2. Склонение имён прилагательных мужского и среднего родов
Теория:
«Какой?» (именительный падеж) — новый карандаш, тихий вечер, тёплое молоко, синее море (окончания – ый , – ий в мужском роде и – ое , – ее в среднем роде).
«Какого?» (родительный падеж) — нового карандаша, тихого вечера, тёплого молока, синего моря (окончания – ого или – его в мужском и среднем родах).
«Каким?» (творительный падеж) — новым карандашом, тихим вечером, тёплым молоком, синим морем (окончания – ым или – им в мужском и среднем родах).
«О каком?» (предложный падеж) — о новом карандаше, о тихом вечере, о тёплом молоке, о синем море (окончания – ом или – ем в мужском и среднем родах).
Урок «Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Склонение и правописание падежных окончаний
имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе
Освоение нового материала
Создать условия для ознакомления с правописанием падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе; совершенствовать умения склонять имена прилагательные, выделять их окончания; способствовать развитию навыков выписывать словосочетания с именем прилагательным, указывать число, род, падеж имени прилагательного; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые предметные результаты
Познакомятся с правописанием падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе; научатся склонять имена прилагательные, выделять их окончания; выписывать словосочетания с именем прилагательным, указывать число, род, падеж имени прилагательного
Познавательные: определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения
Осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «народ», «национальность», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого» и т. д.; планировать дальнейший образовательный маршрут
Организационная структура урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)
Формируемые способы
деятельности учащегося
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, задание 17).
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– Прочитайте выписанные из предложения словосочетания.
– Укажите падеж имени прилагательного.
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе.
У озерка (какого?) лесного (Р. п.).
Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания
Проводит минутку чистописания.
– Прочитайте и запишите пословицы и двустишие.
– Какие звуки встречаются в них?
– Какие звуки обозначают буквы «е» и «ё»?
– Запишите соединения с буквой «е».
– Прочитайте орфоэпически верно слова на бук-ву «е».
Если в победу не веришь, врага не одолеешь.
Ешь чеснок и лук – не возьмет недуг.
Плакали ночью желтые клёны:
Вспомнили клёны, как были зелёны.
(См. РМ, Приложение 2.)
Ездить, езжу, ездишь.
Работа над словами с непро-веряемым
Организует работу над словами с непроверяемым написанием.
– Решите грамматическую задачу.
Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.
Крик птицы + часть предмета, ближайшая
к основанию = выступ на стене здания.
– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. (См. РМ, Приложение 3.)
III. Сообщение темы
урока.
Определение целей урока
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Я прочитаю стихотворение, а вы определите,
к какой части речи относятся используемые в нем слова.
Белый, красный и зеленый,
Кислый, вкусный и соленый,
Плоский, мягкий и колючий,
Добрый, теплый и трескучий,
Ясный, солнечный, прямой,
И хороший, и плохой.
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи урока.
и сохранять учебную цель
и задачу.
Анализировать, находить общее и различия, делать
выводы.
Осознанно
и произвольно строить
речевое вы-
сказывание
в устной форме. Делать
выводы
– Почему вы решили, что это имена прилага-
тельные?
– Как еще изменяются имена прилагательные?
– Для чего используются в речи имена прилагательные?
– Прочитайте тему урока.
– Имена прилагательные обозначают признаки предметов, явлений, отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».
– Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с особен-ностями склонения прилагательных мужского
и среднего рода; научимся проверять безударные
– Определите цели урока, используя опорные
слова
падежные окончания прилагательных; будем развивать речь, учиться правильно употреблять прилагательные в речи
IV. Объяснение нового
материала.
Наблюдение над языковым материалом.
Работа по учебнику (упражнение 23)
Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Прочитайте таблицу «Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе».
– В каких падежах у имен прилагательных мужского и среднего рода одинаковые вопросы?
– Сравните окончания в вопросах и в именах прилагательных. Различаются ли ударные и безударные окончания имен прилагательных в одном
и том же падеже?
Выводят языковые закономерности, лежащие
в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.
Делают вывод: чтобы проверить написание
безударного падежного окончания имени прилагательного, надо подобрать имя прилагательное
с ударным окончанием или посмотреть на окончание вопроса к прилагательному в том же падеже
Аргументировать свою
позицию.
Осуществлять анализ объектов с опорой на визуали-
зацию
V. Первичное закрепление знаний.
Работа по учебнику (упражнение 24).
Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.
– Прочитайте. Просклоняйте, пользуясь таблицей, имена прилагательные вместе с именами
существительными.
Участвуют в обсуждении вопросов по теме.
Склоняют словосочетания, выделяют окончания.
голуб воздушн шар
тепл летн дождь
голуб воздуш-
н шар
тепл лет-
н дожд
голуб воздуш-
н шар
тепл лет-
н дожд
Осознанно
и произвольно строить
речевое вы-
сказывание
в устной форме, обосновывать свое
мнение.
Согласовывать усилия по решению
голуб воздушн шар
тепл летн дождь
голуб воздуш-
н шар
тепл лет-
н дожд
о голуб воздуш-
н шар
о тепл лет-
н дожд
учебной задачи. Учитывать мнение соседа по парте.
Осуществлять контроль
по результату
Работа по учебнику (упражнение 25)
– Прочитайте загадки. Объясните отгадки.
– Выпишите из каждого предложения два слово-сочетания: одно для определения падежа выделенного имени существительного, другое для определения падежа имени прилагательного, которое связано по смыслу с этим именем существительным. Выделите окончания имен прилагательных, укажите их род и падеж
Летит (по чему?) по небу (Д. п.).
По небу (какому?) синему (ср. р., Д. п.).
Держат (в чем?) в амбаре (П. п.).
В амбаре (каком?) маленьком (м. р., П. п.).
Голова (с чем?) с гребешком (Т. п.).
С гребешком (каким?) красным (м. р., Т. п.).
Льется (из чего?) из колодца (Р. п.).
Из колодца (какого?) горячего (м. р., Р. п.).
Выполняют синтаксический разбор предложения.
Летит орлица по синему небу, крылья распластала , солнышко застлала . (Повествовательное, невосклицательное, распространенное, простое предложение с однородными сказуемыми.)
VI. Дальнейшая работа
по закрепле-
Проводит тест по теме «Имя прилагательное».
– Выберите верный ответ.
Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции.
Понимать
на слух ответы одноклас-
нию и обобщению приобретенных знаний и умений.
Тест «Имя прилагательное»
1. Общее грамматическое значение прилагатель-ного:
б) признак предмета;
в) признак признака;
г) признак действия.
2. Морфологические признаки прилагательного:
б) род, число, падеж;
в) род, число, лицо;
3. Синтаксические признаки прилагательного:
а) определение, сказуемое;
б) определение, обстоятельство;
в) определение, дополнение;
г) дополнение, обстоятельство.
4. Определите, какой ряд состоит только из имен прилагательных:
а) весна, скворец, теплый, тает;
б) кислый, широкий, ласковый, золотой;
в) сосна, они, теплый, березняк;
г) кора, спелые, ягодка, любовался.
5. Как определить род имени прилагательного?
а) Род прилагательных не определяется.
б) Прилагательные по родам не изменяются.
в) По роду имени существительного, с которым оно связано.
г) Нужно поставить ударение и выделить корень
Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.
Дополнительное задание : распределите словосочетания по группам, ориентируясь на род существительных и прилагательных; вставьте про-пущенные буквы; выделите окончания прилагательных.
Перед бледн.. юношей, о багрян.. закате, от бережлив.. хозяина, о верн.. друге, от ветвист..
дерева, в добр.. сердце, перед капустн.. полем,
от кисл.. молока
сников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения.
Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных комму-
никативных
задач
VII. Итог урока. Рефлексия
Организует оценку результатов выполнения
заданий на уроке, подведение итогов урока уча-
щимися.
– Оцените свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.
– Что особенно заинтересовало вас во время
урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Как определить падеж имени прилагательного?
– Назовите падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените свою работу на уроке, используя прилагательные: «удовлетворительная», «неудовлетворительная», «хорошая», «отличная», подтверждая свою оценку фактами
Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению
правил.
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке.
• Сегодня я узнал…
• я почувствовал, что…
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии.
– Выполнить задание 18 в рабочей тетради
Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы
Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение
Склонение прилагательных в русском языке
Склонение прилагательных — это их изменение по родам, числам и падежам.
Что такое склонение прилагательных?
Каждое прилагательное имеет три грамматические формы рода. Слова этой части речи принимают такую форму рода, которую имеют определяемые ими существительные:
- зелен ый мыс (м. р.);
- зелен ая трав а (ж. р.);
- зелен ое покрывал о (ср. р.).
- зелён ый луг — зелен ые луга;
- городск ой пейзаж — городск ие окраины;
- лис ий хвост — лись и следы.
Изменение по падежам любой самостоятельной именной части речи называется склонением. Прилагательные имеют грамматические формы шести падежей в единственном и множественном числе, которые отличаются окончаниями в зависимости от рода и числа.
Рассмотрим на примерах, как склоняются прилагательные трех родов в форме единственного числа.
Склонение прилагательного единственного числа мужского рода
Приведем пример склонения прилагательных мужского рода в форме единственного числа мужского рода:
- и. п. (какой?) весел ый клоун, зимн ий вечер
- р. п. (какого?) весел ого клоуна, зимн его вечера
- д. п. (какому?) весел ому клоуну, зимн ему вечеру
- в. п. (какого?) весел ого клоуна, (какой?) зимн ий вечер
- т. п. (каким?) весел ым клоуном, зимн им вечером
- п. п. (о каком?) о весел ом клоуне, о зимн ем вечере
Если одушевленное существительное определяется прилагательным мужского рода, то совпадают окончания винительного и родительного падежей:
- поймает черн ого гуся (в. п.) — крылья черн ого гуся (р. п.).
Если прилагательное мужского рода сочетается с неодушевленным существительным, то у него одинаковые окончания винительного и именительного падежа:
- куплю черн ый телефон (в. п.) — черн ый телефон (и. п.).
Прилагательные мужского рода с окончанием -ой имеют ударные окончания во всех падежах:
Ночной дозор — ночн о́го , ночн о́му , ночн о́й , ночн ы́м , о ночн о́м .
Склонение прилагательного единственного числа женского рода
Понаблюдаем, как изменяется по падежам прилагательные в форме единственного числа женского рода:
- и. п. (какая?) светл ая комната, весенн яя листва
- р. п. (какой?) светл ой комнаты, весенн ей листвы
- д. п. (какой?) светл ой комнате, весенней листве
- в. п. (какую?) светл ую комнату, весенн юю листву
- т. п. (какой?) светл ой комнатой, весенн ей листвой
- п. п. (о какой?) о светл ой комнате, о весенн ей листве
Склонение прилагательного единственного числа среднего рода
Посмотрим, какие падежные окончания имеет прилагательные среднего рода единственного числа:
- и. п. (какое?) глубок ое озеро, осенн ее небо
- р. п. (какого?) глубок ого озера, осенн его неба
- д. п. (какому?) глубок ому озеру, осенн ему небу
- в. п. (какое?) глубок ое озеро, осенн ее небо
- т. п. (каким?) глубок им озером, осенн им небом
- п. п. (о каком?) о глубок ом озере, об осенн ем небе
Во множественном числе прилагательные имеют одинаковые окончания для всех трех родов.
Склонение прилагательных во множественном числе
- и. п. (какие?) громк ие звуки,звонк ие песни, поздн ие яблоки
- р. п. (каких?) громк их звуков, звонк их песен, поздн их яблок
- д. п. (каким?) громк им звукам, звонк им песням, поздн им яблокам
- в. п. (какие?) громк ие звуки, звонк ие песни, поздн ие яблоки
- вижу (каких?) верн ых друзей
- т. п. (какими?) громк ими звуками, звонк ими песнями, поздн ими яблоками
- п. п. (о каких?) о громк их звуках, о звонк их песнях, о поздн их яблоках
Правописание безударных окончаний прилагательных
Чаще всего прилагательные имеют безударные гласные в падежных окончаниях. Безударные окончания прилагательных в форме единственного и множественного числа совпадают с ударными окончаниями вопросов:
- (како́го?) гро́мк о го звука
- (како́й?) гро́мк о й песни
- как и́м ? гро́мк и м
- как и́ми ? гро́мк и ми
- о как и́х ? о гро́мк и х и т. д.
Это совпадение поможет в правильном написании безударных окончаний прилагательных. Достаточно задать к прилагательному соответствующий вопрос, с помощью которого можно определить написание безударной гласной в его окончании.
После шипящих согласных основы в окончании прилагательного под ударением пишется буква «о», без ударения — буква «е»:
- чужой — чуж о́го
- хоро́ший — хоро́ш е го
- све́жий — све́ж е го
- то́щий — то́щ е го .
Три типа склонения прилагательных
В русском грамматике у имен прилагательных выделяют три типа склонения в зависимости от основы слова:
- твердое склонение
- мягкое склонение
- смешанное склонение.
К твердому склонению отнесем слова с основой на твердый согласный:
Такие прилагательные в окончаниях имеют первую гласную «о» или «ы»:
гордый — го́рд о го , го́рд о му , го́рд ы м , го́рд ы ми .
Мягкое склонение объединяет прилагательные, имеющие основу на мягкий согласный:
Эти прилагательные характеризуются окончаниями с первой гласной «е» или «и»:
вечерний — вече́рн е го , вече́рн е му , вече́рн и м , вече́рн и ми , о вече́рн и х
К смешанному склонению прилагательных принадлежат слова с основой на «г», «к», «х», «ц» и шипящие согласные:
У прилагательных смешанного склонения в окончаниях отметим наличие первых гласных «о» и «ы», как у прилагательных твердого склонения, и «е», «и», как у прилагательных мягкого склонения:
- глухой — глух о́го , глух о́му , глух и́м , глух и́ми ;
- куцый — ку́ц е го , ку́ц е му, ку́ц ы м , ку́ц ы ми .
Падеж | Вопрос | Твёрдое склонение | Мягкое склонение | Смешанное склонение |
---|---|---|---|---|
И. п. | какой? | сложн ый | лишн ий | упруг ий |
Р. п. | какого? | сложн ого | лишн его | упруг ого |
Д. п. | какому? | сложн ому | лишн ему | упруг ому |
В. п. | какой? | сложн ый | лишн ий | упруг ий |
Т. п. | каким? | сложн ым | лишн им | упруг им |
П. п. | о каком? | о сложн ом | о лишн ем | об упруг ом |
Склонение притяжательных прилагательных
Склонение притяжательных прилагательных имеет некоторые особенности. Притяжательные прилагательные на -ий, -ья, -ье, ьи (заячий, заячья, заячье, заячьи) во всех падежах, кроме именительного и винительного падежа единственного числа мужского рода, имеют разделительный мягкий знак перед окончанием:
- и. п. заячий след, заячь я , шерсть заячь е , заячь и
- р. п. заячь его , заячь ей , заячь его , заячь их
- д. п. заячь ему, заячь ей , заячь ему , заячь им
- в. п. заячий , заячь я , заячь е , заячь и
- т. п. заячь им , заячь ей , заячь им , заячь ими
- п. п. о заячь ем , о заячь ей , о заячь ем , о заячь их
Посмотрим, как склоняются притяжательные прилагательные с суффиксом -ов-:
- и. п. братов нож, братов а куртка, братов о согласие, братов ы дети
- р. п. братов а ножа, братов ой куртки, братов а согласия, братов ых детей
- д. п. братов у ножу, братов ой куртке, братов у согласию, братов ым детям
- в. п. братов нож, братов у куртку, братов о согласие, братов ых детей
- т. п. братов ым ножом, братов ой курткой, братов ым согласием, братов ыми детьми
- п. п. о братов ом ноже, о братов ой куртке, о братов ом согласии, о братов ых детям
Изменим по падежам прилагательные с суффиксом -ин-:
- и. п. сестрин платок, сестрин а шаль, сестрин о задание, сестрин ы книги
- р. п. сестрин а платка, сестрин ой шали, сестрин а задания, сестрин ых книг
- д. п. сестрин у платку, сестрин ой шали, сестрин у заданию, сестрин ым книгам
- в. п. сестрин платок, сестрин у шаль, сестрин о задание, сестрин ы книги
- т. п. сестрин ым платком, сестрин ой шалью, сестрин ым заданием, сестрин ым книгам
- п. п. о сестрин ом платке, о сестрин ой шали, о сестрин ом задании, о сестрин ых книгах.
Учтем, что винительный падежа притяжательных прилагательных мужского рода единственного числа и множественного числа совпадает по форме с именительным, если прилагательное определяет неодушевленное имя существительное:
- вижу братов нож (в. п.) — братов нож (и.п.)
- надену сестрин платок (в. п.) — сестрин платок (и. п.)
Форма винительного падежа совпадает с родительным падежом, если притяжательное прилагательное определяет одушевленное существительное:
- вижу братов а сына (в. п.) — голос братов а сына (р. п.);
- знаю сестрин а внука (в. п. ) — звонок сестрин а внука (р. п.).
Склонение прилагательных, перешедших в существительное
В разряд имен существительных перешли прилагательные, которые обрели вещественность:
Такие существительные сохранили грамматическую форму прилагательного (род, число, окончания -ый, -ая, -ое) и склоняются как имена прилагательные:
- и. п. (кто?) полицейск ий
- р. п. (кого?) полицейск ого
- д. п. (кому?) полицейск ому
- в. п. (кого?) полицейск ого
- т. п. (кем?) полицейск им
- п. п. (о ком?) полицейск ом
Видеоурок «Склонение имён прилагательных»
http://infourok.ru/urok-sklonenie-i-pravopisanie-padezhnih-okonchaniy-imen-prilagatelnih-muzhskogo-i-srednego-roda-v-edinstvennom-chisle-2645301.html
http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/prilagatelnoe/sklonenie-prilagatelnyh.html