Имя существительное и его правописание конспект

Имя существительное и его правописание конспект

В настоящем конспекте рассматриваются орфограммы 1, 2, 3.
К конспектам остальных орфограмм можно перейти по ссылкам ниже.

1. Правописание существительных в родительном падеже множественного числа

Существительные женского рода на -ия, -ья и среднего рода на -ие, -ье имеют в род. п. мн. ч. на конце основы -ий;
в род. п. мн. ч. существительных на -ня после -ен, не пишется ь, если перед -ня стоит согласная;
в род. п. мн. ч. существительных с основой на шипящую не пишется ь.

Запомните написание окончаний некоторых существительных в родительном падеже множественного числа.

башкиры — башкир: болгар, туркмен, бурят, цыган, осетин;
числа — чисел: кресел, брёвен, полотен, рёбер, ядер, денег, свадеб;
киргизы — киргизов: казаков, казахов, узбеков, таджиков, французов, якутов;
болотца — болотцев: кружевцев, копытцев, корытцев;
ремешки — ремешков: носков;
валенки — валенок: сапог, чулок, ботинок;
лимоны — лимонов: апельсинов, баклажанов, мандаринов, помидоров, томатов, бананов;
вольты — вольт: ампер, микрон, аршин;
окошки — окошек: зёрнышек, пёрышек;
брызги — брызг: брюк, бус, каникул;
потёмки — потёмок: носилок, салазок;
войска — войск: яблок, груш;
одеяльца — одеялец: полотенец, блюдец;
ставни — ставен: басен, песен, домен;
ступни — ступней: западней, ноздрей;
кегля — кеглей: саклей, распрей;
вафли — вафель: туфель, оглобель;
будни — будней: клещей, яслей;
дрожжи — дрожжей: людей, отрубей, саней.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Значение и грамматические признаки имени существительного

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (лабиринт, молодежь, экология, Россия, Москва, страх, ходьба, радость). Выражается это значение при помощи категорий рода, падежа, числа, а также одушевленности и неодушевленности.

Начальная форма имени существительного – именительный падеж единственного числа.

В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащим и дополнением, а также несогласованным определением, приложением, обстоятельством и именной частью составного сказуемого, например: Хороший читатель – соавтор писателя; В чистом воздухе виден каждый листок; В чем смысл нашего общения с искусством?; Сырость от земли начинала холодить бок; Владимир узнал Архипа-кузнеца.

Существительные в именительном падеже могут выступать в роли обращения: Широко ты, Русь, по лицу земли в красе царственной развернулася (И. Никитин).

Лексико-грамматические разряды имен существительных

Название разрядаЗначение разрядаПримеры
Собственныеназывают предметы, единственные в своём родеПушкин, Москва, газета «Правда»
Нарицательныеназывают обобщенные наименования однородных предметов, явлений, действий, состоянийсосна, ходьба, усталость
Одушевлённые (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.)называют людей, животных, насекомых и т.д, т.е. живые существаТирасполь, Днестр, бегемот, кошка
Неодушевлённые (В.п. мн. ч. = И.п. мн.ч.)называют предметы, явления реальной действительности, не причисляемые к живым существамулица, дом, окно
конкретныеназывают конкретные предметы, людей, животных и т.д.стол, колбаса, учебник
отвлеченныеназывают различные абстрактные понятия или отвлеченные названия признаков, процессов, состоянийотдых, воздух, ненависть
собирательныеназывают множество каких-либо предметов как некую неделимую совокупность, а не простую их суммулиства, молодёжь, генералитет
вещественныеназывают однородные по своему состоянию вещества, минералы, химические элементы, полезные ископаемые, сельскохозяйственные культуры, ягодысметана, янтарь, вино
единичныеназывают единичные предметы из множествагорошина, соломина

Категория рода имен существительных

Женский родМужской родСредний родОбщий род
партастолокнонеряха, соня

Категория падежа имен существительных

Именитель- ныйРодитель- ныйДатель- ныйВинитель- ныйТворитель- ныйПредлож- ный
парта стол окнопарты стола окнапарте столу окнупарту стол окнопартой столом окном(о) парте (о) столе (об) окне

Категория числа имен существительных

Единственное числоМножественное числоУпотребление существительных только в ед.ч.Употребление существительных только во мн.ч.
облакооблакаянтарьножницы

Склонение имен существительных

1- ое скл.2-ое скл.3-е скл.РазносклоняемыеНесклоняемые
м.р. –а (-я)(папа, дядя) ж.р. –а (-я)(мама, тётя) общего рода –а (-я)(задира, разиня)М.р. (-город, сарай) М.р. –о (-е)(домишко, домище) Ср.р. –о (-е)(небо, здание, здоровье)Ж.р. -(мысль, ночь, рожь, тишь)10 сущ. на –мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя), путь, дитябюро, галифе, жалюзи, Чикаго, Тбилиси


ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Падежи и падежные окончания имен существительных

ПадежСклонение
1-ое скл.2-ое скл.3-е скл.
Именительный кто? что?-а, -я, -о, -е
Родительный кого? чего?-и, -ы (у деревни) (у мамы)-а, -я–и (лошади) (тетради)
Дательный кому? чему?–е (к маме)-у, -ю–и (лошади) (тетради)
Винительный кого? что?-у, -ю-о, -е
Творительный кем? чем?-ой (-ою), -ей (-ею)-ом, -ем-ью
Предложенный (о, в, на) ком? (о, в, на) чём?–е (в деревне)–е (о лесе) (в море)–и (на лошади) ( в тетради)

Особенности склонения существительных на –ия, -ий, -ие

Падежи-ия-ий-иеПримеры
Р.п.лекции, планетария, состязания
Д.п.лекции, планетарию, состязанию
Т.п.-ей-ем-емлекцией, планетарием, состязанием
П.п.(о) лекции, (о) планетарии, (о) состязании

2. Окончания существительных с суффиксом –ищ-:

в И.п. ед.ч.окончание – ев И.п. ед.ч.окончание –а
сущ. м.р.(город – городище) сущ. ср.р.(кресло – креслище)сущ. ж.р. (сила – силища)

Окончания существительных с суффиксами

–ушк-, юшк-, -ышк-, -ишк-

в Им. п. ед.ч. окончание –ав Им. п. ед.ч. окончание –о
сущ. м.р. одушевлённые(вор — воришка) сущ. ж.р. (страсть — страстишка)сущ. м.р. неодушевлённые (дом — домишко) сущ. ср.р. (ружьё — ружьишко)

Окончания одушевленных существительных мужского

Или общего рода

в Им.п. ед.ч. после суффикса –л-окончание -азаправила, верзила, зубрила

Окончания в существительных, называющих фамилии

И населённые пункты

Название фамилии с суффиксами –ин, -овНазвание населенного пункта
в И.п. Калинин, Петров в Т.п. Калининым, Петровымв И.п. Калинин, Серпухов в Т.п. под городом Калинином, под городом Серпуховом
Исключение: в Т.п. неславянские фамилии, оканчивающиеся на –ин, -ов пишутся с окончанием –ом, так как –ин и -ов в них не являются суффиксами (Дарвином, Чаплином, Ламартином).

Упражнение 94.Запишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж имен существительных, выделите их окончания.

Научишься математик_, плыть по поверхност_ воды, перелетать с ветк_ на ветк_, брести от деревн_ к деревн_, кричать на площад_, стоять на площадк_, идти от улиц_ к площад_, недалеко от пристан_, жить на север_, собирать земляник_ на лесной опушк_, в област_ лингвистик_, гулять по алле_, на верхушк_ ел_, ветв_ деревьев в инее_, дождь в июл_, не было оттепел_ в март_.

Не забыть о прибытии_ гостей, находиться в санатории_, размышлять о гении_, не показать волнении_ во время операции_, думать о рискованност_ этого решении_, в отчаянь_ мечтать о счасть_, побывать в планетарии_, отдыхать на побережь_ Средиземного мор_, шептать в забыть_ поэтические строк_, побывать в Забайкаль_, потратить много времен_, в племен_ индейцев.

Упражнение 95. Вставьте буквы в окончания существительных.

В тетрад_, на лошад_, на лошадк_, с ветк_ на ветк_, на сыром песк_ дорожк_, на дорожк_, в пустын_, вдоль алле_, по алле_, на алле_, у алле_, на крыш_, с крыш_.

Упражнение 96. Запишите предложения, вставьте в слова пропущенные буквы. Укажите падеж имен существительных, выделите их окончания.

На Рижском взморь_ воздух свеж и колюч от мельчайших песчинок, ударяющих по лицу с порывами ветра.

В «Лезвии_ бритвы» И. Ефремова изложена неожиданная версия гибели Александра Македонского.

В апрел_ под Голицын_м перестали покрываться ледком поверхност_ луж, а ветки березк_ украсились нежными зеленеющими почками.

Упражнение 97.Допишите окончания.

Болотищ_, бородищ_, верблюдищ_, грязищ_, домищ_, коровищ_, кулачищ_, ножищ_ (от нога), ножищ_ (от нож), ручищ_, сапожищ_;

батюшк_, братишк_, городишк_, дворишк_, дедушк_, заборишк_, мелочишк_, пальтишк_, парнишк_, перышк_, письмишк_, речушк_, соловушк_, соседушк_, сынишк_, хлебушк_, человечишк_, шалунишк_;

верзл_, воротил_, запевал_, зубил_, зубрил_, объедал_, правил_, точил_.

Упражнение 98.Допишите окончания существительных.

На исповед_, о Васили_, в Греци_, в Неапол_ , в госпитал_, в произведени_, на отмел_, в подземель_, в Заполярь_, в поднебесь_, о приезд_, на взморь_, в сочинени_, в ине_, в акватори_, в размышлени_, о свекров_, в сиянь_, о требовани_, об Анастаси_, в глуш_, в лотере_, в музе_, в плать_, на свирел_, на виолончел_, на станци_, в безмолви_, на встреч_, о счасть_, в Коре_, о личност_, об открыти_, об иде_, в помощ_, в акци_, на площад_, об Анатоли_, в Турци_, в предместь_, на Сицили_, в артел_, о гени_, в арми_, в санатори_.

Упражнение 99.От следующих существительных образуйте форму предложного падежа единственного числа, окончания выделите.

Упряжь, запястье, улей, Бия, лось, суховей, солярий, галерея, бой, кий, лишай, вихрь, тень, домишко, платьице, дичь, здание, стая, ткань, гостья, ночь, сияние, сбруя, стадия, гений, молодежь, Наталья, хоккей, линия, ложь, хныканье, фамилия, брошь, траншея, варенье, затмение, затишье, рожь, предложение, иней, бестия, устье.

Упражнение 100.От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа, окончания выделите.

Ворчунья, хлопья, лгунья, полынья, коренья, плясунья, болтунья, семья, щебетунья, шептунья, платье, ревунья, устье, бадья, эскадрилья, судья, верховье, мантилья, скамья, горбунья, ладья, певунья, низовье, оладья, келья, подмастерье, шалунья, ружье, зелье, побережье, снадобье, ожерелье, копье, лезвие, гортензия, растение.

Упражнение 101.От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа, окончания выделите.

Басня, ставня, читальня, дыня, таможня, харчевня, барышня, жаровня, деревня, пашня, кухня, часовня, готовальня, разиня, купальня, княгиня, няня, кофейня, героиня, тихоня, вишня, соня, бойня, баня, черешня.

Упражнение 102.Спишите предложения, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. Устно объясните правописание окончаний существительных.

1. – В бою под Тарутин_м! – хрипло прокричал солдат (Пауст.). 2. Спит земля в сиянь_ голубом (Л.). 3. Об Анатоли_ Иванович_ ходили самые разноречивые слухи. 4. – Вот я тебя палаш_м! – кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин (Г.). 5. По улице вскачь в направлени_ Летнего сада, ухмыляясь, несется лихач (О.Д.). 6. Из пловц_в окажусь я лучшим, обгоню всех юношей в беге (Брюс.). 7. Мы с тобой в Астрахан_ в извозчики поступим, на пролетках ездить будем! (Глад.). 8. Свинья на барский двор когда-то затесалась, вокруг конюш_н_ там и кухон_ наслонялась (Кр.). 9. Несколько мгновений прошло в молчании_ (Т.). 10. Но кто идет по алле_ — две тени (Л.). 11. И я в чудесном забыть_ движенья сковывал свои (Л.). 12. Сорок баш_н_ танковых молчат (Орл.). 13. И жизнь его потонет в забвень_, без следа, как звук пустой (Л.). 14. Потом она присела в изголовь_ и пела песни горестные вдовьи (Татьян.).

Упражнение 103.Спишите предложения, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. Устно объясните правописание окончаний существительных.

1. Уходя на одну минуту, он остановился перед Страшнов_м (Фед.). 2. Губернский предводитель был в отчаяни_(Л.Т.). 3. А лошадь между тем мирно стояла среди луга, выше чем по брюхо утопая в разнотравь_ и разноцветь_ (Сол.). 4. И ему захотелось во всеуслышань_ грубо спросить: Где утонул мой отец? (Фед.). 5. В сравнении_ с ним его товарищ казался стариком (Т.). 6. Мы вышли из кельи в смятении_ (Кузьм.). 7. Он не замечал, как вздрагивает на помосте накрытый кумач_м стол (Фед.). 8. Одни языки он [Пушкин] знал в совершенстве, другие не переставал изучать на протяжении_ всей жизни (А. Гес.). 9. Немного было складу в этом пень_ (Т.). 10. Стволы яблон_, груш_, виш_н и слив выкрашены от червей в белую краску (Ч.). 11. В Крыму стоять не легко на зно_ (Щип.). 12. В отдалении_ еще толпились тяжелые громадные тучи (Т.). 13. Настолько проще и легче ему было на фронте, под Пушкин_м! (Д. Гр.).

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Повторение знаний об имени существительном.

2. Повторение правописания падежных и родовых окончаний имён существительных.

3. Мягкий знак после шипящих на конце существительных.

Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Склонение – это изменение слов по падежам и числам.

1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. //Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – С. 45-48.

1. Рыбченкова Л.М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л.М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – С.42-43.

2. Рыбченкова Л.М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 2. // Рыбченкова Л.М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – С. 8-25.

Открытые электронные ресурсы:

1. Сайт «Культура русской речи» www.gramma.ru (Дата обращения 04.07.2019).

2. Сайт Словари.ру URL:http://slovari.ru (Дата обращения 04.07.2019).

3. Национальный корпус русского языка — URL:http://www.ruscorpora.ru (Дата обращения 04.07.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Хорошо летом у бабушки в деревне! Пятиклассники Петя и Аня рассматривали найденные на чердаке книги и показывали их Джейсону, который приехал вместе с родителями изучать русский язык.

– Ой, моя любимая книжка: Самуил Яковлевич Маршак. «Багаж», – обрадовалась Аня и начала читать:

Дама сдавала в багаж

И маленькую собачонку.

– О, я вижу на картинке эти предметы: дама…диван, чемодан, саквояж, – сказал Джейсон. – Аня, а почему ты читала «картину, корзину, картонку и собачонку», если тут нарисованы картина, корзина, картонка (это, наверное, коробка) и собачонка.

– В русском языке слова, обозначающие предметы, изменяются, – пояснил Петя. – Они склоняются, то есть изменяются по падежам и числам.

– Да, – подтвердила Аня, – имена существительные склоняются. В русском языке шесть падежей: именительный (кто? что?), родительный (кого? чего?), дательный (кому? чему?), винительный (кого? что?), творительный (кем? чем?), предложный (о ком? о чём?).

– А почему у каждого падежа по два вопроса? – спросил Джейсон.

– Вопросы кто? кого? кому? кого? кем? о ком? задаются к одушевлённым существительным, а вопросы что? чего? чему? что? чем? о чём? – неодушевлённым, – разъяснил Петя.

– Ясно, – твёрдо сказал Джейсон и начал перечислять, – кто? Дама. Сдавала что? Багаж, диван, чемодан, саквояж. А дальше непонятно. Должно быть: сдавала что? картина, корзина, картонка, кто? собачонка. Почему «сдавала картину, корзину, картонку…собачонку»?

– У существительных картина, корзина, картонка, собачонка другое склонение, поэтому – другое окончание, – ответила Аня.

– А сколько у существительных склонений? – спросил Джейсон.

Аня с удовольствием начала рассказывать:

– У имён существительных три склонения. К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями , . Например:

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием:

и среднего рода с окончаниями , :

В третье склонение входят существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа:

– Попробую просклонять в единственном числе слово собачонка, – сказал Джейсон и начал письменно склонять слово.

Именительный: что? – собачонка

Родительный: нет чего? – собачонк…

Дательный: дать чему? – собачонк…

Винительный: вижу что? – собачонку

Творительный: гордиться чем? – собачонкой

Предложный: думать о чём?– о собачонк…

– А что это ты за многоточия оставил в формах родительного, дательного и предложного падежей? – спросила Аня.

– А мне хотелось написать в окончании то букву Е, то букву И, – ответил Джейсон. – И я не знаю, как правильно…

– В единственном числе у существительных первого склонения в родительном падеже пишется окончание или , а в дательном и предложном падеже ,– объяснил Петя. – Нет собачонки, подойти к собачонке, думать о собачонке.

Безударное окончание у существительных можно проверить другим существительным того же склонения, числа и падежа, но с ударным окончанием:

— первое склонение (проверка словами вода, земля): от вишни (от земли); к деревне (к воде); о дедушке (о воде); о картине (о земле);

— второе склонение (проверка словами село, конь): на месте (на селе); о диване (о коне);

— третье склонение (проверка словами степь, рожь): у тетради (у степи, у ржи).

– Только это правило не относится к существительным, оканчивающимся на -ие,ия, -ий, – уточнил Петя. – Например, здание, станция, квитанция, санаторий.

– Предлагаю составить таблицу окончаний имён существительных в единственном числе, – сказала Аня. – В первой колонке – падежи, в которых при письме чаще всего делают ошибки: родительный, дательный, предложный. Во второй, третьей, четвёртой колонках – типы склонений и окончания существительных.

Составленную таблицу дети повесили на стену. Они знали, что у изменяемых частей речи грамматическое значение выражено окончанием. Поэтому важно не только правильно определять окончание в слове, но и его писать.

– А я ещё заметил, – сказал Джейсон, – что у существительных третьего склонения степь, тетрадь на конце пишется буква мягкий знак. Это потому что там произносится мягкий согласный? Он всегда в третьем склонении пишется?

– Да. У существительных третьего склонения на конце слова всегда пишется мягкий знак. Даже после некоторых шипящих, хотя иногда там и не слышится мягкий согласный. Например, мы[ш]ь, бро[ш]ь, роско[ш]ь.Но только у существительных 3-го склонения! В словах, например, шалаш (2 склонение) и возле дач (1 склонение), мягкий знак не пишется, – объяснил Петя.

– Понятно теперь, – подытожил Джейсон, – почему слова багаж и саквояж написаны без мягкого знака. Это существительные второго склонения. А ещё я запомнил, что имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». Существительное склоняется, то есть изменяется по падежам и числам. Безударные окончания существительных можно проверить другим существительным того же склонения с ударным окончанием.

Теоретический материал для углублённого изучения

Некоторые сведения об именах существительных

Словарный состав русского языка всё время меняется: появляются новые предметы (предмет как носитель признака), а вместе с ними и новые слова. Совсем недавно в русском языке появились слова интернет, селфи, сайт. Но есть слова, которые постепенно выходят из активного употребления, как, например, слово козни. В поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» старец называет Руслана, у которого злой волшебник Черномор украл Людмилу, «злых козней» истребителем. Это значит, что Руслан истребит козни Черномора – тайные злые умыслы (умысел – заранее обдуманное намерение сделать что-либо обычно предосудительное, дурное). Со словом козни существует фразеологизм (устойчивое сочетание слов) – строить козни (против кого-либо замышлять зло, тайно вредить кому-то). Этот фразеологизм в современном русском языке редко используется.

Если значение какого-нибудь слова незнакомо, то можно обратиться к толковому словарю.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

В каком ряду все существительные относятся к III склонению?

А) конь, дождь, степь;

Б) молодёжь, камыш, сирень;

В) мышь, кисть, дочь;

Разбор задания. Вспоминаем, что к III склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа.

А) конь□ (м. р.), дождь□ (м. р.), степь□ (ж. р.) – не подходит, так как есть слова мужского рода;

Б) молодёжь□ (ж. р.); камыш□ (м. р.), сирень□ (ж. р.) – не подходит, так как есть слово мужского рода;

В) мышь□ (ж. р.), кисть□ (ж. р.), дочь□ (ж. р.) – подходит, так как все слова относятся существительные женского рода с нулевым окончанием в единственном числе, именительном падеже;

Г) туч□ (ж. р.), луж□ (ж. р.), дач□ (ж. р.) – не подходит, так как эти существительные хотя относятся к женскому роду, но имеют в форме именительного падежа единственного числа окончание -а.

Найдите и зачеркните буквы, которые не должны писаться в окончаниях данных существительных

Жить в деревн (е, и); уехать из деревн (е, и); перебегать от берёзк (е, и) к берёзк (е, и), букет сирен (е, и), сидел на дереве (е, и).

Разбор задания. Вспоминаем, что безударное окончание у существительных можно проверить другим существительным того же склонения, числа и падежа, но с ударным окончанием.

Жить в деревне – I скл., предл. п.: в земле;

уехать из деревни – I скл., родит. п.: из земли;

перебегать от берёзки – I скл., родит. п.: от земли; к берёзке– Iскл, дат. п.: к земле;

букет сирени – III скл., родит. п.: степи;

сидел на дереве – II скл., предл. п: на коне.

Жить в деревн (е, и);уехать из деревн (е, и); перебегать от берёзк (е, и) к берёзк (е, и), букет сирен (е, и), сидел на дереве (е, и).


источники:

http://lektsia.com/1x5faf.html

http://resh.edu.ru/subject/lesson/7629/conspect/