Имя существительное правописание падежных окончаний 10 класс

Урок русского языка в 10 классе по теме: «Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Цели урока: повторить основные сведения об имени существительном как о части речи;

совершенствовать навыки правописания имён существительных, закрепить навыки аналитической работы со словом как частью речи;

развивать умение работать с различными источниками;

воспитывать уважительное отношение к слову.

Круг рассматриваемых вопросов: лексико-грамматические разряды; род и число имён существительных; склонение; правописание падежных окончаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
10_klass_otkrytyy_urok.doc68.5 КБ
10_klass_r.ya_.ppt142.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

МОУ Охрозаводская сош

Урок русского языка в 10 классе по теме: «Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний»

Учитель русского языка

и литературы Барышникова Н. В.

Цели урока: повторить основные сведения об имени существительном как о части речи;

совершенствовать навыки правописания имён существительных, закрепить навыки аналитической работы со словом как частью речи;

развивать умение работать с различными источниками;

воспитывать уважительное отношение к слову.

Круг рассматриваемых вопросов: лексико-грамматические разряды; род и число имён существительных; склонение; правописание падежных окончаний.

I. Организационный момент.

II. Словарный диктант (учащиеся работают в тетрадях , один ученик – у доски) / Индивидуальная работа по карточкам / Выполнение тестовых заданий на компьютере.

Варьировать, лосьон, въявь, объявление, обязанность, четырёхъячеистый, четырёхэтажный, сэкономить, сверхизысканный, сверхъестественный, бурьян, объесть, обед, бульон, двуязычный, двухэтажный, двухъярусный, Кащей Бессмертный, 9 Мая, Ломоносовские чтения, Герой Российской Федерации, Народный артист России, Большая Медведица, США, Красный Крест, Ближний Восток, Дом актёра, Ясная Поляна.

— Исправьте ошибки. Объясните основные орфограммы, встретившиеся в диктанте.

(употребление ъ и ь в качестве разделительных, ь для обозначения мягкости, для обозначения формы слова; правописание и, ы после приставок, употребление прописных букв).

  1. Знакомство с новым материалом.

1. Проблемная постановка темы.

— К какому грамматическому классу слов относятся слова, представленные в диктанте? (Самостоят. Ч. Р.)

— Что их характеризует? (Служат для обозначения предметов, признаков, действий и других явлений окружающей действительности. Такие слова являются обычно самостоятельными членами предложения, несут на себе словесное ударение.)

— Какое значение имеют слова: объявление, обязанность, бульон ? (Предметное)

— К какой части речи относятся слова с предметным значением? (Существительное)

— Учитывая сказанное, объясните, какой части речи будет посвящён наш урок? (Имени существительному.)

— Запишем тему урока.

Имя существительное как часть речи.

2. Самостоятельная работа с учебником.

— Изучите материал §32, составьте его план.

Индивидуальное задание: представить материал параграфа в обобщённом виде, заполнить схему.

Проверка индивидуальных заданий.

Схема проецируется на экран

— Согласны ли вы с кратким схематическим отражением материала параграфа?

3. Исторический комментарий. Имя существительное как часть речи имело длительный путь развития, но в целом оно сохранило и категориальный признак, и основные грамматические признаки, и систему словоизменения и формообразования индоевропейского периода развития (III тысячелетие до н. э.). В имя как лексико-грамматический разряд входили также прилагательные, слова, имеющие числовое значение, некоторые глагольные формы (неопределенная форма глагола). В праславянский период развития языка (до VI в. н. э.) существительное выделилось в особую часть речи с предметным значением (земля, солнце, отец). Отмечалось наличие трёх родов (стол, жена, око); трёх чисел — единственного, множественного и двойственного (эта форма употреблялась при словах два и оба, а также её имели парные существительные — очи, уши, бока, глаза). Различалось семь падежей — именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, местный (значение места, часто употреблялся без предлога: бысть пожаръ великъ КыевЬ городе), звательный (использовался при обращении: старче! жено! сыну/). Категория одушевленности-неодушевленности была лексической: одушевленные существительные отличались от неодушевленных только лексическим значением, а падежные формы у них совпадали (И. мужь, столь; Р. мужа, стола; В. мужь, столь). В древнерусском языке к XIV в. категория одушевленности-неодушевленности становится лексико-грамматической: одушевленные и неодушевленные существительные уже различаются и падежными формами (И. муж, стол; Р. мужа, стола; В. мужа, стол).

Современные три типа склонения существительных сформировались на базе шести типов склонения в древнерусском языке. Слова путь, дитя и десять существительных на -мя сохранили падежные формы древнего типа склонения на -i (и краткое). Существительные на -мя входили первоначально в склонение на согласную (др.-рус. имя, имене, имени, имя, именьмь, имене), затем перешли в склонение на -i и так же, как существительное путь, до наших дней сохранили падежные формы этого типа склонения (др.-рус. путь, пути, пути, путь, путьмь, пути). В современном русском языке они являются разносклоняемыми, так как в творительном падеже имеют окончание существительных II склонения (путём, именем), а во всех остальных ‘падежах — III склонения (пути, имени и т.д.)

4. Задания на восприятие:

1) Индивидуальное задание: работа с толковым словарём С. И. Ожегова по упр. 168 – составить с данными словами словосочетания с видом связи — согласование.

2) Установите к какому лексико-граммматическому разряду (конкретные, отвлечённые, собирательные, вещественные) относятся имена существительные: лист (конкр.) , листва (собир.) , симфония (конкр.), городишко (конкр.) , деление (отвл.) , пшено (веществ.), молоко (веществ.), сапожище (конкр.) , детвора (собир.) , поэзия (отвл.), подмастерье (конкр.) , ручища (конкр.) .

3) К каким типам склонения относятся выделенные слова?

  1. Докажите, что слово кукла – одушевлённое. (Форма родительного падежа мн. ч. совпадает с формой вин п. – признак одушевлённости.)

Приведите свои примеры одушевлённых существительных, которые не служат наименованиями живых существ, а категория одушевлённости определяется формами И., Р., В. падежей. Перечислите типы таких существительных.

IV. Первичное закрепление.

1.Прочитайте текст упр.166. Из какого литературного произведения взят отрывок? К какому типу речи относится данный текст? Приведите примеры одушевлённых и неодушевлённых существительных.

2.Докажите, что слово проезжающих в данном тексте используется в значении существительного, как изменяется данное существительное по падежам? (Слово проезжающих в данном предложении является существительным, т. к. оно приобрело значение предметности, в предложении выполняет функцию дополнения. Способ образования данного слова – морфолого-синтаксический, склоняется по типу прилагательного)

3. Найдите в тексте существительные, которые не изменяются по числам. К какому лексико-грамматическому разряду они относятся? (Щи, мозги — вещественные)

V. Проверка индивидуального задания. ( упр. 168 ) Как определяется род несклоняемых имён существительных?

VI. Выполнение морфологического разбора имён существительных по вариантам.

1в. (В) трактирах (в чём? Где?) – сущ., н. ф. – трактир; нариц., неодуш., конкр., м. р. ,2 скл.; употреблено в форме пр. п., мн. ч..; в предл. явл. обстоят.места.

2в. (В) Европе (в чём? Где?) – сущ., н. ф. – Европа; собств., неодуш., конкр., ж. р., 1 скл..; употреблено в форме пр. п., ед. ч.; в предл. явл. обстоят. места.

Итог по первой теме урока.

— Какие понятия, прозвучавшие на уроке оказались для вас новы? (Конкретные, отвлечённые, собирательные и вещественные существительные.)

— Какие затруднение при изучении нового материала у вас возникли?

VII. Проблемная постановка второй темы.

Поставьте слова: Дарья, любовь, Любовь, Юлия, – в дательный падеж, Бородино, дочери, двери, Царицын – в творительный падеж.

Учащийся работает у доски. Ошибки не исправляются.

— Какие затруднения вы испытываете? (В выборе окончания при изменении по падежам)

— Как обозначим вторую тему?

Правописание падежных окончаний.

— Изучите материал учебника и исправьте ошибки.

( Дарье, любви, Любови, Юлии, Бородином, дочерьми, дверями, Царицыном )

VIII. Закрепление материала.

Дифференцированное задание по вариантам.

1в. упр. 170. Более слабым учащимся предлагается переписать слова, выделить основу, окончание, определить тип склонения.

2в. упр. 173.Более сильным учащимся предлагается выписать предложения, где требуется употребить существительные в форме Д.п. и П. п.

3в. упр. 172. Наиболее слабым предлагается переписать слова, объяснить правописание окончаний. Как это сделать? (Указать тип склонения, падеж.)

Задание для всех. Стилистическая работа. (Устно) Упр.181 – объяснить выбор окончаний.

— Какие трудности могут возникать при написании окончаний имён существительных? (Выбор гласной )

— От чего зависит выбор гласной в окончаниях существительных? (От склонения, падежа, одушевлённости – неодушевлённости, например, дядюшка и городишко, ударения: семья – семей, но поместье – поместий и других особенностей)

— Какие стилистические правила написания окончаний существительных вы знаете? (Стр.112 — 114)

— Какие случаи написания показались вам наиболее трудными?

IX. Домашнее задание. §32,33; упр. 176, упр.175 или 177 (по выбору).

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Имя существительное как часть речи Круг рассматриваемых вопросов: — лексико-грамматические разряды; — род и число имён существительных; — склонение; — правописание падежных окончаний

Признаки существительного Постоянные. Лексико-грамматический разряд Непостоянные Одушевлённые Неодушевлённые Конкретные отвлечённые собирательные вещественные число падеж род склонение Нарицательные собственные Признаки существительного Постоянные. Лексико-грамматический разряд Непостоянные

лист, листва , симфония, городишко , деление, пшено, молоко, сапожище , детвора , поэзия, подмастерье , ручища .

Листва(1) Городишко(2) Деление(2) Сапожище(2) Детвора(1) Подмастерье(2) ручища (1)

Домашнее задание. §32,33; упр. 176, упр.175 или 177 (по выбору).

Правописание падежных окончаний имён существительных Дарья, любовь, Любовь, Юлия, – в дательный падеж, Бородино, дочери, двери, Царицын – в творительный падеж.

Дарье, любви, Любови, Юлии, под Бородином, дочерьми, дверями, под Царицыном

Итог урока — Какие понятия, прозвучавшие на уроке оказались для вас новы? — Какие трудности могут возникать при написании окончаний имён существительных? — От чего зависит выбор гласной в окончаниях существительных? — Какие стилистические правила написания окончаний существительных вы знаете? — Какие случаи написания показались вам наиболее трудными?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее.

Презентация к уроку русского языка пр теме «Орфограммы в разных частях слова» 5 класс.Урок проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе.

Самоанализ урока русского языка 5 классе,проведенного учителем русского языка и литературы Кадыровой Г ГТема урока: Имя существительное Цель урока: повторить и систематизировать изученный .

Данный урок — это урок изучения нового материала, цель которого познакомить обучающихся с категорией состояния как частью речи.

Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий.

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему «Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе&quot.

. Повторение основных сведений об имени существительном как о части речи; совершенствование навыков правописания имён существительных, закрепление навыков ведения аналитической работы со словом как с.

КОНСПЕКТ УРОКА РУС .ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ»«Правописание падежных окончаний имен существительных. «

Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных. Ц ели:систематизировать и обобщить правила правописания падежных окончаний имен существительных;

совершенствовать орфографические умения и навыки правописания безударных окончаний существительных с целью подготовки к ЕГЭ.воспитывать чувство доброжелательности, взаимной помощи, внимания друг к другу.

План – конспект урока

Организационный момент. Знакомство с темой, целями урока. правопис ание падежных окончаний имен существительных зависит от склонения существительного:

— к 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями –А, -Я (лампа, юноша);

— ко 2 склонению – существительные среднего рода с окончаниями –О, -Е и существительные мужского рода с нулевым окончанием (окно, море, врач)- к 3 склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце и нулевым окончанием (рожь, дочь).

Сложность при написании безударных окончаний существительных возникает, если существительное стоит в форме родительного, дательного и предложного падежей. У существительных 3 склонения в данных падежах окончание –И, у существительных 1 склонения в родительном падеже – И, во всех остальных падежах – Е.Следует запомнить отдельную группу слов: 10 разносклоняемых существительных на – МЯ (племя, пламя, знамя, время, имя, семя, темя, стремя, вымя, бремя ) и существительное ПУТЬ, которые в родительном, дательном, предложном падежах имеют окончание – И. Для существительных, оканчивающихся на – ИЙ, — ИЯ, -ИЕ, правило такое: если на конце существительных предпоследняя буква –И, то и последняя буква – И (т.е. ИИ). Исключение: на остриЕ.Следует различать параллельные формы собственных имен типа Мария – Марья, существительных среднего рода в художественной литературе (сражение – сраженье). Они имеют разные окончания в дательном и предложном падежах (о МариИ – о МарьЕ, в сражениИ – в сраженьЕ). Исключение: в забытьИ. Вывод. Чтобы не ошибиться в выборе в выборе Е или И в падежных окончаниях существительных единственного числа, необходимо:

поставить существительное в начальную форму (ед.ч. Им.п.), выделить окончание;

определить склонение существительного;

определить падеж, вспомнить окончание существительного в данном падеже;

помнить о склонении отдельной группы существительных.2 . Объяснить графически правописание гласных в окончаниях имен существительных. Работа по цепочке.

Писать в тетрадкЕ – чертить в тетрадИ (необходимо различать окончания однокоренных существительных, относящихся к разным склонениям), говорить о воспитаниИ (-ИЕ), идти от деревнИ (1скл.Р.п.) к деревнЕ (Д.п.), о русском пейзаже (2 скл.), деревья в инеЕ (2 скл.), в пламенИ (на –МЯ) костра, приехали к ЛидиИ (на –МЯ) ПетровнЕ (1скл.Д.п.) (обратить внимание на то, что имена и отчества, стоящие рядом, могут иметь разные окончания), спросили о МарьЕ (1скл.П.п.) ДмитриевнЕ (1скл.П.п.).3 . Правописание окончаний русских, иностранных фамилий и названий населенных пунктов на –ИН,-ЫН,-ОВ,-ЕВ в творительном падеже.- Задание. Поставить имена существительные в творительный падеж, объяснить окончания. Антон Чехов, Джек Лондон, город Гурьев, Юрий Гагарин, город Гагарин, поле Куликово, село Бородино.

4 . Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе. Выбор формы множественного числа имени существительного на –А(-Я) или на –Ы(-И), зависящий от смысла (окончания служат для разграничения лексического значения слов). Преподаватель предлагает форму слова с окончанием –А,-Я, суворовцы называют вариант с окончанием –Ы,-И, дают его лексическое толкование. . Найти ошибки в образовании формы множественного числа, записать предложения в исправленном виде.5 «Правописание форм родительного падежа множественного числа». Сложность данной темы заключается в том, что нет определенных правил, четко регламентирующих наличие окончания или нулевое окончание в родительном падеже множественного числа некоторых существительных Рассмотрение случаев, наиболее часто встречающихся в материалах ЕГЭ.Устно исправить ошибки в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных. 6. Дифференцированная письменная работа (см. дидактический материал). 1). Для тех, кто имеет за четверть «4»,- творческое задание (вариант 3). 2). Остальные по вариантам выполняют работу по карточкам (номер карточки соответствует номеру варианта). ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛПравописание падежных окончаний имен существительных Вставить пропущенные буквы, графически объяснить выбор окончания. 1 вариант

Сидел на верхней ступеньк…, спустился с нижней ступен…, был на собрани…, гулять по алле…, жить под городом Пушкин…м, встретились на выставк…, росли у опушк…, присутствовать на спектакл…, подойти к нян…, на ветк… сирен…, отдать Евдоки… Петровн… . 2 вариант Спрятаться в транше…, статья о геро…, купаться в проруб…, расти на суш…, жить в роскош…, обратиться к Натали… Евгениевн…, прочитать о певиц…, сидеть на ветк. на нижней ветв…, роман написан Стивенсон…м, расположить по вертикал…, находиться на лекци… .

Ш. Подведение итогов урока.

1. Определение перспективы на дальнейшую работу.

2. Выставление оценок, их комментирование.

3. Инструктаж по выполнению самоподготовки.

Теория (правописание падежных окончаний имен существительных), упражнение 166 (графически объяснить).

3. Падеж и склонение имён существительных

Теория:

Окончание — у (- ю ) считается разговорным.
В качестве вариантного (дополнительного) окончания — у (- ю ) может употребляться в следующих случаях:

а) у вещественных существительных при указании на количество :
кружка чаю, тонна песку, кусок сыру;

б) у вещественных существительных при указании на часть целого :
купить сахару, отрезать сыру (но: плантации чая, запасы сахара);

в) у отвлечённых и собирательных существительных в сочетании с количественными словами много , мало :
много шуму, мало народу;

г) в устойчивых словосочетаниях :
ни слуху ни духу, без роду и племени, не до смеху, задать перцу и т. д.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-rus-yazika-v-klassepravopisanie-padezhnih-okonchaniy-imen-suschestvitelnih-3993707.html

http://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/10-klass/razdel-morfologii-samostoiatelnye-chasti-rechi-10908/imia-sushchestvitelnoe-10918/re-4b9a6901-8ba5-4948-aeac-99713244b347