Из предложений 11 16 выпишите слово в котором правописание суффикса определяется правилом

Из предложений 11 16 выпишите слово в котором правописание суффикса определяется правилом

Решение 4640. Из предложений 11-16 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».

(1)Дедушка Журки Юрий Григорьевич за свою жизнь собрал множество книг.

(2)В Журкиной комнатке между стенкой и высоким окном стоял узкий стеллаж. (3)Полок семь или восемь. (4)Мама сказала:

— Эти книги дедушка оставил тебе, именно тебе. (5)Специально. (6)Дедушка их очень любил.

(7)Журка растерянно оглядел полки.

(8)На них стояли Пушкин и Джек Лондон, Купер и Катаев, «Легенда об Уленшпигеле» и «Алиса в Стране чудес». (9)Он видел облезлые кожаные корешки без надписей, края разлохмаченных обложек. (10)Некоторые книжки были совсем без корочек.

(11)Мама вышла, а Журка потянул с полки книгу. (12)Наугад. (13)Откинул тонкий самодельный переплёт. (14)Тихо вздохнул и сел на кровать.

(15)На грубой серой бумаге было отпечатано редкими старинными буквами:

вокругъ 3емнаго шара

(16)Сначала Журка медленно листал, потом встряхнулся, обвёл глазами полки. (17)Вскочил, выдернул сразу несколько книг. (18)Оказалось, что это два тома «Путешествий» капитана Головнина, изданные в 1819 году, и сразу три «Робинзона». (19)Один был совсем старинный — 1789 года — и назывался почему-то «Новый Робинзон». (20)Второй носил название «Робинзон-младший», (21)На титульном листе стоял 1853 год, и Журка вспомнил, что, кажется, в этом году произошло Синопское сражение. (22)Третий Робинзон оказался самым молодым — тридцатых годов нашего века. (23)3ат0 он был самый толстый, и Журка с восторженной дрожью увидел, что там не только всем известные приключения на необитаемом острове. (24)Там ещё и вторая часть — дальнейшие путешествия Робинзона. (25)Журка даже и не знал, что есть на свете такая книга.

(26)3а открытым окном захлопал листьями, резко зашумел тополь. (27)Влетели в комнату холодные брызги. (28)Упали на жёлтые страницы старой книги. (29)Журка машинально отодвинулся и даже не понял, что начался дождь. (30)Это брызгали волны, хлопали паруса и шумели ветры. (31)Вошла мама.

— (32)Давай-ка закроем окно. (33)Кажется, будет гроза.

(34)Журка никогда не боялся грозы. (35)Даже если грохало и сверкало над самой головой. (36)Он и сейчас ответил:

— Ну и что? (37)Я не боюсь.

(38)Мама плотно прикрыла створки, посмотрела на обложенного книгами Журку, улыбнулась и спросила:

(41)Журка сперва рассеянно кивнул, потом поднял глаза.

— (42)Ма. (43)Тут не только интересно. (44)Тут дело даже не в этом.

(45)Она ласково наклонилась над ним:

— А в чём, Журавушка?

(46)Но он не знал, как сказать. (47)Как объяснить радостное замирание души, когда думаешь, что, может быть, эту книгу читал в палатке под Измаилом Суворов или в селе Михайловском Пушкин. (48)Вот эти самые страницы. (49)Эти самые буквы. (50)И книги рассказывали им то же самое, что ему, Журке. (51)Они были как люди, которые за одну руку взяли Журку, а за другую тех, кто жил сто и двести лет назад. (52)Тех, кто ходил в атаку под Бородином, писал гусиными перьями знаменитые поэмы, дрался стальными блестящими шпагами на дуэлях и мотался на скрипучих фрегатах среди штормовых волн Южного океана. (53)У не открытых ещё островов. (54)Эта жизнь приблизилась к Журке, стала настоящей. (55)И у Журки холодела спина.

— (56)Мама, я не знаю. — (57)Он помолчал и чуть не сказал про книги: «Они живые». (58)Но отчего-то застеснялся.

(По В. П. Крапивину)

Задание 5. Из предложений 11-16 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».

Страдательные причастиягруппа причастий, которые обозначают признак по действию, совершаемому над определяемым предметом (лицом, явлением). Краткие формы причастий отвечают на вопросы Каков? Какова? Каково? Каковы? В кратких страдательных причастиях прошедшего времени всегда пишется одна буква Н.

Прочитайте заданный отрывок и найдите слово с одной Н в суффиксе, которое соответствует данному определению.

(11)Мама вышла, а Журка потянул с полки книгу. (12)Наугад. (13)Откинул тонкий самодельный переплёт. (14)Тихо вздохнул и сел на кровать.

(15)На грубой серой бумаге было отпечатано редкими старинными буквами:

вокругъ 3емнаго шара

(16)Сначала Журка медленно листал, потом встряхнулся, обвёл глазами полки.

Из пред­ло­же­ний 11—16 вы­пи­ши­те слово, пра­во­пи­са­ние суф­фик­са в ко­то­ром опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом : «В на­ре­чии пи­шет­ся столь­ко Н, сколь­ко было в слове, от ко­то­ро­го оно об­ра­зо­в?

Русский язык | 5 — 9 классы

Из пред­ло­же­ний 11—16 вы­пи­ши­те слово, пра­во­пи­са­ние суф­фик­са в ко­то­ром опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом : «В на­ре­чии пи­шет­ся столь­ко Н, сколь­ко было в слове, от ко­то­ро­го оно об­ра­зо­ва­но».

* (11)На Его­ро­ва зри­те­ли ни­ко­гда не на­во­ди­ли лучи фо­на­ри­ков.

(12)Все­гда он играл в тем­но­те, и един­ствен­ной точ­кой света, какую он часто видел перед собой, была боль­шая звез­да, что ле­жа­ла на краю моря, как за­бы­тый маяк.

(13)…Стру­ны на скрип­ке были по­рва­ны, и Его­ров боль­ше не мог иг­рать.

(14)На пер­вом же ноч­ном кон­цер­те он ска­зал об этом не­ви­ди­мым зри­те­лям.

(15)Не­ожи­дан­но из лес­ной тем­но­ты чей — то мо­ло­дой голос от­ве­тил : — (16)А Па­га­ни­ни играл и на одной стру­не….

В каком слове правописание суффикса определяется правилом : «В наречиях на –О и –Е пишется столько Н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы»?

В каком слове правописание суффикса определяется правилом : «В наречиях на –О и –Е пишется столько Н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы»?

1) синее 2) медленно 3) каменное 4) решено.

Помогите пожалуйста найти проблему текста и написать к нему литературный аргумент, завтра контрольная по русскому?

Помогите пожалуйста найти проблему текста и написать к нему литературный аргумент, завтра контрольная по русскому!

(1)Осколок снаряда порвал струны на скрипке.

(2)Осталась только одна, последняя.

(3)Запасных струн у музыканта Егорова не было, достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на осажденном острове Эзеле в Балтийском море, где советские моряки отбивали непрерывные атаки немцев.

(4)Война застала на Эзеле нескольких советских актеров – мужчин и женщин.

(5)Днем мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам белье.

(6)А ночью, если не было боя, актеры устраивали концерты и спектакли на маленьких полянах в лесу.

(7)Война и отсутствие света по ночам создали свои традиции и выдумки.

(8)Как только начинался спектакль, зрители наводили на актеров узкие лучи карманных электрических фонариков.

(9)Лучи эти все время перелетали, как маленькие огненные птицы, с одного лица на другое, в зависимости от того, кто из актеров в это время говорил.

(10)Но чаще всего лучи останавливались на лице молоденькой актрисы Елагиной и подолгу замирали на нем, хотя Елагина и молчала.

(11)В ее улыбке, в глазах каждый из моряков находил любимые черты, которые он давно, с первых дней войны, берег в уголке сердца.

(12)На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков.

(13)Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света, которую он часто видел перед собой, была большая звезда.

(14)Она лежала на краю моря, как забытый маяк.

(15)Ее не могли погасить залпы тяжелых батарей, не мог задушить желтый дым разрывов.

(16)Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть.

(17) На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям.

(18)Неожиданно из лесной темноты чей — то молодой голос неуверенно ответил :

(19) — А Паганини играл и на одной струне…

Разве Егоров мог равняться с ним, с великим музыкантом!

(21)Егоров медленно прижал скрипку к плечу, поднял смычок.

(22)И неожиданно одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны…(23)Слеза сползла из — под закрытых век музыканта, и в коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло вереском и гарью, звенела и росла мелодия Чайковского, и от ее томительного напева, казалось, разорвется, не выдержит сердце.

(24)Последняя струна действительно не выдержала силы звуков и порвалась.

(25)Она зажужжала, как шмель, и затихла…

(26)Я рассказываю подлинный случай.

(27)Поэтому напрасно читатель будет ждать ловко придуманной развязки.

(28)Она оказалась очень простой : Егоров умер.

(29)Он был убит через два дня во время ночного боя.

(30)Ему не на чем было играть, и он стал обыкновенным бойцом обыкновенной пехотной части.

(31)Скрипку Егорова бойцы положили в футляр, зашили в старое байковое одеяло и передали летчику, улетавшему в Ленинград…

(32)Где теперь эта скрипка — я не знаю.

(33)Говорят, что она в Москве.

(34)Но где бы она ни была, она играет прекрасные симфонии, знакомые нам и любимые нами, как старое небо Европы, как слово Пушкина, Шекспира или Гейне.

В каком слове правописание суффикса определяется правилом : «В прилагательном, образованном при помощи суффикса — Н — от существительного, основа которого заканчивается на Н, пишется НН»?

В каком слове правописание суффикса определяется правилом : «В прилагательном, образованном при помощи суффикса — Н — от существительного, основа которого заканчивается на Н, пишется НН»?

В каком слове правописание суффикса определяется правилом : «В наречии на — о ( — е) пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано»?

В каком слове правописание суффикса определяется правилом : «В наречии на — о ( — е) пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано».

Раздражённо длинными уверена больной.

(20)Звезда спокойно горела на краю залива?

(20)Звезда спокойно горела на краю залива.

(21)Свет её не мерцал, не переливался, как всегда.

(22)Егоров заиграл, и неожиданно одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны.

НАЙДИТЕ ЧЕРЕДУЮЩЮЮСЯ В КОРНЕ СЛОВА ОТВЕТ ПОЖАЛУЙСТА ОБОСНУЙТЕ.

В каком слове правописание суффикса определяется правилом «В наречии на о — е пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовалось»?

В каком слове правописание суффикса определяется правилом «В наречии на о — е пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовалось»?

Помогите срочно надо?

Помогите срочно надо!

2″Она играет, заставляя сердца слушателей дрожать, потому что в каждом сердце есть струна, которая обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного.

Помогите заранее спасибо)) Текст : (1)Осколок снаряда порвал струны на скрипке.

(2)Осталась только одна, последняя.

(3)Запасных струн у музыканта Егорова не было, достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на крохотном островке в Балтийском море, где советские воины отбивали непрерывные атаки немцев.

(4)Война застала на острове нескольких актёров – мужчин и женщин.

(5)Днём мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам белье.

(6)Ночью, если не было боя, актёры устраивали концерты и спектакли на маленьких полянах в лесу.

– (7)Хорошо, – скажете вы, – в темноте, конечно, можно расслышать пение или музыку, но непонятно, как актёры ухитрялись разыгрывать спектакли в ночном лесу.

(8)Что в этом мраке могли увидеть зрители?

(9)Но война и отсутствие света по ночам создали свои традиции и выдумки.

(10)Как только начинался спектакль, зрители наводили на актёров узкие лучи карманных электрических фонариков, и лучи эти всё время перелетали, как маленькие огненные птицы, с одного лица на другое в зависимости от того, кто из актёров в это время говорил.

(11)На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков.

(12)Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света, какую он часто видел перед собой, была большая звезда, что лежала на краю моря, как забытый маяк.

(13)…Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть.

(14)На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям.

(15)Неожиданно из лесной темноты чей — то молодой голос ответил : – (16)А Паганини играл и на одной струне… (17)Паганини!

(18)Разве Егоров мог равняться с ним, с великим музыкантом!

(19)Всё же он медленно поднял скрипку к плечу.

(20)Звезда спокойно горела на краю залива.

(21)Свет её не мерцал, не переливался, как всегда.

(22)Егоров заиграл, и неожиданно одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны.

(23)Тотчас вспыхнули электрические фонарики.

(24)Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза.

(25)Играть было легко, будто сухие, лёгкие пальцы Паганини водили по изуродованной скрипке.

(26)В коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло гарью, звенела и росла мелодия Чайковского, и от её томительного напева, казалось, разорвётся, не выдержит сердце.

(27)И последняя струна, действительно, не выдержала силы звуков и порвалась.

(28)Сразу же свет фонариков перелетел с лица Егорова на скрипку.

(29)Скрипка замолчала надолго.

(30)И свет фонариков погас.

(31)Толпа слушателей только вздохнула.

(32)Егорову не на чем было играть, он стал обыкновенным бойцом в обыкновенном отряде.

(33)И во время одного ночного боя отдал свою жизнь за Родину.

(34)Скрипку Егорова бойцы положили в футляр, зашили в старое байковое одеяло и передали лётчику, улетавшему в Ленинград.

(35)В Ленинграде лётчик отнёс скрипку известному дирижёру.

(36)Тот взял её двумя пальцами, взвесил в воздухе и улыбнулся : это была итальянская скрипка, потерявшая вес от старости и многолетнего пения.

– (37)Я передам её лучшему скрипачу нашего оркестра, – сказал лётчику дирижёр.

(38)Где теперь эта скрипка – я не знаю.

(39)Но где бы она ни была, она играет прекрасные мелодии, знакомые нам и любимые нами.

(40)Она играет, заставляя сердца слушателей дрожать, потому что в каждом сердце есть струна, которая обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного.

В каком слове правописание суффикса определяется правилом : «В наречиях на — О и — Е пишется столько же Н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы»?

В каком слове правописание суффикса определяется правилом : «В наречиях на — О и — Е пишется столько же Н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы»?

1) назначено 2) потрачены 3) медленно (полз) 4) длинный.

Из предложений 53–58 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом : «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано»?

Из предложений 53–58 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом : «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».

(53)Спасибо вам, дяденька, — прошептал я.

(54)Вася шевельнулся в углу, рассмеялся смущённо и спросил : – (55)За что?

– (56)Я не знаю, за что.

(57)И выскочил из избушки.

(58)Растроганными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, спящий за ним лес.

В каком слове правописание суффикса определяется правилом : «В наречии пишется столько н, сколько их было в прилагательном, от которого наречие образовано»?

В каком слове правописание суффикса определяется правилом : «В наречии пишется столько н, сколько их было в прилагательном, от которого наречие образовано»?

Серебряный неизведанная совершенно выложенная.

В каком слове правописания если суффикса определяется правилом «В прилагательных образованных от существительных с помощью суффиксов онн енн пишется нн?

В каком слове правописания если суффикса определяется правилом «В прилагательных образованных от существительных с помощью суффиксов онн енн пишется нн.

Перед вами страница с вопросом Из пред­ло­же­ний 11—16 вы­пи­ши­те слово, пра­во­пи­са­ние суф­фик­са в ко­то­ром опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом : «В на­ре­чии пи­шет­ся столь­ко Н, сколь­ко было в слове, от ко­то­ро­го оно об­ра­зо­в?, который относится к категории Русский язык. Уровень сложности соответствует учебной программе для учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском», который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав кнопку в верхней части страницы.

Мы уходили все дальше в лес. В тепле и уюте леса тихонько дышал какой — то особенный шум. Скрипели клесты, звенела иволга, звучала ревнивая песня зяблика. Изумрудные лягушки прыгали под ногами. Щёлкала белка, в лапах сосен мелькал ее пушистый хво..

Хозяин — хозяйка — домохозяйка.

Светило яркое солнце, от его ярких лучей мне пришлось зажмуриться. Выйдя во двор дети сразу стали бегать и прыгать.

1) Мы с семьёй отправились на рыбалку2) Ваня нарядил ёлку и отпразновал Новый год.

Пришла весна. Тает снег. Как чудесно на улице! Светит солнце, небо чистого лазурно — голубого цвета. В воздухе витает неуловимый аромат весны — терпкий запах клейких почек, свежей травки и нагретой солнцем земли. На днях прилетели грачи. Важные..

Имя существительное — это самостоятельная часть речи которая отвечает на вопросы : Кто, что. В предложении может являться подлежащим, дополнением, сказуемым. Число, род, чем является в предложении, падеж, склонение, одушевлённое или не одушевлённое..

Хоть пруд пруди, в час по чайной ложке, повесить голову, цены нет, черепашьим шагом (ползти, как черепаха).

Холодильник 9 б 8 зв письмо 6 б 5 зв дождь 5 б 4 зв сильный 7 б 6 зв ходьба 6 б 5 зв словарь 7 б 6 зв.

Крапать, моросить, припускать, стучать, косить, лить, стоять, барабанить, мять.

Из предложений 11 16 выпишите слово в котором правописание суффикса определяется правилом

Из предложений 11—16 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».

(1)Осколок снаряда порвал струны на скрипке. (2)Осталась только одна, последняя. (3)Запасных струн у музыканта Егорова не было, достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на крохотном островке в Балтийском море, где советские воины отбивали непрерывные атаки немцев.

(4)Война застала на острове нескольких актёров — мужчин и женщин. (5)Днём мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам белье. (6)Ночью, если не было боя, актёры устраивали концерты и спектакли на маленьких полянах в лесу.

– (7)Хорошо, — скажете вы, — в темноте, конечно, можно расслышать пение или музыку, но непонятно, как актёры ухитрялись разыгрывать спектакли в ночном лесу. (8)Что в этом мраке могли увидеть зрители?

(9)Но война и отсутствие света по ночам создали свои традиции и выдумки. (10)Как только начинался спектакль, зрители наводили на актёров узкие лучи карманных электрических фонариков, и лучи эти всё время перелетали, как маленькие огненные птицы, с одного лица на другое в зависимости от того, кто из актёров в это время говорил.

(11)На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков. (12)Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света, какую он часто видел перед собой, была большая звезда, что лежала на краю моря, как забытый маяк.

(13)…Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. (14)На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям. (15)Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос ответил:

— (16)А Паганини играл и на одной струне…

(17)Паганини! (18)Разве Егоров мог равняться с ним, с великим музыкантом!

(19)Всё же он медленно поднял скрипку к плечу. (20)Звезда спокойно горела на краю залива. (21)Свет её не мерцал, не переливался, как всегда. (22)Егоров заиграл, и неожиданно одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны.

(23)Тотчас вспыхнули электрические фонарики. (24)Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. (25)Играть было легко, будто сухие, лёгкие пальцы Паганини водили по изуродованной скрипке.

(26)В коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло гарью, звенела и росла мелодия Чайковского, и от её томительного напева, казалось, разорвётся, не выдержит сердце.

(27)И последняя струна, действительно, не выдержала силы звуков и порвалась. (28)Сразу же свет фонариков перелетел с лица Егорова на скрипку. (29)Скрипка замолчала надолго. (30)И свет фонариков погас. (31)Толпа слушателей только вздохнула.

(32)Егорову не на чем было играть, он стал обыкновенным бойцом в обыкновенном отряде. (33)И во время одного ночного боя отдал свою жизнь за Родину.

(34)Скрипку Егорова бойцы положили в футляр, зашили в старое байковое одеяло и передали лётчику, улетавшему в Ленинград.

(35)В Ленинграде лётчик отнёс скрипку известному дирижёру. (36)Тот взял её двумя пальцами, взвесил в воздухе и улыбнулся: это была итальянская скрипка, потерявшая вес от старости и многолетнего пения.

– (37)Я передам её лучшему скрипачу нашего оркестра, — сказал лётчику дирижёр.

(38)Где теперь эта скрипка — я не знаю. (39)Но где бы она ни была, она играет прекрасные мелодии, знакомые нам и любимые нами. (40)Она играет, заставляя сердца слушателей дрожать, потому что в каждом сердце есть струна, которая обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного.

* Паустовский Константин Георгиевич (1892—1968) — русский писатель, мастер романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «отбивать» (предложение 5).

Слово отбивать употребляется в значении ОТРАЗИТЬ ВСТРЕЧНЫМ УДАРОМ.

Правильный ответ указан под номером 4.

Замените разговорное слово «крохотный» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Слово КРОХОТНЫЙ можно заменить словом МАЛЕНЬКИЙ.

В предложении 15 содержится слово «неожиданно», правописание суффикса в котором определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».

Из предложений 15—17 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».

(1)Многочисленная публика собралась слушать оригинального музыканта. (2)Он был слеп, но молва передавала чудеса о его музыкальном таланте и о его личной судьбе. (3)Говорили, будто в детстве он был похищен из зажиточной семьи бандой слепцов, с которыми бродил, пока известный профессор не обратил внимания на его замечательный музыкальный талант. (4)Другие передавали, что он сам ушёл из семьи к нищим из каких-то романтических побуждений. (5)Как бы то ни было, зал был набит битком. (6)Свободных мест не было.

(7)В зале настала глубокая тишина, когда на эстраде появился молодой человек с красивыми большими глазами и бледным лицом. (8)Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая дама, как говорили, жена музыканта.

– (9)Не мудрено, что он производит такое потрясающее впечатление, — говорил в толпе какой-то человек своему соседу. — (10)У него, по-моему, замечательно драматическая наружность.

(11)Действительно, и это бледное лицо с выражением вдумчивого внимания, и неподвижные глаза, и вся его фигура располагали к чему-то особенному, непривычному.

(12)Живое чувство родной природы, чуткая оригинальная связь с непосредственными источниками народной мелодии сказывались в импровизации, которая лилась из-под рук слепого музыканта. (13)Богатая красками, гибкая и певучая, она бежала звонкой струёй, то поднимаясь торжественным гимном, то разливаясь задушевным грустным напевом. (14)Казалось по временам: то буря гулко гремит в небесах, раскатываясь в бесконечном просторе, то лишь степной ветер звенит в траве, на кургане, навевая смутные грёзы о минувшем.

(15)Когда он смолк, гром рукоплесканий охваченной восторгом толпы наполнил громадный зал. (16)Слепой сидел с опущенною головой, прислушиваясь к этому грохоту. (17)Но вот он опять поднял руки и ударил по клавишам — многолюдный зал мгновенно притих.

(18)В эту минуту вошёл старик, внимательно оглядел толпу, охваченную одним чувством, направившую на слепого горящие взгляды. (19)Он слушал и ждал: больше, чем кто-нибудь другой в этой толпе, понимал он живую драму этих звуков.

(20)Ему казалось, что эта могучая, свободно льющаяся из души музыканта импровизация вдруг оборвётся тревожным, болезненным вопросом, который откроет новую рану в душе слепого. (21)Но звуки росли, крепли, становились всё более и более властными, захватывали сердце замиравшей толпы.

(22)И вдруг сердце старика упало. (23)Из-под рук музыканта опять, как и прежде, вырвался стон. (24)Вырвался, прозвенел и замер. (25)Но это уже были не одни стоны личного горя, не одно слепое страдание. (26)На глазах старика появились слёзы. (27)Слёзы были и на глазах его соседей.

– (28)Он прозрел, да, это правда, — он прозрел, — думал старик. — (29)Вместо эгоистического страдания он носит в душе ощущение жизни.

(30)Среди яркой и оживлённой мелодии, счастливой и свободной, как степной ветер, и, как он, беззаботной, среди пёстрого и широкого гула жизни, среди то грустного, то величавого напева народной песни всё чаще, всё настойчивее и сильнее прорывалась какая-то за душу хватающая нота.

(31)Казалось, будто удар разразился над толпою, и каждое сердце дрожало, как будто он касался его своими быстро бегающими руками. (32)Он давно уже смолк, но толпа хранила гробовое молчание.

(33)Старик всё ниже опускал голову. (34)Он сделал своё дело, он недаром прожил на свете, ему говорили об этом полные силы властные звуки, стоявшие в зале, царившие над толпой…

Импровизация — создание художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения.

* Короленко Владимир Галактионович (1853—1921) — писатель, журналист, публицист. Основные произведения — «История моего современника», «В дурном обществе. Из детских воспоминаний моего приятеля», «Слепой музыкант».


источники:

http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/4113618_iz-pred-lo-ze-nij-11/

http://rus-oge.sdamgia.ru/test?theme=46