Игры по правописанию для 1 класса

Игры на уроках обучения грамоте 1 класс

Дидактические игры на уроках обучения грамоте (1 класс)

Гласные тянутся к песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать

В темном лесу звать и аукать,

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать .

А согласные согласны,

Шелестеть, шептать , скрипеть ,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

« Ш — ш — ш» — шуршит опавший лист.

« Ж — ж — ж» — шмели в саду жужжат.

« Р- р — р» — моторы тарахтят.

Игра: « Делим слова на слоги».

Цель : научить делить слова на слоги (используется мяч).

Буду я сейчас водить,

Буду я произносить

Какое — нибудь слово.

Вам нужно повторить,

Потом на части разделить.

— Под мяч начинаем ! Мама (ма- ма), сады ( са — ды ), Родина (Ро- ди на), сливы ( ели- вы ).

Игра : « Составляем слова из слогов»

Цель : научить детей составлять слова из слогов .

Буду я сейчас водить

Буду я произносить

Только части слов сначала

Части нужно так составить,

Чтобы слово зазвучало.

(ды, са, вы, сли, ки, ру- сады , сливы , руки)

Цель: научить детей составлять предложения, определять кол — во слов предложении, составлять предложение в нужном порядке. У доски 5 учеников. Каждый из них обозначает определенное слово. Задача детей — составить предложение (т.е. расставить детей в нужном порядке)

На ветке сидит маленькая птица. (Можно изменить порядок слов). Маленькая птица сидит на ветке.

Цель: научить детей работать со схемой предложения.

На доске неправильно составленная схема предложения. Детям предлагает ся найти лишнее слово или недостающее.

Коза пасется на лугу.

Игра «Укрась предложение».
Цель: научить дополнять предложения.

Учитель произносит предложение: Девочка поет песню.

Учитель показывает на схеме предложения место, где дети должны вставить слова.

Маленькая девочка поет песню. Маленькая девочка поет веселую песню.

В процессе работы дети могут составить схемы новых предложений.

Игра «Закончи предложение».

Цель: научить детей заканчивать предложения.

Детям предлагается закончить предложения:

Цель: научить определять предлоги в словах.

Учитель читает предложения с предлогом. Дети при повторном чтении

хлопают в том месте, где есть предлог.

Лена едет в трамвае. На ветке сидят снегири. Над лесом летит самолет. Ира спряталась в шкаф. Андрей вышел из класса.

Игра: «Вылечи предложение».

Цель: научить детей правильно использовать предлоги в речи. Учитель предлагает на слух предложения без предлогов. Дети должны произнести его правильно, с нужным предлогом.

. гнезде пищат птенцы.

Платок лежит . кармане.

Вазу поставили . стол.

Чайник кипит . плите.

Рыба живет . реке.

Задание сопровождается составлением схем предложения.

Вариант 2. Исправьте ошибки.

В стене висит портрет. Суп варят на кастрюле. Молоко налили на чашку. Сорока села на дерево. Мальчик стоит в мосту. Дети пошли на лес. Из дерева опадают листья. Ира пришла в магазин.

Цель : научить детей работать со схемой предложения.

Учитель произносит предложение и просит детей выбрать подходящую

схему предложения, если таковая есть.

Учитель произносит слова. Дети должны произнести эти слова наоборот

Сон , раб , ноль ,лоб , ком .( Нос , пар , лен , пол , мок.) Игра сопровождается составлением схем слов.

Дети должны назвать одинаковый звук в каждой паре слов.

Игра «Разложи по кирпичикам дома».

Учитель предлагает предложение, с которым дети должны работать

составление схемы целого предложения;

составление слоговых схем;

выделение гласных звуков точками;

Учитель произносит слова. Дети хором произносят только гласные звук без ударения, потом с ударением. Слова подбираются такие, у которых нет различия между звуками и буквами. При выполнении задания звуки буквами не фиксируются.

Игра « Какое слово длиннее»

Дети отвечают на вопрос: какое слово длиннее, предварительно состав

Слова для предъявления: час, минута; ручей, река; червяк, змея; ключ ключик .

Игра «Какой звук лишний».

Вадик спит и видит сЛон ,

Что летит в ракете он.

В нашем доме на окошке ,

Сидят серенькие кРошки.

Утром Кости к нам пришли,

И подарки принесли.

Прилетел из леса Лук,

И залез под толстый сук.

Тащит мышонок в норку,

Огромную хлебную Горку.

Не учил уроки , а играл в футбол,

Оттого в тетради появился Гол.

Своей коЗою славится.

На поляне весной

Вырос Зуб молодой.

У Печки с удочкой сижу,

От рыбы глаз не отвожу.

Усатый кИт сидит на печке

Выбрав теплое местечко.

Посмотрите на лужайку, вот так — так,

Распустился тонконогий красный Рак.

Под березами, где тень,

Притаился старый День.

Загремел весенний гНом

Тучи на небе кругом.

Кто, ребята, смелый

И при этом ловкий ,

Может у Ужонка, Посчитать иголки .

Игра «Каждому предмету свое место»

Детям раздаются предметные картинки ,в названиях которых есть опреде­ ленные звуки .например, п или г .На наборное полотно выставляются буквы П,Г. Каждый ученик должен поставить свою картинку к соответствующе­ му звуку.

Игра «Кто лучше слушает»

Учитель дает установку :поднимать руку только тогда , когда услышите . звук.

Учитель называет любое слово, а ученик называет другое слово с той буквы на которую оканчивается слово, названное учителем и т. д.Например: яблоко, ольха, астра.

Учитель показывает сюжетную картинку и просит назвать те слова, кото рые начинаются (в которых есть) определенный звук. За каждое слово уче­ ник получает кружок. Выигрывает тот, кто получил больше всех кружков.

В этой игре допускается большое количество заданий, которые каждый учитель может составить сам. На макете часов расположены различные предметные картинки, на любую из них можно установить стрелку. Задания могут быть такими:

— найти и назвать слова , в которых есть . звук;

— выделить и назвать первый и последний звук в слове, указанном стрелкой;

— показать стрелками самое длинное и самое короткое слово;

— подобрать слова, начинающиеся с того же звука, что и название данного предмета . И т.д.

Учит и активизирует словарный запас детей, учит правильно строить предложения . Учитель дает задание : составить рассказ, чтобы в нем было как можно больше слов с заданным звуком .Н-р ,со звуком п.

Папа пришел домой и принес покупки. Потом прибежал Павлик. Папа с Павликом пошли гулять по проспекту Победы. По проезжей части проноси­ лись машины.

Игры у которые формируют у детей умение запоминать буквы, их алфавитное название.

Даны элементы букв, нужно найти недостающие элементы.

На таблице даны слова и предложения, нужно найти букву. Н-р, букву с.

Игра «Поставь буквы правильно» Буквы стоят боком, «вниз головой».

На рукавицах, вырезанных из плотной бумаги, написаны заглавные и строчные буквы. Раздаю рукавицы ученикам и прошу найти пару.

В небольшом аквариуме «рыбки», к хвостам которых привязаны маленькие карточки с печатными буквами. Вызванный ученик «ловит» рыбку и называет букву, дети, пользуясь кассой букв, выставляют на наборное полотно такую же букву. Когда все «рыбки пойманы», дети составляют слово (н-р , к,о, у ,ъ ,н-окунъ)

Игры со слогами

Для этой игры нужны цветные рисунки корабельной бухты, корабликов с согласными буквами (одна сторона у кораблика окрашена в синий цвет, а другая- в зеленый), карты путешествий, по которым капитаны ведут корабли. На картах изображены острова с гласными буквами. Когда кораб лик подплывает к острову, капитан читает название острова ка , хо ,ки Если слияние мягкое, то поворачиваем кораблик на зеленую сторону, если твердое слияние — на синюю сторону. Класс дополняет слог- слияние до пол ного слова.

Для отработки навыков чтения слогов — слияний и для совершенствования речи уч- ся можно использовать игровые тематические таблицы .

Вышла курочка гулять , свежей травки пощипать

А за ней цыплятки — малые ребятки.

-Сюда ,сюда ! Я вам буковку нашла !

Прибежал веселый А , прочитали дети . (на).

Прибежал задорный О, прочитали дети . (но).

Прибежал упрямый У, прочитали дети . (ну ).

Прибежал зазнайка Е, прочитали дети . (не).

Вот это дуб, а в нем дупло,

Где поселилась буква О.

Буква эта гласная , но дружна с согласными .

Жёлудь «эль» упал в дупло , прочитали дети . (ло).

Жёлудь «эн»упал в дупло, прочитали дети . (но)..

Игра « Помоги Карлсону приземлиться»
На парашютиках слоги .Задания : прочитать слоги с мягкими согласными ,с
твердыми согласными ;дополнить слог до слова, чтобы к нему можно было
поставить вопрос что делает ? что ?

Предлагаются разбросанные слоги. Последний слог слова является первым

для следующего слова:

Приводится слово , н-р, гастроном , все составляющие это слово буквы на

Вот из слова « гастроном» Вышел важный астроном, Вышел маг , и вышел гном .

Дидактические игры и упражнения с использованием

— Кого нет в домике ? ( слог удален )

— Прочитай все слоги с данной гласной буквой (н-р, с гласной у), с данш согласной.

— Прочитай все слоги с мягкими согласными (с твердыми согласными)

— Договори слог до целого слова.

Найди соответствующий письменный слог (показываю печатный)

— Отыщи указанный слог в одном из слов (слова написаны письменным шрифтом на карточках ).

На наборном полотне слоги, изъятые из таблицы кассы, например : са, ку на, но. На полочке игрушки: лиса, кукла, машина, кошка. Выбрав слог (например, на), ученик подносит его к той игрушке, в названии которой ест этот слог (ма — ши — на), и получает право «подарить» игрушку товарищу

Следуя за указкой (на конце лягушонок), дети хором или цепочкой называю) каждый слог. Темп игры меняется.

Прочитай слово (поуказанным слогам и буквам). Составь с данным словом предложение.

Кто это или что это ?

Учитель последовательно показывает на таблице слоги и буквы, чтобы получилось слово (например, о- си- на.) Дети, про себя осмысливая слово, не произнося его вслух, готовятся дать «толкование» : « Это дерево. У неё всегда дрожат листочки». Ребенок, сделавший такое описание, получает право прочитать слово вслух.

Онлайн-тренажер по русскому языку — 1 класс

Онлайн-тренажер по русскому языку 1 класс поможет школьникам не только проверить свои знания школьной программы, но и потренироваться, выполняя различные задания. В конце каждого тренажера ребенок увидит свой результат.

Максимальный результат — 100%. Именно этого результата школьник должен пытаться достичь. Но не нужно расстраиваться, если сразу у ребенка не получится. Ведь это не контрольная работа, а тренажер, который поможет подготовиться к ней.

Чем полезен онлайн-тренажер по русскому языку для 1 класса?

  • Дети могут выполнять задания, которые помогут им лучше усвоить темы и правила русского языка.
  • Все задания составлены с учетом школьной программы для 1 класса — ничего лишнего!
  • Дети смогут понять, насколько хорошо они знают ту или иную тему, а также готовы ли они к олимпиаде по этому предмету.
  • Онлайн-тренажер представлен в ярком дизайне и с приятной озвучкой, чтобы сделать обучение более интересным.

Онлайн-тренажер по русскому языку для детей 1 класса будет постоянно пополняться новыми заданиями. Так что следите за обновлениями!

Сборник дидактических игр по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в 1 классе «Пишем без ошибок»
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Материалы данного сборника призваны помочь учителям начальных классов и студентам педагогических колледжей, обучающихся на отделении Преподавание в начальных классах при подготовке и проведении уроков по русскому языку в 1 классе, а также сборник будет интересен ученикам и их родителям для организации домашней работы, так как материал изложен в доступной для понимания форме. В сборнике представлены разработанные дидактические игры для учащихся 1 класса, обучающихся по УМК «Школа России» (учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий).

Скачать:

ВложениеРазмер
sbornik_did_igra_po_russkomu_yazyku_v_1_klasse.pdf858.84 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном выступлении описан опыт по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах. .

Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС.

Повышение грамотности учащихся, способы решения данной проблемы.

В начальных классах мы видим три линии овладения правописанием (они разумеется взаимосвязаны):- обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука (фонемы)и буквы, с учёто.

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач учителя начальных классов на уроках русского языка. И меня, как и всех учителей начальных классов, волнуют вопросы: «Как научить учеников .

Методы и приемы для формирования орфографической зоркости на уроках руского языка в начальной школе.

Дидактический материал для развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.


источники:

http://bibusha.ru/onlajn-trenazher-po-russkomu-yazyku-1-klass

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2020/12/27/sbornik-didakticheskih-igr-po-formirovaniyu