Исследовательская работа какое значение несут суффиксы

Значения суффиксов

Суффиксы разнообразны по форме, функциям и значению. Они могут переводить одну часть речи в другую, служат для образования новых слов и форм, придают словам разные смысловые оттенки.

Знание суффиксов поможет тебе при разборе слов по составу.

Основные суффиксы имен существительных

слова с увеличительным значением -ищ-арбуз ищ е, жар ищ а, дом ищ е
слова с уменьшительно — ласкательным значением -к-полян к а, свин к а
-ик-, -екпаровоз ик , мяч ик , ореш ек
-чик-стуль чик , телефон чик
-ок-дым ок , кузов ок
-очк-коз очк а, ул очк а
-онк- (-ёнк-)девч онк а, голов ёнк а
-енк, -инк-пуш инк а, снеж инк а
-оньк- (-еньк-)берёз оньк а, Кол еньк а
-ышк-, -ишк-гнёзд ышк о, пальт ишк о
-очек-, -ечек-лист очек , цвет очек , челов ечек
-ушк- (-юшк-)баб ушк а, хозя юшк а
слова со значением пренебрежения, презрения-ишк-ум ишк о, город ишк о
детёныш, детёныши-онок- (-ёнок-)медвеж онок , кот ёнок
-ат- (-ят-)медвеж ат а, кот ят а
слова со значением единичности-ин-фасол ин а, виноград ин а
слова со значением единичности и уменьшительности-инк-трав инк а, рос инк а
предмет-ник-парус ник , решеб ник
-ниц-вафель ниц а, сахар ниц а
-тель-проигрыва тель , двига тель
название признака, свойства-ость-, -есть-честн ость , верн ость , гор есть
-от-чист от а, долг от а, крас от а
человек и его деятельность, характеристика, профессия-ак- (-як-)рыб ак , бедн як , остр як
-ец-хитр ец , мудр ец , пев ец
-ист-гитар ист , карат ист
-ник-охот ник , помощ ник
-чик-заказ чик , красав чик
-щик-гон щик , кабель щик
-тель-строи тель , повели тель
лицо женского полачемпион к а, артист к а
-ниц-помощ ниц а, писатель ниц а
-ш-секретар ш а, музыкант ш а
название жителя города, местности, страны-ак- (-як-)прусс ак , сибир як
-анин- (-янин-)горож анин , римл янин
-ец-эстон ец , итальян ец
-ич-москв ич , псков ич

Основные суффиксы имён прилагательных

относящийся к чему-либо,

состоящий из чего-либо,

-н-гриб н ой, смеш н ой-ан-ков ан ый, песч ан ый-ин-пчел ин ый, крыс ин ый-онн- (-енн-)порци онн ый, утр енн ий-лив-талант лив ый, смет лив ый-ов-горох ов ый, сад ов ый-ск-апрель ск ий, покров ск ий-ат-горб ат ый, волос ат ыйслова с ласкательным значением-еньк-светл еньк ий, весел еньк ий-оньк-мяг оньк ий, плох оньк ийобладающий малой степенью признака-оват-шерох оват ый, сер оват ыйимеющий что-либо в большом количестве-ист-голос ист ый, когт ист ый

Основные суффиксы глаголов

находиться в каком-нибудь состоянии, осуществлять что-либо, предаваться какой-то деятельности

значение действия-а-пис а ть, чит а ть
-е-смотр е ть, красн е ть
-и-приход и ть, свет и ть
значение длительного, повторяющегося действия-ива- (-ыва-)проговар ива ть, дочит ыва ть
значение однократного, законченного действия-ну-свер ну ть, прыг ну ть
-ова- (-ева-)торг ова ть, танц ева ть

Основные суффиксы наречий

-е-трескуч е , ужасающ е , тягуч е , вкратц е
-о-весел о , насух о , шумн о , прилежн о
-и-героическ и , отеческ и , страдальческ и
-а-издалек а , свысок а , издавн а , слев а

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Исследовательская работа проект «Суффиксы»

Цель: Выяснить, влияет ли умение разбирать слова по составу на грамотность.

Собрать информацию о суффиксе как морфеме.

Выявить значение суффиксов имён существительных.

Тренироваться в морфемном разборе слов.

Создать информационный продукт.

Я выдвинула гипотезу: Чтобы уметь делать морфемный разбор слова, надо научиться грамотно писать суффиксы, выучить наизусть.

2. Индукция и дедукция.

3. Анализ и синтез информации.

Моя работа актуальна, потому что данный проект будет полезен и интересен учащимся, преподавателям начальных классов и учителям русского языка средней школы. Многие учащиеся не умеют правильно находить суффиксы в словах, а я хочу помочь в запоминании суффиксов и правильном разборе слов.

Учащиеся научатся правильно находить суффиксы в словах разных частей речи, именно в именах существительных, именах прилагательных, глаголах.

Я решила, что информационным продуктом будет напечатание суффиксов в алфавитном порядке на компьютере по темам: «Суффиксы имён существительных», «Суффиксы имён прилагательных», «Суффиксы глаголов», распечатанные на листе А4.

1 этап: Подготовительный: выбор темы, уточнение названия и сбор информации.

2 этап: Практический: анализ материалов и изготовление продукта.

3 этап: Обобщающий: подготовка устного выступления, презентации и защита проекта.

Глава 1. Суффикс как морфема

Морфемику в школе мы изучаем, чтобы узнать, в какой части слова находится орфограмма, ведь от этого зависит способ проверки. Очень трудно проверять суффиксы, легче запомнить их написание.

Морфемика (от греческого – «форма») – раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.

Среди морфем выделяются: приставки, корни, суффиксы, окончания, основа, интерфиксы (соединительные гласные).

Я начала свою работу с того, что собрала информацию – узнала от учительницы и в учебнике, что такое суффикс и какие бывают.

А что могут рассказать суффиксы о слове, я узнала с помощью дедукции и индукции.

Дедукция – способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путём, от общих положений к частным выводам.

Индукция – способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам.

Из школьной программы я знаю, что суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов.

Суффиксы, служащие для образования новых слов, называются словообразовательными. Таких суффиксов большинство. Например, суффиксы –оват-, -ин-, -тель-, и др. Суффиксы, служащие для образования форм слов, называются формообразующими. С помощью формообразующих суффиксов образуются некоторые глагольные формы. Например, суффикс –л- образует форму прошедшего времени (например: читал). С помощью формообразующих суффиксов образуются формы сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий (например: новее, ярче, новейший, высочайший).

По суффиксам можно определить часть речи. Например: с помощью суффиксов: -тель-, -ник-, -ик, -чик, -арь образуем слова: писатель, учитель; лесник, ученик; мостик, столбик; фонарь, сухарь – это существительные мужского рода, единственного числа.

С помощью суффиксов: -ск-, -н-, -чив-, -лив-, -ическ- образуем слова: сельский, каменный, доверчивый, дождливый, акробатический – это имена прилагательные.

С помощью суффиксов: -а-, -и-, -е-, -у-: слышать, клеить, смотреть, гнуть – это глаголы.

С помощью суффиксов: -о, -е: хорошо, вместе – наречия.

Тут я использовала метод дедукции, так как был вначале дан общий вывод.

Вывод: Я научилась различать суффиксы разных частей речи, анализировать их и выделять.

Научно-исследовательская работа ученицы 9 класса Ким Ен Дя Содержание

Главная > Научно-исследовательская работа

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Роль суффиксов и приставок в русском языке

Научно-исследовательская работа ученицы 9 класса Ким Ен Дя

Что такое суффикс. 4

Список используемой литературы………………………………………….11

Роль морфем в русском языке очень велика, ведь именно с помощью них образовываются новые слова и формы слова. Морфемный способ – это способ образования слов с помощью морфем. Морфема – значимая часть слова, которая служит для образования ряда слов и форм (корень, суффикс или приставка). Если морфема участвует в образовании нового слова, она называется словообразовательной. Если морфема служит для образования форм слова, то она является формообразующей.

Я считаю, что наиболее важную роль играют такие морфемы как суффикс и приставка.

Роль суффиксов в русском языке очень важна, Ведь суффиксы не только помогают более точно выразить свои мысли, но и придать речи более нужную эмоциональную окраску. Суффикс показывает отношение говорящего к тому, о чем он сообщает, это отношение может быть положительным, отрицательным, грубым, ласкательным или насмешливым.

Приставки тоже играют не маловажную роль в русском языке.

Цель моей научно-исследовательской работы заключается в том, чтобы раскрыть всю важность и значимость суффиксов и приставок в русском языке.

Что такое суффикс?

Суффикс – значимая часть слова, служащая для образования новых слов. 1

В грамматике суффикс — это морфема, находящаяся между корнем и окончанием. Суффикс бывает словообразовательным (например, чит-а-ю, стрел-к-а, гром-к-ий ) и словоизменительный (формообразующий) (например, чита-л-а, чита-ющ-ий, скор-ее ). 2

Суффикс — ( лат. suffixus — прикрепленный), разновидность аффикса, морфема, следующая за корнем (в русском языке «дом-ик») или основой (в русском языке «широт-н-ый») и предшествующая окончанию. 3

Суффиксы в отличие от приставок могут вызывать чередования в корне слова:

тер-е-ть, вы-тир-а-ть; блест-е-ть, блист-а-ть. Суффиксы обычно закреплены за определенной частью речи. Суффиксы существительных -ик, -ечк-, -чик- и т.д. ( крест-ик, мест-ечк-о, попутчик ); прилагательных –лив-, -н- и др.( совест-лив-ый,длин-н-ый ); наречий –о-, -а-.

Суффиксы бывают простые и составные. Простые суффиксы выступают как морфемы, осознаваемые как неразложимые и целостные не только с точки зрения значения и выделения, но и внутреннего строения ( -и- , -тель-, -н-, -ти и т.д.). Составные суффиксы, являясь целым, чувствуются все же как образования, возникшие путем объединения двух суффиксов.

В качестве составных суффиксов можно назвать суффиксы –тельн- ( упоит-ельн-ый ), -овник ( шип-овник ), -тельств(о) ( надруга-тельство ).

Употребляемые в русском языке суффиксы в своей подавляющей массе исконно русские, возникшие на базе существующего в нем материала или унаследованные им из более древнего источника. (-енств-, -знь. Например, блаж-енств-о, жи-знь )

Однако наряду с исконно русскими суффиксами в именах существительных имеется определенное количество заимствованных суффиксов.(например, суффикс –ер (-ёр) пришедший к нам из французского языка: д ириж-ер, дизайн-ер, дубл-ер )

Суффиксы подразделяются на формообразующие, используемые для образования форм слова, и словообразующие, служащие для образования новых слов. Четкость и определенность значения суффикса зависят от того, является ли это значение свободным или оно выступает как связанное, является ли этот суффикс в данном слове или форме производящим элементом или же он достался им «по наследству» от образующей основы.

1 Алабугина Ю.В. толковый словарь русского языка для школьников, 2005 стр.378

2 Ожегов С. И. Толковый словарь

3 Большой Энциклопедический Словарь

Формообразующий суффикс – суффикс, служащий для образования форм слова. В отличии от окончаний формообразующий суффикс не выражает грамматических значений рода, числа, лица, падежа, а служат для выражения значений времени, наклонения, степени сравнения. Формообразующий суффикс бывает нулевым.

К формообразующим суффиксам относятся:

— суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий на –о, -е : -ее, -ей, -е, -ше, –же, -ейш-, -айш- : сильный – сильно – сильн-ее; дорогой – дорого – дороже; тонкий – тонк-о – тонь-ше; глубокий – глубок-о — глуб-же; покорный – покорн-ейш-ий – покорн-ейш-е; высокий – высочайший – высоч-айш-е.

— суффиксы прошедшего времени глаголов изъявительного и сослагательного (условного) наклонения -л- и нулевой суффикс : дела-л – дела-л бы.

— суффиксы неопределённой формы глагола -ть, -ти: лежала — лежать; пас-л-а — пасти.( )

— суффиксы действительных причастий настоящего и прошедшего времени -ущ-, -ющ, -ащ-, -ящ-, -вш-, -их-: нес- ущ-ий, игра-ющ-ий, крич-ащ-ий, свист-ящий, читавший, Рос-ш-ий;

— суффиксы страдательных причастий настоящего и прошедшего времени -ем-, -им-, -ом-, -нн-, -енн-, -т-: организу-ем-ый, любимый, вед-ом-ый, увиденный, раскро-енн-ый, стёртый;

— суффиксы деепричастий несовершенного и совершенного вида -а-, -я-, -учи-, -ючи-, в-, -вши-, -ши-: слыш-а, дава-я, будучи, игра-ючи, проигра-в, наду-вши-съ, запер-ши-съ.

С помощью формообразующих суффиксов образуются формы слов, которые тоже не менее важны, чем слово, от которого они образованы.

Словообразовательные (словообразующие) суффиксы.

Словообразовательный суффикс – словообразовательная морфема, стоящая после корня, которая служит для образования новых слов.

Роль словообразовательных суффиксов очень велика, ведь они служат для образования однокоренных слов: писать – писа-тель; опыт – опыт-н-ый.

Словообразовательные суффиксы – великие строители слов. Ведь с помощью словообразовательных суффиксов образовано большинство слов.

Например, много словообразовательных суффиксов у существительных. Много суффиксов обозначающих деятеля или человека какой-то профессии : -арь, -тель , -ник, -ниц- и ер(суффикс – иностранец пришел к нам из французского вместе с заимствованными словами): аптек-арь, ток-арь, библиотек-арь, учи-тель, спаса-тель, преподава-тель, уче-ник, защит-ник, шут-ник, уче-ниц-а, учи-тель-ниц-а, грав-ер, дириж-ер, билет-ер, дизайн-ер.

Суффиксы –арь, -тель. –ник, -ер могут обозначать и предметы, это второе значение этих суффиксов(фон-арь, учеб-ник, выключа-тель, тренаж-ер ).

Но есть и такие суффиксы, которые «создали» несколько слов и больше не «работают» — «ушли на пенсию», например, -ух и –юх: пет-ух, кон-юх.

Роль словообразовательных суффиксов очень велика, ведь именно с помощью них образованы все однокоренные слова русского языка.(например, Учить – ученица – учеба — учебник )

Уменьшительность, особое языковое значение, прежде связанное прежде всего с указанием на уменьшение размера объекта. Как правило, выражается морфологически – путем прибавления определенного суффикса к именной основе. В качестве морфологического средства чаще используется специальный уменьшительный суффикс: заяц – зайч-ик, добрый – добр-еньк-ий, крест – крест-ик.

Образовать уменьшительное слово возможно далеко не во всех случаях, например, если уменьшенного слова вообще не существует: микроб, небоскреб, ураган.

Уменьшительные суффиксы бывают ласкательными и пренебрежительными. Из ласкательных суффиксов наиболее употребительны:

-к-: гора — горка, рука — ручка, голова — головка;

-ик-: стол — столик, дом — домик;

-чек-: стакан – стаканчик, чемодан – чемоданчик;

Из пренебрежительных суффиксов наиболее употребительны

-ишк- : город — городишко, платье — платьишко, хвастун — хвастунишка;

-онк-/-ёнк-: лошадь — лошадёнка, корова — коровёнка, кляча — клячонка.

Например, слово картинка – это картина меньших размеров. Если говорить о роли суффиксов, то можно рассмотреть на этом примере. Если человек скажет: «Какая красивая картина,» — то это будет не точно сказано, ведь картинка же маленькая в отличие от картины.

В «Мертвых душах» Н.В. Гоголь пишет:

« Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие…. Другой род мужики составляли толстые…»

В данном эпизоде Н.В. Гоголь использует слово «тоненькие»

Владимир Владимирович Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

Все мы немножко лошади,

Каждый из нас по-своему лошадь.

И все ей казалось-

и работать стоило

В этом стихотворении используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с помощью которых автор выражает свое отношение к тому, о чем говорит, то есть о лошади. Автор очень трепетно относится к лошади, он говорит эти слова с любовью.

В произведение «Неизвестный цветок» пишет:

«Так начал жить на свете маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки , что принес ветер с черной, тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие».

Автор использует однокоренные слова маленький и помаленьку, для того чтобы выразить свое отношение к этому хрупкому цветку. Автор несколько раз использует слово «пылинки», которое образовано с помощью уменьшительного суффикса –инк-, пылинки, хоть они и маленькие, но играют большую роль в жизни цветка.

И в загадках тоже используются уменьшительно – ласкательные суффиксы.

А коготки востры.

В этой загадке говорится о кошке, потому что, читая представляешь себе это животное. Очень ласково говорится о ней, ведь используются уменьшительно-ласкательные суффиксы, которые подразумевают под собой что-то хорошее и положительное, доброе, ласковое.

Увеличительность связана прежде всего с указанием на увеличение размера объекта. Как правило, выражается морфологически – путем прибавления определенного суффикса к именной основе. В качестве морфологического средства чаще используется специальный увеличительный суффикс .

Увеличительные слова — так называются некоторые имена существительные, образованные при помощи известных суффиксов, выражающих побочное понятие особой величины, размеров, выходящих из ряду вон. Такими суффиксами являются -ищ- (с увеличительным значением):дом — домище, волк — волчище, лапа — лапища;

В.В. Маяковский в стихотворении «хорошее отношение к лошадям» пишет:

За каплищей каплища

По морде катится,

Прячется в шерсти…

Маяковский использует слово «каплища», не только выражая свое отношение, но и подчеркивая то, что это были не просто слезы, это были большие капли слез лошади, над которой «смеялся весь Кузнецкий». И не одна живая душа «Кузнецкого», кроме автора не пожалела бедную лошадь. Которая больше всего нуждалась

Корней Иванович Чуковский в своей сказке «Тараканище» пишет:

Вдруг из подворотне

Таракан, Таракан, Тараканище!

Автор использует суффикс –ищ- для того чтобы преувеличить размеры таракана. В начала Чуковский пишет «страшный великан», хотя все мы знаем, что таракан маленький, но чтобы преувеличить его размеры и для того чтобы создать ощущения того, что он действительно «великан». И , по моему мнению, у него это получается, ведь все звери «задрожали» , «в обморок упали».

Приставка или префикс.

Приставка – это словообразующий аффикс, осложняющий производящую основу в процессе словопроизводства в препозиции (т.е. в позиции пред производящей основой). Например, автор – со-автор, веселый – раз-веселый, лететь – при-лететь и т.д.

В отличии от суффиксов с помощью приставок можно образовать слова той же части речи, что и у производящего слова. Например, от глагола ходить – только глаголы при-ходить , ис-ходить, e-ходить и т. п., от прилагательного научный – антинаучный и т. д.

Говоря о приставках можно признать, что чаще всего они встречаются в глаголе, где приставка выполняет не только словообразовательные функции, но может быть осложнена формообразовательными функциями, участвуя в видообразовании.

Исконно русские приставки в современном русском языке появляются в существительных, образованных от глаголов.

В современном русском языке происходит активизация приставочного словообразования в именах существительных и прилагательных. При этом наиболее продуктивны присоавки иноязычного происхождения: анти ( Анти-мир, анти-герой ), де- ( де-милитаризация, де-тронизация ) и т. п. в прилагательных : анти-военный, супер-модный, супер-современный и т. п.

Особое внимание в русском языке следует обратить на приставку не- . При помощи приставки не-, омонимичной отрицательной частице не, образуются все части речи, в отличие от частицы приставка не- пишется слитно как часть производного слова : не-счестье, нехороший, не-погода, не-надолго, не-сколько, ни-кто и др.

Основные особенности приставки заключаются в следующем:

приставка занимает в производном слове определенную позицию (позицию перед корнем).

Приставка наиболее характерна для словообразовательной системы глагола, в других частях речи она встречается реже.

Префикс не меняет части речи производящего слова, производное всегда относится к той же части речи, что и производящее. Связано это с позицией, которую занимает префикс, он находится перед основой, благодаря этому не влияет не конец слова.

Приставка присоединяется не к основе, а ко всему слову.

По своему происхождению приставки могут быть как исконно русскими, так и иноязычными. Иноязычных приставок вошедших в русский язык вместе с заимствованными словами немного. Эти приставки не играют заметной роли среди морфем современного русского языка. Основную массу приставок составляют исконно русские. В своем большинстве приставки по своему происхождению – слова ( прежде всего предлоги и частицы ), ставшие морфемами.

Большая часть приставок произошла от предлогов. Почти каждой приставке есть соответствие среди предлогов. В большинстве своем приставки выражают пространственно-временное значение. ( Например, Из-, В-)

С помощью приставок образуются Антонимы.

Антонимы (греч. αντί- «против» + όνομα «имя») — это слова одной части речи, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда — ложь, добрый — злой, говорить — молчать, налить – вылить.

С помощью приставок образуются антонимы. Например, глагол ходить с помощью суффиксов можно образовать антонимы.(Приходить — уходить).

На примере слова шел можно определить значение приставок. При-шел, у-шел, ото-шел, вы-шел, пере-шел, обо-шел, до-шел. На примере этого слова видно, как с помощью присоединения приставок изменяется значение слова. У некоторых слов совсем разное значение. Пара слов при-шел – у-шел, у этих слов совершенно противоположное значение. Приставки изменяют значение слова

Роль суффиксов и приставок в русском языке очень важна.

С помощью суффиксов образуется множество новых слов и форм слов. Так же суффиксы служат для образования частей речи, то есть выполняют морфологическую роль. Суффиксы не только помогают более точно выразить мысли, но и придать речи более нужную эмоциональную окраску (положительную, отрицательную, ласкательную или насмешливую). Суффикс показывает отношение говорящего к тому, о чем он сообщает – это психологическая роль суффиксов.

Приставки в русском языке играют немаловажную роль. Приставки помогают в образовании слов. С помощью приставок образуются антонимы глагола. Так как

Список используемой литературы

Русский язык: краткий теоретический курс для школьников.2 часть. морфемика и словообразование

Русский язык в школе и дома, №1,05

Шанский Н. М. Русский язык. Лексика. Словообразрвание «Просвещение», 1975

Балалыкина Э. А., Николаев Г. А., Русское словообразование, 1985


источники:

http://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-proekt-suffiksi-853908.html

http://gigabaza.ru/doc/96523.html