Имя существительное с приставкой корнем суффиксом и окончанием

Слова с приставкой, корнем, суффиксом и окончанием Примеры 10 слов

Для анализа структуры слова мы можем использовать несколько вариантов разбора слова. Наряду со словообразовательным разбором слова, помогающим определить основу слова и производные от него слова, существует также морфемный разбор слова, предполагающий выделение в слове его корня, приставки, суффикса и окончания. В данном материале я расскажу, как выполнить морфемный разбор нужного нам слова, а также укажу на характерные особенности проведения подобного разбора.

Последовательность действий морфемного разбора слова

Выполнение морфемного разбора слова предполагает следование следующему алгоритму:

  • Разбираемся, к какой части речи относится анализируемое нами слово;
  • Затем выделяем в данном слове его основу и окончание. Для выделения окончания необходимо выполнить склонение нужного слова по падежам. Та часть слова, которая не будет изменяться при склонении, обычно является основой, а изменяемая часть – окончанием. Хотя также бывают ситуации (например, у наречия), когда всё слово будет являться основой без окончания (обычно это бывает тогда, когда слово при склонении не изменяется, например, в случае слов «издали», «тихо» и др.). Чтобы не допустить различных ошибок при выделении основы, почаще заглядывайте в подручный словарь морфем;
  • Проанализируйте, входит ли в основу данного слова приставка и суффикс. Для определения суффикса сопоставьте разбираемое слово с однокоренными словами, это позволит выделить формообразующие суффиксы (т.е. суффиксы, которые образуют формы одного и того же слова, например: – время – времени). Затем определитесь с наличием в слове словообразовательных суффиксов (служат для образования новых однокоренных слов, например: — писать – писа-тель). Если затрудняетесь с поиском суффиксов, не стыдитесь обращаться за помощью к уже упомянутому словарю морфем;
  • Найдите корень слова. Для нахождения корня подберите однокоренные слова – например, гриб – грибной.
  • Теперь отметьте части речи в слове с помощью соответствующих графических обозначений.

Особенности работы с источниками при морфемных разборах

Помните, что при работе с морфемными словарями (в том числе и в сети) разбор одних и тех же слов может быть выполнен по-разному, в зависимости от конкретной школы русского языка, и специфики используемой ею методологии. Существенно может отличаться морфемный разбор слова в школе и университете (в ВУЗе уделяют пристальное внимание этимологии слова), потому в университете могут выделять нулевой суффикс, фиксировать наличие нулевого корня и так далее.

Также могут существенно отличаться морфемные разборы одних и тех же слов в различных словарях (например, в словарях под ред. Ефремовой Т.Ф, и под ред. Тихонова А.Н. отличается морфемный разбор слова «благодарность»). Поскольку споры о единственно правильном разборе слова ещё ведутся, необходимо считать верными оба варианта разбора слова.

Примеры слов с приставкой, корнем, суффиксом и окончанием

Приведём морфемный разбор некоторых слов:

Слово «яблоко»

Часть речи: имя существительное
Состав слова:
яблок — корень,
о — окончание,
яблок — основа слова.

Слово «каждый»

Часть речи — местоименное прилагательное
Состав слова:
кажд — корень,
ый — окончание,
кажд — основа слова.

Слово «играть»

Часть речи: глагол
Состав слова:
игр — корень,
а, ть — суффиксы,
нет окончания,
игра — основа слова.

Слово «ответ»

Часть речи — существительное
Состав слова:
ответ — корень,
нулевое окончание,
ответ — основа слова.

Слово «работать»

Часть речи: глагол
Состав слова:
работ — корень,
а, ть — суффиксы,
нет окончания,
работа — основа слова.

Слово «гитара»

Часть речи – имя существительное
Состав слова:
гитар — корень,
а — окончание,
гитар — основа слова.

Слово «ель»

Часть речи – существительное
Состав слова:
ель — корень,
нулевое окончание,
ель — основа слова.

Слово «коллекция»
Часть речи — существительное
Состав слова:
коллекци — корень,
я — окончание,
коллекци — основа слова.

Часть речи: глагол
Состав слова:
пут, ше — корни,
е — соединительная гласная,
ств, ова, ть — суффиксы,
окончания нет,
путешествова — основа слова.

Помните, что «ть» здесь (и в других аналогичных словах) является формообразующим суффиксом и не входит в основу слова, но во многих школьных программах «ть» отмечается как окончание.

Данное слово может быть как наречием, так и предлогом.

Состав слова:
в — приставка,
перёд — корень,
нет окончания,
вперёд — основа слова.

Слово «лучший»
Часть речи – слово прилагательное
Состав слова:
лучш — корень,
ий — окончание,
лучш — основа слова.

Перечень сервисов для анализа слов с приставкой, корнем, суффиксом и окончанием

Также хотели бы обратить внимание читателей на сетевые сервисы, где находятся словари морфем, благодаря которым вы сможете получить информацию о выбранном вами слове:

  • Russkiy-na-5.ru/dictionary/morphemics – на данном сервисе размещена база с 2300 слов, для которых вы можете просмотреть морфемный разбор. Просто введите требуемое слово в поисковую строку, и при нахождении данного слова вы получите образец его морфемного разбора;
  • Odnokorennye-slova-k-slovy.ru – данный сайт являет собой справочный ресурс, на котором вы можете просмотреть морфемный разбор большинства слов, а также подобрать к вашему слову однокоренные слова. Работа с сайтом не отличается от аналогов – вы переходите на ресурс, вбиваете нужное слово в строку поиска, и жмёте на кнопку ввода;
  • Morphemeonline.ru – ещё один аналогичный сервис, где имеется внушительная база морфемных разборов слов. Работа с сервисом не отличается от работы с сервисами-аналогами.

Заключение

Морфемный разбор слова предполагает следование определённому плану, который был изложен нами выше. Учтите, что специфика результатов подобного разбора может отличаться в зависимости от методологии конкретной школы, дифференциируясь даже в словарях различных авторов. Поскольку споры о правильности того или иного морфемного разбора ещё ведутся, рекомендуем использовать один из имеющихся в словарях вариантов разбора – на базовом уровне он будет считаться правильным в любом случае.

Как разбирать слова по составу

Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.

Как научить ребенка разбирать слова по составу?

Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.

Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:

  • ребёнок может плохо знать части слова: приставка, корень, суффикс и окончание;
  • не знает как правильно находить ту или иную часть слова;
  • не владеет алгоритмом разбора слов по составу.

Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.

Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.

Корень

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова.

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

Приставка

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

Суффикс

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.

Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.

Окончание

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.

Основа слова

Основа слова – это часть слова без окончания.

В основу слова входит приставка, корень и суффикс.

Второе — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.

Проверь свои знания

Тест «Состав слова»

1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК?
а) антонимы;
б) синонимы;
в) родственные.

2. Часть слова без окончания называется:
а) основой;
б) корнем;
в) суффиксом.

3. Общая часть родственных слов называется:
а) основой;
б) корнем;
в) окончанием.

4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это:
а) окончание;
б) суффикс;
в) приставка.

5. Определи окончание в слове мечтой.
а) -той;
б) -ой;
в) -й.

6. Продолжи фразу. Основа слова — это:
а) изменяемая часть слова;
б) общая часть родственных слов;
в) часть слова без окончания.

7. Из каких частей может состоять основа слова?
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.

8. Определи, в какой строке все слова однокоренные.
а) гусеница, гусь, гусята, густой;
б) школа, школьный, пришкольный, школьник;
в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.

9. Дополни фразу. Приставка — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) часть слова, которая стоит после корня;
в) служебная часть речи.

10. Какое из данных слов имеет приставку по-?
а) полезный;
б) подарок;
в) по дороге.

11. Дополни фразу. Суффикс — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) изменяемая часть слова;
в) часть слова, которая стоит после корня.

12. Выбери слово с суффиксом.
а) завод;
б) зонтик;
в) собака.

13. Выбери значимые части слова.
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.

Третье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.

Схема морфемного разбора слова

  1. Определи слово как часть речи.
  2. У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов нет окончания).
  3. Укажи основу слова.
  4. Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);
  5. Выдели приставку.
  6. Выдели суффикс.

Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:

покупка

1. Часть речи -имя существительное

2. окончание -А (нет покупкИ, горжусь покупкОЙ)

3. основа — ПОКУПК-

пришкольный

1. Часть речи -прилагательное

2. окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ)

3. основа — ПРИШКОЛЬН-

расцветают

1. Часть речи -глагол

2. окончание -ЮТ (расцветаЕТ)

3. основа — РАСЦВЕТА-

Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.

Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.

Самые распространённые приставки русского языка:

без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)

Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.

Самые распространённые с уффиксы имен существительных

ан -(- ян -), — ани (- яни ), — анин (- янин ), — ач , — ени , — ет -,- ть -, — еств -(- ств -), — есть , — ец , — изм , — изн -, — ик (- ник ), — ин , — ист , — итель (- тель ), — их — иц -(- ниц -), — к -, — л -, — лк , — льник , — льщик (- льщиц -), — от -, — ость , ун , — чик (- чиц -, — щик )

Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.

  • ик — образует лицо , обладающее качеством ( медик , старик )
  • иц — лицо или животное женского пола ( девица , курица , тигрица )
  • ист, щик, ач — лицо , принадлежащее к области деятельности ( парашютист , барабанщик, скрипач)
  • ник — лицо, предмет, место, животное ( всадник, плавник , хищник, ледник )
  • ошк, ушк,чик, юшк, юшк, еньк, ёшк—придают уменьшительно — ласкательную форму предмету .

Суффиксы прилагательных

— ал (- ел -), — ан (- ян -), — аст (- ат -), — ев (- ов ), — еват (- оват -), — ен , — енн (- онн -), — енск (- инск -), — ив (- лив ,- чив -), — ин , — ит (- овит -), — к , — л , — н (- шн -), — тельн -, — уч (- юч ,- яч -), — чат , — к ( а ), — ск , — тель , — ист —

Суффиксы глаголов

— а (- я , — ка ), — е , — ева (- ова , — ыва , — ива ), — и , — л , — ну , — ся , сь, — ть (- ти )

Полезно помнить:

  • л — образует прошедшее время ( был , спал , плыл )
  • ти, ть, чь — образуют неопределенную форму глагола ( инфинитив ) ( нести , делать,беречь)

Пятое — обязательная тренировка.

Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.

Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.

Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.

1 вариант

1.Разбери слова по составу:

Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький

2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:

Тропа — …………………………………………………………………………

Тепло — …………………………………………………………………………

3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.

приставкакореньсуффиксокончание
беззащитныйдаритьвкусныйдобрый
подъехатьводасводныйтяжёлый
безобразныйжизньсъеденныйбелый
донёспришкольныйводныйчёрный
простотадомашнийцветикключи
поворотсадиксвалкарыба
замёрзсухаякучакурица
вышёлдумакаменщиксмысл
завёлжаркийрыбкаодежда
подходзаставалавкасорока

2 вариант

1)Разбери по составу:

качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток

2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:

Сырой — ………………………………………………………………………….

Стекло — …………………………………………………………………………

Стена — …………………………………………………………………………..

3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.

приставкакореньсуффиксокончание
коньлетоплакучиймягкий
подтянуллокотокмясникмолодость
вписатьпроходитьзимамяч
прожитьводителькнигасады
заяцчасыкормовойземляной
сроккотёнокмирножницы
заряшколалесникрадость
ссорапокраситьнизкийлодка
стулсиреневыйпогодакарандаш
подъездполекрышаполк

По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.

Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Понятие о приставке и суффиксе. Образование слов с помощью приставок и суффиксов

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке вы познакомитесь с приставками и суффиксами, которые активно используются в речи, понаблюдаете за их значением и написанием. В уроке вы найдёте справочник «Суффиксы и приставки русского языка».


источники:

http://naymenok.ru/kak-razobrat-slovo-po-sostavu/

http://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/sostav-slova/ponyatie-o-pristavke-i-suffikse-obrazovanie-slov-s-pomoschyu-pristavok-i-suffiksov