Интересные задания на правописание по русскому языку

Занимательные упражнения по орфографии (5 -9 классы )
методическая разработка по русскому языку по теме

Выполняя такие упражнения, учащиеся запоминают трудности при написании слов, словарные слова, правила орфографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
zanimatelnye_uprazhneniya_po_orfografii.docx23.97 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Занимательные упражнения по орфографии

Внимательно прочитайте текст под цифрой 1 ( вам даётся на это одна минута ), посмотрите, нет ли в нём ошибок. Закройте этот текст.

Читая тест под цифрой 2, запишите на листе бумаги, какие ошибки были допущены в первом тексте. Затем снова откройте текст под цифрой 1 и проверьте себя. Исправьте ошибки.

1. Однотонный звук широко течёт над землёю и гасит мысли. Невольно, со вниманием, которое становится всё напряжоннее, вслушиваешься, как дождь сечёт опавший лист, бъёт камни, хлещет о стволы деревьев, как журчат и всхлипывают ручьи, сбегая к морю, гудят в горах потоки, гремя камнями, скрипят деревья под ветром, равномерно бухает вална, — тысячи звуков сцепились в один тяжёлый, сырой, и хочется разъеденить их – разместить, как слова в песне.

2. Однотонный звук широко течёт над землёю и гасит мысли. Невольно, со вниманием, которое становится всё напряжённее, вслушиваешься, как дождь сечёт опавший лист, бьёт камни, хлещет о стволы деревьев, как журчат и всхлипывают ручьи, сбегая к морю, гудят в горах потоки, гремя камнями, скрипят деревья под ветром, равномерно бухает волна, — тысячи звуков сцепились в один тяжёлый, сырой, и хочется разъединить их – разместить, как слова в песне.

Наблюдательны ли вы? Прочитайте слова один раз. Закройте их.

а) Облако, бархат, ярмарка, канцтовары, абажур, витрина, жилет, канава, азарт, канонада.

Прочитайте слова под буквой б)и ответьте на вопросы.

б) Бархат, облако, ярморка, абажур, канцтовары, желет, витрина, канава, азарт, кананада.

1) В каких словах допущены ошибки?

2) Какие слова стоят в другом порядке?

Прочитайте слова один раз:

палисадник, дифирамб, канцелярия, зкспонат, эксперимент, привилегия, жакет, гарнизон, проект, компонент.

Закройте их, ответьте на вопросы.

1) Сколько всего слов? 2) Сколько слов начинается с буквы э ? 3) Какое было первое и последнее слово?

4) Между какими словами находится слово «жакет» ?

1 . Прочитайте предложение. Закройте его, запишите его по памяти.

1)Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок. Послушен, ловок и вместителен. (А.И.Куприн.)

2) Серебряные паутины сверкали на солнце; золото и багрянец опавших листьев покрыли дороги и прогалины леса; калина и рябина огнились своими гроздьями. ( К.С.Петров – Водкин.)

3) В осеннюю ненастную ночь румяный инженер объехал полгорода, разыскивая дешёвые цитрусовые, но ничего не нашёл и приобрёл никому не нужные финики.

2. Запишите по памяти через 30 минут.

За каждое правильно написанное слово – 1 балл, за пропущенное слово – 0 баллов, за слово с ошибкой или неправильно написанное слово – 1 балл. Сколько баллов вы набрали?

Вставьте , где нужно, пропущенные буквы или раскройте скобки и найдите лишнее слово ( оно отличается написанием ).

1) Ш…в, ш…рох, ш. к, крыж…вник, ш…пот, капюш…н, ш…мпол;

2) щ…тка, ш…ба, ш…м, параш…т, ш…стрый, ш…т;

3) мыш…, мощ…, лещ…, лож…, рож…, брош…;

4) с…ём, под…ём, соб…ём, об…ём;

5) ц…ркуль, ц…фра, ц…ганка, ц…линдр, ц…тата.

Вставьте пропущенные буквы, где это нужно, или раскройте скобки. Установите, по какому признаку подобраны слова, и укажите лишнее.

1) Покл…няться, пог…рельцы, сл…гаемое, оз…рённый;

2) бе…вкусный, во…стание, и…жарить, ра…хвораться, ни…падать, …делать;

3) пр…ступить, пр…дать, пр…клоняться, пр…остановиться, пр…зирать;

4) француз…кий, абхаз..кий, кавказ…кий, скольз…кий, киргиз…кий.

Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы.

Выпишите их подряд:

кол…чество, бес…чётный, повсемес…но, юн…ый, пр…пятствие, скошен…ый, оч…рование.

Какое слово получилось?

Прочитайте слова. Закройте их. Запишите по памяти

1. Строить, клеить, удвоить, утроить, успокоить, усвоить, стоить.

2.Сеять, румяный, эффект, багаж, президент, шов, сочетание.

Слова первой или второй части упражнения вам было легче запомнить?

Занимательные задания по орфографии

Из предложенных пар слов составьте пословицы:

Коса – камень (Нашла коса на камень)

Лес – дрова (Дальше в лес – больше дров)

Шило – мешок (Шило в мешке не утаишь)

Язык – доведёт (Язык до Киева доведёт)

Яблоня – яблочко (Яблочко от яблони не далеко падает)

Дело – потеха (Делу – время, потехе – час)

Дело – смело (Сделал дело – гуляй смело)

Найти в предложениях фразеологические обороты или части, восстановить их и объяснить значение.

Первый блин вышел, кажется, комом.

Во всю ивановскую трачу деньги.

«Сматывай удочки сейчас же», – обратился Сухарько к Павке.

Возьмём мы из-за печки мою походную сумку и уйдём из этого дома куда глаза глядят.

В этом деле он собаку съел.

Нередко трон занимали цари без царя в голове.

Он человек отставной, его песенка спета.

Игра «Сделай замену»

— Я буду читать образные выражения, которые называются фразеологизмами, вы – заменять глаголом.

(глаголы записаны на обратной стороне доски)

Ломать голову – думать

Зарубить на носу – запомнить

Надуть губы – рассердиться

Унести ноги – уйти

Бить баклуши – бездельничать

Водить за нос – обещать

Чесать языки – болтать

Выходить из себя – гневаться

Дать стрекоча – бежать

Клевать носом – засыпать

Совать нос – вмешиваться

В юмореске С. Альтова, написанной в жанре пародии на рассказ экскурсовода о творчестве испанского художника Эль Греко, есть фраза, которая всегда вызывает смех: «Большие художники вынуждены были прибегать к аллегориям. Прибежал к ним и Эль Греко».

На каком языковом явлении построено это пародийное высказывание? Прокомментируйте его с лингвистической точки зрения.

Пародия построена на смешении омонимов (омонимии) прибегать (прибежать) – достигать какого-либо места бегом и прибегать (прибегнуть) – обращаться к какому-либо средству. Выбор формы прибежал (от прибежать) вместо прибегнул (от прибегнуть) дает комический эффект высказывания.

Сказка о несклоняемых существительных.

Собрались как-то несклоняемые существительные в гостях у слова «мадмуазель».

Хозяйка заставила снять в прихожей пальто и кашне, кашпо с алоэ убрала с окошка и опустила жалюзи, чтобы с авеню никто не заглядывал в комнату. Меню состояло из кольраби, филе, суфле, желе, кофе и какао. Шимпанзе играл на пианино, колибри и какаду пели, фламинго выделывал ногами разные па. Остальные гости составляли жюри. Они хлопали в ладоши и восклицали: «Чудесно! Прямо как в кино!»

Вдруг владелица ателье сообщила, что многие её знакомые слова переехали в Россию и там отлично прижились. В русском языке их прекрасно приняли и теперь считают своими.

«Может быть, рискнуть и нам? Отправимся в турне?»

Тут как раз по радио передали, что партия эскимо вылетает в Россию.

Наши слова выбежали на шоссе. Поймали такси, потом ехали на метро и успели как раз вовремя: на табло появились сведения об отправке самолёта.

Полёт был долгим, слова пачками ели эскимо, замёрзли так, что даже шевельнуться уже не могли, совсем заледенели и стали неподвижны. Наконец самолёт выпустил шасси и приземлился.

Слова выгрузили и поставили на землю. Надо сказать, что русские слова встретили их очень хорошо и оставили жить в русском языке.

Но замёрзшие слова так и не растаяли и остались на всю жизнь в той форме, в которой замёрзли. С тех пор они по падежам не склоняются.

— Как называются такие слова? (несклоняемые)

— Откуда они появились? (из иностранных языков)

— В чем их особенность? (не изменяются по падежам)

— Для чего нам надо знать о поведении таких слов? (речь должна быть правильной)

Определите род у несклоняемых существительных.

Учитель читает сказку, командам необходимо выписать несклоняемые существительные и определить у них род.

Собрались как-то слова: кенгуру, шимпанзе, филе, тире, домино, такси, алоэ, кофе, какао, мадам, кашне, кашпо, ателье, пианино, метро, шоссе, пальто, буржуа, авеню, эскимо, кино и некоторые другие вместе.

Хозяйка – миссис – заставила всех снять в прихожей пальто и кашне, кашпо с алоэ убрала с окошка и опустила жалюзи, чтобы с авеню никто не заглядывал в комнату. Меню состояло из филе, кольраби, суфле, желе, кофе и какао.

Шимпанзе играл на пианино, колибри и какаду пели, фламинго выделывал ногами разные па. Остальные гости составляли жюри.

Потом все играли в домино. Тут толстая мадам, владелица ателье, поправив на носу пенсне, сообщила, что многие ей знакомые слова переехали в Россию и там отлично прижились. В русском языке их прекрасно приняли и теперь считают своими. «Может быть, рискнуть и нам? Отправимся в турне?»

Наши слова выбежали на шоссе, поймали такси, потом ехали на метро и успели как раз вовремя: на табло появились сведения об отправке самолёта. Слова залезли в ящик с мороженым. Полёт был долгим, и наши слова, лёжа между пачками эскимо, замёрзли так, что даже шевелиться уже не могли: совсем заледенели и стали неподвижны, как брикетики с мороженым. Наконец самолёт приземлился. Слова выгрузили и поставили на землю. Надо сказать, что русские слова их встретили хорошо и оставили жить в русском языке. Но замёрзшие слова так и не растаяли и остались на всю жизнь в той форме, в которой замёрзли. С тех они ни по падежам не склоняются, ни по родам не изменяются.

Кенгуру (м), шимпанзе (м), филе (ср), тире (ср), домино (ср.), такси (ср), алоэ (ср), кофе (м), какао (ср), мадам (ж), кашне (ср), кашпо (ср), ателье (ср), пианино (ср), метро (ср), шоссе (ср), пальто (ср), буржуа (м), авеню (ж), эскимо (ср), кино (ср), миссис (ж), жалюзи (ср), меню (ср), кольраби (ж), суфле (ср), желе (ср), колибри (ж), какаду (м), фламинго (м), па (ср), жюри (ср), пенсне (ср), турне (ср), табло (ср).

Определить часть речи у следующих слов:

Двойной ( прил. ), тройка ( сущ. ), удвоить ( гл. ), второй ( числ .), пятидневный ( прил. ), три (числ.), восьмёрка (сущ.), десятка (сущ.), трёхчасовой (прил.), односторонний (прил.), сотня (сущ.), сотый (числ.), удесятерить (гл.), двадцать пять (числ.), седьмой (числ.), пятилетка (сущ.), тройной (прил.), одиннадцать (числ.), четверг (сущ.), сороковой (числ.), десять (числ.).

Определить падеж у выделенных слов в пословицах

Дело шуток не любит. (Им. п.)

От слова до дела целая верста. (Род. п.)

Не по сути дело, а по делу суть. (Им. п., Дат. п.)

Ты за дело, а дело за тебя. (Вин. п., Им. п.)

Велик телом, да мал делом. (Тв. п.)

И умён, и крепок, и в деле гож. (Предл. п.)

Всех дел не переделаешь. (Род. п.)

Языком не спеши, а делами не смеши. (Тв. п.)

Умён на словах, да глуп на делах. (Предл. п.)

По твоим делам о тебе судят. (Дат. п.)

Назвать как можно больше пословиц и поговорок, содержащих числа.

Ум хорошо, а два лучше.

Один в поле не воин.

Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

У него семь пятниц на неделе.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

У умной головы сто рук. У семи нянек дитя без глазу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Семь бед – один ответ.

Семеро одного не ждут.

Один в поле не воин.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Вставьте недостающие слова в пословицы

Овчинка _________ не стоит. ________ место пусто не бывает. Бедному собраться – только ________. ________ворона и куста боится. На словах – что на гуслях, а на деле – что на ________. Соловья _________ не кормят. _____________ — знак согласия. Привычка – вторая ________.

Выделки. Свято. Подпоясаться. Пуганая. Балалайке. Молчанье. Натура.

Определить способ словообразования 1)отгадать загадку, ответ записать

2)определить, каким способом образовано слово-ответ

1. Растёт в траве Алёнка

В красной рубашонке.

Всем поклон отдаёт.

2. Сверху дыра, снизу дыра,

А посередине – огонь да вода.

(самовар – сложение корней)

3. Зубов много, а ничего не ест.

4. В маленьком окошке

У окошка я сижу,

На весь мир в него гляжу.

(телевизор – сложение корней)

5. Белая звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла – и пропала…

6. Это что за огород?

Огород с секретом.

Во дворе у нас мороз –

В огороде – лето.

Определить, в прямом или переносном значении употреблены прилагательные

Круглый столик (пр.), чёрная зависть (пер.), круглый год (пер.), круглая сумма (пер.), прозрачная вода (пр.), острое слово (пер.), прозрачный намёк (пер.), чёрный карандаш (пр.), острый нож (пр.), светлая мысль (пер.), живая вода (пер.), стальной обруч (пр.), сладкая речь (пер.), золотое сердце (пер.), сладкая ягода (пр.), золотое кольцо (пр.), стальной характер (пер.), живые цветы (пр.).

Вам необходимо из слова ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ составить как можно больше слов и самое большое слово.

1) Как превратить существительные «даль», «пень», «руль» в глаголы? (поставить существительные во множественное число)

2)В названии какого государства между двумя одинаковыми личными местоимениями стоит маленькая лошадь? (Я-пони-Я)

3)Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье, вместе обозначают мелкую клевету или клеветника. (Я-беда)

4)Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка, вместе – овощ. (Ты-Ква)

5)Сколько личных местоимений в слове «семья» (7-Я)

6)В каком слове 100 «Л»? (сто-Л)

7)В каком наречии 5 «О»? (О-пять)

8)Какое из данных слов лишнее? (четырёхугольник, четыре, четвёрка)

9)Сколько нужно взять «А», чтобы получить птицу? (сорок-А)

Заполните левый столбик соответствующими словами из данного ниже списка. Вставьте пропущенные буквы.

последовательность событий во времени

комический или сатирический рисунок

общепризнанный, выдающийся деятель искусства или литературы

работник средств массовой информации, сообщающий новости

использование чужого труда

краткая цитата, предпосланная тексту

Арт…(л,лл)ерия, к…(р,рр)…катура, инт…(л,лл)..гент, хр…ном…траж, …кспл…атация, хр…нология, …п…лог, к…(р,рр)…спондент, …пиграф, к…в…(л,лл)ерия, …(л,лл)юстрация, кла(с,сс)ик.

В каких словах ударение поставлено верно?

СОгнутый, щавЕль, кУхонный, вероисповедАние, корЫсть.

Верно : щавЕль, кУхонный, вероисповедАние, корЫсть.

Запишите и разберите по составу слова словес(?)ный, телес(?)ный. Как они образовались? Приведите примеры других слов, образованных по подобной словообразовательной модели. Небесный, чудесный, древесный.

Определите, сколько раз каждый звук слова тир встречается во фразе

Жили-были старик да старуха .

[Т’]– ни разу, [И] — 3 раза, [Р] – 1 раз.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку


  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №4 (тесты)

  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №5 (теория, тесты)

  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку № 7 ( тесты)

  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №8 ( тесты)

  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №9 (теория, тесты)

  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №11 (теория, тесты)

  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №13 (теория, тесты)

  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №15 (теория, тесты)

  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №16 (теория, тесты)

  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №17 (теория, тесты)

  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №18 (теория, тесты)

  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №19 (теория, тесты)

  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №23 (теория, тесты)

  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку № 24 (теория, тесты)


источники:

http://infourok.ru/zanimatelnye-zadaniya-po-orfografii-4319252.html

http://zh-nikishina.edusite.ru/p17aa1.html