Игры и упражнения для формирования навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов.
статья по логопедии
Некоторые игры и упражнения , которые помогут вам сформировать у детей правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_dlya_formirovaniya_navyka_obrazovaniya_umenshitelno.docx | 27.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения для формирования навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов.
В ходе нормального речевого развития из всех имеющихся в языке суффиксов ребенок раньше всего усваивает уменьшительно-ласкательные суффиксы. Согласно А.Н. Гвоздеву, первые случаи употребления форм с этими суффиксами отмечаются в речи детей приблизительно в возрасте 1г.2м.22дн. В период с 1г.8м. до 2л.2м. наиболее часто употребляются суффиксы -к-, -ок-, -очк-, -ечк-.
Это можно объяснить двумя причинами. Первая из них состоит в том, что он очень часто слышит от взрослых слова с этими суффиксами: его просят дать ручку, почистить зубки, помыть личико, лечь в кроватку и т. п. Поэтому ребенок легко запоминает именно такие формы слов.
Вторая причина заключается в том, что добавление к словам
уменьшительных суффиксов менее всего изменяет смысловое значение слов. Например, кроватка так и остается кроватью, то есть предметом для сна, и только как бы уменьшается в размерах. . Добавление же к словам других суффиксов обычно резко меняет их смысловое значение.
Однако при всей сравнительной легкости усвоения общего смыслового значения уменьшительных суффиксов дети в то же время не могут сразу усвоить сами эти многочисленные суффиксы и научиться правильно их употреблять. Это приводит к тому, что на ранних этапах речевого развития они заменяют более редко встречающиеся суффиксы более распространенными. Так, усвоив смысловое значение уменьшительности суффикса -ик-, по аналогии со словом столик они говорят лошадик вместо лошадка, петушик вместо петушок, лампик вместо лампочка и т. п.
Все сказанное свидетельствует о том, что очень важно каждому ребенку дошкольного возраста оказать своевременную помощь в более быстром и легком усвоении им как уменьшительных, так и всех других суффиксов .
Вот некоторые игры и упражнения , которые помогут вам сформировать у детей правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
1. Игра «Кто самый внимательный?».
Педагог раздает детям карточки – символы с изображением кружков большого и маленького размера и дает задание: «Когда я буду говорить про большие предметы, показывайте карточку с большим кружком. А когда про маленькие – карточку с маленьким кружком». Далее педагог произносит ряд существительных в начальной форме и уменьшительно-ласкательной форме. Дети на слух различают эти формы и поднимают нужную карточку. Слова произносятся с одинаковой интонацией, чтобы дети при дифференциации ориентировались только на морфемный состав слова.
2.Динамическая пауза. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Скажи наоборот». Он объясняет правила: «Я буду говорить про большие предметы, а вы про маленькие» и бросает мяч по очереди всем детям. Затем логопед говорит про маленькие предметы, а дети про большие.
3.Игра «Мама и дочка».
Взрослый показывает картинки с изображением мамы и дочки и говорит: «Мама учит дочку и выполняет действия с большими предметами. Слушайте. Мама завязывает шарф. Дочка делает то же самое с маленькими предметами. Скажите, что делает дочка?» Дети отвечают: «Дочка завязывает шарфик». Таким образом изменяются и другие фразы, предложенные логопедом.
— Будем с мячиком играть, предложения изменять. Я буду каждому из вас называть предложение и бросать мячик. Вы изменяйте предложение так, чтобы в нём появились ласковые слова, и бросайте мячик обратно.
– Собака догоняет зайца. (Собачка догоняет зайчика.)
— Мама вяжет носок. (Мамочка вяжет носочек.)
Белка грызёт шишку. (Белочка грызёт шишечку.)
-Папа читает книгу. ( Папочка читает книжечку.)
— Лена надевает юбку. (Леночка надевает юбочку.)
-Герой рассказа « Незнайка» Сиропчик очень любит варить и угощать вареньем своих друзей. Давайте назовем ягодки , которые мы собрали для нашего угощенья.( малинка,брусничка,вишенка, и т.д.)
6.Игра « Сладости для Пончика»
-Вы узнали , ребятки, кто это? Правильно, наш сладкоежка, Пончик .У него сегодня День рождения и он больше всего ждет сладких подарков. Давайте угостим нашего друга сладостями.
7. Игра « Подарки Машеньке и Ванечке»
Цель: — Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
8. Игра «Четвертый лишний».
На доску выставляются четыре картинки: три картинки с изображением больших предметов и одна картинка с изображением маленького предмета. Например, нос, шарф, домик, куст. Детям предлагается назвать картинки, выделить лишнюю и объяснить, почему она не подходит. Таким образом отрабатываются пять – шесть рядов.
9. Игра«Кто у кого?» . В процессе игры требуются картинки с
изображением животных и их детенышей.
Вначале педагог задает детям загадку про животного. Например: «Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, по деревьям может лазать, строит он свой дом в дупле, чтоб зимою жить в тепле. Кто это?» (Белка).
«А как называют детеныша белки? (Бельчонок)».
«Сейчас мы поиграем в игру «Кто у кого?» Для этого вам надо вспомнить детенышей животных».
Педагог называет животных и показывает картинки. Дети вспоминают названия детенышей животных (лисенок, котенок и др.)
10. Закрепление уменьшительно-ласкательных суффиксов в стихах и потешках.
Собери в корзинку,
А свою картинку
Положи в машинку.
У дорожки выросла
А с рябинкой рядышком –
Пила всё водичку
В гостях у синички.
У маленькой птички.
3) Долго я слушал соловушку,
Пока не устала головушка.
Плавает плавно лебёдушка, Вдаль улетает журавушка.
11. Грамматика в рассказах и сказках.
Цель: — Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
— Согласование прилагательных с существительными в числе и роде.
Однажды в огороде овощи затеяли спор – кто из них самый хороший.
— Я, морковка, такая красивая и полезная – я самая хорошая!
— Да нет же, это я, огурчик, самый хороший: я такой зелёный, длинный, хрустящий и вкусный!
— Что вы говорите, это мы, помидорчики, самые хорошие! Посмотрите на нас: мы такие красные, круглые – ну просто загляденье!
— Нет, я, лучок, самый – самый хороший! У меня такие длинные, тонкие, зелёные перья есть как ни у кого из вас!
— Что — бы вы не говорили, а лучше укропчика во всём огороде ни кого не найти! Я такой ароматный и зелёный!
Так овощи и спорили весь день — кто из них лучший, никто не хотел уступать. А вечером в огород пришла бабушка и положила в корзинку и морковку, и помидорчики, и огурчик, и лучок, и укропчик и затем приготовила из них салат. Ели этот салат бабушка и дедушка да приговаривали: «Салат из наших овощей — самый хороший и вкусный!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры направлены на формирование умения слышать в стихах, потешках, фразах одинаковые по звучанию, но разные по смыслу слова (многозначные существительные) и объяснять их значение.
В статье предложена последовательная работа по образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных на основе порядка появления суффиксов в онтогенезе.
Приведена последовательность работы по образованию уменьшительно-ласкательных форм существительных с детьми.
Файл содержит дидактические игры и упражнения по развитию речи дошкольников старшего возраста. Цель данных игр и упражнений — показать детям, что слова звучат потому, что они состоят из зв.
Консультация для родителей. Тема: « Дидактические игры и упражнения по развитию звукового анализа и синтеза слов».
Презентация к статье» Игры и упражнения для формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов.".
Игры и упражнения, направленные на образование и усвоение существительных в уменьшительной форме.
Юлия Поплова
Игры и упражнения, направленные на образование и усвоение существительных в уменьшительной форме.
Упражнение «Веселые бубенцы»
Цель: Упражнять детей в образовании существительных в уменьшительно – ласкательной форме с суффиксом –к- и активизировать их употребление в речи.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришла посылка, давайте посмотрим, что в ней. (Достает бубенцы). Это веселые бубенцы, они звенят только тогда, когда ребята правильно выполняют задание. А задание вот какое. Я буду называть вам слово, а вы подберете к нему ласковое слово.
(дети образовывают уменьшительно – ласкательную форму от слов: дочь, береза, машина, рука, корова, лошадь, книга, рыба, подруга, голова)
Упражнение «Позови ласково»
Цель: учить образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме с использованием суффиксов –очк-, -ечк-, -оньк-, — еньк-.
Воспитатель: ребята, к нам сегодня в гости пришел в гости знаменитый фиксик Нолик.
Он очень любит играть с ребятами. Нолику вы, ребятки, очень понравились и он хочет познакомится с вами. Назовите ему имя вашего соседа ласково, например, Катя – Катенька, Миша – Мишенька.
(Дети образуют уменьшительно – ласкательную форму от слов: Лена, Ангелина, Никита, Ира, Саша, Кристина, Юля, Лёша, Илья, Сережа, Полина, Алёна. Воспитатель помогает детям, если они затрудняются в подборе правильной формы)
Упражнение «Волшебная бабочка»
Цель: закреплять умение детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами –очк-, -ечк-, -оньк-, — еньк-. Понимать значение данных суффиксов.
Материал: игрушечная бабочка.
Воспитатель: ребята, посмотрите, к нам в группу прилетела бабочка, она волшебная, На кого бабочка сядет, тот сразу становится ласковым, добрым и может говорить со всеми ласково. Хотите проверить? (сажает бабочку на ребенка и произносит слово кнопка, а ребёнок говорит ласково (кнопочка).
(Дети образуют уменьшительно – ласкательную форму от слов: папа, киса, река, мама, деревня, коза, глаза, дочь, кружка, банка, вилка, ступень, береза)
Упражнение «Скажи ласково»
Цель: учить образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме с использованием суффиксов –ушк-, -ышк-, -иц-, — ец-, -ц-.
Материал: карточки с картинками.
Воспитатель: ребята, посмотрите, на картинку. Это (солнце). Подскажите, как мы можем назвать его ласково? (солнышко)
(Дети подбирают ласковые слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.Предлагаемые слова: платье, голова, покрывало, дело, лужа, перо, дерево, воробьи, трава, дом)
Упражнение «В гости к кукле Кате»
Цель: Упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, активизировать их употребление в речи.
Материал: кукла Катя, игрушечная мебель, посуда, одежда.
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в гости к кукле Кате. Кукла Катя маленькая, поэтому мы её можем назвать куколка. А будем звать её Катенька. У Катеньки и посудка и мебель и даже одежда тоже маленькие. Поэтому все эти предметы мы с вами попробуем назвать ласково.
(Дети называют существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.Даны слова: стол, стул, зеркало, диван, чашка, ложка, вилка, блюдце, тарелка, сковородка, кастрюля, пальто, платье, носки, туфли)
Упражнение «Фиксик и человек».
Цель: Упражнять детей в употреблении существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Материал: картинка с изображением фиксика и человека
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку. На ней изображен фиксик Нолик со своим другом Димой. Они очень разные. Давайте мы их сейчас сравним. Посмотрите на человека – это Дима, у него есть лоб. А посмотрите на Нолика – у него лобик. У человека ухо, а у фиксика – ушко. (дети подбирают существительные с уменьшительно – ласательными суффиксами к словам – нос, глаз, шея, рука, нога, рубаха, брюки, ботинок, палец)
Упражнение «Поход в зоопарк»
Цель: закреплять умение детей образовывать имена существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Материал: игрушки животных со звуком.
Воспитатель: ребята, мы с вами попали в необычный зоопарк. Здесь все звери молчат, пока их не назовут ласково. Хотите услышать, какие звуки произносят звери в этом зоопарке? Тогда подойдем к игрушке и назовем ласково. (Предлагаемые игрушки животных – лиса, заяц, собака, кошка, волк, медведь, овца, коза)
Упражнение «Письмо от Нолика»
Цель: закреплять умение правильно образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами
Материал: письмо от фиксика Нолика.
Воспитатель: Посмотрите ребята, наш друг Нолик прислал нам письмо. Откроем его? В письме вместо нескольких слов – рисунки. Давайте вместе его прочитаем.
Дорогие друзья! Ко мне в гости приезжал мой давний знакомый гномик, он рассказал мне интересную историю. Эта история мне очень понравилась и я решил поделиться ей с вам.
Однажды гномик вышел из своего ___ и отправился в маленький лес. В лесу были красивые ___, зеленела ___, пели песенки маленькие. Гномик шел по ___ и пришел к. Гномик увидел маленьких ___, они плескались и резвились в воде. Они были веселые, смешные. Рядом с ___ был ___, на котором росла. Вдруг ___ зашевелился. Гномик испугался. Это рвал ___ маленький. ___ увидел гномика и с радостью угостил его. Они подружились и целый день играли, веселились, а вечером Гномик отправился в свой ___. Ложась спать в свою___ Гномик улыбался, он радовался, что у него появился новый друг.
Дидактические игры, направленные на развитие словаря Уважаемые педагоги предлагаю вашему вниманию дидактические игры своими руками!Я работаю в логопедической группе, где очень важно развивать.
Игры, направленные на развитие речевого дыхания у дошкольников. Чтобы научить ребёнка владеть языком, надо прежде всего научить его правильно дышать: и та другая функции выполняются одними и теми же органами.
Игры, направленные на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста Данная тема является очень актуальной, потому что овладение богатым словарным запасом дает возможность ребенку: •общаться со сверстниками.
Игры, направленные на развитие умения различать эмоциональные состояния Игры, направленные на развитие умения различать эмоциональные состояния. Фотография Возраст участников: 3-х лет. Задачи: Познакомить.
Игры, направленные на снижение агрессивности дошкольников «Воробьиные драки Цель: снятие физических агрессий Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени.
Подвижные игры, направленные на формирование ЗОЖ Авторские подвижные игры на формирование ЗОЖ Игра «Иммунитет» Выбирается водящий, который играет роль «Вируса». 2-3 детям раздается «иммунитет».
Конспект прогулки в форме квест-игры «Любимые игры бабушек и дедушек» Цель: Развитие интереса и положительной мотивации. Задачи: — Закреплять навык основных движений: ходьбы, бега, прыжков в подвижных играх.
Родительское собрание в форме деловой игры «Народные игры и их роль в воспитанаии детей» Цель работы: приобщение родителей к народной игре, как к форме взаимодействия с детьми. «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь,.
Социально-ориентированные игры для организации взаимодействия детей и воспитателей. Игры-занятия в партнерской форме Игры-занятия в партнерской форме Игры-занятия в партнерской форме требуют от взрослого придерживаться определенного стиля поведения, который.
Упражнения, направленные на коррекцию и формирование коммуникативных навыков на тему «Созвездие» (Старшая группа) Эти упражнения способствуют формированию сотрудничества, дают возможность детям осуществить перенос возникших отношений за пределы упражнений.
Игры с уменьшительно ласкательными суффиксами
Учим ребёнка образовывать уменьшительно – ласкательные формы существительных
Дети с ОНР имеют недостаточные возможности в образовании новых форм слов. Овладение словообразованием с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов всегда вызывает у них затруднения. Здесь представлены некоторые варианты заданий на словообразование. В каждом задании приведён оптимальный объем дидактического материала, к тому же родители могут сами подбирать речевой материал самостоятельно по аналогии.
Игра «Ласковые имена»
С помощью этой игры вы научите ребёнка образовывать имена по аналогии. Вы бросаете ребёнку мяч и произносите имя. Ребёнок ловит мяч, произносит уменьшительно – ласкательное имя и возвращает вам мяч.
Валя – Валечка Люда – Людочка Витя — Витенька
Игра «Кто больше?»
Сначала покажите ребёнку, сколько ласковых имён можно образовывать то одного имени (Тима). Потом предложите поиграть в игру, кто придумает больше ласкательных имён. За каждый правильный ответ играющий получает фишку. Победит тот, кто наберёт больше фишек.
Тима – Тимошка – Тимочка – Тимик – Тимошечка – Тимоня – Тимчик — Тимошенька
Алёна – Алёночка – Алёнушка – Алёнка — Алёнчик
Игра «Части тела ласково»
Предложите ребёнку показывать на вас и на себе части тела и лица, называя части тела и лица на себе «ласково».
голова – головка лоб – лобик рука — ручка
шея нос ресницы
Игра «Большой — маленький»
Учим ребёнка правильно называть маленькие предметы. Игру можно провести с мячом. Взрослый называет большой предмет, а ребёнок – маленький.
стол – столик диван – диванчик полка — полочка
нож стакан юбка
мяч карман шапка
подушка – подушечка носок – носочек дым — дымок
http://www.maam.ru/detskijsad/igry-i-uprazhnenija-napravlenye-na-obrazovanie-i-usvoenie-suschestvitelnyh-v-umenshitelnoi-forme.html
http://logoped.kalinka5.edusite.ru/vis_p74aa1.html