Инверсия сказуемого и определения

Инверсия – что это такое понятным языком, как ее найти в предложении и для чего она нужна

Непрямой порядок слов. Когда сказуемое перед подлежащим, а определение после определяемого слова.

Инверсия – это заумное название непрямого порядка слов. Прямой – это такой, когда сначала идет подлежащее, а уже после него – сказуемое, сначала определение, а потом – то слово, которое оно определяет. Например: «Я вакцинируюсь», «Широкая река».

Непрямой порядок, или инверсионный – это когда «наоборот». То есть сначала сказуемое, а за ним уже подлежащее, сначала определяемое слово, а потом только – его определение: «Вакцинируюсь я», «Река широкая».

Как легко запомнить инверсионный порядок слов

С подлежащим и сказуемым проблем нет. Когда перед нами сначала сказуемое, а потом подлежащее, мы сразу «чувствуем», что в предложении что-то немного не так: «Мечтает юноша о любви», «Летят журавли по небу».

Сложнее с определением. Я почему-то долго не мог запомнить, что прямой порядок – это определение + существительное/местоимение. Но вообще, это так, даже звучит как-то привычнее: синее море, холодный ветер, северное сияние.

А если мы сделаем инверсию и поставим определение после определяемого слова, получится как-то странно: «море синее», «ветер холодный», «сияние северное».

Чтобы запомнить было проще, придумайте себе какие-то примеры. Для меня образцом инверсионной речи был и остается магистр Йода из «Звездных войн». Например, он говорит Оби Вану: «Подумать об этом должен я» – сначала ставит сказуемое, а потом подлежащее. Или вот его диалог с Люком Скайуокером, когда Люк не мог поднять свой летательный аппарат силой мысли, а Йода это легко сделал:

– Я не могу поверить…
– Отсюда и неудачи твои.

В прямом порядке было бы так: «Отсюда твои неудачи» – сначала определение «твои», а потом существительное «неудачи». Но Йода использует инверсию: «неудачи твои».

Инверсия дополнений и обстоятельств

Этот тип непрямого порядка слов встречается реже и не выносится на экзамены, но давайте его рассмотрим.

Обстоятельство образа действия, по идее, всегда должно стоять перед сказуемым. Например: «Я медленно шел в гору», «Мы быстро поужинали и легли спать», «Горец смело сражался в бою». Обстоятельства «медленно», «быстро», «смело» стоят перед сказуемыми «шел», «поужинали и легли спать», «сражался».

Но бывает так, что это обстоятельство ставится после сказуемого или «отрываются» от него: «Медленно, тяжело дыша, я шел в гору», «Я шел в гору медленно, тяжело дыша», «Мы поужинали быстро», «Горец сражался смело».

Дополнения при прямом порядке слов должны находиться после сказуемых:

  1. Ученик пишет ручкой.
  2. Я помогаю брату.
  3. Сосед доит корову.

А если мы их поставим перед сказуемым или вообще вынесем в начало предложения – будет звучать уже как-то странно, инверсионно:

  1. Ручкой пишет ученик.
  2. Брату помогаю я.
  3. Корову доит сосед.

Зачем нужна инверсия

Чтобы сделать акцент на каком-то слове. Например:

– Ты что там делаешь?
– Корову дою!

Чтобы сделать текст более выразительным, художественным. Это особенно касается стихотворений: «Волны крутые, штормы седые // – Доля такая у кораблей» (из песни про крейсер Аврора).

Инверсия иногда нужна для того, чтобы связывать предложения в тексте. Например: «Книги откроют вам дорогу в новый мир. С книгами вы никогда не будете чувствовать себя одинокими и непонятыми». Дополнение «С книгами», которое я поставил перед сказуемым, помогает мне и связывать два предложения, и еще раз делать акцент на книгах.

Шпаргалка вам в помощь

Итак, давайте обобщим. Прямой порядок слов:

  1. Подлежащее + сказуемое: «Я должен подумать».
  2. Определение + определяемое слово: «Твои неудачи».
  3. Обстоятельство образа действия + сказуемое: «Медленно дышать».
  4. Сказуемое + дополнение: «Дою корову».
  1. Сказуемое + подлежащее: «Подумать об этом должен я».
  2. Определяемое слово + определение: «Неудачи твои».
  3. Сказуемое + обстоятельство образа действия: «Дышать медленно».
  4. Дополнение + сказуемое: «Корову дою».
  1. Делать акцент на каком-то слове.
  2. Связывать предложения.
  3. Делать текст более выразительным.

Полезные материалы по теме

Подпишитесь на мою рассылку. В ближайшие полгода я планирую выписать весь материал по русскому языку, чтобы детям (и их родителям) было легче его учить.

Посмотрите вот эти мои статьи по средствам выразительности. Я стараюсь там все подробно разжевывать и объяснять простыми словами:

Если западает синтаксис – читайте статьи по синтаксису:

Там внутри еще много ссылок на другие статьи.

Посмотрите мои подборки с курсами подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Я сам подбирал для них материал, там есть ссылки на очень хорошие курсы для всех классов и полезные электронные пособия для скачивания.

На этом, пожалуй, все. Напишите, пожалуйста, понравилась ли вам статья, легко ли было ее читать, достаточно ли я дал примеров. Можете критиковать мой материал смело, я обязательно учту ваши замечания и постараюсь доработать текст.

Что такое инверсия? Примеры инверсии в художественной литературе

Одним из средств выра­зи­тель­но­сти худо­же­ствен­ной речи явля­ет­ся сти­ли­сти­че­ская фигу­ра — инвер­сия, суть кото­рой состо­ит в рас­по­ло­же­нии слов в обрат­ном порядке.

Латинское сло­во «inversio» зна­чит «пере­ста­нов­ка, пере­во­ра­чи­ва­ние».

Инверсия — одна из самых рас­про­стра­нен­ных сти­ли­сти­че­ских фигур. Этот обо­рот поэ­ти­че­ской речи заклю­ча­ет­ся в свое­об­раз­ной рас­ста­нов­ке слов, нару­ша­ю­щей обыч­ный порядок:

  • под­ле­жа­щее рас­по­ла­га­ет­ся после сказуемого;
  • опре­де­ле­ние нахо­дит­ся в пост­по­зи­ции по отно­ше­нию к опре­де­ля­е­мо­му слову;
  • отрыв эпи­те­та от опре­де­ля­е­мо­го слова;
  • допол­не­ние выно­сит­ся впе­ред сказуемого.

Перестановка слов выде­ля­ет, под­чёр­ки­ва­ет их, при­да­ет худо­же­ствен­ной речи боль­шую выра­зи­тель­ность. С помо­щью инвер­сии писа­те­ли акцен­ти­ру­ют вни­ма­ние на том сло­ве, кото­рое несет основ­ную смыс­ло­вую нагруз­ку в выска­зы­ва­нии, чем доби­ва­ют­ся наи­боль­ше­го воз­дей­ствия на читателя.

Когда б вы зна­ли, из како­го сора
Растут сти­хи, не ведая стыда,
Как жёл­тый оду­ван­чик у забора,
Как лопу­хи и лебеда.

Примеры инверсии в художественной литературе

Пришла она, желан­ная, при­шла благоуханная,
Из све­та дня соткан­ная волшебница-весна .

Сегодня у бере­га наше­го бро­сил свой якорь досель неиз­вест­ный корабль . Н. Гумилёв

Скоро полу­чишь ответ ты — весточ­ку в несколь­ко строк. В.Высоцкий

Постпозитивное рас­по­ло­же­ние опре­де­ле­ний харак­тер­ны для сти­ля твор­че­ства писа­те­лей XIX века. При такой инвер­сии уси­ли­ва­ет­ся смыс­ло­вая нагруз­ка на опре­де­ле­ние, так как зача­стую его атри­бу­тив­ное зна­че­ние ослож­ня­ет­ся оттен­ком пре­ди­ка­тив­но­сти, как у М.Лермонтова:

Со всех сто­рон горы непри­ступ­ные .

На меня она име­ла вли­я­ние силь­ное . И.С. Тургенев

Участие и любовь непри­твор­ные вид­ны были на лице Анны. Л.Н. Толстой

Аркадий Павлович гово­рил голо­сом мяг­ким и при­ят­ным . И.С. Тургенев

В поле чистом сереб­рит­ся снег вол­ни­стый и рябой . А.С. Пушкин

Я хочу изве­дать тай­ны жиз­ни муд­рой и про­стой . И. Бродский

Сидит на камне меж­ду ними лез­ги­нец дрях­лый и седой . А.С. Пушкин

Сильным сред­ством смыс­ло­во­го выде­ле­ния опре­де­ле­ния явля­ет­ся его «отрыв» от опре­де­ля­е­мо­го сло­ва, при­чем оно может нахо­дит­ся как в нача­ле, так и в кон­це пред­ло­же­ния. Этот при­ем инвер­сии мастер­ски исполь­зо­вал И.С. Тургенев:

Удивительное со мной про­изо­шло при­клю­че­ние .

Книгу для вас при­об­рёл инте­рес­ней­шую .

Где глаз людей обры­ва­ет­ся куцый … В. Маяковский

Красные , голу­бые , жёл­тые под­ни­ма­ют­ся к небу ска­ли­стые вер­ши­ны . А. Коптяева.

Расположение допол­не­ния перед ска­зу­е­мым носит инвер­си­он­ный харак­тер, напри­мер, у С.Есенина:

Там, где капуст­ные гряд­ки
Красной водой поли­ва­ет восход,
Клененочек малень­кий матке
Зеленое вымя сосёт.

Отметим так­же, что в сти­хо­твор­ных текстах инвер­сия выпол­ня­ет рит­мо­об­ра­зу­ю­щую функцию.

В поле чистом,
Луны при све­те серебристом,
В свои меч­ты погружена,
Татьяна дол­го шла одна.

Видеоурок

Урок русского языка 11 класс «Порядок слов в предложении. Инверсия». (Подготовка к ЕГЭ)
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Цель и задачи урока:

— обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;

-развить навык логического чтения; развить умения связно излагать мысли, развить умение использовать знания по синтаксису для выполнения заданий ЕГЭ;

– воспитывать языковой вкус через средства выразительности речи.

Тип урока: обобщение, повторение и систематизация изученного

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_11_klass.docx29.57 КБ
poryadok_slov_v_predlozhenii.pptx93.72 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 11 классе.

Тема урока: Порядок слов в предложении. Инверсия.

(Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи урока:

— обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;

-развить навык логического чтения; развить умения связно излагать мысли, развить умение использовать знания по синтаксису для выполнения заданий ЕГЭ;

– воспитывать языковой вкус через средства выразительности речи.

Тип урока: обобщение, повторение и систематизация изученного

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа, доска.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами на уроке обратимся к разделу языкознания, изучающему строение и значение словосочетаний и предложений, поскольку эта тема входит в одно из заданий Единого Государственного Экзамена. При анализе результатов пробного ЕГЭ, который вы сдавали в октябре месяце, оказалось , что этой темой вы не владеете в полной мере, что не дает вам возможности успешно выполнять предлагаемые на ЕГЭ в части А задания.

Не, посадил, старика, на, осла, он.

– Составьте из этих слов столько предложений русского языка, сколько возможно, если менять только порядок слов, не меняя формы.

Например, Можно : «Он не осла посадил на старика» (изменен только порядок слов). «Он не посадил старика на осла». Нельзя: «Он старика посадил на осла не» (в русском языке отрицательная частица не может быть последним словом в предложении). Нельзя : «Он не посадит осла на старика» (изменена форма глагола).

3. Актуализация знаний

  1. Что вы знаете о порядке слов в русском предложении? (В русском предложении порядок слов считается свободным.)
  2. Какие изменения влечет перестановка членов предложения? (Всякая перестановка членов предложения связана с большим или меньшим изменением его значения или стилистических оттенков высказывания.)
  3. Какую роль выполняет порядок слов в предложении и от чего зависит порядок слов? (Синтаксическую и стилистическую. Порядок слов зависит от цели высказывания.)

Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций – словосочетаний и предложений.

  1. Вспомните, какие ошибки можно допустить при построении предложений?

Классификация ошибок (Презентация )

  1. Ошибки в предложениях с однородными членами

Примеры с ошибками

Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий

В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба

В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи

Соединение в одном ряду скрещивающихся понятий

По улице шли солдаты, мужчины и женщины

По улице шли солдаты

Соединение в одном ряду логически несовместимых понятий

Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами

Демонстранты шли с плакатами

Смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары союзов

Хорошо отвечали на экзамене как одиннадцатиклассники, а

также учащиеся девятых классов

Хорошо отвечали на экзамене как

одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых

Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах

Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, в скверах

Употребление сказуемых, управляющих разными падежами, при одном

Во время войны народ надеялся и верил в победу

Во время войны народ надеялся (на кого? на что?)

на победу и верил ( в кого? во что?) в неё

Нарушение однородности понятий

Мы любим футбол и стрелять

Мы любим футбол и стрельбу

Нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова

В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия

В форуме принимали участие представители различных стран: Англии, Франции, Бельгии)

2.Ошибки в предложениях с причастным оборотом

Следует обратить внимание на согласование определения, выраженного причастным оборотом, с определяемым словом.

Примеры с ошибками

Разрыв причастного оборота с

Приготовленные оладьи мамой были

Оладьи, приготовленные мамой, были

Приготовленные мамой оладьи были

Нарушение согласования причастия с

Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем

Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождем

Замена страдательных причастий

Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений

Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений

Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов

Дождь, ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов

Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот

Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас

Приехавшие из Сибири родственники остановились у нас или Родственники, приехавшие из Сибири, остановились у нас

3.Ошибки в построении сложноподчиненных предложений

Примеры с ошибками

Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность

Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с

трудом взбирались по горной тропе

Казачьи лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе

Нарушение грамматической формы

союзного слова в придаточной части

Весной вернулись в село юноши, которыми

служили в армии

Весной вернулись в село юноши, которые

служили в армии

4.Ошибки в употреблении предлогов

Примеры с ошибками

Ошибки в употреблении предлогов благодаря, согласно, вопреки

Благодаря доктора больной поправился.

Поезд прибыл согласно расписания.

Вопреки прогноза погода была прекрасной.

Благодаря (кому?) докторУ больной поправился. Поезд прибыл согласно (чему?) расписаниЮ. Вопреки

(чему?) прогнозУ погода была прекрасной

Предлоги благодаря, согласно, вопреки (кому? чему?) управляют Д.п.

Ошибки в употреблении предлога «по»

По завершениЮ учебного года мы поедем в Крым. По приездУ в санаторий нужно проконсультироваться у врача.

По завершениИ учебного года мы поедем в Крым. По приездЕ в санаторий нужно проконсультироваться у врача.

Скучать (по ком?) по Вас, по нас. Скучать (по кому?) по нему

Предлоги в меру, в течение, в продолжение, в силу, в заключение, в виде, по причине, наподобие, посредством (кого? чего?) управляют Р.п.

Предлоги подобно, наперекор (кому? чему?) управляют Д.п.

Уплатить, заплатить ( за что?) за проезд; оплатить (что?) проезд

уверенность (в чём?) в победе; вера (во что?) в победу

5.Имена собственные в предложении

Названия книг, газет, журналов и т.п., заключенные в кавычки, не изменяются, если относятся к нарицательному существительному: Об этом писали в газете «Аргументы и факты». Интервью для газеты «Аргументы и факты». Материалы опубликованы газетой «Аргументы и факты» Неправильно: Об этом писали в газете «Аргументах и фактах».

Если же нарицательного существительного нет, имя собственное может изменяться: В «Аргументах и фактах» была заметка об этом случае.

6. Деепричастные обороты : А) Получив игрушку, ребенок успокоился. Б) Ребенок, получив игрушку, успокоился. В) Ребенок успокоился, получив игрушку. – Сильнее всего причина выражена в 1-м примере, слабее – в последнем.

Примеры с ошибками

Глаза его прикрывали стёкла очков

Стёкла очков прикрывали его глаза

8 . Прямой порядок слов:

1) подлежащее предшествует сказуемому ( Дождь идёт)

2) согласованное определение стоит перед определяемым словом ( холодный дождь )

3) несогласованное определение стоит после определяемого слова ( листья дуба )

4) дополнение стоит после управляющего слова ( вымочил листья )

5) обстоятельство образа действия стоит перед глаголом-сказуемым ( сильно льёт )

9. Обратный порядок (инверсионный характер) предложения определяется местом слова в предложении и положением связанных между собой членов предложения по отношению друг к другу. Выигрышным, значимым оказывается тот член предложения, который выносится в начало или, наоборот, отодвигается в конец предложения:

Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. (А. Пушкин.) Чуден Днепр при тихой погоде. (Н. Гоголь.) С радостью принял он эту весть.

4.Совершенствование и формирование умений и навыков.

  1. Назовите сферу употребления предложений с прямым и обратным порядком слов. (Прямой порядок характерен для речи научной и публицистической, обратный чаще используется в речи разговорной и в произведениях художественной литературы.)

Обратимся к предложениям (предложения взяты из сборника ЕГЭ по русскому языку) и постараемся выполнить к ним задания.

Прочитайте предложения, исправьте ошибки. Запишите предложения в исправленном виде и подчеркните главные члены предложения.

1. Образ Татьяны наиболее близок автору, которая, по его мнению, является идеалом русской женщины.

2. Но однажды Галя понимает, что ее художник не любит.

3. Татьяна молода и наивна, воспитанная на романах.

4. Раскольников пролил кровь и за что должен расплачиваться.

5. Он даже обретает веру среди природы, которую потерял среди людей.

6. Перед нами пример людей того времени высшего света.

7. Атлантида – давно погибшая цивилизация из-за гордыни.

Упражнение (устно). Прочитайте стихотворение А.К.Толстого. Определите стиль и тип речи. К какому виду описаний, известных вам, можно отнести этот текст?

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят,

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

  1. Постарайтесь выбрать такую интонацию при чтении, которая соответствовала бы содержанию, ритму и форме стихотворения.
  2. Отчего зависит выбор интонации?
  3. Определите, прямой или обратный порядок слов использует автор в произведении
  4. С какой целью использует автор в описании осенней природы инверсию?

В качестве тренировочного упражнения воспользуемся тестовым заданием, которое поможет определить уровень подготовки к ЕГЭ по теме «Порядок слов в предложении, интонация, логическое ударение»

Тест по теме: «Порядок слов в предложении, интонация, логическое ударение»

1. В каком предложении нарушен порядок слов?

А) Облака надвигались друг на друга.

Б) Он очень выразительно читает стихи.

В) Наставник не всегда беседует с учеником, хотя это очень важно в процессе обучения.

Г) В последнее время появилось много новых аббревиатур.

2. В каком предложении грамматическая ошибка, вызванная нарушением порядка слов, привела к искажению смысла?

А) По дороге в школу я часто встречаю людей, спешащих на работу.

Б) На стендах расклеены афиши и плакаты о выступлениях И. Эренбурга на немецком, французском, польском и других языках.

В) Многие сотрудники этого рекламного агентства приехали из России.

Г) В августе в конференц-зале пройдет встреча писателя с почитателями его таланта.

3. Найдите предложения с инверсией определения.

А) За далекими буграми волчица перешла на шаг и поползла.

Б) Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово прекрасное.

В) Но дождик в этот раз меня не послушался.

Г) Глинистая почва только кое-где покрыта сизоватой полынкой.

4. Найдите предложения с инверсией сказуемого.

А) Все последние дни мама волновалась.

Б) Этой весной снег в густых ельниках еще держался и в конце апреля.

В) Я смотрел, как осторожно пробирается барсук у стволов деревьев.

Г) Обычно они селились в глухих местах, возле болот, рек, ручьев.

5. Найдите предложения с инверсией сказуемого и определения.

А) Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих.

Б) Оделся же Митраша в отцовскую старую куртку.

В) Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом.

Г) Вместе с этим богатством досталась, однако, детишкам бедным и большая забота о всех живых существах.

КЛЮЧ: 1. — Г) 2. — Б) 3. — Б) 4. — В) 5. – Б,Г)

6.Подведение итогов урока. Оценки.

  1. Какую роль выполняет порядок слов в предложении?
  2. Какую стилистическую функцию выполняет обратный порядок слов?

7. Домашнее задание : задания А6 из сборника ЕГЭ (варианты 1-5)

Этот урок помог (не помог) мне …

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Порядок слов в предложении. Инверсия. Урок русского языка в 11 классе (подготовка к ЕГЭ) Выполнил учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ с.Лебедевка Краснокутского района Саратовской области Бакирова Людмила Михайловна

Синтаксическая разминка Не, посадил, старика, на, осла , он. Составьте из этих слов столько предложений русского языка, сколько возможно, если менять только порядок слов, не меняя формы.

Например, Можно : «Он не осла посадил на старика» (изменен только порядок слов). «Он не посадил старика на осла ». Нельзя: «Он старика посадил на осла не» (в русском языке отрицательная частица не может быть последним словом в предложении). Нельзя : «Он не посадит осла на старика» (изменена форма глагола).

Что вы знаете о порядке слов в русском предложении? Какую роль выполняет порядок слов в предложении и от чего зависит порядок слов?

Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций – словосочетаний и предложений. Инверсия (от лат. inversion — перестановка) – стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок.

Ошибки в предложениях с однородными членами Типы ошибок Примеры с ошибками Правильные примеры Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи Соединение в одном ряду скрещивающихся понятий По улице шли солдаты, мужчины и женщины По улице шли солдаты Соединение в одном ряду логически несовместимых понятий Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами Демонстранты шли с плакатами Смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары союзов Хорошо отвечали на экзамене как одиннадцатиклассники , а также учащиеся девятых классов Хорошо отвечали на экзамене как одиннадцатиклассники , так и учащиеся девятых классов Пропуск предлога Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, в скверах Употребление сказуемых, управляющих разными падежами, при одном зависимом слове Во время войны народ надеялся и верил в победу Во время войны народ надеялся (на кого? на что ?)на победу и верил ( в кого? во что?) в неё Нарушение однородности понятий Мы любим футбол и стрелять Мы любим футбол и стрельбу Нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия В форуме принимали участие представители различных стран: Англии, Франции, Бельгии)

Ошибки в предложениях с причастным оборотом Типы ошибок Примеры с ошибками Правильные примеры Разрыв причастного оборота с определяемым словом Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны. Приготовленные мамой оладьи были необыкновенно вкусны Нарушение согласования причастия с определяемым словом Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождем Замена страдательных причастий действительными Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений Нарушение однородности синтаксических элементов предложения Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов Дождь, ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас Приехавшие из Сибири родственники остановились у нас или Родственники, приехавшие из Сибири, остановились у нас

Ошибки в построении сложноподчиненных предложений Типы ошибок Примеры с ошибками Правильные примеры Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе Казачьи лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части Весной вернулись в село юноши, которыми служили в армии Весной вернулись в село юноши, которые служили в армии

Ошибки в употреблении предлогов Типы ошибок Примеры с ошибками Правильные примеры Ошибки в употреблении предлогов благодаря, согласно, вопреки Благодаря доктора больной поправился. Поезд прибыл согласно расписания. Вопреки прогноза погода была прекрасной. Благодаря (кому?) докторУ больной поправился. Поезд прибыл согласно (чему?) расписаниЮ. Вопреки (чему?) прогнозУ погода была прекрасной Предлоги благодаря, согласно, вопреки (кому? чему?) управляют Д.п. Ошибки в употреблении предлога «по» По завершениЮ учебного года мы поедем в Крым. По приездУ в санаторий нужно проконсультироваться у врача. По завершениИ учебного года мы поедем в Крым. По приездЕ в санаторий нужно проконсультироваться у врача. Скучать (по ком?) по Вас, по нас. Скучать (по кому?) по нему Предлоги в меру, в течение, в продолжение, в силу, в заключение, в виде, по причине, наподобие, посредством (кого? чего?) управляют Р.п. Предлоги подобно, наперекор (кому? чему?) управляют Д.п. Уплатить, заплатить ( за что?) за проезд; оплатить (что?) проезд уверенность (в чём?) в победе; вера (во что?) в победу

Имена собственные в предложении Названия книг, газет, журналов и т.п., заключенные в кавычки, не изменяются, если относятся к нарицательному существительному: Об этом писали в газете «Аргументы и факты». Интервью для газеты «Аргументы и факты». Материалы опубликованы газетой «Аргументы и факты» Неправильно: Об этом писали в газете «Аргументах и фактах». Если же нарицательного существительного нет, имя собственное может изменяться: В «Аргументах и фактах» была заметка об этом случае . Деепричастные обороты : А ) Получив игрушку, ребенок успокоился. Б) Ребенок, получив игрушку, успокоился. В) Ребенок успокоился, получив игрушку. – Сильнее всего причина выражена в 1-м примере, слабее – в последнем.

Неоправданная инверсия Типы ошибок Примеры с ошибками Правильные примеры Неоправданная инверсия Глаза его прикрывали стёкла очков Стёкла очков прикрывали его глаза

Прямой порядок слов: 1) подлежащее предшествует сказуемому ( Дождь идёт) 2) согласованное определение стоит перед определяемым словом ( холодный дождь ) 3) несогласованное определение стоит после определяемого слова ( листья дуба ) 4) дополнение стоит после управляющего слова ( вымочил листья ) 5) обстоятельство образа действия стоит перед глаголом-сказуемым ( сильно льёт ) Обратный порядок (инверсионный характер) предложения определяется местом слова в предложении и положением связанных между собой членов предложения по отношению друг к другу. Выигрышным, значимым оказывается тот член предложения, который выносится в начало или, наоборот, отодвигается в конец предложения: Например, Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. (А. Пушкин.) Чуден Днепр при тихой погоде. (Н. Гоголь.) С радостью принял он эту весть.

Прочитайте предложения, исправьте ошибки. Запишите предложения в исправленном виде и подчеркните главные члены предложения. 1. Образ Татьяны наиболее близок автору, которая, по его мнению, является идеалом русской женщины. 2. Но однажды Галя понимает, что ее художник не любит. 3. Татьяна молода и наивна, воспитанная на романах. 4. Раскольников пролил кровь и за что должен расплачиваться. 5. Он даже обретает веру среди природы, которую потерял среди людей. 6. Перед нами пример людей того времени высшего света. 7. Атлантида – давно погибшая цивилизация из-за гордыни.

Прочитайте стихотворение А.К.Толстого. Определите стиль и тип речи. К какому виду описаний, известных вам, можно отнести этот текст? Осень! Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят, Лишь вдали красуются, там на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/leksika/inversiya.html

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/12/19/urok-russkogo-yazyka-11-klass-poryadok-slov-v-predlozhenii-1