4 класс. Чтение. Летописи. Былины. Жития. Былина «Ильины три поездочки».
4 класс. Чтение. Летописи. Былины. Жития. Былина «Ильины три поездочки».
- Оглавление
- Занятия
- Обсуждение
- О курсе
Вопросы
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
Летописи. Былины. Жития.
Былина «Ильины три поездочки».
Введение
Вы видите рисунок «Камень на распутье».
— В каких произведениях вы встречали указатели для главного героя? (В былинах).
Что означает слово былина? (Былины — это русские народные сказания о богатырях, защищавших русские земли). Первые былины сложились ещё в Киевской Руси.
— Какие былины читали мы с вами в 3 классе? (Добрыня Никитич, Добрыня и Змей, Исцеление Ильи, Илья и Соловей – разбойник).
— О каких отличительных чертах былины вы знаете? (Былинный зачин, повторы, образность языка — гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, определённое содержание– сказ о героических делах богатырей; неспешность, обстоятельность, подробность повествования).
— Какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали богатырём? (Бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым, защищать родную землю).
Прочитайте медленно текст:
Как во славном было городе во Киеве,
Как у ласкового князя у Владимира,
Ещё были – жили тут бояре кособрюхие,
Насказали на Илью они на Муромца,
Ай , какими он словами похваляется:
«Я ведь князя – то Владимира повыживу,
Сам я сяду во Киеве на его место,
Сам я буду в Киеве да князем княжити !»
Что вы только что прочитали? (Зачин).
— Кто исполняет былины и как?
-Кто был героями былин?
-За что народ любил Илью Муромца? (Любил за силу, справедливость, борьбу с врагами. Он совершил подвиги ради народа, Родины, охранял труд мирных людей.)
— Как вы считаете, чем отличается былина от сказки?
Отличие сказки от былины.
Сказка.
1. Не верят в реальность.
2. Единообразная композиция (построение);
3.Герои: люди, царевичи, животные
Былины.
1 Верят в реальность.
2. Индивидуальная композиция;
Чтение былины «Ильины три поездочки» с комментированием
-Откройте учебник на стр. 12.
-С какой былиной мы сегодня познакомимся? (Мы познакомимся с былиной «Ильины три поездочки»)
-Прежде чем мы начнем знакомство с былиной, познакомимся с главным героем.
О мужественном богатыре Илье Муромце до нашего времени сохранилось 15 русских былин.
Илья Муромец – герой славянского эпоса
Согласно сюжетам некоторых былин, Илья Муромец до 33 лет не мог двигать руками и ногами, но один монах исцелил его. После того, как мужчина выпил воды, специально приготовленной ему монахом, он почувствовал в себе нечеловеческую силу, и отправился служить к князю.
В образе Ильи Муромца, русский народ воплотил представления о храбром воине, который не боялся бы защищать свой народ и отечество.
Прототипом Ильи Муромца стал реально существующий человек – силач Илья из города Мурома, который жил в 12 веке. Этот человек прославился мужеством в боях и преданностью князю. В зрелом возрасте он принял монашеский постриг и был канонизирован в 1643 году.
Словарная работа
СИЕ – это.
КРЕМНЕВЕНЬКИЕ – из кремня.
БУЛАТНАЯ БРОНЯ, БУЛАТ – узорчатая сталь.
СМЕТА – богатство.
САЖЕНЬ -2,134м (3 аршина).
ОБЛАТЫНИВАТЬ – обращаться в католическую церковь.
БАШЛЫК – головной убор.
ВОРОНОВЫЕ – чёрные.
ГОЛЬ, ГОЛЫДЬБА – оборванцы.
АМБАР – сарай.
Характеристика героя
-Почему Илья Муромец выбирает прямую дорогу? (Богатырь не хотел богатства, так как оно у него уже было. Молодая жену ему также была не нужна. Решил Илья Муромец испытать свою судьбу и поехать направо, где ему угрожала смерть.)
-Как он рассуждает на перепутье у камня? («Это Бог с тобой, что судьбой: Я готов и с судьбиной на бой! Только выбрать какую судьбу, Чтобы с нею вступить мне в борьбу? Мне в походах жена не нужна, Мне богатство не надобно. Ах, поеду, молодец, я туда, Где показано убитому быть!»)
-О каких чертах характера это говорит? (Смелый, решительный, не ищет лазеек и обходных путей.)
-Найдите описание разбойников. («. Выглядали, выскакивали Ходовитые разбойнички, Псы ночные подорожнички. Голоса у них горластые, А щиты у них крестастые, На них шлемы, будто вёдра вверх Кони-лошади в булатной броне. А заглавный пёс-разбойничек Наседает, угрозой грозит: «Стой! Куда, деревенщина? Помолись перед погибелью!»)
-Почему в описании разбойников употребляются слова с суффиксами – оньк, ичек, ечек.
-Какое значение придают эти суффиксы? (Уменьшительно-ласкательное.)
-Для чего это сделано? (Для контраста с силой Ильи Муромца).
-Как описан Илья Муромец в схватке с разбойниками? (. Илья палицей размахивался Да слегка и приударил вожака. А размяк от удара вожак, Покачнулся, упал, не встал.
Из налучника лук тугой,
Из колчана калёну стрелу
Вынимал да пускал Илья
В дуб кряковистый разрывчатую.
Разрывала, расщепляла стрела
Старый дуб во щепу, во черенки.
Череночки да щепочки
Разлетелись, угодили они
Во разбойников да всех до одного
В одночасье погубили подряд. )
От каких реальных врагов могли защищать богатыри русскую землю? (От нашествия татаро — монгол).
— Почему былина называется «Три поездочки»? Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающий? Какое историческое событие нашло отражение в былине? (Крещение Руси, попытки иноземных захватчиков обратить русский народ в католическую веру).
Обобщение образа Ильи. Выберите те слова, которые имеют отношение к Илье. (Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, жадный, щедрый, грубый, справедливый).
Итоги
Познакомились с былиной «Ильины три поездочки». Учились анализировать, сравнивать былины и сказки, искать сходства и различия; осознанно читать былины; применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»; осознавать меру ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.
Литературное чтение. 4 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 4 класс
Урок 4. «Ильины три поездочки». Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Знакомство с произведением.
- Анализ произведения.
Глоссарий по теме:
На заставу богатырскую – место выезда и въезда в город; пункт.
По нарядам снарядился один или группа пограничников, выполняющих приказ на охрану границы.
Доезжал он до росстани – перекрёсток двух дорог.
Из-за камушков кремнёвеньких – тёмно-серые с металлическим блеском кристаллы которого входят в состав большинства горных пород.
Кони-лошади в булатной броне – старинная особо прочная сталь.
Засияли камни-яхонты – устаревшее название драгоценных камней.
На богатство и обзарилися – смотреть с завистью
Подстрекают, подзуживают – дразнить, подзадоривать.
Из налучника лук тугой – чехол для лука.
Из колчана калёну стрелу – снаряжение для метательного оружия, особая
сумка-чехол, в которой носились стрелы или болты.
Верста – русская путевая мера.
Погреб – заглубленное в землю сооружение для круглогодичного хранения
Пуд – устаревшая единица измерения массы.
Былина; поэтический текст; прозаический текст; внешний вид героя;
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.39-59
- Шубина Г.В., Тесты по литературному чтению к учебнику Климановой Л.Ф. 4 класс.– М.: Экзамен, 2016. – С. 16-21
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2016
Основное содержание урока:
— Ребята, игру какого музыкального инструмента вы слышали?
— Этот древнейший исконно- русский народный музыкальный инструмент — гусли.
— А как называют музыканта, играющего на гуслях? Его называют гусляр.
— С самых незапамятных времён русские гусляры славились своей волшебной игрой, не оставляющей равнодушными всех, кто её слышал.
— Ребята, исполнение каких произведений сопровождала игра на гуслях?
— В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного русского музыкального инструмента — гусли.
— Что же такое былина?
— Кто являются главными героями былин?
— Каких богатырей вы знаете?
Рассмотрите картину Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
На картине изображены три богатыря — Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич – главные герои русских былин.
А кто такой богатырь? Давайте обратимся к словарю.
1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.
— У этого слова не одно значение, оно многозначное.
— Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, силой, смекалкой.
— Помимо силы и ума чем еще должен обладать здоровьем физическим и духовным.
— В каких произведениях чаще всего мы встречаем богатырей?
— Что такое былина?
Что же мы будем делать сегодня на уроке?
Сколько вопросов у нас!
— Сегодня на уроке мы познакомимся с былиной «Ильины три поездочки» в двух вариантах: поэтическом и прозаическом. Будем читать и анализировать былину и ответим на наши вопросы.
Былина называется «Ильины три поездочки».
Перед тем, как начнём читать, давайте обратимся к названию и подумаем, о чём это произведение.
Былина «Ильины три поездочки» о богатыре Илье Муромце, о каких-то его поездках.
А теперь приступим к чтению.
ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ
Посреди поля чистого,
На закате красна солнышка,
На восходе ясна месяца
На заставу богатырскую
Собирались на походный совет
Думу думали, раздумывали,
По нарядам снарядилися.
Доставалось Илье Муромцу
Ехать в Западную сторону
На великий богатырский дозор.
Выезжал Илья Муромец,
Доезжал он до росстани,
Под ночной тучей западной.
Наезжал на белый камень Илья.
Из-за тучи месяц выглянул:
Прочитай вон, на камени
«Прямо ехать — убитому быть!
Влево ехать — женатому быть!
Вправо ехать — богатому быть!
Все судьбой сие предписано! »
— Как вы думаете, какую дорогу выберет Илья Муромец? Давайте узнаем.
Во глубоком раздумье Илья.
Он стоит, сам себе говорит:
«Это бог с тобой, что — судьбой:
Я готов и с судьбиной на бой!
Только выбрать какую судьбу,
Чтобы с нею вступить мне в борьбу?
Мне в походах жена не нужна,
Мне богатство ненадобно.
Ах, поеду, молодец, я туда,
Где показано убитому быть! »
Как Илья Муромец рассуждает на перепутье у камня?
— Он размышляет о том, что богатство ему не нужно, у него никого нет и жениться ему поздно.
— О каких чертах характера это говорит?
— Это говорит о том, что богатырь смелый, решительный.
— В былине говорится о том, как Илья увидел на перепутье три надписи и, не испугавшись, выбрал дорогу, которая предвещала смерть. Богатырь преодолел все препятствия и поменял надпись на камне указав, что он там был и расчистил путь.
— Кого встретил Илья на пути?
Почитайте описание разбойников.
— Обратите внимание, что в описании разбойников употребляются слова с суффиксами — еньк – ичк. Эти суффиксы придают уменьшительно-ласкательное значение, это сделано для контраста с силой богатыря Ильи Муромца.
Рассмотрите картину Васнецова «Витязь на распутье». Какой отрывок из былины подходит к картине? Перечитайте.
— Прочитайте начало былины. На что похоже начало былины? Какие произведения начинаются подобным образом?
— Былина начинается как сказка – с зачина.
-Зачином в былине (и других фольклорных произведениях), как мы знаем, называется вступительная часть, в которой определяются место действия, время действия и главный герой
— Былина называется «Три поездочки Ильи Муромца». А мы прочитали только об одной поездке. Как же так?
Дело в том, что это часть былины, её начало.
Сейчас мы прочитаем продолжение приключений богатыря, но уже в другой форме – в прозаической форме.
Перед тем, как приступить к чтению, вспомним, какие две поездки остались и предположим, какую дорогу Илья выберет во второй раз.
ТРИ ПОЕЗДКИ ИЛЬИ МУРОМЦА
(Текст былины в пересказе И.Карнауховой)
— Ну, поеду теперь, где женатому быть!
Как проехал Илья три версты, выехал на лесную поляну. Там стоят терема златоверхие, широко раскрыты ворота серебряные, на воротах петухи поют.
Въехал Илья на широкий двор, выбежали к нему навстречу двенадцать девушек, среди них королевична-красавица.
— Добро пожаловать, русский богатырь, зайди в мой высокий терем, выпей сладкого вина, скушай хлеба-соли, жареной лебеди!
Взяла его королевична за руку, повела в терем, посадила за дубовый стол. Принесли Илье мёду сладкого, вина заморского, жареных лебёдушек, калачей крупитчатых. Напоила-накормила богатыря, стала его уговаривать:
— Ты устал с дороги, умаялся, ложись отдохни на кровать тесовую, на перину пуховую.
Повела королевична Илью в спальную горенку, а Илья идёт и думает:
«Неспроста она со мной ласкова: что королевичне простой казак, старый дедушка! Видно, что-то у нее задумано».
Видит Илья, что у стены стоит кровать точёная золочёная, цветами расписана, догадался, что кровать с хитростью.
Схватил Илья королевичну и бросил на кровать к тесовой стене. Повернулась кровать, и открылся погреб каменный, — туда и свалилась королевична.
— Эй вы, слуги безымянные, несите мне ключи от погреба, а не то срублю вам головы!
— Ох, дедушка незнаемый, мы ключей и в глаза не видывали, ходы в погреба покажем тебе.
Повели они Илью в подземелья глубокие; сыскал Илья двери погреба; они песками были засыпаны, дубами толстыми завалены. Илья пески руками раскопал, дубы ногами растолкал, открыл двери погреба. А там сидят сорок королей-королевичей, сорок царей-царевичей и сорок русских богатырей.
Вот зачем королевична зазывала в свои терема златоверхие!
Говорит Илья королям и богатырям:
— Вы идите, короли, по своим землям, а вы, богатыри, по своим местам и вспоминайте Илью Муромца. Кабы не я, сложили бы вы головы в глубоком погребе.
Вытащил Илья за косы на белый свет королевичну и срубил ей лукавую голову. А потом вернулся Илья к белому камню, стёр старую надпись, написал новую: «Прямо ездил-женатым не бывал».
— Какой третий путь остался Илье Муромцу?
— Путь, который ведёт к богатству.
— А как вы думаете, станет ли Илья Муромец богатым? Почему?
Давайте прочитаем и проверим, верны ли наши предположения.
— Ну, поеду теперь в дорожку, где богатому быть.
Только отъехал он три версты, увидал большой камень в триста пудов. А на том камне написано: «Кому камень под силу свернуть, тому богатому быть».
Принатужился Илья, упёрся ногами, по колена в землю ушёл, поддал могучим плечом — свернул с места камень.
Открылся под камнем глубокий погреб — богатства несметные: и серебро, и золото, и крупный жемчуг, и яхонты!
Нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повёз её в Киев-град. Там построил три церкви каменные, чтобы было где от врагов спасаться, от огня отсидеться. Остальное серебро-золото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки.
Потом сел на Бурушку, поехал к белому камню, стёр надпись старую, написал надпись новую: «Влево ездил — богат не бывал».
Тут Илье навек слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла.
— Кого повстречал богатырь во время второй поездки?
— Как он догадался, что королевична задумала недоброе? Найдите эпизод в тексте.
— Неспроста она со мной ласкова: что королевичне простой казак, старый дедушка! Видно, что-то у нее задумано».
— Что добыл Илья в третьей поездке?
-Стал Илья Муромец богатым?
— Нет, Илья Муромец не стал богатым, он отдал все деньги, которые нашёл, на строительство церквей и нуждающимся людям.
— Почему он так поступил? Как характеризует этот поступок богатыря?
— Илья Муромец честный, справедливый, щедрый человек.
-Прочитайте, как заканчивается былина?
— Тут Илье навек слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла.
— На что похожа конец былины?
— Так заканчиваются сказки.
— Заметили ли вы в былине элементы вымысла и фантастики?
Как вы думаете, зачем автор включил эти элементы в былину?
— Чтобы интересно было слушателю.
— В каком уже известном жанре устного народного творчества так же много вымысла?
— В волшебной сказке.
-Какой мы можем сделать вывод?
— Былины похожи на сказки
— И сказка ,и былина исходят из народа. В сказке идёт борьба добра со злом, правды с ложью, где в итоге побеждает добро и справедливость. Действия в ней развертываются в надуманных царствах, государствах с обитающими там фантастическими персонажами. В былинах таких не встретишь — это быль, историческая явь. В ней герои-старинные богатыри, совершавшие разные подвиги. Старцы древней Руси сказывали былинные, реальные истории припеваючи- под гусли.
Итак, что же общего в прочитанных произведениях? отрывках?
— Главный герой — Илья Муромец, который подъехал к камню.
— А в чем же отличия?
— В прозаическом варианте дается больше описания, описывается Илья Муромец, его конь, природа, также говорится о том, что Илья был стар. Отличаются надписи на камне.
Понравился ли вам Илья Муромец? Чем именно?
Как вы думаете, исполнились ли последние слова былины — «Тут Илье навек слава и честь пошла»? Посмотрите, какие памятники Илье Муромцу стоят в городах нашей родины. Илья Муромец стал воплощением идеала
мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат
несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!
Разбор типового тренировочного задания:
Текст вопроса: Какую первую поездку совершил Илья Муромец?
Влево ехать — женатому быть
Прямо ехать — убитому быть!
Вправо ехать — богатому быть!
Правильный вариант ответа
Прямо ехать — убитому быть!
Разбор типового контрольного задания:
Текст вопроса: Какой сказочной черты нет в этом произведении?
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Сен | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Ильины три поездочки, с. 13 — 15
Ответы к стр. 13 — 15
- О каких событиях рассказывается в былине? Запиши.
В былине рассказывается, как Илья Муромец боролся с врагом.
- Какие события былины могли бы реально произойти? Запиши.
Встреча с разбойниками (татаро-монголами), освобождение пленных, строительство церквей.
- Найди в былине и запиши слова, которые описывают внешний вид Ильи Муромца.
Описание внешнего вида Ильи Муромца встречается только в былине «Ильины три поездочки», в эпизоде, когда месяц осветил его воинское снаряжение: «Заблистал в сорок тысяч шлем…», «засияли камни-яхонты».
- Выпиши из учебника (с. 20 №6) те черты характера, которые ты считаешь главными.
Смелый, мужественный, мудрый, умный, справедливый, сильный, добрый, бескорыстный, способный к состраданию.
- Найди и запиши слова, которые показались тебе необычными. Например, ночь тёмная-растёмная, богатство несметное,
Славнорусские богатыри, ходовитые разбойнички, дуб кряковистый, кустики низовенькие, камушки кремнёвенькие.
- Составь рассказ о богатыре Илье Муромце. Запиши опорные слова, которые ты используешь в своём рассказе.
Любовь к родной земле, стоит на страже Родины, приходит на помощь своему народу, спасают его от порабощения, воплощение идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека, не страшит несметные силы врага, не страшит даже сама смерть.
Илья Муромец любит родную землю, стоит на страже её границ, в минуту опасности приходит на помощь своему народу, спасает его от порабощения и унижения. Он являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Илья Муромец вызывает у меня восхищение, радость, веру в силы народные. Илья Муромец – богатырь-воин, защитник Родины, поэтому ему нужно выбирать ту дорогу, где затаились разбойники. Эту дорогу ему нужно освободить от нечисти. Илья настолько силён и умён, что любое препятствие, даже непреодолимое, ему по плечу, с любым врагом он справится играючи.
- Запиши свой план или используй данный.
• Первый подвиг богатыря.
• Второй подвиг богатыря.
• Третий подвиг богатыря.
• Илья Муромец — защитник земли Русской.
1. Происхождение Ильи Муромца, его чудесное выздоровление.
2. Портрет Ильи Муромца (внешность и воинское снаряжение).
3. Характер и поступки Ильи Муромца.
4. Моё отношение к герою былин.
- Какой вариант былины (прозаический или стихотворный) тебе понравился больше? Прочитайте друг другу вслух оба варианта былины. В каком случае можно передать напевность произведения?
Стихотворный. Былинное слово особенно красиво, торжественно, напевно и поэтично. В былинном стихе легко улавливается ритм, поэтому в стихотворном варианте можно передать напевность произведения.
- Запиши, как в старину исполнялись былины (их пели или рассказывали). Какие музыкальные инструменты использовались?
Исполняли былины певцы-сказители. Когда-то в Древней Руси их называли боянами (или баянами). Отсюда происходит и название музыкального инструмента. Правда, под баян былины никогда не исполнялись, а название дано инструменту в XIX веке просто в честь старинных певцов. Когда-то в старину былины исполнялись под мерный, неторопливый перебор гуслей (гусли – русский народный щипковый многострунный инструмент типа арфы). В XVIII–XIX веках, когда учёные начали собирать и записывать былины, они исполнялись, как правило, без аккомпанемента.
- Чем богатыри отличаются от героев сказок? Запиши свои мысли.
Богатыри отличаются от героев сказок тем, что богатыри – это реальные герои которые жили в России много веков тому назад. И с ними придуманы всякие сказки и былины, которые наполовину реальные, а наполовину вымышленные.
http://resh.edu.ru/subject/lesson/6023/conspect/
http://volzsky-klass.ru/iliny-tri-poezdochki-s-13-15/