Игры на правописание 3 класс

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
картотека по русскому языку (3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
orfograficheskie_igry.docx41.72 КБ

Предварительный просмотр:

Незнайка играл в слова, составляя из двух слов одно. Проверьте, правильно ли он

2.Кто быстрее исправит ошибки. (Тема: Большая буква)

На карточках текст с ошибками.

Задание: Как можно быстрее найти и исправить все ошибки в написании прописной буквы.

3.Прочти предложение. (Тема: Падежные окончания.)

Из альбомного листа изготовляются карты, на которых записаны предложения, но вместо существительных помещены соответствующие рисунки.

Задание: читая предложение, учащиеся по рисункам называют имена существительные в соответствующем падеже, подбирая правильное окончание.

4. «Выбери три слова» (Игра используется для закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор : подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.

5 . Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

Дидактическая задача: Повторить формулирование уточняющих вопросов и падежные окончания.

Игровая задача: Помоги предложениям попасть на Бал.

В королевстве Грамматики сегодня Бал. На него явилось много предложений. Но часовой не пропустит их во дворец до тех пор, пока у каждого существительного из явившихся не будет указано его спряжение. Помоги предложениям попасть на Бал. Какие вопросы задает часовой существительным?

На доске рисуется таблица, половины которой разделены часовым. Предложение разбирается одним учеником, принимаются подсказки из класса.

В мае цветет черемуха Мама подарила сыну книгу Ласточки возвращаются из Африки Заяц кормится корой дерева Сестра приехала к брату Саша написал письмо Лисица спряталась за кустом и т.д. Ч а с о в о й В (чем?) мае цветет (что?) черемуха. и т.д.

7. Игра «Найди окончание»

Дидактическая задача: Повторить падежные окончания имен существительных.

Игровая задача: Найти окончания некоторых слов в поговорках.

“Окончание – очень изменяемая, подвижная часть слова. Она легко может потеряться. Найди потерянные окончания для этих пословиц”.

  • Собирай по ягодк. – найдешь кузовок.
  • Капля по капл. и камень долбит.

Без букваря и грамматик. не учатся и математик.

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

9 . Игра «Командная игра-цепочка»

Дидактическая задача: Дописать подходящие по смыслу существительные в винительном падеже.

Игровая задача: Сделать цепочку как можно длиннее.

Содержание игры и Материалы:

  • Слушаю музыку, маму.
  • Пишу диктант, письмо.
  • Строят башню, дом. и т.д.

10.Игра «Твердый – мягкий»

Цель: создать условия для повторения правописания твердого и мягкого знаков.

Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата».Команда «Камень» встает, если я прочитаю слово с твердым знаком, если читаю слово с мягким знаком, встает команда «Вата».

Слова: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.

11.Игра: Будь внимателен.

Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил.
Из предложенных стихотворений выписать с сочетаниями жи, ши:
1. Жили в хижине чижи,
Мыши, ежики, стрижи,
В гости к ним идут моржи
И жирафы и ужи.
2. Жилет, животное, живот,
Жирафы, живопись, живет,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши,
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, смешить,
Шипеть и шить.
Все сочетания ЖИ и ШИ
Только с буквой И пиши!

12.Игра: Словознайкин, дай ответ.

Цель: определить уровень развития детей, развивать память, мышление, речь.
Детям предлагается за определенное время вспомнить и записать как можно больше пословиц и поговорок, загадок и четверостиший, в которых встречаются слова и заданное правило – «Правописание слов с сочетаниями жи, ши». Например:
Пословицы и поговорки:
Жизнь дана на добрые дела.
Шила в мешке не утаишь.
Поспешишь –людей насмешишь.
Жизнь прожить — не поле перейти.
Дружба как стекло, разобьешь – не склеишь.
Загадки:
Два березовых коня
Через лес несут меня.
Кони эти рыжие,
А зовут их…(лыжами).

Он высокий и пятнистый

С длинной, длинной шеей,

А питается он листьями,

Листьями деревьев (жираф)
Четверостишье:
Шила шубку – сшила юбку,
Шила шапку – сшила тапку!
Хорошая швея Наташа!

13.Игра: Замени букву.

Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление.
Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.

Дочка ручка
бочка речка
ночка свечка
кочка печка
точка почка
тучка дочка
тачка ночка

14.Игра: Назови один предмет.

Цель: отработка способов проверки безударных гласных.
Учитель говорит слово, обозначающее много одинаковых предметов, а ученики называют один такой предмет и объясняют какую гласную надо писать в корне слова. За правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков.
Примерный материал: слова: врачи, глаза, грачи, сады, тазы, шары, бока, дожди, дворы, кроты, моря, ножи, плоды, поля, рога и т. д.

15.Игра: Большая буква.
Цель: закрепление правила написания заглавной буквы в словах.
Оборудование: у каждого ученика набор сигнальных карточек.
Учитель предлагает классу внимательно послушать стихотворение. Затем учащиеся отмечают сигнальными карточками, все правила написания большой буквы, о которых говориться в стихотворении. Далее нужно защитить каждый свой ответ, т. е. объяснить какое правило зафиксировано. Выигрывает тот, кто сумеет защитить все сигнальные карточки.

Буква обычная выросла вдруг, Ставится буква
Выросла выше букв – подруг У строчки в начале,
Смотрят с почтением Чтобы начало мы замечали.
На букву подруги, Имя, фамилия
Но почему? Пишутся с нею,
За какие заслуги? Чтобы заметнее быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Буква расти не сама захотела, Имя твое
Букве поручено важное дело: Имя улицы, города.
Ставиться в слове Буква большая —
Не зря и непросто Совсем не пустая,
Буква такого высокого роста.

В букве большой —
Уважения знак.(С. Измайлов)

16.Игра: Пол-минутки для шутки.

Цель: закрепить правописание заглавной буквы в кличках животных.
Оборудование: на доске записаны названия тех животных, которые встречаются в стихотворении Ю. Черных: собака, курица, корова, кошка, лошадь.
Учитель просит детей внимательно послушать стихотворение и сказать, что в нем не так. Правильный ответ поощряется игровым жетоном. Одни дети дописывают на доске к названиям животных — клички, а остальные выполняют эту работу в тетради.
Жили — были дед, да баба
С маленькою внучкою.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкою,
А Хохлатой они
Звали жеребенка,
А еще у них была
Курица Буренка,
Собачонка Мурка,
А еще два козла,-
Сивка и Бурка.

17.Дидактическая игра «Будь внимателен».
Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил.
Из предложенных стихотворений выписать слова с сочетаниями жи, ши:
1. Жили в хижине чижи,
Мыши, ежики, стрижи,
В гости к ним идут моржи
И жирафы и ужи.
2. Жилет, животное , живот,
Жирафы, живопись, живет,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши,
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, смешить,
Шипеть и шить.
Все сочетания ЖИ и ШИ
Только с буквой И пиши!

Дидактические игры при обучении орфографии в начальной школе

Выбранный для просмотра документ Дидактические игры при обучении орфографии в начальной школе.doc

Выступление на ШМО по теме «Развитие орфографической зоркости у младших школьников».

Составитель: Медведева Е.Г.

при обучении орфографии в начальной школе.

Обучение орфографии осуществляется наилучшим образом при использовании дидактических игр, направленных на усвоение орфографических правил, алгоритмов их применения, способов проверки орфограмм, а также на развитие орфографической зоркости.

Дидактические игры воспитывают в учениках доброжелательность, инициативность, высокую работоспособность; стимулируют и активизируют познавательные процессы: мышление, память, воображение; создают условия для формирования положительной мотивации учебной деятельности, что способствует повышению качества знаний учащихся.

Предлагаю описание некоторых игр при обучении орфографии.

Когда заканчивается обучение грамоте, учитель каждому ученику выдает «волшебный квадрат» (квадрат со стороной 5см, украшенный аппликацией). Этот квадрат лежит у ученика в тетради. Учитель поясняет, что квадрат будет обладать волшебной силой, если дети научатся им правильно пользоваться. Для этого квадрат накладывается на первое слово предложения. Постепенно, двигая его вправо, ученик открывает первый слог, потом второй и т.д. Таким образом, он легко обнаруживает пропуск буквы. Квадрат как бы притормаживает движение глаза, не дает ему скользить по строке, заставляет быть внимательнее. Этот простой прием дает хорошие результаты. Дети учатся контролировать себя и, как правило, почти не допускают ошибок на пропуск букв.

Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записано предложение. Ученики «зажигают» огоньки под изученными орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружки, а затем записывают предложение в тетрадь.

а доске записаны слова. В слове на месте орфограммы через горизонтальную черту записаны две буквы возможного написания, т.е. буквы «спорят». Ученикам нужно выбрать верное написание, доказывая его. Например: тр а ва, ска з ка

При изучении темы «Непроизносимые согласные» предложить детям написать по памяти 5 слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчеркивать. Это упражнение можно продолжить. После того как учащиеся написали 5 слов по памяти, учитель открывает запись на доске где написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчеркивают непроизносимые согласные. Это упражнение можно использовать при изучении любой темы.

Написанные на карточках предложения нужно записать, употребляя, где нужно, заглавные буквы (задание на время). Рядом записываются три подобранных похожих примера.

серёжа морозов не боится морозов. витя васильков набрал букет васильков. иванова поля возвращалась с поля. лева скворцов сде­лал домик для скворцов. гена ростов приехал в ростов. Наша марта вернулась из Москвы в конце марта. толя огурцов собрал больше всех огурцов.

Похожие примеры подбираются само­стоятельно: остров в море — город Остров (Псковской области); алая роза — девочка Роза (имя человека); воздушный шарик — собака Шарик (кличка животного) и т.д.

Помоги белочкам взять нужные ореш­ки-слова (одна белочка собирает слова-орешки с безударной гласной а в корне, другая — с о или я — ё ). Объясни правопи­сание слов.

Используемые слова: дожди, стволы, доброта, скворцы, гора, тропинка, волна, сторожка, полевые, конюшня, стоял, ряды, тяжёлый, вытянулся, ковёр, лесная, пля­сать, бежим.

Две корзины, в одну складываются гри­бы-слова, в которые вставлена буква о , а в другую — буква а . В какой корзине слов больше? Объясните правописание слов.

Используемые слова: кв..ртира, комн..та, к..вёр, ск..ворода, к..стрюля, к..пуста, м..рковь, к..ртофель, ябл..ко, вин..град.

На доске отмечаются берега: берег Е и берег И . К какому берегу пристанут лодки-слова и почему?

Используемые слова: с..нева, веч..р, в..шнё­вый, встр..пенулся, ш..лестел, прибл..жался, обл..гчение.

«Поставь цветок в вазу»

Поставь цветы-слова в вазы. В одной ва­зе — слова с ь, в другой — без мягкого знака. В какой вазе больше цветов-слов? Объясни правописание.

Используемые слова: помощ. ландыш. печ. душ. пейзаж. карандаш. молодёж. лож. брош. силач. чертёж. скрипач. то­варищ.

«Посади рыбку в аквариум»

Два аквариума, на одном табличка — сн -, — зн -, на другом — стн -, — здн -. Рыбки-слова необходимо поместить в нужный аквариум.

Используемые слова: звёздный, груст­ный, капустный, праздник, опасный, пре­красный, чудесный, ужасный, свистнул, поздно, интересный, полезный, грозный.

Изображено колесо, на нем по кругу за­писаны приставки. Пользуясь «колесом приставок», ученики образуют возможные слова, которые вставляются в центр круга.

Например: бежал — побежал, перебе­жал, убежал, сбежал, выбежал.

Упражнение выполняется на двух строчках. На первой строчке записан ь , на второй — ъ . Учитель читает слова, ученики слова не записывают, а ставят порядковый номер слова на нужной строчке. По завер­шении работы слова соединяются, и полу­чается дорожка.

Например: 1) льёт, 2) вьют, 3) съедоб­ный, 4) листья, 5) обезьяна, 6) объявление, 7) съезд, 8) ручьи.

ь

ъ

Изображение трех ворот, на которых на­писаны родовые окончания имен прилага­тельных: 1) -ый, -ий; 2) -ая, -яя; 3) -ое, -ее. Мячи — словосочетания необходимо за­бить в нужные ворота (окончания имен прилагательных пропущены).

Используемые словосочетания: вкусн.. яблоко, кожан.. мяч, весенн.. солнце, сладк.. пирог, домашн.. работа, аккуратн.. девочка, син.. платье, утренн.. заря.

Вставьте пропущенные буквы и составь­те из них новое слово.

Какое слово получилось?

Сколь..кий, ск..мья, ло..кий, ..сенний, сла..кий —. (завод).

Здра..ствуй, д..кабръ, курор.. — . ка (ветка).

Ги..кий, т..щил, лё..кий, пл..тил, мор. — . (багаж).

Ло..кий, д..рога, ло..ка, ш..рокий, ве..ка, вет..р —. ль (водитель).

Сер. с..рока, л..сной, у..кий, гла..кий —. (поезд).

— Сегодня в сказочном дворце «Состав слова» состоится бал, в котором примут участие все части слова. Они мечтают по­пасть на бал, мы с вами должны помочь им осуществить эту заветную мечту.

Отгадайте, кто нуждается в нашей помощи.

1. Я главная часть слова, без меня нет слова. Но чтобы меня узнать, надо родствен­ные слова подобрать. (Корень)

2. После корня он стоит,

Его я если заменю,

Другое слово получу. (Суффикс)

3. Я к корню приставлена и навсегда у него оставлена.

Значение слова меняю я, но без корня — никуда.

Нельзя нас с корнем разделять и ничего между нами вставлять.

4. Я изменяемая часть, с другим словом держу связь.

Если бы не я, была бы сущая ерунда.

Я люблю слова конец.

Вот ведь какая вещь: я регулирую всю речь. (Окончание)

— Теперь выполним задания, предло­женные будущими участниками бала.

1. Выберите слова с приставками: прин­цесса, приплыл, догорал, дорогой, ореховый, оберегает, подружился, пользовался.

2. Назовите 8 слов с суффиксом -ист. (Хоккеист, шахматист, футболист, фигу­рист, баскетболист, волейболист, гандбо­лист, биатлонист.)

3. Угадайте слово: а) корень такой же, как в слове дарить , приставка — как в сло­ве побежал , суффикс — как в слове дружок (подарок); б) корень такой же, как в слове садовник , приставка — как в слове покрас­нел , суффикс — как в слове скользкий , окон­чание — как в слове рыбалка (посадка).

4. Подберите 6 слов к схеме

(Сельский, апрельский, городской, испан­ский, тульский, пассажирский.)

5. Соедините слова со схемами. Какое слово лишнее?

«Кто быстрее наполнит топливные баки ракеты».

На доске прикреплены три бумажные ракеты со словарными словами.

В игре участвуют три команды. По очереди (в виде эстафеты) вписывают букву в слова, начиная с последнего.

Спишите слова с планеты «О». (Девочка, коньки, морковь и т.д.)

К теме «Гласные и согласные звуки и буквы»

Выпишите те слова, в которых первая и последняя буквы обозначают:

II вариантсогласные звуки.

П..тух, уч..ники, ..рбуз, в..р..бей, к..р..ндаш, учит..льница, п..льто.

«Помоги собрать слова».

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Собрать слово из частей:

(Спасибо, одежда, товарищ, скоро, русский, тетрадь)

К теме «Безударные гласные, проверяемые ударением»

Разделите слова на две группы. В первую группу напишите слова, в которых безударную гласную можно проверить, во вторую — слова, безударную гласную в которых нужно запомнить.

Бревно, глаза, заяц, дворы, капуста, ученик, кроты, карандаш, мосты, ряды, хорошо, ребята.

Как мы называем слова второй группы?

К теме «Парный согласный на конце слова»

Выпишите слова с парной согласной на конце слова.

Арбуз, фамилия, морковь, карандаш, русский, коньки, медведь, мальчик, язык, ученик, заяц.

В каких словах происходит оглушение? Как проверить эти слова? Сделайте это.

К теме « Словарные слова»

Из каких слов выпали согласные? Напишите эти слова.

_ е _ ё _ а -____ (береза)

_ е _ е _ о — _____ (весело)

_о _ о _ а — ____ (сорока, ворона)

_о _ а _ а- ____ (лопата)

_ о _о _ о — _____ (молоко, хорошо)

К теме «Словарные слова»

Из каких слов выпали гласные? Напишите эти слова.

ф _ м _ л _ _ -______ (фамилия)

вдр _ г- _______ (вдруг)

з _ в _ д — _______ (завод)

_ д _ жд _ — ______ (одежда)

р _ б _ т _ — (работа)

х _ р _ ш _(хорошо)

«Кто секреты отгадает?»

На доске записаны «заколдованные слова», в каждое из которых вставлен лишний слог.

Сарипог, восугрона, посуширда, осурожай, субмалбота.

(Сапог, ворона, посуда, урожай, суббота)

К теме «Непроверяемые безударные гласные»

Мы играем в буквобол,

Не в хоккей, не в волейбол.

Все ребята — игроки

Забивать будут голы.

В те ворота, что левее

Буква «О» пускай влетит.

В сетку справа — остальные

Можно запросто забить.

Ни секунды не теряйте.

Голы, скорее, посчитайте.

Каков счет в игре? (5 : 5)

К теме «Непроверяемые безударные гласные»

Снежинки с неба опустились

И быстро в буквы превратились.

Им укажите верный путь,

В слова их надо вам вернуть.

(Соедините снежинку с буквой и слово)

Попробуйте составить небольшой текст, используя эти слова. Назовите текст.

Перед тобой в столбце слова,

Хвост одного — другому голова.

Слова сумейте точно прочитать,

Запомнить их и записать!

Быстродина (быстро, Родина) Паль m оварищ (пальто, товарищ) Народежда (народ, одежда) Собакарандаш (собака, карандаш) Здравствутетрадь (здравствуйте, тетрадь)

К теме «Правописание фамилий»

Прочитайте слова, вставьте нужные буквы образуйте от этих слов фамилии. Напишите.

На доске записаны слова с пропущенными буквами. Над словами капельки-буквы. Ученики прикрепляют каплю-букву в слово.

Падают капли дождя.

В ладошку поймаю их я.

Какие из них попросить,

Чтоб эти слова оживить?

Ур. жай, т. традь, скор. пл. ток, . зык.

К теме «Деление слов на слоги»

На доске написаны слова:

ф. милия, п. льто, п. суда, сп. сибо, су. ота, к. ньки, в. село.

Вставьте пропущенные буквы.

Запишите только те слова, которые соответствуют схеме:

(Посуда, спасибо, суббота, весело)

К теме «Предлоги»

Соедините при помощи предлога пары слов так, чтобы получились словосочетания.

На доске записаны слова:

Медведь, заяц, петух, собака, корова, воробей, ворона, сорока.

Ученики читают слова, затем слова убираются. Вместо слов вывешиваются рисунки этих предметов, но одного не хватает.

1. Напишите слово, которое осталось без фотографии.

2. Напишите слова с сочетанием -оро- .

3. Напишите слова с безударной гласной «е».

4. Напишите слова с одинаковым количеством гласных и согласных букв. (Учитель убирает картинки)

5. Попробуйте восстановить порядок слов по памяти, запишите, (Для учителя: эти задания можно использовать отдельно каждое.

№ 1 — для ознакомления с новым словарным словом.

№ 2 — к теме «Звуки и буквы» и др.)

Журнал «Начальная школа» №4, 1992 год, Н.А. Савельева, И.В. Зинченко «Работа над формированием навыков грамотного письма».

Журнал «Начальная школа» №6, 1989 год, Б.Ф. Одегова «Развитие орфографической зоркости».

Журнал «Начальная школа» №10, 2009 год, Л.А. Фролова, Е.А. Котельникова «Использование дидактической игры при обучении орфографии».

И.В. Мукашева «Нестандартные уроки по русскому языку». Волгоград: Экстримум, 2004 год.

Сборник дидактических игр на уроках русского языка в 3 классе

Содержимое публикации

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Новокузнецкий педагогический колледж»

СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

к учебнику В. П. Канакиной и В. Г. Горецкого

УМК «Школа России»

студентка группы 4-НО-15

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Петрова Мария Эдуардовна

Материал сборника является дополнительным материалом к учебнику русского языка 3 класса (УМК «Школа России»).

Большую помощь в организации увлекательных уроков окажет учителю этот сборник. По всем темам программы русского языка для 3 класса здесь можно найти дидактические игры, которые помогут в простой и доступной форме донести до учащихся содержание урока.

Первый раздел сборника «Текст. Предложение. Словосочетание». В данном разделе находятся игры, способствующие закреплению знаний о тексте, расширению представлений об особенностях текста, формированию умений озаглавливать и продолжать текст; игры, направленные на изучение видов предложений по цели высказывания, на знакомство с главными и второстепенными членами предложения, на формирование навыка нахождения их в предложении; игры для закрепления знаний о словосочетании.

Второй раздел «Слово в языке и речи». Раздел содержит игры, направленные на знакомство с такими единицами речи, как синонимы и антонимы, на формирование навыка подбора синонимов и антонимов к словам; игры для знакомства с омонимами и фразеологизмами, с различными частями речи и однокоренными словами; игры, способствующие нахождению безударных гласных, формированию навыка проверки безударных гласных; игры, развивающие навык правильного написания слов с твердым разделительным мягким знаком.

Третий раздел «Состав слова». Раздел включает в себя игры, способствующих формированию представлений детей о таких понятиях, как основа слова и окончание, корень, приставка и суффикс. Игры направлены на формирование навыка правильного написания слов с глухими и звонкими согласными в корне, слов с удвоенными согласными, слов с разделительным твердым знаком.

Четвертый раздел «Имя существительное». Данный раздел содержит игры, направленные на повторение имеющихся знаний об имени существительном, на знакомство детей с одушевленными и неодушевленными, собственными и нарицательными существительными; игры, дающие представления о числах и родах имен существительных, формирующие навык определения числа и рода существительных, правильного написания имен существительных с мягким знаком в словах, оканчивающихся на шипящую.

Пятый раздел «Имя прилагательное». В разделе находятся игры для повторения знаний об имени прилагательном; игры, формирующие представления о родах и числах имен прилагательных, развивающие навыки определения рода и числа имен прилагательных; игры, направленные на формирование навыка склонения имен прилагательных.

Шестой раздел «Местоимение». Данный раздел включает в себя игры, направленные на знакомство обучающихся с личными местоимениями, на формирование навыка нахождения местоимений в тексте.

Седьмой раздел «Глагол». Раздел содержит игры, направленные на закрепление имеющихся знаний о глаголе; игры, формирующие навык нахождения глаголов неопределенной формы, навыки определения числа и времени глаголов; игры, способствующие развитию навыка правильного написания частицы НЕ с глаголами.

Раздел «Текст. Предложение. Словосочетание»

Тема урока: «Текст»

1. Игра «Да — нет». Цель: повторение и закрепление особенностей текста.

Содержание игры: играет весь класс. Учитель читает высказывания о тексте. Если дети считают высказывание верным, то поднимают зеленый кружок. Если считают высказывание неверным – поднимают красный кружок.

1) Текст состоит из одного предложения.

2) Текст состоит из нескольких любых предложений.

3) Текст состоит из предложений, связанных по смыслу.

4) Текст обязательно имеет заголовок.

5) Текст не всегда имеет заголовок.

6) Текст – обязательно всегда должен быть большим по объёму.

7) Текст может быть не большим по объёму.

8) Текст всегда состоит из одной части.

2. Игра «Закончи рассказ». Цель: закрепление навыка продолжения и озаглавливания текста.

Содержание игры: играют 2 ученика. На доске записаны два текста без заголовков. Нужно закончить текст, добавив еще одно предложение, и придумать заголовок. Класс оценивает работу игроков и определяет победителя.

1) У Тани была маленькая собачка. Звали ее Снежок. Снежок провожал Таню в школу и дожидался ее у входа.

2) Сережа заблудился в лесу. Пришла ночь. Мальчик влез на дерево, увидал вдали огонек и пошел в ту сторону.

Тема урока: «Изучаем предложение»

1. Игра «Найди и докажи». Цель: формирование умения находить предложения.

Содержание игры: играет весь класс. Для каждого игрока готовится карточка с четырьмя группами слов, среди которых нужно найти предложения.

Игроки подчеркивают предложения, ставят точку в конце и доказывают свой выбор.

1) Однажды поздним осенним вечером

2) Расцвела под моим окном душистая сирень

3) В, бушевала, день, лесу, целый, гроза

4) Грачи слетелись на вспаханное поле

1) В нашей реке водятся щуки и окуни

2) Из, высоко, дым, небо, трубы, в, поднимается

3) Завтра мы рано утром вчетвером

4) Ребята читали интересный рассказ

1) Из-под горы вытекает холодный

2) Под развесистым зеленым дубом

3) Ребята гурьбой пошли купаться на речку

4) По телевизору показывали новый фильм

2. Игра «Придумай предложение». Цель: закрепление навыка составления предложения по схеме.

Содержание игры: класс делится на 3 команды (по рядам). Педагог прикрепляет к доске схемы предложений для каждого ряда. За ограниченное время (5 минут) ученики придумывают предложения с соответствующим числом слов, подходящие к схеме. За правильно составленное предложение ряду засчитывается очко. Побеждает ряд, составивший наибольшее количество правильных предложений.

Тема урока: «Предложения по цели высказывания»

1. Игра «Угадай знак». Цель: закрепление навыка определения нужного знака в предложении.

Содержание игры: играет весь класс. Педагог говорит предложение. Дети поднимают карточку со знаком, который они поставили бы в конце этого предложения при его записи в тетради. Ученик, поднявший не ту карточку, получает штрафное очко. В конце игры педагог просит поднять руки тех школьников, которые не получили ни одного штрафного очка. Они и будут выигравшими.

2. Игра «Попроси. Посоветуй. Прикажи». Цель: формирование навыка составления предложений по цели высказывания.

Содержание игры: класс делится на 3 команды (по рядам). Первая команда составляет вопросительное предложение, в котором выражается вопрос. Вторая команда составляет повествовательное предложение, в котором выражается совет. Третья команда – побудительное предложение, в котором выражается приказ. Каждый член команды составляет свое предложение. Затем члены команды по очереди читают свои предложения. Учитель на доске отмечает число правильно составленных предложений. Выигрывает команда, которая составила больше правильных предложений.

Тема урока: «Главные члены предложения»

1. Игра «Грамматическая эстафета». Цель: формирование навыка подбора подходящего по смыслу подлежащего.

Содержание игры: класс делится на 3 команды (по рядам). Для игры готовятся два варианта карточек с пропущенными подлежащими. Сидящие на первых партах получают карточки с текстом, вставляют подлежащее в первом предложении и передают карточку следующему игроку. Последний в команде вставляет последнее подлежащее и возвращает карточку учителю. Побеждает команда, которая правильно и раньше других выполнит задание.

Материал для игры:

1) Дует холодный северный … . Белые … падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая … . Под сосной спрятался в сугробе трусливый … . Его ищет по всему лесу хитрая … . Ночью раздается протяжный волчий … . Наступила настоящая … .

2) Начинает пригревать землю весеннее … . Даже в садах и парках быстро тает … . На проталинах зазеленела первая … . На деревьях начинают набухать … . Звонко чирикают неугомонные … . Разбрызгивая лужи, мчатся …. Наконец и в город пришла долгожданная … .

2. Игра «Парный выход». Цель: формирование навыка нахождения главных членов предложения.

Содержание игры: играет весь класс, разделенный на пары. На доске в три столбика записаны предложения. С каждого ряда выходит по одной паре игроков, находят и подчеркивают подлежащее и сказуемое.

Победителями считаются пары игроков, не допустившие ошибок.

Тема урока: «Второстепенные члены предложения»

1. Игра «Кто последний?». Цель: закрепление навыка распространения предложения.

Содержание игры: играет весь класс. Педагог показывает классу картинку и составляет короткое предложение из двух слов. Затем предлагает детям дополнить (распространить) его, каждый раз удлиняя на одно слово.

Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет все предложение правильно.

Материал для игры: сюжетные картинки.

2. Игра «Аукцион». Цель: закрепление навыка распространения предложения.

Содержание игры: играет весь класс. Учитель пишет на доске нераспространенное предложение и предлагает распространить его: добавить как можно больше второстепенных членов, подходящих по смыслу, добавляя каждый раз только по одному слову. (После каждого добавления, учитель спрашивает «Кто больше?») Выигрывает игрок, который сделает последнее добавление.

Тема урока: «Однородные члены предложения»

1. Игра «Составь предложение». Цель: формирование навыка составления предложений с однородными членами.

Содержание игры: играют 3 команды (по рядам). На доске в три столбика записаны группы однородных членов и словосочетаний. Задача игроков – составить 4 предложения с указанными однородными членами. В каждой команде определяются 2 победителя, которые правильно и быстрее всех составили предложения.

Материал для игры:

1. Пашут, собирают урожай, растят телят.

2. В лесу, в поле, в саду, в огороде.

3. Утром, днем и вечером.

4. Реки, пруды и озера.

1. Глиняная, стеклянная и фарфоровая.

2. Сказки, рассказы, басни и стихотворения

3. Пишут, читают, решают задачи.

4. В Москве, в Новгороде, в Ярославле.

1. Осенью, зимой и весной.

2. Чисто, уютно, тепло.

3. Тетради, альбомы, карандаши.

4. Купались, ныряли, загорали.

2. Игра «Расставь знаки». Цель: формирование навыка нахождения однородных членов предложения.

Содержание игры: класс делится на 3 команды (по рядам). На доске в три столбика записаны предложения с однородными членами без знаков препинания. Игроки должны подчеркнуть однородные членные предложения, поставить знаки препинания между ними.

Побеждает ряд, игроки которого правильно и быстрее остальных выполнят задание.

Тема урока: «Словосочетание»

1. Игра «Найди словосочетания». Цель: формирование навыка нахождения словосочетаний в предложении.

Содержание игры: играет весь класс. На доске записаны три предложения, по одному для каждого ряда. Игрокам нужно выписать все словосочетания из данного предложения. У каждого ряда определяется победитель, который выписал все словосочетания быстрее всех.

2. Игра «Выбирай, что надо». Цель: закрепление навыка нахождения словосочетаний.

Содержание игры: играет весь класс. На доске вперемежку записаны предикативные сочетания и словосочетания. Игрокам нужно выписать только словосочетания. Первые три игрока, закончивших работу, читают свои записи, а класс проверяет их.

Раздел 2. Слово в языке и речи

Тема урока: «Лексическое значение слова»

1. Игра «Эрудит». Цель: формирование навыка угадывания слов по их лексическому значению, расширение словарного запаса.

Содержание игры: играет весь класс. Учитель читает лексическое значение слова, а учащиеся определяют слово. За каждый правильный ответ учащимся дается фишка. Победит тот, кто собрал больше всех фишек.

Материал для игры:

1) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (Термос.)

2) Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт.)

3) Городская наземная электрическая железная дорога. (Трамвай.)

4) Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац.)

5) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг.)

6) Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, Родине. (Патриот.)

7) Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата.)

2. Игра «Что перепутал художник?». Цель: знакомство с многозначными словами.

Содержание игры: играет весь класс. На слайде показываются картинки. Учащимся нужно определить, что перепутал художник. Например, у художника в руках кисть виноградная; у поросенка на носу железный пятачок; у гриба женская шляпка и т.д.

Тема урока: «Синонимы и антонимы»

1. Игра «Антонимы в стихах». Цель: формирование навыка подбора антонимов, расширение словарного запаса.

Содержание игры: играет весь класс. Учитель читает четверостишие. Ребятам нужно подобрать слово с противоположным значением, чтобы оно завершило стихотворение.

Я — антоним к слову «зной»,

Я в реке, в тени густой

И в бутылках лимонада.

А зовут меня . (прохлада).

Я — антоним слову «смех».

Не от счастья и утех,

А бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обид и неудач.

Догадались? Это . (плач).

Не бываю без начала,

Близкий родственник причала.

Делу всякому венец.

Называюсь я . (конец).

Я — антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я — для отдыха, для сна.

2. Игра «Антонимы в пословицах». Цель: формирование навыка подбора антонимов, расширение словарного запаса.

Содержание игры: играет весь класс. Аналогичное задание на подбор антонимов – педагог читает пословицу, учащимся нужно произнести антоним, который завершил бы русскую народную пословицу. За каждый правильный ответ дается фишка. Побеждает тот, кто собрал наибольшее количество фишек.

Материал для игры:

1. Ученье — свет, а неученье — . (тьма).

2. Знай больше, а говори . (меньше).

3. В учебе корень горек, зато плод ее . (сладок).

4. Не бойся врага умного, бойся друга . (глупого).

5. Лучшая вещь — новая, лучший друг — . (старый).

6. Мир строит, а война . (разрушает).

7. Ласточка день начинает, а соловей . (кончает).

8. Радость — свет, печаль — . (тьма).

3. Игра «Переводчик». Цель: формирование навыка подбора синонимов, расширение словарного запаса.

Содержание игры: играет весь класс (в парах). Для каждой пары готовится карточка. Задача игроков: заменить все слова в предложении (кроме служебных) синонимами. Побеждает пара, которая правильно и быстрее всех справилась с заданием.

Материал для игры:

1)Доктор прописал пациенту инъекции. 2) Разъяренная вьюга замела тропинки. 3) Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак. 4) Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

Тема урока: «Что такое омонимы?»

1. Игра «Различай на слух». Цель: знакомство с омофонами, формирование навыка нахождения омофонов в тексте.

Содержание игры: играет весь класс. Учитель читает стихотворения, учащиеся должны найти в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному (омонимы), и объяснить их правописание проверочными словами.

Материал для игры:

1. Мама простыни стирала

И на речке полоскала.

К дочке кошка подбежала,

Дочка кошку поласкала.

2. Гири брат мой поднимает,

Свою силу развивает.

А на крыше мой флажок

3. К старости наш дедушка

Он в саду на бревнышко

2. Игра «Угадай-ка». Цель: формирование навыка нахождения омонимов, расширение словарного запаса.

Содержание игры: играет весь класс. Педагог читает значения омонимов, а ребята угадывают это слово. За каждый правильный ответ дается фишка. Побеждает тот, кто соберет больше всех фишек.

Материал для игры:

1. Выберите слово, каким называют обшлаг рукава рубашки и деталь сантехники: отворот, манжет, воротник. (Манжет.)

2. Как называется деталь автомобиля и кухонная одежда домохозяйки: фартук, передник, слюнявчик? (Фартук.)

3. Что можно одновременно делать и с обедом, и с газовой трубой: жарить, кушать или варить? (Варить.)

4. Как называется гребень треугольной крыши и сильное увлечение человека какой- либо деятельностью: конек, собачка или кошечка? (Конек.)

5. Каким словом называют сорт сливочного мороженого и щипцы, которыми ставят печати на дверях: эскимо, пломбир или пассатижи? (Пломбир.)

Тема урока: «Что такое фразеологизмы?»

1. Игра «Замени одним глаголом». Цель: знакомство с фразеологизмами, расширение словарного запаса.

Содержание игры: в игре принимают участие 2 команды по 6 человек. На доске записаны фразеологические обороты, задача игроков – заменить каждый фразеологический оборот одним глаголом, близким по смыслу, например, была такова — убежала. Класс оценивает работу команд.

Материал для игры:

Совать нос Дать стрекача

Клевать носом Выходить из себя

Зарубить на носу Чесать языки

Унести ноги Бить баклуши

Надуть губы Ломать голову

Заговаривать зубы Водить за нос

2. Игра «Закончи фразеологизм». Цель: продолжение знакомства с фразеологизмами, расширение словарного запаса.

Содержание игры: играет весь класс. Учитель называет фразеологизм, задача учащихся – закончить устойчивое выражение подходящим по смыслу названием животного. За каждый правильный ответ игроку дается фишка. Побеждает тот, кто собрал наибольшее количество фишек.

Материал для игры:

Голоден как …., изворотлив как…. нем как…, болтлив как. как мокрая …, ползёшь как…, как … пятая нога, надулся как … на крупу, разбирается как … в апельсинах, … на ухо наступил, покупать … в мешке, писать как … лапой, куда Макар …не гонял, метать бисер перед …., пустить … в огород.

Ответы: волк, уж, рыба, сорока, курица, черепаха, собака, мышь, свинья, медведь, кота, курица, телят, свиньями, козла.

Тема урока: «Изучаем части речи»

1. Игра «Да – нет». Цель: закрепление и повторение полученных знаний о разных частях речи.

Содержание игры: играет весь класс. Педагог читает высказывание. Если учащиеся считают высказывание верным, то поднимают зеленый кружок. Если ребята с высказыванием не согласны – поднимают красный кружок.

Материал для игры:

1. Имя существительное отвечает на вопросы «Кто? Что?»? (Да)

2. Имя прилагательное обозначает признак предмета? (Да)

3. Имя прилагательное всегда главный член предложения? (Нет).

4. Глагол отвечает на вопрос «Что делать?»? (Да)

5. Имя существительное обозначает признак предмета? (Нет)

6. В предложении глагол всегда главный член предложения? (Да)

7. Имя прилагательное отвечает на вопросы «Какой? Какие?»? (Да)

8. Глагол обозначает предмет? (Нет)

9. Имя существительное связано с глаголом? (Да)

2. Игра «Почтальон». Цель: закрепление и повторение полученных знаний о разных частях речи.

Содержание игры: играет весь класс. Педагог рисует на доске 3 конверта: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Учащиеся подходят по одному к доске, выбирают карточку со словом, определяют его часть речи (задавая вслух вопрос) и кладут в нужный конверт.

Материал для игры: рыба, морской, рыбачить, солнце, яркое, светить, мама, любить, добрая, зима, холодная, замерзнуть, трава, зеленая, зеленеть.

Тема урока: «Что такое имя числительное?»

1. Игра «Где число, а где предмет?». Цель: формирование навыка нахождения числительного.

Содержание игры: играет весь класс. На доске записаны вперемежку числительные и существительные. Задача игроков – выписать количественные числительные. Победителя считаются все те, кто правильно выпишет все количественные числительные.

Материал для игры: два, двойка, пара, три, десяток, тройка, десять, пятерка, один, пяток, пятак, семерка, девять, семь, восьмушка, четыре, восьмерка, шесть, сотня, триста, трешка, восемь, сто.

2. Игра «Каждому – свое». Цель: формирование навыка различать количественные и порядковые числительные.

Содержание игры: играет весь класс (задание выполняет по вариантам). На доске записаны вперемежку количественные и порядковые числительные. Первая команда (первый вариант) выписывает только количественные числительные, вторая (второй вариант) – только порядковые. В каждой команде определяется победитель. Тот, кто правильно выписал нужные числительные быстрее остальных.

Материал для игры: одиннадцать, двенадцать, семь, второй, семьдесят, семнадцатый, первый, один, сотый, четыре, второй, четвертый, восемь, седьмой, сто, девятнадцатый.

Тема урока: «Однокоренные слова»

1. Игра «Найди корень». Цель: развитие навыка нахождения корня слова.

Содержание игры: в игре участвуют три ученика. На доске в виде ветвей куста над корнем записаны три группы родственных слов. Корень не записан, ветки куста с корнем не соединены. Игроки находят корни, записывают их и соединяют с ними все «ветки»-слова. Побеждает тот, кто первым правильно выполнит задание.

Материал для игры:

1. Подводный, водица, водяной, вода, безводный, наводнение.

2. Заморозки, морозец, морозный, мороз, заморозить, подморозило.

3. Холодно, похолодало, холодок, холодный, холодильник.

2. Игра «Помоги Незнайке». Цель: развитие навыка подбора родственных слов.

Содержание игры: участвует весь класс. Незнайка подобрал к данным ему словам родственные слова, но по дороге в школу они у него рассыпались, и вот что осталось. За каждый правильный ответ ученик получает жетон. Побеждает тот, кто соберет больше всех жетонов.

Материал для игры: машина — …ист, рыба — …ак, море — …як, пожар — …ник, писать — …тель, скрипка — …ач и т.д.

Тема урока: «Гласные звуки»

1. Игра «Сильный – слабый». Цель: формирование навыка определения безударных гласных в слове, проверки безударных гласных.

Содержание игры: в игре принимают участие 4 ученика. На доске записаны слова. Игрокам нужно обозначить ударную гласную в каждом слове знаком ударения, а безударные гласные подчеркнуть, подобрав проверочные слова и записав их. Класс проверяет и оценивает работу игроков.

Материал для игры:

2. Игра «Грамматическая эстафета». Цель: закрепление навыка проверки безударных гласных.

Содержание: класс делится на 3 команды (по рядам). Каждой команде дается карточка со словами по числу игроков. Каждый игрок обозначает в одном слове ударную гласную, подчеркивает безударные гласные и записывает проверочные слова, после чего передает следующему игроку команды. Последний игрок передает карточку учителю. Побеждает команда, допустившая меньшее число ошибок.

Тема урока «Согласные звуки»

1. Игра «Поймай мягкий согласный». Цель: формирование навыка различения твердых и мягких согласных.

Содержание игры: играет весь класс. Учитель называет слова с парными согласными по твердости – мягкости. Дети хлопают в ладоши, если в слове мягкий согласный. Топают, если твердый согласный.

Материал для игры:

[в] — [в’] – выл – вил, вал – вял, вёл – вол, валить – вялить, висок – высок, воз – вёз, вазы – вязы, вить – выть.

[л] — [л’] – моль – мол, лук – люк, даль – дал, мыль – мыл, стал – сталь, пыль – пыл, тополь – топал, угол – уголь.

[н] — [н’] – кон – конь, банька – банка, они – он, ванна – Ваня, рана- ранить, встану – встань, нёс – нос, пеньки – пенки.

[п] — [п’] – пил – пыл, спал – спи, сыпь – сыпал, пашет – пишет, пилить – пылить, питаться – пытаться, пихнуть – пыхнуть.

[р] — [р’] – жар – жарь, парь – пар, горка – горько, рад – ряд, брак – бряк, рады – ряды, зорко – зорька, куры – курица, корица – кора.

[с] — [с’] – косы – коси, рысь – рис, вес – весь, нос – носик, ось – осы, пастух – пасёт, голосистый – голос, вопрос – вопросик.

[т] — [т’] – тук – тюк, тёк – ток, брат – брать, пуст – пусть, ест – есть, поток – потёк, котик – кот, ротик – рот, мост – мостик.

2. Игра «Посчитай-ка!». Цель: закрепление навыка нахождения мягких и твердых согласных.

Содержание: играют 2 команды (по вариантам). На доске записаны два предложения, по одному для каждого варианта. Каждая команда подсчитывает в своем предложении количество твердых и мягких согласных звуков, а также количество гласных звуков. Победителями считаются первые три участника в каждой команде, правильно подсчитавшие все звуки в предложении.

Материал для игры:

1. На березке и осинке по утрам висят слезинки.

2. На березу на опушке сели рядом две кукушки.

Тема урока: «Разделительный мягкий знак»

1. Игра «Один – много». Цель: формирование навыка правильного написания разделительного мягкого знака.

Содержание игры: играют 3 команды (по рядам). Каждая команда получает карточку со словами по числу участников. На карточках записаны слова, обозначающие один предмет. Игроки должны написать слова, обозначающие много предметов. Каждый записывает только одно слово и передает карточку следующему игроку. Последний участник возвращает заполненную карточку учителю. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.


источники:

http://infourok.ru/didakticheskie-igri-pri-obuchenii-orfografii-v-nachalnoy-shkole-3341660.html

http://www.art-talant.org/publikacii/19839-sbornik-didakticheskih-igr-na-urokah-russkogo-yazyka-v-3-klasse