Имя числительное правописание имен числительных 10 класс

Урок по теме «Склонение и правописание числительных», 10 класс.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
imya_chislitelnoe_10_klass.docx42.74 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Склонение и правописание числительных», 10 класс.

Тема. Склонение и правописание числительных

Цель: повторить лексико-грамматические категории имен числительных

Задачи: закрепить знания о правописании и склонении числительных;

уметь разграничивать имена числительные и слова других частей речи с числовым лексическим значением;

воспитать чувство патриотизма

Оборудование: компьютер и проектор, презентация к уроку, материалы для анализа.

1.Организационный момент. Психологическая установка на урок.

— Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть зима прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит .

I. Вступительное слово учителя и постановка цели урока перед учащимися .(Слайд 3)

-Сегодня на уроке мы с вами будем закреплять знания об именах числительных, которые у вас уже есть. Мы видим цифры повсюду: в столбцах газет и журналов, слышим по телевидению и радио. И некоторым людям они кажутся пустыми, ненужными знаками. Однако они играют огромную роль в нашей жизни. Мы постоянно сталкиваемся со счетом. Сегодня урок будет посвящен повторению числительных. Итак, за работу!

II. Определение темы и цели урока

1.Проверка домашнего задания. Вы должны были вспомнить и назвать произведения, в которых встречаются числительные. Примерный ответ учащихся.

( М.Горький «Трое», «А.Дюма «Три мушкетера», В.Каверин «Два капитана», Ж.Верн «Пять недель на воздушном шаре», С.Маршак «Двенадцать месяцев», А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», К.Федин «Первые радости», Ж.Верн «20 000 лье под водой», Ж.Верн «Пятьсот миллионов Бегумы» и др.)

III. Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

— Я вам задам несколько вопросов, вы должны ответить на них. Работать вы будете в группах. Сейчас ваша задача – не только скорость, а качество выполнения. Постарайтесь работать дружно, так чтобы каждый был активен.

1.Какая часть речи называется именем числительным?

Проверка правильных ответов на слайдах. ( Слайды 4-12) ( Имя числительное называет число, количество предметов при счете или порядковый номер того или иного предмета и отвечает на вопросы: сколько? который? (какой?)

2.Как отличаются имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение?

( Числительные можно записывать словами, цифрами, а другие части речи-только словами.)

3.По строению какие числительных вы знаете?

( Простые: три, шесть, сто

Сложные: шестьдесят, шестьсот, двухсотый

Составные: сто тридцать два, пятьсот двадцать восемь)

4.Назовите разряды количественных числительных.

( Количественные :семь, десять, триста.

Порядковые : седьмой, десятый, трехсотый.

Собирательные : трое, семеро, оба, обе.

К количественным числительным примыкают дробные : одна четвертая; пять целых, три десятых.)

5.С какими существительными сочетаются собирательные существительные?

( Собирательные числительные сочетаются:

А) с существительными м.р: трое мужчин;

Б)с существительными общего рода: четверо сирот;

В) с существительными, обозначающими детёнышей животных: трое медвежат;

Г) с существительными, не имеющими формы ед.ч.: двое очков

Д) с существительными, обозначающими парные предметы: двое лыж.

6.Как склоняются количественные числительные?

7.В каких числительных пишется мягкий знак в середине?

На конце числительных

(пять, двадцать семь, тридцать)

В середине 15-19

В середине числительных

От 50-80 (семьдесят)

От 500-900 (шестьсот)

-Какую закономерность заметили?

ЕСЛИ Ь ПИШЕТСЯ В СЕРЕДИНЕ, ТОГДА НЕ ПИШЕТСЯ НА КОНЦЕ СЛОВА.

2. Устно мы с вами повторили теорию. А сейчас знания закрепим письменно.

Перепишите, заменяя цифры словами. Укажите разряд числительных и падеж.

1. Школьная библиотека пополнилась в этом году 570 книгами.

2. На футбольном состязании присутствовало свыше 95 тысяч зрителей.

3. В соревнованиях по прыжкам в воду с трамплина победила молодая спортсменка с результатом 128,55 балла.

4. Если к 489 прибавить 311, то получится ровно 800.

5. Если из 2791 вычесть 1457, то останется 1334.

3. Определите условия сочетаемости и несочетаемости собирательных числительных с существительными. (Устно)

I.Пятеро сыновей, трое сирот; трое суток, двое саней, семеро козлят.

II.Обоих братьев, у обоих окон; обеих сестёр, обеими руками

III.Трое волков, четверо кошек; двое подруг, семеро студенток

4. Работа в группах. Я вам предлагаю буквенный диктант. Ваша цель определить, какая это часть речи.

«Пятерка» за ответ, пять товарищей, пятиместная палатка, упятерить усилия, пятый по списку, пять деревьев, пятилетний сын, новенький пятак, стал пятиклассником, громадная пятерня, пять секунд, пятый день, пятиэтажный дом.

— Что объединяет эти слова?

(Все слова имеют числовое значение.)

IV. Мы немного устали, и я предлагаю вам отдохнуть. Физкультминутка ( на слайде )

V. Работа с текстом.

— Сегодня 15 февраля. Это особенный, важный день, потому что именно в этот день, 15 февраля 1989 года окончательно были выведены российские войска из Афганистана. Закончилась война. С 2011 года этот день в Российской Федерации отмечается как официальный День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. И в нашем селе поставлен памятник, который посвящается Памяти, павших за Отечество. Это большая заслуга воинов-интернационалистов нашего села.

В жестокой , кровопролитной войне Афганистана участвовало более 620 000 советских солдат. Среди воинов-интернационалистов в Афганской войне были и наши земляки. Из нашего района участвовало 169 человек , а из нашего села- 10 . Более 50 000 солдат получили ранения, более 9000 стали инвалидами.

За 10 лет войны в Афганистане погибло 15 000 советских военнослужащих . И из Тукаевского муниципального района пятеро не вернулись к своим родителям.

С днем вывода войск из Афганистана,

С днем воинской славы любимой страны,

Сегодня мы вновь говорим неустанно:

Пусть горя не будет, не нужно войны .

Кровопролитная — сопровождающийся пролитием большого количества крови

Воины-интернационалисты — военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и госбезопасности социалистических государств, в первую очередь, СССР,ГДР и Кубы, принимавшие участие добровольно или по долгу службы в вооружённых конфликтах на территории иностранных государств на стороне политических режимов и движений

Земляк- человек, рождённый с кем-нибудь в одной местности, области, государстве. 2. фамильярное обращение к соотечественникам своего социального круга.

-Укажите тип текста и стиль текста

-Найдите числительные, укажите разряд, падеж и каким членом предложения являются

VI.Работа в парах. Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание

1.За лето прочитал пят…надцат… книг.

2.В школе пят..сот учеников.

3.Напечатано восем..сот экземпляров книг.

4.В продаже есть сем..надцат.. видов обоев.

5.Объем бака – шест..десят.. литров.

4.Вспахали девят..надцат.. гектаров земли.

5.Заработано девят..сот рублей.

VII. Работа с учебником. Упражнение 223 (Просклоняйте имена числительные и словосочетания с ними. Объясните написание имен числительных).

VIII.Рефлексия. — Итак, наш урок заканчивается. Сегодня на уроке мы повторили всё, что нам известно об именах числительных. И это удалось сделать в результате вашей активной работы.
Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе.
Что на ваш взгляд удалось, не удалось? Почему? Поделитесь впечатлениями о нашем уроке.
А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соедините свои ладошки с ладошками соседа. На этом мы закончили наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.
Спасибо за работу.

X.Домашнее дифференцированное задание
1.Выписать из литературы 5 числительных, указать разряд, падеж, каким членом предложения являются

2. Составить 3 предложения с количественными и 3 предложения с порядковыми числительными;

3. Написать мини-сочинение на тему: «Есть такая профессия –Родину защищать».

Конспект урока русского языка в 10 классе на тему «Правописание имен числительных».

Урок русского языка в 10 классе №39 от 29.01.2020 г.

Тема: Правописание имен числительных.

— научить правильному употреблению числительных в устной речи и развивать навыки правописания имен числительных.

-повторить изученные сведения об имени числительном (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция);

-отрабатывать умения оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм числительных, правильно употреблять числительные в устной речи;

-продолжить работу по формированию навыков правильного написания числительных.

-воспитывать внимание к слову;

-содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах; воспитывать кооперативные компетенции учащихся;

-развивать познавательные интересы и познавательную активность учащихся.

-развивать логическое мышление учащихся,

-развивать умение ставить задачи, находить пути их решения и анализировать результаты, делать выводы;

-способствовать развитию устной монологической речи, внимания к собственной речи и речи окружающих, совершенствовать культуру речи учащихся.

знать разряды числительных, склонение и правописание числительных, нормы сочетаемости собирательных числительных, употребление числительных в именах собственных.

уметь правильно употреблять числительные в устной речи и на письме.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал с заданиями, карточки для групповой работы, учебник (Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. ), эпиграф к уроку: «Числа — и есть тот бог, который правит миром». (Пифагор).

-Проверьте, пожалуйста, ребята, готовность рабочих мест. Сегодня на уроке нам предстоит поработать с достаточно сложным и разнообразным материалом, вы будете работать в парах, в группах, поэтому я призываю быть вас предельно внимательными, собранными, активными, культурными в общении.

II . Вступительное слово учителя и постановка цели и задач урока

-Прочитайте выразительно эпиграф к уроку: «Числа — и есть тот бог, который правит миром». (Пифагор).

-Как вы понимаете это высказывание Пифагора? Согласны ли вы с ним?

(В жизни мы очень часто сталкиваемся с числами).

— Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в столбцах газет и журналов, слышать о них по телевидению, они буквально управляют нашей жизнью.

-Как вы думаете, о какой части речи мы с вами будем сегодня вести речь на уроке? Обоснуйте ваш ответ.

(Имя числительное, так как это часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счете).

-Приведите примеры числительных.

— Числа в нашей жизни встречаются на каждом шагу.

Прочитайте, пожалуйста, предложения, записанные на доске (дети читают «птичьим базаром», учитель пока не исправляет неправильные варианты).

Если из 2791,5 вычесть 1456,2 то останется 1335,3.

989-тысячный житель города появился на свет в роддоме 1 января 2013 года.

-Легко вам выполнить это задание?

Вы убедились, что употребление имен числительных в устной речи вызывает большие трудности.

-На ваш взгляд, чем мы с вами будем сегодня заниматься на уроке? Над чем будем работать? Попытайтесь сформулировать задачи нашего занятия.

(Выслушиваются ответы-предположения учащихся).

-Кто-то из великих сказал: “Хочешь понравиться – умей владеть родным языком”. Сегодня на уроке вы будете, опираясь на изученные сведения об имени числительном, учиться грамотно употреблять имена числительные в речи, соблюдая морфологические нормы, и правильно писать числительные. Тема нашего урока – «Имена числительные в устной и письменной речи» (записывают тему в тетрадь).

III .Актуализация знаний и проверка уровня владения базовыми умениями по данной теме у учащихся.

Что вы знаете о числительных?

Какие правила нужно знать, чтобы правильно употреблять имя числительное?

Следует выучить несколько простых правил, которые регулируют правописание имен числительных.

1. У числительных «ПЯТЬ» – «ДЕВЯТНАДЦАТЬ», а также «ДВАДЦАТЬ» и «ТРИДЦАТЬ» Ь пишется на конце, а у числительных «ПЯТЬДЕСЯТ» – «ВОСЕМЬДЕСЯТ» и «ПЯТЬСОТ» – «ДЕВЯТЬСОТ» – в середине слова.

2. Числительные «ДЕВЯНОСТО» и «СТО» имеют окончание О в именительном и винительном падежах, а в остальных падежах – окончание А. (ИСТРАТИТЬ СТО РУБЛЕЙ, НЕ ХВАТАЕТ СТА РУБЛЕЙ). Числительное «СОРОК» в именительном и винительном падежах имеет нулевое окончание, а в остальных падежах – окончание А. ( ЕМУ НЕТ И СОРОКА ЛЕТ). В именительном и винительном падежах числительное «ДВЕСТИ» имеет окончание И, а числительные «ТРИСТА» и «ЧЕТЫРЕСТА» – окончание А. (СУЩЕСТВУЕТ УЖЕ ТРИСТА ЛЕТ).

3. Сложные числительные (и количественные, и порядковые), состоящие из двух основ, пишутся слитно (ШЕСТНАДЦАТЬ, ШЕСТНАДЦАТЫЙ, ДЕВЯТЬСОТ, ДЕВЯТИСОТЫЙ).

4. Составные числительные пишутся раздельно, имея столько слов, сколько в числе значащих цифр, не считая нулей (ПЯТЬСОТ ДВАДЦАТЬ ТРИ. ПЯТЬСОТ ДВАДЦАТЬ ТРЕТИЙ). Однако порядковые числительные, оканчивающиеся на -ТЫСЯЧНЫЙ, -МИЛЛИОННЫЙ, -МИЛЛИАРДНЫЙ пишутся слитно (СТОТЫСЯЧНЫЙ, ДВУХСОТТРИДЦАТИПЯТИМИЛЛИАРДНЫЙ).

5. Дробные числительные пишутся раздельно (ТРИ ПЯТЫХ, ТРИ ЦЕЛЫХ И ОДНА ВТОРАЯ), но числительные ДВУХСПОЛОВИННЫЙ, ТРЕХСПОЛОВИННЫЙ, ЧЕТЫРЕХСПОЛОВИННЫЙ пишутся слитно. Числительное ПОЛТОРА и ПОЛТОРАСТА имеют лишь две падежные формы: ПОЛТОРА (ПОЛТОРЫ в ж. Р.), ПОЛТОРАСТА для именительного и винительного падежа и ПОЛУТОРА, ПОЛУТОРАСТА для всех остальных падежей без родовых различий.

6. B составных количественных числительных склоняются все образующие их слова (ДВЕСТИ ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТЬ – ДВУХСОТ ПЯТИДЕСЯТИ ШЕСТИ, ДВУМЯСТАМИ ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ ШЕСТЬЮ), При склонении дробных числительных также изменяются обе части (ТРИ ПЯТЫХ – ТРЕХ ПЯТЫХ – ТРЕМ ПЯТЫМ – ТРЕМЯ ПЯТЫМИ – О ТРЕХ ПЯТЫХ).

7. НО при склонении составного порядкового числительного изменяется только окончание последней составной части (ДВЕСТИ ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТОЙ – ДВЕСТИ ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТОГО – ДВЕСТИ ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТЫМ).

8. Слово ТЫСЯЧА склоняется, как существительное женского рода на -А; слова МИЛЛИОН и МИЛЛИАРД склоняются, как существительные мужского рода с основой на согласный.

9. Обратите внимание: числительные ОБА (м. и ср. р.) и ОБЕ (ж. р.) склоняются по-разному: у числительного ОБА основой для склонения является ОБОJ- (ОБОИХ, ОБОИМ, ОБОИМИ), а у числительного ОБЕ основа ОБЕJ- (ОБЕИХ, ОБЕИМ, ОБЕИМИ).

10. Обратите внимание: при смешанном числе существительным управляет дробь, и оно употребляется в родительном падеже единственного числа: 1 2/3 м (ОДНА ЦЕЛАЯ И ДВЕ ТРЕТЬИХ МЕТРА).

IV . Закрепление знаний, развитие умений и навыков.

Выполнение упражнения из учебника (упр.283 ( I )): запишите числительные в творительном падеже (1285 экземпляров книг, 1 1 ∕2 , 8 котят, 37 экскурсантов)

(3 человека работают у доски. По ходу выполнения задания проговаривается алгоритм выполнения: определить разряд числительного, вспомнить особенности склонения числительного данного разряда, правильно произнести и написать числительное в нужном падеже).

-Перед вами несколько предложений, в которых пропущены числительные. Вам нужно вставить одно из предложенных числительных, не забывая при этом изменить окончания у существительных.

(Предложения записаны в раздаточном материале.

Задание выполняется устно с объяснением и привлечением таблицы сочетаемости-несочетаемости собирательных числительных с именами существительными)

Насыпь возводилась с помощью (двоих, двух) бульдозер….

(Шесть, шестеро) девушек поступили на курсы секретарей.

Недоставало (четыре, четверо) нож.. и (три, трое) щипц.. .

(Четверо, четыре) сут.. продолжалась метель.

По (оба, обе) сторонам улицы устроены газоны.

Город расположен на (оба, обе) берегах реки.

У (оба, обе) сестёр были одинаковые платья.

Мы гордились (оба, обе) братьями.

-А теперь решите такую лингвистическую задачу с 22 сутками. Все обстоит благополучно, пока перед нами сочетания 20 (двадцать) суток, 21 (двадцать одни) сутки. Но стоит добавить еще одни сутки, и мы окажемся в трудном положении. Как же сочетать числительное 22 и существительное “сутки”?

(При соединении составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре, с существительными, имеющими только формы множественного числа (сутки, сани, ножницы), возникает синтаксическая несочетаеместь: нельзя сказать ни “двадцать два суток”, ни “двадцать две сутки”, ни “двадцать двое суток”. В подобных случаях, в зависимости от контекста, проводится или лексическая правка (замена слова, вставка другого слова), или грамматическая перестройка предложения (замена одной конструкции другой). Например: вместо “22 суток” можно сказать: двадцать два дня (если текст не связан с терминологическим употреблением слова сутки, например в истории болезни), в течение двадцати двух суток и т. п. Ср. в деловом стиле: двадцать две штуки ножниц; приобрести сани в количестве двадцати двух штук).

V . Рефлексия. Подведение итога урока. Выставление оценок.

Итак, урок подошёл к концу, подведём итоги.

-Что сегодня повторили?

-Какое исследование и зачем проводили?

-Чему учились, выполняя задания?

(Правильно употреблять числительные в устной речи, правильно писать числительные, видеть, слышать и уметь исправлять грамматические ошибки, связанные с нарушением морфологических норм числительных).

— Для чего вам необходимы эти умения? Где эти знания можете применить?

VI . Домашнее задание.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Имя числительное — самостоятельная часть речи

О чем эта статья:

Числительное как часть речи

Имя числительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает:

отвлеченные числа: один, три, одиннадцать,

количество предметов: один велосипед, три скейт,

порядок предметов при счете: первый велосипед, третий скейт.

Имя числительное отвечает на вопросы:

Который по счету?

Числительные представляют ограниченный разряд слов. При счете до миллиона есть тридцать шесть вариантов наименований чисел:

десятки (двадцать — девяносто);

сотни (сто — девятьсот).

Кроме словесной записи, есть еще цифровая: 8 — цифра; восемь — слово. А как мы уже знаем из математики, цифра — это математический знак, который обозначает число.

Ноль есть в составе двух видов числительных:

десятичных дробей: ноль целых одиннадцать сотых,

времени суток: в девятнадцать ноль-ноль.

Есть два варианта написания: ноль и нуль. Как их использовать:

При подсчете, сравнении чаще используется форма ноль: ноль меньше трех, ноль целых и одна десятая.

В терминах чаще встречается форма нуль: сумма равняется нулю, уличная температура держится на нуле.

В устойчивых выражениях встречаются обе формы: ноль внимания, счет ноль-ноль, свести к нулю.

Прилагательное часто образуется от формы нуль: нулевой меридиан, нулевой пробег.

Морфологический разбор имени числительного

Часть речи. Общее значение.

Начальная форма (именительный падеж).

Постоянные признаки: простое или составное; количественное или порядковое; разряд (для количественных).

Непостоянные признаки: число (если есть), род (если есть), падеж.

Роль в предложении.

Пример морфологического разбора

Мы вернулись через тридцать минут.

Вернулись (когда?) через тридцать минут.

Начальная форма — тридцать.

Постоянные признаки: простое, количественное, целое количество.

Непостоянные признаки: винительный падеж.

Второстепенный член (обстоятельство).

Постоянные грамматические признаки имени числительного

У числительных почти отсутствуют категории числа и рода, зато есть особые формы склонения и словообразования. Рассмотрим морфологические особенности имени числительного.

У имён числительных два постоянных признака — значение и состав. У количественных числительных есть ещё один постоянный признак — разряд.

Простые и составные числительные

Простые числительные — слово с одним корнем: четыре, второй, сто.

Сложные числительные — слово с несколькими корнями: семьдесят, одиннадцать, трехсотый.

Составные числительные — из двух и более слов, как простых, так и сложных: тридцать три; шестьдесят второй, сто двадцать девять.

Количественные и порядковые числительные

Количественные числительные отвечают на вопрос «сколько?» и могут выражать:

количество предметов (три ручки, два друга, десять кустов);

отвлеченное число (два, пятнадцать, полтораста, двести).

Порядковые числительные отвечают на вопрос «который?» и обозначают порядок предметов при счёте: первый, двадцатый, сотый.

Счетные числительные близки к порядковым, но отражают не номер предмета в ряду, а степень того или иного свойства или характеристики предмета. Например:

единичный экземпляр, двоичная функция.

Неопределенно-количественные числительные близки к количественным, но называют неточное число предметов: несколько машин, мало отзывов.

Мультипликативные числительные обозначают множественность чего-либо. Например:

двойные следы, тройной шнур.

Разряд количественных числительных

Целые количественные числительные обозначают целые числа и количество целых в единице:

четыре стула, семь вилок.

Дробные количественные числительные обозначают дробные числа и дробное количество:

одна пятая пирога.

Собирательные количественные числительные отвечают на вопрос «сколько?» и включают девять слов:

двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе.

Любопытный факт! Количественные и собирательные числительные образуют неделимые словосочетания с существительными. Вот, например:

Трижды пять — это пятнадцать.

Оба парня классно играют в футбол.

Они перекусили за десять минут и пошли работать дальше.

Непостоянные грамматические признаки имени числительного

У имён числительных есть три непостоянных признака:

Именительный — один первый учитель.

Родительный — одного первого учителя.

Дательный — одному первому учителю.

Винительный — одного первого учителя.

Творительный — одним первым учителем.

Предложный — (об) одном первом учителе.

Число (только для порядковых):

Единственное число — первый (учитель).

Множественное число — первые (учителя).

Род (только для порядковых):

Мужской род — первый (сноуборд).

Женский род — первая (флейта).

Средний род — первое (событие).

Склонение количественных числительных

Начальная форма имён числительных — именительный падеж.

об одной третьей

Склонение составных числительных

При склонении количественных числительных изменяются все слова и все части сложных слов. А при склонении порядковых — только последнее слово: шестьсот шестнадцать — шестьюстами шестнадцатью — шестьсот шестнадцатого.

восемьсот восемьдесят семь деревьев

шестьсот сорок четыре мелочи

семьсот восемьдесят две страницы

восьмисот восьмидесяти семи деревьев

шестисот сорока четырех мелочей

семисот восьмидесяти двух страниц

восьмистам восьмидесяти семи деревьям

шестистам сорока четырем мелочам

семистам восьмидесяти двум страницам

восемьсот восемьдесят семь деревьев

шестьсот сорок четыре мелочи

семьсот восемьдесят две страницы

восьмьюстами восьмьюдесятью семью деревьями

шестьюстами сорока четырьмя мелочами

семьюстами восьмьюдесятью двумя страницами

о восьмистах восьмидесяти семи деревьях

о шестистах сорока четырёх мелочах

о семистах восьмидесяти двух страницах

Склонение числительного один

Склонение числительных два, три, четыре

5-20, 30 изменяются, как существительные ж.р. на -ь

как И. п. или Р. п.

как И. п. или Р. п.

Склонение числительных 50-80, 200-400, 500-900

двести, триста, четыреста

двухсот, трехсот, четырехсот

двумстам, тремстам, четыремстам

двести, триста, четыреста

двумястами, тремястами, четырьмястами

(о) двухстах, трехстах, четырехстах

Склонение числительных полтора, полтораста

Склонение собирательных числительных оба/обе

Склонение неопределенно-количественных числительных

Неопределенно-количественные числительные «немного»/«много» склоняются так же, как и слова «немногие»/ «многие».

Склонение порядковых числительных

Порядковые числительные изменяются так же, как и прилагательные: по числам, родам и падежам.

Числительные (кроме третий)

как И. п. или Р. п.

Порядковые числительные, оканчивающиеся на -сотый, -тысячный, -миллионный, -миллиардный, пишутся в одно слово: двадцатипятитысячный, сорока восьмимиллионный.

Правописание мягкого знака в числительных

Мягкий знак в числительных пишется на конце: пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать, двадцать, тридцать.

Мягкий знак в числительных пишется в середине в именительном и винительном падеже: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот.

Мягкий знак не нужен в середине таких числительных: пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать.

Числительные и другие части речи

Чтобы не перепутать существительное с числительным, нужно научиться их отличать.

В таблице мы привели примеры с количественными числительными и именами существительными.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-10-klasse-na-temu-pravopisanie-imen-chislitelnyh-4970870.html

http://skysmart.ru/articles/russian/imya-chislitelnoe