Имя твое птица в руке подлежащее сказуемое

Конспект урока. 8 класс. Тема «Тире между подлежащим и сказуемым»

ТЕМА: «Тире между подлежащим и сказуемым»

Ознакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым; формировать умение ставить знаки препинания между главными членами предложения; отработать навык правильно выделять грамматическую основу.

Развить у обучающихся умение применять полученные знания в различных ситуациях; развивать внимание, речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогатить словарный запас.

Формировать у обучающихся интерес к предмету, прививать любовь к художественному слову, совершенствовать навыки общения.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: урок-исследование.

Организационный момент. (1 мин.)

— Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь ему. Здравствуйте, садитесь. Мы начинаем наш урок, всем желаю успехов.

Постановка цели. Актуализация опорных знаний. (5 мин .)

1) Фронтальный опрос. Задание классу.

— На доске до урока написаны предложения:

1) Жизнь нескончаемый экзамен.

2) Чтение это лучшее учение.

— Расставьте недостающие знаки препинания, объясните графически их расстановку.

— Вспомните правило, сформулируйте его.

-К чему мы будем стремиться на уроке? Какие цели и задачи себе поставим?

(познакомиться с правилом о постановке тире м/у П. и С., научиться правильно ставить тире между подлежащим и сказуемым). Кроме того, в процессе работы мы должны будем учиться правильно выделять грамматическую основу. Итак, запишите тему урока.

3. Изучение новой темы.

1) Работа с учебником. (7 мин.)

1) исследование параграфа 15 (стр.58).

— Что показалось вам незнакомым? Что нового вы узнали?

— При каких условиях ставится тире между подлежащим и сказуемым?

— Сделайте вывод по правилу постановки тире между подлежащим и сказуемым (полные ответы).

Когда тире ставится?

1) Если П и С выражены Сущ. в им.п . (Москва – столица нашей Родины)

2) Если П и С выражены Числит. в им. п . (Пятью пять – двадцать пять).

3) Если оба главных члена выражены Неопр. формой гл . (Жить – Родине служить).

4) Если один главный член выражен Неопр. формой гл, а другой — Сущ. (Ученого учить – только портить. Наш долг – честно защищать Родину).

5) Когда перед сказуемым стоят указательные слова ЭТО, ВОТ, ЭТО ЗНАЧИТ, ЭТО ЕСТЬ, то тире ставится перед этой частицей (Чтение – вот лучшее учение).

Когда тире обычно не ставится?

1) Сказуемое присоединяется союзом КАК или другими сравнительными союзами ( как будто, будто, словно, точно (Наш сад как проходной двор).

2) Если подлежащее выражено ЛИЧНЫМ МЕСТ (Он врач).

3) Если при сказуемом есть отрицат. частица Не (Бедность не порок).

4) Если сказуемое выражено краткой формой прилагательного (Жизнь прекрасна и удивительна).

2) Составление алгоритма рассуждения (2 мин).

На что мы должны обратить внимание при постановке тире между подлежащим и сказуемым?

2) определить часть речи главных членов предложения;

3) поставить вопрос к сказуемому;

4) посмотреть, нет ли союзов или частиц.

Закрепление новой темы. Выполнение упражнений.

Работа с учебником : устно выполняем упр. №85: ( 10 мин.)

1-й вариант ищет примеры к пункту «тире ставится» (2, 3, 6, 7, 9, 12);

2-й вариант ищет примеры к пункту «тире не ставится (4, 5, 8, 10, 11, 13).

— Какое предложение не соответствует данному правилу? Почему?

(1 предложение: пример с прямой речью).

Работа с карточками (5 мин.)

Карточка №1. Задание: расставьте пропущенные знаки препинания (тире), подчеркните грамматическую основу, укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.

Дополнительное задание (для «сильных» учеников): синтаксический разбор выделенного предложения.

Простота необходимое условие прекрасного.

Глаза будто вишни.

Старость не радость.

Дело художника рождать радость.

Жизнь прекрасна и удивительна!

Очень важное проявление вежливости поздороваться первым.

Синтаксич. разбор : Простота — н еобходимое условие прекрасного.

(Повеств., невоскл, простое, двусост, распр, неослож.)

Гимнастика для глаз. Презентация. 2 мин.

Задание (работа в парах): перестройте предложения так, чтобы м/у подлежащим и сказуемым вместо связки было тире. Чем выражены П и С? (5 мин)

Дедушка стал моим лучшим другом.

С детских лет путешествия были моим любимым увлечением.

Поверхность озера словно прозрачное стекло.

Человек является кузнецом своего счастья.

ВЫВОД: Теперь вы научились перестраивать предложения, чтобы в них было тире м/у П и С.

4). Контроль сформированности умений. «Верные – неверные утверждения»: исправьте ошибки, объясните графически постановку знаков препинания, определите чем выражены П и С. Листочки сдаем.

Глаза — как небо, голубые…

Хорошо учиться — вот наша задача.

Пятью пять двадцать пять.

Книга это лучший подарок.

Плохая книга не подарок.

Хорошая книга понятна и доступна.

Купить хорошую книгу – сделать хороший подарок.

Я ученик. (П выраж. личн. местоим. Тире не ставится )

Глаза, как небо, голубые. ( Сравнит. оборот. Тире не ставится )

Хорошо учиться – вот наша задача. ( П выражено инфинитивом, а С – существительным и + указательное слово ВОТ. Тире ставится)

Пятью пять – двадцать пять. ( П и С выражены числительным. Тире ставится)

Книга – это лучший подарок. ( П и С выражены существительным в Им. падеже + слово ЭТО)

Плохая книга не подарок. (Перед частицей НЕ тире не ставится)

Хорошая книга понятна и доступна. (С выражено краткой формой прилагательног. Тире не ставится)

Купить хорошую книгу – сделать хороший подарок. (П и С выражены инфинитивом. Тире ставится)

ВЫВОД: При написании различных работ (сочинений, эссе и т.д.) используйте предложения с тире м/у главными членами, они придадут вашим текстам большую выразительность.

5). Графическое объяснение пунктуации (5 мин)

Графически объясните, почему поставлено или не поставлено тире.

l) Beнера — самая яркая звезда ночного неба.

2) 3емля велика и прекрасна.

3) Ее глаза как яркие звезды.

4) Жить — Родине служить.

5) Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. (Пушкин).

8). Определение ДЗ . 1мин

Дифференцированное задание (по желанию):

Знать содержание параграфа 15;

Упр 86 (по заданию);

Составьте сами или выпишите из художественных произведений 5-6 предложений с тире между подлежащим и сказуемым.

Порассуждайте, дайте развернутый ответ на вопрос «Зачем нужно тире?»

9). Итог урока. 1,5 мин

Что нового узнали?

Подведем итог: объясните, когда же ставится тире между П и С.

Дополнительное задание (если останется время до звонка). Из ряда слов составьте предложение так, чтобы между подлежащим и сказуемым было тире. Подчеркните грамматическую основу.

1) Это, родной, изучение, дело, речи, великое. (Изучение родной речи – великое дело). 3) Для меня, в жизни, чувствовать, самая, радость, себя, большая, нужным. ( Для меня самая большая радость в жизни — чувствовать себя нужным).

Исследование языкового материала.

Объясните употребление тире в отрывке из стихотворения М.И. Цветаевой, посвященном А. Блоку

Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке,
Одно — единственное движение губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.

Роль тире — создание образа при помощи метафоры, сравнения без сравнительного союза. Речь идет не только об имени, но и о восприятии поэта и его творчества. В слове «Блок» до революции 1917 года было 5 букв «Блокъ».

Контроль сформированности умений. Приступайте к выполнению теста, листочки подпишите и сдайте. 3мин

Тест 1-й вариант

1. В каком предложении сказуемое выражено кратким прилагательным?

1) Золотой метелью мчится жёлтый лист.

2) Летний вечер тих и ясен.

3) Мы медленно стали приближаться к вершине горы.

2. В каком предложении нужно поставить тире?

1) Утро ясное, солнечное.

2) Наш долг защищать Родину.

3) Наш школьный двор как сад.

3. В каком предложении тире не ставится?

1) Озеро словно зеркало.

2) Хорошо учиться вот наша задача.

3) Пятью пять двадцать пять.

4. Запишите номера предложений, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.

Поэзия Пушкина как пение птиц в роще, как песнь ветра.

Старость не радость.

Пятью пять двадцать пять.

Чтение вот лучшее учение.

Южная ночь таинственна и прекрасна.

Хороший вкус это прежде всего чувство меры.

Жизнь нескончаемый экзамен.

Озеро словно зеркало.

Биться в одиночку жизни не перевернуть.

Я честный человек.

1. Укажите предложение с орфограммой «Тире между подлежащим и сказуемым».

1) Всё вокруг: лес, озеро, небо – было серое.

2) Путь в лесах – это километры тишины, безветрия.

3) «А у нас какой лучший город?» — спросил Манилов.

2. В каком предложении нужно поставить тире?

1) Солотча извилистая неглубокая река.

2) Сладковатый запах смешан с запахом смолы.

3) Бедность не порок.

3. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) Чистота — залог здоровья.

2) Хорошо учиться вот наша задача.

3) Пятью пять двадцать пять.

4. Запишите номера предложений, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.

Ученье вот чума, учёность вот причина, что нынче, чем когда, разумных развелось людей, и дел, и мнений.

Самые счастливые люди невежды, а слава удача.

Моя солдатская шинель как печать отвержения.

Но объяснение не оправдание.

Федор знал, что Артём свой парень.

Природа не храм, а мастерская.

Море чудесное, синее, нежное.

Твои речи будто острый нож.

Все неудачники лгуны.

Преодоление препятствия вот наша задача.

5.Тренировочные упражнения

— Спиши пословицы, расставляя знаки препинания.

Объясни употребление тире.

Труд дело чести доблести и геройства.

Порядок душа всякого дела.

Цена человека дело его.

Хорошее начало половина дела.

Умелые руки помощники науки.

Хорошее слово серебро а хорошее дело золото.

Труд для человека здоровье и жизнь.

Ремесло золотой кормилец.

Без дела жить только небо коптить.

— Прочитайте высказывания выдающихся людей о труде. Объясните употребление тире. Запишите понравившиеся афоризмы. Раскройте их смысл товарищу по парте.

Труд – это единственный титул истинного благородства (Р. Роллан).

Свободный труд – вот точка опоры, которую требовал Архимед, чтобы перевернуть мир (М. Горький).

Единственная истина – труд; мир сделается тем, во что превратит его труд (Э. Золя).

Для меня жить – значит работать (И. Айвазовский).

Будем трудиться, потому что труд – это отец удовольствия (Стендаль).

Истинное сокровище для людей – умение трудиться (Эзоп).

Праздность – мать скуки (Стендаль).

Праздный человек точно часы без стрелок (Ф. Купер).

Труд, окруженный почетом ,– основа культуры (С. Коненков).

Самая большая радость в жизни – делать счастье для других (М. Дудин)

4) Графическое объяснение пунктуации. (Задание: графически объясните, почему поставлено или не поставлено тире).

1) Венера – самая яркая звезда ночного неба.

2) Земля велика и прекрасна.

3) Её глаза как яркие звёзды.

4) Курить здесь воспрещается.

5) Язык есть сама жизнь

6) Чужим умом жить – добро не нажить.

7) Наши души-зеркала, отражающие нас.

8) В бою побывать — цену жизни узнать.

9) В человеческой тёмной судьбе ты призыв к вышине.

11) Этот день словно праздник.

12) Север это болото без дна и края.

13) Голова без ума как фонарь без света.

14) Говорить не думая — стрелять не целясь.

15) Эти равнины словно бескрайнее море.

16) Бедность не порок.

17) Наша Волга — самая красивая река

19) Жизнь пройти – не поле перейти.

20) Твои речи будто острый нож.

5). Задание: расставить знаки препинания и вставить пропущенные буквы.

1. Книга источ..ник знаний. Мой отец учитель. Отец учитель истории.

2. Дуб дерево крепкое. Учит..ся значит много трудит..ся.

3. Чай пить не дрова рубить. Решить задачу познать что-то новое. Учит..ся всегда пригодит..ся.

4. Научит..ся играть в теннис это здорово! Бедность не порок. Курить

5. Сер..це не камень. Он хороший плотник. Дело дрянь.

6. Серёжа, по-моему, хороший футболист. Площадь квартиры 50 метров.

Кто твой приятель?

7. Москва сер..це России. Саша волейболист. Ссрёжа тоже волейболист.

1. Книга – источник знаний. Мой отец учитель. Отец – учитель истории.

2. Дуб – дерево крепкое. Учиться – значит много трудиться.

3. Чай пить – не дрова рубить. Решить задачу – познать что-то новое. Учиться всегда пригодится.

4. Научиться играть в теннис – это здорово! Бедность не порок. Курить –

5. Сердце не камень. Он хороший плотник. Дело — дрянь.

6. Серёжа, по-моему, хороший футболист. Площадь квартиры – 50 метров. Кто твой приятель?

7. Москва – сердце России. Саша – волейболист. Серёжа тоже волейболист.

Группа № 1.

Составьте предложения, в которых ставится тире, если:

— подлежащее и сказуемое выражены существительным в И.п.;

— подлежащее и сказуемое выражены числительным;

— подлежащее выражено существительным в И.п., а сказуемое — числительным;

Группа № 2.

Составьте предложения, в которых ставится тире, если :

— оба главных члена выражены инфинитивом;

— один из главных членов выражен существительным в именительном падеже, а другой – глаголом в неопределённой форме;

Группа № 3.

Составьте предложения, в которых ставится тире, если:

— между подлежащим и сказуемым стоит указательная частица это ;

— между подлежащим и сказуемым стоит указательная частица вот;

— между подлежащим и сказуемым стоит указательная частица значит;

— между подлежащим и сказуемым стоит указательная частица это есть.

Группа № 4

Составьте предложения, в которых тире не ставится:

если подлежащее выражено личным местоимением;

-если сказуемое выражено именем прилагательным;

-если перед сказуемым стоит:

Дедушка стал моим лучшим другом.

С детских лет путешествия были моим любимым увлечением.

Поверхность озера словно прозрачное стекло.

Человек является кузнецом своего счастья.

Для кавалериста конь является настоящим другом.

2. Человека считают царем природы не случайно.

3. Серые журавли в нашем крае стали редкостью.

4. Эвкалипты считаются самыми высокими в мире деревьями.

Дедушка стал моим лучшим другом.

С детских лет путешествия были моим любимым увлечением.

Поверхность озера словно прозрачное стекло.

Человек является кузнецом своего счастья.

Для кавалериста конь является настоящим другом.

2. Человека считают царем природы не случайно.

3. Серые журавли в нашем крае стали редкостью.

4. Эвкалипты считаются самыми высокими в мире деревьями.

Дедушка стал моим лучшим другом.

С детских лет путешествия были моим любимым увлечением.

Поверхность озера словно прозрачное стекло.

Человек является кузнецом своего счастья.

Для кавалериста конь является настоящим другом.

2. Человека считают царем природы не случайно.

3. Серые журавли в нашем крае стали редкостью.

4. Эвкалипты считаются самыми высокими в мире деревьями.

Карточка №1. Задание: расставьте пропущенные знаки препинания (тире), подчеркните грамматическую основу, укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.

Простота необходимое условие прекрасного.

Глаза будто вишни.

Старость не радость.

Дело художника рождать радость.

Жизнь прекрасна и удивительна!

Очень важное проявление вежливости поздороваться первым.

Карточка №1. Задание: расставьте пропущенные знаки препинания (тире), подчеркните грамматическую основу, укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.

Простота необходимое условие прекрасного.

Глаза будто вишни.

Старость не радость.

Дело художника рождать радость.

Жизнь прекрасна и удивительна!

Очень важное проявление вежливости поздороваться первым.

Карточка №1. Задание: расставьте пропущенные знаки препинания (тире), подчеркните грамматическую основу, укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.

Простота необходимое условие прекрасного.

Глаза будто вишни.

Старость не радость.

Дело художника рождать радость.

Жизнь прекрасна и удивительна!

Очень важное проявление вежливости поздороваться первым.

Карточка №1. Задание: расставьте пропущенные знаки препинания (тире), подчеркните грамматическую основу, укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.

Простота необходимое условие прекрасного.

Глаза будто вишни.

Старость не радость.

Дело художника рождать радость.

Жизнь прекрасна и удивительна!

Очень важное проявление вежливости поздороваться первым.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Зорина Алевтина ЛеонидовнаНаписать 369 18.12.2020

Номер материала: ДБ-1581908

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    18.12.2020 0
    18.12.2020 0
    18.12.2020 0
    18.12.2020 0
    18.12.2020 0
    18.12.2020 0
    18.12.2020 0
    18.12.2020 0

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки намерено ввести углубленное изучение климата в вузах

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

Более половины родителей не состоят в родительских чатах

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Анализ стихотворения «Имя твое — птица в руке» (М. Цветаева)

Автор: Guru · Опубликовано 02.05.2017 · Обновлено 19.12.2017

Александр Александрович Блок является одной из ключевых фигур в литературном процессе начала двадцатого века. Им восхищались чуть ли не все поэты и прозаики того времени. О нем отзывались как о человеке внеземном, одарённом свыше. Его регулярно упоминали в различных мемуарах и биографиях, ему посвящали не просто стихотворения, а целые поэтические циклы. Одним из таких циклов как раз и является сборник «Стихи к Блоку» Марины Ивановны Цветаевой, открывающийся стихотворением «Имя твоё – птица в руке…».

История создания

Цикл создавался в период с 1916 по 1921 год. Если посмотреть на даты написания каждого из стихотворений, становится ясно, что Цветаева не планировала издавать целый сборник; эта идея возникла уже после смерти Блока. Так, первые работы, вошедшие в цикл, поэтесса пишет весной 1916 года, к этой группе как раз и относится «Имя твоё – птица в руке». Далее работа прерывается на четыре года, и Цветаева вновь обращается к Блоку только в 1920 году в стихотворении «Как слабый луч сквозь черный морок адов…». Это связано с выступлением поэта в Москве 9 мая 1920 года, на котором она присутствовала лично. В 1921 году Блок умирает. Откликом на эту трагедию становятся десять новых стихотворений, ставших итогом цикла.

Жанр и размер

Стихотворение «Имя твоё – птица в руке…» открывает цикл «Стихи к Блоку» и, вопреки распространённому мнению, не является откликом на смерть Блока (напомним: оно написано в 1916 году). Так что совершенно ошибочно считать его своего рода эпитафией.

«Имя твоё – птица в руке…» носит в себе черты послания: лирическое произведение адресовано конкретному человеку (о чём говорит и название стихотворного цикла). Стихотворение является непосредственным откликом на творчество Блока, напрямую выражает отношение Цветаевой к лирике поэта. Также поэтесса регулярно употребляет местоимение «твоё», что как раз характерно для жанра послания.

Однако важно помнить о том, что лирическая героиня выходит за рамки обычного разговора и обращения, стихотворение «Имя твоё – птица в руке…» не предполагает никакого отклика, поэтому относить его к жанру послания можно лишь с рядом оговорок.

Стихотворный размер: четырёхударный дольник.

Композиция

Композиционное деление стихотворения таково: 3 строфы, в каждой по шесть строчек. Первая и третья строфы объединены рефреном «имя твоё»:

Примечательно также и то, как от первой до третьей строфы меняется динамика стихотворения. Если начинается оно с достаточно нейтральных образов (мячик, бубенец и так далее), то завершается образами, содержащими похоронную семантику (стужа век, глубокий сон). Вторая строфа, пожалуй, самая драматичная из всех. Наполненная звуковыми образами (плеск воды, выстрел, гром, щёлканье курка), она резко выделяется на фоне других строф, более статичных, спокойных, почти беззвучных. Будто бы за драматичным выстрелом второй строфы следует печальная развязка, постепенное принятие от «ах, нельзя!» до «поцелуя в снег».

Стихотворение «Имя твоё – птица в руке» представляет собой своеобразный гимн Блоку. Лирическая героиня очень эмоционально (в цветаевском духе) и совершенно искренне восхищается поэтом, говорит о том, что он для неё значит. Играя с именем Блока, Цветаева заключает в эти «пять букв» («Блокъ» по дореволюционной орфографии) всю ту невероятную гамму образов и ощущений, связанную с творцом.

Так, творчество Блока для неё есть одновременно нечто лёгкое, едва уловимое, тонкое, хрупкое («птица в руке», «льдинка на языке») и резкий манифест, устрашающий вызов («громкое имя твое гремит», «назовет его нам в висок // звонко щелкающий курок»). В её глазах поэт – фигура сверхъестественная, практически ирреальная, недосягаемая. Такое ощущение создаётся из-за весьма интересного и необычного подбора образов: почти все они невещественны. Это лишь моменты, вспышки, мгновения, кратковременные и мимолётные. Это отзвуки и едва ощутимые прикосновения. Трепет живой птицы в ладонях, касание губами холодной кожи, звук пронизывающего спокойную водную гладь камня. Всё зыбко, всё ускользает. Блока не поймать и не достичь, не постичь. В этой зыбкости и неуловимости можно разглядеть печальное предчувствие скорой кончины поэта. Это раскрывается в третьей строфе: «Поцелуй в глаза, // В нежную стужу закрытых век» – так целуют покойников, «сон глубок» можно рассматривать как метафору смерти.

Стихотворение, несмотря на свой небольшой объём, наполнено множеством эмоций совершенно разной степени силы и накала. Это несколько детская радость первой строфы с её игровыми образами (мячик, бубенец), драматизм, динамика и высокое напряжение второй, холодное спокойствие третьей. Пожалуй, только лирическая героиня Цветаевой способна гармонизировать в себе столь широкий спектр эмоций и чувств, плавно перетекающих друг в друга.

Средства художественной выразительности

Главным средством создания столь ярких образов в стихотворении является, безусловно, метафора. Именно на ней фактически и строится всё лирическое произведение. «Имя твоё – птица в руке…» почти полностью состоит из метафорического обыгрывания имени Александра Александровича Блока. «Имя твоё – птица в руке, // Имя твоё – льдинка на языке, // Одно единственное движенье губ, // Имя твоё – пять букв» и тому подобное – всё это метафоры. Интересно также и то, что между некоторыми из них есть явная антитеза. Так, имя поэта у Цветаевой ассоциируется с чем-то лёгким и тихим, но в это же время оно «гремит».

Эффектней метафоры делает синтаксический параллелизм, который Цветаева употребляет достаточно часто. Строя предложения по одному принципу и прибегая к анафоре (единоначатию), поэтесса будто бы добавляет всё новые и новые краски в портрет Блока, нагнетает атмосферу.

Далеко не последнюю роль в создании образов играют и эпитеты. Такие характеристики, как «нежная стужа» и «громкое имя» делают картину более богатой и выпуклой.

При анализе стихотворения также необходимо обратить внимание на звукопись. Аллитерация является характерной особенностью лирики Цветаевой и в стихотворении «Имя твоё – птица в руке…» она тоже присутствует. Так, в строке «Громкое имя твое гремит» повторение звука [р] создаёт шумовой эффект, а повторы шипящего [ж] в строке «В нежную стужу недвижных век» помогают передать ощущение убаюкивающей вьюги, метели.

В стихотворении поэтесса использует ещё и ассонанс. В заключительных строках («Ключевой, ледяной, голубой глоток…// С именем твоим — сон глубок») слышится нечто протяжное, долгое, как, собственно, сам сон (повтор [о]).

Анализ стихотворения «Имя твое — птица в руке» (М. Цветаева)

Автор: Guru · Опубликовано 02.05.2017 · Обновлено 19.12.2017

Александр Александрович Блок является одной из ключевых фигур в литературном процессе начала двадцатого века. Им восхищались чуть ли не все поэты и прозаики того времени. О нем отзывались как о человеке внеземном, одарённом свыше. Его регулярно упоминали в различных мемуарах и биографиях, ему посвящали не просто стихотворения, а целые поэтические циклы. Одним из таких циклов как раз и является сборник «Стихи к Блоку» Марины Ивановны Цветаевой, открывающийся стихотворением «Имя твоё – птица в руке…».

История создания

Цикл создавался в период с 1916 по 1921 год. Если посмотреть на даты написания каждого из стихотворений, становится ясно, что Цветаева не планировала издавать целый сборник; эта идея возникла уже после смерти Блока. Так, первые работы, вошедшие в цикл, поэтесса пишет весной 1916 года, к этой группе как раз и относится «Имя твоё – птица в руке». Далее работа прерывается на четыре года, и Цветаева вновь обращается к Блоку только в 1920 году в стихотворении «Как слабый луч сквозь черный морок адов…». Это связано с выступлением поэта в Москве 9 мая 1920 года, на котором она присутствовала лично. В 1921 году Блок умирает. Откликом на эту трагедию становятся десять новых стихотворений, ставших итогом цикла.

Жанр и размер

Стихотворение «Имя твоё – птица в руке…» открывает цикл «Стихи к Блоку» и, вопреки распространённому мнению, не является откликом на смерть Блока (напомним: оно написано в 1916 году). Так что совершенно ошибочно считать его своего рода эпитафией.

«Имя твоё – птица в руке…» носит в себе черты послания: лирическое произведение адресовано конкретному человеку (о чём говорит и название стихотворного цикла). Стихотворение является непосредственным откликом на творчество Блока, напрямую выражает отношение Цветаевой к лирике поэта. Также поэтесса регулярно употребляет местоимение «твоё», что как раз характерно для жанра послания.

Однако важно помнить о том, что лирическая героиня выходит за рамки обычного разговора и обращения, стихотворение «Имя твоё – птица в руке…» не предполагает никакого отклика, поэтому относить его к жанру послания можно лишь с рядом оговорок.

Стихотворный размер: четырёхударный дольник.

Композиция

Композиционное деление стихотворения таково: 3 строфы, в каждой по шесть строчек. Первая и третья строфы объединены рефреном «имя твоё»:

Примечательно также и то, как от первой до третьей строфы меняется динамика стихотворения. Если начинается оно с достаточно нейтральных образов (мячик, бубенец и так далее), то завершается образами, содержащими похоронную семантику (стужа век, глубокий сон). Вторая строфа, пожалуй, самая драматичная из всех. Наполненная звуковыми образами (плеск воды, выстрел, гром, щёлканье курка), она резко выделяется на фоне других строф, более статичных, спокойных, почти беззвучных. Будто бы за драматичным выстрелом второй строфы следует печальная развязка, постепенное принятие от «ах, нельзя!» до «поцелуя в снег».

Стихотворение «Имя твоё – птица в руке» представляет собой своеобразный гимн Блоку. Лирическая героиня очень эмоционально (в цветаевском духе) и совершенно искренне восхищается поэтом, говорит о том, что он для неё значит. Играя с именем Блока, Цветаева заключает в эти «пять букв» («Блокъ» по дореволюционной орфографии) всю ту невероятную гамму образов и ощущений, связанную с творцом.

Так, творчество Блока для неё есть одновременно нечто лёгкое, едва уловимое, тонкое, хрупкое («птица в руке», «льдинка на языке») и резкий манифест, устрашающий вызов («громкое имя твое гремит», «назовет его нам в висок // звонко щелкающий курок»). В её глазах поэт – фигура сверхъестественная, практически ирреальная, недосягаемая. Такое ощущение создаётся из-за весьма интересного и необычного подбора образов: почти все они невещественны. Это лишь моменты, вспышки, мгновения, кратковременные и мимолётные. Это отзвуки и едва ощутимые прикосновения. Трепет живой птицы в ладонях, касание губами холодной кожи, звук пронизывающего спокойную водную гладь камня. Всё зыбко, всё ускользает. Блока не поймать и не достичь, не постичь. В этой зыбкости и неуловимости можно разглядеть печальное предчувствие скорой кончины поэта. Это раскрывается в третьей строфе: «Поцелуй в глаза, // В нежную стужу закрытых век» – так целуют покойников, «сон глубок» можно рассматривать как метафору смерти.

Стихотворение, несмотря на свой небольшой объём, наполнено множеством эмоций совершенно разной степени силы и накала. Это несколько детская радость первой строфы с её игровыми образами (мячик, бубенец), драматизм, динамика и высокое напряжение второй, холодное спокойствие третьей. Пожалуй, только лирическая героиня Цветаевой способна гармонизировать в себе столь широкий спектр эмоций и чувств, плавно перетекающих друг в друга.

Средства художественной выразительности

Главным средством создания столь ярких образов в стихотворении является, безусловно, метафора. Именно на ней фактически и строится всё лирическое произведение. «Имя твоё – птица в руке…» почти полностью состоит из метафорического обыгрывания имени Александра Александровича Блока. «Имя твоё – птица в руке, // Имя твоё – льдинка на языке, // Одно единственное движенье губ, // Имя твоё – пять букв» и тому подобное – всё это метафоры. Интересно также и то, что между некоторыми из них есть явная антитеза. Так, имя поэта у Цветаевой ассоциируется с чем-то лёгким и тихим, но в это же время оно «гремит».

Эффектней метафоры делает синтаксический параллелизм, который Цветаева употребляет достаточно часто. Строя предложения по одному принципу и прибегая к анафоре (единоначатию), поэтесса будто бы добавляет всё новые и новые краски в портрет Блока, нагнетает атмосферу.

Далеко не последнюю роль в создании образов играют и эпитеты. Такие характеристики, как «нежная стужа» и «громкое имя» делают картину более богатой и выпуклой.

При анализе стихотворения также необходимо обратить внимание на звукопись. Аллитерация является характерной особенностью лирики Цветаевой и в стихотворении «Имя твоё – птица в руке…» она тоже присутствует. Так, в строке «Громкое имя твое гремит» повторение звука [р] создаёт шумовой эффект, а повторы шипящего [ж] в строке «В нежную стужу недвижных век» помогают передать ощущение убаюкивающей вьюги, метели.

В стихотворении поэтесса использует ещё и ассонанс. В заключительных строках («Ключевой, ледяной, голубой глоток…// С именем твоим — сон глубок») слышится нечто протяжное, долгое, как, собственно, сам сон (повтор [о]).


источники:

http://literaguru.ru/stihotvorenie-imya-tvoe-ptitsa-v-ruke-analiz/

http://literaguru.ru/stihotvorenie-imya-tvoe-ptitsa-v-ruke-analiz/