Имя прилагательное 6 класс правописание

Правописание имен прилагательных. 6-й класс

Класс: 6

  • повторение теоретического материала об имени прилагательном;
  • работа над правилом правописания окончаний имён прилагательных;
  • развитие речи, внимания и памяти.

1. Орографическая разминка.

– Исправить ошибки в пословицах. (Использование презентации, Слайды 2–7).

Корень учения горек а плот сладок.
Рыбу соломенной печью не ловят.
Чтение лучшее мучение.

2. Повторение теоретических сведений об имени прилагательном с использованием презентации, (Слайды 8–19). (Грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки; разряды имён прилагательных; правописание окончаний имён прилагательных.)

3. Цифровой диктант с использованием презентации, (Слайды 20–22).

А). Учитель читает текст, ученики заполняют таблицу, указывая номера слов.

На дальн?м 1 берегу виднелась избушка.
Перед дальн?м 2 путешествием мы очень сдружились.
На соседн?м 3 дворе кричал петух криком бодр?м 4 , звонк?м 5 и резк?м 6 .
В его бодр?м 7 утренн?м 8 крике чувствовалась радость жизни.
В ночн?м 9 воздухе запахи доносятся удивительно чётко.
Свеж?м 10 осенн?м 11 утром охотник выходит в поле с ружьём.

-ым, -им.-ом, -ем.

Б). Самопроверка с использованием презентации.

-ым, -им.-ом, -ем.
2
4
5
6
10
11
1
3
7
8
9

4. Выборочный диктант. (Проверка домашнего задания по группам: ученики искали значение фразеологических оборотов, выполняли к ним рисунки).

Из предложенных фразеологизмов выписать существительные с прилагательными, объяснить правописание окончаний имён прилагательных.

Довести до белого каления.
До последней капли крови.
Встать с левой ноги.
Битый час.
Принимать за чистую монету.
Через час по чайной ложке.
По щучьему велению.
Зелёная улица.
Вывести на чистую воду.

5. Выборочно-восстановительный диктант.

А). Учитель читает отрывок из стихотворения И.А. Бунина, ученики выписывают существительные с прилагательными, объясняя правописание окончаний имён прилагательных.

Б). Используя выписанные словосочетания, ученики восстанавливают текст.

В). Самопроверка с использованием мультимедиа.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют,
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.

Г). Ученики объясняют значение цветов лиловый, багряный.

Д). Два ученика получают задание найти в Интернете значение цветов Терракотовый, Сольферино, Берилловый, Опаловый.

Терракотовый – коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.

Сольферино – ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войн в 1859.

Берилловый – по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.

Опаловый – молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.

6). “Безошибочный” диктант с использованием презентации, (Слайды 29–31).

А). Учитель читает текст, ученики выписывают только те слова, в правописании которых сомневаются, задают вопросы, все орфограммы разбираются.

Б). Текст записывается под диктовку учителя.

Прошл?м летом у нашего лесного домика произошло чрезвычайн?е происшествие. Ранн?м утром жена покликала меня на крыльцо, в голосе её слышалась тревога. Я вышел за дверь и у ступеней крыльца увидел лисичку. Она стояла, спокойно смотрела на нас и как будто ожидала угощения. Мне еще никогда не приходилось видеть, чтобы осторожн?е, пуглив ?е лисицы подходили близко к человеку.

В). Самопроверка с использованием мультимедиа.

7. Тестовая проверочная работа. (Сильная группа выполняет работу за компьютерами.)

А). Прочитайте отрывки из стихотворений русских поэтов.
В окончаниях прилагательных пропущена гласная.
Впечатайте её.

Ясн?|м утром на тихом пруде
Резво ласточки реют кругом.
(И.А. Бунин)

Зимн?м холодом пахнуло.
(И.А. Бунин)

Из терновника забор
Дикий бор тот окружил;
Он навек загородил
К дому царск?му пути.
(В.А. Жуковский)

Скользя по утренн?му снегу
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпелив?го коня.
(А.С. Пушкин)

Кроет уж лист золот?й
Влажн?ю землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешн?ю леса красу.
(А.Н. Майков)

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудн?й.
(И.З. Суриков)

Ещё от дома на дворе
Синеют утренн?е тени.
(И.А. Бунин).

Б). Объясните значение фразеологизмов, подберите антонимы.

Принимать за чистую монету –
Через час по чайной ложке –
Зелёная улица –
Битый час –
Довести до белого каления –
Вывести на чистую воду –
Больное место –

В). С любыми двумя фразеологизмами составьте предложения.

Г). Выполните морфологический разбор имени прилагательного.

8. Подведение итогов урока.

9. Домашнее задание.

Параграф 101, упр. 293 найти в Интернете таблицу «Правописание окончаний имён прилагательных».

Карточки по теме «Правописание имени прилагательного»

6 класс. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

— Объясните правописание орфограмм в словах на месте пропусков и скобок.

— Расставьте знаки препинания в предложениях.

Хорош с..сновый бор сентяб..им осе..им днем! Идешь по старому бору (не) знакомым маршрутом. Точно пр..огромные свечи возвышаю..ся над головой. Толстым слоем хвои пр..крылась земля. Через песча..ую дорогу прот..нулись дли..ые корни. В тр..ве в..днею..ся (ярко) зеленые листики брусники а среди них выделяю..ся (темно) красные ягоды.

— Объясните правописание орфограмм в словах на месте пропусков и скобок.

— Расставьте знаки препинания в предложениях.

Через зеленые верш..ны проб..ваю..ся багря..ые лучи (не) высок.. солнца. Золотист.. солнечн… зайчики к..саю..ся стволов сосен и переб..гают с дерева на дерево. Это пр..дает бору прич..дливый таинстве..ый вид.

Т..шина в стар..м соснов..м бору. Но вот с (северо) запада пот..нул ре..кий ветер и зашумели таинстве.. ые вел..каны.

-Н- / -НН- в прилагательных

Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм.

Карти.. ая галерея, деревя .. ая ложка, безветре .. ый день, соловьи ..ые трели, дли..ый путь, огне..ый шквал, болезне..ый вид, стекля..ый сосуд, багря..ый закат, серебря..ый блеск, воробьи..ое семейство, румя..ые щеки, ветр..ая мельница.

Суффиксы прилагательных – К — и — СК —

Дерз..ий ответ, скольз..ая дорога, богатыр..ий размах, январ..ие морозы, сибирс..ие просторы, рыцар. ое поведение, матрос..ая служба, любитель..ая коллекция, актер..ая профессия, сосед..ая дача, практиче..ие занятия, сибир..ий мороз, скольз..ий камень, близ..ое расстояние, кавказ..ий пейзаж, ткац..ий станок, город..ой житель, рыба..ая лодка.

Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными

Он говорил (не) правду, а лож.. ; (не) красивый поступок; (не) ряшливый вид; (не) глубокая реч..нка; (не) глубокий, но рыбный пруд; (не) дорогой, но красивый платок; далеко (не) красивый поступок; (не) интересный рас(с)сказ; (не) широкая, а узкая канава; (не) высокий кустарник.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

(Бледно) лиловый кустарник, (синие) пресиние глаза, (изжелта) серое лицо, (восточно) славянские языки, (трудно) доступная местность, (трудо) любивый человек, (крупно) панельный дом, (северо) западное направление, (документально) художественный фильм,( длинно) ногие журавли, (широко) плечий юноша, (древне) русские летописи, (западно) европейские языки.

Списать, расставить ударение.

Красивее, развитой язык, развитый ребёнок, изобретение, предмет, августовский, кружева, прибыл, прибыть, прибыла, намерение, добыча, плато, свободнее, удобнее, языковое чутьё, спокойнее, языковая колбаса, кухонный.

-Н- / -НН- в прилагательных

Образуйте от данных существительных прилагательные, суффиксы выделите.

Сон, длина, хозяйство, мужество, грач, быль, глубина, голубь, струна, авиация, шерсть, листва, орел, окно, традиция, мгновение, закон, картина, истина.

Ко..ый плуг, подли..ое произведение, земл..ой пол, гора величестве..а, песча..ая отмель, урага..ый ветер, дров..ой склад, солом. ая подстилка, серебр..ый приз, кож..ая куртка, карма..ые часы, трав..ой покров, коча..ая капуста, дорога опас..а, платье дли..о.

Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными

(Не)хватка времени; (не)был на олимпиаде по математике; (не)внимание к человеку; (не)доумевал по поводу случившегося; (не)друг, а просто товарищ; (не)правда, а ложь; (не)глупый человек; совсем (не)веселое настроение; (не)известная величина; (не)правда; ничуть (не)легкая ноша; (не)разлучные друзья; очень (не)большая поляна; (не)настный день; (не)замысловатый сюжет рассказа; (не)широкая, но красивая реч..нка; (не)большая, а интересная книга.

-Н- / -НН- в прилагательных

Ю..ые натуралисты, це..ые сведения, даль пусты..а, стари..ые здания, орли..ый крик, журавли..ая стая, пропасть бездо..а, стекля..ая трубка, книга интерес..а, деревя..ая модель, солом..ая шляпа, морковь полез..а, картина необыкнове..а, карти..ая галерея, стари..ые предания.

Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм.

Гласные О и Е после шипящих и ц

В парч…ом наряде, по Дворц…ой площади, по кольц…ой дороге, в холщ…ой рубахе, залиться румянц..м, надежный друж..к, забавная собач..нка, тонкий стебелеч..к, свинц..вая туча, ч..рная шаль, ч..ткие движения, пунц..вое лицо, спелый крыж..вник, тихий ш..рох, кумач..вые полотнища, ж..лтый оттенок, плюш..вый медвеж..нок.

Разнесите слова в колонки таблицы

Гласные О и Е после шипящих и ц

Задачей, пейзажем, шелк, ситцевый, образцовый, прическа, шалашом, плющом, чащей, стражей, ландышем, грачом, рубашонка, одежонка, девчонка, в свежем, дворцовый, ежовый, речонка, желтый

Гласные О и Е после шипящих и ц

Вставьте пропущенные буквы, выделите морфемы, графически объясните выбор орфограмм.

Задач..й, пейзаж..м, ш..лк, ситц..вый, образц..вый, прич..ска, шалаш..м, плющ..м, чащ..й, страж..й, ландыш..м, грач..м, рубаш..нка, одеж..нка, девч.нка, в свеж..м, дворц..вый, еж..вый, реч..нка, ж..лтый.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Кушиль Наталия ИгоревнаНаписать 5551 29.01.2019

Номер материала: ДБ-404774

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    29.01.2019 193
    27.01.2019 124
    26.01.2019 211
    26.01.2019 226
    25.01.2019 243
    24.01.2019 174
    24.01.2019 88
    24.01.2019 235

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Чувашии школьные каникулы продлятся две недели

Время чтения: 1 минута

Путин поручил создать 21,5 тыс. новых учебных мест в школах Дальнего Востока

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Названы лучшие по качеству проведения ЕГЭ регионы России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Особенности правописания сложных имен прилагательных

Что такое сложные имена прилагательные в русском языке

Сложные прилагательные пишутся:

Особенность данной части речи заключается в том, что слово состоит из нескольких основ/частей сразу. Это прилагательные с двумя или более корнями. Способ написания зависит от особенностей грамматики и лексики.

  • южнокорейский;
  • химико-биологический;
  • темно-красный;
  • стограммовый.

Такие прилагательные образованы от сложных существительных. К примеру, слово «таксопарк», где два корня: «такс» и «парк». Если мы образуем прилагательное, то оно будет выглядеть так: «таксопарковый». Например, «таксопарковый бизнес».

Какие еще есть способы образования сложных прилагательных:

  • при соединении двух или нескольких односложных прилагательных: «синий» и «зеленый». Присоединив две основы друг к другу, получаем новый оттенок: «сине-зеленый»;
  • при слиянии основ таких слов, которые обозначают предмет с его признаком: «полное» и «право» — «полноправный»;
  • при сочетании существительного и причастия: «жаропонижающее» — средство, понижающее жар;
  • при присоединении наречия и прилагательного/причастия: «прямоходящий»;
  • от основ существительных с присоединением следующих частей: «-подобный», «-видный», «-образный». К примеру, когда речь идет о чем-то, что напоминает дугу: «дугообразный».

Выделяют синтаксические связи при образовании таких прилагательных:

  • сочинительные, когда все основы равноправны и между ними возможен союз «и»: «северно-атлантический»;
  • подчинительные — одно из слов в подчиненном положении по отношению к главному: «машиностроительный» (строение чего? — машин);
  • примыкание, для которого характерно только смысловое сочетание слов. Пример: «быстрорастворимый».

Знание способа образования прилагательного и синтаксической связи поможет освоить навык написания сложных имен прилагательных.

Особенности правописания сложных прилагательных, примеры

Рассмотрим каждый пункт, в каких случаях сложные прилагательные пишутся слитно, в каких — через дефис.

Слитно

Слитно сложные прилагательные пишутся в следующих случаях:

  1. Когда такое прилагательное образуется от сочетания с подчинительной связью: «свежевыжатый (выжатый свежим) сок», «солнцезащитный (защитный от солнца) крем».
  2. Если какая-то часть словосочетания не может употребляться одна: «скоротечный», «всеядный».
  3. При образовании сложного прилагательного от сложного слитного существительного: «радиоуправляемый — радиоуправление», «трубопроводный — трубопровод».
  4. Если первая часть прилагательного является числительным: «двухъярусный», «пятиэтажный».

Обратите внимание! Исключениями из этого правила выступают прилагательные, где числительное на письме записано цифрами: «10-балльный», «7-летняя».

  1. Прилагательные, соединенные гласными «-о» или «-е», где первая часть является наречием: «быстродействующий», «низкочастотный».
  2. Прилагательные, где первой частью выступает: «верхне-», «средне-», «древне-», «ранне-», «поздне-», «крупно-», «остро-», «мелко-», «тяжело-», «узко-» и т.д.: «легкоранимый», «остросоциальный», «крупнокалиберный», «древнеримский», «узкопрофильный».
  3. Основная часть научно-технических и литературных определений: «глубокомысленный», «энергосберегающий», «хлебопекарный».

Правила написания сложных прилагательных через дефис

Через дефис следует писать следующие категории прилагательных:

  1. Сложные прилагательные, состоящие из равноправных основ, между которыми можно написать союзы «и» или «но»: «пепельно-серый оттенок» (пепельный и серый), «русско-английский словарь» (русский и английский).
  2. Сложные прилагательные, составленные из сложных существительных с дефисом в написании, а также географические наименования: «вице-адмиральский» (вице-адмирал), «юго-западный» (юго-запад).
  3. Слова: цвета, вкусы и другие признаки: «горько-соленый», «бледно-розовый».
  4. Слова, образованный от фамилий, имен и отчеств, а также от двух фамилий: «краснопольско-усковский» (Краснопольский и Усков).
  5. Прилагательные с первой частью на «-ико»: «физико-технический», «лексико-грамматический».
  6. Сложные прилагательные, представленные словами с неоднородными признаками: «военно-», «массово-», «научно-»: «научно-исследовательская работа», «военно-исторический», «массово-культурный».
  7. Прилагательные, состоящие из повторения одного и того же слова: «темный-темный», «красивый-красивый», «странный-странный».

Примеры сложных имен прилагательных в предложениях

Мы организовали литературно-музыкальный вечер — пришли сливки общества.

Долгоиграющая пластинка никому не надоедала.

Изжелта-красный цвет ее волос казался фантастическим.

Я возьму англо-русский словарь и сделаю перевод текста.

Древнерусский фольклор отложил отпечаток на всю культуру народа.


источники:

http://infourok.ru/kartochki-po-teme-pravopisanie-imeni-prilagatelnogo-3549977.html

http://wika.tutoronline.ru/russkij-yazyk/class/6/osobennosti-pravopisaniya-slozhnyh-imen-prilagatelnyh