Имя существительное обобщение правописание букв безударных гласных

Тема 7. Имя существительное (обобщение). Правописание безударных падежных окончаний имён существительных (итоговый тест) — Рабочая тетрадь Исаева 4 класс

Необходимый уровень.

Выбери один вариант ответа и обведи его в кру­жок (№ 1

1. Слово-помощник луна нельзя использовать для проверки безударного гласного в окончании слова

2. Пишется буква и

3. Во всех словах нужно писать букву е:

1) пошёл к землянк_е, остановились у ел_и, в сырой прохлад_е

2) на листьях сирен_и, думать о сын_е, плетение из соломк_и

3) поднялся с постел_и, ступенька к мудрост_и, по­дарить дочер_и

4) купается в озер_е, песни о вол_е, идёт по тропинк_е

4. Правильно названы признаки существитель­ного радио

5. К непостоянным признакам существительного относится

6. Названные признаки (неодуш., ср.р., 2 скл., во мн.ч., П.п.) относятся к существительному

3) (построить) из камня

4) (рассказал) о сокровищах

7. Найди «лишнее» слово:

8. Распредели существительные в группы, обо­значенные цифрами (одно и то же слово может оказаться в нескольких группах).

1) относятся к ср.р.

2) являются несклоняемыми

а) (играть) на пианино

б) (ловить) карасей

в) (заниматься) самбо

г) (читать) газету

Повышенный уровень.

Самостоятельно запиши ответ в строке или ука­занном месте.

В русском языке правописание букв безудар­ных гласных проверяется ударением. Прежде всего, это правописание букв безударных гласных в кор­не, когда можно подобрать проверочное слово . Например, объ_снить ( ясно ) — объЯснить .

Также можно проверять написание букв без­ударных гласных в приставках. Для этого нужно
подобрать слово с ударной гласной в приставке . Например, пр_гулять ( прОблеск ). Хотя часто приставку просто запоминают.

Для правописания букв безударных гласных в падежных окончаниях существительных нужно использовать слова-помощники для каждого из трех склонений . Например, в птичьей ста_ ( в стране ).

Установи нужный порядок действий (алгоритм) для написания безударных падежных окончаний существительных.

а) Поставить слово-помощник в ту же форму, вы­делить окончание.

б) Подобрать слово-помощник того же склонения.

в) Написать в существительном то же окончание, что в слове-помощнике.

г) Поставить существительное в начальную форму и определить склонение.

Максимальный уровень.

10. Найди все ошибки в роде имён существи­тельных. Выпиши эти существительные (вместе с прилагательными или местоимениями*) правильно и укажи их род.

«Слыхали эту новость?

У нас в шкафу живёт

Тот, кто любую овощь,

Любой продукт сжуёт.

Он яблок, помидору

И всю картофель съест,

Баранок без разбору

Умнёт в один присест.
Так кто ж ту путь проделал

Из шкафа в антресоль?

Мышь ненасытный, где он?

Где он, огромный моль?

Любой овощь (м.р.), весь картофель (м.р.), мышь ненасытная (ж.р.) — она, огромная моль (ж.р.) — она.

Открытый урок по русскому языку на тему «Обобщение знаний о безударных падежных окончаниях имён существительных»

Тема: «Обобщение знаний о безударных падежных окончаниях существительных»

1. Повторить , что такое имя существительное, что такое склонение, какие падежи существуют в русском языке.

Тренировать умение находить орфограмму « безударное окончание существительных» ,определять падеж существительных.

Тренировать умение находить и исправлять свои ошибки на основе рефлексии своей учебной деятельности.

Развивать речь учащихся, расширять словарный запас учащихся, развивать орфографическую зоркость.

Листы с заданиями,

лист с орфографической дорожкой,

мультимедийный проектор и презентация

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, новый день заглянул к нам сегодня в окно,

Разве это не стоит улыбки?

— Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь им, а гости улыбнутся в ответ вам. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь, на вашу активную работу на уроке.

— Прочитайте пословицу: «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости»

— Как вы её понимаете? (объясняют дети)

(Каждый день мы узнаём новое, становимся умнее, мудрее. Знания – наше богатство, которые мы складываем в наш багаж знаний, а когда они нам необходимы, мы достаём их оттуда и пользуемся ими.)

— Для чего нам нужны знания? А где нам пригодятся знания, полученные на уроках русского языка? (быть грамотными, писать без ошибок, правильно выражать свои мысли, мы живём России , русский язык – наш государственный язык)

Актуализация опорных знаний.

— Над какой темой мы работали на прошлом уроке?

— Для чего мы несколько дней работаем над этой темой?

— Да, ребята, мы сегодня тренируемся в написании падежных окончаний имён существительных. Спортсмен тренируется, чтобы взять высоту, победить в олимпиаде. А наша высота – это грамотное письмо, диктант на «5», который скоро мы будем писать.

-По какому плану мы обычно работаем на уроке обобщения? ( дети говорят, план появляется на доске в печатном варианте)

— А что для этого мы будем делать на уроке?

— А для этого мы будем: думать, обобщать, анализировать, наблюдать, доказывать, исправлять…. (слова на доске)

— Давайте повторим всё, что вы знаете об имени существительном, т.к. мы заканчиваем изучение этой части речи. Что мы должны рассказать, составим план:

Задание группам: в течение 3 минут подготовить рассказ на тему «Что я знаю об имени существительном»

— Вспомним правило работы в группах.

— Готовы. Давайте расскажем у доски (предложить группе или по одному человеку от группы)

— Есть, что добавить группам.

— А, чтобы правильно написать безударное окончание существительного, какие признаки этой части речи нам нужны? (род, склонение)

На доске пословицы:

— Прочитайте пословицы. Назовите пропущенную орфограмму в словах. (Безударное падежных окончаний имён существительных)

Жить Родине служить.

Собирай по ягодк__ — наберёшь кузовок.

При солнышке тепло, при матери добро.

Букварь – к мудрост__ ступенька.

— Запишите пословицы по вариантам ( 1в – первые две, 2 в – вторые две), вставьте окончание, обозначьте орфограмму.

— Проверим работу по эталону. (на электронной доске эталон с правильным написанием)

— Оцените себя. (спросить 1 – 2 человек)

У меня было задание…

Я все сделал сам.. (без помощи учителя, без помощи ребят, не смотрел на доску)

Не допустил ошибок.. (допустил ошибку)

Я ставлю себе «5» «4»

— Поднимите руку, кто выполнил эту работу без ошибок? Кто допустил ошибку?

— Ребята, как надо действовать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного.

(вспоминаем алгоритм, проговариваем вслух)

1. Ставлю им.сущ. в начальную форму (И.п. ед.ч.) и определяю склонение

2.Подбираю слово – помощник.

3. Ставлю слово- помощник в нужный падеж.

4. Пишу такое окончание, как у слова – помощника.

5. Проверяю: обозначаю орфограмму.

— Назовите слова – помощники для 1 склонения, 2, 3 .

15 – 20 минута ФИЗМИНУТКА

Индивидуальная работа в тетрадях.

(индивидуальная работа. Словосочетания записаны на листочке у каждого, по рядам. Проверка: Все работают на местах, а по одному человеку в это время работают у доски.

Возьмите лист с заданием №1

— Работаем по рядам. Прочитайте словосочетания, вставьте пропущенную букву, подчеркните орфограмму. Запишите в тетрадь. А у доски по одному человеку от каждого ряда.

Висел на дереве, узнал из книги, распустился на сирени, подплыл к кувшинке, увидел на озере, салат из моркови, подполз к ящерице, рассказал о звере, стоял около изгороди, узор на тюле, вода в фонтане, кофта из шерсти, яблоко на блюдце.

— Проверяем ребят. (Проговариваем алгоритм самооценки, 1 – 2 человека)

— Вот ребята, оказывается мы еще не всё знаем. Тюль он мой – м.р. (слово французского происхождения, и во франц. языке оно тоже м.р.)

— Не забывайте сами себя оценивать.

3. Работа в парах.

— Возьмите лист с заданием№2. Составьте текст.

Что прочитали ребята? Докажите, что это текст? Как можно озаглавить?

— Работаем по вариантам: 1в – выписать1 – 2 предложение, 2 в – 3 – 4 предложение. Вставить пропущенные буквы, определить падеж всех имён существительных в этих предложениях — (Если остается время, выполнить морфологический разбор любого имени существительного)

Проверка: текст на доске, затем по 1 человеку от каждого варианта объясняют написание окончаний существительных и называют падеж)

Ребята скользят на лыжах по узкой дорожке. Лес стоит в снежном уборе словно в сказке. На скатерти снегов видны звериные и птичьи следы. Посреди опушки шатром раскинулся дуб. На верхушке ели. сидит ворона. Посыпался с макушки снег. От алмазной пыли заиграл солнечный луч. С чувством бодрости. вернулись ребята с прогулки.

Оцените свою работу

— Подведём итог нашей работы. Возьмите лист с орфографической дорожкой. Я называю словосочетания, вы на дорожке закрашиваете нужную клетку.

Урок русского языка по теме «Правописание безударных гласных в окончаниях имен cуществительных». 3-й класс

Класс: 3

Предметные результаты: устанавить зависимость написания безударной гласной в окончаниях имён существительных от склонения имён существительных. Совершенствовать умение в определении падежа имён существительных. Развивать умение определять тип склонения по существенным признакам.

Метапредметные результаты:

  • осознанно и произвольно строить сообщения;
  • овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, построение рассуждений;
  • постановка и формулирование проблемы.
  • участие в коллективном обсуждении проблемы;
  • умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, владение диалогической и монологической формами речи в соответствии с нормами языка;
  • учитывать другое мнение и позицию, приходить к совместному решению.
  • умение принимать и удерживать учебную задачу;
  • на основе результатов практических задач делать теоретические выводы по теме урока в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
  • выделение и осознание того, что усвоено и подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: формирование интереса к познанию русского языка, самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Ход урока

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Уч. Были трудности при выполнении дом. задания? (упр. 427) Объясните принцип группировки слов.

  1. Ж.р. семья, степь, мельница
    Ср.р. объявление, печенье
    М.р. кисель
  2. семья, печенье – разделительный Ь
    Степь, мельница – смягчающий Ь
    Объявление — разделительный Ъ
  3. 1скл. Семья, мельница
    2 скл. Печенье, кисель, объявление
    3 скл. Степь

Уч. Остановимся на группировке слов по типам склонения.

Назовите ваши действия для определения склонения.

Д: Определили род, окончание, по окончанию и роду определяем склонение. Слайд

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Уч. Я утверждаю, что слова Андрей и Андрюша относятся ко 2 склонению т.к. это существительные мужского рода. Согласны вы со мной? (при необходимости обратитесь к таблице в учебнике на стр. 70-71) Слайд

Д: Нет. Андрюша- существительное 1 склонения, так как это существительное мужского рода, но с окончанием –а.

Уч. Запишем, Кто желает сделать эту запись на доске?

(В скобках пишем объяснение.)

После точки продолжите запись слов самостоятельно.

Запишите слова: (диктую) тарелка, таблетка, тема тетрадь.

Какие знания потребовались, чтобы правильно выполнить это задание?

Д: знания орфографического написания словарных слов

Уч.Проверьте,… Слайд Кто нашёл у себя ошибки?

торелка, тема, тоблетка, тетрадь.

Дети говорят об ошибках на доске. Да, вы правы, вас не проведёшь. Слайд

Уч. Проверьте ещё раз. ( правильный вариант) С этим все согласны? Что заметили?

Д: с все слова на букву «т», ударение на корень слова, но есть непроверяемая безударная гласная в корне слов всех кроме слова «тема»

Уч. Какие грамматические признаки у этих слов общие?

Д: им. сущ., ж.р., неодуш., нариц., ед.ч.,

Уч. А можно ли сказать, что все эти сущ. 1 склонения?

Д: Нет. Тетрадь ж.р., но оканчивается на Ь с нулевым окончанием, значит 3 скл.

Уч. Преобразуйте это сущ. в сущ. 1скл. Запишите (тетрадка)

Вы использовали словоизменение или словообразование?

Д. изменилась основа, появился суффикс, значит словообразование

Уч. Напишите грамматические признаки одного из слов.

Поменяйтесь тетрадками с соседом по парте и проверьте.

Кто выполнил правильно встаньте. Молодцы!

Работа с учебником стр.63 упр.400

Уч. Прочитаем текст. К какому стилю вы отнесёте текст? Выпишите им. сущ. с окончанием –а.

Ученик работает за доской. Проверяем.

Зайчиха, зайца, коза, молока , бельчата– все эти слова имеют окончание –а, значит они 1 склонения

Д: Нет. сущ. Зайчиха, коза, стоят в начальной форме, Ж.р. имеют окончания –а и относятся к 1 склонению,

Уч. Покажем эти объяснения в тетради.

Д: а существительные — зайца, молока надо поставить в начальную форму и по роду и окончанию определить склонение имён сущ. Бельчата – во мн. ч., надо поставить в начальную форму ед .числа(выделяем окончания, над существительными ставим склонение)

Уч. По каким признакам мы определяем склонение имён сущ.? (род и окончание в начальной форме единственного числа) Слайд

Проверьте своё предположение и прочитайте на стр.73 сведения о языке.

Совпали эти предположения?

3. Постановка учебной задачи.

Уч. Прочитаем этот текст ещё раз и подумаем, к какому стилю вы можете отнести данный текст?

На доске группа слов. Прочитайте.

Таня бабушка Пермь гостить деревня

Какое задание можете предложить?

Д: составить предложение.

Таня гостила у бабушки в деревне около Перми.

Уч. Проговори орфографически. — Задание выполняем в парах

Кто встретился с трудностями? А почему эти трудности появились? (безударная гласная в оконч.)

(В какой части слова эта орфограмма?)

5. Построение проекта выхода из затруднения.

Уч. Так, что же будет темой наших наблюдений?

Д.: безударные гласные в окончаниях имён существительных.

Д: определить у имени существительного по роду и окончанию начальной формы склонение, по вопросу от главного слова к зависимому — падеж

Д: Чтобы по ударному окончанию существительного этого склонения верно написать окончание безударное.

Уч.Кто желает записать это предложение на доске. При записи не забывайте комментировать все орфограммы.

Объяснение написания безударной гласной в окончании запишем в скобках.

Д: Таня (окончание я не вызывает сомнения)

…гостила – ( ст без Ь) безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением, проверочное слово …глагол, окончание а не вызывает сомнения.

Д: У бабушки безударная гласная в окончании н.ф. бабушка-ж.р. , окончание –а значит 1скл. (гостила у кого? у чего? у бабушки)Р,п.

Зову слова помощники с ударным окончанием посмотрите в таблицу на стр.70 гостила у кого? у чего? у земли, у страны. Пишу окончание И.

У бабушки (1скл., Р.п.) выделяем окончание.

Гостила (где? В чём в ком?) в деревне безударная гласная в окончании …

Перми –ударное окончание, И

Уч.А какие задания можно ещё дать к данному предложению? (дети предлагают, желающие на доске выполняют)

Я тоже хочу предложить задания. (Задание на выбор.)

— Выпишите словосочетания, со словами, в которых содержится орфограмма безударная гласная в окончании имён существительных.

-Выписать только словосочетания с сущ. 1 склонения, обозначить какими членами предложения являются данные слова

— Каждый может выбрать любые 3 задания из предложенных ребятами или своё или моё и выполнить дома, на оценку это влиять не будет.

6. Первичное закрепление.

Работа в группах.

Уч. В конверте возьмите карточку.

Что можете сказать?

Да, это словосочетания, и в словах пропущены буквы.

Прилетают в середин., оповещает о прилёт., оповещает пени., сидит на ветк.

Вспыхнули в неб., звучала в парк., катались с горк., встретилась с друг.

Потеплело в воздух., исчез с крыш., обсохла на пригорк., зацветут в рощ.

Уч. Обсудите, какие буквы и в какой части слова пропущены. Подумайте, как можно проверить эту орфограмму?

Запишите в тетради.

Своё объяснение берите в скобки.

После обсуждения словосочетания появляются на Слайде, и каждую группу слушаем.

7. Установление осознанности восприятия. Первичное обобщение.

Уч. Какие знания потребовались, чтобы написать безударные гласные в окончаниях имён сущ.? Проговорим эти шаги.

Д: определить у имени существительного по роду и окончанию начальной формы склонение, по вопросу от главного слова к зависимому- падеж, по ударному окончанию слов данного склонения пиши безударное окончание.

Уч.С какой же целью мы учимся определять склонение и падеж имён существительных?

Д: чтобы правильно написать безударное окончание.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Уч.В процессе нашей исследовательской работы, вы определили шаги, которые нужно сделать, чтобы правильно написать безударные окончания имён существительных. Предлагаю вам сейчас определить, как каждый из вас освоил эту тему.

Каждый из вас может взять из конверта карточку белого цвета и в этой карточке выбрать и отметить любым значком правильный вариант ответа.Слайд

1. Для: определения склонения имён существительных достаточно:

А) Определить род и число.

Б) Определить окончание и род.

В) Поставить имя существительное в начальную форму единственного числа и определить род и окончание. Слайд

2. Для определения падежа имён сущ. достаточно:

а) задать вопрос от главного слова к зависимому и по падежному вопросу определить.

б) Разобрать предложение по членам.

в) Определить окончание.

г) Определить предлог. Слайд

3. Для правильного написания безударной гласной в окончании имени существительного достаточно:

А) определить падеж и число

Б) определить склонение, задать вопрос от главного слова, определить падеж и по ударному окончанию существительных помощников сделать выбор гласных.

В) определить окончание по начальной форме.

Уч.Кто желает для всех зачитать свои ответы? Проверяйте.

Если согласны, нужно встать и подпрыгнуть, своё несогласие выскажите хлопками в ладоши.

А теперь проверим, компьютер согласен с вами? Слайд

(Показываем Слайд с правильными ответами)

9. Рефлексия деятельности.

Какой вид работы был для тебя самым интересным? Что было трудно? Что ты выполнял самостоятельно, уверенно? На что тебе нужно обратить внимание, чтобы у тебя всё получалось на отлично?

Давайте отметим работу учеников на уроке. Оценка и комментарии. Домашнее задание помните? (по предложению)

Резервное задание

Используйте словосочетания, с которыми вы работали, в группах, напишите свой короткий текст

Не забудьте шаги, которые нужно сделать, чтобы правильно написать безударные гласные в окончаниях имён существительных. Выделите безударные гласные в окончаниях имён существительных.

Зачитывают

Подумайте, к какому стилю может быть отнесен данный текст?


источники:

http://infourok.ru/otkritiy-urok-po-russkomu-yaziku-na-temu-obobschenie-znaniy-o-bezudarnih-padezhnih-okonchaniyah-imyon-suschestvitelnih-756305.html

http://urok.1sept.ru/articles/611446