Интеллект карта на тему правописание суффиксов

Технологическая карта изучения темы «Правописание суффиксов -ик -ек.»
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Цели:1)Сформировать умение строить способы на примере способа написания суффиксов -ик, -ек;

2)Развивать интерес к исследовательской деятельности;

3)Сформировать умение применять изученные правила;

4)Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение.

Скачать:

ВложениеРазмер
suffiksy_ik_ek.docx34.84 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет : Русский язык

Тип урока : освоение нового материала

УМК : « Школа России»

Технологическая карта изучения темы « Правописание суффиксов -ик -ек.»

Правописание суффиксов -ик -ек.

1)Сформировать умение строить способы на примере способа написания суффиксов -ик, -ек;

2)Развивать интерес к исследовательской деятельности;

3)Сформировать умение применять изученные правила;

4)Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение.

  • организовать наблюдение за написанием суффиксов -ек-, -ик-; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов -ек-, -ик-, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;
  • способствовать развитию орфографической зоркости, логики;
  • воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.

проявлять положительное отношение к учебному предмету , осознавать значение; интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

1. понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

2. действовать по плану и планировать свои учебные действия;

3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

4. адекватно оценивать свои достижения

1. читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

2. понимать информацию, представленную в разных формах-

3. строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

4. строить логическую цепь рассуждений

1. сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе

2. участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;

  • открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов -ек-, -ик-,
  • ознакомиться с правилом и алгоритмом его применения;
  • уметь делать выводы и обобщения при изучении новой темы;
  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. положительное отношение к изучению русского языка
  • принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
  • появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи
  • проявлять инициативу в оказании помощи соседу по парте
  • уметь определять и формулировать цель урока,
  • проговаривать последовательность действий на уроке,
  • работать по плану,
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки,
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. ( Регулятивные УУД ).
  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. ( Коммуникативные УУД)
  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний,
  • отличать новое от уже известного,
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. ( Познавательные УУД)
  • УМК «Школы России», учебник 3 класса, русского языка,
  • компьютер;
  • презентация в программе Power Point;
  • дидактический раздаточный материал;

Мотивация к учебной деятельности (1-2мин.)

Цель этапа: подготовить обучающихся к началу урока, включение в деловой ритм.

— Добрый день, ребята !

На уроке мы продолжим знакомиться с тайнами правописания слов. Сегодня вам, ребята, предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Откройте тетради, запишите в тетрадь классная работа.

Настрой на урок

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Цель: обеспечить создание мотивации изучения нового материала через затруднение.

Методы познавательной деятельности: репродуктивный и частично – поисковый.

Форма работы: фронтальная, групповая

Построение проекта выхода из затруднения. (2мин).

Цель задания: актуализировать полученные знания и навыки обучающихся, понимание учащимися практической значимости изученного материала;

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (10мин).
Цель этапа: установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести Контроль знаний.
Формы работы: индивидуальная; коллективная; парная .

Выявление межпредметных связей

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5мин).

Цель этапа:
установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести Контроль знаний.
Формы работы: индивидуальная; коллективная;

Я не случайно выбрала эти сочетания. Какой частью слова могут быть ик,ек?

Что такое суффикс?

Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

— Что нового вы должны будите узнать в конце урока?

Когда пишется ек, когда ик

С нами сегодня нам в путешествии поможет предмет, который вы должны отгадать. Корень как в слове клубника, суффикс как в слове сырок. -Правильно клубок. Но наш клубок не постой, а волшебный. Сегодня он будет путешествовать мы должны следовать за ним

Сообщение темы урока.

-Катиться наш клубок, катиться, а на встречу ему Буратино, а в руке у него ключик. Запишите это слово.(Ключик.)

-Что открывают ключиком? (Замочек)

(Дети пишут и сомневаются в написании суффикса)

-Какие корни в словах ключик, замочек? (-Ключ-, -замоч-)

-Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме?

(В слове «ключик» — совпадает, а в слове «замочек» — расходится). — Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах –ек-, -ик-?

(Гласные в суффиксах –ек-, -ик- надо проверять).

-Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.

взять готовое правило.

самим изобрести это правило.

-Каким путём мы пойдём и почему?(Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его).

Ключик — нет ключика

Замочек — нет замочка

-Хорошо! Итак, мы сами изобретаем правило.

-Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете? Для этого проанализируйте слова. Что интересного вы заметили?

(Я думаю, что если при изменении формы слова гласный И остаётся, то его и надо писать в суффиксе –ик-. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек-.

Есть слово-помощник «нет»: замочек-(нет) замочка; ключик-(нет) ключика.

Итак мы составили следующий алгоритм

1.Изменить форму слова.

2.Если гласный «убегает» пиши –ЕК-,

Если гласный сохраняется пиши –ИК-.

В русском языке даже есть сказка посвященная этой теме и мультфильм:

В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс –ИК- был прилежным учеником, а его друг, суффикс –ЕК-, был самым настоящим прогульщиком. Вернее, К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель Суффикс –ТЕЛЬ- решил с того дня считать его беглым гласным в суффиксе -ЕК- . И сейчас, когда мы начинаем изменять слова с суффиксом –ЕК- , гласный Е всегда выпадает, становиться беглым…

Работа по учебнику.

Давайте прочитаем правило и сравним его с нашим правилом.

Катиться наш клубок, катиться, а на встречу ему Машенька.

Она просит нас выполнить упражнение 243

Первый столбик Второй столбик

Ребята, не случайно физ минутка была новогодняя. Сейчас вы поймете почему.

По пути нам встретился Кот в Сапогах, но не с пустыми руками. Мы все знаем что не за горами НГ. Но для нас важно не веселье и хороводы, а знания, передал он мне для вас целый мешок с подарками, но подарки там не простые. Это знания.

В мешок есть слова, но они без суффиксов, вам необходимо опираясь на правило, вписать нужный суффикс.

Молодцы ребята, те кто активно работал будут награждены хорошими оценками .

Наши герои принесли нам игру. Она называется не подведи свой ряд. На карточках вы видите слова, необходимо вставить суффикс ек, ик. Кто заканчивает делать задание встает. Побеждает тот ряд который первым справиться с карточкой. молоточ е к (молото чк а), ножич е к (ножи чк а), огонёч е к (огонё чк а), ореш е к (оре шк а), свисточ е к (свисто чк а), сыноч е к (сыно чк а), стебелёч е к (стебелё чк а), цветоч е к (цвето чк а).Диванч и к (диван ч и к а), калач и к (кала ч и к а), карандаш и к (каранда ш и к а), кирпич и к (кирпи ч и к а), ключ и к (клю ч и к а), куст и к (кус т и к а), лист и к (лис т и к а), мальч и к (маль ч и к а).

Ребята слова с такими суффиксами е кик, можно найти не только в учебнике русского языка. Недавно мы с вами изучали сказку о Царе Салтане , и в этом сказке тоже были слова с суффиксом ек , ик

Я вам их зачитаю.

Кораблик, Кораблика, орешка

Скажите, какие суффиксы спрятались в этих словах?

Катится клубочек дальше и встречает он 3 богатырей, у которых для вас ест задание. Работать вы будите маленькой командой в парах. Перед сами деформированный текст. Мы должны поставить все слова на свои места. 1предложение мы составим вместе. Как можно определить 1 слово и последнее в предложении?

— Первое слово написано с заглавной буквы, а после последнего стоит точка.

Из достают коробок шарики украшения , дождик. (Предложение 1 ряда)

На кладут ветви и дождик серебристый снежинки. (Предложение 2 ряда)

А фонарики. всё когда зажигают готово разноцветные (Предложение 3 ряда)

Что у нас получилось?

— Есть ли слова с изученной орфограммой?

Выделите суффиксы ек, ик .

— Давайте посмотрим отрывок из мультфильма и ответим на вопрос чему он нас учит.

— Учит нас применять правило.

(Просмотр отрывка из мультфильма « В стране невыученных уроков»)

Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

§ 3. Правописание суффиксов

Суффикс — лат. суффиксус — «прикрепленный»; буквально: «подставленный к корню» — значимая часть слова, которая обычно служит для образования слов.

3.1. Правописание н-нн в суффиксах разных частей речи
3.1.1. Н и НН в прилагательных, образованных от существительных

Выбор Н либо НН в прилагательных, образованных от существительных, определяется тем, от какого именно слова и с помощью какого суффикса было образовано данное прилагательное.
Крысин..ый яд; гостин..ая комната; недюжин..ая натура.

Выясните, от какого существительного образовано слово

Пишите НН

Пишите Н

Если одна Н находится в основе сущ., а вторая Н является суффиксом прилагательного:
истина — истин +ный

Если перед вами суффикс -ИН-:
зверь — звериный

Если перед вами суффиксы -ЕНН- / -ОНН-:
листв(а) — лиственный
станци(я) — станционный
Исключения:
ветреный
но: безветренный
подветренный

Если перед вами суффиксы -АН- / -ЯН-:
серебр(о) — серебряный
кож(а) — кожаный
Исключения:
стеклянный
оловянный
деревянный
постоянный
безымянный

Правило подходит и для кратких прилагательных (дорога ShowPicture(«image011.gif»); пустынна ).

Запомните!
Случаи, правописание которых не регулируется данным правилом:
Зеленый; Подлинный;
юный; гуманный.
единый;
румяный;
бараний;
свиной.

3.1.2. Н и НН в полных отглагольных прилагательных и причастиях

Высушен..ое белье; бешен..ая скорость; реализован..ый товар.

В полных отглагольных прилагательных и причастиях НН пишется при наличии любого из отмеченных ниже условий.
Условия написания НН:

1) в слове есть приставка (не считая приставки НЕ-):
покрашенный (приставка ПО-);
некрашеный (нет условий для НН);
неокрашенный (приставка О-).

2) у причастия есть зависимое слово:
груженная тесом баржа (тесом — зависимое слово).

3) в слове есть -ОВА- / -ЕВА-:
Мел ова нная бумага .
Исключения:
жеваный ;
кованый.

4) слово образовано от глагола совершенного вида (вопрос что сделать?):
решенное дело (решить — сов. в.).
Исключение:
раненый.

Запомните! Случаи вне правила (их написание надо запомнить):

медленный
данный
желанный
священный
нечаянный
невиданный
неслыханный
негаданный
доморощенный и др.

смышленый

Обратите внимание!
Исключения кованый, жеваный и раненый могут писаться с двумя Н, когда при них стоят зависимые слова (см. условие 2)) либо приставки (см. условие 1)).
КоваННый оружейником меч ( оружейником — зависимое слово).
РанеННый в плечо боец (в плечо — зависимое слово).
СковаННые руки ( приставка С-).
ПоранеННый палец (приставка ПО-).

Особое внимание обратите на слова с несколькими корнями типа сырокопченый и быстрозамороженный. Само по себе наличие двух корней не является условием для двойного Н.
СвежеморожеНый.
ТяжелоранеНый.

Чтобы в суффиксе таких слов появилось два Н, должно появиться одно из условий, отмеченных в правиле.
СвежескошеННый (приставка С- перед корнем -КОШ-).

Часто случается, что в слове налицо сразу несколько условий для написания НН.
ОблицоваННая кафелем ванная комната — приставка ОБ-, суффикс -ОВА-, зависимое слово кафелем.

3.1.3. Н и НН в кратких отглагольных прилагательных и кратких причастиях

Она скромна и воспитан..а; она была воспита..на в пансионе; она всегда собран..а и организован..а.

1. В кратких причастиях пишем одно Н.

Долина ограничена горами;
Средства были изысканы к сроку.

2. В кратких отглагольных прилагательных, образованных от причастий, пишем НН. (Эти прилагательные потеряли прежнее глагольное значение.)

Поступки рискованны;
Она была изысканна и загадочна;
Действия неуравновешенны.

3.1.4. Н и НН в наречиях на -О / -Е и в существительных, образованных от прилагательных и причастий

Нефтян..ик; плен..ик; путан..о говорил; взволнован..о слушал.

Все подобные слова образованы от форм на -ЫЙ / -ОЙ (от причастий или прилагательных). В них пишется столько же Н, сколько Н было в соответствующей форме на -ЫЙ / -ОЙ.

Гривенник (от прилагательного гривенный);
Озабоченно говорил (от причастия озабоченный).

Запомните правописание следующих слов:
приданое бесприданница
масленица племянник
труженик ставленник
мученик

3.2. Правописание суффиксов существительных
Большинство суффиксов имен существительных следует запоминать. Для некоторых суффиксов установлены особые орфографические правила.

3.2.1. Правописание этих суффиксов следует запомнить.

-от-
-отн-я
-овн-я

-изн-

-ин-

-еств-
-ет-а
-есть-

высота
беготня
болтовня

новизна

тишина

отчество
суета
свежесть

-ищ-

-(ин)ств-

чудища

большинство
достоинство ;

3.2.2. Выбор -ЧИК- / -ЩИК-

После букв Д — Т; З — С; Ж пишется
-чик-.

В остальных случаях пишется
— щик-.

Смазчик
наладчик
перебежчик

Кменщик
наборщик

3.2.3. Выбор суффиксов -ЕК- / -ИК-

Выбор осуществляется по форме родительного падежа (нет КОГО? ЧЕГО?).

Если «нет … -ика»
(гласный в суффиксе остается),
пишем -ик-.

Если «нет … -ка»
(гласный в суффиксе выпадает), пишем -ек-.

Мальчик (нет мальчика)

Барашек (нет барашка)

3.2.4. Выбор -ЕЦ- / -ИЦ-

Пишется -ец-

Пишется -иц-

1) если существительное мужского рода:
выходец
2) если ударение на последнем слоге:
пальтецо

В остальных случаях:
платьице

3.2.5. Выбор -УШК- / -ЫШК-

Пишем -ышк-

Пишем -ушк- (-юшк-)

В существительных среднего рода:
бревнышко

В существительных мужского и женского рода:
нет хлебушка ;
хозяюшка .

3.3. Правописание суффиксов прилагательных

Большинство суффиксов имен прилагательных следует запоминать.
Для некоторых суффиксов установлены особые орфографические правила.

3.3.1. Правописание этих суффиксов прилагательных следует запомнить.

-чив-

-лив-

усидчивый
обманчивый

завистливый
опасливый
податливый

-чат-

-ист-

перепончатый
веснушчатый
Запомните:
дощатый

мясистый
наваристый

3.3.2. Выбор суффиксов -К- и -СК-

Пишется -к-

Пишется -ск-

1) Если прилагательное имеет краткую форму:
узок — узкий;
мерзок — мерзкий .
2) Если прилагательное образовано от существительного с основой на к, ч, ц (при этом к и ч превращаются в ц):
немец — немецкий ;
рыбак — рыбацкий;
ткач — ткацкий.
Исключения:
большевик — большевистский;
узбек — узбекский.

Во всех остальных случаях:
матрос — матросский;
француз — французский;
богатырь — богатырский.

3.3.3. Выбор суффиксов -ив-, -ев-

-ив-
под ударением

-ев-
без ударения

красивый
игривый

дождевой
сиреневый

Исключения: милостивый, юродивый

3.3.3. Выбор суффиксов -оные-, -еньк-

оньк-
после Г,К,Х

-еньк-
в остальных случаях

высоконький
лёгонький
сухонький

зелёненький
дешёвенький
тёпленький

3.4. Правописание суффиксов глаголов

3.4.1. В неопределенной форме глагола и в формах прошедшего времени обычно пишется один и тот же глагольный суффикс:
надеяться — надеялся ;
померить — померил .

Когда этот суффикс находится в безударном положении, его следует запоминать.

Запомни! Некоторые глаголы, написание суффиксов которых представляет проблему:
таять
сеять
веять
реять
лаять
надеяться
маяться
затеять
слышать
ненавидеть
видеть
зависеть
обидеть

отчаяться
чуять
выздороветь
опротиветь
опостылеть
обессилеть (самому)
клеить
верить
метить
бросить
обессмертить
разбавить
приблизиться
встревожиться
обессилить (кого-либо)

Различайте глаголы обессилеть (самому стать бессильным) и обессилить (кого-либо, что-либо) и другие, начинающиеся с приставок О- + -БЕЗ-/-БЕС- (обезлесеть, обезлесить; обезлюдеть, обезлюдить и т. п.).

Сравните:

Долгая дорога может обессилить путников.
Долгая дорога обессилила путников.
Болезни, обессилившие его, не прекращались.
Обессилив подчиненного изнурительной работой, начальник был вынужден отправить его на лечение.


Ср. формы будущего времени (написание зависит от спряжения):
обессилеть — обессилеет, обессилеют
обессилить — обессилит, обессилят

Например: Путники скоро обессилеют. Болезни обессилят любого.


3.4.2. Выбор -ЕВА- / -ОВА- и -ЫВА- / -ИВА- в глаголах

Исслед..вать, совет..вать, отклад..вать.

Поставьте глагол в форму 1 лица ед. ч. наст. (буд.) времени (я что делаю?).

Если в конце -ую / -юю, то пишется -ОВА- / -ЕВА-.
следую — следовать;
командую — командовать .

Если в конце -ываю / -иваю, то пишется ЫВА- / -ИВА.
сматываю — сматывать ;
рассчитываю — рассчитывать .

Обратите внимание!
По особому правилу пишутся глаголы на ударное -ВА́-. Перед ударным -ВА- обычно пишется гласная корня,
проверяемая ударением:
запЕть — запЕва́ть; подАть — подАва́ть.

Запомните случаи вне правила:
застрева́ть
затмева́ть
продлева́ть
намерева́ться
недоумева́ть

3.5. Правописание суффиксов причастий

3.5.1. Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени

Дремл..щая природа; вер..щий в себя; стел..щийся кустарник.

В причастиях, образованных от глаголов I спряжения, пишутся суффиксы -ущ- / -ющ-.

В причастиях, образованных от глаголов II спряжения, пишутся суффиксы -ащ- / -ящ-.

Звать (I спр.) — зовущий
Бороться (I спр.)борющийся

Строить (II спр.) — строящий
Дышать (II спр.) дышащий

3.5.2. Правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени

Неслыш..мый; открыва..мый; рису..мый.

В причастиях, образованных от глаголов I спряжения, пишутся суффиксы -ем- / -ом-.

В причастиях, образованных от глаголов II спряжения, пишется суффикс -им-.

знать (I спр.) — знаемый
нести (I спр.)несомый

мучить (II спр.) — мучимый
видеть (II спр.) видимый

3.5.3. Правописание гласной перед -В- / -ВШ- в суффиксах действительных причастий прошедшего времени

Раста..вший; повер..вший; посе..вший.

Здесь пишется та же гласная, что стоит в неопределенной форме глагола.
Затеять — затеявший.
Померить — померивший.

3.5.4. Правописание гласной перед Н/НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Измуч..нный; окраш..нный; увенч..нный.

Если неопределенная форма оканчивается на АТЬ / ЯТЬ, то пишется А / Я (в таких причастиях глагольный суффикс -А / -Я- сохраняется).

Если неопределенная форма оканчивается на другие буквы, пишется Е (здесь при образовании причастия пропадает глагольный суффикс, а на его месте возникает суффикс -ЕНН-).

посеять — посеянный;
настоять — настоянный

расстелить — расстеленный

3.6. Правописание суффиксов деепричастий
Зате..в; повер..в; застав..в.

В деепричастиях совершенного вида пишется та же гласная, что и в суффиксе неопределенной формы соответствующего глагола.
Увидеть — увидев;
Выслушать — выслушав.

3.7. Правописание суффиксов -А и -О в наречиях, образованных от кратких прилагательных
Пришли засветл..; забито наглух..; стоит слев..

Суффикс в наречиях, образованных приставочно-суффиксальным способом от кратких прилагательных, можно определить, подставив под соответствующий предлог слово «окно»:
издавна (из окна);
справа (с окна).

Запомните:
смолоду; сроду; сослепу.

Обратите внимание!
Это правило не следует прилагать к наречиям, образованным суффиксальным способом от полных прилагательных: доверчиво (от доверчивый), бездушно (от бездушный), скрыто (от скрытый). В подобных наречиях на конце пишется наречный суффикс -О.
Досуха — образовано от краткого прилагательного сух с помощью приставки ДО- и суффикса -А (до окна).
Доходчиво — образовано от полного прилагательного доходчивый с помощью наречного суффикса -О.

Технологическая карта урока «Правописание суффиксов глаголов»

Технологическая карта урока «Правописание суффиксов глаголов»

В 4 классе по учебному предмету «Русский язык»

по УМК «Начальная школа XXI века»

Предмет: русский язык

Тема урока: «Правописание суффиксов глаголов»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Учитель: Шевченко Инна Емельяновна

Создать условия для формирования умения писать суффиксы глаголов.

Знать орфограммы безударный суффикс глаголов в начальной форме, в форме прошедшего времени и способы их проверки

Уметь правильно писать глаголы с безударными суффиксами в начальной форме и форме прошедшего времени

Повторить правописание суффиксов ыва/ива и ова/ева и ранее изученные правила и определения по теме «Глагол»

Формировать потребность обращения к орфографическому словарю

Соблюдать правила работы в паре, группе

Формировать у учащихся самооценку

Вызывать мотивацию к работе на результат

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

— Учебник «Русский язык» для 4-го класса, авторы: С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, УМК «Начальная школа XXI века»; презентация, листы самооценки, карточки с заданиями.

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах.

Ι. Организационный момент (мотивационный этап)

Приветствует обучающихся. Создает благожелательную атмосферу урока, нацеленную на работу.

Слайд «Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении» Марсель Ашар

— Вы согласны с Марселем Ашаром? Надеюсь, наш урок будет успешным и принесет вам хорошее настроение.

–Откройте тетради и запишите число.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Открывают тетради, записывают дату

Личностные : прием «жизненное самоопределение»

учебно-познавательный интерес (активная форма обучения) на уроке, организация рабочего места.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

— О какой части речи мы будем сегодня говорить, вы узнаете, отгадав загадку:

Слайд Что без меня предметы? Лишь названья.

Но я приду – всё в действие придет:

Летит ракета, люди строят зданья, рожь в полях растёт.

— О какой части речи говорится в загадке? — Почему вы так решили?

Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе.

Предлагаю для этого провести перекрестный взаимоопрос.

1 ученик задает вопрос, кто может дать полный ответ, поднимает руку, затем задает свой вопрос классу.

-Кто хотел бы начать?

Задают вопросы и отвечают на них.

ориентироваться в своей системе знаний

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы и целей урока.

Хорошую речь, хорошо и слуш . ть.

Умей работ . ть, умей и отдыхать

Ве.л легкий ветерок.

Пад.л снег под Новый год.

Мы увид.ли снежинки

На носу сестры Иринки.

Крепость мы постро . ли,

И снеговик от радости

Запрыг . л на снегу.

— Что вы можете сказать о пропущенных орфограммах?

(В какой части речи встретились?

В какой части слова?)

— Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

— Да, действительно. Тема урока «Правописание суффиксов глаголов».

— Правописание каких суффиксов глаголов мы уже знаем?

— Давайте сформулируем цель нашего урока (чему должны научиться?)

По ходу урока мы будем оценивать свою работу в листе самооценки. Они лежат у вас на парте.

Учащиеся выявляют причины затруднения,

самостоятельно формулируют тему и цель

— Пропущены в глаголах начальной формы и формы прошедшего времени, в суффиксах.

— Правописание суффиксов глаголов

— Научиться писать суффиксы глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени.

Повторить правописание суффиксов ыва/ива, ова/ева.

— ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

— делать выводы на основе обобщения умозаключений.

IV .Организация открытия учащимися нового знания.

— А поможет нам наш друг – учебник с 165. Рубрика «Давай подумаем».

— Прочитаем задание (про себя)

— Какие есть варианты?

(слова объединены в группы в зависимости от суффикса перед -ть).

— Назовите эти суффиксы.

— Что просят нас сделать авторы учебника в упр.1 (читают про себя)

— Сколько столбиков получится? (4)

Выпишем глаголы с -а вместе.

— Теперь я предлагаю выполнить эту работу по рядам и проверить свою орфографическую зоркость.

I — выписывает глаголы с суффиксом –е,

II – с суффиксом –и,

III – с суффиксом –я.

Слайд.- Давайте проверим. Если все глаголы выписаны правильно, ставим

на листке самооценки +.

— Авторы предлагают нам снова подумать.

— Прочитайте вопрос вслух.

— Кто мог бы ответить? Удалось ли кому-нибудь подобрать проверочное слово? (нет)

— Так можно ли проверить безударные гласные суффиксов в начальной форме глагола? (нет). А если не можем подобрать проверочное слово, что нужно сделать? (посмотреть в орфографическом словаре и запомнить)

— Прочитаем вывод в учебнике. Что говорят нам авторы? (вслух)

— Значит, мы не ошиблись.

— Следующий вопрос для размышления. Рубрика «Давай подумаем».

— Работаем по схеме.

— Сначала каждый читает и отвечает на вопросы авторов сам. Затем обсуждаете в паре. Сигналите, что вы готовы поделиться с классом своим мнением.

Кто может обосновать? (если мнения разделились)

Есть ли другие мнения?

— Чей же ответ оказался наиболее полным? (Кости)

— Попробуем назвать 3 причины, по которым важно знать, какая гласная стоит перед –ть?

При написании начальной формы глагола

При определении спряжения

При написании формы прошедшего времени

Выполняют работу самостоятельно

Самопроверка по эталону.

Оценивают свою работу

Сверяют свой вывод с учебником

-обсуждают задание и подготавливают ответ на вопрос

Называют причины, по которым важно знать, какая гласная стоит перед -ть

– в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

— доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи

– придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

V .Первичное закрепление. Включение в систему знаний.

VI . Систематизация знаний.

Консультирует.

— Давайте вспомним как пишутся основы в глаголах начальной формы и формы прошедшего времени.(одинаково), значит и суффиксы перед суффиксами –ть и –л тоже будут какими? (Одинаковыми.)

— Так чтобы написать суффикс в глаголах прошедшего времени, на что нужно обратить внимание? (на суффиксы начальной формы глаголов)

— А если затрудняемся определить суффикс глаголов в начальной форме? (нужно посмотреть по словарю)

Слайд.— Вернёмся к началу нашего урока и попробуем вставить пропущенные суффиксы.

— Прочитайте пословицу, объясните значение. Затрудняемся в написании суффикса? (нет) Также со второй пословицей.

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний.

— В стихотворении вставьте суффиксы, используя глаголы из упр.1.

Работаем в паре. Сначала обсудите какой суффикс нужно вставить, потом списывайте. Спишите, обозначьте суффиксы.

Серёжа и Паша списывают пословицы, вставляя суффиксы.

Слайд.Проверьте свою работу, оцените свою работу и если нет ошибок поставьте + в листок самооценки.

— Подведем итог этого этапа урока.

— Что мы успели сделать?

— Что осталось сделать?

Что вы знаете о правописании этих суффиксов?

— Поработаем в группах.

На листочках записаны глаголы в форме 1лица ед.ч., вам нужно поставить их в начальную форму и выписать только с теми суффиксами, которые указаны у вас в листе — ыва/ива или ова/ева.

В группах выберите того кто будет записывать глаголы и того кто будет объяснять их написание.

Приступаем к работе.

Оцените свою работу в группе.

Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения

Проверка по образцу

— научились писать суффиксы глаголов начальной формы и глаголов в форме прошедшего времени

— Повторить правописание суффиксов ыва/ива и ова/ева

Учащиеся распределяются по группам и выполняют задание в карточках.

Оценивают свою работу

– придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

– в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

– доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

– слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить

свою точку зрения;

– читать про себя тексты учебников и при этом: ставить

вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя;

– договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Слайд.- Вспомним тему сегодняшнего урока.

Достигли цели урока?

Так расскажите о правописании суффиксов глаголов.

Слайд. С. 167 упр. 2, 3. Прочитайте задание в упр. Какое легче? Какое труднее? Выполняйте по выбору.

А с какими словами мы начинали урок? Выберите смайлик и покажите, какое у вас настроение.

Читают задание в учебнике

Работа с листом самооценки уч-ся

Оцените своё настроение смайликом

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

Предмет: русский язык

Урок открытия новых знаний.

Строится по технологии деятельностного подхода:

  • -Мотивация
  • -Организация познавательной деятельности учащихся
  • -Закрепление и включение в систему знаний
  • -Рефлексия учебной деятельности

Формы работы: индивидуальная, в парах, в группах.

Тема

«Правописание суффиксов глаголов».

Цель

Создать условия для формирования умения писать суффиксы глаголов.

Планируемый результат

  • Знать орфограммы безударный суффикс глаголов в начальной форме, в форме прошедшего времени и способы их проверки
  • Уметь правильно писать глаголы с безударными суффиксами в начальной форме и форме прошедшего времени
  • Повторить правописание суффиксов ыва/ива и ова/ева и ранее изученные правила и определения по теме «Глагол»
  • Формировать потребность обращения к орфографическому словарю
  • Соблюдать правила работы в паре, группе
  • Формировать у учащихся самооценку
  • Вызывать мотивацию к работе на результат

Метапредметные:

(Регулятивные УУД)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение

(Коммуникативные УУД)

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Деятельностьучителя

Деятельностьучащихся

Ι. Организационный момент (мотивационный этап)

Приветствует обучающихся. Создает благожелательную атмосферу урока, нацеленную на работу.

Слайд «Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении» Марсель Ашар

— Вы согласны с Марселем Ашаром? Надеюсь, наш урок будет успешным и принесет вам хорошее настроение.

Откройте тетради и запишите число.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Открывают тетради, записывают дату

Личностные: прием «жизненное самоопределение»

Метапредметные:

учебно-познавательный интерес (активная форма обучения) на уроке, организация рабочего места.

ΙI. Актуализация знаний.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

— О какой части речи мы будем сегодня говорить, вы узнаете, отгадав загадку:

Слайд Что без меня предметы? Лишь названья.

Но я приду – всё в действие придет:

Летит ракета, люди строят зданья,рожь в полях растёт.

— О какой части речи говорится в загадке? — Почему вы так решили?

Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе.

Предлагаю для этого провести перекрестный взаимоопрос.

1 ученик задает вопрос, кто может дать полный ответ, поднимает руку, затем задает свой вопрос классу.

-Кто хотел бы начать?

Задают вопросы и отвечают на них.

Познавательные УУД

ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

III. Постановка проблемы.

Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы и целей урока.

Хорошую речь, хорошо и слуш . ть.

Умей работ . ть, умей и отдыхать

Ве.л легкий ветерок.

Пад.л снег под Новый год.

Мы увид.ли снежинки

На носу сестры Иринки.

Крепостьмыпостро . ли,

Зате . лиигру.

Запрыг . лнаснегу.

— Что вы можете сказать о пропущенных орфограммах?

(В какой части речи встретились?

В какой части слова?)

— Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

— Да, действительно. Тема урока «Правописание суффиксов глаголов».

— Правописание каких суффиксов глаголов мы уже знаем?

— Давайте сформулируем цель нашего урока (чему должны научиться?)

По ходу урока мы будем оценивать свою работу в листе самооценки. Они лежат у вас на парте.

Учащиеся выявляют причины затруднения,

самостоятельно формулируют тему и цель

— Пропущены в глаголах начальной формы и формы прошедшего времени, в суффиксах.

— Правописание суффиксов глаголов

— Научиться писать суффиксы глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени.

Повторить правописание суффиксов ыва/ива, ова/ева.

Познавательные УУД

— ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

— делать выводы на основе обобщения умозаключений.

IV.Организация открытия учащимися нового знания.

(2 мин)

— А поможет нам наш друг – учебник с 165. Рубрика«Давайподумаем».

— Прочитаем задание (про себя)

— Какие есть варианты?

(слова объединены в группы в зависимости от суффикса перед-ть).

— Назовите эти суффиксы.

— Что просят нас сделать авторы учебника в упр.1 (читают про себя)

— Сколько столбиков получится? (4)

Выпишем глаголы с -а вместе.

Слайд.(глаголы)

— Теперь я предлагаю выполнить эту работу по рядам и проверить свою орфографическую зоркость.

I — выписывает глаголы с суффиксом –е,

II – с суффиксом –и,

III – с суффиксом –я.

Слайд.- Давайте проверим. Если все глаголы выписаны правильно, ставим

на листке самооценки +.

— Авторы предлагают нам снова подумать.

— Прочитайте вопрос вслух.

— Кто мог бы ответить? Удалось ли кому-нибудь подобрать проверочное слово? (нет)

— Так можно ли проверить безударные гласные суффиксов в начальной форме глагола? (нет). А если не можем подобрать проверочное слово, что нужно сделать? (посмотреть в орфографическом словаре и запомнить)

— Прочитаем вывод в учебнике. Что говорят нам авторы? (вслух)

— Значит, мы не ошиблись.

— Следующий вопрос для размышления. Рубрика «Давай подумаем».

— Работаем по схеме.

Слайдя сам

— Сначала каждый читает и отвечает на вопросы авторов сам. Затем обсуждаете в паре. Сигналите, что вы готовы поделиться с классом своим мнением.

Кто может обосновать? (если мнения разделились)

Есть ли другие мнения?

— Чей же ответ оказался наиболее полным? (Кости)

— Попробуем назвать 3 причины, по которым важно знать, какая гласная стоит перед –ть?

Слайдчтобы не ошибиться:


источники:

http://ya-znau.ru/znaniya/zn/8

http://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-uroka-pravopisanie-suffiksov-glagolov-4538310.html

Путешественники могут обессилеть.
Путешественники совсем обессилели.
Обессилевшие путники устроили привал.
Обессилев, мы решили устроить привал.