Имя прилагательное правописание родовых окончаний

Правописание родовых и падежных окончаний прилагательных

Имена прилагательные – область русской грамматики, которая изобилует сложными правилами. Окончания прилагательных подчиняются нескольким закономерностям правописания. В первую очередь, они связаны с грамматическими признаками слова – родовой принадлежностью, числом и падежом. В статье на примерах подробно показано как правильно определить окончание прилагательного, и какие встречаются исключения.

Как определить, какое окончание писать в прилагательном

В русском языке способностью склоняться обладают только полные формы, поэтому вопрос о кратких и сравнительных отпадает – их окончания не изменяются.

Самый простой способ проверить написание слова – это задать к нему вопрос: Какой?, предварительно изменив его в соответствии с падежом. Для этого в предложении необходимо найти определяемое существительное или заменяющее слово, выяснить его падеж и род, и задать вопрос в соответствии с этими признаками. В большинстве случаев, последние буквы вопроса будут совпадать с окончанием имениприлагательного.

Пример: известие (какое?) радостное; известию (какому?) радостному; об известии (каком?) радостном.

Склонение по падежам

Важно! От ударения зависит правописание окончаний прилагательных мужского рода: в безударной позиции пишется -ий или -ый (смелый, веселый, певучий), под ударением – -ой (больной, крутой).

Родовые окончания

Правописание родовых окончаний имени прилагательного отличается для каждого рода и зависит от последней буквы основы слова.

Женский род

Окончания женского рода зависят от мягкости или твердости звука, на который заканчивается основа слова. При этом последняя буква будет такой же, как и в падежном вопросе.

Пример: Какая? – красивая, обычная, смешная, ледяная.

От всех падежей отличается правописание именительного и винительного:

  1. в именительном (вопрос: Какая?) слова женского рода оканчиваются на -ая после твердого звука и -яя после мягкого: красивая, смешная, синяя, летняя;
  2. в винительном (вопрос: Какую?) пишется окончание -ую после твердой основы и -юю после мягкой: красивую, смешную, синюю, летнюю;
  3. в остальных косвенных падежах (вопросы: Какой?) прилагательные оканчиваются на -ой после твердого и -ей после мягкого: красивой, смешной, синей, летней.

Таблица родовых окончаний имен прилагательных

Мужской род

В мужском роде окончаниеприлагательного именительного падежа зависит от ударения: в ударной позиции такие слова всегда заканчиваются на -ой, а без ударения на -ый или -ий, в зависимости от последнего звука основы: смешной, красивый, синий, летний.

В остальных падежах окончания можно проверить с помощью вопроса соответствующей формы. Предпоследняя буква окончания также зависит от того, каким звуком заканчивается основа.

Пример: Какого? – красивого, летнего; Какому? – красивому, летнему; О каком? – красивом, летнем.

Закрепить знания об окончаниях прилагательных поможет упражнение.

Допишите окончания имен прилагательных мужского рода:

  • (Какой?) добр…; звездн…; быстр…; дальн…; зимн…; сельск; грозов…; дождев…; больш….

Средний род

В среднем роде надо обращать внимания на основы, заканчивающиеся на шипящий звук. В ударной позиции такие слова оканчиваются на -ое, а в безударной – -ее: смешное, большое, колючее, дремучее.

Множественное число

Не важно, на какой слог падает ударение во множественном числе, от этого окончание прилагательного не зависит. Нужно ориентироваться на падежный вопроси, как и в предыдущих случаях, обращать внимание на последний звук основы прилагательного – мягкий (с окончанием -ие) или твердый (-ые):

(Какие?) – смешные, большие, красивые, колючие, летние, синие.

Упражнение на проверку

Допишите окончания имен прилагательных:

  • (Какое?) шипуч…; тягуч…; жгуч…; горяч…; свеж…; трескуч…;
  • (Какие?) неуклюж…; больш…; велик…; чуж…; очумел…; иноземн… .

Окончания, не подпадающие под общие правила

Как и в любом правиле русского языка, есть исключения:

  1. В притяжательных прилагательных (обозначающих принадлежность) в окончании появляется мягкий знак: волчьи, волчьего, волчьему.
  2. Есть особенность у прилагательных, образованных от слова «город»: иногородний заканчивается на -ий, а междугородный, загородный, пригородный – на -ый.

Конспект урока по русскому языку «Правописание родовых окончаний имен прилагательных»

Тема урока: Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

Цель урока: развитие умения употреблять в речи имена прилагательные; сформировать навык правописания родовых окончаний имён прилагательных; развивать связную речь, логическое мышление, память; воспитывать усидчивость, аккуратность, пробудить интерес к урокам русского языка.

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, экран; презентация

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

-Ребята, посмотрите в окно, как ярко светит солнышко, скажите, почему так радостно и тепло на душе?

— Составьте словосочетания о весне.

-Какие части речи помогли нам составить словосочетания?

-Назовите первый звук в слове «весна»? ([в , ])

— Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)

— Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою-

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

В вде В евд В дев…

— Пишите красиво, каллиграфически правильно, выводите каждый элемент.

3.Актуализация знаний и подготовка к изучению нового материала.

Я загадаю вам загадки, а вы записываете отгадки в столбик.
(Один учащийся у закрытой доски записывает отгадки.)

Невидимка озорной Круглое румяное,
Вот играет он с травой, Я расту на ветке.

Листья в воздухе кружит, Любят меня взрослые
Налетит и улетит. (Ветер.) И любят меня детки. (Яблоко)

Пушистая вата плывет куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако.)

Куда бежит – сама не знает, в степи ровна, в лесу плутает.
Споткнется у порога, что это? (Дорога.)

Деревянный кафтан, в нем живет цветной Иван.
Где носом поведет, там свой след кладет.
Любит он альбом, тетрадь, и, конечно, рисовать. (Карандаш.)

Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней. (Машина.)
4. Актуализация необходимых знаний.
Уч-ль. — Какую часть речи изучаем? (имя прилагательное) .
-Что знаем об имени прилагательном?
— Допишите к именам существительным (отгадкам) имена прилагательные. Определите род).
Ветер резкий, холодный
Яблоко красное, румяное
облако пушистое, белое
дорога дальняя, ровная
карандаш простой, цветной
машина грузовая, пожарная
(Проверка) .Какой род буду иметь имена прилагательные? Почему?
(Такой же, как и имя существительное, т. к. связано с ним)
— выделить окончания у прилагательных.
Так какая сегодня тема урока? Чем мы будем заниматься на уроке?
— Найдите имена существительные женского рода, какие вопросы зададите к именам прилагательным? Какие окончания они имеют?
Мужского рода? Среднего рода?

Учитель: — Давайте разработаем алгоритм, как грамотно написать окончание прилагательных. Подумайте, с чего надо начать?

1. Найди существительное, с которым связано прилагательное.

2. Определи род существительного.

3.Поставь вопрос от существительного к прилагательному.

4. Вспомни окончание прилагательных в этом роде.

— Мы сегодня повторим написание словарных слов по теме «Животные».

(Запись под диктовку – 2 ученика у доски, остальные в тетрадях).

Собака, медведь, ворона, заяц, лисица, — Какое из слов лишнее? Почему? Устно подберите подходящие по смыслу прилагательные. Образовать от слов собака и медведь прилагательные женского и мужского рода.

Разминка для глаз.

6. Работа по теме урока.

— Сегодня на уроке мы поговорим об изменении имён прилагательных по родам. Научимся правильно писать родовые окончания.

1. Анализ процесса изменения имён прилагательных по родам.

-Найдите в тексте имена прилагательные. Назовите окончания имён прилагательных.

-Что можно сказать об окончаниях имён прилагательных? (Окончания разные)..

-Почему окончания разные и отчего это зависит, вы узнаете, когда прочитаете правило на стр. 72 в учебнике.

-Как изменяются имена прилагательные в единственном числе? (По родам).

-Как определить род имени прилагательного? (По роду имени существительного, с которым оно связано). Если существительное мужского рода, то и прилагательное мужского рода и.т.д.

-Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

3. Работа над таблицей. ( стр. 73)

-Прочитайте. Рассмотрите таблицу.

-Пользуясь правилом и таблицей, ответьте на вопросы, данные в учебнике.

4. Организация познавательной деятельности.
Учитель: Петя Иванов выполнил домашнюю работу, правильно ли он
вставил окончания.
Синяе море, добрая дело, красивая платье, ближние озеро, дальнии поля,
вечерния заря, веселый мальчик.

5.Запишите словосочетания прилагательное + существительное:

коричневый, карий (глаз, платье, костюм);

густой, дремучий (лес, туман);

горячий, знойный (лето, вода, привет);

смуглый, тёмный (волосы, лицо, небо);

старый, пожилой (человек, учебник).

Выделите окончания имён прилагательных, определите род.

6. Закрепление изученного материала.

-Ребята, давайте выясним, какие родовые окончания бывают у прилагательных.

Для наблюдения предлагаю вам имена существительные мужского, женского и среднего рода.

Подобраны такие имена существительные, которые сочетаются с одним и тем же прилагательным. Вы видите 3 столбика слов.

1 столбик – для детей первого ряда;

2 столбик – для детей второго ряда;

3 столбик – для детей третьего ряда.

Спишите свой столбик слов, допишите окончания имён прилагательных и выделите окончания. Определите род имён существительных и имён прилагательных и сделайте выводы.

день (какой?) тёпл…..

город (какой?) родн…

ночь (какая?) тёпл….

деревня (какая?) родн…

лента (какая?) син….

утро (какое?) тёпл….

село (какое?) родн…

платье (какое?) син…

-Ребята, почему разные окончания прилагательных, от чего это зависит? (Зависит от рода имён существительных, прилагательные в мужском, женском и среднем роде имеют свои окончания).

-Какие окончания имеют прилагательные м.р.? (-ый, -ий, -ой и отвечают на вопрос какой?)

-Какие окончания имеют прилагательные ж.р? (-ая, -яя).

-Какие окончания имеют прилагательные ср.р? (-ое, -ее).

Запомните, после твёрдых согласных пишутся окончания –ый-, -ая-, -ое-, -ые-.

Урок русского языка по теме «Родовые окончания имен прилагательных» (3-й класс)

Класс: 3

  • обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном;
  • формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных;
  • развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать
    связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число;
  • расширять словарный запас детей;
  • развивать внимание и логическое мышление;
  • воспитывать чувство гуманного отношения друг к другу, любовь к природе; учить работать в группах.
  • аудиозапись,
  • магнитофон, DWD,
  • телевизор, картинки-слайды,
  • таблица алгоритма, вопросник,
  • карточки для самостоятельной работы и групповой работы,
  • предметные картинки, листы контроля.

I. Организационный момент.

– Прозвенел для нас звонок, Начинается урок.

Учитель. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Я тетрадь сейчас открою,
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

(Дети выполняют соответствующие действия.)

Учитель. Сегодня, ребята, мы с вами продолжим путешествие по Великой стране Части речи. Мы знаем, что она разделена на отдельные княжества-части, каждое из которых имеет свое название.

– О какой части речи мы продолжим узнавать новое, вы узнаете, прослушав стихотворение.

Я слово ищу, необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Еще называют его……(прилагательным)…

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

II. Актуализация знаний.

1. Работа в парах.

А что такое имя прилагательное и что вы о нем знаете, вы расскажите друг другу по моей команде, используя карточки-вопросы, которые лежат у вас на столе. На 1, 2, 3 вопрос отвечают ребята I-го варианта, на 4, 5, 6 ребята II-го варианта.

(У детей на партах карточки-вопросы “Что я знаю об имени прилагательном”).

“Что я знаю об имени прилагательном”

  1. Что такое прилагательное?
  2. Что обозначает прилагательное?
  3. На какие вопросы отвечает? Примеры.
  4. С какой частью речи связано?
  5. Что образует с существительным?
  6. Какое слово главное, какое зависимое? Примеры.

2. Проверка домашнего задания. (3–4 человека)

Ваше домашнее задание было связано с использованием имен прилагательных в загадках. Кто-то из вас использовал литературные загадки, а кто-то авторские.

– Послушаем, что у них получилось. Прочитайте свои загадки, а ребята попытаются отгадать, о ком или о чем идет речь. (3–4 загадки.)

(Дети показывают отгадки – рисунки.)

Учитель. Так для чего же в нашей речи используются прилагательные?

Дети. Для того чтобы называть признаки предметов, точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь выразительной.

Ученик читает стихотворение:

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

III. Минутка чистописания.

АЯ ЯЯ ЫЙ ИЙ ОЙ ОЕ ЕЕ

Учитель. Какие соединения мы сегодня повторяем?

Дети. Это окончания имени прилагательного.

Учитель. Сегодня мы узнаем, когда эти окончания употребляются.

IV. Изучение нового.

1. Проблемная ситуация. Работа по группам

Сейчас вы, ребята, будете работать по группам. Определитесь, кто у вас в группе будет спонсор знаний, писарь, хранитель времени.

Сильный ветер вдруг подул,
Окончания в кучу сдул.
Карточку скорей возьмите
И порядок наведите.

– Вставьте окончания —АЯ -ЯЯ -ЫЙ -ИЙ -ОЙ -ОЕ -ЕЕ в следующие словосочетания, укажите род и число имен прилагательных.

Смешн.. котенок
Сильн.. метель
Светл.. пальто
Красив.. цветок
Вечерн.. заря
Син.. небо
Беленьк.. зайчик

Учитель. Какие окончания вы вставили? (При проверке учитель записывает на доске спорные слова.)

После обсуждения разных вариантов окончаний:

– Почему мы услышали разные варианты окончаний у одних и тех же прилагательных? (Окончания безударные.)

Цель нашего урока: научиться писать родовые окончания имен прилагательных.

2. Фронтальная беседа.

– на какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода?

– какие окончания они имеют?

– на какой вопрос отвечают прилагательные женского рода?

– какие окончания они имеют?

– на какой вопрос отвечают прилагательные среднего рода?

– какие окончания они имеют?

На доске постепенно появляется таблица.

Мужской род
Женский род
Средний род
какой?
какая?
какое?
-ой, -ый, -ий
-ая, -яя
-ое, -ее

– Выделите окончания вопросов и сравните с окончаниями прилагательных.

-Какой вывод можете сделать?

В Ж.р. и Ср.р. окончания совпадают.

– Почему не совпали окончания в М.р.?

3. Работа с учебником.

Проверьте свои выводы с учебником с. 112

А теперь вернемся к словосочетанию Син.. небо

Так какое здесь правильное окончание –ее. Почему?

V. Систематизация и обобщение знаний.

1. Составление алгоритма и работа по нему.

Для того чтобы систематизировать наши знания о родовых окончаниях я предлагаю вам АЛГОРИТМ.

Алгоритм-плакат дети читают.

После прочтения: – все ли понятно?

– используя алгоритм, запишите словосочетания, вставляя пропущенные окончания. Окончания выделите.

Пожил.. человек, ярк.. солнце, весенн.. песенка.

А сейчас поиграем. Вы под музыку будете передавать мяч. На ком музыка остановится, тот должен будет подобрать к картинке имя прилагательное и назвать окончание.

Звучит песенка “Вместе весело шагать”

3. Упражнения в редактировании словарных слов.

1) Представьте себе, что вы редакторы, и вы отвечаете за выпуск очередного номера газеты, а в текст вкрались ошибки, – найдите их и исправьте, окончания прилагательных выделите, укажите род.

Серая варабей, дижурный учяник, белая малако, висеняя ресунок, позний завтрок, диревенский улеца, русская езык,

Начинаем писать вместе, но так как вы пишите с разной скоростью, я предлагаю вам остановиться и поставить точку по моему сигналу. Завершив свою работу, вы можете перевернуть лист контроля и проверить написание слов. (Лист контроля на партах.)

Серый воробей, дежурный ученик, белое молоко, весенний рисунок, поздний завтрак, деревенская улица, русский язык.

Работа по карточкам

Для ребят, испытывающих трудности:

Спиши текст. Выдели окончания прилагательных, укажи род.

Голубой дымок на берегу.

Поле золотое, солнце золотое,

Золотая Родина моя.

Для ребят более одаренных.

Запиши рассказ, выбирая имена прилагательные.

Сегодня (отличн. замечательн. чудесн..) день.

Какое (ясн. голуб. лазурн..) небо!

Впереди виден (густ. таинствен. незнаком..) лес.

В лесу (высок. зелен. могуч..) деревья.

Вдали (старин. камен. таинствен..) крепость.

Мы идем по (узк. широк. лесн..) тропинке к крепости.

Выделите окончания прилагательных.

Учитель. Итак, над какой темой работали на уроке? Какие цели ставили?

Что нужно сделать, чтобы правильно написать родовые окончания имени прилагательного?

Дети. Найти существительное, с которым оно связано.
– Определить род имени существительного.
– Узнать род имени прилагательного и вспомнить окончание.

Выберите правильный ответ.

1. Имя прилагательное обозначает:

а) признак предмета
б) предмет
в) действие предмета

2. Имя прилагательное отвечает на вопрос:

а) кто? что?
б) какой? какая? какое? какие?
в) что делает? что сделал? что сделала?

3. С какой частью речи связано имя прилагательное?

а) с глаголом
б) с существительным

4. Какие окончания имеют прилагательные женского рода?

а) -ой, -ый, -Ий
б) -ая, -яя
в) -ое, -ее

5. Какие окончания имеют прилагательные мужского рода?

а) -ой, -ый, -Ий
б) -ая, -яя
в) -ое, -ее

6. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) -й, -ый, -Ий
б) -ая, -яя
в) -ое, -ее

Дети отвечают на вопросы.

– Обменяйтесь с соседом по парте, проверьте правильность ответов.

VIII. Рефлексия. Лесенка знаний.

– Оцените свою деятельность на уроке на “лесенке знаний”.

– Если у вас остались вопросы по теме урока, поставьте крестик на нижней ступеньке.

– Если нет вопросов, то посередине.

– А если вы можете научить товарища, то на верхней ступеньке.

– Кто доволен своей работой?

IX. Домашнее задание.

– Ребята, попробуйте описать вашего четвероного друга, используя имена прилагательные.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-rodovih-okonchaniy-imen-prilagatelnih-915851.html

http://urok.1sept.ru/articles/579637