Имя прилагательное правописание творительного падежа

Падежи имён прилагательных

Имена прилагательные в полной форме изменяются по падежам. В таблице представлены все шесть падежей и вопросы, на которые они отвечают, для каждого рода и множественного числа.

ПадежВопросыПример
Муж. родЖен. родСр. родМн. число
И.какой?какая?какое?какие?новый стул
Р.какого?какой?какого?каких?нового стула
Д.какому?какой?какому?каким?новому стулу
В.какой? какого?какую?какое?какие? каких?новый стул
Т.каким?какой?каким?какими?новым стулом
П.о каком?о какой?о каком?о каких?о новом стуле

Чтобы узнать падеж прилагательного, надо найти существительное, к которому оно относится, и определить его падеж. В этом же падеже будет стоять и прилагательное.

Склонение имён прилагательных

Склонение прилагательных — это их изменение по падежам, числам и родам. Род, число и падеж прилагательного зависит от существительного, к которому это прилагательное относится. При склонении прилагательных у них изменяются окончания в зависимости от рода и числа:

Муж. родЖен. родСр. родМн. число
И.-ой-ый-ий-ая-яя-ое-ее-ые-ие
Р.-ого-ого-его-ой-ей-ого-его-ых-их
Д.-ому-ому-ему-ой-ей-ому-ему-ым-им
В.-ой (-ого)-ый (-ого)-ий (-его)-ую-юю-ое-ее-ые (-ых)-ии (-их)
Т.-ым-ым-им-ой-ей-ым-им-ыми-ими
П.-ом-ом-ем-ой-ей-ом-ем-ых-их

Склонение имён прилагательных в единственном числе мужского рода:

ВопросыПримеры
И.какой?лесн ой шуммудр ый друглетн ий деньсин ий кит
Р.какого?лесн ого шумамудр ого другалетн его днясин его кита
Д.какому?лесн ому шумумудр ому другулетн ему днюсин ему киту
В.какой? какого?лесн ой шуммудр ого другалетн ий деньсин его кита
Т.каким?лесн ым шумоммудр ым другомлетн им днёмсин им китом
П.о каком?о лесн ом шумео мудр ом другео летн ем днео син ем ките

Винительный падеж прилагательных мужского рода совпадает по форме с именительным , если прилагательное относится к неодушевлённому существительному:

вижу большой дом (В. п.) — большой дом (И. п.).

Винительный падеж прилагательных мужского рода совпадает по форме с родительным , если прилагательное относится к одушевлённому существительному:

вижу большого медведя (В. п.) — нет большого медведя (Р. п.).

Прилагательные мужского рода на -ОЙ склоняются так же, как и на -ЫЙ, но всегда имеют ударные окончания:

большо́й, большо́го, большо́му, больши́м, о большо́м.

Склонение имён прилагательных в единственном числе женского рода:

ВопросыПримеры
И.какая?лесн ая птицасин яя лента
Р.какой?лесн ой птицысин ей ленты
Д.какой?лесн ой птицесин ей ленте
В.какую?лесн ую птицусин юю ленту
Т.какой?лесн ой птицейсин ей лентой
П.о какой?о лесн ой птицео син ей ленте

Склонение имён прилагательных в единственном числе среднего рода:

ВопросыПримеры
И.какое?ярк ое солнцедревн ее зло
Р.какого?ярк ого солнцадвевн его зла
Д.какому?ярк ому солнцудревн ему злу
В.какое?ярк ое солнцедревн ее зло
Т.каким?ярк им солнцемдревн им злом
П.о каком?о ярк ом солнцео древн ем зле

Склонение полных прилагательных во множественном числе:

ВопросыПримеры
И.какие?нов ые людиярк ие сны
Р.каких?нов ых людейярк их снов
Д.каким?нов ым людямярк им снам
В.каких? какие?нов ых людейярк ие сны
Т.какими?нов ыми людьмиярк ими снами
П.о каких?о нов ых людяхо ярк их снах

Винительный падеж прилагательных множественного числа совпадает по форме с именительным , если прилагательное относится к неодушевлённым существительным:

вижу большие дома (В. п.) — большие дома (И. п.).

Винительный падеж прилагательных множественного числа совпадает по форме с родительным , если прилагательное относится к одушевлённым существительным:

вижу синих китов (В. п.) — нет синих китов (Р. п.).

Некоторые прилагательные перешли в разряд существительных, например: больной, рабочий, ванная, мастерская и так далее. Такие существительные при склонении имеют падежные окончания прилагательных:

рабоч ий , рабоч его , рабоч ему .

Чтобы проверить написание окончания прилагательного, надо задать к нему вопрос от существительного, например:

Я давно не видел белого песка.

Окончание прилагательного будет полностью или частично совпадать с окончанием вопроса. Совпадение окончаний будет зависеть от склонения.

Склонение прилагательных делится на три типа: твёрдое, мягкое и смешанное. К твёрдому склонению относятся прилагательные с основой, которая оканчивается на твёрдый согласный:

длинн ый, стар ый.

К мягкому склонению относятся прилагательные с основой, которая оканчивается на мягкий согласный:

К смешанному склонению относятся прилагательные с основой, которая оканчивается на Г, К, Х, Ц или шипящий:

строг ий, мягк ий, тих ий, куц ый, хорош ий, горяч ий.

ВопросСклонение
ТвёрдоеМягкоеСмешанное
как ой ?больн ойдальн иймягк ий
как ого ?больн огодальн егомягк ого
как ому ?больн омудальн емумягк ому
как ой ?больн ойдальн иймягк ий
как им ?больн ымдальн иммягк им
о как ом ?о больн омо дальн емо мягк ом

Обратите внимание, что в зависимости от типа склонения, окончание вопроса и прилагательного совпадает либо полностью, либо частично: отличие только в первой букве окончания прилагательного.

Склонение притяжательных прилагательных

Склонение прилагательных на -ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЬИ:

Единственное числоМнож. число
Мужской родЖенский родСредний род
И.волчий войволчья лапаволчье логововолчьи уши
Р.волчьего вояволчьей лапыволчьего логоваволчьих ушей
Д.волчьему воюволчьей лапеволчьему логовуволчьим ушам
В.волчий вой
волчьего щенка
волчью лапуволчье логововолчьи уши
волчьих щенков
Т.волчьим воемволчьей лапойволчьим логовомволчьими ушами
П.о волчьем воео волчьей лапео волчьем логовео волчьих ушах

Притяжательные прилагательные на -ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЬИ кроме формы именительного/винительного падежа единственного числа мужского рода, пишутся с мягким знаком:

медвеж ий – медвежья – медвежье – медвежьи,

медвеж ий – медвежьего – медвежьему – медвежьи – медвежьим – о медвежьем.

Склонение притяжательных прилагательных с суффиксами -ОВ, -ИН:

Мужской род
И.дедов сындедов чайпапин братпапин зонт
Р.дедова сынадедова чаяпапиного братапапиного зонта
Д.дедову сынудедову чаюпапиному братупапиному зонту
В.дедова сынадедов чайпапиного братапапин зонт
Т.дедовым сыномдедовым чаемпапиным братомпапиным зонтом
П.о дедовом сынео дедовом чаео папином братео папином зонте
Женский родСредний род
И.дедова палкапапина дочкадедово словопапино око
Р.дедовой палкипапиной дочкидедова словапапиного ока
Д.дедовой палкепапиной дочкедедову словупапиному оку
В.дедову палкупапину дочкудедово словопапино око
Т.дедовой палкойпапиной дочкойдедовым словомпапиным оком
П.о дедовой палкео папиной дочкео дедовом словео папином оке
Множественное число
И.дедовы внукидедовы санипапины братьяпапины очки
Р.дедовых внуковдедовых санейпапиных братьевпапиных очков
Д.дедовым внукамдедовым санямпапиным братьямпапиным очкам
В.дедовых внуковдедовы санипапиных братьевпапины очки
Т.дедовыми внукамидедовыми санямипапиными братьямипапиными очками
П.о дедовых внукахо дедовых саняхо папиных братьяхо папиных очках

Винительный падеж притяжательных прилагательных мужского рода единственного числа, а также множественного числа совпадает по форме с именительным , если прилагательное относится к неодушевлённым существительным:

Ед. число м.р.: вижу папин плащ (В. п.) — папин плащ (И. п.).

Множ. число: вижу отцовы ботинки (В. п.) — отцовы ботинки (И. п.).

Винительный падеж притяжательных прилагательных мужского рода единственного числа, а также множественного числа совпадает по форме с родительным , если прилагательное относится к одушевлённым существительным:

Ед. число м.р.: вижу маминого брата (В. п.) — нет маминого брата (Р. п.).

Множ. число: вижу птичьих птенцов (В. п.) — нет птичьих птенцов (Р. п.).

Russian Language Club

Open your heart to Russia!

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Прилагательные в Творительном падеже

В основном Творительный падеж (5) употребляется в специальных конструкциях, после определённых глаголов, но у него есть и свои особенные значения.

Давайте вспомним значения, или ситуации употребления Творительного падежа (5) в русском языке (в нашем блоге мы рассматриваем ситуации через вопросы):

  • вопрос ЧЕМ? — для обозначения инструмента, орудия, с помощью которого совершается какое-либо действие

Я рису́ю (чем?)карандашА́МИ.
В А́зии едят (чем?)па́лочкАМИ.

  • вопросы КЕМ? — при употреблении с глаголами БЫТЬ, РАБОТАТЬ, СТАТЬ

Анто́н рабо́тает (кем?)инжене́рОМ, а Ива́н хо́чет стать (кем?)музыка́нтОМ.

  • вопросы С КЕМ? С ЧЕМ? — для обозначения совместности действия

Я люблю́ ходи́ть в кино́ (с кем?)с друзьЯ́МИ.
Анто́н познако́мился (с кем?)с де́вушкОЙ.
Ка́ждое у́тро я пью ко́фе (с чем?)с молокО́М.

Вот небольшой список глаголов, после которых возможно использовать Творительный падеж (5):
встречаться/встретиться + с кем? to meet
знакомиться/познакомиться + с кем? to acquaint
прощаться/попрощаться + с кем? to say goodbye
советоваться/посоветоваться + с кем? to advice

  • вопрос ГДЕ? после предлогов НАД ≠ ПОД, ПЕРЕД ≠ ЗА, РЯДОМ С, МЕЖДУ

Теа́тр нахо́дится (где?)ря́дом с университе́тОМ.

Ещё больше ситуаций употребления и глаголов, после которых употребляется Творительный падеж (5) смотрите здесь.
Из примеров употребления вы видите, что необходимо менять окончания существительных и прилагательных.

А теперь мы рассмотрим изменения окончаний прилагательных в Творительном падеже (5):

Правописание окончаний имен прилагательных в дательном и творительном падежах.

ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Лопатино

Учитель начальных классов

Тарасова Ирина Николаевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: русский язык

Тема урока: Правописание окончаний имен прилагательных в дательном и творительном падежах.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с правилом написания окончаний имен прилагательных в дательном и творительном падежах; совершенствовать умения указывать падеж имен прилагательных, выделять их окончания, способствовать развитию навыка письма под диктовку; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые предметные результаты: Познакомятся с правилом написания окончаний имен прилагательных в дательном и творительном падежах; научатся указывать падеж имен прилагательных. выделять их окончания; писать под диктовку; записывать словосочетания с именами прилагательными в данных формах; объяснять, почему имена прилагательные в одном и том же падеже имеют разные окончания.

Метапредметные УУД: Познавательные : целенаправленно слушать учителя(одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу. Соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебника, понимать прочитанное; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Личностные результаты: осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость». «народ», «национальность», «желание понимать друг друга» и т.д.; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться самооцениваением и взаимооцениванием на уроке.

Межпредметные связи: чтение (работа над текстом-описанием).

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация.

Литература: учебник «Русского языка» 2 часть 4 класс, авт. В.П. Канакина, рабочая тетрадь, часть 2.

УМК: «ШКОЛА РОССИИ»

О р г а н и з а ц и я с т р у к т у р ы у р о к а

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Формируемые способы деятельности учащихся

Проверка готовности к уроку.

Настрой на плодотворную работу на уроке.

Выдвигать гипотезу и обосновывать её. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Осуществлять контроль по результату. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.

2. Актуализация знаний. (Проверка домашнего задания упр. 92 учебника)

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

— Прочитайте предложения, вставляя пропущенные буквы.

— Какое предложение показалось вам более красивым?

Что привлекло в нем ваше внимание?

— Укажите падеж имен прилагательных, выделите окончания.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Читают предложения, объясняют написание пропущенных букв. Указывают падеж имен прилагательных, называют их окончания.

Звёзды, как вербочки, распухают в прозрачных (П.п) облаках. На воде дрожит золотая (И.п.) сеть солнечных (Р.п.) зайчиков. Из-под ног с треском вылетают кузнечики-трескунчики – на красных(П.п.) и голубых (П.п.) крылышках.

Проводит минутку чистописания .

— Прочитайте и запишите устойчивые выражения.

— Какой звук повторяется в них?

— Дайте характеристику звуку щ´

-Запишите соединение с буквой «щ».

-Прочитайте орфоэпически верно слова на букву «щ».

Щи да каша — пища наша.

— Согласный, глухой, мягкий

Щекотка, щекотно, щеколда.

Посмотрите, что случилось –

Так рассыпались слова,

Что узнать теперь их сложно –

Что и кто откуда? Ах!

Может быть, удастся снова

Вам вернуть слова назад?

НО ДО ЧКА ПЕ БЕ ЛО ЛЕН ТО МО ЧКО

— Какие слова вы составили?

— Что общего в этих словах?

— Какие ещё буквосочетания пишутся без мягкого знака?

— Запись под диктовку (один ученик у доски): мощные, конечно, помощник, обманщик, банщик, болельщик, кончик.

— Какое слово лишнее? Почему?

Читают, находят слова и записывают.

Отвечают на вопросы.

Буквосочетание ЧК, которые пишутся без мягкого знака.

Один учащийся работает у доски.

Болельщик – пишется с мягким знаком.

3. Самоопределение к деятельности.

— Найдите среди записанных слов имя прилагательное.

— Подберите к нему подходящее имя существительное.

— Поставьте словосочетание в форму дательного и творительного падежей, запишите.

— Назовите окончания имен прилагательных в этих падежах.

Объясните свой выбор.

— Сформулируйте задачи урока?

Отвечают на вопрос, записывают словосочетание.

Формулируют задачи урока.

(Научиться распознавать имена прилагательные множественного числа в дательном и творительном падежах, правильно писать окончания таких имен прилагательных.)

Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. Работа по учебнику (упр. 95)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учащихся.

Сделайте вывод: какие окончания могут иметь имена прилагательные в форме дательного и творительного падежей множественного числа?

Ф и з м и н у т к а (зарядка для глаз, потягивание)

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила.

Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Делают в ы в о д: имена прилагательные во множественном числе в форме дательного падежа имеют окончания – ым, — им, в форме творительного падежа – окончания –- — ыми, — ими (безударное окончание проверяй по вопросу)

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию.

5. Первичное закрепление знаний . Работа по учебнику (упр. 96).


источники:

http://www.rulangclub.ru/2019/10/adjectives-in-instrumental.html

http://infourok.ru/pravopisanie-okonchanij-imen-prilagatelnyh-v-datelnom-i-tvoritelnom-padezhah-4919243.html