Из предложений 1 5 выпишите слово в котором правописание приставки определяется ее значением пере

Из предложений 1 5 выпишите слово в котором правописание приставки определяется ее значением пере

Из предложений 3—5 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».

1)Однажды в начале октября, рано утром, уходя в гимназию, я забыл ещё с вечера приготовленный матерью конверт с деньгами. (2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии.

(3)Когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, только тогда я вспомнил про конверт и понял, что она, видно, не стерпела и принесла его сама.

(4)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.

(5)Приблизившись, я приостановился и хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, помахала рукой, и я, хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, подошёл к ней.

– (6)Вадичка, мальчик, — старчески глухо заговорила она, протягивая мне оставленный дома конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, прикасаясь к пуговице моей шинели, — ты забыл деньги, а я думаю — испугается, так вот — принесла.

(7)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

(8)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза. (9)Я сбежал по уже опустевшей лестнице и, открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, оглянулся и посмотрел на мать. (10)Но сделал я это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется.

(11)Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед. (12)3аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой с конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.

(13)На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал. (14)Я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.

(15)Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.

(16)Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.

* Агеев Михаил (Марк Лазаревич Леви) (1898—1973) — русский писатель.

Укажите ошибочное суждение.

Согласный сонорный Л не имеет пары по глухости: он всегда звонкий.

Правильный ответ указан под номером 2.

Замените просторечное слово «орава» из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Слово ОРАВА можно заменить стилистически нейтральным синонимом ТОЛПА.

Слово «толпа» более точный синоним, чем слово «группа».

Да, безусловно. Поправлено.

Можно еще написать «компания», ведь это синоним к слову «группа»

Возможен и такой синоним.

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного учёного С. И. Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер”».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами С. И. Львовой.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце. Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.1 Основное назначение пунктуации — передавать логику предложения, связь между его частями. Современный лингвист С.И. Львова считает: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер”».

Я понимаю это высказывание так: знаки препинания функционально значимы, они имеют закреплённые за ними обобщённые значения, вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами.

Для подтверждения этого утверждения обратимся к тексту М. Агеева. В тексте много сложных и простых осложненных предложений, в которых часто используются запятые, они, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением. Так, например, в предложении 8 (Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза) запятые отделяют однородные сказуемые: стояла, слушала; а также выделяют обособленное обстоятельство «виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза». Таким образом, в предложении выделяются в составе высказывания специфические конструкции, передающие на письме оттенки смысла.

В предложении 6 четыре раза используется тире. В первом и втором случае — в обозначении чередования: от прямой речи совершается переход к обычному тексту и вновь к прямой речи. В другом фрагменте этого же предложения (а я думаю — испугается, так вот — принесла) тире выполняет другие функции: указывает на значение следования — одно событие следует за другим — внезапно, вопреки ожиданиям, при этом тире является ещё и показателем паузы в речи героини: она в замешательстве, стыдится, что ей пришлось совершить поступок, которым она боится обидеть сына.

Таким образом, нам удалось подтвердить на примерах, что пунктуационные знаки очень важны, без них смысл предложения был бы не ясен.

15.2 Герой текста Михаила Агеева любит свою маму, но стесняется её из-за того, что ему кажется, что мама несовременная, некрасивая. Увидев её в гимназии, он побоялся осуждения сверстников, поэтому сделал вид, что не знаком с нею. После того как мама ушла, мальчику стало жаль её, но, к сожалению, он скоро забыл об этом. Вот о чём говорят финальные строчки текста.

В предложении номер 5 находим подтверждение нашего предположения. Герой говорит, что ему было стыдно перед товарищами, поэтому он хотел «проскочить» мимо мамы, чтобы не подумали, что он с ней знаком. Это можно расценивать не только как слабость, но и как предательство самого дорогого человека. Безусловно, нельзя в угоду кому бы то ни было пренебрегать отношениями с матерью.

Чувство глубокой жалости испытываем мы, когда читаем, как безропотно мама выслушивала Витины наставления. Об этом говорится в предложении номер 8: «Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза». В этих глазах нет даже укора своему сыну за его отношение к ней, мамины глаза по-прежнему святятся лаской и теплотой.

Очень часто бывает так, что мы не можем вовремя оценить, на-сколько любит нас самый близкий, дорогой нам человек — мама. Это не всегда показатель нашей чёрствости, равнодушия, нет. Порой мы настолько привыкаем, что мама есть, что нам кажется, что она будет всегда, а значит ещё успеется сказать ей добрые слова, показать ей свою любовь.

15.3 Материнская любовь — это огромная сила, созидающая, творящая, вдохновляющая. Она способна творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Она может наказать, но чаще всего привыкла миловать.

Герой текста Михаила Агеева любит свою маму, но стесняется её из-за того, что ему кажется, что мама несовременная, некрасивая. Увидев её в гимназии, он побоялся осуждения сверстников, поэтому сделал вид, что не знаком с нею. После того как мама ушла, мальчику стало жаль её, но, к сожалению, он скоро забыл об этом. Герой говорит, что ему было стыдно перед товарищами, поэтому он хотел «проскочить» мимо мамы, чтобы не подумали, что он с ней знаком. Это можно расценивать не только как слабость, но и как предательство самого дорогого человека. Безусловно, нельзя в угоду кому бы то ни было пренебрегать отношениями с матерью.

В стихотворении Дмитрия Кедрина «Сердце матери» читаем о том, как сын в угоду любимой отдал ей сердце своей матери. При этом материнское сердце продолжало любить своего ребёнка. В стихотворении заложен глубокий смысл: звучит призыв: «Люди, задумайтесь! Нельзя так относиться к маме! Не разрушайте свою связь с самим собой, разрывая связующую ниточку с мамой!»

Мать для ребенка — это его связь с детством, самой беззаботной и чистой порой жизни. Пока жива мама, человек чувствует себя защищённым. Нужно любить своих матерей и дарить им больше тепла и ласки, тогда, возможно, мы сможем дольше чувствовать их заботу.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

На экзамене по русскому языку учащиеся могут столкнуться с различными формулировками задания 4, связанного с правописанием приставок ПРЕ- и ПРИ-. Рассмотрим возможные варианты:

1. Из предложений (указываются номера) выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «приближение».

2. Из предложений (указываются номера) выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «присоединение».

3. Из предложений (указываются номера) выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «неполнота действия».

4. Из предложений (указываются номера) выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «расположение вблизи».

5. Из предложений (указываются номера) выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением, близким к значению приставки ПЕРЕ-.

Вспомним соответствующее правило.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-

Высокая степень качества или действия (= очень, весьма, самый, слишком)

(значение соединения чего-то с чем-то);

(значение движения к какой-либо цели);

(значение увеличения размеров чего-либо, прибавления чего-то к уже имеющемуся)

Сходство со значением приставки пере-

(однако следует учитывать, что прямую замену

чаще всего сделать невозможно)

чего-нибудь (около, близко)

до конца или совершение действия в чьих-то интересах

Очень важно учитывать следующее:

1. Необходимо различать написания слов, близких по звучанию, но разных по значению:

ПРЕЗИРАТЬ (ненавидеть) – ПРИЗИРАТЬ (давать приют)

ПРЕКЛОНИТЬ (колени) – ПРИКЛОНИТЬ (ветку)

ПРЕТЕРПЕТЬ (трудности, несчастья) – ПРИТЕРПЕТЬСЯ (к обстоятельствам)

ПРЕХОДЯЩИЙ (момент) – ПРИХОДЯЩИЙ (почтальон)

ПРЕБЫВАТЬ (находиться) – ПРИБЫВАТЬ (приближаться)

ПРИПИРАТЬ (дверь) – ПРЕПИРАТЬСЯ (перебраниваться) и многие др.

2. Есть слова, в которых написание гласной невозможно объяснить изложенным в таблице правилом. Это русские слова, в которых приставка уже не вычленяется (например, ПРИРОДА, ПРИЧИНА, ПРИТЯЗАНИЕ, ПРИБОР, ПРЕЛЬЩАТЬ, ПРЕПОНА, ПРЕКОСЛОВИТЬ), а также заимствования (ПРЕЗИДИУМ, ПРЕАМБУЛА, ПРЕПАРАТ, ПРИВИЛЕГИЯ, ПРИМИТИВ, ПРИВАТНЫЙ , ПРИОРИТЕТ). В данных случаях необходимо пользоваться орфографическим словарем.

Задание 1. Вставить в слова пропущенные буквы.

Пр. жимать, пр. богатый, пр. многоуважаемый, пр. тягательный, пр. открытый, пр. занятный, пр. росший, пр. чудесный, пр. вознесенный, пр. умолкать, пр. бедняться, пр. резанный, пр. лезший, пр. печь, пр. образовать, пр. сыщение, пр. щучивать, пр. метывать, пр. тереть, пр. ставлять, пр. острый, пр. пухлый, пр. вкусный, пр. варить, пр. щелкивание, пр. взошедший, пр. бытие, пр. дполетный, пр. дусматривать, пр. способленец, пр. менение, пр. двещать, пр. падок, пр. фект, пр. дпр. нятый, пр. доставление, пр. дседатель, пр. творщица, пр. дпосланный, пр. дзнаменовать, пр. восходить, пр. небрежение, пр. образить, пр. людия, пр. емщица, пр. дзнаменование, пр. смыкающееся, пр. вкус, пр. восходящий, пр. дательство, пр. ступление, пр. кращенный, пр. дполагаемый, пр. рывистый, пр. дстартовый , пр. высить, пр. умыть, пр. дсенокосный, пр. творный, пр. дъявитель, пр. слать, пр. зреть, пр. подобный, пр. кусывать, пр. гасить, пр. скучный, пр. волье, пр. странный, пр. драсположенность, пр. образователь, пр. вой, пр. дметно-тематический, пр. клоненный, пр. земистый, пр. ценяться, пр. долимпийский, пр. подносить, пр. миальный.

Задание 2. Вставить в словосочетания пропущенные буквы.

Пр. восходный результат, пр. вышать скорость, пр. данья старины глубокой, пр. градить дорогу, пр. ступить закон, пр. вратности судьбы, пр. кратить кричать.

Задание 3. Вставить пропущенные буквы и прочитать сказку малышам – сестричкам и братишкам.

Пр. красным вечером Василисе пр. мудрой пр. снился пр. чудливый сон. Пр. забавные и пр. хорошенькие зайчата скакали впр. прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр. огромная туча. Это пр. летел злой-пр. злой Змей Горыныч. Пр. землился он, пр. сел на травку и пр. задумался. Пр. казал ему Кащей Василису пр. мудрую найти, пр. пугнуть, к нему пр. вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр. одолимые пр. пятствия 2 .

Прижимать, пребогатый, премногоуважаемый, притягательный, приоткрытый, презанятный, приросший, пречудесный, превознесенный, приумолкать, прибедняться, прирезанный, прилезший, припечь, преобразовать, пресыщение, прищучивать, приметывать, притереть, приставлять, преострый, припухлый, превкусный, приварить, прищелкивание, превзошедший, прибытие, предполетный, предусматривать, приспособленец, применение, предвещать, припадок, префект, предпринятый, пр е доставление, председатель, притворщица, предпосланный, предзнаменовать, превосходить, пренебрежение, преобразить, прелюдия, приемщица, предзнаменование, пресмыкающееся, привкус, пр е восходящий, предательство, преступление, прекращенный, предполагаемый, прерывистый, предстартовый , превысить, приумыть, предсенокосный, притворный, предъявитель, прислать, презреть, преподобный, прикусывать, пригасить, прескучный, приволье, престранный, предрасположенность, преобразователь, привой, предметно-тематический, преклоненный, приземистый, приценяться, предолимпийский, преподносить, премиальный.

Превосходный результат, превышать скорость, преданья старины глубокой, преградить дорогу, преступить закон, превратности судьбы, прекратить кричать.

Прекрасным вечером Василисе премудрой приснился причудливый сон. Презабавные и прехорошенькие зайчата скакали вприпрыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла преогромная туча. Это прилетел злой-презлой Змей Горыныч. Приземлился он, присел на травку и призадумался. Приказал ему Кащей Василису премудрую найти, припугнуть, к нему привести. Но возникли на пути Змея Горыныча непреодолимые препятствия.

Розенталь Д.Э. Русский язык: пособие для поступающих в вузы. М., 2000.

Лякина Н.В. Урок русского языка в 6-м классе по теме: «Правописание приставок -пре- и -при-«. URL : http:// festival.1september.ru/articles/413069/

Арбатова Е.А. Русский язык: самые сложные правила в таблицах и схемах. СПб., 2012.

Симаков Е.С. Русский язык. 300 практических заданий для подготовки к ЕГЭ. М., 2015.

1 Примеры причастий и деепричастий не приводятся, так как их легко образовать от глагольных форм.

2 См.: Лякина Н.В. Урок русского языка в 6-м классе по теме: «Правописание пр. ставок -пр. — и -пр. -«. URL : http:// festival.1september.ru/articles/413069/ (дата обращения: 07.10.2015)

Вопрос из теста ЕГЭ

Задание 4 . Из предложений 1—5 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».

(1)Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась. (2)Это уж потом узнал Пряхин, что работает тётя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто её об этом не просил. (3)Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? (4)И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.
(5)Вот так же вошла она в Алексеев взгляд, в его расширенные болью зрачки, приложила ладошку к щеке, как-то удобно облокотилась, постояла минуточку, вздохнула и наклонилась к Пряхину, неожиданно сильно, но аккуратно приподняла одной рукой его голову, а другой взбила подушку.


источники:

http://infourok.ru/podgotovka-k-oge-i-ege-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-pristavok-pre-i-pri-465306.html

http://znanija.site/russkii-yazyk/18067980.html