Использование формообразующих флексий приставок и суффиксов

Флексии (окончание, формообразовательный суффикс)

п.1. Что такое флексии

Слово флексия образовано от латинского flexio «сгибание, изгиб».

К флексиям относятся окончания и формообразовательные суффиксы.

п.2. Окончание

Окончание представляет собой изменяемую часть слова (морфему), которая служит для образования форм слов и для связи слов в предложении и словосочетании: высок ого дерев а , автор у рассказ а , отвеча ешь на вопрос ы .

Окончание – формообразующая морфема. Такие морфемы позволяют изменить слово, а не образуют новые слова. При этом лексическое значение слова не изменяется. Чтобы выделить окончание, нужно изменить слово (просклонять или проспрягать). Изменяющаяся часть будем окончанием: столб , столб а , столб у , столб ом ; мечт аю , мечта ем , мечта ешь , мечта ет .

Окончание не входит в основу слова, так как имеет только грамматическое значение. Окончание может выражать грамматические значения числа, падежа, рода и лица: маленьк ую (ед. ч., ж. р., В. п.) девочк у (ед. ч., В. п.), отдыха ешь (2-е л., ед .ч.), дума ем (1-е л., мн. ч.).

Окончание могут иметь только изменяющиеся части речи, у неизменяемых слов окончаний нет.

п.3. Формообразовательные суффиксы

Формообразовательные (формообразующие, словоизменительные) суффиксы представляют собой суффиксы, с помощью которых образуются не новые слова, а формы слова.

Формообразовательные суффиксы показывают, что слово изменяет свою форму, а не лексическое значение, и выражают грамматическое значение слова. Формообразовательные суффиксы, как и окончания, не входят в основу слова.

К формообразовательным относятся суффиксы:
— степеней сравнения прилагательных и наречий -ее, -ей, -е, -ше, -ейш, -айш: мудрый – мудр ее , высоко – выш е , краткий – кратч айш ий;
— глаголов в форме прошедшего времени и в условном наклонении -л- и нулевой: мечта л , мечта л бы; танцева л , танцева л бы;
— неопределённой формы глаголы (инфинитива) -ть, -ти, -чь: чит ать , нес ти , стере чь (чь входит и в корень, и в суффикс – наложение морфем);
— причастий: -ущ-, -ющ-, ащ-, -ящ-, -ем-, -им-, -ом-, -ш-, -вш-, -нн-, -енн-, -т-: действу ющ ий, ман ящ ий, ударя ем ый, выши т ый, нарисова нн ый;
— деепричастий: -а-, -я-, -в-, -ши-, -вши-, -учи-, -ючи-: мечта я , увиде в , припева ючи , встрети вши сь, испек ши .

Использование формообразующих флексий приставок и суффиксов

Часть 1. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография

По русскому языку сегодня в среднем звене (5—9 классы) существует три официальных альтернативных учебных комплекса, имеющих гриф Минобразования, рекомендованных им и рассылаемых в школьные библиотеки.

Комплекс 1 — это учебный комплекс (авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. Т. Григорян и др. для 5—7 классов и С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко для 8 и 9 классов), переизданный к 2000 году более 20 раз; на сегодняшний день этот комплекс продолжает оставаться самым распространённым.

Комплекс 2 — учебный комплекс под редакцией В. В. Бабайцевой, который появился в начале 90-х годов.

Комплекс 3 под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта начал выходить с 1995 года.

Концептуальных различий эти комплексы не имеют: материал структурирован по уровням от фонетики до синтаксиса и «разбавлен» орфографией, пунктуацией и развитием речи. Однако некоторые расхождения в теории (система транскрибирования, статус формообразующих суффиксов, система частей речи, описание словосочетания и типов придаточных предложений), терминологии и порядка следования разделов создают ощутимые сложности как для школьника (особенно при переходе из школы в школу), так и для формирования программы для поступления в филологический вуз.

Необходимо также иметь в виду возможность преподавания в ряде школ по альтернативным и экспериментальным учебным программам, которые представляют значительно видоизменённый курс русского языка. К сожалению, в последнее время появилось большое количество учебной литературы крайне сомнительного качества.

Особенностью данного этапа развития средней школы является то, что после долгого перерыва русский язык в старших классах введён как обязательный учебный предмет.

Существующие программы и пособия, предназначенные для изучения русского языка в 10—11 классах, можно условно разделить на несколько групп: программы, в которых усилена практическая значимость русского языка как учебного предмета (орфографико-пунктуационая или речевая), и программы, в которых основной упор сделан на усиление теоретической базы, её систематизацию (для гуманитарного или — ́уже — филологического профиля).

Существуют программы и пособия каждого из этих видов. К пособиям с практической орфографико-пунктуационной направленностью относится, например, «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы» В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко, пережившее уже около 40 переизданий. Сугубо практическую направленность имеют также пособия Д. Э. Розенталя «Русский язык. 10—11 классы. Пособие для общеобразовательных учебных заведений», «Русский язык для школьников-старшеклассников и поступающих в вузы», «Русский язык. Сборник упражнений для школьников-старшеклассников и поступающих в вузы».

Ко второй группе можно отнести программы и пособия с усиленной речевой направленностью. Это программа А. И. Власенкова «Русский язык. 10—11 классы», обеспеченная пособием для учащихся «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой (издаётся с 1996 года).

К третьей группе надо отнести программы и пособия с усиленной теоретической направленностью. Основной пользователь этих программ — будущий филолог, который в связи с многообразием программ и учебников для средней школы получает часто противоречащие друг другу сведения о языке. Будущему филологу необходим систематизирующий курс, способный стать промежуточным звеном в единой цепочке «школа — вуз» и обеспечить непрерывность и преемственность преподавания русского языка. Специально для старших классов гимназий, лицеев гуманитарного профиля на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова создана программа систематизирующего курса русского языка, повторяющего, обобщающего и углубляющего знания учеников по теории языка, формирующего умения и навыки работы учащихся с языковым материалом разного уровня сложности. Программа обеспечена учебным пособием «Русский язык: Учебное пособие для углублённого изучения в старших классах» в 2 томах, авторы В. А. Багрянцева, Е. М. Болычева, И. В. Галактионова, Л. А. Жданова, Е. И. Литневская (М., 2000).

Кроме того, в старших классах курс русского языка часто замещён курсом стилистики, риторики или словесности.

Такое разнообразие учебников и учебных пособий по русскому языку остро ставит вопрос о необходимости повторительно-обобщающих материалов по русскому языку. Предлагаемые материалы систематизируют и обобщают сведения о русском языке как языковой системе, представленные в трех основных учебных комплексах, при необходимости комментируя различия между ними. Орфография и пунктуации в предлагаемые материалы включена только в теоретически обобщённом виде, конкретные орфографические и пунктуационные правила не рассматриваются.

Лингвистика как наука. Основные разделы науки о языке

Лингвистическая наука представлена в школьном изучении следующими разделами, изучающими современный русский литературный язык:

— лексикологией (в школьном курсе традиционно называемой лексикой и включающей материал по лексикологии и фразеологии),

— морфемикой и словообразованием (называемой в разных комплексах в зависимости от их специфики или морфемикой, или словообразованием),

Такие разделы, как графика и орфография, обычно изучаются не самостоятельно, а совмещены с другими разделами. Так, графика традиционно изучается вместе с фонетикой, орфография — на протяжении всего изучения фонетики, словообразования и морфологии.

Лексикография как самостоятельный раздел не изучается; сведения о словарях представлены в основных разделах.

Стилистика изучается в ходе уроков по развитию речи.

Пунктуация изучается совместно с разделом синтаксиса.

Разделы лингвистики описывают язык с разных сторон, т. е. имеют свой объект изучения:

фонетика — звучащую речь,

морфемика — состав слова,

словообразование — производность слова,

лексикология — словарный состав языка,

морфология — слова как части речи,

синтаксис — словосочетания и предложения.

Морфология и синтаксис составляют грамматику.

Современный русский литературный язык

Объектом изучения всех разделов науки о русском языке в школе является современный русский литературный язык.

Современным является язык, который мы понимаем без словаря и которым пользуемся в общении. Эти два аспекта использования языка не совпадают.

Принято считать, что без «переводчика» (словаря, справочника, комментатора) мы понимаем язык начиная с произведений А. С. Пушкина, однако многие выражения, употребляемые великим поэтом и другими писателями и мыслителями XIX и начала XX века, современный человек не употребит, а некоторые и не поймёт; кроме того, тексты XIX века мы читаем в современной орфографии, а не в той, которая действовала во время их написания. Тем не менее большинство предложений из произведения русской классической литературы этого времени соответствуют нормам современного русского языка и могут быть использованы как иллюстративный материал.

Если понимать термин «современный язык» как язык, который мы понимаем и употребляем, то современным надо признать язык начиная со второй половины ХХ века. Но и в этот исторический период в языке, особенно в его лексике, произошли значительные изменения: появилось множество неологизмов, многие слова перешли в пассивный словарный запас (см. раздел лексикологии).

Таким образом, термин «современный язык» понимается в двух значениях:

1) язык, понимаемый нами без словаря, — это язык от Пушкина;

2) язык, употребляемый нами, — это язык начиная с середины 20 века.

Русский язык — это язык русской народности и русской нации. Он принадлежит к группе восточнославянских языков и выделился в XIV — XV веках вместе с украинским и белорусским языком из общего языка-предка — древнерусского (восточнославянского) языка.

Служебные морфемы (флексия, суффикс, префикс).

С точки зрения позиции в слове, местоположения по отношению к корню аффиксы делятся на:

а) префиксы (от лат. praefixus – прикрепленный впереди), или приставки, – служебные морфемы, стоящие перед корнем (при-бегать) или другим префиксом (при-за-думаться) и служащие для образования новых слов или новых форм слова. Например, в словах бесшумный, передвижение, задвинуть, неловкий – приставки словообразовательные. Все эти слова образованы путём присоединения приставки к целому слову. При этом значение слова меняется, а грамматическая форма слова остаётся прежней. Иногда присоединение префикса к слову меняет не только его значение, но и грамматическую форму слова. Такие приставки выполняют одновременно две роли: словообразовательную и формообразующую. Так, парные глаголы рубить – вырубить, играть – подыграть, рисовать – срисовать, писать – списать различаются не только по смыслу, но и по форме (с присоединением приставки образовалось новое слово и изменился вид глагола: несовершенный стал совершенным).

б) Суффиксы (от лат. suffixus – прикреплённый) – служебные морфемы, находящиеся после корня (изда-тель) или другим суффиксом (изда-тель-ниц-а) и выражающие словообразовательные или грамматические значения. Например: Сравним слова учить – учил – учитель. От основы инфинитива учи- при помощи суффикса -л образована новая форма глагола – форма прошедшего времени. Значит, суффикс -л –формообразующий. От той же основы при помощи суффикса -тель образовано новое слово с новым значением. Следовательно, суффикс -тель – словообразующий.

в) Окончания, или флексии (от лат. flexio – сгибание, переход), – это служебные морфемы, находящиеся после корня (ид-у) или суффикса (толкн-у), выражающие различные грамматические значения и служащие для связи слов в словосочетании и предложении (нов-ая книг-а, нов-ой книг-и, нов-ые книг-и, нов-ым книг-ам и т. п.).

Чтобы найти окончание, нужно изменить слово: просклонять или проспрягать. Та часть слова, которая будет изменяться, и будет его окончанием.

Служебные морфемы (постфикс, соединительная гласная, интерфикс).

С точки зрения позиции в слове, местоположения по отношению к корню аффиксы делятся на:

а) префиксы

б) Суффиксы

в) Окончания, или флексии

г) Постфиксы (от лат. post – после + fixus – прикреплённый) – служебные морфемы, которые выражают словообразовательное или грамматическое значение и располагаются, как правило, после окончания (учимся, какому-то и т. п.).

Постфиксальные морфемы выделены в особый вид аффиксов недавно. В современном языкознании по сложившейся традиции нередко называют их суффиксами. В русском языке выделяются такие постфиксы, как 1) глагольный возвратный постфикс -ся (-сь), выполняющий двоякую функцию: словообразовательную и формообразующую (мыть – мыться, увидеть – увидеться на первый план выступает формообразующая роль постфикса -ся – образование возвратной формы глагола; в словах рисовать – рисоваться, добить – добиться, давить – давиться при помощи постфикса -ся образованы новые слова и т. п.); 2) глагольный постфикс -те, образующий форму множественного числа повелительного наклонения (идите, читайте и т. п.); 3) постфиксы -то, -либо, -нибудь (кто-то, чей-нибудь, где-либо и т. п.); 4) постфиксы -таки, -ка, употребляющиеся в разговорной речи (опять-таки, дайте-ка и т. п.).

д) Интерфиксы (от лат. inter – между + fixus – прикреплённый) – структурные элементы, не выражающие в словах никакого значения, выполняющие соединительную и строевую функции и располагающиеся между двумя корнями (лесопарк, любвеобильный, пятилетний, двухэтажный и т. п.) или на границе корня и суффикса (петь – певец, шоссе – шоссейный; Ялта – ялтинский и т. п.).

Таким образом, в русском языке префиксы и интерфиксы никогда не бывают самостоятельными средствами словоизменения, окончания же всегда выполняют словоизменительную функцию. Суффиксы и постфиксы могут использоваться как в словоизменении, так и в словообразовании.

Формообразующие суффиксы и их грамматическое значение.

Суффикс – это морфема, стоящая в позиции после корня и служащая для образования новых слов в языке или их грамматических форм.

* В зависимости от выполняемых в языке функций суффиксы подразделяются на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие). Словообразовательные суффиксы изменяют лексическое значение слова (исследовать – исследова-тель). В русском языке суффиксы преимущественно словообразовательные. Среди словообразовательных суффиксов особым богатством отличаются глагольные суффиксы со значением действия или процесса: -е- (старый – стр-е-ть), -и- (белый – бел –и — ть), -а- (сапожник – сапожнич – а – ть), -ка- (ау – ау – ка – ть), -ну- (крепкий – креп –ну — ть), -ича- (любезный – любез – нича – ть), -нича- (лодырь – лодыр – нича – ть), -ирова – (дебют – дебют – ирова –ть), -ова- (совет – совет – ова – ть), -изова- (мобильный – мобил- изова – ть), -изирова – (экран – экран –изирова – ть). Словоизменительные суффиксы служат для образования новых грамматических форм слова, не изменяя при этом лексического значения. К словоизменительным (формообразующим) суффиксам относятся:

1. суффикс прошедшего времени -л-;

2. суффикс повелительного наклонения -и-;

3. суффиксы причастий: -ущ-/-ющ, -ащ-/-ящ-; -вш-, -ш-, -ом/-ем-, -им-, — енн-, -т-;

4. суффиксы деепричастий: -в-, -а-,-я-;

5. суффиксы степеней сравнения имён прилагательных и наречий: -е-, — ее-, -ше-, -айш-, -ейш-.

Основа слова.

Основа слова – часть слова или словоформы без окончания (с другой точки зрения – без формообразующих аффиксов)

Непроизводная основа (немотивированная) — это единое целое, неразложимое на отдельные морфемы (значащие части); производная основа (мотивированная) — составное единство, членимое на отдельные морфемы.

Противопоставление производной и непроизводной основ выражается в том, что

производная основа:

1) расчленяется на отдельные морфемы,

2) существует как производная до тех пор, пока наличествует соответственная ей непроизводная,

3) обозначает предметы действительности опосредствованно;

непроизводная основа:

1) морфологически не расчленяется,

2) обозначает предметы действительности условно и немотивированно.

Производная основа теряет способность члениться на морфемы и становится непроизводной, если соответствующая ей непроизводная основа исчезает из языка или перестает соотноситься с ней. Так, основы слов палка, лавка, миска, кочка утратили членимость на отдельные морфемы, стали в современном языке непроизводными потому, что соотносившиеся с ними в древнерусском языке непроизводные основы (пала, лава, миса, коча) выпали из словаря современного русского литературного языка. Основы слов мешок, столица, обруч, погост, живот, прелесть также перешли в разряд непроизводных, так как перестали соотноситься с имеющимися в современном русском литературном языке непроизводными основами (мех, стол, рука, гость, жить, лесть).

Для отнесения основы к производным основам достаточно наличия в современном языке хотя бы одного родственного слова, которое имеет соотнесенную основу в чистом или связанном виде (ср.: павлин — пава, палец — шестипалый, ветка — ветвь). Основа считается производной и в том случае, если суффикс, выделяющийся при соотнесении основ, является непродуктивным и не встречается в других основах (ср.: молодой — молодежь, тлеть — тлен).

Различие между основами непроизводной и производной не исчерпывается их морфологическими свойствами. Это различие распространяется и на лексическое значение основ.

Непроизводная основа слов вал, стакан, город, море не дает возможности ответить на вопрос, почему данные предметы в действительности именно так называются. Значение непроизводной основы как бы заложено в ней самой, является немотивированным. Значения производных основ слов валик, подстаканник, городище, приморский в некоторой степени осмысленны и мотивированны. Значения таких основ складываются из значений отдельных морфем, входящих в основу: валик мы осмысливаем как «небольшой вал», подстаканник — как «подставка, в которую вставляется стакан», городище — как «громадный город», приморский — как «расположенный на берегу моря».

Таким образом, производная основа обозначает предмет действительности путем установления связи этого предмета с другими предметами опосредствованно, а непроизводная основа — непосредственно, чисто условно. Указанное различие в значении непроизводной и производной основы не является всеобщим; ср.: ножик — нож, зонтик — зонт.

Термин производящая (или образующая) основа указывает на словообразовательную роль основы, а не на морфологические ее свойства.

Производящей называется основа (производная и непроизводная), на базе которой при помощи того или иного приема образовано слово, т.е. производящая (мотивирующая) — та основа, от которой образовано производное (мотивированное) слово.

В родственных словах хворост, хворостина, хворостинка основы морфологически прозрачны: в первом слове основа — непроизводная, во втором и третьем — производная. Для производных основ хворостин- и хворостинк- производящими основами соответственно являются: хворост- (непроизводная) и хворостин- (производная).

Для словообразования используются не только корневые, непроизводные основы, но и основы производные. Следовательно, производящей основой может быть и непроизводная основа, и производная.

У каждой производной основы есть своя производящая основа. Производящей основой для данного слова служит основа того слова, от которого данное слово образовано.

Например, для слова муж-еств-о производящей основой будет основа слова муж; для слова мужеств-енн-ый производящей основой служит основа слова мужеств-о; для слова мужест венн-ость производящей основой является основа слова мужест-венн-ый.

К производящей основе присоединяются те словообразовательные аффиксы, с помощью которых производится данное слово.

Различают также основы

простые – в их составе один корень

сложные – включают два и более корня

свободные – имеют корень, который может встречаться в составе непроизводных основ

связанные – имеют корень, который встречается только в составе производной основы

прерывистые – прерываются не входящими в основу флексиями и формообразующими аффиксами

непрерывистые – обычные

Виды морфемного шва.

Явления морфемного шва: чередование согласных и гласных звуков, усечение производящей основы, наложение морфем (аппликация), интерфиксация, изменение места ударения.

Морфе́мный шов (стык морфе́м) — граница между двумя соседними морфами.

Чередования звуков могут наблюдаться на стыке морфем (на морфемном шве) или внутри морфемы. Например: друг – друж-ить, лён – льн-ян-ой, раздева-лк-а – раздева-лоч-ка.

Усечение производящей основы – морфонологическое явление, заключающееся в неиспользовании при образовании производного слова конечной части (фонемы или группы фонем) производящей основы.

Наложение (интерференция, аппликация) морфов – морфонологическое явление, состоящее в совмещении тождественных отрезков расположенных контактно морфов. Например:

Интерфиксация – морфонологическое явление, заключающееся в том, что между двумя морфами вставляется незначимый отрезок, устраняющий нежелательные сочетания звуков. Например:

Подобные межморфемные вставки называются интерфиксами.


источники:

http://www.litmir.me/br/?b=17657&p=9

http://lektsia.com/1×6682.html