Имена существительные с суффиксом ищ

Имена существительные с суффиксом ищ

У существительных среднего рода суффикс — ищ — не всегда увеличительный: – помещение для жилья.

Существительные мужского рода с суффиксом — ищ — имеют нетипичные окончания: в ед. ч. , во мн.ч. – . Склоняются такие слова, как существительные 2-ого склонения: и.п. (в.п.) ; р.п. из ; д.п. и т.д.
1. Существительные среднего рода с суффиксом — ищ — относятся ко 2-ому склонению: и.п. (в.п.) ; р.п. ; д.п. и т.д. Во множественном числе именительного падежа имеют окончание — а : .
2. Cуффикс — ищ — у существительных среднего рода может быть увеличительным , кроме того, с его помощью образуются новые слова без увеличительного значения: , , .

б о мбоуб е жище

Существительные женского рода с суффиксом — ищ — имеют окончание -а в единственном числе в именительном падеже и относятся к 1-ому склонению: и.п. ; р.п. ; д.п. и т.д.
Существительные мужского рода с увеличительным суффиксом имеют омонимы среди слов среднего рода, у которых этот суффикс не увеличительный – он придаёт им другое значение.

город и ще, м.р. – огромный город

городище, с.р. – место, где в древности был город или укрепленное поселение

костр и ще , с.р. – очень большой костер

костр и ще, с.р. – место, на котором когда-то разжигали костер

Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

X. Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях

Орфография

X. Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях

§ 38. Существительные с суффиксом -ищ-, если они мужского или среднего рода, оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: домище, верблюдище, удилище, болотище. Если же они женского рода, то оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: коровища, ручища, грязища.

§ 39. Существительные мужского рода с суффиксами -yшк-, -юшк-, -ишк-, -ышк-, обозначающие предметы одушевленные, а также все существительные женского рода с теми же суффиксами оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: дедушка, батюшка, мальчишка, старичишка, человечишка, соловушка, нянюшкa, ручишка.

Существительные мужского рода, обозначающие предметы неодушевленные, а также все существительные среднего рода имеют в им. пад. ед. ч. после этих суффиксов окончание , например: хлебушко, дворишко, перышко, пальтишко.

В окончании им. пад. ед. ч. одушевленных существительных мужского рода после суффиксов -к- и -л- пишется а, например: гуляка, запевала, верзила, объедала; так же пишутся просторечные собственные имена типа Гаврила, Кирила, Михайла (употребляющиеся наряду с Гавриил, Кирилл, Михаил).

Исключение составляют древнерусские и украинские имена и фамилии на -ко, например: Михалко, Шевченко, а также старинные и областные собственные имена на -ло, например: Ярилo, Михайло Ломоносов.

§ 40. В существительных мужского и среднего рода в предл. пад. и в существительных женского рода на -а (-я) в дат. и предл. пад. ед. ч. пишется в неударяемом положении и только в том случае, если ему предшествует тоже и, например: о гении, о Кии, в «Вии», по реке Бии, в отделении, по возвращении, при содействии, к Марии, о Марии; в остальных случаях в неударяемом положении пишется е, например: о клее, в платье, в ущелье, в устье, в Закавказье, на взморье, на перепутье, к Марье, о Марье, о счастье*.

§ 41. В род. пад. множ. ч. от существительных, оканчивающихся в ед. ч. на неударяемые -ья и -ье, пишется -ий, а от существительных, оканчивающихся на -ья и -ье под ударением, пишется -ей, например: шал у нья – шал у ний, ущ е лье – ущ е лий, но: скамь я – скам е й, ружьё – р у жей.

§ 42. В фамилиях на -ин (-ын) и на -ов (-ев) пишется в твор. пад. ед. ч. -ым (согласно склонению прилагательных), напримеp: Павел Лисицын – Павлом Лисицыным, Иван Тургенев – Иваном Тургеневым.

Примечание. В иностранных фамилиях на -ин и -ов пишется в твор. пад. ед. ч. -oм (согласно склонению существительных), например: Грин – Грином, Дарвин – Дарвином, Бюлов – Бюловом.

§ 43. В названиях населенных пунктов на -ин (-ын), -ов (-ев), -ино (-ыно), -ово (-ево) пишется в твор. пад. ед. ч. -ом, например:

город Псков – городом Псковом
город Львов – городом Львовом
город Саратов – городом Саратовом
город Канев – городом Каневом
город Калинин – городом Калинином
город Киров – городом Кировом
село Марьино – селом Марьином
село Лисицыно – селом Лисицыном
село Крюково – селом Крюковом

* Комментрарий редакции портала

Рекомендация по написанию безударных окончаний существительных с основой, состоящей из одного слога, на -ий и -ия (Лия, кий, Бия и под.) в своде «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» РАН (под ред. В. В. Лопатина. М., 2006) была изменена. Слова муж. и сред. рода на -ий в предл. падеже ед. числа и слова жен. рода на -ия в дат. и предл. падежах ед. числа в безударном положении следует писать с окончанием – по общему правилу о написании окончаний существительных 1-го и 2-го склонения. Перечень таких слов:

«Вий» – в «Bue»
Бия (река) – по Бие, на Бие
Вия (женское имя) – к Вие, о Bue
Гия (мужское имя) – к Гue, о Гue
змий – о зми́е
Ия (женское имя) – к Ие, об Ие
кийо ки́е (вариант: о кие́)
Кий (легендарный основатель Киева) — о Кие
Лия (женское имя) – к Лие, о Лие
Пийо Пие, при папе Пие
хрия (термин риторики) – по хрие, о хрие
чий (растение) – о чие

Основания для изменения были следующие. В грамотной письменной речи (в текстах, прошедших профессиональную редактуру), несмотря на рекомендации «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 г., единообразия в написании не было. А. А. Зализняк в «Грамматическом словаре русского языка» (М., 2008) допустил как равноправные два ряда форм для слов типа Лия, Кий:

дат. падеж ед. числа Лии и Лие
предл. падеж ед. числа о Лии и Лие, о Кии и о Кие

Ф. Л. Агеенко в «Словаре собственных имен русского языка» (М., 2010) писала о двух возможных способах словоизменения имен с односложной основой, при этом она отдала предпочтение окончанию —и.

В конце XX в. лингвисты отмечали, что написания с окончанием —е преобладают. Это соответствовало основному правилу выбора и и е в окончаниях существительных 1 и 2-го склонения. Ср.: к Лие – к земле (Лия и земля – существительные 1-го склонения), о змие – о столе (змий и стол – существительные 2-го склонения).

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-»

Мария Мерзлякова
Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-»

ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»

Конспект урока русского языка на тему:

«Написание существительных с суффиксом –ищ-»

Учитель: ___Абишева Е. А.

Методист: ___Наумова Н. В.

Дата проведения: 15.03.19

Класс: 3

Тема урока: написание существительных с суффиксом –ищ-

Цель урока: сформировать усвоение учащимися правила правописания суффикса -ищ- у существительных.

Задачи урока:

-закрепить умение определять состав слова, обращаясь к словообразованию;

-формировать умение правильного написания окончания существительных с суффиксом –ищ- ;

-закрепить умение находить в словаре необходимую информацию;

-развивать логическое мышление, внимание;

-формировать учебную мотивацию;

-развивать познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Ход урока.

I. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Евгеньевна и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Садитесь. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. Все ли у вас есть на парте, учебник,тетрадь, пенал.

II .Мотивационный этап

Прозвенел звонок для нас,

Мы пришли учиться в класс.

Будем мы старательны,

Будем мы внимательны.

-Откройте свои тетради, напишите число, классная работа.

-Сейчас мы проведем с вами словарный диктант. Записывайте слова в тетрадь.

-Хоккей, декабрь, орех, чувство, космос, космонавт, победа, трактор, горячий, кровать, экскурсия, молоток, рисунок, дорога, расстояние, обед, винегрет, потом, метро.

-Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, посмотрите на доску, проверьте, так ли у вас написаны слова.

IV. Актуализация опорных знаний

-Скажите, если предмет был обычным, а стал огромным, то как мы скажем?

-Например: слон-слонищ_, нога-ножищ_,зуб-зубищ_,комар-комарищ_.

-Какая часть слова помогает нам образовывать новые слова (суффикс –ищ-)

-Что не дописано у этих слов (окончания)

-Какие окончания мы должны дописать в этих словах?

V. Выявление места и причины затруднения, целеполагание.

-А мы точно можем сказать, какие окончания мы должны дописать?

-Или мы должны знать какие-то правила для правильного написания окончаний с этим суффиксом?

-Так какую же цель мы с вами сегодня поставим? (научиться писать окончания существительных с суффиксом –ищ-)

VI.Построение проекта выхода из затруднений.

-Что нужно сделать, чтобы узнать, какие окончания нужно писать у существительных с суффиксом –ищ-?

-Давайте понаблюдаем и найдём закономерность, и сами выведем правило.

VII. Реализация проекта

-Откройте учебники на странице 79. Прочитайте текст. (один ученик читает вслух)

-Давайте и мы найдём эти существительные, о которых говорит Миша. (дети открывают ОБРАТНЫЙ СЛОВАРЬ)

-Откройте словарь на –А, на –ища.

-Прочитайте по цепочке слова, которые вы там видите. Скажите, от какой основы они образованы, какого рода эти слова.

-А теперь откройте словарь на –Е, на –ище.

-По цепочке прочитайте список слов, и скажите, от основ каких слов они образованы. Сразу называйте род слова. (например зубище-от основы слова зуб-мужской род)

-Давайте сделаем вывод:

1)-Скажите, так почему слова заканчиваются на –а?

(Слова, образованные от основы женского рода с суффиксом – ищ- имеют окончания –а-.)

2) — А почему у слов окончание –е? (Слова, образованные от основы мужского рода и среднего рода с суффиксом – ищ – имеют окончания – е)

3) Сохраняет ли слово с суффиксом –ищ РОД того слова, от ОСНОВЫ КОТОРОГО оно образовано? (да)

4) Одинаковые ли окончания у слов мужского рода и среднего рода с этим суффиксом? (Да,одинаковые. Окончание –е).

-Прочитайте текст в рамочке на странице 81. (ученик читает вслух)

-Да,молодцы! Слово с суффиксом –ищ- оканчивается в начальной форме на –а, если слово, от основы которого оно образовано женского рода. Слово с суффиксом –ищ- оканчивается в начальной форме на –е, если слово, от основы которого оно образовано мужского и среднего рода.

-А как правильно сказать: мой больной зубище или моё больное зубище (мой больной зубище, т. к. зубище образовано от основы зуб-мужской род)

-А как правильно: какой сильный морозище или какое сильное морозище (какой сильный морозище,т. к. морозище образовано от основы мороз-мужской род)

VIII. Первичное закрепление с проговариванием

-Найдите упражнение 92.

-Прочитайте пересказ текста. (попросить одного ученика прочитать вслух)

(Два приятеля Славочка и Боренька МИРНО беседуют. Один сидит на скамеечке,а другой на заборчике. В руках у каждого — тетрадочка и карандашик. Потом они ССОРЯТСЯ, и всё сразу меняется. Теперь они уже не Славочка и Боренька, а Славище и Борище. Заборчик теперь — заборище, а скамейка — скамеища. В руках у каждого — тетрадища и карандашище.)

-Найдите в тексте к каждому слову на цветном фоне родственное слово. (тетрадочка-тетрадища,карандашик-карандашище,Славочка- Славище, Боренька-Борище, заборчик-заборище)

-Запишите в тетрадь эти слова парами. В скобках укажите род исходного слова.

-Найдите упражнение 45 в тетрадях. (если дети поняли упражнение 42,то данное упражнение выполняют самостоятельно)

(Лялечка прыгнула с дерева,

Чудищ. (___) прыгнуло к ней,

Сцапало бедную лялечку

И убежало скорей.

На маяк идёт рабочий.

Наверху фонарищ. (___)

-Прочитайте отрывки стихотворений.

-Найдите слова с пропущенными окончаниями. Выделите в них суффикс. Рядом в скобках напишите слова, от основ которых они образованы. Укажите род исходного слова. Впишите окончания. (чудище:чудо,ср. р.,фонарище: фонарь,м. р. ,пожарище:пожар,м. р.)

-Найдите в одном из отрывков существительное с орфограммой «непроизносимый согласный в корне слова», которую нельзя проверить,- это словарное слово. Подчеркните его желтым карандашом.

-Какое это слово? (лестницею)

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

И работать продолжаем.

-Найдите в учебнике упражнение 93.

-Прочитайте отрывок из стихотворения.

Непомерной силищи. (выделенное.)

В преогромной ямище (выделенное)

У своих,у любящих

Папищи (выделенное) и мамищи. (Веделенное)

-Выпишите выделенные слова столбиком. Окончания пока не пишем! Рядом напишите слово, от основы которого оно образовано, укажи род исходного слова. Допишите самостоятельно окончания.

-Миша написал такие окончания : папище, мамища. (правильно)

-Маша написала такие окончания: папища, мамища.

-С кем вы согласитесь? А почему?

-Найдите упражнение 46 в тетрадях.

-Из упражнения 45 выпишите 6 слов с орфограммой «безударный гласной в корне слова, проверяемый ударением». Орфограмму подчеркните. Рядом напишите проверочные слова.

Задание выполняем самостоятельно. Проверка с образца.


источники:

http://new.gramota.ru/biblio/readingroom/rules/123-gl-19-10

http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-po-ruskomu-jazyku.html