Имя прилагательное правописание имен прилагательных 10 класс

Урок русского языка в 10 классе на тему «Имя прилагательное как часть речи. Правописание имён прилагательных. «

Урок русского языка в 10 классе.

Имя прилагательное как часть речи.

Правописание имён прилагательных.

сформировать прочное представление об имени прилагательном как части речи, его морфологических признаках; отработать правописание -н- и –нн- в суффиксах имён прилагательных, правописание сложных имён прилагательных.

Форма деятельности обучающихся

– комбинированный урок повторения и обобщения изученного ранее материала с элементами текущего контроля по данной теме.

Надеюсь на сотрудничество!

Запишите в рабочих тетрадях число и тему урока, каждый сформулируйте для себя учебную задачу. (Обсуждение цели и задач урока).

Не забываем о цели, которая стоит перед нами на каждом уроке – подготовка к ЕГЭ.

Работа с предложением.

Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашёл в родном краю.

— Как вы понимаете смысл этого предложения?

— Выполнить синтаксический разбор предложения.

— Объяснить орфограммы. (Окончание прилагательных, З-С на конце приставок, употребление разделительного Ь, Ь для смягчения согласного, непроизносимая согласная в корне слова, О-Ё после шипящих, безударная проверяемая гласная в корне слова и другие.)

— Выполните морфологический разбор прилагательного «самое большое».

/Обучающиеся выставляют себе оценку/.

Употребление прилагательных в речи. Подготовка к заданию В8.

— Какой троп построен на употреблении прилагательных в переносном значении? (Эпитет.) Есть ли они в данном предложении?

— Приведите свои примеры эпитетов, запишите несколько примеров себе в тетрадь.

/Обучающиеся выставляют себе оценку/.

Работа со словами, записанными на доске. Подготовка к заданию А12.

Кожаный, земляной, голубиный. Станционный, безвременный, туманный, старинный. (Запишите слова в тетрадь, выделите суффиксы).

— Какое правило иллюстрируют данные слова? Сформулируйте данное правило. Есть ли из данного правила слова-исключения? Приведите свои примеры на данную орфограмму. Запишите их.

/Обучающиеся выставляют себе оценку/.

Краткие прилагательные. Подготовка к заданию А20.

На празднике, посвящённом Дню кадетов, речь директора была торжественна. ( На доске предложение записано без знаков препинания)

— Что вы скажете о правописании суффиксов кратких имён прилагательных? Какова синтаксическая роль кратких прилагательных в предложении? Объясните постановку знаков препинания в этом предложении. (Знаки препинания при обособленных определениях.)

— Чем отличается причастие от прилагательного?

/Обучающиеся выставляют себе оценку/.

Проверочная работа А12. (на два варианта)

/Обучающиеся выставляют себе оценку/.

Словарный диктант на правописание сложных имён прилагательных.

Что такое сложное имя прилагательное? Расскажите о их правописании. (Слова частично взяты из домашнего упражнения).

(Работа по цепочке.)

Военно-морской, горнодобывающий, дикорастущий, англо-русский, лимонно-жёлтый, юго-западный, трёхэтажный, историко-архивный. /Обучающиеся выставляют себе оценку/.

Заключительный этап урока. Подведение итогов урока.

Вернёмся к задачам, которые вы поставили в начале урока. Мы их выполнили? Что у вас получается? А над чем нужно ещё поработать?

Поставьте себе за урок оценку.

Домашнее задание /дифференцированное/. Подготовка к заданию В8, С1.

(По выбору учащихся.)

1.Составьте небольшой текст, используя в нём эпитеты. (Можно в основу рассказа положить первое предложение нашего урока).

2.Подберите 5-7 предложений из художественных текстов с эпитетами. Обязательно указываем автора текста.

Эпитеты подчеркнуть как члены предложения.

Проверочная работа. (А15).

Укажите, на месте каких цифр в предложении пишется одна буква Н.

Из стекля(1)ых дверей виднелись чугу(2)ые выкраше(3)ые ступени, ведущие в зелё(4)ую оранжерею, окна которой были отворе(5)ы настежь.

Укажите, на месте каких цифр в предложении пишется две буквы Н.

Прозрач(1)ый воздух скрадывал расстояние, и глаз сразу схватывал живопис(2)ую долину, засаже(3)ую гранатовыми деревьями и со всех сторон окружё(4)ую гор(5)ыми вершинами.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Конспект урока русского языка для 10 класса.

Урок русского языка в 10 классе.

Имя прилагательное как часть речи.

Правописание имён прилагательных.

Цель урока

сформировать прочное представление об имени прилагательном как части речи, его морфологических признаках; отработать правописание -н- и –нн- в суффиксах имён прилагательных, правописание сложных имён прилагательных.

Форма деятельности обучающихся

–комбинированный урок повторения и обобщения изученного ранее материалас элементами текущего контроля по данной теме.

  • Родионова Светлана АлександровнаНаписать 2078 28.12.2019

Номер материала: ДБ-884991

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    27.12.2019 30
    27.12.2019 35
    27.12.2019 7640
    27.12.2019 97
    25.12.2019 156
    25.12.2019 35
    24.12.2019 61
    24.12.2019 48

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки внедрит в программы вузов модуль по Великой Отечественной войне

Время чтения: 1 минута

Треть школ и пятая часть детских садов в России являются инклюзивными

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Голикова предложила объявить выходные с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

8. Правописание имён прилагательных

§38. Окончания имен прилагательных

1. Безударные окончания имен прилагательных (и аналогично причастий) проверяются с помощью вопроса какой, -ая, -ое и т.п.: шел (каким?)дремучим лесом, заблудился в (каком?) дремучем лесу.

2. В прилагательных загородный, междугородный, подгородный, пригородный – окончание й (-ая, -ое), в прилагательном иногородний – окончание-ий (-яя, -ее).

Примечание. Прилагательные на ный оканчиваются в краткой форме на -ен, например: знойный зноен, стройный строен (но: достойный достоин).

3. Двоякое окончание имеет прилагательное бескрайний (-яя, -ее)бескрайный (-ая, -ое).

4. В притяжательных прилагательных на й (-ья, -ье)птичий, птичья, птичье пишется во всех формах ь, кроме именительного и винительного падежей единственного числа мужского рода, например: птичьим, в птичьем, птичьи и т.д.

Примечание. В краткой форме прилагательного мужского рода единственного числа, а также действительных причастий настоящего времени, после шипящих ь не пишется: горяч, блестящ, хорош, пригож, вызывающ.

§39. Суффиксы имен прилагательных

1. Суффикс в- имеет на себе ударение, например: краси́вый, правди́вый (исключения: ми́лостивый и юро́дивый); в безударном положении пишется -ев-, например: боево́й, сире́невый.

В суффиксах ив- и -чив-, производных от -ив-, пишется и, например: заботливый, заносчивый.

2. Безударные суффиксы в-, -оват-, -овит- пишутся после твердых согласных; -ев-, -еват-, -евит- – после мягких согласных, шипящих и ц.Например:

а) деловой, красноватый, даровитый;

б) вечевой, синеватый, глянцевитый, Баренцево море.

Примечание. О написании о и е в суффиксах прилагательных после шипящих и ц см. §34 и §35.

3. В прилагательных на ий, образованных от существительных на -шка, перед ч в безударном положении пишется е, под ударением – а, например: лягу́шечий – лягуша́чий, ко́шечий – коша́чий.

4. Различается написание согласных перед суффиксом т в прилагательных типа дощатый – веснушчатый; буква щ пишется в тех случаях, когда обозначаемый ею звук целиком относится к одной значащей части слова (морфеме): доск-а – дощат-ый (ск чередуется с щ; ср.: воск – вощ-ан-ой,плоск-ий – площ). Если в производящей основе перед суффиксом стоят буквы зд, с, cт, ш, то они сохраняются, а к чередуется с ч: веснушквеснушчат-ый, бруск брусчат-ый, бороздкбороздчат-ый (ср.: резк-ий – резч-е, хлестк-ийхлестч).

5. Перед суффиксом ат-, который пишется всегда через а, конечное ц основы заменяется т, например: крупиц – крупитчат-ый, ресниц – реснитчат-ый, черепиц – черепитчат-ый.

6. Конечные согласные основы д и т перед суффиксом к сохраняются, например: Волгоград – волгоградский, флот – флотский.

После конечных согласных основы к, ч и ц суффикс к-упрощается в -к-, причем к и ч основы меняются на ц, например. батрак – батрацкий, ткач – ткацкий, немец – немецкий. Некоторые прилагательные сохраняют перед к согласные к и ч, например: узбек – узбекский, таджик –таджикский, Углич – угличский.

В прилагательных, образованных от географических названий с основой, оканчивающейся на ц, пишется:

а) -ц-ский, если перед ц стоит согласная (кроме ц), например: Констанца – констанцский, Пфалъц – пфальцский;

б) -ц-кий, если перед ц стоит гласная, например: Елец – елецкий (исключения: Грац – грацский, Мец – мецский);

в) -иц-кий, если перед ц стоит тоже ц, например: Ницца – ниццкий.

7. С суффиксом к пишутся относительные прилагательные (они не образуют краткой формы): черкес – черкесский, Кавказ – кавказский; с суффиксом -к- – качественные прилагательные (они образуют краткую форму): вязкий (вязок), низкий (низок), жидкий (жидок).

В образованных от географических названий прилагательных, оканчивающихся на с с предшествующей согласной, наблюдаются колебания в написании перед суффиксом -ск-, например: Уэльс – уэльским и уэльсский, Аракс – аракский и араксский. Реймс – реймский и реймсский, но Даугавпилс – даугавпилсский, Гельсингфорс – гельсингфорсский. Если же перед суффиксом к пишется гласная, то второе с сохраняется, например:Вильнюс – вильнюсский.

Если основа оканчивается на сс, то перед суффиксом к одно с опускается, так как в русском языке три одинаковые согласные подряд не пишутся, например: Одесса – одесский, Черкассы – черкасский.

Если основа иноязычного слова оканчивается на ск, то перед суффиксом к первое к опускается, например: Дамаск – дамасский, Сан-Франциско – сан-францисский, этруск – этрусский (но: баск – баскский, оски – оскский).

Русские географические названия на ск образуют прилагательные без помощи суффикса к-, например: Минск – минский, Спасск – спасский.

Примечание 1. В словах бордоский, тартуский и т.п. пишется одно с, так как производящая основа не оканчивается на с (Бордо, Тарту).

Примечание 2. О сохранении двойных согласных перед суффиксами (в словах типа сорбо́ннский) и исключениях из правила см. §9, п. 4.

8. Если основа имени существительного оканчивается на ь и -рь, то перед суффиксом -ск- буква ь не пишется, например: конь – конский, зверь –зверский, Рязань – рязанский, Сибирь – сибирский, Тюмень – тюменский.

Исключения:

1) прилагательные, образованные от названий месяцев: июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский (но: январский), а также выражение день-деньской;

2) прилагательные, образованные от некоторых иноязычных географических наименований: куэнь-луньский, сычуаньский, тайваньский, тянь-шаньский, уханьский; в написании прилагательного, образованного от Гдыня, наблюдаются колебания – гдынский – гдыньский.

9. В прилагательных, образованных от основ на к, ц, ч, перед суффиксом пишется ч, например: скворец – скворечный, скука – скучный, дача –дачный.

В прилагательных от основ на х перед суффиксом пишется ш, например: суматоха – суматошный.

Примечание 1. Правило о написании сочетаний чн в указанных условиях распространяется и на существительные, например: булочная, скворечник, скворечня. Так же пишутся женские отчества от мужских отчеств на ч, например: Ильинична, Никитична. Однако в некоторых словах пишется сочетание шн, например: городошник, двурушник, раёшник, хотягородки, рука, раёк.

Примечание 2. Следует различать лоточный, лоточник (от лоток) и лотошный, лотошник (от лото).

Примечание 3. Одинаково допустимы будничный и буднишний.

Примечание 4. О произношении сочетания чн см. §236, п. 2.

10. Два н пишутся:

а) в суффиксах нн: производственный, соломенный; -онн-: ревизионный, революционный;

б) на стыке основы, оканчивающейся на н, и суффикса н: именной, сонный.

11. Одно н пишется в суффиксах н-: змеиный, лебединый; -ан- (-ян-): песчаный, серебряный.

Исключения: деревянный, оловянный, стеклянный.

Примечание 1. Прилагательные багряный, пряный, пьяный, рдяный, румяный, ветреный (но: безветренный), зеленый, юный, свиной – пишутся с одним н.

Примечание 2. С одним или двумя н пишутся также существительные, образованные от соответствующих основ, например:

а) дровяник, конопляник, нефтяник, песчаник, серебряник (мастер); сребреник (монета), бессребреник; гостиница; буденовка;

б) гривенник, дружинник, именинник, малинник, мошенник, племянник, путешественник, родственник, рябинник, сторонник, конница, лиственница.

Примечание 3. Следует различать прилагательные:

а) масляный (для масла, из масла, на масле), например: масляный выключатель, масляная лампа, масляный насос, масляное пятно, масляная краска;

б) масленый (запачканный, пропитанный, смазанный маслом), например: масленые руки, масленая каша, масленый блин; в переносном значении: масленые глаза; также:масленая неделямасленица.

Примечание 4. Следует различать прилагательные:

а) ветреный, ветреный день, ветреный человек;

б) ветряной: ветряной двигатель;

в) ветряный: ветряная оспа.

12. В кратких формах прилагательных сохраняется столько н, сколько в полной форме, например: дорога длинна – длинный, заря румяна – румяный, жесты искусственны – искусственный.

13. Различаются прилагательные на нский и на -енский (неударяемые).

1) На нский оканчиваются прилагательные:

а) если от соответствующих существительных возможно образование притяжательных прилагательных на н, например: Аннинский (Аннин),Мариинский (Мариин), сестринский (сестрин);

б) если они образованы от географических названий на (-ы), например: мытищинский (Мытищи), сочинский (Сочи), но: ливенский (от Ливны, Ливен), а также роменский (от Ромны, Ромен);

в) если они образованы от географических названий на (-я), например: ельнинский (Ельня), охтинский (Охта), ялтинский (Ялта). Однако по традиции пишется пензенский (хотя Пенза), пресненский (хотя Пресня) и некоторые др., а также Коломенский, Песоченский (беглое е в основе).

2) На нский оканчиваются прилагательные, образованные по другому типу: например: грозненский (Грозный), зареченский (Заречье), гродненский(Гродно), ровненский (Ровно, в отличие от прежнего написания ровенский); а также см. подпункт 1, б и в.

Имя прилагательное как часть речи. Правописание прилагательных — МОРФОЛОГИЯ

Цели: повторить лексико-грамматические категории имени прилагательного; отработать умение производить морфологический разбор имени прилагательного; повторить правило “Правописание падежных окончаний имен прилагательных”.

I. Этимологическая разминка

— Являются ли историческими родственниками пары слов?

Дохнуть — дышать, край — раскроить, лопать — лапоть, пять — пунш, прах — порох, перстень — перчатка, металл — метать, кров — крыша, рубль — рубить, риск — рис, утеха — тихий, улитка — улей.

Примечание. При выполнении разминки желательно иметь этимологический словарь. Учащиеся анализируют слова, доказывают свою точку зрения. Затем идет проверка по словарю.

II. Проверочная работа

Диктовка учителя с выделением условий выбора орфограмм.

Булочник, здоровьечко, имечко, рассказчик, меньшинство, толщина, человечище, соломинка, стрельбище, смазчик, шарманщик, меховщик, сватьюшка, семечко, чайничек, толкотня, ларчик, именьице, текстильщик, свояченица, жижица, учрежденьице, характерец, лужица, теснота, ширина, упаковщик, банщик, свежесть, новизна, студенчество, листочек, футлярчик, Сонечка, горюшко, человечишко.

Поставить слова в форму Р. п.

Дыня, пашня, купальня, жаровня, бойня, барышня, яблоня, дно, простыня, кочерга.

III. Работа по новой теме

1. Повторение разрядов имен прилагательных по значению.

Задание: распределить имена прилагательные в 3 столбика в соответствии с их разрядами.

Мелкий, блеклый, карманный, твердый, детский, барсучий, январский, именной, торжественный, лисий, знаменитый, кофейный, радостный, непринужденный, французский, малоприспособленный, беличий, придорожный, лисья (хитрость), лисий (воротник), лисья (нора).

— Имена прилагательные какого разряда могут образовывать краткую форму?

— Какие имена прилагательные обозначают принадлежность кому-либо?

— Могут ли имена прилагательные менять разрядное значение? От чего это зависит?

— Имена прилагательные какого разряда обозначают признак, способный проявляться в предмете в большей или в меньшей степени?

2. Чтение материала учебника (с. 137).

После прочтения — задание: образовать все возможные формы степеней сравнения прилагательных: красивый, счастливый, требовательный. Учитель обращает внимание класса на ударение в словах (например: красивее).

Задание: записать предложения на доске и в тетрадях, объяснить орфограммы и пунктограммы и произвести морфологический разбор имени прилагательного (порядок разбора дан на с. 139).

И еще одна черта пленяет меня в ней: относясь ко всему житейскому с презрением, она не презирает людей. Помимо чемоданов и саквояжей, на перрон вынесли складной велосипед,гимнастические гири и связки с книгами на разных языках.

3. Чтение § 38 и анализ данных таблицы на страницах 142—143.

Выполнение упражнения 226. Выписать из предложений словосочетания “существительное + прилагательное”, выделить окончания прилагательных, указать падеж.

1. Подготовить сообщение по теме “Имя прилагательное как часть речи”.

2. Упражнение 220.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.


источники:

http://orfogrammka.ru/OGL02/81920125.html

http://compendium.su/rus/10-11klass/22.html