Имя числительное правописание числительных конспект

Опорный конспект по теме «Имя числительное»
материал по теме

Подготовлен для повторения знаний студентами самостоятельно

Скачать:

ВложениеРазмер
imya_chislitelnoe.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опорный конспект по теме «Имя числительное»

1. Имя числительное как часть речи

Имя числительное — самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ? (КАКОЙ?) и называет число, количество предметов при счёте или порядковый номер того или иного предмета.

2. Лексико-грамматические разряды числительных

В зависимости от лексико-грамматических свойств имена числительные делятся на разряды: количественные, порядковые и собирательные.

Количественные числительные обозначают отвлечённое число или количество предметов: пять, десять, один миллион . К количественным числительным примыкают дробные, обозначающие количество в виде дробных чисел: одна вторая, пять целых три сотых.

Порядковые числительные отвечают на вопрос КОТОРЫЙ? КАКОЙ? (по счёту) и обозначают порядок предметов при счёте: первый, второй, пятидесятый, шестисотый, миллионный.

Собирательные числительные обозначают количество предметов как единое целое, в этом они похожи на собирательные существительные. К собирательным числительным относятся: двое – десятеро; оба, обе.

В зависимости от словообразовательной структуры имена числительные делятся на простые, сложные и составные.

Простые числительные имеют в своём морфемном составе один корень: три, седьмой, пятеро.

Сложные числительные имеют в своём составе два и более корней: пятьдесят, семьсот, пятисотый .

Составные числительные состоят из двух и более слов: семьдесят шесть, триста семьдесят шестой.

3. Склонение имён числительных

У имён числительных нет единой системы склонения: числительное один склоняется как местоимение этот ; числительные два, три, четыре имеют особую систему склонения ( четыре, четырёх, четырём, четыре, четырьмя, о четырёх ); числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются как существительные 3-го склонения. Числительные сорок, девяносто, сто имеют две падежные формы: в им.п. и вин.п. – сорок, девяносто, сто , а в остальных падежах – сорока, девяноста, ста . Числительные от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот при склонении изменяются обе части; числительные тысяча, миллион, миллиард склоняются как существительные соответствующего типа склонения.

  1. Склонение сложных количественных числительных

При склонении сложных количественных числительных изменяются обе части сложного слова.

Конспект урока русского языка в 10 классе на тему «Правописание имен числительных».

Урок русского языка в 10 классе №39 от 29.01.2020 г.

Тема: Правописание имен числительных.

— научить правильному употреблению числительных в устной речи и развивать навыки правописания имен числительных.

-повторить изученные сведения об имени числительном (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция);

-отрабатывать умения оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм числительных, правильно употреблять числительные в устной речи;

-продолжить работу по формированию навыков правильного написания числительных.

-воспитывать внимание к слову;

-содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах; воспитывать кооперативные компетенции учащихся;

-развивать познавательные интересы и познавательную активность учащихся.

-развивать логическое мышление учащихся,

-развивать умение ставить задачи, находить пути их решения и анализировать результаты, делать выводы;

-способствовать развитию устной монологической речи, внимания к собственной речи и речи окружающих, совершенствовать культуру речи учащихся.

знать разряды числительных, склонение и правописание числительных, нормы сочетаемости собирательных числительных, употребление числительных в именах собственных.

уметь правильно употреблять числительные в устной речи и на письме.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал с заданиями, карточки для групповой работы, учебник (Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. ), эпиграф к уроку: «Числа — и есть тот бог, который правит миром». (Пифагор).

-Проверьте, пожалуйста, ребята, готовность рабочих мест. Сегодня на уроке нам предстоит поработать с достаточно сложным и разнообразным материалом, вы будете работать в парах, в группах, поэтому я призываю быть вас предельно внимательными, собранными, активными, культурными в общении.

II . Вступительное слово учителя и постановка цели и задач урока

-Прочитайте выразительно эпиграф к уроку: «Числа — и есть тот бог, который правит миром». (Пифагор).

-Как вы понимаете это высказывание Пифагора? Согласны ли вы с ним?

(В жизни мы очень часто сталкиваемся с числами).

— Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в столбцах газет и журналов, слышать о них по телевидению, они буквально управляют нашей жизнью.

-Как вы думаете, о какой части речи мы с вами будем сегодня вести речь на уроке? Обоснуйте ваш ответ.

(Имя числительное, так как это часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счете).

-Приведите примеры числительных.

— Числа в нашей жизни встречаются на каждом шагу.

Прочитайте, пожалуйста, предложения, записанные на доске (дети читают «птичьим базаром», учитель пока не исправляет неправильные варианты).

Если из 2791,5 вычесть 1456,2 то останется 1335,3.

989-тысячный житель города появился на свет в роддоме 1 января 2013 года.

-Легко вам выполнить это задание?

Вы убедились, что употребление имен числительных в устной речи вызывает большие трудности.

-На ваш взгляд, чем мы с вами будем сегодня заниматься на уроке? Над чем будем работать? Попытайтесь сформулировать задачи нашего занятия.

(Выслушиваются ответы-предположения учащихся).

-Кто-то из великих сказал: “Хочешь понравиться – умей владеть родным языком”. Сегодня на уроке вы будете, опираясь на изученные сведения об имени числительном, учиться грамотно употреблять имена числительные в речи, соблюдая морфологические нормы, и правильно писать числительные. Тема нашего урока – «Имена числительные в устной и письменной речи» (записывают тему в тетрадь).

III .Актуализация знаний и проверка уровня владения базовыми умениями по данной теме у учащихся.

Что вы знаете о числительных?

Какие правила нужно знать, чтобы правильно употреблять имя числительное?

Следует выучить несколько простых правил, которые регулируют правописание имен числительных.

1. У числительных «ПЯТЬ» – «ДЕВЯТНАДЦАТЬ», а также «ДВАДЦАТЬ» и «ТРИДЦАТЬ» Ь пишется на конце, а у числительных «ПЯТЬДЕСЯТ» – «ВОСЕМЬДЕСЯТ» и «ПЯТЬСОТ» – «ДЕВЯТЬСОТ» – в середине слова.

2. Числительные «ДЕВЯНОСТО» и «СТО» имеют окончание О в именительном и винительном падежах, а в остальных падежах – окончание А. (ИСТРАТИТЬ СТО РУБЛЕЙ, НЕ ХВАТАЕТ СТА РУБЛЕЙ). Числительное «СОРОК» в именительном и винительном падежах имеет нулевое окончание, а в остальных падежах – окончание А. ( ЕМУ НЕТ И СОРОКА ЛЕТ). В именительном и винительном падежах числительное «ДВЕСТИ» имеет окончание И, а числительные «ТРИСТА» и «ЧЕТЫРЕСТА» – окончание А. (СУЩЕСТВУЕТ УЖЕ ТРИСТА ЛЕТ).

3. Сложные числительные (и количественные, и порядковые), состоящие из двух основ, пишутся слитно (ШЕСТНАДЦАТЬ, ШЕСТНАДЦАТЫЙ, ДЕВЯТЬСОТ, ДЕВЯТИСОТЫЙ).

4. Составные числительные пишутся раздельно, имея столько слов, сколько в числе значащих цифр, не считая нулей (ПЯТЬСОТ ДВАДЦАТЬ ТРИ. ПЯТЬСОТ ДВАДЦАТЬ ТРЕТИЙ). Однако порядковые числительные, оканчивающиеся на -ТЫСЯЧНЫЙ, -МИЛЛИОННЫЙ, -МИЛЛИАРДНЫЙ пишутся слитно (СТОТЫСЯЧНЫЙ, ДВУХСОТТРИДЦАТИПЯТИМИЛЛИАРДНЫЙ).

5. Дробные числительные пишутся раздельно (ТРИ ПЯТЫХ, ТРИ ЦЕЛЫХ И ОДНА ВТОРАЯ), но числительные ДВУХСПОЛОВИННЫЙ, ТРЕХСПОЛОВИННЫЙ, ЧЕТЫРЕХСПОЛОВИННЫЙ пишутся слитно. Числительное ПОЛТОРА и ПОЛТОРАСТА имеют лишь две падежные формы: ПОЛТОРА (ПОЛТОРЫ в ж. Р.), ПОЛТОРАСТА для именительного и винительного падежа и ПОЛУТОРА, ПОЛУТОРАСТА для всех остальных падежей без родовых различий.

6. B составных количественных числительных склоняются все образующие их слова (ДВЕСТИ ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТЬ – ДВУХСОТ ПЯТИДЕСЯТИ ШЕСТИ, ДВУМЯСТАМИ ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ ШЕСТЬЮ), При склонении дробных числительных также изменяются обе части (ТРИ ПЯТЫХ – ТРЕХ ПЯТЫХ – ТРЕМ ПЯТЫМ – ТРЕМЯ ПЯТЫМИ – О ТРЕХ ПЯТЫХ).

7. НО при склонении составного порядкового числительного изменяется только окончание последней составной части (ДВЕСТИ ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТОЙ – ДВЕСТИ ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТОГО – ДВЕСТИ ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТЫМ).

8. Слово ТЫСЯЧА склоняется, как существительное женского рода на -А; слова МИЛЛИОН и МИЛЛИАРД склоняются, как существительные мужского рода с основой на согласный.

9. Обратите внимание: числительные ОБА (м. и ср. р.) и ОБЕ (ж. р.) склоняются по-разному: у числительного ОБА основой для склонения является ОБОJ- (ОБОИХ, ОБОИМ, ОБОИМИ), а у числительного ОБЕ основа ОБЕJ- (ОБЕИХ, ОБЕИМ, ОБЕИМИ).

10. Обратите внимание: при смешанном числе существительным управляет дробь, и оно употребляется в родительном падеже единственного числа: 1 2/3 м (ОДНА ЦЕЛАЯ И ДВЕ ТРЕТЬИХ МЕТРА).

IV . Закрепление знаний, развитие умений и навыков.

Выполнение упражнения из учебника (упр.283 ( I )): запишите числительные в творительном падеже (1285 экземпляров книг, 1 1 ∕2 , 8 котят, 37 экскурсантов)

(3 человека работают у доски. По ходу выполнения задания проговаривается алгоритм выполнения: определить разряд числительного, вспомнить особенности склонения числительного данного разряда, правильно произнести и написать числительное в нужном падеже).

-Перед вами несколько предложений, в которых пропущены числительные. Вам нужно вставить одно из предложенных числительных, не забывая при этом изменить окончания у существительных.

(Предложения записаны в раздаточном материале.

Задание выполняется устно с объяснением и привлечением таблицы сочетаемости-несочетаемости собирательных числительных с именами существительными)

Насыпь возводилась с помощью (двоих, двух) бульдозер….

(Шесть, шестеро) девушек поступили на курсы секретарей.

Недоставало (четыре, четверо) нож.. и (три, трое) щипц.. .

(Четверо, четыре) сут.. продолжалась метель.

По (оба, обе) сторонам улицы устроены газоны.

Город расположен на (оба, обе) берегах реки.

У (оба, обе) сестёр были одинаковые платья.

Мы гордились (оба, обе) братьями.

-А теперь решите такую лингвистическую задачу с 22 сутками. Все обстоит благополучно, пока перед нами сочетания 20 (двадцать) суток, 21 (двадцать одни) сутки. Но стоит добавить еще одни сутки, и мы окажемся в трудном положении. Как же сочетать числительное 22 и существительное “сутки”?

(При соединении составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре, с существительными, имеющими только формы множественного числа (сутки, сани, ножницы), возникает синтаксическая несочетаеместь: нельзя сказать ни “двадцать два суток”, ни “двадцать две сутки”, ни “двадцать двое суток”. В подобных случаях, в зависимости от контекста, проводится или лексическая правка (замена слова, вставка другого слова), или грамматическая перестройка предложения (замена одной конструкции другой). Например: вместо “22 суток” можно сказать: двадцать два дня (если текст не связан с терминологическим употреблением слова сутки, например в истории болезни), в течение двадцати двух суток и т. п. Ср. в деловом стиле: двадцать две штуки ножниц; приобрести сани в количестве двадцати двух штук).

V . Рефлексия. Подведение итога урока. Выставление оценок.

Итак, урок подошёл к концу, подведём итоги.

-Что сегодня повторили?

-Какое исследование и зачем проводили?

-Чему учились, выполняя задания?

(Правильно употреблять числительные в устной речи, правильно писать числительные, видеть, слышать и уметь исправлять грамматические ошибки, связанные с нарушением морфологических норм числительных).

— Для чего вам необходимы эти умения? Где эти знания можете применить?

VI . Домашнее задание.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык, 3 класс

Раздел. Части речи

Тема. Имя числительное

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Познакомить с именем числительным, различать его среди других частей речи, приводить примеры числительных.

Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке)

Морфология, части речи, имя числительное, число.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц).

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • что изучает морфология;
  • что такое имя числительное;
  • отличать имя числительное;
  • устанавливать его связи с именем существительным;
  • приводить примеры числительных.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим иллюстрации. Что в них общего и чем они различаются?

Первый, второй, третий, четвёртый, пятый.

Один мальчик Два мальчика Трое детей

Как видно, на первом рисунке указана последовательность детей в очереди (первый, второй, третий, четвёртый, пятый). На втором рисунке изображены дети и указано их количество: один мальчик, два мальчика, трое детей.

Сегодня на уроке мы познакомимся с частью речи, которая обозначена с помощью числа, цифры; научимся отличать её от других частей речи, приводить примеры такой части речи.

Слова, называющие числа, называются именем числительным. Имена числительные обозначают количество предметов или их порядок при счёте. К ним можно поставить вопросы: сколько? (семь, восемь, десять); который? (первый, второй, третий).

Имя числительное, как и имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, — самостоятельная часть речи. Название «числительное» произошло от слова «число». По частоте употребления числительные занимают восьмое место. Самыми частотными среди числительных являются один, два, три, четыре, пять, тысяча, миллион.

Послушаем рассказ молдавского писателя Н. Есиненку о добром и справедливом Фэнеле.

Фэнел знает: если поделить арбуз на две части, будут есть он и сестрёнка, на три части: он, сестрёнка и мама; на четыре части – он, сестрёнка, мама и папа; а если его разрезать на пять частей – то будут есть и он, и сестрёнка, и мама, и папа, и дедушка.

И когда папа приносит Фэнелу арбуз, Фэнел делит его на много-много долек, чтобы хватило всем на земле!

Обратим внимание, как в этом маленьком рассказе сочетаются числительные с существительными: две части, три части, пять частей.

Приведём ещё примеры сочетания числительных с существительными.

Две книги, три книги, четыре книги, пять книг.

Два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Два учебника, три учебника, четыре учебника, пять учебников.

Поняли? При числительных два, три, четыре существительные имеют форму единственного числа, а при числительном пять (шесть, семь, восемь и т.д.) множественного числа.

Интересна история числительных, как они образовывались.

Например, знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, придумал слово миллион, которое состоит из итальянского «мили» (тысяча) и «оне» (соответствует русской части слова –ищ-). Например, лесище, ручища, домище. Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову «тысячища».

Укажите наиболее полное определение имени числительного.

  1. Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество или порядок предметов при счёте, и отвечает на вопросы: который? сколько?
  2. Имя числительное — это часть речи, которая обозначает количество предметов при счёте и отвечает на вопрос сколько?
  3. Имя числительное — это часть речи, которая обозначает порядок предметов при счёте и отвечает на вопрос который?

Имя числительное – это часть речи, которое обозначает количество или порядок предметов при счёте, и отвечает на вопросы: который? сколько?

Прочитайте. Укажите, сколько числительных в этом тексте.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-10-klasse-na-temu-pravopisanie-imen-chislitelnyh-4970870.html

http://resh.edu.ru/subject/lesson/5330/conspect/