Интересное приставка корень суффикс приставка

Занимательные упражнения по теме «Состав слова».
картотека по логопедии (2 класс) на тему

Материал содержит занимательные игровые упражнения по теме «Состав слова». Можно использовать на итоговом занятии. Содержатся шарады, игры по составлению слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
sostav_slova.doc734 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРОВОЙ

МАТЕРИАЛ ПО СОСТАВУ СЛОВА

1. Прочитайте выразительно. Какова основная мысль стихотворения? Выпишите изменяемые слова, основа которых состоит из: 1) ∩ и € ; 2) ¬ и ∩ 3) ∩ , ∧ и € .

Маленькие станции России,

Полевые, к северу лесные,

С тополиной вьюгой по весне,

Золотые осенью, зимою,

В голубых сугробах под луною

Промелькнут в окне –

И земля покажется красивой,

Потому что за спиной всегда

Маленькие станции России

На пути в большие города.

2. Из данных частей составьте и напишите слова. Обозначьте в них приставку, корень, суффикс и окончание.

под хват ок с дорож ок

по снеж чик по работ щик

за ряд ник за бор ник

3. Из данных частей составьте и напишите слова. Обозначьте в них приставку, корень, суффикс и окончание.

4. Составьте и запишите слова.

5. Из данных частей составьте и запишите слова

6. Составьте и запишите из данных частей слова:

пре глаз чат ый

рас длин аст ый

7. Запишите слова, состоящие из:

корня и окончания: земля, .

корня и суффикса: зонтик.

приставки и корня: обход.

корня, суффикса и окончания: ножка, .

приставки, корня, суффикса и окончания: перебежчики, —

8. Составьте слова, взяв:

приставку из слова полет, корень из слова походка, суффикс из слов стрелка, окончание из слова улица.

корень из слова стрелок, суффикс из слова дочка, окончание из слова груша.

9. Запишите слова, в которых:

а) корень тот же, что в слове морской, суффикс тот же, что в слове бедняк.

б) корень тот же, что в слове лесной, суффикс тот же, что в слове печник.

в) приставка та же, что в слове вылет, корень тот же, что в слове ходит.

10. Запишите слова, состоящие из:

а) такой же приставки, что в слове прилет, того же корня, что в слове ездить.

б) того же корня, что в слове пригород, того же окончания, что в слове вода.

в) того же корня, что в слове рыбак, того же окончания, что в слове сова.

11. Прочитайте слова. Из первого слова запишите приставку, из второго — корень, из третьего — суффикс и окончание. Какое слово получилось?

Образец: раскрыл, сказка, грузчик, рассказчик;

повел, дарит, цветок-.

побежал, садовник, пилотка—.

вывез, рубит, ручка-.

переход, стрелка, ножка-.

осушил, красивый, стройка-.

прошел, водит, школьник

залетел, варил, стенка-.

12. Запишите слова, собранные из частей других слов.

а) суффикс из слова руководитель, приставка из слова воскликнуть, корень из слов пропитание. (Воспитатель)

б) суффикс и окончание из слова терпеливый, приставку из слова выписать, корень из слова преподносить. (Выносливый)

в) суффикс из слова значительный, корень из слова переполненный, приставка из слов исключительный. (Исполнительный)

13. Запишите слова, выделите их части.

а) корень тот же, что и в слове сказка, суффикс тот же, что и в слове возчик, приставка та же, что и в слове расход. (Рассказчик)

б) корень тот же, что и в слове отдавать, приставка взята из слов преграда и посылка, суффикс и окончание взяты из слова знание. (Преподавание)

в) корень из слова приветствие, приставка из слова отличник, суффиксы из слов мужество, откровенность, смелость. (Ответственность)

14. Игра «Кто быстрее?»

а) Запишите слово, в котором корень будет такой, как в слове работница, приставка как в слове захотел, суффикс как в слове молоток. (Заработок)

б) Запишите слово, в котором корень будет такой, как в слове погрузка, приставка — как в слове наступила, суффикс — как в слове дочка, окончание — как в слове школьница. (Нагрузка)

в) Запишите слово, в котором корень будет такой, как в слове переночевали, суффикс — как в слове добренький, окончание — как в слове ручка. (Ноченька)

г) Какое слово получится, если взять приставку в слове поглядели, корень в слове извозчик, суффикс в слове бумажка, окончание в слове головушка. (Повозка)

д) Какое слово получится, если взять корень в слове поиграли, суффикс в слове дедушка, окончание в слове карандаш. (Игрушки)

е) Какое слово получится, если взять приставку в слове послушал, корень в слове рядом, суффикс в слове бутылка, окончание в слове шалаши. (Порядки)

а) Корень мой находится в «цене»,

в «очерке» найди приставку мне,

суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

вся же — в дневнике я и в журнале.

б) Корень извлечь из «начинки» несложно,

приставка в «сосуде» хранится надежно,

суффикс в «гудении» ясно услышишь,

вместе — на темы различные пишешь.

в) В «списке» вы мой обнаружите корень,

суффикс — в «собрании» встретите вскоре,

в слове «рассказ» вы приставку найдете,

в целом — по мне на уроки пойдете.

г) Корнем с «дорогой» роднится,

в «сборе» приставка таится,

суффикс — как в слове «дневник»,

целым же в космос проник.

д) Мой корень — родственник «сраженью»,

приставка — в слове «заявление»,

в «наборщике» есть суффикс мой,

а весь — тружусь я под землей.

е) Мой корень в «просьбе» заключен (в ней он озвучен и смягчен);

приставка — в «воплощенье» где-то, на целое — все ждут ответа.

16. Составьте и запишите сложные слова, выделите корни.

Носит оружие — Ловит мух — Разводит овец — Падают звезды -Варит кашу — Режет волны — Хранит воду — Копает землю -Хлопок убирает — Басни пишет — Солнце печет — Снег убирает —

Дальний восток — Камни тешет — Мир любит — Пьет чай -Метает огонь — Воду возит — Лес сплавляет — Утиный нос — Овощи разводит — Хлебный завод — Лед рубит — Нефтяные отходы —

17. Подберите слова к схемам.

18. Прочитайте слова забег, залы, запах, заяц, зал, завал. Определите состав этих слов и запишите их в два столбика:

19. Подберите и запишите по два слова к каждой схеме. Буква н означает нулевое окончание.

Понятие о приставке и суффиксе. Образование слов с помощью приставок и суффиксов

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке вы познакомитесь с приставками и суффиксами, которые активно используются в речи, понаблюдаете за их значением и написанием. В уроке вы найдёте справочник «Суффиксы и приставки русского языка».

Как разбирать слова по составу

Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.

Как научить ребенка разбирать слова по составу?

Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.

Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:

  • ребёнок может плохо знать части слова: приставка, корень, суффикс и окончание;
  • не знает как правильно находить ту или иную часть слова;
  • не владеет алгоритмом разбора слов по составу.

Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.

Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.

Корень

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова.

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

Приставка

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

Суффикс

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.

Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.

Окончание

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.

Основа слова

Основа слова – это часть слова без окончания.

В основу слова входит приставка, корень и суффикс.

Второе — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.

Проверь свои знания

Тест «Состав слова»

1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК?
а) антонимы;
б) синонимы;
в) родственные.

2. Часть слова без окончания называется:
а) основой;
б) корнем;
в) суффиксом.

3. Общая часть родственных слов называется:
а) основой;
б) корнем;
в) окончанием.

4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это:
а) окончание;
б) суффикс;
в) приставка.

5. Определи окончание в слове мечтой.
а) -той;
б) -ой;
в) -й.

6. Продолжи фразу. Основа слова — это:
а) изменяемая часть слова;
б) общая часть родственных слов;
в) часть слова без окончания.

7. Из каких частей может состоять основа слова?
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.

8. Определи, в какой строке все слова однокоренные.
а) гусеница, гусь, гусята, густой;
б) школа, школьный, пришкольный, школьник;
в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.

9. Дополни фразу. Приставка — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) часть слова, которая стоит после корня;
в) служебная часть речи.

10. Какое из данных слов имеет приставку по-?
а) полезный;
б) подарок;
в) по дороге.

11. Дополни фразу. Суффикс — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) изменяемая часть слова;
в) часть слова, которая стоит после корня.

12. Выбери слово с суффиксом.
а) завод;
б) зонтик;
в) собака.

13. Выбери значимые части слова.
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.

Третье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.

Схема морфемного разбора слова

  1. Определи слово как часть речи.
  2. У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов нет окончания).
  3. Укажи основу слова.
  4. Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);
  5. Выдели приставку.
  6. Выдели суффикс.

Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:

покупка

1. Часть речи -имя существительное

2. окончание -А (нет покупкИ, горжусь покупкОЙ)

3. основа — ПОКУПК-

пришкольный

1. Часть речи -прилагательное

2. окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ)

3. основа — ПРИШКОЛЬН-

расцветают

1. Часть речи -глагол

2. окончание -ЮТ (расцветаЕТ)

3. основа — РАСЦВЕТА-

Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.

Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.

Самые распространённые приставки русского языка:

без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)

Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.

Самые распространённые с уффиксы имен существительных

ан -(- ян -), — ани (- яни ), — анин (- янин ), — ач , — ени , — ет -,- ть -, — еств -(- ств -), — есть , — ец , — изм , — изн -, — ик (- ник ), — ин , — ист , — итель (- тель ), — их — иц -(- ниц -), — к -, — л -, — лк , — льник , — льщик (- льщиц -), — от -, — ость , ун , — чик (- чиц -, — щик )

Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.

  • ик — образует лицо , обладающее качеством ( медик , старик )
  • иц — лицо или животное женского пола ( девица , курица , тигрица )
  • ист, щик, ач — лицо , принадлежащее к области деятельности ( парашютист , барабанщик, скрипач)
  • ник — лицо, предмет, место, животное ( всадник, плавник , хищник, ледник )
  • ошк, ушк,чик, юшк, юшк, еньк, ёшк—придают уменьшительно — ласкательную форму предмету .

Суффиксы прилагательных

— ал (- ел -), — ан (- ян -), — аст (- ат -), — ев (- ов ), — еват (- оват -), — ен , — енн (- онн -), — енск (- инск -), — ив (- лив ,- чив -), — ин , — ит (- овит -), — к , — л , — н (- шн -), — тельн -, — уч (- юч ,- яч -), — чат , — к ( а ), — ск , — тель , — ист —

Суффиксы глаголов

— а (- я , — ка ), — е , — ева (- ова , — ыва , — ива ), — и , — л , — ну , — ся , сь, — ть (- ти )

Полезно помнить:

  • л — образует прошедшее время ( был , спал , плыл )
  • ти, ть, чь — образуют неопределенную форму глагола ( инфинитив ) ( нести , делать,беречь)

Пятое — обязательная тренировка.

Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.

Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.

Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.

1 вариант

1.Разбери слова по составу:

Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький

2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:

Тропа — …………………………………………………………………………

Тепло — …………………………………………………………………………

3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.

приставкакореньсуффиксокончание
беззащитныйдаритьвкусныйдобрый
подъехатьводасводныйтяжёлый
безобразныйжизньсъеденныйбелый
донёспришкольныйводныйчёрный
простотадомашнийцветикключи
поворотсадиксвалкарыба
замёрзсухаякучакурица
вышёлдумакаменщиксмысл
завёлжаркийрыбкаодежда
подходзаставалавкасорока

2 вариант

1)Разбери по составу:

качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток

2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:

Сырой — ………………………………………………………………………….

Стекло — …………………………………………………………………………

Стена — …………………………………………………………………………..

3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.

приставкакореньсуффиксокончание
коньлетоплакучиймягкий
подтянуллокотокмясникмолодость
вписатьпроходитьзимамяч
прожитьводителькнигасады
заяцчасыкормовойземляной
сроккотёнокмирножницы
заряшколалесникрадость
ссорапокраситьнизкийлодка
стулсиреневыйпогодакарандаш
подъездполекрышаполк

По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.

Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!


источники:

http://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/sostav-slova/ponyatie-o-pristavke-i-suffikse-obrazovanie-slov-s-pomoschyu-pristavok-i-suffiksov

http://naymenok.ru/kak-razobrat-slovo-po-sostavu/