Инфинитив как глагольное сказуемое

Каким членом предложения может быть инфинитив

В рус­ском син­так­си­се неопре­де­лен­ная фор­ма гла­го­ла, или инфи­ни­тив, может быть любым чле­ном предложения.

Выясним, каким чле­ном пред­ло­же­ния может быть инфи­ни­тив в предложении.

Инфинитив в роли подлежащего

В таком слу­чае в пред­ло­же­нии в каче­стве ска­зу­е­мо­го высту­па­ет суще­стви­тель­ное, пре­ди­ка­тив­ное наре­чие, дру­гой инфи­ни­тив или при­ла­га­тель­ное в пол­ной фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа с глаголом-связкой.

Примеры пред­ло­же­ний:

Радоваться жиз­ни — огром­ный талант.

Выбрать хоро­шую кни­гу — это зна­чит най­ти себе друга.

Ходить сюда теперь ста­но­ви­лось опасным.

Найти гри­бы в пест­рой моза­и­ке из опав­ших листьев — дело нелег­кое (Е. Носов).

Компонент составного глагольного сказуемого

Примеры пред­ло­же­ний:

Я дол­жен рас­ска­зать обо всем откровенно.

Друзья искренне хоте­ли помочь ему.

Она дав­но стре­ми­лась уехать в деревню.

Вскоре дети осво­и­лись и пере­ста­ли меня стес­нять­ся .

Ольга про­дол­жа­ла в вол­не­нии ходить по комнате.

Простое глагольное сказуемое

Примеры пред­ло­же­ний:

Ну как не пора­деть род­но­му чело­веч­ку! (А.Грибоедов)

Нам не видать таких сра­же­ний! (М. Лермонтов)

Уж не меч­тать о неж­но­сти, о сла­ве (А. Блок).

Несогласованное определение

Примеры пред­ло­же­ний:

Всякий охот­ник пой­мет мое жела­ние (какое?) схва­тить зве­ря и сде­лать его сво­им .

Ее мане­ра (какая?) гово­рить полу­шё­по­том раз­дра­жа­ла меня.

Стремление (какое?) выжить в этих экс­тре­маль­ных усло­ви­ях не поки­да­ло нас.

Умение (какое?) фан­та­зи­ро­вать было у неё с само­го детства.

Знаешь мане­ру нашей мамы уте­шать всех?

Её готов­ность помочь нам была весь­ма кстати.

Обратим вни­ма­ние, что под­ле­жа­щи­ми в пред­ло­же­ни­ях, где неопре­де­лён­ная фор­ма гла­го­ла высту­па­ет в син­так­си­че­ской роли несо­гла­со­ван­но­го опре­де­ле­ния, явля­ют­ся абстракт­ные существительные:

Обстоятельство цели

В таком слу­чае после глагола-сказуемого мож­но вста­вить союз цели «что­бы», и пред­ло­же­ние пре­вра­тит­ся в слож­но­под­чи­нен­ное с при­да­точ­ной цели.

Примеры пред­ло­же­ний:

Ранним утром мы отпра­ви­лись в лес (с какой целью?) (что­бы) собрать гри­бы после вче­раш­не­го дождя.

Поздно ночью я вышел к колод­цу (с какой целью?) (что­бы) напить­ся воды из колодца.

Со все­го мира люди при­ез­жа­ют (с какой целью?) полю­бо­вать­ся кра­со­той Янтарной комнаты.

На одной из стан­ций мы вышли из ваго­на (с какой целью?) (что­бы) про­гу­лять­ся по платформе.

Я бегу вниз (с какой целью?) узнать , что за на шум доно­сит­ся из кухни.

Я при­е­хал сюда (с какой целью?) рабо­тать , а не развлекаться.

Инфинитив в роли дополнения

Пример:

Витя попро­сил сест­ру помочь ему.

Витя — субъ­ект, он попро­сил кого? сест­ру — это объ­ект дей­ствия. Попросил о чем? — помочь.

Инфинитив «помочь» явля­ет­ся допол­не­ни­ем. Примечательно, что гла­гол «попро­сил» отно­сит­ся к под­ле­жа­ще­му. Это про­стое гла­голь­ное сказуемое.

Инфинитив обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое будет выпол­нять лицо, обо­зна­чен­ное суще­стви­тель­ным «сест­ра» в роли пря­мо­го допол­не­ния. Два гла­го­ла отно­сят­ся к раз­ным чле­нам пред­ло­же­ния. Этим отли­ча­ет­ся такая син­так­си­че­ская ситу­а­ция от пред­ло­же­ний с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, кото­рое отно­сит­ся толь­ко к подлежащему.

Витя хотел помочь сест­ре в учё­бе .

Еще при­ме­ры пред­ло­же­ний с инфинитивом-дополнением:

Друг уго­во­рил меня (о чем?) поехать с ним на футбол.

Геологи попро­си­ли мест­но­го жите­ля (о чем?) довез­ти их до рудника.

Нас про­си­ли (о чём?) подой­ти к режис­се­ру спек­так­ля тотчас.

Видеоурок «Синтаксическая роль инфинитива»

Составное глагольное сказуемое

О чем эта статья:

Определение составного глагольного сказуемого

Составное глагольное сказуемое (СГС) — это сказуемое, которое состоит более чем из одного слова. Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:

Основная часть составного глагольного сказуемого выражает лексическое значение через неопределенную форму глагола (инфинитив);

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражает время и наклонение глагола.

Правило СГС выглядит так:

составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив

Схема построения составного глагольного сказуемого

Значения вспомогательного глагола или глагола-связки:

Фазовое значение, то есть начало, продолжение, конец действия, а именно:

начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и другие.

Модальное значение, то есть необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия, а именно:

мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и другие.

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может быть глаголом-связкой «быть» + краткими прилагательными «рад», «готов», «обязан», «должен», «намерен», «способен», а также наречиями и существительными с модальным значением:

Я был готов (не прочь, в состоянии) подождать.

Собрали в таблице основные вспомогательные глаголы, а также краткие прилагательные и пример фразеологизмов, которые могут входить в составное глагольное сказуемое.

Основные вспомогательные глаголы

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

Фразеологические сочетания

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

Составное глагольное сказуемое: примеры предложений

Содержание:

Сказуемые бывают простыми и составными.

Простое сказуемое выражается самостоятельным глаголом в форме одного из наклонений.

  • Бархатные бутоны роз распустились в саду(изъявительное наклонение).
  • Ваня, тыбы зналнамного лучше содержание лекции, еслибы прочелее дома (условное наклонение).
  • Мальчики, возьмитес собой в поход сухие дрова и компас (повелительное наклонение).

Составное сказуемое состоит из двух слов. Основная часть содержит главное лексическое значение сказуемого, вспомогательная – грамматическое и добавочные лексические значения.

  • В мае начали цвести тюльпаны (сказуемое состоит из двух глаголов, один из которых «цвести»передает основное лексическое значение, а другой «начали»грамматическое значение)

Составное сказуемое бывает глагольным (основная часть – инфинитив) и именным (основная часть – имя)

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое состоит из двух глаголов: вспомогательного, который выражает грамматическое значение сказуемого (наклонение, время, лицо), и неопределенной формы глагола.

Запомнить. СГС= вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола

  • Юниорначал обгонятьсоперника ближе к финишу.
  • Отличница Машанадеется поступитьв институт.
  • Колямечтает статьизвестным космонавтом.

Важно . Не всегда сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом можно рассматривать как составное глагольное сказуемое.

На что в этом случае нужно обращать внимание?

1. Вспомогательный глагол должен быть лексически не полнозначным, то есть его одного, без инфинитива, недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.

  • Сравним: деревья начали– что делать?; брат перестал– что делать?

Если в сочетании «глагол + инфинитив» глагол знаменательный, то он один является простым глагольным сказуемым, а инфинитив – второстепенный член предложения.

  • Сравним: Бабушка приехала (с какой целью?) навестить внучат.

2. Действие инфинитива должно относиться к подлежащему. Если действие инфинитива относится к другому члену предложения, то он не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.

  • Я желаю заниматься спортом. «Желаю заниматься» – составное глагольное сказуемое (желаю – я,заниматься будуя).
  • Отец уговорил дочь почитать. «Уговорил» – простое глагольное сказуемое, «дочьпочить» – дополнение (уговорил – я, читать будет – она).

Основные вспомогательные глаголы

В качестве вспомогательного глагола выступают следующие группы слов.

— со значением начала, конца, продолжения действия: начать, перестать, кончить, прекратить, продолжить и др.
  • Скрипачначал игратьмою любимую мелодию.
  • Друзьязакончили споритьпо поводу предстоящего футбольного матча.
  • Спортсменыпродолжали тренироваться,несмотря на ветреную погоду.
— со значением желательности, возможности, необходимости действия: мочь, хотеть, желать, мечтать, надеяться и др.
  • Ученицамечтает статьхорошей пианисткой.
  • Архитекторжелает воплотитьсвой новый проект в жизнь.
  • Сестранамеревалась приехатьк нам в гости во время отпуска.
  • Депутатынадеются улучшитьположение трудящихся в стране.
выражающие эмоциональное состояние: любить, бояться, стесняться, ненавидеть, стыдиться и т.п.
  • Надянадеялась прочитатьлюбимое стихотворение на школьном вечере.
  • Ленабоялась сказатьмаме о своем увлечении боксом.
  • Юношастеснялся признатьсялюбимой девушке в своих чувствах.
— некоторые безличные глаголы: стоит, стоило, приходится, следует, удается.
  • Вам стоит узнатьрасписание движения поездов.
  • Мне постоянноприходится спешить.
  • Следует отвечатьна вопросы пациента грамотно и корректно.
  • Маме всегдаудается приготовитьвкусный обед.

2. Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов: готов, должен, обязан, намерен, рад и т.п.

  • Конькобежцыготовы участвоватьв районных соревнованиях.
  • Женянамерена пойтив театр с коллегой по работе.
  • Рабочие на заводеобязанысоблюдатьтехнику безопасности.
  • Ярадс вамипознакомиться.

3. Слова состояния: можно, нельзя, надо

  • Завтраможно пойтина каток.
  • Мастерунельзя отвлечьсяни на минуту.
  • Надо успеть приготовитьнеобходимое для премьеры.

4. Имена существительные: мастер, мастерица, охотник, охотница, любитель, любительница.

  • Ученицагорит нетерпением участвоватьв олимпиаде.
  • Отецлюбит строить воздушные замки.


источники:

http://skysmart.ru/articles/russian/sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe

http://bingoschool.ru/manual/sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe/