Значения суффиксов
Суффиксы разнообразны по форме, функциям и значению. Они могут переводить одну часть речи в другую, служат для образования новых слов и форм, придают словам разные смысловые оттенки.
Знание суффиксов поможет тебе при разборе слов по составу.
Основные суффиксы имен существительных
слова с увеличительным значением | -ищ- | арбуз ищ е, жар ищ а, дом ищ е |
слова с уменьшительно — ласкательным значением | -к- | полян к а, свин к а |
-ик-, -ек | паровоз ик , мяч ик , ореш ек | |
-чик- | стуль чик , телефон чик | |
-ок- | дым ок , кузов ок | |
-очк- | коз очк а, ул очк а | |
-онк- (-ёнк-) | девч онк а, голов ёнк а | |
-енк, -инк- | пуш инк а, снеж инк а | |
-оньк- (-еньк-) | берёз оньк а, Кол еньк а | |
-ышк-, -ишк- | гнёзд ышк о, пальт ишк о | |
-очек-, -ечек- | лист очек , цвет очек , челов ечек | |
-ушк- (-юшк-) | баб ушк а, хозя юшк а | |
слова со значением пренебрежения, презрения | -ишк- | ум ишк о, город ишк о |
детёныш, детёныши | -онок- (-ёнок-) | медвеж онок , кот ёнок |
-ат- (-ят-) | медвеж ат а, кот ят а | |
слова со значением единичности | -ин- | фасол ин а, виноград ин а |
слова со значением единичности и уменьшительности | -инк- | трав инк а, рос инк а |
предмет | -ник- | парус ник , решеб ник |
-ниц- | вафель ниц а, сахар ниц а | |
-тель- | проигрыва тель , двига тель | |
название признака, свойства | -ость-, -есть- | честн ость , верн ость , гор есть |
-от- | чист от а, долг от а, крас от а | |
человек и его деятельность, характеристика, профессия | -ак- (-як-) | рыб ак , бедн як , остр як |
-ец- | хитр ец , мудр ец , пев ец | |
-ист- | гитар ист , карат ист | |
-ник- | охот ник , помощ ник | |
-чик- | заказ чик , красав чик | |
-щик- | гон щик , кабель щик | |
-тель- | строи тель , повели тель | |
лицо женского пола | -к | чемпион к а, артист к а |
-ниц- | помощ ниц а, писатель ниц а | |
-ш- | секретар ш а, музыкант ш а | |
название жителя города, местности, страны | -ак- (-як-) | прусс ак , сибир як |
-анин- (-янин-) | горож анин , римл янин | |
-ец- | эстон ец , итальян ец | |
-ич- | москв ич , псков ич |
Основные суффиксы имён прилагательных
относящийся к чему-либо,
состоящий из чего-либо,
Основные суффиксы глаголов
значение действия | -а- | пис а ть, чит а ть |
-е- | смотр е ть, красн е ть | |
-и- | приход и ть, свет и ть | |
значение длительного, повторяющегося действия | -ива- (-ыва-) | проговар ива ть, дочит ыва ть |
значение однократного, законченного действия | -ну- | свер ну ть, прыг ну ть |
-ова- (-ева-) | торг ова ть, танц ева ть |
Основные суффиксы наречий
-е- | трескуч е , ужасающ е , тягуч е , вкратц е |
-о- | весел о , насух о , шумн о , прилежн о |
-и- | героическ и , отеческ и , страдальческ и |
-а- | издалек а , свысок а , издавн а , слев а |
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Исследовательская работа проект «Суффиксы»
Цель: Выяснить, влияет ли умение разбирать слова по составу на грамотность.
Собрать информацию о суффиксе как морфеме.
Выявить значение суффиксов имён существительных.
Тренироваться в морфемном разборе слов.
Создать информационный продукт.
Я выдвинула гипотезу: Чтобы уметь делать морфемный разбор слова, надо научиться грамотно писать суффиксы, выучить наизусть.
2. Индукция и дедукция.
3. Анализ и синтез информации.
Моя работа актуальна, потому что данный проект будет полезен и интересен учащимся, преподавателям начальных классов и учителям русского языка средней школы. Многие учащиеся не умеют правильно находить суффиксы в словах, а я хочу помочь в запоминании суффиксов и правильном разборе слов.
Учащиеся научатся правильно находить суффиксы в словах разных частей речи, именно в именах существительных, именах прилагательных, глаголах.
Я решила, что информационным продуктом будет напечатание суффиксов в алфавитном порядке на компьютере по темам: «Суффиксы имён существительных», «Суффиксы имён прилагательных», «Суффиксы глаголов», распечатанные на листе А4.
1 этап: Подготовительный: выбор темы, уточнение названия и сбор информации.
2 этап: Практический: анализ материалов и изготовление продукта.
3 этап: Обобщающий: подготовка устного выступления, презентации и защита проекта.
Глава 1. Суффикс как морфема
Морфемику в школе мы изучаем, чтобы узнать, в какой части слова находится орфограмма, ведь от этого зависит способ проверки. Очень трудно проверять суффиксы, легче запомнить их написание.
Морфемика (от греческого – «форма») – раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.
Среди морфем выделяются: приставки, корни, суффиксы, окончания, основа, интерфиксы (соединительные гласные).
Я начала свою работу с того, что собрала информацию – узнала от учительницы и в учебнике, что такое суффикс и какие бывают.
А что могут рассказать суффиксы о слове, я узнала с помощью дедукции и индукции.
Дедукция – способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путём, от общих положений к частным выводам.
Индукция – способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам.
Из школьной программы я знаю, что суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов.
Суффиксы, служащие для образования новых слов, называются словообразовательными. Таких суффиксов большинство. Например, суффиксы –оват-, -ин-, -тель-, и др. Суффиксы, служащие для образования форм слов, называются формообразующими. С помощью формообразующих суффиксов образуются некоторые глагольные формы. Например, суффикс –л- образует форму прошедшего времени (например: читал). С помощью формообразующих суффиксов образуются формы сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий (например: новее, ярче, новейший, высочайший).
По суффиксам можно определить часть речи. Например: с помощью суффиксов: -тель-, -ник-, -ик, -чик, -арь образуем слова: писатель, учитель; лесник, ученик; мостик, столбик; фонарь, сухарь – это существительные мужского рода, единственного числа.
С помощью суффиксов: -ск-, -н-, -чив-, -лив-, -ическ- образуем слова: сельский, каменный, доверчивый, дождливый, акробатический – это имена прилагательные.
С помощью суффиксов: -а-, -и-, -е-, -у-: слышать, клеить, смотреть, гнуть – это глаголы.
С помощью суффиксов: -о, -е: хорошо, вместе – наречия.
Тут я использовала метод дедукции, так как был вначале дан общий вывод.
Вывод: Я научилась различать суффиксы разных частей речи, анализировать их и выделять.
Научно-исследовательская работа ученицы 9 класса Ким Ен Дя Содержание
Главная > Научно-исследовательская работа
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Роль суффиксов и приставок в русском языке
Научно-исследовательская работа ученицы 9 класса Ким Ен Дя
Что такое суффикс. 4
Список используемой литературы………………………………………….11
Роль морфем в русском языке очень велика, ведь именно с помощью них образовываются новые слова и формы слова. Морфемный способ – это способ образования слов с помощью морфем. Морфема – значимая часть слова, которая служит для образования ряда слов и форм (корень, суффикс или приставка). Если морфема участвует в образовании нового слова, она называется словообразовательной. Если морфема служит для образования форм слова, то она является формообразующей.
Я считаю, что наиболее важную роль играют такие морфемы как суффикс и приставка.
Роль суффиксов в русском языке очень важна, Ведь суффиксы не только помогают более точно выразить свои мысли, но и придать речи более нужную эмоциональную окраску. Суффикс показывает отношение говорящего к тому, о чем он сообщает, это отношение может быть положительным, отрицательным, грубым, ласкательным или насмешливым.
Приставки тоже играют не маловажную роль в русском языке.
Цель моей научно-исследовательской работы заключается в том, чтобы раскрыть всю важность и значимость суффиксов и приставок в русском языке.
Что такое суффикс?
Суффикс – значимая часть слова, служащая для образования новых слов. 1
В грамматике суффикс — это морфема, находящаяся между корнем и окончанием. Суффикс бывает словообразовательным (например, чит-а-ю, стрел-к-а, гром-к-ий ) и словоизменительный (формообразующий) (например, чита-л-а, чита-ющ-ий, скор-ее ). 2
Суффикс — ( лат. suffixus — прикрепленный), разновидность аффикса, морфема, следующая за корнем (в русском языке «дом-ик») или основой (в русском языке «широт-н-ый») и предшествующая окончанию. 3
Суффиксы в отличие от приставок могут вызывать чередования в корне слова:
тер-е-ть, вы-тир-а-ть; блест-е-ть, блист-а-ть. Суффиксы обычно закреплены за определенной частью речи. Суффиксы существительных -ик, -ечк-, -чик- и т.д. ( крест-ик, мест-ечк-о, попутчик ); прилагательных –лив-, -н- и др.( совест-лив-ый,длин-н-ый ); наречий –о-, -а-.
Суффиксы бывают простые и составные. Простые суффиксы выступают как морфемы, осознаваемые как неразложимые и целостные не только с точки зрения значения и выделения, но и внутреннего строения ( -и- , -тель-, -н-, -ти и т.д.). Составные суффиксы, являясь целым, чувствуются все же как образования, возникшие путем объединения двух суффиксов.
В качестве составных суффиксов можно назвать суффиксы –тельн- ( упоит-ельн-ый ), -овник ( шип-овник ), -тельств(о) ( надруга-тельство ).
Употребляемые в русском языке суффиксы в своей подавляющей массе исконно русские, возникшие на базе существующего в нем материала или унаследованные им из более древнего источника. (-енств-, -знь. Например, блаж-енств-о, жи-знь )
Однако наряду с исконно русскими суффиксами в именах существительных имеется определенное количество заимствованных суффиксов.(например, суффикс –ер (-ёр) пришедший к нам из французского языка: д ириж-ер, дизайн-ер, дубл-ер )
Суффиксы подразделяются на формообразующие, используемые для образования форм слова, и словообразующие, служащие для образования новых слов. Четкость и определенность значения суффикса зависят от того, является ли это значение свободным или оно выступает как связанное, является ли этот суффикс в данном слове или форме производящим элементом или же он достался им «по наследству» от образующей основы.
1 Алабугина Ю.В. толковый словарь русского языка для школьников, 2005 стр.378
2 Ожегов С. И. Толковый словарь
3 Большой Энциклопедический Словарь
Формообразующий суффикс – суффикс, служащий для образования форм слова. В отличии от окончаний формообразующий суффикс не выражает грамматических значений рода, числа, лица, падежа, а служат для выражения значений времени, наклонения, степени сравнения. Формообразующий суффикс бывает нулевым.
К формообразующим суффиксам относятся:
— суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий на –о, -е : -ее, -ей, -е, -ше, –же, -ейш-, -айш- : сильный – сильно – сильн-ее; дорогой – дорого – дороже; тонкий – тонк-о – тонь-ше; глубокий – глубок-о — глуб-же; покорный – покорн-ейш-ий – покорн-ейш-е; высокий – высочайший – высоч-айш-е.
— суффиксы прошедшего времени глаголов изъявительного и сослагательного (условного) наклонения -л- и нулевой суффикс : дела-л – дела-л бы.
— суффиксы неопределённой формы глагола -ть, -ти: лежала — лежать; пас-л-а — пасти.( )
— суффиксы действительных причастий настоящего и прошедшего времени -ущ-, -ющ, -ащ-, -ящ-, -вш-, -их-: нес- ущ-ий, игра-ющ-ий, крич-ащ-ий, свист-ящий, читавший, Рос-ш-ий;
— суффиксы страдательных причастий настоящего и прошедшего времени -ем-, -им-, -ом-, -нн-, -енн-, -т-: организу-ем-ый, любимый, вед-ом-ый, увиденный, раскро-енн-ый, стёртый;
— суффиксы деепричастий несовершенного и совершенного вида -а-, -я-, -учи-, -ючи-, в-, -вши-, -ши-: слыш-а, дава-я, будучи, игра-ючи, проигра-в, наду-вши-съ, запер-ши-съ.
С помощью формообразующих суффиксов образуются формы слов, которые тоже не менее важны, чем слово, от которого они образованы.
Словообразовательные (словообразующие) суффиксы.
Словообразовательный суффикс – словообразовательная морфема, стоящая после корня, которая служит для образования новых слов.
Роль словообразовательных суффиксов очень велика, ведь они служат для образования однокоренных слов: писать – писа-тель; опыт – опыт-н-ый.
Словообразовательные суффиксы – великие строители слов. Ведь с помощью словообразовательных суффиксов образовано большинство слов.
Например, много словообразовательных суффиксов у существительных. Много суффиксов обозначающих деятеля или человека какой-то профессии : -арь, -тель , -ник, -ниц- и ер(суффикс – иностранец пришел к нам из французского вместе с заимствованными словами): аптек-арь, ток-арь, библиотек-арь, учи-тель, спаса-тель, преподава-тель, уче-ник, защит-ник, шут-ник, уче-ниц-а, учи-тель-ниц-а, грав-ер, дириж-ер, билет-ер, дизайн-ер.
Суффиксы –арь, -тель. –ник, -ер могут обозначать и предметы, это второе значение этих суффиксов(фон-арь, учеб-ник, выключа-тель, тренаж-ер ).
Но есть и такие суффиксы, которые «создали» несколько слов и больше не «работают» — «ушли на пенсию», например, -ух и –юх: пет-ух, кон-юх.
Роль словообразовательных суффиксов очень велика, ведь именно с помощью них образованы все однокоренные слова русского языка.(например, Учить – ученица – учеба — учебник )
Уменьшительность, особое языковое значение, прежде связанное прежде всего с указанием на уменьшение размера объекта. Как правило, выражается морфологически – путем прибавления определенного суффикса к именной основе. В качестве морфологического средства чаще используется специальный уменьшительный суффикс: заяц – зайч-ик, добрый – добр-еньк-ий, крест – крест-ик.
Образовать уменьшительное слово возможно далеко не во всех случаях, например, если уменьшенного слова вообще не существует: микроб, небоскреб, ураган.
Уменьшительные суффиксы бывают ласкательными и пренебрежительными. Из ласкательных суффиксов наиболее употребительны:
-к-: гора — горка, рука — ручка, голова — головка;
-ик-: стол — столик, дом — домик;
-чек-: стакан – стаканчик, чемодан – чемоданчик;
Из пренебрежительных суффиксов наиболее употребительны
-ишк- : город — городишко, платье — платьишко, хвастун — хвастунишка;
-онк-/-ёнк-: лошадь — лошадёнка, корова — коровёнка, кляча — клячонка.
Например, слово картинка – это картина меньших размеров. Если говорить о роли суффиксов, то можно рассмотреть на этом примере. Если человек скажет: «Какая красивая картина,» — то это будет не точно сказано, ведь картинка же маленькая в отличие от картины.
В «Мертвых душах» Н.В. Гоголь пишет:
« Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие…. Другой род мужики составляли толстые…»
В данном эпизоде Н.В. Гоголь использует слово «тоненькие»
Владимир Владимирович Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
Все мы немножко лошади,
Каждый из нас по-своему лошадь.
И все ей казалось-
и работать стоило
В этом стихотворении используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с помощью которых автор выражает свое отношение к тому, о чем говорит, то есть о лошади. Автор очень трепетно относится к лошади, он говорит эти слова с любовью.
В произведение «Неизвестный цветок» пишет:
«Так начал жить на свете маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки , что принес ветер с черной, тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие».
Автор использует однокоренные слова маленький и помаленьку, для того чтобы выразить свое отношение к этому хрупкому цветку. Автор несколько раз использует слово «пылинки», которое образовано с помощью уменьшительного суффикса –инк-, пылинки, хоть они и маленькие, но играют большую роль в жизни цветка.
И в загадках тоже используются уменьшительно – ласкательные суффиксы.
А коготки востры.
В этой загадке говорится о кошке, потому что, читая представляешь себе это животное. Очень ласково говорится о ней, ведь используются уменьшительно-ласкательные суффиксы, которые подразумевают под собой что-то хорошее и положительное, доброе, ласковое.
Увеличительность связана прежде всего с указанием на увеличение размера объекта. Как правило, выражается морфологически – путем прибавления определенного суффикса к именной основе. В качестве морфологического средства чаще используется специальный увеличительный суффикс .
Увеличительные слова — так называются некоторые имена существительные, образованные при помощи известных суффиксов, выражающих побочное понятие особой величины, размеров, выходящих из ряду вон. Такими суффиксами являются -ищ- (с увеличительным значением):дом — домище, волк — волчище, лапа — лапища;
В.В. Маяковский в стихотворении «хорошее отношение к лошадям» пишет:
За каплищей каплища
По морде катится,
Прячется в шерсти…
Маяковский использует слово «каплища», не только выражая свое отношение, но и подчеркивая то, что это были не просто слезы, это были большие капли слез лошади, над которой «смеялся весь Кузнецкий». И не одна живая душа «Кузнецкого», кроме автора не пожалела бедную лошадь. Которая больше всего нуждалась
Корней Иванович Чуковский в своей сказке «Тараканище» пишет:
Вдруг из подворотне
Таракан, Таракан, Тараканище!
Автор использует суффикс –ищ- для того чтобы преувеличить размеры таракана. В начала Чуковский пишет «страшный великан», хотя все мы знаем, что таракан маленький, но чтобы преувеличить его размеры и для того чтобы создать ощущения того, что он действительно «великан». И , по моему мнению, у него это получается, ведь все звери «задрожали» , «в обморок упали».
Приставка или префикс.
Приставка – это словообразующий аффикс, осложняющий производящую основу в процессе словопроизводства в препозиции (т.е. в позиции пред производящей основой). Например, автор – со-автор, веселый – раз-веселый, лететь – при-лететь и т.д.
В отличии от суффиксов с помощью приставок можно образовать слова той же части речи, что и у производящего слова. Например, от глагола ходить – только глаголы при-ходить , ис-ходить, e-ходить и т. п., от прилагательного научный – антинаучный и т. д.
Говоря о приставках можно признать, что чаще всего они встречаются в глаголе, где приставка выполняет не только словообразовательные функции, но может быть осложнена формообразовательными функциями, участвуя в видообразовании.
Исконно русские приставки в современном русском языке появляются в существительных, образованных от глаголов.
В современном русском языке происходит активизация приставочного словообразования в именах существительных и прилагательных. При этом наиболее продуктивны присоавки иноязычного происхождения: анти ( Анти-мир, анти-герой ), де- ( де-милитаризация, де-тронизация ) и т. п. в прилагательных : анти-военный, супер-модный, супер-современный и т. п.
Особое внимание в русском языке следует обратить на приставку не- . При помощи приставки не-, омонимичной отрицательной частице не, образуются все части речи, в отличие от частицы приставка не- пишется слитно как часть производного слова : не-счестье, нехороший, не-погода, не-надолго, не-сколько, ни-кто и др.
Основные особенности приставки заключаются в следующем:
приставка занимает в производном слове определенную позицию (позицию перед корнем).
Приставка наиболее характерна для словообразовательной системы глагола, в других частях речи она встречается реже.
Префикс не меняет части речи производящего слова, производное всегда относится к той же части речи, что и производящее. Связано это с позицией, которую занимает префикс, он находится перед основой, благодаря этому не влияет не конец слова.
Приставка присоединяется не к основе, а ко всему слову.
По своему происхождению приставки могут быть как исконно русскими, так и иноязычными. Иноязычных приставок вошедших в русский язык вместе с заимствованными словами немного. Эти приставки не играют заметной роли среди морфем современного русского языка. Основную массу приставок составляют исконно русские. В своем большинстве приставки по своему происхождению – слова ( прежде всего предлоги и частицы ), ставшие морфемами.
Большая часть приставок произошла от предлогов. Почти каждой приставке есть соответствие среди предлогов. В большинстве своем приставки выражают пространственно-временное значение. ( Например, Из-, В-)
С помощью приставок образуются Антонимы.
Антонимы (греч. αντί- «против» + όνομα «имя») — это слова одной части речи, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда — ложь, добрый — злой, говорить — молчать, налить – вылить.
С помощью приставок образуются антонимы. Например, глагол ходить с помощью суффиксов можно образовать антонимы.(Приходить — уходить).
На примере слова шел можно определить значение приставок. При-шел, у-шел, ото-шел, вы-шел, пере-шел, обо-шел, до-шел. На примере этого слова видно, как с помощью присоединения приставок изменяется значение слова. У некоторых слов совсем разное значение. Пара слов при-шел – у-шел, у этих слов совершенно противоположное значение. Приставки изменяют значение слова
Роль суффиксов и приставок в русском языке очень важна.
С помощью суффиксов образуется множество новых слов и форм слов. Так же суффиксы служат для образования частей речи, то есть выполняют морфологическую роль. Суффиксы не только помогают более точно выразить мысли, но и придать речи более нужную эмоциональную окраску (положительную, отрицательную, ласкательную или насмешливую). Суффикс показывает отношение говорящего к тому, о чем он сообщает – это психологическая роль суффиксов.
Приставки в русском языке играют немаловажную роль. Приставки помогают в образовании слов. С помощью приставок образуются антонимы глагола. Так как
Список используемой литературы
Русский язык: краткий теоретический курс для школьников.2 часть. морфемика и словообразование
Русский язык в школе и дома, №1,05
Шанский Н. М. Русский язык. Лексика. Словообразрвание «Просвещение», 1975
Балалыкина Э. А., Николаев Г. А., Русское словообразование, 1985
http://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-proekt-suffiksi-853908.html
http://gigabaza.ru/doc/96523.html