Исправьте стилистические ошибки указав нарушение лексической сочетаемости бородинская битва

Помогите, пожалуйста. Найдите стилистические ошибки и исправьте их.

1.Сравним результаты первого кризиса со вторым. 2. В его душе пробуждается новый идеал. 3.Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в князе Андрее. 4. Произведения Пушкина овеяны идеями свободы. 5. Литературно-критические статьи Белинского трепещут политическими страстями. 6. Старые районы преобразовали свое лицо до неузнаваемости. 7.Учащиеся работали нас своем экспериментальном участке, как самые отъявленные специалисты. 8. В клуб пришли ребята, удрученные опытом. 9. Мнимый ревизор уезжает с деньгами чиновников, оставляя их восвояси. 10. Поэтому лирический герой Лермонтова часто умирает молодым. 11.Он и поведал рассказ о ревизоре, реально произошедший с ним. 12.Мэр склонен занять эту точку зрения.

В клуб пришли ребята, удрученные наученные опытом.

Притяжение слов

Друзья, освободим — по возможности — наших критиков от лишних хлопот!

В русском языке есть большое количество таких слов, которые как бы «притягиваются» друг к другу. Знание основных правил их притяжения позволит вам использовать необычные сочетания слов для создания ярких запоминающихся образов или как источник юмора.

Автор: Дмитрий Эльяшевич Розенталь, профессиональный филолог, специализирующийся на изучении стилистики.

В русском языке немало таких слов, которые как бы «притягиваются» друг к другу. Например, мы говорим: стадо коров, табун лошадей, отара овец, стая волков, караван верблюдов. Поэтому нас смешит неудачное сочетание слов в рассказе юного натуралиста: «Вдали показалась стая уток и зайцев». Комично и такое «наблюдение»: «На крыше сидела кошка и повизгивала от удовольствия» (так можно сказать о собаке, но не о кошке). Во всех этих случаях слова соединены неправильно, или, как сказал бы стилист, нарушена лексическая сочетаемость.

Лексической сочетаемостью называется способность слов соединяться друг с другом. Ведь в речи мы употребляем слова не по одному, не изолированно, а в словосочетаниях. При этом одни слова свободно соединяются с другими, если они подходят им по смыслу, а иные имеют ограниченную лексическую сочетаемость. Так, очень «похожие» определения — длинный, длительный, долгий, долговременный, продолжительный — по-разному притягиваются к существительным: можно сказать длительный (продолжительный)период, но не «длинный (долгий, долговременный) период»; долгий путь, длинный путь и продолжительные сборы, долговременный кредит, и не иначе. Таких «капризных» слов множество, мы их постоянно употребляем, не задумываясь над особенностями их сочетаемости, потому что в родном языке мы обычно интуитивно чувствуем, какое слово к какому «подходит». Русский человек, например, не скажет:«я взял автобус», «взял трамвай и приехал» (у нас говорят только взял такси), а иностранец легко соединит эти слова, следуя правилам своего языка, и даже может сказать:

— Я взял самолет и прилетел к вам в гости.

Что же определяет лексическую сочетаемость? Попробуем вместе разобраться.

При соединении слов в словосочетания мы в первую очередь смотрим на их лексическое значение.

Вам приходилось когда-нибудь видеть фиолетовый апельсин? А кожаные очки? Вы, не задумываясь, отвечаете: «Нет, конечно». Но, может быть, вы слышали, как кричат шепотом? Или наблюдали, как спят бегом? «Такого не бывает!» — улыбнется читатель.

Действительно, такого не бывает и быть не может: это мы для эксперимента соединили слова, обозначающие несовместимые понятия. И если, оценивая такие словосочетания, говорят «такого не бывает», значит, мы сталкиваемся с явлениемсемантической несочетаемости слов. Определение семантический образовано от слова семантика — так называют смысловую сторону языковых единиц. Например, семантика слова апельсин указывает на то, что это сочный плод с оранжевой кожурой, растущий на цитрусовом вечнозеленом дереве; так называют и само это дерево. Но ни плоды, ни деревья цитрусовых не бывают фиолетовыми, поэтому наше определение не подходит к этим существительным. «Стеклянный суп», «железные тучи», «горячая луна», «ехать пешком», «оглянуться вперед», «прислониться к ветру», «летать в море». Да мало ли абсурдных сочетаний можно изобрести? «Такого не бывает», — скажете вы, а стилист заметит: «Вы нарушаете семантическую сочетаемостьслов». Но случается и так, что по смыслу слова как будто и подходят для выражения того или иного значения, но «не хотят» соединяться в словосочетания. Мы говорим:склонить голову и преклонить колени, но не наоборот — «преклонить голову», «склонить колени»; можно одержать победу и потерпеть поражение, но никто не скажет, что он «потерпел победу». И если вы услышите: «В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение», — вы невольно задумываетесь: здесь какая-то ошибка, может, он все же победил, а комментатор оговорился?

Можно сказать круглый год ( сутки), но не говорят «круглый час (неделя, месяц)»; бывает глубокая ночь, но не «глубокий день», возможна глубокая осень, но не «глубокая весна». Есть бархатный сезон, но не период, время, месяц. Если мы не станем считаться с традицией и начнем соединять слова как вздумается, любой нас поправит: «Так не говорят», — а стилист укажет: «Вы нарушаете лексическую сочетаемость».

Ограничения лексической сочетаемости у тех или иных слов часто объясняются употреблением их в особых значениях. Например, слово круглый в своем основном значении — «такой, который напоминает форму круга, кольца, шара» — свободно соединяется со словами соответствующей предметно-тематической группы: круглый стол, круглая коробка ( башня, луна); круглое окно ( лицо) и т.д. Но, выступая в значении «весь, целый, без перерыва (о времени)», слово круглый сочетается лишь с существительными год, сутки, а в значении «полный, совершенный» — с такими, какневежда, глупец, дурак; отличник, сирота.

Слово глубокий, означая «такой, который имеет большую глубину, находится на большой глубине», обладает практически неограниченными возможностями лексической сочетаемости ( глубокое озеро, залив, река, колодец, место и т.д.), но в значении «достигший предела, полный, совершенный» сочетается с немногими существительными ( глубокая осень, зима, ночь, сон, покой, тишина, молчание, старость).

В иных случаях причиной ограничения лексической сочетаемости оказывается закрепление слова за устойчивыми выражениями. Например, бархатный сезон — «осенние месяцы (сентябрь, октябрь) на юге». Это выражение имеет устойчивый характер, и мы не можем заменить слово сезон никаким другим, даже самым близким по смыслу («бархатная осень»!). Говорят язык заплетается, но нельзя сказать «заплетаются зубы (губы)», потому что это сочетание устойчивое, в нем замена слов исключена.

Правила соединения слов в речи определяет и грамматическая сочетаемость, от которой зависит возможность соединения одних частей речи с другими. Грамматическая сочетаемость допускает, например, соединение существительных с прилагательными (глубокое молчание), но «запрещает» сочетание прилагательных с числительными, притяжательных местоимений с глаголами (нельзя же сказать «большое сто», «моя твоя не понимает»).

Лексическая сочетаемость нередко вступает во взаимодействие с грамматической. Так, все переходные глаголы сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога ( читаю книгу), однако форма этого падежа часто зависит от принадлежности существительных к одушевленным или неодушевленным: у первых винительный падеж по форме совпадает с родительным ( встретил друга), у вторых — с именительным ( встретил поезд). При этом в особых случаях грамматическая сочетаемость помогает правильно определить значение слова: увидеть спутник (о космическом корабле) и увидеть спутника (о человеке).

Все слова с точки зрения сочетаемости можно разделить на две группы: для одних сочетаемость с другими словами, уточняющими, поясняющими их значение, обязательна ( вдохнуть что? — воздух, кислород, запах; впадать куда? — в озеро, в Волгу; гордиться кем? чем? — другом, успехами; одержать что? — победу), для других — необязательна ( ночь, победа, дышать, жить). Слова, имеющие необязательную сочетаемость, могут употребляться как с другими словами, так и отдельно: ночь, темная ночь, настала ночь; победа, блестящая победа, победа завоевана.

Сочетаемость слов играет особо важную роль в художественной речи. «Работа над словом и стилем, — пишет Ю. Бондарев, — трудоемка. Она тяжка вечным неудовлетворением, мучительными сомнениями в поисках единственно верного сочетания слов». Поэтому и к оценке лексической сочетаемости в художественных произведениях нельзя подходить с обычной меркой, здесь законы «притяжения» слов особые. Так, ограничения семантической сочетаемости не распространяются на переносное словоупотребление: образные выражения черные мысли, годы летят, щеки горят могут показаться бессмысленными, если их понимать в буквальном значении. Однако мы воспринимаем их как метафоры, и это не является препятствием для понимания текста.

Расширение привычных связей слов, придающее им новые оттенки значения, лежит в основе многих классических образов больших мастеров художественной речи: седой зимы угрозы (А. С. Пушкин), пузатое ореховое бюро (Н. В. Гоголь), мечтал о нем все эти дни взасос (Ф. М. Достоевский), резиновая мысль (И. Ильф и Е. Петров). Как яркий стилистический прием используют нарушение лексической сочетаемости и современные писатели. Например: Дивизия зацепилась и больше не отступала;Очередная атака захлебнулась; Потеряли надежду смять его полк (К. Симонов). Многие подобные сочетания закрепляются в языке, становятся устойчивыми, что свидетельствует об одобрении их лингвистическим вкусом времени.

К нарушению лексической сочетаемости часто прибегают юмористы, чтобы придать речи комический оттенок: Население тиражного ковчега уснуло; Настал черед Жоржетты Тираспольских. Она вывела за собой табунчик девушек в сарафанах; яблоко с родинкой (И. Ильф и Е. Петров). Этот стилистический прием лежит в основе различных шуток: Гения признали заживо; Трудно прощать чужие недостатки, но еще труднее прощать чужие достоинства; Он был назначен директором по собственному желанию; ему обязаны своей выразительностью заглавия некоторых фильмов («Воспоминание о будущем», «Влюблен по собственному желанию», «Наедине со всеми»), газетных статей («С шуткой наперевес», «Жанр, обреченный на успех», «Белые слезы черемух»).

В поисках неожиданных образов, яркой речевой экспрессии особенно часто расширяют лексическую сочетаемость поэты. Вспомним классические строки М. Ю. Лермонтова:Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль; А. А. Фета: Дохнул сентябрь. И георгины дыханьем ночи обожгло; А. А. Блока: Май жестокий с белыми ночами! Б. Пастернака: Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд. Ценят этот стилистический прием и поэты — наши современники: Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой, и так смущенно дышат кочки незащищенностью нагой (Е. Евтушенко); Маленький лес просил подаяния снега у жадных иль нищих небес (Б. Ахмадулина). Особенно выразительны необычные сочетания слов в песнях Вл. Высоцкого: Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души; К утру расстреляли притихшее горное эхо . И брызнули камни, как слезы, из раненых скал.

Нарушение лексической сочетаемости может стать досадной речевой ошибкой. «Может, и к тебе пришла бессонница, и лежишь ты, не смыкая взгляда синего», — пишет молодой поэт, забывая, что смыкаются глаза, а не взгляд. «Котловина произвела на нас уютное впечатление», — рассказывает вернувшийся из турпохода юноша. Однако впечатление может быть приятным, а уголок — уютным.

Некоторым словам поистине не везет: их часто в речи употребляют в неправильных сочетаниях. Говорят: «холодный кипяток», «повысить кругозор», «справиться с указаниями», «усилить внимание». Нарушение лексической сочетаемости нередко объясняется объединением (контаминацией) похожих словосочетаний. Например, пишут: «удовлетворять современным требованиям», смешивая сочетанияудовлетворять требования и отвечать потребностям; «беседа прочитана» (нопрочитана лекция, проведена беседа); «завершить обязательства» ( завершить план, выполнить обязательства); «уделить значение» ( придавать значение, уделить внимание); «улучшить уровень» ( улучшить качество, повысить уровень).

В ваших сочинениях, друзья, тоже нередки случаи нарушения лексической сочетаемости: «Долохова за его бесшабашность произвели в солдаты» ( производят в офицеры, а в солдаты могут потом разжаловать). Анализируя идейное содержание драмы «Гроза», пишут: «Старое, умирающее страстно сопротивляется новому» (вместо отчаянно сопротивляется). О положительном герое утверждают: «В какие бы безысходные положения он ни попадал, он всегда найдет выход» (автор спутал слова безвыходный и безысходный, второе сочетается с существительными горе, тоска и подобными).

В примерах, взятых из ученических сочинений, укажите нарушение лексической сочетаемости и попробуйте исправить эту стилистическую ошибку.

1. В душе князя Андрея пробуждается новый идеал: он уходит в государственную деятельность.

2. Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в князе Андрее.

3. Произведения Пушкина овеяны идеями свободы.

4. На Раскольникова в щелку смотрели маленькие глазки и совсем седые волосы.

5. Катерина оказала протест против «темного царства».

6. После гибели Ленского на дуэли Ольга женится на гусаре.

7. Катерина, женившись на Тихоне, стала несчастной девушкой.

8. Из глаз Сони беззвучно текли слезы.

9. Любимые герои Толстого далеко не идеальны, они впадают в свои кризисы.

10. Литературно-критические статьи Белинского трепещут политическими страстями.

11. Вместе с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь.

12. Уж топтался на одном месте: он не мог взлететь.

При употреблении слов, которые имеют предельно ограниченные возможности лексических связей, нарушение сочетаемости часто становится причиной комического звучания речи: «Учащиеся работали на своем экспериментальном участке как самые отъявленные специалисты»; «В нашем драмкружке надвигались радостные события»; «Не будем умалчивать о вопиющих достижениях самодеятельных артистов»; «В кружок юннатов пришли ребята, удрученные опытом». Лексические ошибки в таких случаях наносят ущерб не только стилю, но и содержанию фразы, потому что возникающие при этом ассоциации подсказывают противоположный смысл.

Внимательное отношение к слову, к особенностям лексической сочетаемости в русском языке поможет вам избежать подобных ошибок в речи, а в иных случаях — позволит использовать необычные сочетания слов для создания ярких образов или как источник юмора.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 21.10.2011. Критика и Редакция
  • 20.10.2011. Н. А. Добролюбов Нечто о дидактизме в повестях
  • 19.10.2011. Н. А. Добролюбов. Проблема общественного идеала
  • 18.10.2011. Владимир Набоков. Пушкин.
  • 17.10.2011. Н. А. Добролюбов. Луч света в темном царстве
  • 16.10.2011. Бродский. Азиатские максимы
  • 15.10.2011. Бродский. Неотправленное письмо.
  • 14.10.2011. Об истине и лжи во вненравственном смысле Ф. Ницше
  • 13.10.2011. Словарь эпитетов
  • 12.10.2011. Об истине и лжи во вненравственном смысле Ф. Ницше
  • 11.10.2011. Мы, филологи. ненаписанная книги Ф. Ницше
  • 10.10.2011. Графоман
  • 09.10.2011. Ф. Ницше О музыке и слове цитаты
  • 08.10.2011. Проснуться деревом
  • 07.10.2011. Притяжение слов
  • 06.10.2011. Три группы сенсорных слов
  • 05.10.2011. Не скрижали
  • 04.10.2011. Об искусстве рассказа

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Тренировочные упражнения. Задание 20

Тренировочные упражнения. Задание 20

Нарушение лексической сочетаемости.

Задание 1. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.

1. Петров, ты обратно опаздываешь на лекцию. 2. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма. 3. Вокруг была кромешная темнота. 4. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребёнок стал студентом. 5. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов. 6. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего. 7. Спят берёзки в подвенечном саване. 8. В парке стоит прекрасная архитектура. 8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 9. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности. 10. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.

Задание 2. Отметьте случаи лексической несочетаемости слов.

1. Проявить желание, проявить заботу, проявить дисциплину, проявить медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок, проявить равнодушие. 2. Достичь успеха, достичь повышения, достичь порядка, достичь победы, достичь выполнения, достичь счастья. 3. Оказать доверие, оказать содействие, оказать дружбу, оказать невнимание, оказать возражение, оказать помощь. 4. Допустить ошибку, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить грубость, допустить беспорядок. 5. Провести совещание, провести оценку, провести перестройку, провести организацию, провести реконструкцию. 6. Изжить недостатки, изжить потери, изжить бесхозяйственность, изжить грязь в помещении.

Задание 3. Найдите в предложениях ошибки в словоупотреблении и исправьте их.

1.Они работали как самые отъявленные специалисты. 2.Наши воины совершили много геройских подвигов. 3.Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма. 4.Шолохов изобразил образы трех коммунистов. 5.Возьми хлеб себе, он все равно бесполезно пропадает. 6.Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов. 7.С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчёлы. 8.Налицо незаконное растаскивание казенного имущества. 9.Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной. 10.За добросовестный труд доктор Петров был предоставлен к награде.

Задание 4. Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок.

1. Он учился в музыкальной консерватории. 2. Состоялся обмен имеющимся опытом. 3. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее. 4. Эрмитаж – ценнейшая сокровищница культуры. 5. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. 6. Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго. 7. Пожар способствует ожогам. 8. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак. 9. Вы можете задать интересующие вас вопросы. 10. Чистота окружающей среды вызывает всё возрастающую тревогу.

Задание 5. Выпишите слова, употребленные без учета значения, исправьте ошибки.

1.В 14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры. 2.Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание. 3.Потеряв работу и семью, он всё больше опускался вниз в глубокую бездну. 4. Мы стали свидетелями странного парадокса. 5.Вся публика была уже в триумфе. 6.На абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений. 7.Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт. 8.В честь пришедших на вечер прозвучал концерт. 9. Наконец-то обнаружены остатки царской семьи. 10.Моей подруге вырезали аппендицит.

Задание 6. Найдите избыточные словосочетания.

Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия, штурвал руля, впервые познакомился, в начале сентября месяца, ценное сокровище, настоящий профессионал, ведущий лидер партии, незаконные бандитские группировки, патриот своей родины.

Задание 7. Исправьте стилистические ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

1. Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в душе у князя Андрея. 2. Произведения Пушкина овеяны идеями свободы 3. На Раскольникова в щёлку смотрели маленькие глазки и совсем седые волосы. 4. Катерина оказала протест против тёмного царства. 5. В этой семье пять человек маленьких детей. 6. Катерина, женившись на Тихоне, стала несчастной девушкой. 7. Из глаз Сони беззвучно текли слёзы. 8. Литературно-критические статьи Белинского трепещут политическими страстями. 9.Вместе с духовным ростом у Павла и Ниловны растёт их речь. 10. На брифинге президенты решили много важных вопросов. 11. Выиграв в лотерею, дядюшка отправился в круиз в Барселону. 12. В нашем коллективе надвигались радостные события. 13. В зале такая великолепная акустика, что видно даже с последнего ряда. 15. Волки бежали целым табуном и выжидали удобную минуту для нападения.

Задание 8. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.

1. Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка. 2. После катка я иду домой радостная, с весёлыми впечатлениями. 3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор. 4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма. 5. Успехами мы не блестим. 6. Задача, поставленная перед нами, достигнута. 7. Уровень жизни пенсионеров за последний год значительно ухудшился.8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо. 9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева. 10. Всем держателям пластиковых карточек просьба подтвердить свои остатки. 11. Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках. 12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками. 13. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя. 14. Этот человек готов на всё, чтобы заполучить свою цель. 15. Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова. 16. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми. 17. Ученики пристально слушали рассказ учителя. 18. Большинство времени уходило на составление ненужных отчётов. 19. Это произошло глубокой весной. 20. В течение долговременного периода идёт оформление документов. 21. Он был мне подлинным другом. 22. В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение. 23. Он преклонил голову ей на плечо. 24. Старика мучила бессонница, и часто по ночам он лежал не смыкая взгляда. 25. Эта новость причинила ей удовольствие. 26. С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино. 27. Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем. 28. Взятые на себя обязательства фирма завершила точно в срок. 29. Он испытывал к нему крепкую ненависть. 30. Путешествуя по дальним странам, я очень скучала по близким.

Задание ЕГЭ. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

1) Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.

2) Он крепко держит в своих руках штурвал.

3) Все гости получили памятные сувениры.

4) Эта девочка оставила о себе очень прекрасное впечатление.

5) Моя автобиографияпомещена во вступительной статье.

6) Каждый покупатель получает бесплатный подарок от фирмы, поставляющей этот товар.

7) Я впервые познакомилась с ней в прошлом году.

8) Главная суть этого вопроса в гуманном отношении к пожилым людям.

9) Поздравить маму с юбилеем пришли друзья, родственники и коллеги по работе.

10) На экскурсии по городу мы увидели на одном из старинных зданий памятную мемориальную доску.

11) Мы долго ждали письмо от отца, а оно пришло только в маемесяце.

12) Конечно, он волновался, не спал ночью, ведь на сцене это был его первый дебют.

13) Внутренний интерьер здания поражал роскошью.

14) Разошлись после полуночи: спор был долгий и продолжительный.

15) В отделе кадров мне дали список свободных вакансий, и вскоре я устроилась на работу.

16) Мы поднялись вверх по лестнице и остановились в недоумении: у двери стояла наша учительница.

17) За истекший период времени нами были проведены осушительные работы.

18) Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.

19) В одном ряду с нами шли несколько девушек, молодой юноша и два пожилых человека.

20) Чтобы получить премию, надо закончить начатую работу.

21) Командир приказал уничтожить полностью врага.

22) Леонид заранее предчувствовал, что этот проект будет неудачным.

23) Бабушка отрезала равную половину яблока и протянула внуку.

24) Он работал молча, без слов, но качественно.

25) Кто-то постоянно оставляет мусор в лифте, в самые ближайшие дни мы это выясним.

26) По моему личному мнению, выставка не вызвала повышенного интереса.

27) Подруга долго разбиралась в СМС-сообщениях, которые пришли за 3 дня.

28) Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.

29) На выставке были представлены деревянные изделия из древесины.


источники:

http://proza.ru/diary/jayka/2011-10-07

http://pandia.ru/text/82/070/75653.php