Индивидуализм есть подчеркнутая слабость вид сказуемого

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое, как и глагольное, имеет две части: вспомогательную и основную.

Вспомогательная часть включает:

  • 1) глагол-связку быть, выражающую только модально-временные значения. В сказуемых настоящего времени связка обычно отсутствует («нулевая связка»): Утро было мглистое, небо не яркое (А. Вигдорова); Пуста и бесцветна бывает жизнь только у бесцветных людей. (Н.Г. Чернышевский); Индивидуализм есть подчеркнутая слабость (М. Пришвин); Театр был старый, деревянный:
  • 2) глаголы-связки, не только выражающие модально-временные значения, но и вносящие в лексическое значение сказуемого различные дополнительные оттенки, иногда весьма существенные: делаться, стать, становиться, являться, считаться, казаться, называться и т.д. У нас зима. Все делается светлее, веселее от первого снега. (А.С. Пушкин); Иван был сыном сторожа; Красавица она была необыкновенная, первая щеголиха по всему околотку, умница, речистая, смелая (М. Пришвин)
  • 3) глаголы со значением движения, перемещения, положения в пространстве и времени с разной степенью ослабления лексического значения: приехать, прийти, вернуться, наступить, стоять, сидеть, лежать и т.д. Осень пришла дождливая, холодная (А. Вигдорова); Лицо у него было праздничное, светлое и слегка сонное, хмельное (В. Астафьев).

Между выделенными разновидностями вспомогательной части нет резкой границы, так как на морфологическом уровне все три разновидности представлены глаголами, сохраняющими собственно глагольные категории и формы. Некоторые различия есть лишь в лексико-семантическом плане, но они не очень четки. Кроме того, даже глаголы третьей группы сохраняют в разной мере свое лексико-семантическое значение. Ср.: Ребенок уже стоит. — Ребенок стоит у окна. — Дверь стоит открытой. -Погода стоит теплая. Если в первом предложении глагол-сказуемое обозначает конкретное действие, то в последнем явно преобладает связочное значение.

И вспомогательные глаголы, и глаголы-связки могут функционировать в речи как простые глагольные сказуемые с сохранением лексических значений. Например: На террасе была свежая тень (Л.Н. Толстой); Была, темная, осенняя, дождливая, ветреная ночь (Л.Н. Толстой). У глагольных форм, способных оослуживать грамматическую сторону составных именных сказуемых, одним из компонентов семантики является значение бытия-существования, которое дополняется другими, специфическими значениями. Компонент бытия обусловливает взаимозаменяемость таких глаголов (ср.: стояли в снегу — были в снегу, гуляла волна — была волна, и т.д.).

Только изменение порядка слов в предложениях с глаголом быть, имеющим самое абстрактное значение бытия, вызывает перераспределение синтаксических функций. Ср.: Тень на террасе была свежая; Ночь была темная, осенняя, дождливая, вет-реная; Стояли деревья в снегу — два дня назад метель была сильная; На месте, где недавно стояла, флотилия, волна, гуляла, ледяная. Изменение порядка слов влечет за собой существенные изменения в синтаксических функциях некоторых словоформ, более тонкие различия в грамматических значениях при несущественных различиях в лексической семантике (обстоятельство места на террасе трансформируется в обстоятельственное определение, определение свежая становится именной частью сказуемого и т.д.).

Основными способами выражения именной части сказуемого являются имя прилагательное в полной и краткой форме (причем полная форма начинает теснить краткую), имя существительное и краткое страдательное причастие. Кроме того, именная часть может быть выражена предложно-падежными сочетаниями, словосочетаниями, фразеологизмами и т.д.

Дополним данные выше примеры следующими: Славяне отличались высоким ростом, светлыми волосами, храбростью, гостеприимством. Он был мастером на все руки (А. Дубов).

В вопросительных предложениях именная часть сказуемого может быть выражена местоимением или сочетанием местоимений: Кто это? Что это? Кто такой Нахимов? Что такое искусство? Какой сегодня день? Каковы итоги журналистской работы? и т.д.

В составное именное сказуемое могут входить частицы: С этой болью я будто моложе (С. Есенин); Она мне как песня была (С. Есенин); Ночь как будто сегодня бледней (С. Есенин); Самый верный признак истины — это простота и ясность (Л.Н. Толстой).

Виды сказуемых в русском языке (примеры)

Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве предложения.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и подлежащее.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го предложения:

  • (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — сказуемое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му различают

  1. гла­голь­ные сказуемые;
  2. имен­ные сказуемые.

Сказуемое и способы его выражения

В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния сказуемого:

  1. про­стое глагольное;
  2. состав­ное глагольное;
  3. состав­ное именное.

Таблица

ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
П
Г
С
Выражено гла­го­лом в форме
одно­го из наклонений
Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
С
Г
С
Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го слова
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы глагола
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
Я был рад помочь вам.
С
И
С
Состоит из глагола-связки
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское значение)
и имен­ной части
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

Простое глагольное сказуемое

Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, например:

Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го наклонения:

  • я буду рассказывать;
  • мы будем говорить;
  • они будут отдыхать;
  • вы буде­те соби­рать и т. п.;
  • пусть уйдет;
  • пус­кай спляшет;
  • да отпу­сти­те его.

Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние действия:

Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

Будешь ты ещё мне тянуть душу !

Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му поводу.

Составное глагольное сказуемое

К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфинитивом:

Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

Вспомогательные глаголы в СГС

В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла используются:

1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец действия

Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, способности

К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состояние

Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

4. неко­то­рые без­лич­ные глаголы

Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским значением

Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

6. сло­ва состояния

По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, например:

Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

Составное именное сказуемое

Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
  • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней сравнения;
  • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное сочетание;
  • место­име­ние;
  • наре­чие;
  • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и страдательные;
  • меж­до­ме­тия;
  • нераз­ло­жи­мые словосочетания.

Связка составного именного сказуемого

В роли связ­ки часто употребляется

1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том числе
«есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), например:

Он был похож на маму (Борис Пастернак).

Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состояния:

Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).

Алгоритм определения вида сказуемого


Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»

Карточка для проверочной работы по теме «Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемом» 2 варианта (8 класс)

Определите, чем выражено подлежащее

1. Мы с Аликом принялись за работу.

2. Подойти к зверю было страшно.

3. Пять не делится на два.

4. Пошло два дня.

5. Кто стучится в дверь ко мне?

6. Черное море прекрасно в любую погоду.

7. Пеший конному не товарищ.

8. У сильного всегда бессильный виноват.

9. Двое остались в сторожке.

10. Не отвечать на ее письмо было выше моих сил.

11. Отец с сыновьями шел по берегу.

12. Там кто-то стучит у порога.

13. Все трое всадников ехали молча.

14. Я помню чудное мгновенье.

15. Первые будут последними.

16. Что белеет на горе зеленой?

17. В песке копошилось множество воробьев.

18. Шесть часов — целая вечность.

19. Не всякий умеет вовремя замолчать и вовремя уйти.

20. Отъезжающие быстро оформили документы.

21. У кухни под окном на солнышке Полкан с Барбосом грелись.

22. Этот мяч подарил мне отец.

23. Телефон чинит мастер.

24. Буря мглою небо кроет.

Определите вид сказуемого

1. Сегодня я вспомнил забавный случай.

2. Я долго не мог осмотреться.

3. Мы рады весь изъездить свет.

4. Тиха украинская ночь.

5. Приезд отца явился полной неожиданностью.

6. День становится жарким.

7. Я готов с вами поспорить.

8. Вы должны трудиться.

9. Я буду писать вам часто.

10. Сирень начинает отцветать в начале лета.

11. В путешествии мы узнали очень много интересного

12. Мы предложили ему поиграть с нами.

13. Вся комната янтарным блеском озарена.

14. Погода была не из приятных.

15. Я долго буду петь.

16. Брат стал студентом института.

17. Деревья продолжают желтеть.

18. Непосеянные зерна не взойдут.

19. В зной я рад бродить в березовой роще.

20. Он отлично умеет плавать.

21 Расстояние не помеха для друзей.

22. Начинает шуметь редкий дождь.

23. Утро вечера мудренее.

24. Побледневшее небо стало синеть.

25. Мы должны думать о выборе книг.

Определите, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым

Книга источник знаний.

Пруд как блестящая сталь.

Бедность не порок.

Ртуть тоже металл.

Сады сажать жизнь украшать.

Дважды два четыре.

Путешествие это та же книга.

Мой рабочий день десять часов в сутки.

Чтение вот лучшее учение.

Март только начало весны.

Сапожки как зеркало.

Небо словно раскидистый шатер.

Ночь свежая и светлая.

Пятью восемь сорок.

Чтение вот лучшее учение.

Курить здоровью вредить.

Глаза ее что угли.

Труд основа жизни.

Он студент нашего университета.

Точность и краткость вот достоинство прозы.

Дома города точно груды грязного снега.

Стремиться вперед вот цель нашей жизни.

Творить значит убивать смерть.

Красота категория вечная.

Мыслить обо всем мой девиз.

Определите, чем выражено подлежащее

1. Дед с матерью шли впереди.

2. Петь с чужого голоса всегда плохо.

3. Непогода мешает уборке урожая.

4. Десять делится на два.

5. Бывалые поучают молодых.

6. К славному подвигу каждый готов.

7. Большинство присутствующих молчало.

8. Белое море сильно штормило.

9. Светлое завтра в наших руках.

10. Никто не отвечал мне.

11. Присутствующие делились впечатлениями об экскурсии.

12. Шли два приятеля вечернею порою.

13. Отсутствующий не мог приготовиться к контрольной работе.

14. Мы с Павлом убирались в мастерской.

15. Тысячи звуков смешивались здесь в длинный скачущий гул.

16. Московский зоопарк был открыт в 1864 году.

17. Но собрать собак после охоты трудно.

18. Опоздавшие спешили занять места.

19. Встретить ночь готовится природа.

20. На берегу стояло несколько верб.

21. Вернувшихся с фронта можно считать настоящими героями.

22. Раненые вышли из своих палат и окружили врача.

23. Каждый должен это знать.

Определите вид сказуемого

1. Я слышу осенний ветер в соснах.

2. Даже петухи при нем не смели драться.

3. Я был готов любить весь мир.

4. Брат стал инженером.

5. Ночь была свежая и светлая.

6. Он собирается заниматься в спортивной школе.

7. Я буду инженером на вашем заводе.

8. Я буду строить новый дом.

9. Он был высокого роста.

10. Ребята будут купаться в реке.

11. Ей туфли впору будут.

12. Я буду долго гнать велосипед.

13. Сейте разумное, доброе, вечное.

14. Мы должны были пересечь равнину.

15. Осень пришла дождливая и холодная.

16. В вагоне оказалось пусто и темно.

17. Я рад учиться языку.

18. Индивидуализм есть подчеркнутая слабость.

19. Пять плюс пять будет десять.

20. Сегодня месяц как светлый серп.

21. Ветер был встречным.

22. Жизнь прекрасна и удивительна.

23. Я слышу веселую речь.

24. Знаки препинания – это как нотные знаки.

25. Дни стоят синеватые, пасмурные.

26. Малыш еще не умеет говорить.

Определите, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым

Волга величайшая река.

Птицы наши лучшие помощники.

Хорошая книга точно беседа с человеком.

Пять да шесть одиннадцать.

Тигр животное чрезвычайно красивое.

Прилет грачей признак начала весны.

Попытка не пытка, спрос не беда.

Весна всему начало.

Людская молва что морская волна.

Счастье это быть с природой.

Льды как льды, пустыни как пустыни.

Рыбаку дождь не помеха.

Добро сеять добро пожинать.

Без дела жить только небо коптить.

Сын у нее длинный и в очках.

Талант у него необыкновенный.

Он надежный друг.

Долг каждого человека помогать ближнему.

Дерево это целый мир.

Память моя точно музей редких откровений.

Она победительница этого турнира.

Выгонять перед вечером и пригонять на заре табун праздник для крестьянских мальчиков.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Вакулик Ирина МихайловнаНаписать 3587 01.11.2017

Номер материала: ДБ-813284

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    01.11.2017 292
    01.11.2017 936
    01.11.2017 718
    01.11.2017 782
    01.11.2017 268
    31.10.2017 170
    31.10.2017 382
    31.10.2017 309

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В России появился стандарт сбора цифрового следа в образовании

Время чтения: 2 минуты

Каникулы для школьников в Орловской области продлят до 15 ноября

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

У ямальских школьников на уроках начнут забирать телефоны

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/tipy-skazuiemyh.html

http://infourok.ru/kartochka-dlya-proverochnoy-raboti-po-teme-glavnie-chleni-predlozheniya-tire-mezhdu-podlezhaschim-i-skazuemom-varianta-klass-2235223.html