Имя существительное как часть речи правописание падежных окончаний существительных

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Значение и грамматические признаки имени существительного

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (лабиринт, молодежь, экология, Россия, Москва, страх, ходьба, радость). Выражается это значение при помощи категорий рода, падежа, числа, а также одушевленности и неодушевленности.

Начальная форма имени существительного – именительный падеж единственного числа.

В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащим и дополнением, а также несогласованным определением, приложением, обстоятельством и именной частью составного сказуемого, например: Хороший читатель – соавтор писателя; В чистом воздухе виден каждый листок; В чем смысл нашего общения с искусством?; Сырость от земли начинала холодить бок; Владимир узнал Архипа-кузнеца.

Существительные в именительном падеже могут выступать в роли обращения: Широко ты, Русь, по лицу земли в красе царственной развернулася (И. Никитин).

Лексико-грамматические разряды имен существительных

Название разрядаЗначение разрядаПримеры
Собственныеназывают предметы, единственные в своём родеПушкин, Москва, газета «Правда»
Нарицательныеназывают обобщенные наименования однородных предметов, явлений, действий, состоянийсосна, ходьба, усталость
Одушевлённые (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.)называют людей, животных, насекомых и т.д, т.е. живые существаТирасполь, Днестр, бегемот, кошка
Неодушевлённые (В.п. мн. ч. = И.п. мн.ч.)называют предметы, явления реальной действительности, не причисляемые к живым существамулица, дом, окно
конкретныеназывают конкретные предметы, людей, животных и т.д.стол, колбаса, учебник
отвлеченныеназывают различные абстрактные понятия или отвлеченные названия признаков, процессов, состоянийотдых, воздух, ненависть
собирательныеназывают множество каких-либо предметов как некую неделимую совокупность, а не простую их суммулиства, молодёжь, генералитет
вещественныеназывают однородные по своему состоянию вещества, минералы, химические элементы, полезные ископаемые, сельскохозяйственные культуры, ягодысметана, янтарь, вино
единичныеназывают единичные предметы из множествагорошина, соломина

Категория рода имен существительных

Женский родМужской родСредний родОбщий род
партастолокнонеряха, соня

Категория падежа имен существительных

Именитель- ныйРодитель- ныйДатель- ныйВинитель- ныйТворитель- ныйПредлож- ный
парта стол окнопарты стола окнапарте столу окнупарту стол окнопартой столом окном(о) парте (о) столе (об) окне

Категория числа имен существительных

Единственное числоМножественное числоУпотребление существительных только в ед.ч.Употребление существительных только во мн.ч.
облакооблакаянтарьножницы

Склонение имен существительных

1- ое скл.2-ое скл.3-е скл.РазносклоняемыеНесклоняемые
м.р. –а (-я)(папа, дядя) ж.р. –а (-я)(мама, тётя) общего рода –а (-я)(задира, разиня)М.р. (-город, сарай) М.р. –о (-е)(домишко, домище) Ср.р. –о (-е)(небо, здание, здоровье)Ж.р. -(мысль, ночь, рожь, тишь)10 сущ. на –мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя), путь, дитябюро, галифе, жалюзи, Чикаго, Тбилиси


ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Падежи и падежные окончания имен существительных

ПадежСклонение
1-ое скл.2-ое скл.3-е скл.
Именительный кто? что?-а, -я, -о, -е
Родительный кого? чего?-и, -ы (у деревни) (у мамы)-а, -я–и (лошади) (тетради)
Дательный кому? чему?–е (к маме)-у, -ю–и (лошади) (тетради)
Винительный кого? что?-у, -ю-о, -е
Творительный кем? чем?-ой (-ою), -ей (-ею)-ом, -ем-ью
Предложенный (о, в, на) ком? (о, в, на) чём?–е (в деревне)–е (о лесе) (в море)–и (на лошади) ( в тетради)

Особенности склонения существительных на –ия, -ий, -ие

Падежи-ия-ий-иеПримеры
Р.п.лекции, планетария, состязания
Д.п.лекции, планетарию, состязанию
Т.п.-ей-ем-емлекцией, планетарием, состязанием
П.п.(о) лекции, (о) планетарии, (о) состязании

2. Окончания существительных с суффиксом –ищ-:

в И.п. ед.ч.окончание – ев И.п. ед.ч.окончание –а
сущ. м.р.(город – городище) сущ. ср.р.(кресло – креслище)сущ. ж.р. (сила – силища)

Окончания существительных с суффиксами

–ушк-, юшк-, -ышк-, -ишк-

в Им. п. ед.ч. окончание –ав Им. п. ед.ч. окончание –о
сущ. м.р. одушевлённые(вор — воришка) сущ. ж.р. (страсть — страстишка)сущ. м.р. неодушевлённые (дом — домишко) сущ. ср.р. (ружьё — ружьишко)

Окончания одушевленных существительных мужского

Или общего рода

в Им.п. ед.ч. после суффикса –л-окончание -азаправила, верзила, зубрила

Окончания в существительных, называющих фамилии

И населённые пункты

Название фамилии с суффиксами –ин, -овНазвание населенного пункта
в И.п. Калинин, Петров в Т.п. Калининым, Петровымв И.п. Калинин, Серпухов в Т.п. под городом Калинином, под городом Серпуховом
Исключение: в Т.п. неславянские фамилии, оканчивающиеся на –ин, -ов пишутся с окончанием –ом, так как –ин и -ов в них не являются суффиксами (Дарвином, Чаплином, Ламартином).

Упражнение 94.Запишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж имен существительных, выделите их окончания.

Научишься математик_, плыть по поверхност_ воды, перелетать с ветк_ на ветк_, брести от деревн_ к деревн_, кричать на площад_, стоять на площадк_, идти от улиц_ к площад_, недалеко от пристан_, жить на север_, собирать земляник_ на лесной опушк_, в област_ лингвистик_, гулять по алле_, на верхушк_ ел_, ветв_ деревьев в инее_, дождь в июл_, не было оттепел_ в март_.

Не забыть о прибытии_ гостей, находиться в санатории_, размышлять о гении_, не показать волнении_ во время операции_, думать о рискованност_ этого решении_, в отчаянь_ мечтать о счасть_, побывать в планетарии_, отдыхать на побережь_ Средиземного мор_, шептать в забыть_ поэтические строк_, побывать в Забайкаль_, потратить много времен_, в племен_ индейцев.

Упражнение 95. Вставьте буквы в окончания существительных.

В тетрад_, на лошад_, на лошадк_, с ветк_ на ветк_, на сыром песк_ дорожк_, на дорожк_, в пустын_, вдоль алле_, по алле_, на алле_, у алле_, на крыш_, с крыш_.

Упражнение 96. Запишите предложения, вставьте в слова пропущенные буквы. Укажите падеж имен существительных, выделите их окончания.

На Рижском взморь_ воздух свеж и колюч от мельчайших песчинок, ударяющих по лицу с порывами ветра.

В «Лезвии_ бритвы» И. Ефремова изложена неожиданная версия гибели Александра Македонского.

В апрел_ под Голицын_м перестали покрываться ледком поверхност_ луж, а ветки березк_ украсились нежными зеленеющими почками.

Упражнение 97.Допишите окончания.

Болотищ_, бородищ_, верблюдищ_, грязищ_, домищ_, коровищ_, кулачищ_, ножищ_ (от нога), ножищ_ (от нож), ручищ_, сапожищ_;

батюшк_, братишк_, городишк_, дворишк_, дедушк_, заборишк_, мелочишк_, пальтишк_, парнишк_, перышк_, письмишк_, речушк_, соловушк_, соседушк_, сынишк_, хлебушк_, человечишк_, шалунишк_;

верзл_, воротил_, запевал_, зубил_, зубрил_, объедал_, правил_, точил_.

Упражнение 98.Допишите окончания существительных.

На исповед_, о Васили_, в Греци_, в Неапол_ , в госпитал_, в произведени_, на отмел_, в подземель_, в Заполярь_, в поднебесь_, о приезд_, на взморь_, в сочинени_, в ине_, в акватори_, в размышлени_, о свекров_, в сиянь_, о требовани_, об Анастаси_, в глуш_, в лотере_, в музе_, в плать_, на свирел_, на виолончел_, на станци_, в безмолви_, на встреч_, о счасть_, в Коре_, о личност_, об открыти_, об иде_, в помощ_, в акци_, на площад_, об Анатоли_, в Турци_, в предместь_, на Сицили_, в артел_, о гени_, в арми_, в санатори_.

Упражнение 99.От следующих существительных образуйте форму предложного падежа единственного числа, окончания выделите.

Упряжь, запястье, улей, Бия, лось, суховей, солярий, галерея, бой, кий, лишай, вихрь, тень, домишко, платьице, дичь, здание, стая, ткань, гостья, ночь, сияние, сбруя, стадия, гений, молодежь, Наталья, хоккей, линия, ложь, хныканье, фамилия, брошь, траншея, варенье, затмение, затишье, рожь, предложение, иней, бестия, устье.

Упражнение 100.От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа, окончания выделите.

Ворчунья, хлопья, лгунья, полынья, коренья, плясунья, болтунья, семья, щебетунья, шептунья, платье, ревунья, устье, бадья, эскадрилья, судья, верховье, мантилья, скамья, горбунья, ладья, певунья, низовье, оладья, келья, подмастерье, шалунья, ружье, зелье, побережье, снадобье, ожерелье, копье, лезвие, гортензия, растение.

Упражнение 101.От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа, окончания выделите.

Басня, ставня, читальня, дыня, таможня, харчевня, барышня, жаровня, деревня, пашня, кухня, часовня, готовальня, разиня, купальня, княгиня, няня, кофейня, героиня, тихоня, вишня, соня, бойня, баня, черешня.

Упражнение 102.Спишите предложения, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. Устно объясните правописание окончаний существительных.

1. – В бою под Тарутин_м! – хрипло прокричал солдат (Пауст.). 2. Спит земля в сиянь_ голубом (Л.). 3. Об Анатоли_ Иванович_ ходили самые разноречивые слухи. 4. – Вот я тебя палаш_м! – кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин (Г.). 5. По улице вскачь в направлени_ Летнего сада, ухмыляясь, несется лихач (О.Д.). 6. Из пловц_в окажусь я лучшим, обгоню всех юношей в беге (Брюс.). 7. Мы с тобой в Астрахан_ в извозчики поступим, на пролетках ездить будем! (Глад.). 8. Свинья на барский двор когда-то затесалась, вокруг конюш_н_ там и кухон_ наслонялась (Кр.). 9. Несколько мгновений прошло в молчании_ (Т.). 10. Но кто идет по алле_ — две тени (Л.). 11. И я в чудесном забыть_ движенья сковывал свои (Л.). 12. Сорок баш_н_ танковых молчат (Орл.). 13. И жизнь его потонет в забвень_, без следа, как звук пустой (Л.). 14. Потом она присела в изголовь_ и пела песни горестные вдовьи (Татьян.).

Упражнение 103.Спишите предложения, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. Устно объясните правописание окончаний существительных.

1. Уходя на одну минуту, он остановился перед Страшнов_м (Фед.). 2. Губернский предводитель был в отчаяни_(Л.Т.). 3. А лошадь между тем мирно стояла среди луга, выше чем по брюхо утопая в разнотравь_ и разноцветь_ (Сол.). 4. И ему захотелось во всеуслышань_ грубо спросить: Где утонул мой отец? (Фед.). 5. В сравнении_ с ним его товарищ казался стариком (Т.). 6. Мы вышли из кельи в смятении_ (Кузьм.). 7. Он не замечал, как вздрагивает на помосте накрытый кумач_м стол (Фед.). 8. Одни языки он [Пушкин] знал в совершенстве, другие не переставал изучать на протяжении_ всей жизни (А. Гес.). 9. Немного было складу в этом пень_ (Т.). 10. Стволы яблон_, груш_, виш_н и слив выкрашены от червей в белую краску (Ч.). 11. В Крыму стоять не легко на зно_ (Щип.). 12. В отдалении_ еще толпились тяжелые громадные тучи (Т.). 13. Настолько проще и легче ему было на фронте, под Пушкин_м! (Д. Гр.).

Урок русского языка в 10 классе по теме: «Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Цели урока: повторить основные сведения об имени существительном как о части речи;

совершенствовать навыки правописания имён существительных, закрепить навыки аналитической работы со словом как частью речи;

развивать умение работать с различными источниками;

воспитывать уважительное отношение к слову.

Круг рассматриваемых вопросов: лексико-грамматические разряды; род и число имён существительных; склонение; правописание падежных окончаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
10_klass_otkrytyy_urok.doc68.5 КБ
10_klass_r.ya_.ppt142.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

МОУ Охрозаводская сош

Урок русского языка в 10 классе по теме: «Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний»

Учитель русского языка

и литературы Барышникова Н. В.

Цели урока: повторить основные сведения об имени существительном как о части речи;

совершенствовать навыки правописания имён существительных, закрепить навыки аналитической работы со словом как частью речи;

развивать умение работать с различными источниками;

воспитывать уважительное отношение к слову.

Круг рассматриваемых вопросов: лексико-грамматические разряды; род и число имён существительных; склонение; правописание падежных окончаний.

I. Организационный момент.

II. Словарный диктант (учащиеся работают в тетрадях , один ученик – у доски) / Индивидуальная работа по карточкам / Выполнение тестовых заданий на компьютере.

Варьировать, лосьон, въявь, объявление, обязанность, четырёхъячеистый, четырёхэтажный, сэкономить, сверхизысканный, сверхъестественный, бурьян, объесть, обед, бульон, двуязычный, двухэтажный, двухъярусный, Кащей Бессмертный, 9 Мая, Ломоносовские чтения, Герой Российской Федерации, Народный артист России, Большая Медведица, США, Красный Крест, Ближний Восток, Дом актёра, Ясная Поляна.

— Исправьте ошибки. Объясните основные орфограммы, встретившиеся в диктанте.

(употребление ъ и ь в качестве разделительных, ь для обозначения мягкости, для обозначения формы слова; правописание и, ы после приставок, употребление прописных букв).

  1. Знакомство с новым материалом.

1. Проблемная постановка темы.

— К какому грамматическому классу слов относятся слова, представленные в диктанте? (Самостоят. Ч. Р.)

— Что их характеризует? (Служат для обозначения предметов, признаков, действий и других явлений окружающей действительности. Такие слова являются обычно самостоятельными членами предложения, несут на себе словесное ударение.)

— Какое значение имеют слова: объявление, обязанность, бульон ? (Предметное)

— К какой части речи относятся слова с предметным значением? (Существительное)

— Учитывая сказанное, объясните, какой части речи будет посвящён наш урок? (Имени существительному.)

— Запишем тему урока.

Имя существительное как часть речи.

2. Самостоятельная работа с учебником.

— Изучите материал §32, составьте его план.

Индивидуальное задание: представить материал параграфа в обобщённом виде, заполнить схему.

Проверка индивидуальных заданий.

Схема проецируется на экран

— Согласны ли вы с кратким схематическим отражением материала параграфа?

3. Исторический комментарий. Имя существительное как часть речи имело длительный путь развития, но в целом оно сохранило и категориальный признак, и основные грамматические признаки, и систему словоизменения и формообразования индоевропейского периода развития (III тысячелетие до н. э.). В имя как лексико-грамматический разряд входили также прилагательные, слова, имеющие числовое значение, некоторые глагольные формы (неопределенная форма глагола). В праславянский период развития языка (до VI в. н. э.) существительное выделилось в особую часть речи с предметным значением (земля, солнце, отец). Отмечалось наличие трёх родов (стол, жена, око); трёх чисел — единственного, множественного и двойственного (эта форма употреблялась при словах два и оба, а также её имели парные существительные — очи, уши, бока, глаза). Различалось семь падежей — именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, местный (значение места, часто употреблялся без предлога: бысть пожаръ великъ КыевЬ городе), звательный (использовался при обращении: старче! жено! сыну/). Категория одушевленности-неодушевленности была лексической: одушевленные существительные отличались от неодушевленных только лексическим значением, а падежные формы у них совпадали (И. мужь, столь; Р. мужа, стола; В. мужь, столь). В древнерусском языке к XIV в. категория одушевленности-неодушевленности становится лексико-грамматической: одушевленные и неодушевленные существительные уже различаются и падежными формами (И. муж, стол; Р. мужа, стола; В. мужа, стол).

Современные три типа склонения существительных сформировались на базе шести типов склонения в древнерусском языке. Слова путь, дитя и десять существительных на -мя сохранили падежные формы древнего типа склонения на -i (и краткое). Существительные на -мя входили первоначально в склонение на согласную (др.-рус. имя, имене, имени, имя, именьмь, имене), затем перешли в склонение на -i и так же, как существительное путь, до наших дней сохранили падежные формы этого типа склонения (др.-рус. путь, пути, пути, путь, путьмь, пути). В современном русском языке они являются разносклоняемыми, так как в творительном падеже имеют окончание существительных II склонения (путём, именем), а во всех остальных ‘падежах — III склонения (пути, имени и т.д.)

4. Задания на восприятие:

1) Индивидуальное задание: работа с толковым словарём С. И. Ожегова по упр. 168 – составить с данными словами словосочетания с видом связи — согласование.

2) Установите к какому лексико-граммматическому разряду (конкретные, отвлечённые, собирательные, вещественные) относятся имена существительные: лист (конкр.) , листва (собир.) , симфония (конкр.), городишко (конкр.) , деление (отвл.) , пшено (веществ.), молоко (веществ.), сапожище (конкр.) , детвора (собир.) , поэзия (отвл.), подмастерье (конкр.) , ручища (конкр.) .

3) К каким типам склонения относятся выделенные слова?

  1. Докажите, что слово кукла – одушевлённое. (Форма родительного падежа мн. ч. совпадает с формой вин п. – признак одушевлённости.)

Приведите свои примеры одушевлённых существительных, которые не служат наименованиями живых существ, а категория одушевлённости определяется формами И., Р., В. падежей. Перечислите типы таких существительных.

IV. Первичное закрепление.

1.Прочитайте текст упр.166. Из какого литературного произведения взят отрывок? К какому типу речи относится данный текст? Приведите примеры одушевлённых и неодушевлённых существительных.

2.Докажите, что слово проезжающих в данном тексте используется в значении существительного, как изменяется данное существительное по падежам? (Слово проезжающих в данном предложении является существительным, т. к. оно приобрело значение предметности, в предложении выполняет функцию дополнения. Способ образования данного слова – морфолого-синтаксический, склоняется по типу прилагательного)

3. Найдите в тексте существительные, которые не изменяются по числам. К какому лексико-грамматическому разряду они относятся? (Щи, мозги — вещественные)

V. Проверка индивидуального задания. ( упр. 168 ) Как определяется род несклоняемых имён существительных?

VI. Выполнение морфологического разбора имён существительных по вариантам.

1в. (В) трактирах (в чём? Где?) – сущ., н. ф. – трактир; нариц., неодуш., конкр., м. р. ,2 скл.; употреблено в форме пр. п., мн. ч..; в предл. явл. обстоят.места.

2в. (В) Европе (в чём? Где?) – сущ., н. ф. – Европа; собств., неодуш., конкр., ж. р., 1 скл..; употреблено в форме пр. п., ед. ч.; в предл. явл. обстоят. места.

Итог по первой теме урока.

— Какие понятия, прозвучавшие на уроке оказались для вас новы? (Конкретные, отвлечённые, собирательные и вещественные существительные.)

— Какие затруднение при изучении нового материала у вас возникли?

VII. Проблемная постановка второй темы.

Поставьте слова: Дарья, любовь, Любовь, Юлия, – в дательный падеж, Бородино, дочери, двери, Царицын – в творительный падеж.

Учащийся работает у доски. Ошибки не исправляются.

— Какие затруднения вы испытываете? (В выборе окончания при изменении по падежам)

— Как обозначим вторую тему?

Правописание падежных окончаний.

— Изучите материал учебника и исправьте ошибки.

( Дарье, любви, Любови, Юлии, Бородином, дочерьми, дверями, Царицыном )

VIII. Закрепление материала.

Дифференцированное задание по вариантам.

1в. упр. 170. Более слабым учащимся предлагается переписать слова, выделить основу, окончание, определить тип склонения.

2в. упр. 173.Более сильным учащимся предлагается выписать предложения, где требуется употребить существительные в форме Д.п. и П. п.

3в. упр. 172. Наиболее слабым предлагается переписать слова, объяснить правописание окончаний. Как это сделать? (Указать тип склонения, падеж.)

Задание для всех. Стилистическая работа. (Устно) Упр.181 – объяснить выбор окончаний.

— Какие трудности могут возникать при написании окончаний имён существительных? (Выбор гласной )

— От чего зависит выбор гласной в окончаниях существительных? (От склонения, падежа, одушевлённости – неодушевлённости, например, дядюшка и городишко, ударения: семья – семей, но поместье – поместий и других особенностей)

— Какие стилистические правила написания окончаний существительных вы знаете? (Стр.112 — 114)

— Какие случаи написания показались вам наиболее трудными?

IX. Домашнее задание. §32,33; упр. 176, упр.175 или 177 (по выбору).

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Имя существительное как часть речи Круг рассматриваемых вопросов: — лексико-грамматические разряды; — род и число имён существительных; — склонение; — правописание падежных окончаний

Признаки существительного Постоянные. Лексико-грамматический разряд Непостоянные Одушевлённые Неодушевлённые Конкретные отвлечённые собирательные вещественные число падеж род склонение Нарицательные собственные Признаки существительного Постоянные. Лексико-грамматический разряд Непостоянные

лист, листва , симфония, городишко , деление, пшено, молоко, сапожище , детвора , поэзия, подмастерье , ручища .

Листва(1) Городишко(2) Деление(2) Сапожище(2) Детвора(1) Подмастерье(2) ручища (1)

Домашнее задание. §32,33; упр. 176, упр.175 или 177 (по выбору).

Правописание падежных окончаний имён существительных Дарья, любовь, Любовь, Юлия, – в дательный падеж, Бородино, дочери, двери, Царицын – в творительный падеж.

Дарье, любви, Любови, Юлии, под Бородином, дочерьми, дверями, под Царицыном

Итог урока — Какие понятия, прозвучавшие на уроке оказались для вас новы? — Какие трудности могут возникать при написании окончаний имён существительных? — От чего зависит выбор гласной в окончаниях существительных? — Какие стилистические правила написания окончаний существительных вы знаете? — Какие случаи написания показались вам наиболее трудными?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее.

Презентация к уроку русского языка пр теме «Орфограммы в разных частях слова» 5 класс.Урок проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе.

Самоанализ урока русского языка 5 классе,проведенного учителем русского языка и литературы Кадыровой Г ГТема урока: Имя существительное Цель урока: повторить и систематизировать изученный .

Данный урок — это урок изучения нового материала, цель которого познакомить обучающихся с категорией состояния как частью речи.

Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий.

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему «Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе&quot.

. Повторение основных сведений об имени существительном как о части речи; совершенствование навыков правописания имён существительных, закрепление навыков ведения аналитической работы со словом как с.

3. Падеж и склонение имён существительных

Теория:

Окончание — у (- ю ) считается разговорным.
В качестве вариантного (дополнительного) окончания — у (- ю ) может употребляться в следующих случаях:

а) у вещественных существительных при указании на количество :
кружка чаю, тонна песку, кусок сыру;

б) у вещественных существительных при указании на часть целого :
купить сахару, отрезать сыру (но: плантации чая, запасы сахара);

в) у отвлечённых и собирательных существительных в сочетании с количественными словами много , мало :
много шуму, мало народу;

г) в устойчивых словосочетаниях :
ни слуху ни духу, без роду и племени, не до смеху, задать перцу и т. д.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/12/22/urok-russkogo-yazyka-v-10-klasse-po-teme-imya

http://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/10-klass/razdel-morfologii-samostoiatelnye-chasti-rechi-10908/imia-sushchestvitelnoe-10918/re-4b9a6901-8ba5-4948-aeac-99713244b347