Интересные задания на правописание безударных гласных

Карточки по русскому языку.Тема «Отработка навыка правописания безударных глассных в корне слова.»
тренажёр по русскому языку (2 класс) на тему

Отработка навыка правописания безударных глассных в корне слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
didakticheskie_kartochki_pravopisanie_bezudarnoy_glasnoy_v_korne_2-3_klass.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание безударной гласной в корне. (2-3 классы)

С п и ш и т е . Проверьте безударные гласные словами, отвечающими на вопросы кто? что?

П..тнистый, кр..чать, ст..кольный, ..довитый, сл..дить, оп..риться, м..довый, ш..рокий, цв..тной, гл..деть, сп..шат.

Подчеркните безударные гласные.

З а п и ш и т е слова, подберите проверочные.

Гр..за, гр..чи, н..сы, тр..ва, р..ка, л..щи, л..цо, р..ды, с..ды, в..лна.

З а п и ш и т е слова, подберите проверочные.

Хв..сты, р..га, сл..ны, вр..чи, к..ты, гл..зной, н..га, с..стра, м..сной, л..ства, кр..чать, т..мнота, д..ждливый, цв..тет, скр..пит.

С п и ш и т е словосочетания, вставляя пропущенные буквы, устно подбирайте проверочные слова.

С..сновые д..ревья, м..рская в..лна, б..льшой мальчик, д..ждливая ос..нь, ст..льная л..нейка, з..леная тр..ва.

Ш..рокая площадь, высокая с..сна, ст..льные рельсы, пл..хая погода, з..леные п..ля, д..лекий путь, в..здушные ш..ры, ч..совая стрелка.

К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.

г. лодать — . ст. рожка- .

в. здушный — . в. сёлый — .

д. лёкий — . ч. совщик — .

ш. стёрка — . кр. кливый — .

Вставь нужную букву и рядом запиши проверочное слово.

к. рмушка — ( о,а) — . д. ревья — (е,и) — .

уг. щать — (а,о) — . ст. рожить — ( а,о) — .

ш. лестеть — (е,и) — . ш. рстяной — (е,и) — .

ж. стянка — (е,и) — . м. рской — (о,а) — .

т. пло — (е,и) — . ж. мчужина — (и,е) — .

К д а н н ы м словам подберите проверочные слова. Поставьте знак ударения. Подчеркните безударные гласные.

С п и ш и т е предложения, вставив пропущенные гласные.

Ст..ляр сделал стол. Дв..рняжка стережет двор. С..довник вырастил сад. В к..рмушке был корм. В с..лонку насыпали соли. Из к..нюшни вышел конь.

С п и ш и т е текст, вставив пропущенные буквы. Озаглавьте.

Пришла з..ма. Тр..щат м..розы. Замерзли р..ка и оз..ро. П..ля и х..лмы покрылись пушистым белым к..вром.

С п и ш и т е текст, вставив пропущенные буквы. Озаглавьте.

Х..р..шо в л..су в полдень. З..леные елоч..ки выг..бают к..лючие ве..ки. Кр..суется белая б..ре..зка с душ..стыми л..сточками. Др..жит серая осина.

С п и ш и т е , исправив ошибки.

Потинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. Открылись яркие сиящие горы.

С п и ш и т е , исправив ошибки.

Шмел прилител неуклюжий, толстый, махнатый, как мидветь. Забасил, заворочялся, весь впыльце измазался.

_________________________________________________________________ Карточка 7.

И з д а н н ы х ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

Ветры, дуют, х..л..дные.

Волки, охотиться учат, м..л..дых, старые

Рыщут, в, г..л..дные, л..сах, звери.

И з д а н н ы х ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы

Зима, пришла, настоящ..я, вот, и.

М..ро. но. и, щиплет, щеки.

Р..бята, надели, м..ховые, и, ша..ки, шу..ки.

Во, детей, дв..ре много!

И з д а н н ы х ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы

Р..бята, оделись, т..пло.

Они, на г..л..ву, ша..ку, надели, на руки м..ховые, варе..ки.

Теперь, м..ро. им, не страшен.

Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите в словах корень и напишите к каждой группе поверочное слово.

П. сатель, расп. сание, зап. сал, п. сьмецо;- .

Стр. лок, стр. льба, стр. лял, выстр. л; — .

Т. рговля, т. ргует, т. рговый (город); — .

Гл. тать, прогл. тил, гл. ток, гл. тнул; — .

Вставить безударные гласные:

п. стух, др. зды, сн. жинка, кр. чал, м. стечко, стр. ительная, к. менистая, ст. яла, л. сная, л. сица, цв. точек, тр. пинка, гр. бник, б. р. говая, р. чной, выст. вка, б. льной, п. ньки

Спиши текст, в скобках напиши проверочные слова.

В л. су (. ) живёт рыжая л. са ( . ). Лисий дом — н. ра ( . ). У н. ры ( . ) играют весёлые л. сята (. ). Л. сица (. ) учит их лисьим повадкам.

Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.

В з. л. тые . сенние дни г. товились к . тлету жур. вли. П. кружились . ни над р. кой, над р. дным б. лотом. Вот п. т. нулись птицы в д. лекие страны. На в. стоке п. к. залась ранняя зорька.

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

К. рова, г. зета, скв. рец, б. лет, д. кабрь, н. род, м. локо, пятн. ца, к. рабль, д. ревня, в. кзал, м. роз, к. пуста, р. кета, м. дведь, п. льто, к. стёр, к. мандир, р. сунок, л. пата, м. лина, р. бята, в. гон, п. года, к. ртина, . втобус, м. сяц, п. суда.

Вставить безударные гласные. С одним из слов составь предложение.

Г. лубка, пл. щадка, см. льчак, в. здушный, др. жать, зар. дить, в. шневый, заскр. пел, д. лекий, п. лезный, ск. листый, т. желый, р. зьба, д. ржал, д. мой, т. нул._______________________________________________________________

Вставить пропущенные буквы:

М. роз, площ. дь, с. пог, т. традь, стор. ж, бер. г, леб. дь, в. р. бей, с. л. вей, за. ц, яг. да, гру. а, су..ота, свит..р, . гаж, ж. лезо, д. рога, п. рог, б. седка, к. ртина, п. сок, р. бята, а. уратный, д. ревня, з. втр. к, се. одня

Выполнить фонетический разбор лебедь .

Вставить пропущенные буквы, составь предложение со словом дождливый .

Б. да, б. льшой, гл. зной, гр. бной, д. лёкий, дл. ннее, д. ждливый, з. лёный, зв. риный, к. лючий, кр. вой, л. сной, м. сной, м. рской, н. бесный, п. рнатые, пр. мой, п. следний, р. гатый, скр. пучий, ст. ловая, тр. скучий, т. нистый, т. жёлый, х. лодный, цв. тной, ч. рвяк.

Вставить безударные гласные

Поб. жал по д. ске, обр. нил в. л. синки, гн. здо под к. рнями, л. тят не сп. ша, з. л. тое к. льцо, б. жит б. гом, др. зды в гн. зде, на п. лянке около р. ки, к. рмил ч. рв. ками, ск. зала с. стра, прин. сла в. ды.

Тренировочные задания по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»

Р…бята д…лжны любить ж…вотных. Для птиц з…мой нужно делать к…рмушки.

Разноцветными …гнями оз…ро бл…стит. Ч…стота здоровье сохраняет. Этот платок в…зала бабушка.

Выпиши безударные гласные, которые нужно вставить (е, о, и, и, о, о, е, и, я).

Взаимопроверка проходит в парах в целом классе или три-четыре пары учащихся выписывают гласные на большие листы бумаги (их – на доску) для дальнейшей коллективной работы класса.

К данным словам подобрать однокоренные слова с безударным гласным в корне, являющиеся другой частью речи.

Корм – … (глагол) (что делать?)

Ночь – … (имя прилагательное) (какая?)

Скрип – … (глагол) (что делают?)

След – … (глагол) (что делает?)

Косит – … (имя существительное) (что?)

Горы – … (имя прилагательное) (какие?)

Шалость – … (глагол) (что делал?)

Ночь – … (имя прилагательное)

Косит – … (имя существительное)

Горы – … (имя прилагательное)

Замени одним словом.

Холодное время года – …

Капельки влаги на траве – …

Мальчик, который учится в школе – …

Из левого столбика выпиши проверочные слова и припиши к ним слова из правого столбика, вставляя пропущенные гласные.

Заледенел лёд л…дяной

Говорил, говор разг…вор

Совиный, совушка с…вёнок

Старенький, старик ст…рушка

Стой, стоять пост…ять

Тянучка, тянет т…нуть

Выписать из загадок слова с безударным гласным в корне, проверить. На дом можно дать детям задание самим найти загадки со словами с безударными гласными, проверяемыми ударением.

Шёл я утром по тропинке,

Видел солнце на травинке,

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи. (Ромашка)

Ковёр цветастый на лугу –

Налюбоваться не могу!

Надел нарядный сарафан

Красивый бархатный … (Тюльпан)

Вместе с тучей золотистой

Заливается горнист. (Петух)

К нам пришёл весёлый дед

С пышной бородою.

Всю округу он одел

Снежною кошмою. (Дед Мороз)

Найдите все (проверяемые и непроверяемые) безударные гласные в следующих текстах:

Как молоком облитые,

Стоят сады вишнёвые,

Пригреты тёплым солнышком,

Облетели листья с клёна,

Клён от холода дрожит.

На дорожке у балкона

Золотой ковёр лежит.

Лишь пёстрая осень

Как новая гостья

Кусты и дорожки.

И сразу просторнее

Кот поёт, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре.

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе.

В лесу жила лиса. В норе у нее были лисята.

Прочитай предложение 2 раза: сначала орфографически, затем орфоэпически.

Цель: обратить внимание детей на несоответствие написания слов с их произношением.

Выставляется под буквой знак (в виде: огонька, костра, маячка, красной точки и т.д.).

К словам с «маячками» подобрать проверочные слова, путем изменения формы слова.

Подберите родственные слова с заданными корнями:

Запишите сначала проверочное слово, а потом проверяемое.

Работа с перфокартами. (Перфокарты – чистые: в виде прямоугольника с окошками по 3 в строчку и по 3 в столбик).

Учитель диктует слова на слух.

Следить, больной, таскать, ночное, хлеба, весенний, страна, ядовитый, ловил.

Учащиеся вписывают безударные гласные в окошечки таблицы.

Затем: а) сверяют с записью на доске (самопроверка, взаимопроверка),

б) проверка учителем.

Прочитайте « Мирную считалочку» М. Карема.

Солнце, воздух и вода,

Горы, реки, города.

Труд, веселье, сладкий сон.

А война пусть выйдет вон!

Назовите слова с безударными гласными. Какие слова можно проверить словами ГОРЫ, РЕКИ?

Упражнения с «конфликтными» словами:

а) Нуждаются ли в проверке гласные в словах ТРАВА, ДВОР, ВОДА, ГРИБЫ?

б) Запишите (под диктовку) только те слова, в которых надо проверить безударную гласную.

Коза, носик, глаза, язык, площадь.

в) Найди лишнее слово: косьба, метла, лошадь, голубки.

Игра «Скалолазы». Кто быстрее доберется до вершины?

«Кто больше?». Запиши как можно больше проверочных слов: ЗИМА, ГОРА, НОРА.

Прочитайте пары слов: ЛЕСА-ЛЕС, СЛЕД-СЛЕДЫ, ГРИБЫ-ГРИБ, СНЕГА-СНЕЖОК, ЛИСТ-ЛИСТЫ.

Какое из слов каждой пары является проверочным? Проверяемым? Почему?

Какая пара лишняя?

Запишите, ставя на первое место проверочное, а на второе – проверяемое.

Прочитайте. Исключите в цепочках лишние слова. Ответ обоснуйте. Напишите полученные ряды слов, подчеркивая безударные гласные.

1. Т.желый, пр.мой, в.селый, гл.дит;

2. М.рской, с.довый, сп.ртивный, х.лодный.

Прочитайте слова в таблице. Найдите к ним правильный ответ. Обоснуйте свой выбор. Объясните, почему не подходят остальные ответы?

Прочитайте предложения. Напишите те из них, в которых все слова (кроме предлогов) имеют безударную гласную в корне слова.

Желтели, золотились листочки в саду.

Журавли летели через поля, леса, города.

Дрозды поедают рябину, чернику.

Ребята высаживают молодые березки, ясени и ёлочки.

Качает ветвями косматыми седая сосна.

Вечерняя тишина висит над рекой.

Прочитайте словосочетание, постарайтесь их запомнить (через одну-две минуты предъявленные вторые слова словосочетаний стираются). Ориентируясь на первое слово, напишите вторую часть каждого словосочетания; подберите проверочные слова.

Лист кл.. новый напиток м.. довый

Дорога ч.рнеет лицо р..бое

Сп..шит, зал..вает, к..лючий, в..твистый;

В..ликан, п..левой, г.ристый, гр..зовая;

Уг..сает, выгл..дит, бр..тишка, гр..знуля.

Определите, какой части речи нет в первой и второй цепочках.

Дополните каждую из них необходимыми словами из третьей цепочки.

Составленные цепочки слов напишите, вставляя пропущенные буквы.

Использование опорных таблиц.

На таблице ученик видит необходимое для ответа слово, учится давать с опорой на неё точные смысловые ответы.

Последующие упражнения проводятся на группах слов. Записано шесть групп слов с безударной гласной в корне, требующих для проверки корня образования однокоренных слов разными способами либо формы того же слова. Лицевую сторону таблицы дети прочитывают перед словарной работой как напоминание.

Подобрать проверочные слова:

Красивый, золотой, ходили, сажали, тропа, зерно, гнездо, спасает, украшает, сосна, охраняет, столбы, снопы, водянистый, поля, косилка, дожди, запах, говорили, зонты, цветы, пастух, волы, бобы.

Грозовая, листы, молотилка, гроза, голодание, стрела, накатался, плита, доска, кора, пастух, поглядел, полевой, посмотрел, солить, отцветает, зелёный, сосна, легла, посинел, обещают, начинается, сливались.

Замерзали, поспешили, оставалась, показали, весёлый, дома, окно, подхватил, потянул, ночной, заслонила, весной, завивается, небесный, пестреет, тенистый, очищает, загляделся, удивляться, перенесла, возить, обнесли, починить.

Победил, бродил, ходил, звезда, сова, коза, овца, ловил, схватил, приносил, посадил, накосил, осмотрел, тяжёлые, провалился, покатался, вытащили, потяжелели, проносились, загляделся, запах, долина.

Перо, голова, стекло, стена, оживил, блестели, весело, дождевой, ветерок, коса, отдохнул, зацепился, выклевали, заболела, приласкал, спешил, поседел, далеко, вплотную, косой, спортивные, зелёная, улетел.

Катает, качает, копает, гребёт, одевает, мячи, болты, дворовый, хоры, поля, плетёт, подметает, лежит, лизал, ловил, таскал, семья, лицо, сосна, кора, деревья, висит, поседел, посидел, долина, скотина, пастух.

Дифференцированный подход к обучению при закреплении (вариантно-групповая форма работы).

Вставь пропущенную безударную гласную, подчеркни проверочное слово:

гряды – гр.да скалы – ск.ла

цены – ц.на вёсны – в.сна

след – сл.ды травы – тр. ва

Вставь пропущенную безударную гласную, предварительно подобрав проверочное слово:

Спиши предложение, вставляя пропущенную безударную гласную. Подчеркни слова, которые нельзя проверить:

Л.са хв.стом зам.ла сл.ды и уб.жала от с.бак.

Найдите слово с безударной гласной в корне слова, припиши проверочное: После дождя пахнет в лесу грибами. В траве краснеют мухоморы. На лесных полянах показались золотые лисички.

Знакомлю весь класс с вариантами самостоятельной работы. Ученики обдумывают варианты и выбирают посильный для себя. Путь, избранный учеником, не только характеризует его возможности, но и заставляет ребёнка пережить чувство удовлетворённости от того, что он выполнил работу, по содержанию равнозначную работе своих товарищей.

Работа в парах сменного состава.

Каждому ученику даётся текст (карточка). Тексты разные. Все ученики рассаживаются по парам. Работа проводится так:

Первый ученик из пары читает текст по предложениям (слова), другой пишет (дети диктуют текст друг другу так, как диктует всему классу учитель, но без предварительного чтения текста в целом).

Второй ученик (т.е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет.

Затем каждый берёт тетрадь своего соседа и без заглядывания в карточку проверяет списанный диктант.

После этого ученики открывают карточки и по ним вторично проверяют вместе сначала диктант первого ученика, потом диктант второго ученика.

1. Ст.лы, м.сты, к.ты, сл.ны, м.ря, б.лъной.

2. З.рно, гн.здо, п.ро, в.дро, в.сло, р.ка, с.стра.

3. З.мля, пч.ла, в. сна, л. сник, стр. на, з.ма.

4. Ск.ла, ст.на, г.ра, тр.ва.

5. Д.тей, р.ды, цв.ток. кр.ты.

6. П.лы. н.сёт, вр.ча, х.лмы, с.сновый, п.лями.

7. К.рмитъ, б.льшой, ст.ят, х.лодный.

8. Ч.сы, сл.ва, ст.на, в.лы, д.ма, з.ма.

9. Ск.тина, ст.ит, к.вёр, х.лмы, л.дяная.

10. Гр.бы, с.ло, с.ды, в. сна, дв.ре, в л. су.

11. Л.дяная, стр.на, гн.здо, в.сло, в.дро, п.ро.

12. Гр.чи, гр.бы, цв.ток, з.ма, тр.винка, р.ды.

13. Ш.ловливый, д.тей, н.сти, см.шной, ст.лы.

14. К.тёнок, в.дичка, см.ла, х.дить, т.лпа.

15. Д. ска, ст. да, гр.чи, гр.за, п.ля, н.жи.

16. Древо, пч.ла, с.стра, к.са, п.га, хитрая л. са.

17. Сл.ны, м.ря, б.лъной, ст.ит, с.ва, кр.ты.

18. Дв.ры, м.сты, д.ма, к.ты, к.за, .вца. з.ме.

19. Гр.да, хл.ба, д.жди, с.ва, к.за, .вца. р.са.

20. Ст.лы, м.сты, к.ты, сл.ны, м ря, б.льшой.

1. Д.ждливый, св.стетъ, ст.лъной, пл.сатъ, зв.иок, пл.довитый, скр.петъ, с.деть на стуле.

2. Пч.ла, с.стра, р.ка, б.льшая, посп.ватъ, ств.лы, т.чёт, л.жат.

3. Гр.бешок, т.шина, гр.бы, стропа, гродской, м.лодой, п.сателъ, ст.ял.

4. К.са, к.лосья, з.рно, гн.здо, в.сло, в.дро, про д.ревья.

5. Д.лёкий, н.чная, т.желая, ч.рвивое, сл.ды, ст.пной, г.лоса, гр.бешок.

6. Поб.жала, обл.тел, созр.вает, тр.пинка, прив.ла, ст.ит, п.щат.

7. В.сною, л.тит, пос.дила, сп.шитъ в школу, зап.ватъ песню, пол.скатъ бельё, б р.да, в.селилась.

Перфокарты могут быть разделены на три уровня.

При выполнении заданий 1-го уровня ученик повторяет уже известную орфограмму.

Задание. Подчеркни безударную гласную в корне слова.

Ослепительный, пенёк, смешок, сладковатая, проследить, словечко, синева, присмотрела, снежинка, слабоватое, пересказать, принести, листок, рогалик.

2-й уровень предполагает выполнение заданий на отработку учебного материала, заставляющего отвечать (устно или письменно) на вопрос «Почему?».

Задание. Вставь безударную гласную в корне, найди проверочное слово. Д.карь – дикий, одичать, пож.летъ – жалко, жалею, ед.ничка – единица, единый, зв.рёк – звери, звериная, зн.ток – знатоки, познать, гл.зеть – глазок, сглазить.

3-й уровень – творческий, так как на этом этапе собраны задания: «Проверь. Исправь. Придумай»

Задание. Проверь, исправь ошибки, вставь нужные буквы, придумай предложение или словосочетание с одним из слов.

Пальто, питух, п.нал, выганять, вязанка, диревья, мефический, пч.ла, навичок, овечий, г.ворить, поднибесный, т.жёлый.

К данным словам припиши противоположные по значению слова с безударными гласными в корне.

Дешевый – . ; удлинить – . ; сытый – . ; заболеть – . ; старый – . ; печалиться – . ; горячий – . ; молчать – . .

Спиши. Подчеркни безударную гласную в корне, проверяемую ударением.

Тишина. Вдруг среди стволов деревьев поднялась метель. Это на дорогу выбежали пятнистые олени. Они огляделись по сторонам и пошли к кормушкам.

Люди всю зиму помогают лесным жителям. У лесных столовых всегда много гостей.

Прочитай шарады. Запиши слова-отгадки с проверочными словами.

С «Е» торопят, если знают, что недолго уж до срока. С «И» – учительница часто говорит в конце урока.

С буквой «Е» ты делал в хоре и таланта не таи. Принял горькое лекарство, делай быстро с буквой «И».

Спиши. Рядом припиши слово, которым можно заменить данное словосочетание.

Образец. Заниматься лепкой – лепить.

Выпиши слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Подбери и напиши проверочное слово.

Подсказка – должно быть 12 слов.

В лесу мы нашли гнездо. Там был совенок. Птенец не умел летать. Мы взяли его из гнезда. Сова налетела на нас. Глаза ее блестели.

Совенок громко кричал. Мы пожалели малыша. Витя посадил его на дерево.

Над словами с непроверяемыми написаниями во 2-4 классах я решила работать блоками. Все слова взяла из программы начальных классов.

Птицы, животные, Люди Страна Наречия

соловей девочка Россия хорошо

воробей мальчик Родина быстро

медведица учитель Москва весело

лисица ученик Новосибирск скоро

петух учительница город спасибо

собака дежурный деревня завтра

сорока ребята столица вчера

корова народ вокруг

заяц товарищ сейчас

медведь агроном теперь

животное директор потом

Всего блоков 17. После знакомства с любым блоком (который записан в ученическом словарике на строго определённой странице) учащимся предоставляется широкая возможность для закрепления правописания данных слов. Обязательно: орфографическое проговаривание (с чёткой артикуляцией), орфоэпическое проговаривание – хором, группами, индивидуально. А также подбор родственных слов, составление словосочетаний, предложений… Очень удобно задавать на дом повторять слова на определённых страницах, с которыми планируется дальнейшая работа на следующем уроке. Дети любят игру «Отгадай слово». Уровень сложности нарастает постепенно. Сначала загадывает учитель, потом – дети. Например, возьмём блок «Страна»:

– Найдите слово, в котором: 3 слога, второй слог – ударный, последний согласный звук всегда твёрдый (столица);

– Найдите слова, в которых: первый согласный звук всегда звонкий, а среди них – слово, в котором два звука обозначены одной буквой (Россия, Родина, Москва, Новосибирск) и т.п.

Со 2 класса ведём «Тетрадь однокоренных слов». На первой странице ручкой с зелёной пастой запись: «Корни в однокоренных словах пишутся одинаково». И чем старше становятся дети, тем более сложные берём слова. Первыми в группе однокоренных слов записаны проверочные слова. Корни слов во всей группе выделены зелёной пастой.

Море, заморский, морской, моряк, морячка, мореход.

Двор, дворник, дворик, дворняжка, дворовый.

Крик, крикнуть, закричали, крикливый, крикун.

Лётчик, полёт, слёт, взлёт, перелётные, полетать, летательный.

Сказка, сказочка, рассказ, подсказка, рассказчик, сказочный, сказать, пересказать.

Мир, мирный, мирить, помирить, усмирить, примирение, перемирие.

Ясный, ясность, ясно, объяснить, разъяснить, пояснение, пояснительный.

К данным прилагательным подберите однокоренные существительные первого склонения.

Сначала пословицы предлагает учитель. Объяснить их смысл и найти глаголы с безударным гласным в корне, требующим проверки. Потом дети получают задание для домашней работы: самостоятельно найти пословицы с безударными гласными в корне глаголов.

Свет победит тьму, а мир войну.

Если в сердце воина нет мужества, не помогут ему ни сила его, ни оружие.

Не спеши языком, а торопись делом.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Курить – здоровью вредить.

Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг; тот, кто говорит о твоих достоинствах, не всегда твой друг.

Дидактический материал для игрового урока-повторения на тему: «Безударные гласные в корне»

Всем известно, что нестандартные игровые задания помогают сохранить интерес детей к учению, сделать так, чтобы ребята на уроке были активны и внимательны. Игровая деятельность помогает снижению перегрузки обучаемых, снятию утомления и психологического дискомфорта, повышению эмоционального настроя на дальнейшее восприятие материала. Наверняка многие педагоги, зная, что учебные игры привлекают интерес детей любого возраста, используют на своих уроках диктанты-кроссворды, диктанты-чайнворды, “аукционы”, “хлопушки”, мини-сочинения “на одно правило”, игры “четвертый лишний” и подобные им. Эти задания помогают ребятам преодолеть неуверенность перед одним из самых трудных учебных предметов, вызывают желание узнать как можно больше, стимулируют увлечение изучением родного языка.

Я предлагаю вам дидактический материал для игрового урока-повторения на тему “Безударные гласные в корне”.

Однако все игры, которые я, если можно так выразиться, “сориентировала” на одну тему, легко применить и при изучении любых других тем по орфографии.

Я предлагаю урок-повторение провести в виде соревнования между рядами. После каждого следующего задания определяется ряд-победитель, которому вручается какой-то отличительный знак (например, флажок). В конце урока можно подсчитать количество флажков, заработанных каждым рядом, и подвести итоги, наградив победителей. Итак, первая игра и первое задание.

Учитель: Я буду произносить слово, а вы поочередно (по рядам) должны правильно назвать проверочное слово. При наличии ошибки ряд теряет право ответа, а продолжает отвечать тот ряд, который дружно и организованно отреагировал на ошибку, ответив “Стоп!”. Если отвечающий затрудняется с подбором проверочного слова, я считаю до трех, и право хода передается следующему ряду.

Укоренился (корень)отвинтилнищетазапах
Поспевать (спеть)очароватьпехотауправление
Извинение (повинность)приспособлениесмягчитькаток
Присягать (присяга)забастовкапросочитьсяпренебрежительно
Разъяренный (ярость)омрачатьробетьудовольствие
Отяжелеть (тяжесть)наслаждениенатощакчастокол

Итак, самым внимательным и сообразительным оказался на этот раз . ряд. Вы получаете первый победный балл и первый флажок!

Вы замечательно умеете подбирать проверочные слова для безударных гласных, однако мои ученики часто испытывают затруднения вовсе не в этом действии: они частенько не могут понять, к какому же слову нужно подобрать проверку, не видят и не слышат слов с безударными гласными. Чтобы найти их в тексте, нужен СОКОЛИНЫЙ ГЛАЗ. Посмотрим, кто из вас таковым обладает!

Кто больше всех найдет в тексте слов с безударными гласными, проверяемыми ударением? Подчеркните эти слова.

(примечание: на карточках, которые мы раздаем ребятам, слова не подчеркнуты)

Росистый вечер дышал упоительной прохладой. Хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне, но отдаленные горы были ясно видны. Около горы извивалась широкая дорога, осененная деревьями. Запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени. (18)

Посмотрим, кто справился с заданием быстрее и правильнее всех и принес еще один балл-флажок своему ряду?

Не только педагоги, но и дети знают: чтобы ученики прочнее усвоили правило, нужно выполнить как можно больше упражнений, проработать как можно больше примеров на правило. Как это сделать, не утомившись и потратив как можно меньше драгоценного времени? Найти и проверить орфограмму в десятках слов за считанные минуты поможет нам БУКВЕННЫЙ ДИКТАНТ.

Я диктую группу из пяти слов, а вы записываете только безударную гласную из корня каждого следующего слова.

1. возрождение, долина, наслаждаться, обстоятельство, определениеооаое
2. остановиться, поглощать, преподавать, распространять, сокращениеаоааа
3.снаряжение, воплощение, просвещение, напряжение, обнажениеяоеяа
4. раздражение, посвяти мне стихи, развеваются волосы на ветру, раскалить железо докрасна, не кляните судьбуаяеая
5. неувядающий талант, удивительный рассказ, потрясающее впечатление, пленительный образ, увлекательное путешествиеяияее

У кого ошибки в первой группе слов? Во второй. В пятой? Давайте поможем тем, кто ошибся, подобрать проверки к словам, вызвавшим у них затруднение! А заодно определим, какой ряд оказался самым грамотным и заработал очередной балл.

Видите, какие мы с вами молодцы: за 5 минут проверили написание 25 слов! Не устали? Ну, если устали, можем немного отдохнуть и поиграть.

Давайте поделим наш воображаемый класс на две команды (одна команда – безударная гласная А в корне, а другая – безударная гласная О в корне). Я буду называть слова. Если в слове А, хлопает в ладоши первая команда, если О – вторая. Тот, кто ошибется, объясняет правописание слова. Вариант: не делимся на команды, а на букву А хлопаем в ладоши, на букву О – кладем ладошки на стол. Какая команда сделает меньше ошибок? Слушаем внимательно:

Расхрабрилсянаполнятьуронить
Скопившийсястрожайшийповалился
Доказательствораспластатьсяумолкать
Продолжениесплошнойновизна
Таинственноборьбаосаждать

Подведем итоги. В этой игре победил . ряд! Очередной флажок уходит к нему.

На наших ладонях находится огромное количество нервных окончаний, отвечающих за наше эмоциональное состояние, и сейчас, хлопая в ладоши, мы не только повторили правописание двух десятков слов, но и отдохнули и улучшили свое настроение, поэтому теперь можем переходить к серьезному упражнению. Что, не хочется? Тогда снова будем играть!

Условия этой игры очень просты: вы должны записать под диктовку только три слова из четырех предложенных (вариант: записать только одно слово – лишнее).

Увядающие листьяУдивительный рассказОбаятельный собеседник
Просвещенный монархосветительная ракетадаровитый писатель
Тяжелеть от водыоживленный разговордрожащий на ветру
Потрясающее впечатлениесоединительная линиянеподражаемый танцор
Пленительный образРосистый лугПереплетенные ветви
Ослепительный луч прожекторапровозглашенный указлекарственный сбор
Увлекательное путешествиепредусмотрительная хозяйкапотянувший ветерок
очаровательная девушкаприфронтовой лесразвевающиеся флаги

Кто правильно выписал все шесть словосочетаний? У кого возникли вопросы? Задайте их, пожалуйста. Давайте вместе прокомментируем правильное решение. А теперь посмотрим, какой ряд допустил наименьшее количество ошибок. Он и победил в этой игре!

А теперь задание для самых эрудированных! Объявляется аукцион!

Победит тот, кто последним назовет слово с двумя безударными гласными О в корне и назовет две проверки к этому слову, например:

Рокотать – рокот, рокочет.

Проголодалсяговоритьогонек
Клокотатьприспособлениеоблокотился
Молотитьгрохотаниеторговать
Сопровождатьхлопотатьхохотать

Итак, победил. (фамилия ученика), и победный балл достается . ряду.

Можем ли мы слаженно работать в группе? Давайте проверим. Попытаемся воспроизвести процесс печатания на машинке отрывка из хорошо известного вам стихотворения А.Барто “Идет бычок, качается. ” — в нем достаточно много безударных гласных. Каждый по очереди произносит по одной букве слова. В конце каждого слова все хлопают руками над головой, на знак препинания – топают правой ногой, в конце строчки – привстают с места. Итак, сядьте поудобнее. Начинаем!

Я думаю, что за время нашего урока все вы стали немного ближе друг другу, что и показала предыдущая игра. Мы с вами продемонстрировали стопроцентную готовность работать в группе. Значит, будем работать в группах! Снова нам предстоит соревнование между рядами – соревнование в ловкости, скорости, сообразительности, потому что нас ждет ЭСТАФЕТА!

КТО БЫСТРЕЕ И ПРАВИЛЬНЕЕ

На доске записано три столбика слов с пропущенными буквами. По одному человеку от ряда подходят к доске и по команде вставляют пропущенные буквы. Затем тот, кто справился первым, объясняет написание слов и диктует эти слова классу.

Вариант: эстафета по рядам, вместо эстафетной палочки – мелок; какой ряд быстрее и правильнее справится с заданием (слова в столбиках могут быть одинаковыми для всех команд – или разными, и тогда по окончании эстафеты просим детей проверить, насколько верно выполнили задание их соперники).

Зап. катьп..тательныйзакаб. лить
Впеч. тлительныйзак. ренелыйопров. ргать
Ок. патьсявл. детьгр. дущий
Пром. жутокуд. вольствиест. снительный
Повт. рениедр. блениеобосн. вание
Покр. вительствовопл. щатьпрод. лжение
Зам. чатьд. линараст. нулся
Кр. кливокл. ватьоп. здать
Возр. ждениераспор. дитьсяхв. стливый
Пок. зательныйпо. вилсявр. ждебный

Итак, в эстафете победителем оказался . ряд. Он и получает очередной флажок.

Браво! Вы были великолепны! А проигравшие пусть не расстраиваются, у них есть возможность выиграть в следующем конкурсе. Пусть вы оказались не самыми быстрыми, но, может, у вас самый большой словарный запас? Давайте проверим.

Кто больше вспомнит и запишет слов с безударными гласными к проверочным словам:

  • Водный – вода, водянистый, водяной.
  • Час – часовщик, почасовая (оплата), часовой.
  • Речка – речной, река, речушка.
  • Даль – далеко, далекий, издалека.

Я засекаю ровно три минуты!

Скажите, пожалуйста, кто из вас сумел подобрать 3 однокоренных слова? 5 слов? Кто больше? Итак, победителем оказался.

Как и на любом уроке русского языка, на нашем уроке обязательно будут упражнения на развитие речи. И первое из них – соревнование с известным писателем.

СОРЕВНУЕМСЯ С ПИСАТЕЛЕМ

У известного писателя В.Солоухина в одном из произведений есть отрывок, содержащий достаточно много слов с безударными гласными в корне. Однако, читая этот текст, мы не воспринимаем его как учебный, потому что он создает прекрасный художественный образ. А сможете ли вы создать свой текст с теми же словами, которые использовал В.Солоухин? Кто составит самые интересные предложения с этими словами:

Безударные гласные подчеркните.

А теперь сравним то, что получилось у вас, с тем, что получилось у В. Солоухина:

Теперь конец сентября, но ветлы еще не пожелтели. Зато из-за домов, с задворков, проглядывают верхушки желтых и багрово-красных деревьев.

Травка, которой заросло все село, тоже, как и ветлы, была бы совершенно зеленая, если бы старые липы, растущие в ограде, не начали ронять пожелтевшей листвы. А так как вчера был сильный ветер, листьев хватило на то, чтобы запорошить все село, и теперь уже сквозь опавшие листья проглядывает зелень травы

Как вам кажется, чьи предложения были самыми интересными? Кто принес победный флажок своему ряду?

А теперь новое творческое задание.

НА ОДНО ПРАВИЛО

Составьте предложение, употребив в нем как можно больше слов с безударными гласными.

Великолепно! Ваши тексты заслуживают бурных аплодисментов. А теперь самое сложное задание сегодняшнего урока. Представьте себя учителями. Перед вами тетрадь нерадивого ученика, который до сих пор так и не научился проверять безударные гласные в корне! Найдите его ошибки.

(примечание: в текстах, которые мы раздаем ребятам, слова с ошибками не подчеркнуты и буквы не выделены)

Поезд, состоявший из теплушек, двигался на восток и двигался не очень быстро, как и полагается поезду, везущему солдат не на фронт, а от фронта. Солдаты целыми днями сидели и стояли, тесно прижавшись друг к другу, у открытых дверей и наслОждались великим покоем, исходившим от широких серых полей. Стаи птиц улетали на юг. Золотые березки смИнялись зелеными елками, а то вдруг у колодца возникала красная мокрая рябина. Впрочем, деревья не так успокоительно и мирно действовали на солдат (солдаты досыта насмотрелись на разные деревья), как зрелище станций, семафоров, стрелок, пакгаузов – всей исправно действующей системы железных дорог. Привыкнув к пешим маршам или передвЕжениям на машинах, солдаты во время боев, хотя и пересекали не раз незаметно для себя пару рельсов, но почти забыли, что на свете есть железная дорога, по которой можно ездить.

Кто первым справился с заданием и принес победный балл своему ряду? Молодцы!

Я обожаю всяческие тайны и книги о Шерлоке Холмсе, который умеет распутывать самые запутанные истории. А вы? Я рада, что наши увлечения схожи. Сегодня на уроке вы работали просто замечательно, поэтому вам в награду я предлагаю шифрованное послание.

Выделите из данного списка две группы слов – с безударными Е и с безударными А в корне.

Из первых букв одной группы слов у вас получится название рыбы, которая впадает в спячку летом, а из первых букв второй группы слов – предмет одежды, который запретил носить своим подданным русский император Павел I.

Что за слова у вас получились?

(примечание: в карточках, которые мы раздаем ребятам, слова не подчеркнуты и ответы не написаны)

Навл. кать, защ. щать, ж. леющий, ор. шать,

ар. стант, соед. нить, л. ксикон, спл. шной,

испр. вление, прон. цательный, л. кированный,

оск. рбительно, изм. нился,зав..стливый, еп. рхиальный,

впр. гать, т. инственно, ум..лкать, м. дицинский

Кто первый справился с заданием? Подведем итоги последнего конкурса и всего урока в целом!


источники:

http://infourok.ru/trenirovochnie-zadaniya-po-teme-pravopisanie-bezudarnih-glasnih-v-korne-slova-924697.html

http://urok.1sept.ru/articles/411115