Игры на уроках обучения грамоте 1 класс
Дидактические игры на уроках обучения грамоте (1 класс)
Гласные тянутся к песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать
В темном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать .
А согласные согласны,
Шелестеть, шептать , скрипеть ,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
« Ш — ш — ш» — шуршит опавший лист.
« Ж — ж — ж» — шмели в саду жужжат.
« Р- р — р» — моторы тарахтят.
Игра: « Делим слова на слоги».
Цель : научить делить слова на слоги (используется мяч).
— Буду я сейчас водить,
Буду я произносить
Какое — нибудь слово.
Вам нужно повторить,
Потом на части разделить.
— Под мяч начинаем ! Мама (ма- ма), сады ( са — ды ), Родина (Ро- ди на), сливы ( ели- вы ).
Игра : « Составляем слова из слогов»
Цель : научить детей составлять слова из слогов .
Буду я сейчас водить
Буду я произносить
Только части слов сначала
Части нужно так составить,
Чтобы слово зазвучало.
(ды, са, вы, сли, ки, ру- сады , сливы , руки)
Цель: научить детей составлять предложения, определять кол — во слов предложении, составлять предложение в нужном порядке. У доски 5 учеников. Каждый из них обозначает определенное слово. Задача детей — составить предложение (т.е. расставить детей в нужном порядке)
На ветке сидит маленькая птица. (Можно изменить порядок слов). Маленькая птица сидит на ветке.
Цель: научить детей работать со схемой предложения.
На доске неправильно составленная схема предложения. Детям предлагает ся найти лишнее слово или недостающее.
Коза пасется на лугу.
Игра «Укрась предложение».
Цель: научить дополнять предложения.
Учитель произносит предложение: Девочка поет песню.
Учитель показывает на схеме предложения место, где дети должны вставить слова.
Маленькая девочка поет песню. Маленькая девочка поет веселую песню.
В процессе работы дети могут составить схемы новых предложений.
Игра «Закончи предложение».
Цель: научить детей заканчивать предложения.
Детям предлагается закончить предложения:
Цель: научить определять предлоги в словах.
Учитель читает предложения с предлогом. Дети при повторном чтении
хлопают в том месте, где есть предлог.
Лена едет в трамвае. На ветке сидят снегири. Над лесом летит самолет. Ира спряталась в шкаф. Андрей вышел из класса.
Игра: «Вылечи предложение».
Цель: научить детей правильно использовать предлоги в речи. Учитель предлагает на слух предложения без предлогов. Дети должны произнести его правильно, с нужным предлогом.
. гнезде пищат птенцы.
Платок лежит . кармане.
Вазу поставили . стол.
Чайник кипит . плите.
Рыба живет . реке.
Задание сопровождается составлением схем предложения.
Вариант 2. Исправьте ошибки.
В стене висит портрет. Суп варят на кастрюле. Молоко налили на чашку. Сорока села на дерево. Мальчик стоит в мосту. Дети пошли на лес. Из дерева опадают листья. Ира пришла в магазин.
Цель : научить детей работать со схемой предложения.
Учитель произносит предложение и просит детей выбрать подходящую
схему предложения, если таковая есть.
Учитель произносит слова. Дети должны произнести эти слова наоборот
Сон , раб , ноль ,лоб , ком .( Нос , пар , лен , пол , мок.) Игра сопровождается составлением схем слов.
Дети должны назвать одинаковый звук в каждой паре слов.
Игра «Разложи по кирпичикам дома».
Учитель предлагает предложение, с которым дети должны работать
— составление схемы целого предложения;
— составление слоговых схем;
— выделение гласных звуков точками;
Учитель произносит слова. Дети хором произносят только гласные звук без ударения, потом с ударением. Слова подбираются такие, у которых нет различия между звуками и буквами. При выполнении задания звуки буквами не фиксируются.
Игра « Какое слово длиннее»
Дети отвечают на вопрос: какое слово длиннее, предварительно состав
Слова для предъявления: час, минута; ручей, река; червяк, змея; ключ ключик .
Игра «Какой звук лишний».
Вадик спит и видит сЛон ,
Что летит в ракете он.
В нашем доме на окошке ,
Сидят серенькие кРошки.
Утром Кости к нам пришли,
И подарки принесли.
Прилетел из леса Лук,
И залез под толстый сук.
Тащит мышонок в норку,
Огромную хлебную Горку.
Не учил уроки , а играл в футбол,
Оттого в тетради появился Гол.
Своей коЗою славится.
На поляне весной
Вырос Зуб молодой.
У Печки с удочкой сижу,
От рыбы глаз не отвожу.
Усатый кИт сидит на печке
Выбрав теплое местечко.
Посмотрите на лужайку, вот так — так,
Распустился тонконогий красный Рак.
Под березами, где тень,
Притаился старый День.
Загремел весенний гНом
Тучи на небе кругом.
Кто, ребята, смелый
И при этом ловкий ,
Может у Ужонка, Посчитать иголки .
Игра «Каждому предмету свое место»
Детям раздаются предметные картинки ,в названиях которых есть опреде ленные звуки .например, п или г .На наборное полотно выставляются буквы П,Г. Каждый ученик должен поставить свою картинку к соответствующе му звуку.
Игра «Кто лучше слушает»
Учитель дает установку :поднимать руку только тогда , когда услышите . звук.
Учитель называет любое слово, а ученик называет другое слово с той буквы на которую оканчивается слово, названное учителем и т. д.Например: яблоко, ольха, астра.
Учитель показывает сюжетную картинку и просит назвать те слова, кото рые начинаются (в которых есть) определенный звук. За каждое слово уче ник получает кружок. Выигрывает тот, кто получил больше всех кружков.
В этой игре допускается большое количество заданий, которые каждый учитель может составить сам. На макете часов расположены различные предметные картинки, на любую из них можно установить стрелку. Задания могут быть такими:
— найти и назвать слова , в которых есть . звук;
— выделить и назвать первый и последний звук в слове, указанном стрелкой;
— показать стрелками самое длинное и самое короткое слово;
— подобрать слова, начинающиеся с того же звука, что и название данного предмета . И т.д.
Учит и активизирует словарный запас детей, учит правильно строить предложения . Учитель дает задание : составить рассказ, чтобы в нем было как можно больше слов с заданным звуком .Н-р ,со звуком п.
Папа пришел домой и принес покупки. Потом прибежал Павлик. Папа с Павликом пошли гулять по проспекту Победы. По проезжей части проноси лись машины.
Игры у которые формируют у детей умение запоминать буквы, их алфавитное название.
Даны элементы букв, нужно найти недостающие элементы.
На таблице даны слова и предложения, нужно найти букву. Н-р, букву с.
Игра «Поставь буквы правильно» Буквы стоят боком, «вниз головой».
На рукавицах, вырезанных из плотной бумаги, написаны заглавные и строчные буквы. Раздаю рукавицы ученикам и прошу найти пару.
В небольшом аквариуме «рыбки», к хвостам которых привязаны маленькие карточки с печатными буквами. Вызванный ученик «ловит» рыбку и называет букву, дети, пользуясь кассой букв, выставляют на наборное полотно такую же букву. Когда все «рыбки пойманы», дети составляют слово (н-р , к,о, у ,ъ ,н-окунъ)
Игры со слогами
Для этой игры нужны цветные рисунки корабельной бухты, корабликов с согласными буквами (одна сторона у кораблика окрашена в синий цвет, а другая- в зеленый), карты путешествий, по которым капитаны ведут корабли. На картах изображены острова с гласными буквами. Когда кораб лик подплывает к острову, капитан читает название острова ка , хо ,ки Если слияние мягкое, то поворачиваем кораблик на зеленую сторону, если твердое слияние — на синюю сторону. Класс дополняет слог- слияние до пол ного слова.
Для отработки навыков чтения слогов — слияний и для совершенствования речи уч- ся можно использовать игровые тематические таблицы .
Вышла курочка гулять , свежей травки пощипать
А за ней цыплятки — малые ребятки.
-Сюда ,сюда ! Я вам буковку нашла !
Прибежал веселый А , прочитали дети . (на).
Прибежал задорный О, прочитали дети . (но).
Прибежал упрямый У, прочитали дети . (ну ).
Прибежал зазнайка Е, прочитали дети . (не).
Вот это дуб, а в нем дупло,
Где поселилась буква О.
Буква эта гласная , но дружна с согласными .
Жёлудь «эль» упал в дупло , прочитали дети . (ло).
Жёлудь «эн»упал в дупло, прочитали дети . (но)..
Игра « Помоги Карлсону приземлиться»
На парашютиках слоги .Задания : прочитать слоги с мягкими согласными ,с
твердыми согласными ;дополнить слог до слова, чтобы к нему можно было
поставить вопрос что делает ? что ?
Предлагаются разбросанные слоги. Последний слог слова является первым
для следующего слова:
Приводится слово , н-р, гастроном , все составляющие это слово буквы на
Вот из слова « гастроном» Вышел важный астроном, Вышел маг , и вышел гном .
Дидактические игры и упражнения с использованием
— Кого нет в домике ? ( слог удален )
— Прочитай все слоги с данной гласной буквой (н-р, с гласной у), с данш согласной.
— Прочитай все слоги с мягкими согласными (с твердыми согласными)
— Договори слог до целого слова.
— Найди соответствующий письменный слог (показываю печатный)
— Отыщи указанный слог в одном из слов (слова написаны письменным шрифтом на карточках ).
На наборном полотне слоги, изъятые из таблицы — кассы, например : са, ку на, но. На полочке игрушки: лиса, кукла, машина, кошка. Выбрав слог (например, на), ученик подносит его к той игрушке, в названии которой ест этот слог (ма — ши — на), и получает право «подарить» игрушку товарищу
Следуя за указкой (на конце лягушонок), дети хором или цепочкой называю) каждый слог. Темп игры меняется.
— Прочитай слово (поуказанным слогам и буквам). Составь с данным словом предложение.
— Кто это или что это ?
Учитель последовательно показывает на таблице слоги и буквы, чтобы получилось слово (например, о- си- на.) Дети, про себя осмысливая слово, не произнося его вслух, готовятся дать «толкование» : « Это дерево. У неё всегда дрожат листочки». Ребенок, сделавший такое описание, получает право прочитать слово вслух.
Онлайн-тренажер по русскому языку — 1 класс
Онлайн-тренажер по русскому языку 1 класс поможет школьникам не только проверить свои знания школьной программы, но и потренироваться, выполняя различные задания. В конце каждого тренажера ребенок увидит свой результат.
Максимальный результат — 100%. Именно этого результата школьник должен пытаться достичь. Но не нужно расстраиваться, если сразу у ребенка не получится. Ведь это не контрольная работа, а тренажер, который поможет подготовиться к ней.
Чем полезен онлайн-тренажер по русскому языку для 1 класса?
- Дети могут выполнять задания, которые помогут им лучше усвоить темы и правила русского языка.
- Все задания составлены с учетом школьной программы для 1 класса — ничего лишнего!
- Дети смогут понять, насколько хорошо они знают ту или иную тему, а также готовы ли они к олимпиаде по этому предмету.
- Онлайн-тренажер представлен в ярком дизайне и с приятной озвучкой, чтобы сделать обучение более интересным.
Онлайн-тренажер по русскому языку для детей 1 класса будет постоянно пополняться новыми заданиями. Так что следите за обновлениями!
Сборник дидактических игр по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в 1 классе «Пишем без ошибок»
методическая разработка по русскому языку (1 класс)
Материалы данного сборника призваны помочь учителям начальных классов и студентам педагогических колледжей, обучающихся на отделении Преподавание в начальных классах при подготовке и проведении уроков по русскому языку в 1 классе, а также сборник будет интересен ученикам и их родителям для организации домашней работы, так как материал изложен в доступной для понимания форме. В сборнике представлены разработанные дидактические игры для учащихся 1 класса, обучающихся по УМК «Школа России» (учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_did_igra_po_russkomu_yazyku_v_1_klasse.pdf | 858.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В данном выступлении описан опыт по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах. .
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС.
Повышение грамотности учащихся, способы решения данной проблемы.
В начальных классах мы видим три линии овладения правописанием (они разумеется взаимосвязаны):- обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука (фонемы)и буквы, с учёто.
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач учителя начальных классов на уроках русского языка. И меня, как и всех учителей начальных классов, волнуют вопросы: «Как научить учеников .
Методы и приемы для формирования орфографической зоркости на уроках руского языка в начальной школе.
Дидактический материал для развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.
http://bibusha.ru/onlajn-trenazher-po-russkomu-yazyku-1-klass
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2020/12/27/sbornik-didakticheskih-igr-po-formirovaniyu