Игры на правописание русского языка 1 класс

Сборник дидактических игр по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в 1 классе «Пишем без ошибок»
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Материалы данного сборника призваны помочь учителям начальных классов и студентам педагогических колледжей, обучающихся на отделении Преподавание в начальных классах при подготовке и проведении уроков по русскому языку в 1 классе, а также сборник будет интересен ученикам и их родителям для организации домашней работы, так как материал изложен в доступной для понимания форме. В сборнике представлены разработанные дидактические игры для учащихся 1 класса, обучающихся по УМК «Школа России» (учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий).

Скачать:

ВложениеРазмер
sbornik_did_igra_po_russkomu_yazyku_v_1_klasse.pdf858.84 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном выступлении описан опыт по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах. .

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС.

Повышение грамотности учащихся, способы решения данной проблемы.

В начальных классах мы видим три линии овладения правописанием (они разумеется взаимосвязаны):- обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука (фонемы)и буквы, с учёто.

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач учителя начальных классов на уроках русского языка. И меня, как и всех учителей начальных классов, волнуют вопросы: «Как научить учеников .

Методы и приемы для формирования орфографической зоркости на уроках руского языка в начальной школе.

Дидактический материал для развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.

Сборник дидактических игр по русскому языку (1-4 классы)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШАХТЕРСКА

ШАХТЕРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 14

Сборник дидактических игр

на уроках русского языка в 1-4 классах

учитель начальных классов

Сделать серьёзное занятие

для ребёнка занимательным –

вот задача первоначального

Сегодня в научно-педагогической и методической литературе учитель может найти много пособий, рекомендаций по использованию игр в учебной деятельности. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Данный сборник составлен в качестве методического пособия для учителей начальных. Представленные игры систематизированы и объединены в группы согласно разделам русского языка:

— игры для развития связной речи.

Предлагаемые фонетические игры учат детей выделять звуки из слов, давать анализ звуковой и слоговой структуры, различать звуки в близких по звучанию словах (глухие — звонкие, твердые — мягкие), осознавать словесный состав предложения, звуки и слоги как отдельные элементы слова, ударение, интонацию речи.

Цель графических игр — научить детей переводить звучащую речь в письменную. Начинается это с изучения облика букв, а кончается умением расположить буквы в алфавитном порядке, обозначить звуки буквами, составить слова из букв и слогов.

Лексические игры помогут развить языковое чутьё, пополняет лексический запас, разовьют понимание обобщенного смысла слов, отношений целое-частное, конкретно-абстрактное. В игре дети смогут понять, что слова могут быть близкими и противоположными по значению, что в названии слова может быть отражен основной признак предмета (мотивированное значение). Одновременно лексические игры способствуют формированию грамматического строя и развитию речи детей.

Грамматические игры одновременно являются упражнением на закрепление уже усвоенного детьми материала по лексике и фонетике. Обогащение речи детей грамматическими формами происходит параллельно с обогащением их словаря и развитием фонетических навыков. При проведении специальной работы по развитию речи учитель добивается чтобы дети употребляли все известные им грамматические формы: падежные формы имен существительных и прилагательных, прилагательные в полной и краткой форме, степени сравнения прилагательных, формы глаголов, наиболее распространенные наречия, предлоги, союзы. Учитель следит за тем, чтобы дети правильно составляли простые предложения, предложения с однородными членами, с обособленными оборотами, сложные предложения.

В орфографических играх дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные. Способность видеть орфограммы — это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать.

Игры для развития связной речи учат учащихся составлять предложения, связывать их в тексте. В процессе игры дети восстанавливают, редактируют, дополняют, изменяют тексты. Устная связная речь формируется через обучение описания предметов, составление рассказов по различным видам картин.

Цель – отработать чёткость произношения.

Несколько команд по 5-10 человек строятся в один ряд каждая. Руководитель сообщает на ухо капитанам скороговорку. Те передают ее на ухо своему соседу и т.д. Побеждает команда, которая быстрее и правильно передаст скороговорку, произнесенную последними членами команд вслух.

1. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

2. На дворе трава, на траве дрова.

3. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.

4. Водовоз вез воду из-под водопровода.

5. Архип осип. Осип охрип.

6. Щетинки у чушки, чешуя у щучки.

7. Ушел косой козел с козой.

8. Прохор и Пахом ехали верхом.

9. Клади уголь в угол.

10. У Аграфены и Арины растут георгины.

11. Белые бараны били в барабаны.

12. Галдят грачата на галчат, глядят галчата на грача.

13. Дарья дарит Дине дыни.

14. У ежа ежата, у ужа – ужата.

15. Стоит воз овса, возле воза – овца.

Цель – отработать чистоту произношения

Дети усаживаются в ряд, ведущий говорит скороговорку на ухо первому, который повторяет ее соседу и т.д. Когда текст передан по цепочке, ведущий спрашивает, что каждый слышал. Ошибившийся выходит из игры.

1. На машине мышь и Нина — вот какая мешанина.

2. Хороши в Шексне ерши, щуки тоже хороши.

3. Коси коса, пока роса; роса долой и мы домой.

4. У маленькой Сани сани едут сами.

5. Везет Сеня с Саней Соню на санях.

6. У сени и Сани в сетях сом с усами.

7. Звонит звонок, звонок зовет.

8. Заржавел железный замок.

9. У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки.

10. У Кондрата куртка коротковата.

11. Клубок упал на пол. Кот катал клубок.

12. На мели мы налима нашли.

13. Лара у Вали играет на рояле.

14. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

15. У пеньков опять пять опят.

3. Угадай первый звук

Цель — развивать фонематический слух, учить выделять звук из слова.

В произнесенных учителем словах дети должны назвать первый звук, например: дом, трава, арка, кит, гриб и т.д. Правильно ответивший получает фишку. Побеждает тот, кто получит большее количество фишек.

Цель – учить выделять звук из слова.

На карточках дано несколько изображений, например: васильки, велосипед, дверь, ворона, телевизор. Необходимо назвать одинаковый звук в словах.

5. Придумайте новое слово

Цель – развивать фонематический слух и расширять словарный запаса учащихся.

Дополните предложенные сочетания букв до слов.

Пол. (ено,ка) Бор—-(т,овик,ьба)

Цель — учить правильно ставить ударения в словах.

Учитель показывает картинки, изображающие предметы, названия которых вызывают затруднения в постановке ударений. Учащиеся за каждое правильное произнесенное слово получает фишку. Побеждает набравший большее количество фишек. Можно использовать картинки с изображением следующих предметов: арбуз, шофер, автобус, портфель, доска, жаворонок, инструмент, камбала, квартал, крапива, пингвин, пихта, планер, ракушка, свекла.

7. Исправь ошибку поэта

Цель — учить выделять звук из слова, учить производить звуковой анализ слова, учить различать согласные звуки по звучанию.

У вратаря большой улов — влетело в сетку пять волов.

Лежит лентяй на раскладушке, грызёт, похрустывая пушки.

Пугал крестьян окрестных сёл паривший в воздухе осёл.

Над тихим озером росла пышноголовая метла.

Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это.

Волкам и беркутам на страх кабан пасет овец в горах.

Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку и т.д.

8. Поэт напутал, поправь его

Цель – учить различать согласные и гласные звуки, а также слова, отличающиеся одним звуком.

Учитель медленно читает стихотворение «Чудеса» А. Санина, дети замечают ошибку и хором исправляют ее.

Дым на улице стоит,

Дом из труб его валит.

На чердак залезла ложка

Со стола упала кошка.

В день весенний у ворот

Начал дружно таять мед.

Пироги пекутся в речке,

Рыбаки сидят у печки.

Путник в город шел мешком.

Вы слыхали о таком?

Кто не верит в чудеса,

Убедиться может сам.

9. Составь слово из слогов

Цель – учить анализировать слоговую структуру слова.

Учитель читает стихотворение «Врун» Д. Хармса с остановками в нужном месте (отмечено точками). Дети хором произносят угаданное слово.

А вы знаете что У?

А вы знаете, что ПА?

А вы знаете, что ПЫ?

Было сорок сыновей?

А вы знаете, что СО?

А вы знаете, что БА?

А вы знаете, что КИ?

А вы знаете, что НА?

А вы знаете, что БЕ?

Что . вместо солнца

Скоро будет колесо?

А вы знаете, что ПОД?

А вы знаете, что МО?

А вы знаете, что РЕМ?

10. Допиши стихотворение

Цель – учить анализировать звуковой состав слова и выделять новое слово в данном, учить подбирать слова-рифмы, созвучные с данным, осознавать словесный состав предложения.

Вариант 1. Первые четыре строки стихотворения «Эхо» Е.Ф.Трутневой учитель читает полностью, а следующие — до скобки. Дети хором добавляют конечное слово.

За рекой то тут, то там

Кто-то бродит по кустам.

Я пойду, а ты сиди!

Эхо мне в ответ: («Иди-и-и!»).

Перееду за реку!

Эхо мне в ответ: («Ку-ку»)

И найду тебя в кустах!

От меня не убежишь!

Вариант 2. Найдите слово, которое повторило эхо, отбросив несколько первых

букв из последнего слова и повторите 3 раза. Первый пример читаем хором.

Замели метели . (ели,ели,ели)

Мчаться от двустволки. (волки,волки,волки)

В инее дубочки . (бочки,бочки,бочки)

Заперли засовы . (совы,совы,совы)

Начинают тигры . (игры,игры,игры)

Рак купил картину . (тину,тину,тину).

Вариант 3. Учитель читает стихотворение, замолкая в нужном месте (отмечено точками), дети отгадывают пропущенное слово.

«Очень страшная история»

Доедая с маслом булку,

Братья шли по …(переулку)

Вдруг на них из закоулка

Пёс большой залаял…(гулко).

Сказал младший: «Вот напасть,

Хочет он на нас… (напасть).

Чтоб в беду нам не попасть,

Псу мы бросим булку в … (пасть)»

Всё окончилось прекрасно.

Братьям сразу стало …(ясно)

Что на каждую прогулку

Надо брать с собою …(булку).

«Очень – очень вкусный пирог»

Н.Гернет и Д. Хармс.

Я захотел устроить бал.

И я гостей к себе …(позвал)

Купил муку, купил творог.

Испёк рассыпчатый …(пирог)

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что-то гости …(не идут)

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек …(откусил)

Потом придвинул стул и сел

И весь пирог в минуту …(съел).

Когда же гости подошли

То даже крошки не нашли.

Цель – учить анализировать слоговую структуру слова и расширять словарный запас.

Учащийся поизносит первый слог в задуманном им слове, а следующие за названным обозначает хлопками. Например, не — (один бо хлопок), ко — (два ро-ва хлопка). Угадавший слово задумывает следующее.

12. Поймай конец и продолжай

Цель – учить анализировать слоговую структуру слова, расширять словарный запас.

Последний слог в произнесенном слове является первым в следующем слове. Например: сады-дыра-рамы-мыши-шишка-.

13. Какой звук чаще звучит? (чистоговорки)

Цель — развивать фонематический слух, учить вычленять звук из слова и правильно его артикулировать.

Скажите быстро чистоговорку и назовите звук, чаще других встречающийся.

Клим из Клина ехал в Крым У Аграфены и Арины

Ким из Крыма ехал в Клин (К) Растут герань и георгины (Г)

Боря Ире дал ириску Черепаха не скучая,

Ира Боре — барбариску (Б) Час сидит за чашкой чая (Ч)

Над крышею груша У Сени и Сани

На груше Андрюша (Ш) в сетях сом с усами. (С)

Иней лёг на ветви ели,

Иглы за ночь побелели. (И)

Цель — учить различать слова, отличные по одному звуку, соотносить слова с предметной картинкой, его заменяющей.

Учитель произносит слово, ученики находят к нему картинку и закрывает ей соответствующий рисунок в карточке: коза, коса; гора, кора; зуб, суп; трава, дрова; дом, том; грот, крот; и т.п.

15. Слова – « перевёртыши»

Цель — развивать фонематический слух, внимание к слову, как звуковой единице речи.

Придумать такие слова, которые можно читать и наоборот, например: нос-сон,мир-Рим,кот-ток и т.д. Дети по очереди называют слова. Побеждает тот, кто последним называет слово.

Цель — развивать фонематический слух, учить подбирать слова с определенным звуком.

Придумайте слова, в которых звук [а] был бы в начале (август, астры, аист)в середине (банка, собака, плавать), в конце слова (доска, сестра, голова).

Назовите имена людей, клички животных, в которых звук [а] был бы в начале (Аня, Андрей), в середине (Валя, Таня), в конце слова (Мурка, Кнопка).

Вспомните слова о зиме со звуком [а] (зима, горка, санки), без звука [а] (лёд, лыжи, снег).

Перечислите месяцы года, названия растений, животных и т.д., в которых есть звук [а].

Подберите слова: с одним звуком [а] (арбуз, сад), с двумя звуками (астра, сарай, баран), с тремя (барабан, карандаш).

Цель – учить подбирать слова с определённым звуком.

На любой вопрос учителя называйте только слова, которые начинаются со звука [а], например:

— Откуда ты приехал?

— А что там растёт?

— Какие птицы там водятся?

— А на чем ты поедешь обратно?

— Какой подарок привезешь маме и папе?

Цель – учить проводить фонетический разбор, расширять словарный запас.

Учитель показывает графическую схему слова, дети к ней подбирают слова. Побеждает тот, кто больше подберёт слов.

(стол, рыба окно, трон).

Можно усложнить условие: пометить — гласный звук [один, два (на усмотрение) квадратика]. Самый сложный вариант – дать полностью звуковую схему слова.

Цель – учить различать звуки в близких по звучанию словах.

Найдите в стихотворении слова, которые отличаются одной буквой.

Делом нужным занят грач:

Ходит полем, словно врач,

Пашни лечит он, поля…

— Где болит, скажи земля?

Назовите другие слова, которые отличаются одной буквой. Какие звуки они обозначают?

20. Замени одну букву другой

Цель – учить различать звуки в близких по звучанию словах, производить замену звука в словах для получения нового слова.

Запишите столбиком слова: сом, сын, жук

Вместо одной буквы — любой (первой, второй, третьей) — поставьте другую так,

чтобы получилось новое слово.

Например, сом — сон — сын — сыр

сом — сам — гам — газ и т.д.

Цель – учить подбирать рифму к словам.

Багаж — … (гараж, саквояж),

Белка — … (грелка, мелко),

Дочка — … (бочка, точка),

Цель – развивать фонематический слух, внимательность; учить находить повторяющиеся слова.

Один ученик выходит за дверь, учитель называет слово со звуком, например, [в]. Дети составляют с ним предложения. (Например, со словом вода). Ученик входит в класс и просит детей (по своему выбору или выбору учителя) назвать предложения, внимательно их выслушивает, находит в них общее слово и таким образом отгадывает, с каким словом дети придумали предложения.

Цель — учить анализировать слоговую структуру слова, расширять словарный запас.

Вариант 1. Подберите по пять слов:

в первом — один слог,

в четвертом — четыре,

Отвечать можно лишь тогда, когда подобрал все пять слов.

Вариант 2. Черточки — это слоги. Постройте лесенку из 5 слов.

Вариант 3. Черточки — это буквы в слове.

Цель – учить анализировать согласный звук по твердости и мягкости.

Класс делится на две команды. Учитель называет слова то с твердым звуком (встает команда «камня»), то с мягким (встает команда «ваты»). Например, слова: рыба, дверь, рак, ребус.

25. Музыкальные слова

Цель – учить анализировать слоговую структуру слова, расширять словарный запас.

Придумайте слова с нотой ЛЯ (до, ми, и т.д.)

Цель — учить различать семантику слова в зависимости от ударения в нем.

Учитель показывает слова, дети читают его, правильно ставя ударение. Затем с каждым словом составляют предложение:

замок кружки стрелки

27. Разложи по полкам

Цель – учить распределять слова по звукам.

Разложить игрушки в шкафу: на первой полке должны быть игрушки, в названии которых звук [д] первый; на второй – предметы, в названии которых этот звук в середине; а остальные игрушки, предметы надо положить на нижнюю полку шкафа.

Разместить картинки с изображениями предметов: в первом ряду – с указанным звуком в начале слов-названий предметов; во втором ряду – звук в середине слов; остальные картинки – в третьем ряду.

Цель – развитие слуховой дифференцировки.

1. Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук [А] и т.д.

2. Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук [П] и т.д.

3. Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук [Л] и т.д.

Цель – развитие слуховой дифференцировки.

1. Ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

2. Учитель называет слова, а ученик, как услышит слово, в котором есть звук [К], хлопает в ладоши 1 раз. Если услышит в слове звук[Г] — хлопает 2 раза.

Цель – учить определять количество звуков в словах.

Нужно записать несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков нужно нарисовать. Например, произнести слово «мак». Сколько кружков надо нарисовать?

Цель – учить определять количество звуков в словах.

Нужно сравнивать слова. Учитель говорит по два слова, а ученик решает, какое из них длиннее. Только нужно помнить, что надо, сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают.

Слова для сравнения: стол — столик, карандаш — карандашик, усики — усы, пес — собака, хвост — хвостик, змея- змейка, червяк — червячок.

Цель – учить узнавать и различать звуки.

Учитель показывает немую артикуляцию гласных и согласных, а ученики должны по движению губ назвать, какой это звук – гласный или согласный.

Цель – учить подбирать слова по указанному количеству звуков.

Учитель предлагает написать пять слов, в которых больше будет звуков, чем букв. Такие игры направлены на преодоление недостатков звукового анализа и синтеза, недочетов в навыках чтения, письма и устной речи.

1. Допишите элемент до буквы

Цель – научить узнавать букву по её внешнему облику, научить печатать буквы.

— Какие буквы содержат предложенный элемент?

Цель — учить обозначать звук буквой.

В предложенной картинке найти предметы, названия которых

начинаются с букв: 3, К, И, А.

Цель – учить производить звукобуквенный анализ слова, подбирать слова по заданной букве, анализировать словесный состав предложения.

Напишите буквы, из которых состоит слово «мир», одну под другой.

Возле каждой буквы продолжите такие слова, которые образуют

Цель – учить делать звукобуквенный анализ слова, развивать словотворчество.

Напишите буквы, из которых состоит слово «дом», одну под другой.

Возле каждой буквы допишите слово:

Цель — учить производить звукобуквенный анализ слова, различать слова близкие по звучанию, но отличающиеся одной буквой, переводить звук в букву.

Ко РТУ приставьте букву К

И вы получите зверька.

С Л холодный я и гладкий.

С М душистый я и сладкий.

С Ы мы мчим вас, что есть мочи.

С У мы ноги ваши мочим.

Я — пространственное тело,

И не сложен я с натуры.

Если ж вставить «Л» умело,

Стану домом я культуры.

Чтоб поддерживать скворечню

Иль антенну — я гожусь.

С мягким знаком я, конечно,

Сразу цифрой окажусь.

Я — важная деталь судна,

И без меня оно по воле ветра мчится.

А если букву «Б» ты вставишь внутрь меня,

То я простая денежная единица.

С «Е» покажет где, откуда.

С «А» разносится повсюду.

С «И» есть ягода большая,

В августе ей угощают.

(слева — слава — слива)

Цель – учить делать звукобуквенный анализ слова, составлять слова из букв.

По первым буквам нарисованных предметов (вместо названий использовать картинки) прочитайте имена веселых человечков (героев сказок) по вертикали.

Онлайн-тренажер по русскому языку — 1 класс

Онлайн-тренажер по русскому языку 1 класс поможет школьникам не только проверить свои знания школьной программы, но и потренироваться, выполняя различные задания. В конце каждого тренажера ребенок увидит свой результат.

Максимальный результат — 100%. Именно этого результата школьник должен пытаться достичь. Но не нужно расстраиваться, если сразу у ребенка не получится. Ведь это не контрольная работа, а тренажер, который поможет подготовиться к ней.

Чем полезен онлайн-тренажер по русскому языку для 1 класса?

  • Дети могут выполнять задания, которые помогут им лучше усвоить темы и правила русского языка.
  • Все задания составлены с учетом школьной программы для 1 класса — ничего лишнего!
  • Дети смогут понять, насколько хорошо они знают ту или иную тему, а также готовы ли они к олимпиаде по этому предмету.
  • Онлайн-тренажер представлен в ярком дизайне и с приятной озвучкой, чтобы сделать обучение более интересным.

Онлайн-тренажер по русскому языку для детей 1 класса будет постоянно пополняться новыми заданиями. Так что следите за обновлениями!


источники:

http://infourok.ru/sbornik-didakticheskih-igr-po-russkomu-yaziku-klassi-3385851.html

http://bibusha.ru/onlajn-trenazher-po-russkomu-yazyku-1-klass