существительным, от которого оно образовано.

На улице льет (осень) дождь.

Какой льет на улице дождь? (Осенний.) И т. д.

Выигрывает тот ребенок, который больше других найдет и исправит «ошибок».

Дует теплый (весна) ветер.

Мама купила (апельсин) сок

Скоро наступит первый (зима) день.

Папа купил сыну (мех) шапку.

В саду собрали (богатство) урожай.

«Путешествие в изумрудный город»

Цель: формирование навыка образования относительных прилагательных от существительных.

Материал: плакат с изображением Изумрудного города, улица Молодежная, Дом моды. Кусочки тканей.

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по Изумрудному городу. «Сегодня мы отправимся в Дом моды на улицу Молодежную. Что же мы здесь увидим? Это Дом моды для детской и взрослой одежды. Модели сшиты из разных тканей (ситец, бархат, драп, кожа, нейлон, фланель, мех, сатин, сукно, шерсть, кружево, тюль, трикотаж, шелк)». Организуется диалог: «Это ситец. Платье сшито из ситца, платье ситцевое».

«Экскурсия в сад»

Цель: формирование практических навыков образования и употребления относительных прилагательных.

Материалы: предметные картинки, корзинки.

«Дети взяли корзинки и собрались на экскурсию в сад, доехали до остановки «Фруктовая» и стали в саду собирать яблоки, груши, виноград, малину, смородину и т. д. Устали, отдохнули на поляне и разделили все собранное на фрукты и ягоды».

Воспитатель задает вопрос, что можно сварить из них (сок, компот, варение, морс и т. д.). Воспитатель обращает внимание детей на то, как будут называться напитки, сваренные из фруктов — фруктовые, а из ягод — ягодные (дети проговаривают хором и индивидуально). На поляне оборудован «прилавок», где размещены фрукты, овощи, кувшины, стаканы, банки. Детям предлагают выбрать фрукт или ягоду и назвать сок, сделанный из них. Воспитатель дает образец ответа: я взяла малину, сделаю сок малиновый (образец повторяется детьми) ; я взяла виноград — сок сделаю виноградный. Каждый ребенок определяет, как называется его сок. (Фрагмент занятия представлен в Приложении 4)

Цель: развитие навыков словообразования, обучение детей составлению словосочетаний с включением относительных прилагательных.

Материалы: банка с вареньем, одноразовые ложки по числу детей, розетки с разными вареньями.

Воспитатель показывает банку с вареньем и просит детей догадаться, какое варенье, если оно из клюквы, из виктории, из абрикосов, из вишни, из сливы и т. п. Ребенок отвечает: «Сливовое варенье»; «Вишневое варенье» и т. д. Правильно ответившие дети с закрытыми глазами с помощью воспитателя отгадывают по вкусу какое варенье пробуют.

«Путешествие в изумрудный город»

Цель: упражнение детей в образовании относительных прилагательных от существительных и составлении простого предложения.

Материал: плакат с изображением Изумрудного города, улицы Фруктово-ягодная и витаминно-овощная.

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по Изумрудному городу. «Сегодня мы отправимся на улицу Фруктово-ягодную и витаминно-овощную. Давайте посмотрим, какие предметы встретятся нам здесь. Фруктово-ягодная улица с вкусными сладкими садовыми плодами и ягодами (груша, яблоко, виноград, слива, малина, крыжовник, вишня, смородина, арбуз, дыня, ананас, лимон, апельсин, мандарин и т. д.) ». Организуется диалог: «Это яблоко. Из яблок делают сок. Сок яблочный». Ребенок составляет простое предложение с новым словом: «Я люблю яблочный сок»; «Бабушка варит вишневый компот» и т. д.

«А это Витаминно-овощная улица с крупными спелыми, выросшими на грядках помидорами, огурцами, баклажанами, картофелем, репой, свеклой, морковью, капустой (цветной и белокочанной, редиской, петрушкой, укропом, хреном, горохом, фасолью, луком». Организуется диалог: «Это морковь. Из моркови делают салат. Салат морковный». (если слово сложное и от него невозможно образовать нужную форму, то ребенку это не сообщается, а воспитатель получает возможность проверить степень сформированности данного словообразовательного умения). Аналогично, как и на предыдущей улице детям предлагается составить короткую фразу.

Цель: развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных, умения включать их в короткую фразу.

Материалы: предметные картинки.

Воспитатель выставляет на полотно картонный контур дома и предлагает догадаться, какой это дом, если он из бревен, досок, камней, кирпича, блоков, соломы и т. п. Дети образуют соответствующие прилагательные.

Воспитатель выставляет схему предложения из четырех слов, где полосками разных цветов обозначены слово-действие, слово-определение, слова-предметы. Первое предложение, показывая на схему, составляет воспитатель: Рабочие построили блочный дом. Затем предлагает детям вспомнить о строительных профессиях и составить по схеме свои предло-жения. Например: Каменщики выстроили кирпичный дом. Плотники построили бревенчатый дом. И т. п.

«Путешествие в Изумрудный город»

Цель: упражнение в образовании относительных прилагательных от существительных, составлении словосочетаний.

Материал: плакат с изображением Изумрудного города, соответствующих улиц.

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по Изумрудному городу. «Сегодня мы отправимся на улицу Строительную. Давайте посмотрим, какие предметы встретятся нам здесь. На Строительной улице продаются разные материалы (алюминий, бумага, войлок, вата, дерево, картон кожа, железо, солома, кирпич, камень, металл, песок, резина, чугун, сталь, цемент; металлическая дверь, железная труба, кирпичная перегородка, деревянная лестница, чугунная печка и т. д., предметы, сделанные из этих материалов для возведения домов и инструменты».

Организуется диалог: воспитатель спрашивает, как называется предъявляемый материал, что из него делают, какой предмет получился. Например, это кирпич, из кирпича строят дом, дом кирпичный. Затем детям предлагается составить словосочетания с новыми словами: соломенная крыша, железный замок, кирпичная стена и т. д.

Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных, составлении предложений с относительными прилагательными.

Ход игры: воспитатель говорит: «Сейчас мы с вами будем придумывать смешные предложения. К каждому новому слову вы будете добавлять слово «тарелка» и «чайник»». Например, Снег. А тарелка из снега какая? Снежная. Снежная тарелка. Снежный чайник.

Резина. А предмет из резины какой? Резиновый. Резиновый мяч.

Примерный лексический материал

Кирпич, ситец, шелк, дерево, стекло, кожа, железо, сталь, пластмасса, мех, бумага, песок.

С наиболее интересными словосочетаниями предлагается составить предложение: Снежная тарелка растаяла на столе, Резиновый мяч высоко подпрыгнул.

Игра с мячом «Ответь одним словом»

Цель: развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных, закрепление умения использовать образованные слова в словосочетаниях.

Материалы: мяч среднего размера.

Воспитатель бросает мяч по очереди детям и при этом произносит словосочетания с предлогами: пирог с яблоками, котлеты из курицы, бульон из мяса, оладьи из картофеля, запеканка из творога и т. п. Поймав мяч, ребенок отвечает словосочетанием с относительным прилагательным: яблочный пирог и т. д.

«Что сегодня на обед?»

Цель: закрепление навыка употребления относительных прилагательных во фразовой речи.

Материал: полиэтиленовые мешочки 10*10 см с разными сыпучими продуктами (вермишель, кофе, пшено, гречневая крупа, горох и т. п.) .

Дети по указанию воспитателя называют свои продукты. Воспитатель спрашивает: «Какую кашу можно сварить из вашего продукта? (Гречневую, пшенную, манную и т. п.). Какой суп можно сварить? (Вермишелевый, гороховый и т. п.). Какой напиток можно приготовит? (Кофейный). Какую запеканку можно сделать? (Вермишелевую, манную)». Воспитатель помогает детям при затруднениях с ответами. Наиболее сложные прилагательные проговариваются хором. С образованными словами дети составляют предложения: Мама приготовила манную запеканку, Бабушка сварила гороховый суп и т. д.

«Путешествие в Изумрудный город»

Цель: закрепление навыка образования относительных прилагательных от существительных с включением их в предложение, состоящее из 3-5 слов.

Материал: плакат с изображением Изумрудного города, аллеи Сладкоежек.

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по Изумрудному городу. «Сегодня мы отправимся на аллею Сладкоежек. Давайте посмотрим, что встретится нам здесь. На аллее Сладкоежек клумбы из зефира, скамеечки из шоколада, дорожки из леденцов, фонтаны из крема, бассейны из сливок, ручьи из молока, тропинки из вафель, домики из мармелада, окна из бисквита». Организуется диалог: «Эта клумба из зефира. Это зефирная клумба» и т. д. Дети составляют предложения с новыми словами: Сливочный бассейн прозрачный и глубокий, Леденцовые дорожки извивались маленькими змейками и т. д

Цель: закрепление навыка образования прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением, составление предложения с образованными словами.

Воспитатель произносит предложение, а ребенок добавляет нужное слово и проговаривает предложение целиком.

Заяц белый, а зайчонок. (беленький).

Шарф синий, а шарфик. (синенький)

Береза тонкая, а березка (тоненькая).

Дом низкий, а домик. (низенький).

Примерный лексический материал:

С некоторыми словами воспитатель предлагает детям составить предложения: Беленький зайка скакал между деревьями.

Дидактические игры по формированию словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста

Галина Михайловская
Дидактические игры по формированию словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Огромное влияние на речь ребенка оказывает игра. С её помощью можно корректировать, улучшать, развивать в детях важнейшие психические свойства, человеческие личностные качества. Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки,т. е. усваивает лексико-грамматические категории родного языка.

Предлагаю Вашему вниманию интересные дидактические игры, которые помогут сформировать словообразовательные умения у дошкольников. Подобраны они в разное время и из разных источников. Некоторые дополнены и редактированы мной для того, чтобы легче включить ребёнка в игровую ситуацию, активизировать его способность к коммуникации, вызвать эмоциональный отклик и желание поиграть.

Мы из сказок.

Цель: Упражнять детей в образовании существительных с помощью суффиксов субъективной оценки (уменьшительно – ласкательных и увеличительных).

-Сейчас мы поиграем. На каждом ряду мальчики и девочки будут изображать сказочных героев: на первом ряду сидят крохотные Мальчики с Пальчики и Дюймовочки, а на втором ряду –Великаны и Великанши. Они все и говорят по разному: у малышек всё маленькое и называют они вещи ласково – тарелочка, столик, ручка; а великаны свои огромные вещи называют так – тарелища, столище, ручища. Собрались они вместе и стали рассказывать одну историю, каждый по – своему. Я буду рассказывать эту историю, а последнее слово будете повторять вы — по – своему.

«Один раз пошли мы на свой огород (огородик, огородище, посадили там арбузы (арбузики, арбузищи) и огурцы (огурчики, огурчищи). Поливали их из лейки (леечки, леищи). На огороде была яма (ямка, ямища). Провалился туда мальчик, подвернул ногу (ножку, ножищу). Что тут делать? Опустила тогда девочка свою косу (косичку, косищу, мальчик по ней и выбрался. Перевязал свою ногу (ножку, ножищу) лентой (ленточкой, лентищей). А яму (ямку, ямищу) засыпал камнями (камушками, камнищами).»

Назови меня.

Цель: Упражнять детей в образовании существительных с помощью различных суффиксов.

-Давайте поиграем! Вам надо одним словом назвать человека, о котором я буду говорить. Например, если человек всем помогает, он – помощник.

Человек умеет шутить, он – (шутник).

Эта девочка любит проказы, она – (проказница).

А эта всё время тараторит, она – (тараторка).

Человек очень добрый, назовём его – (добряк).

Человек очень сильный — (силач).

Девочка любит модничать – (модница).

А другая много болтает – (болтунья).

Этот малыш постоянно шалит, он – (шалун).

Знаешь ли ты профессии?

Цель: Закреплять навык образования сложных слов. Развивать речевое чутьё.

-Давайте поиграем! Я буду говорить, что делает человек, а вы называйте его профессию.

Зверей ловит – зверолов.

Оленей разводит – оленевод.

Лес рубит – лесоруб.

Сыр делает – сыродел.

Работает на железной дороге – железнодорожник.

Хлеб печёт – хлебопек.

Пчёл разводит – пчеловод.

Рыбу ловит – рыболов.

Как его зовут?

Цель: Учить образовывать существительные с оттенком пренебрежения.

Встретили мы один раз человека, — ни то, ни сё, не поймёшь кто.

— Ах, у меня много имён, да все такие звучные, я ими горжусь!

— Мы сейчас посмотрим, говори!

— А вы сами догадайтесь. Я только начну, открою вам первое имя… Когда кривляюсь, все зовут меня Кривляка. Как начну ломаться, то я Ломака. Когда все вещи растеряю, я Растеряха. Я вечно долго копаюсь, тогда я Копуша. Иногда я вру, тогда меня зовут Вруша. За плаксивость меня зовут Плакса. Когда я ем одни сласти, я Сластёна! Вот мои имена!

Вот уж в самом деле, человек – ни то, ни сё! И гордиться нечем!

Кто где живёт?

Цель: Учить детей образовывать существительные, обозначающие помещения.

-Для домашних животных люди строят специальные помещения. Давайте вспомним, как они называются. Эти слова можно образовать от названия самих животных. Я буду называть животных, я вы вспоминайте, где они живут.

Куры – в курятнике.

Кролики – в крольчатнике.

Свинья – в свинарнике.

Скворцы – в скворечнике.

Конечно, не о каждом животном можно придумать такие близкие слова о том, где они живут. Например, можно сказать, что обезьяны живут в обезьяннике. А вот рыбы – в аквариуме, собака – в конуре, белка – в дупле. Эти слова надо запомнить отдельно!

Мы — спортсмены.

Цель: Учить детей дифференцированно употреблять суффиксы существительных мужского и женского родов.

-Мы недавно ходили с вами на стадион, смотрели, как занимаются спортсмены: они бегали, прыгали в высоту. У каждого свой любимый спорт. Есть очень много названий спортсменов, посмотрим, какие из них вы знаете.

Катается на лыжах – лыжник.

Играет в футбол – футболист.

Спортсменка, которая быстро бегает – бегунья.

Спортсменка, которая прыгает – прыгунья.

Катается на велосипеде – велосипедист.

Прыгает с парашютом – парашютист.

Бегает на коньках – конькобежец.

Играет в шахматы – шахматист.

Занимается туризмом – турист.

Хорошо стреляет – стрелок.

Спортсмен, который хорошо плавает – пловец.

Незнайкин урожай.

Упражнять детей в образовании имён прилагательных с помощью суффиксов.

-Был у Незнайки огород и сад. Снял Незнайка урожай, позвал гостей. Хоть и много придёт гостей, весь урожай сразу не съесть. Как тут быть, ведь урожай может пропасть? Знайка и посоветовал: «Начинай делать заготовки на зиму. Помидоры маринуй, будут помидоры маринованные. Огурцы соли, не испортятся огурцы солёные. Груши суши, будут для компота груши сушёные. Яблоки мочи, хороши яблоки мочёные. Рябину морозь, долго лежит рябина мороженная».

— А чем же мне гостей угостить?

— А ты картофель отвари, подай картофель отварной. На сладкое морковь натри, очень вкусная морковь тёртая. Вот и не пропадёт твой урожай!

Назови одним словом.

Цель: Упражнять детей в образовании имён прилагательных путём словосложения.

— Давайте поиграем. Я назову предложение, в котором выделю несколько слов, а вы должны составить из них одно слово. Например, в этом доме шесть этажей, он шестиэтажный.

Этому дереву десять лет, оно – десятилетнее.

Цветок любит тепло, он – теплолюбивый.

У новой машины быстрый ход, она – быстроходная.

У слона толстая кожа, он – толстокожий.

Идёт дедушка с седой бородой, он – седобородый.

У моей подруги серые глаза и чёрные волосы, она –

сероглазая и черноволосая.

Вот малыш с круглым лицом и красными щеками, он – круглолицый и краснощёкий.

Как назвать такой вагон?

Цель: Упражнять детей в образовании относительных прилагательных с помощью суффиксов.

-Был один раз Знайка на вокзале. Мимо проходит много поездов, мелькают вагоны. Задумался Знайка, почему вагоны называются по –разному? Стал он сравнивать слова и догадался: вагон, в котором едут пассажиры – пассажирский; в котором везут товары, — товарный; который отведён для детей, — детский; а в котором на полке можно спать, — спальный.

А это совсем просто – зелёный вагон без окон для почты, это – почтовый. А как же называется вагон, в который приходят кушать? Никак слово подходящее не получается. Объяснил ему дежурный: вагон, где есть кухня и столовая, называется особым словом — вагон – ресторан!

Да – нет

Цель: Учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов со значением слова разной эмоциональной окраски.

Эту игру придумал Знайка. Собрал он как – то малышей – мальчиков и девочек. Говорит: «Сколько у нас есть разных слов! Одним словом и похвалить можно малыша – помощник, умник, и какой–нибудь недостаток назвать – молчун, лгун. Знаете ли вы эти слова? Пусть отвечают девочки. Если слово говорит о хорошем – он помощник, то надо соглашаться, — да, и я помощница. А если слово говорит о плохом, надо отказываться: он лгун – нет, я не лгунья!

Он умник — Да, и я умница.

Он ворчун — Нет, я не ворчунья.

Он мастер – Да, и я мастерица.

Он упрямец — Нет, я не упрямица.

Он трус – Нет, я не трусиха.

Он плясун — Да, и я плясунья.

Он озорник — Нет, я не озорница.

Он разумник – Да, и я разумница.

Он шалун — Нет, я не шалунья.

Маленький – большой

Цель: Учить детей дифференцировать суффиксы существительных. Развивать речевой слух.

-Помните, мы играли в слова? Я называла большой предмет, а вы называли маленький. А теперь, наоборот, я буду называть маленький предмет, а вы подбираете слово, которое обозначает такой же предмет, но большой.

кисточка – кисть и др.

Какой сок? Какой суп?

Цель: Учить детей образовывать относительные прилагательные.

— Ребята, посмотрите внимательно на картинки и скажите, как называется сок, если он из абрикосов? апельсинов? груш? яблок? клубники? лимона? моркови? помидоров? слив? вишен? и пр.

— Какой суп, если он из картошки? фасоли? гороха? рыбы? курицы? пшена? свёклы? грибов? овощей? и пр.

Из чего это сделано?

Цель: Учить детей правильно отвечать на вопрос какой по материалу?, а также образовывать относительные прилагательные.

— Посмотрите на картинку, подумайте и скажите, какой по материалу этот кувшин, если он сделан из дерева? (деревянный). А если кувшин сделан из металла? из пластмассы? из стекла? из глины? из фарфора? из хрусталя? из керамики?

— Если эта сумка сделана из кожи, то она какая). (кожаная). А если из нейлона? соломы? брезента? полиэтилена? бумаги? и пр.

Одна и одно

Цель: Учить образовывать существительные, обозначающие названия единичных предметов с суффиксами –ин /-ан/. Закреплять употребление среднего рода в словах.

Сегодня мы будем заниматься так. Я буду начинать предложение, а последнее слово вы будете называть сами.

— Девочка плетёт коврик из соломы, дайте мне одну (соломину). (Последнее слово должно обозначать один предмет). У сестрёнки целая кисть винограда, дайте мне одну (виноградину).

Девочка нанизывала бусы и уронила одну

(бусинку). Мама чистит картофель, и я очистила

одну (картофелину). Из стручка гороха выпала

На одно смотрят – разное видят.

Цель: упражнять детей в употреблении существительных оценочного значения. Формировать образность речи.

Расскажу я вам сказку. А вас попрошу помочь мне её рассказывать.

— Встретились две девочки. Первая – Сердитка, ничего хорошего вокруг не видела, всё ей худо. А вторая – Приветница, всё ей вокруг нравится, всех она хотела называть ласково, приветливо. Сели они на высокий бережок, на одно смотрят, а видят по-разному. Говорит Сердитка:

— Вон ощипанная берёза стоит!

— Нет, кудрявая берёзонька стоит!

— Фу, какая мелкая речка!

— Нет, глубокая реченька!

— Вдоль неё кривая дорога идёт!

— Нет, прямая дороженька!

— А у дороги изба.

— Где же? Это не изба, а избушечка!

— Живёт там Василиска – дурная голова!

— Нет, Василисушка, умная головушка!

— Во дворе стоит тощая лошадёнка.

— Нет, стоит сытая лошадушка.

— Да ещё петух с шершавой бородой!

— Нет, петушок с шелковой бородушкой!

— У дверей злая собака!

— Нет, у дверей добрая собачка!

— А ну тебя! Чтоб нам больше не встречаться!

— Почему же, попрощаемся ласково, до свидания!

Дидактические игры как средство эколого-валеологического воспитания детей дошкольного возраста «Дидактические игры как средство эколого-валеологического воспитания детей дошкольного возраста» Дидактические игры- это разновидность.

Дидактические игры для детей дошкольного возраста 2 младшая группа. Мозаика. Игровая задача- учить собирать картинки из 4-6 частей. Обучающая задача- тренировка внимания, развивать мелкую.

Дидактические игры для детей дошкольного возраста Дидактическая игра «Составь узор» Дидактическая задача: Учить составлять декоративные композиции – располагать элементы, подбирая их по.

Дидактические игры для формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков звукового анализа и синтеза слов Исходным процессом при обучении детей письму и чтению является звуковой анализ и синтез слов. Многие дети испытывают затруднение при расчленении.

Дидактические игры по математике для детей среднего дошкольного возраста На занятиях по математике использую разнообразные игры и дидактические упражнения, некоторыми из них хочу поделиться с вами. Для закрепления.

Дидактические игры по ПДД для детей старшего дошкольного возраста 1. «Игра со светофором» Цель: закреплять правила дорожного движения (значение цветов светофора). Дети становятся в круг, ребенок – светофор.

Дидактические игры по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо воспитывать с раннего детства. Самим детям трудно самостоятельно.

Дидактические игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста Цели и задачи. Цель — показать влияние дидактических игр на развитие сенсорных способностей. Задачи:1) Обогащать чувственный опыт детей.

Конспект игрового занятия по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста «Веселое путешествие» Цель: развитие коммуникативных навыков дошкольников. Задачи: создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви; развивать у.

Словесная игра как средство формирования словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста ВВЕДЕНИЕ Особое место в жизни ребенка занимает игра – ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте. (СЛАЙД 2) «Игра — это искра, зажигающая.


источники:

http://verhotinanv-shat-dou28.edumsko.ru/articles/post/285084

http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskie-igry-po-formirovaniyu-slovobrazovatelnyh-navykov-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html