Имена существительные могут быть сказуемыми

Типы сказуемых в русском языке с примерами

Содержание:

Роль сказуемого в предложении

Cоставляя характеристику предложению, начинать нужно с выделения грамматической основы — подлежащего и сказуемого. Это главные члены предложения. Они связаны между собой, так как информацию о подлежащем несет сказуемое.

Сказуемое — главный член предложения, который обозначает признак предмета (действие, состояние, свойство) и отвечает на вопросы: что делает предмет? Что с ним делается? Каков предмет? Кто он такой? Что он такое?

Способы выражения сказуемого

Какими частями речи выражается сказуемое?

Чтобы дать ответ на вопрос, проанализируем примеры.

  1. Сегодня на уроке мы изучали новый материал.В данном предложении подлежащее мы (местоимение). Задаем вопрос: мы (что делали?) . Сказуемое изучали выражено глаголом.
  2. Обитатели джунглей непредсказуемы и опасны.В этом предложении подлежащее обитатели (сущ.) Задаем вопрос: обитатели (каковы?) и Выделенные слова сказуемые и выражены они краткими прилагательными.
  3. Он врач. Находим подлежащее. Он (мест). Задаем вопрос: он (кто такой?) врач. Сказуемое выражено именем существительным.

Типы сказуемого

Сказуемые бывают простыми и составными.

Простое сказуемое состоит из одного слова-глагола в форме одного из наклонений. Рассмотрим примеры.

Составное сказуемое состоит из двух слов. Основная часть содержит главное лексическое значение сказуемого, вспомогательная – грамматическое и добавочные лексические значения.


(сказуемое состоит из двух слов, одно из которых «больна» передает основное лексическое значение, а другое «была» — грамматическое значение)

Виды составного сказуемого

Составное сказуемое бывает:

  1. глагольным (основная часть – инфинитив)
  2. именным(основная часть – имя)

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое состоит из двух глаголов: вспомогательного, выражающего грамматическое значение сказуемого(наклонение, время, лицо)и неопределенной формы глагола

СГС= вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола

Основные вспомогательные глаголы

В качестве вспомогательного глагола выступают следующие группы слов.

1. Глаголы:

— со значением начала, конца, продолжения действия (начать, перестать, кончить, прекратить, продолжить)

— со значением желательности, возможности, необходимости действия (мочь, хотеть, желать, мечтать, надеяться)

— выражающие эмоциональное состояние (любить, бояться, стесняться, ненавидеть, стыдиться)

2. Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов (готов, должен, обязан, намерен, рад)

3. Слова состояния: можно, нельзя, надо

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое состоит из двух составляющих: глагола связки и именной части

СИС = глагол-связка + именная часть

Глагол-связка

Глагол-связка выражает грамматическое значение сказуемого.

Рассмотрим глаголы, входящие в состав:

1. Быть (есть, был, будет, был бы, будь)

. В форме настоящего времени связка быть не употребляется. Такая связка называется нулевой. Например. Галя- моя дочь

2. Стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, представляться, стремиться.

3. Значения движения, положения в пространстве (приблизиться, уехать, возвратиться, висеть, колебаться и др.)

Именная часть

Именная часть выражает основное лексическое значение сказуемого. Она состоит из:

СуществительногоДачный сад в цвету
ПрилагательногоЛодка показалась ненадежной
ЧислительногоШестью семь-сорок два
НаречияНа улице было холодно
МестоименияЧастная клиника теперь моя
ПричастияУрожай собран
Синтаксически неделимого словосочетания
  • Юноша был среднего роста
  • Бабушке подарили коробку конфет

ВЫВОД: именная часть составного именного сказуемого выражается всеми именными частями речи, а также причастием, наречием и синтаксически неделимым словосочетанием.

Как быстро определить вид сказуемого?

Быстро и правильно определить вид сказуемого поможет алгоритм действия

  1. Сказуемое состоит из одного или двух слов?
  2. Одного. Какой частью речи является слово?
  3. Глагол. Вывод: перед нами ПГС
  4. В состав сказуемого входят два слова. Из каких составных частей они состоят?
  5. Вспомогательный глагол + неопределенная форма. Вывод: СГС
  6. Глагол-связка + именная часть. Вывод: СИС

Тема урока: Сказуемое, выраженное именем существительным.

6 класс Русская речь

Тема урока: Сказуемое, выраженное именем существительным.

Цели урока: 1.совершенствовать знания учащихся о сказуемом, выраженном именем существительным ;

2. способствовать развитию умений самостоятельно сформулировать правило; развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развивать устную и письменную речь.

3. воспитывать интерес к происхождению слова.

1. Организационный момент

2. Опрос домашнего задания

стр 136 упр 276 выполнить задания к тексту

3. Повторение пройденного материала

1. Разобрать по составу слова: ЗАСНЕЖЕННЫЙ, СНЕЖОК, ЗИМУШКА,

2. Образовать при помощи суффиксов сущ-ные от слов: ЛЕС, МОРОЗ, СНЕГ, ДЫМ, СТОЛБ, КАМЕНЬ, ДОКЛАД, БАРАБАН, ГРИБ, ОГОНЬ, ДВОР, ЛОШАДЬ, ОКНО.

3. Глаголы в скобках поставьте в прошедшем времени. Соедините с каждым существительным

(Наступить) зима, новый год, холодные дни. Снегом (покрыться) двор, земля, поле, деревья. Равнину (освещать) солнце, луна

4. Разобрать по членам предложения: Во дворе повсюду лежит белый снег.

5 Измените глаголы узнать (1 спр), услышать (2спр) по лицам.

Единственное число Множественное число

4. Изучение нового материала

Слово учителя : Обычно сказуемое выражается глаголом, но может быть выражено именем существительным в именительном падеже. В этом случае между подлежащим и сказуемым ставится тире.

Природа- наш друг. Он лесник. Это лес.

Если подлежащее выражено местоимением, а сказуемое- существительным, то тире между ними не ставится. Например: Это стройка. Это лес.

5. Закрепление изученного материала

стр. 121 упр. 247 Подберите к подлежащему сказуемое

Школьники наше богатство

Лес небесное тело

Луна друзья природы

Лето краса природы

Вода пора туризма

стр. 121 упр. 248 Допишите профессии и занятия людей. Подчеркните главные члены предложения. Чем выражено сказуемое?

Образец: Это лес. Он лесник

6. Домашнее задание

знать теорию, придумать 4 предложения, где сказуемое выражено именем существительным

7. Подведение итогов урока

6 класс Русская речь

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

Цель урока . дать общее понятие по теме ;

Задачи: 1. уметь применять теоретические знания в практической работе;

2. развитие самостоятельной деятельности, устной и письменной речи учащихся.

3. воспитывать интерес к изучению русского языка.

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

стр.121 правило, упр 248

3. Повторение изученного материала

— Допишите личные окончания глаголов настоящего и будущего времени

Подчеркните подлежащее и сказуемое.

Я буду учителем. Я буду учить детей. Миша будет машинистом. Он будет водить поезда. Я стану спортсменом. Я буду плавать. Айгуль будет врачом. Она будет лечит детей.

— Вставьте пропущенные буквы. Объясните правильность выбора.

Д..кабрь, к..лендарь, л..сток, н. ступит, ч. сы, м. нута, ц..фра, ч..ловек, з. лотые, с..годня.

4. Изучение нового материала

Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если:

* оба главных члена (подлежащее и сказуемое) выражены именем существительным в именительном падеже: Наша дружба — яркий свет

* если подлежащее и сказуемое выражены неопределенной формой глагола (инфинитив). О хранять природу — значит охранять родину.

* если один главный член выражен существительным в именительном падеже, а другой- неопределенной формой глагола: Наша задача — хорошо учиться.

5. Закрепление изученного материала

стр . 121 упр 246 . Спишите, подчеркните главные члены предложения. Чем они выражены? Между подлежащем и сказуемым поставьте тире.

стр 121 упр 249 Скажите по- русски (устно)

стр 122 упр 250 Прочитайте и озаглавьте текст

6. Домашнее задание

стр 140 упр 286 задания к тексту

7. Подведение итога

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Рахимова Мая СадыковнаНаписать 5139 06.02.2017

Номер материала: ДБ-172101

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    06.02.2017 334
    06.02.2017 322
    06.02.2017 243
    06.02.2017 736
    06.02.2017 3954
    06.02.2017 352
    06.02.2017 1368

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В России будет введена должность советника директора по воспитанию

Время чтения: 1 минута

ВШЭ перейдет на удаленку до конца года

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В Чувашии школьные каникулы продлятся две недели

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Составное именное сказуемое. Определение и примеры

Составное имен­ное ска­зу­е­мое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, состо­я­щий из глагола-связки (нуле­вой связ­ки) и имен­ной части, выра­жен­ной суще­стви­тель­ным, при­ла­га­тель­ным, место­име­ни­ем, чис­ли­тель­ным, наре­чи­ем или причастием.

Составное имен­ное ска­зу­е­мое скла­ды­ва­ет­ся, как пра­ви­ло, из двух ком­по­нен­тов: глагола-связки и имен­ной части, выра­жен­ной любой частью речи, кро­ме гла­го­ла в фор­ме инфинитива.

Вначале опре­де­лим, что такое состав­ное сказуемое.

Определение

Составным ска­зу­е­мым явля­ет­ся такое ска­зу­е­мое, в кото­ром лек­си­че­ское и грам­ма­ти­че­ское зна­че­ния выра­жа­ют­ся раз­ны­ми словами.

Примеры

Владимир начал силь­но бес­по­ко­ить­ся (А.С. Пушкин).

В этих при­ме­рах ска­зу­е­мые состо­ят из двух слов, одно из кото­рых (бес­по­ко­ить­ся, холод­ная) выра­жа­ет лек­си­че­ское зна­че­ние ска­зу­е­мо­го, а пер­вое (начал, была) — грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние накло­не­ния, вре­ме­ни, рода и чис­ла глагола.

Поговорим об имен­ном состав­ном ска­зу­е­мом. Конкретизируем это поня­тие с точ­ки зре­ния соста­ва, что такое имен­ное ска­зу­е­мое в предложении.

Глагол-связка

Составное имен­ное ска­зу­е­мое скла­ды­ва­ет­ся из глагола-связки, кото­рая обла­да­ет толь­ко грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем, и имен­ной части, выра­жа­ю­щей его основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние, например:

Рассмотрим более деталь­но, каки­ми быва­ют глаголы-связки в состав­ном имен­ном сказуемом.

Наиболее упо­тре­би­тель­ным явля­ет­ся глагол-связка «быть», пред­став­лен­ный в раз­ных формах:

Политика есть искус­ство возможного.

С горы весь лес был как на ладо­ни .

Весна была вес­ною даже и в горо­де (Л. Толстой).

После окон­ча­ния учи­ли­ща мой брат будет сле­са­рем .

Менее упо­тре­би­тель­ны полу­з­на­ме­на­тель­ные глаголы-связки, обо­зна­ча­ю­щие бытие, выяв­ле­ние, обна­ру­же­ние, сохра­не­ние состояния:

Например:

У нас зима. Всё дела­ет­ся свет­лее , весе­лее от пер­во­го сне­га (А.С. Пушкин).

Ночь каза­лась мне уди­ви­тель­ной и пре­крас­ной (К. Паустовский).

Проза, когда она дости­га­ет совер­шен­ства, явля­ет­ся , по суще­ству, под­лин­ной поэ­зи­ей (К. Паустовский).

Яблоко пока­за­лось мне очень соч­ным и вкус­ным .

Реже в роли свя­зок могут высту­пать гла­го­лы, име­ю­щие зна­че­ние дви­же­ния или состояния:

прий­ти, при­е­хать, вер­нуть­ся, сидеть, сто­ять и др., например:

Мы вер­ну­лись с моря отдох­нув­ши­ми и заго­ре­лы­ми .

Спортсмены сиде­ли на ска­мей­ках доволь­ные сво­ей побе­дой в сорев­но­ва­ни­ях по биатлону.

Связка может быть нуле­вой, тогда в пред­ло­же­нии меж­ду под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым (при соблю­де­нии неко­то­рых усло­вий) ста­вит­ся тире, например:

Ум — это хлеб , кото­рый насы­ща­ет, шут­ка — это спе­ция , вызы­ва­ю­щая аппетит.

Оптимизм — вот рос­кошь вели­ких людей (Л. Арагон).

Родная сто­ро­на — мать , чужая — мачеха.

Именная часть состав­но­го ска­зу­е­мо­го выра­жа­ет­ся, как уже упо­ми­на­лось выше, все­ми частя­ми речи, кро­ме гла­го­ла в фор­ме инфинитива.

Способы выражения именной части составного сказуемого. Примеры

Имя существительное

Имя суще­стви­тель­ное в фор­ме име­ни­тель­но­го или тво­ри­тель­но­го падежа:

Точность и крат­кость — вот пер­вые досто­ин­ства про­зы (А.С. Пушкин).

Я чело­век , и ничто чело­ве­че­ское мне не чуж­до (Теренций).

Самая серьёз­ная потреб­ность есть потреб­ность позна­ния исти­ны (Г. Гегель).

Цель в жиз­ни явля­ет­ся серд­це­ви­ной чело­ве­че­ско­го досто­ин­ства и чело­ве­че­ско­го сча­стья (К.Д. Ушинский).

Пушкин стал зна­ме­нем рус­ской лите­ра­ту­ры (Д. Лихачёв).

Имя прилагательное

Имя при­ла­га­тель­ное в фор­ме име­ни­тель­но­го или тво­ри­тель­но­го паде­жа, в крат­кой фор­ме , в фор­ме срав­ни­тель­ной степени:

Эти оре­хи очень твер­дые , что не раз­грызть зубами.

Вечером море каза­лось совсем чер­ным .

Все доб­рые люди невзыс­ка­тель­ны (И.Гёте).

Имя числительное

Избёнка ста­руш­ки была вто­рой от дороги.

Местоимение

Потерянный день — тот , на про­тя­же­нии кото­ро­го вы ни разу не засме­я­лись (Ж. Гюйо).

Юра быст­ро стал сво­им в весе­лой ком­па­нии туристов.

Раз кни­га не твоя , не пиши на полях.

Наречие

Как не кста­ти было это воспоминание.

Черные туфли ока­за­лись мне впо­ру .

На его голо­ве фураж­ка была набе­крень .

Причастие

Глагольная фор­ма — причастие:

Этот порт­рет не лишен недостатков.

Девушка каза­лась рас­сер­жен­ной моим замечанием.

Дно боч­ки устла­но све­жей соломой.

Синтаксически неделимое словосочетание

Старые дере­вья были в два обхва­та .

Говорят, лень — одна из форм неува­же­ния к окружающим.

Видеоурок


источники:

http://infourok.ru/tema-uroka-skazuemoe-virazhennoe-imenem-suschestvitelnim-1594135.html

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/sostavnoe-imennoe-skazuemoe.html