Имя прилагательное склонение правописание безударных падежных окончаний 4 класс

Правописание безударных окончаний прилагательных

Безударные окончания имён прилагательных зачастую произносятся не так, как пишутся. Поэтому они требуют проверки. Для этого есть несколько способов.

1. Окончания прилагательных одинаковы в ударном и безударном положениях. Значит, можно проверить себя, подставив вместо прилагательного с безударным окончанием прилагательное с ударным в том же роде и падеже.

Например: в нов..м доме — в лесном доме → вставляем в окончание букву : в новом доме .

2. Окончания прилагательных в косвенных падежах такие же, как и в падежных вопросах. Задай вопрос от существительного к прилагательному и по окончанию вопроса определи окончание прилагательного.

Например: в доме (каком?) новом; дому (какому?) новому .

Проверь себя по таблице изменения по падежам прилагательных:

Мужской род, единственное число:Женский род, единственное числоСредний род, единственное число
И. п. (какой?) лесной орехИ. п. (какая?) лесная ягодаИ. п. (какое?) лесное озеро
Р. п. (какого?) лесного орехаР. п. (какой?) лесной ягодаР. п. (какого?) лесного озера
Д. п. (какому?) лесному орехуД. п. (какой?) лесной ягодеД. п. (какому?) лесному озеру
В. п. (какой?) лесной орехВ. п. (какую?) лесную ягодуВ. п. (какое?) лесное озеро
Т. п. (каким?) лесным орехомТ. п. (какой?) лесной ягодойТ. п. (каким?) лесным озером
П. п. (о каком?) о лесном орехеП. п. (о какой?) о лесной ягодеП. п. (о каком?) о лесном озере

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Конспект урока «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. Ударные и безударные падежные окончания», 4 класс

Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. Ударные и

безударные падежные окончания.

Тип урока: Урок систематизации ЗУН

Цель : Отработка умений и навыков грамотного написания безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

Актуализировать знания об имени прилагательном как части речи.

Актуализировать умение добиваться усвоения учащимися правильного употребления и написания окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Воспитывать культуру учебной деятельности.

Планируемые образовательные результаты:

умение определять окончания прилагательных;

усвоение учащимися правила определения окончаний прилагательных;

умение определять мягкую и твердую основу прилагательных;

обеспечение освоения учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного;

умение составлять блок-схему (зависимости имени прилагательного от имени существительного по правилу определения окончания прилагательного);

умение формулировать вопросы к прилагательному;

умение составлять алгоритм для определения написания безударного окончания прилагательного.

уметь определять и формулировать цель на уроке;

проговаривать последовательность действий на уроке;

уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

уметь работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию.

уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

(эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала)

— Когда я отвечаю на уроке, я хочу получить…….

-На уроке я хочу приобрести……….

-На роке речь нужна, чтобы……….

(спрашивать, отвечать, понимать окружающих, они понимали нас, читать, писать письма, сочинять рассказы – раскрывая внутренний мир, чувства, мысли, о которых иногда трудно говорить вслух)

Желаю вам 5, приобрести новые знания, взаимопонимания.

2.Актуализация и пробное учебное действие

-Будем говорить правильно!

Образуй формы родительного падежа множественного числа от данных существительных.

-Правильно измени слово!

И.п. мн.ч. Р.п. мн.ч. Приложение 1

ботинки– нет ботинок

сапоги – нет сапог

носки – нет носков

туфли – нет туфель

чулки – нет чулок

яблоки – нет яблок

земли –нет земель

места – нет мест

длинный язык – если человек болтун и любит рассказывать чужие секреты

медвежья услуга – неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред

золотые руки – о том, кто умело, искусно всё делает, справляется с любой работой
— у доски 2 человека словарные слова

3.Выявление места и причины затруднения

(беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа)

-Итак, о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке? (об имени прилагательном)

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения Приложение 2

Восстанови определение имени прилагательного как части речи (в паре):

Имя прилагательное……………………………….часть речи.

В предложении чаще всего бывает ………………………………

3.временам 9. родам

4.какой? 10. самостоятельная

5.служебная 11. падежам

Ключ: 10, 4, 6, 9, 11, 12, 7

Что добавим? Лист самооценки.

5.Творческая практическая деятельность

(раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся)

*Закончи предложение: Имя прилагательное связано с ……………………именем существительным или мы говорим согласуется с ним в роде, числе, падеже. Такая связь прил. и сущ. называется согласованием. При изменении формы главного слова меняется форма зависимого.

Какие модели словосочетаний относятся к согласованию?

сущ+прил, глагол+сущ., числ.+сущ., глагол+ наречие

В нём ходят парою слова,

Но не равны у них права!

В нём слово главное всегда с зависимым шагает.

А кто тут главный без труда

Вопрос от главного идёт

К зависимому слову,

И никогда наоборот

Запомни, как основу.

На доске есть прилагательное, давайте добавим существиетельное.

*Найди словосочетания с согласованием, определи род, число, падеж слов в словосочетании. Работа в группе. Приложение 3

игрушка из бумаги

Проверка. Прочитайте словосочетание, в котором прилагательноем.р., ж.р. ср.р., назови окончания. Почему не назвали последнее словосочетание? (мн.ч.)

-Как называются эти окончания? (родовые)

Прилагательное с существительным не расстанется уже:

Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

*Приглашаю вас на опушку леса. На опушке дом, давайте подойдём поближе и узнаем, что там происходит.

(один ученик щёлкает)

Р.п. возле старого дома

Д.п. к старому дому

В.п. в старый дом

Т.п. над старым домом

П.п. в старом доме

Что происходит в этом доме? (имя прилагательное изменяется по падежам)

Какая часть слова изменяется у прилагательного? (окончание)

Обрати внимание на место ударения при склонении прилагательных. (окончание безударное)

Как узнать какую гласную написать в окончании? (правил легче нет на свете, что в вопросе,то в ответе). Какое действие надо совершить, чтобы написать окончание?

Поставить вопрос от существительного. Окончания прилагательных в косвенных падежах будут такими же, как в падежных вопросах. Но, если прилагательное с твёрдым

согласным на конце основы, то пишутся окончания……., с мягким согласным на конце основы………

Алгоритм написания окончания на парте. Давайте составим вместе. Ставим цифры

1. Определяем ударное или безударное окончание.

2. Находим имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

3. От существительного ставим вопрос к прилагательному.

4. По ударному окончанию вопроса определяем окончание имени прилагательного.

От существительного ставим вопрос к прилагательному.

По ударному окончанию вопроса определяем окончание имени прилагательного.

Находим имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

Определяем ударное или безударное окончание

*На доске текст. Дайте задание. Вставить окончание имён прилагательных и определить падеж.

Тяжело птицам во время сильн…..мороза.

Они подлетают близко к заботл……..другу.

Люди потчуют (угощать) пернат……. вкусным салом.

Все мечтают о тёпл….дне.

шаг нахожу сущ. от которого вопрос

шаг ставлю вопрос

шаг смотрю окончание в вопросе

(выполнение разноуровневых обучающих упражнений)

1 группа — Из каждого словосочетания составить предложение, чтобы получился текст

белоснежн…одеялом из бумажн….ящика

на пушист…снегу к высок… дереву

до весенн…..тепла вкусн…кормом

2 группа – с.41 упр.72

3 группа – у доски карточка

на высок…дереве к вечерн….поезду

около школьн….здания с пасмурн….неба

по хрупк…льду за син…морем

за широк…забором на верхн…этаже

7.Включение в систему знаний и повторение

-Как определить падеж, род, число прилагательного? помощник — сущ.

-Как написать безударное окончание прилагательного? помощник — вопрос

-Что нового узнали?

-Какие трудности появились в процессе работы?

-Как вы их преодолели?

ботинки – нет ботинок

сапоги – нет сапог

носки – нет носков

глаза — нет глаз

туфли – нет туфель

чулки – нет чулок

яблоки – нет яблок

земли – нет земель

места – нет мест

ботинки – нет ботинок

сапоги – нет сапог

носки – нет носков

глаза — нет глаз

туфли – нет туфель

чулки – нет чулок

яблоки – нет яблок

земли – нет земель

места – нет мест

Имя прилагательное ……………………………….часть речи.

В предложении чаще всего бывает ………………………………

1. кто? 7. определением

2. сколько? 8. подлежащим

3. временам 9. родам

4. какой? 10. самостоятельная

5. служебная 11. падежам

6. чей? 12. числам

Имя прилагательное ……………………………….часть речи.

В предложении чаще всего бывает ………………………………

1. кто? 7. определением

2. сколько? 8. подлежащим

3. временам 9. родам

4. какой? 10. самостоятельная

5. служебная 11. падежам

6. чей? 12. числам

игрушка из бумаги

игрушка из бумаги

игрушка из бумаги

От существительного ставим вопрос к прилагательному.

По ударному окончанию вопроса определяем окончание имени прилагательного.

Находим имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

Определяем ударное или безударное окончание

От существительного ставим вопрос к прилагательному.

По ударному окончанию вопроса определяем окончание имени прилагательного.

Находим имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

Определяем ударное или безударное окончание

От существительного ставим вопрос к прилагательному.

По ударному окончанию вопроса определяем окончание имени прилагательного.

Находим имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

Определяем ударное или безударное окончание

От существительного ставим вопрос к прилагательному.

По ударному окончанию вопроса определяем окончание имени прилагательного.

Находим имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

Определяем ударное или безударное окончание

От существительного ставим вопрос к прилагательному.

По ударному окончанию вопроса определяем окончание имени прилагательного.

Находим имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

Определяем ударное или безударное окончание

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Брылкина Галина НиколаевнаНаписать 2056 07.11.2016

Номер материала: ДБ-328815

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    07.11.2016 1903
    07.11.2016 316
    07.11.2016 374
    07.11.2016 1297
    07.11.2016 317
    07.11.2016 2640
    07.11.2016 413

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Треть школ и пятая часть детских садов в России являются инклюзивными

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки разрешило вузам переносить плановые каникулы на нерабочие дни

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников

Время чтения: 1 минута

Школьных охранников предлагают обучать основам психологии

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок русского языка по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных». 4-й класс

Класс: 4

Цель урока: формирование умения правильно употреблять прилагательные в устной и письменной речи, писать гласные в безударных окончаниях имен прилагательных.

Задачи:

  • Отрабатывать умение правильно писать падежные окончания имен прилагательных, проверять написание безударных окончаний имён прилагательных с помощью падежных вопросов.
  • Развивать речь обучающихся, способствовать обогащению словарного запаса языка, осознанию практической значимости имен прилагательных в нашей речи.
  • Развивать орфографическую зоркость, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, выполнять самопроверку и взаимопроверку.
  • Развивать воображение, зрительную и слуховую память, способность к творческой деятельности.
  • Содействовать в воспитании любви к родному слову, к русскому языку, литературе.

Этапы урока

Содержание

Время

Примечание

IОрганизационный момент

1. Активизация внимания

Внимание, звенит звонок,
Начинается урок!
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?

Мы начинаем урок русского языка, на котором у нас вновь присутствуют гости. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, пожелаем удачи. А я вам пожелаю творчества, оно вам сегодня пригодится.

2. Запись числа.1 мин.Дети записывают число в тетради.

IIПостановка целей и задач урока

Глядя на слайд (Приложение 1), сформулируйте тему урока.
Сформулируйте для себя задачи на сегодняшний урок. (Учиться употреблять прилагательные в своей речи, учиться правильно писать окончания имен прилагательных, определять падеж прилагательных и т.д.)1 мин.На доске схемы предложений.IIIМинутка чистописания, орфографическая работа

1. Работа по числовой таблице (зрительный диктант), поиск числа, соответствующий букве русского алфавита.

9216135
1422015
1832271930
312471029
28126223
43312825
112316171
10 мин.На доске числовая таблица.2. Запись буквы, соединений, слов с буквой

На что похожа буква ж? (На жука, на снежинку, шесть лучиков, лапок)Запись букв, соединений, слов, предложения.3. Работа над группой слов.

снежинка заснеженный снежный снеговик снежок

– Что общего между словами?
– Найдите схожие признаки (Группировка слов, поиск «лишнего» и т.д.)4. Игра «Поймай мяч»

– Составьте словосочетания с этими словами. (Легкая снежинка, снежный город, веселый снеговик, белый снежок и т.д.)
– Запишите два любых словосочетания, выделите окончания имен прилагательных.Дети ловят мяч и говорят словосочетание5. Работа над предложением

– Сегодня мы еще встретимся со снежинкой, а пока прочитайте предложение:

Пуш_стый сне_ медленно круж_лся в воздухе и падал на холодн__ землю.

– Какой увидели снег в этом предложении?
– Какое это предложение?
– Прокомментируйте пропущенные орфограммы6. Письмо по памяти

– Напишите предложение по памяти, вставляя пропущенные орфограммы.
– Выделите окончания имен прилагательныхЗапись предложения по памяти, выделение орфограмм, окончаний имен прилагательныхIVРабота над поэтическим текстом

– А теперь вновь встреча со снежинкой. Послушайте стихотворение Константина Бальмонта, которое тоже называется снежинка.
– Какую снежинку нарисовал нам автор?

Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

6 мин.– Какие чувства вызвала хрупкая снежинка?
– Чему можно у нее поучиться?
Лазурная высь – это какая?
– Как понимаете ветер веющий, лелеющий?
– Какие словосочетания сущ. + прилаг. услышали?

снежинка чист…
дорогой бурн…
в высь лазурн..
под ветром веющ…

Запись словосочетаний, выделение окончаний, определение падежей.
Проверка с доской, самопроверкаФизминутка

Снежинка (зрительная зарядка)
Упражнение с массажером2 мин.VОтработка навыков (практикум)

1. Блиц-опрос (теория)

1) Число, падеж, род – это

А) постоянные признаки,
Б) непостоянные признаки.

2) Имя прилагательное стоит в той же форме, что и имя существительное:

3) В словосочетании прил. + сущ. имя прилагательное является:

4) Чтобы проверить гласную в безударном окончании имени прилагательного, нужно:

А) задать вопрос от имени сущ,
Б) поставить под ударение гласную в окончании.

Формулировка правила

  • Имя прилагательное стоит в той же форме, что и имя существительное.
  • В словосочетании имя прилагательное всегда зависит от имени существительного
  • Чтобы правильно написать безударное окончание в имени прилагательном, нужно задать вопрос от имени существительного.
10 мин.Сверка с доской2. Тренинг с переходом

Сейчас мы с вами выступим в роли своеобразных снежинок. Вам предстоит перемещение по классу с целью выполнения задания по карточкам. Условие – двигаться тихо, не мешая друг другу.
По карточкам необходимо вставить пропущенные окончания, указать падеж.Проверка, зачитывание словосочетаний по цепочкеVIТворческая работа над текстом

– Сейчас мы встретимся еще с одним героем, это снег, постарайтесь его представить, какой он, закройте для этого глаза.

Снег и скрипка

Снег беззвучно опускался на дома и деревья. Снег садился на открытые форточки – как воробей, только не чирикал. Сидя на форточке, снег болтал ногами, а так как спинки у форточки не было, часто падал вниз… хватаясь за воздух растопыренными снежинками.
И вот однажды, когда снег привычно сидел на форточке, до него донеслись звуки скрипки. Нельзя сказать, что он не слышал их раньше, но сейчас… «Ах, как чудесно! – подумал снег. – Если бы я тоже так умел!» И он стал учиться… Это пока снег только скрипит.8 мин.– Какой прием использует автор в этом произведении?
– Каким себе представили снег?
– Почему снег только скрепит? (маленький, не умеет петь…)
– Почему звуки скрипки, которые он и раньше слышал, в этот раз запали ему в душу?
– Что же решил снег? (Чему-то научиться)
– Давайте вместе со снегом немного поиграем.Ответы на вопросы устно1) Восстановление деформированных предложений.

Снег, на дома, беззвучно, и деревья, опускался.
Снег, на открытые, садился, форточки.
Сидя, ногами, на форточке, снег, болтал.
И, донеслись, вот, до него, скрипки, звуки.

– Почитайте, что получилось (мини-рассказ)Устное составление предложений, запись одного предложения, где есть прилагательное.2) Игра «Добавьте прилагательное»

Над … форточкой (над открытой форточкой)
Болтал … ногами (длинными ногами)
Схватился за … воздух (прозрачный воздух)
Звуки … скрипки (нежной скрипки)

– Выделите окончание у имен прилагательных.

Запись словосочетаний, выделение окончаний

ПроверкаVIIСамостоятельная работа

А сейчас, мы как этот герой снег, который всему хотел научиться, выполним с/р.
1) Подчеркнуть в тексте прилагательные.
2) Поставить словосочетание в указанную падежную форму.
3) Вписать окончание у имен прилагательных, указать падеж (Приложение 2)5 мин.Самопроверка
Взаимопроверка.VIIIИтог урока

– Ребята, если вы заметили, то сегодняшний урок был уроком прощания с зимой, через два дня мы будем встречать весну!

1. – Был ли полезен сегодняшний урок для вас? Чем?
– Какие умения и навыки отрабатывали сегодня на уроке?


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-sklonenie-imyon-prilagatelnih-muzhskogo-i-srednego-roda-udarnie-i-bezudarnie-padezhnie-okonchaniya-klass-1329080.html

http://urok.1sept.ru/articles/642756